Понятие занятости обеспечения занятости понятие безработного

Право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органов службы занятости; на профессиональную деятельность за границей; на обжалование неправомерных действий органов службы занятости, в том числе в судебном порядке.

Занятость — это деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящая им заработок (трудовой доход). Гражданин реализует свое право на труд в избранном им виде занятости. В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РФ» занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 этого Закона); занимающиеся предпринимательской деятельностью; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел; проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения; временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

На основании Закона о занятости населения и Порядка регистрации безработных граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в следующей последовательности: первичная регистрация; регистрация безработных граждан в целях поиска работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан.

При первичной регистрации безработным гражданам предоставляется информация: о состоянии рынка труда на соответствующей территории; о наличии вакантных рабочих мест, об оплате и других условиях труда с целью выбора работы; о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации; о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

Для регистрации в целях поиска работы безработный гражданин должен предъявить в органы по вопросам занятости по месту жительства документы: паспорт (иной документ, удостоверяющий личность); трудовую книжку (иные документы, подтверждающие стаж работы); документ об образовании (о квалификации); а также справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за три последних месяца по последнему месту работы.

В течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска работы органы службы занятости должны предложить два варианта подходящей работы (в том числе временной) или два варианта получения профессиональной подготовки. В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы.

На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело, в котором производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

Для признания гражданина безработным причина увольнения с последнего места работы значения не имеет.

Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16 лет; которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся в течение первых 10 дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

В случае отказа гражданину в регистрации его безработным органы по вопросам занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа

Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию в сроки, установленные органами по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, — не реже одного раза в месяц.

Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании решения органа по вопросам занятости в следующих случаях:

признания граждан занятыми;

прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов по вопросам занятости с выплатой стипендии;

неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также неявки в срок для регистрации их в качестве безработных;

длительной (более месяца) неявки в органы по вопросам занятости без уважительных причин;

переезда в другую местность;

установления злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка (дохода), предоставления документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставления других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);

осуждения к наказанию в виде лишения свободы;

назначения в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (возрасту), за выслугу лет.

Нарушение установленного порядка регистрации безработных граждан влечет за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Выплата пособия по безработице. Эта мера социальной поддержки гораздо более детально урегулирована Законом о занятости, чем ранее рассмотренные меры. Ей посвящены ст. 30—35 названного закона.

Данная мера является основным, хотя и не единственным способом материальной поддержки безработных граждан. Порядок выплаты пособия, а также иных социальных выплат безработным определен приказом Минтруда России от 29.06.2012 № Юн «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».

Необходимым и достаточным условием для выплаты пособия является приобретение лицом статуса безработного. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Размышления

Незаконный отказ в назначении и выплате пособия по безработице является нарушением имущественного права гражданина и — в отсутствие иного специального закона — не порождает права на возмещение морального вреда. В то же время в судебной практике можно встретить решения, из которых следует, что непринятие гражданина на учет в целях поиска подходящей работы или иные нарушения личного неимущественного права гражданина — конституционного права на труд, могут служить основанием для компенсации морального вреда на основании ст. 151 ГК РФ (см., например, определение Ленинградского областного суда от 23.04.2014 №33-1963/2014).

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Исключение из этого правила установлено для случаев, когда безработный гражданин уволен в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, т.е. за ним после увольнения сохраняется средняя заработная плата по последнему месту работы (с зачетом выходного пособия) до момента трудоустройства, но не свыше определенного законом периода. Здесь пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Право на получение пособия является срочным, даже если безработный так и не получил работы и заработка, несмотря на помощь со стороны службы занятости, т.е. по прошествии определенного периода времени пособие перестает выплачиваться, хотя гражданин и сохраняет статус безработного.

Продолжительность выплаты пособия по безработице состоит из двух периодов и может быть стандартной и сокращенной.

Общая стандартная продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев. В этом случае каждый из двух периодов выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.

Стандартная продолжительность выплаты пособия по безработице является общим правилом, т.е. она действует для всех безработных, кроме тех из них, для кого установлена сокращенная или удлиненная продолжительность выплаты пособия по безработице.

Общая сокращенная продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев. В этом случае каждый из двух периодов выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.

Сокращенная продолжительность выплаты пособия по безработице установлена для следующих категорий граждан:

  • — впервые ищущих работу (ранее не работавших);
  • — стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • — уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;
  • — уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель;
  • — направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия.

Продление сроков выплаты пособия по безработице предусмотрено для граждан, имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной Законом о страховых пенсиях, но не достигших возраста 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно. Для них период выплаты пособия увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.

Размышления

Статья 32 Закона о занятости предусматривает условия продления сроков выплаты пособия по безработице, однако не указывает, касается ли это всех категорий безработных, отвечающих установленным в ней требованиям, или только тех, для кого установлен стандартный срок его выплаты. Такая неопределенность может породить сложности для правоприменительной практики. Можете ли вы предложить выход из этой ситуации?

Размер пособия по безработице также бывает двух видов: общий и специальный.

Общий размер пособия по безработице устанавливается для граждан, которые отвечают одновременно следующим условиям: были уволены по основаниям, не связанным с виновными действиями, в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имели в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

В этом случае пособие по безработице начисляется в следующем порядке.

В первом (12-месячпом) периоде выплаты:

  • — в первые три месяца — в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца но последнему месту работы (службы);
  • — в следующие четыре месяца — в размере 60%;
  • — в дальнейшем — в размере 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и нс ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

во втором (12-месячном) периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Справочная информация

Минимальный и максимальный размеры пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ. С 2009 г. эти размеры не менялись, сохранены они и на 2016 г. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11.2015 № 1223 минимальный размер пособия в 2016 г. равен 850 руб., максимальный — 4900 руб.

Специальный размер пособия по безработице устанавливается гражданам, которые не отвечают вышеназванным условиям (ранее не работавшим, уволенным за нарушение трудовой дисциплины, имевшим оплачиваемую работу менее 26 недель и т.д.), а также гражданам, которые:

  • — прекратили индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством РФ порядке;
  • — были направлены органами службы занятости на обучение и отчислены за виновные действия;
  • — вышли из членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

В этих случаях пособие в каждом из периодов выплаты начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Выплата пособия но безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

  • — признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 Закона о занятости;
  • — прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
  • — длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
  • — переезда или переселения безработного в другую местность;
  • — попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
  • — осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • — назначения пенсии, предусмотренной п. 2 ст. 32 Закона о занятости, либо назначения страховой пенсии по старости (в том числе досрочно), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • — отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);
  • — смерти безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

  • — отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
  • — отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • — явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;
  • — увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  • — нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
  • — самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

При этом период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия но безработице и нс продлевает его.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

  • — отпуска по беременности и родам;
  • — выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования по очно-заочной или заочной форме;
  • — призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением государственных обязанностей.

При этом данные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Также размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости и отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (обучение).

Выплата стипендии в период профессионального обучения и дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости предусмотрена для отдельных категорий безработных в следующих размерах:

  • — уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) — в размере 75% их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;
  • — впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель — в размере пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан. При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, стипендия, установленная в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента;
  • — утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания — за счет средств соответствующих работодателей в размере 100% среднего заработка, исчисленного за последние три месяца но последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Безработным гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, стипендия в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачивается в повышенном размере в соответствии с законодательством РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Порядок назначения и выплаты стипендии гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования но направлению органов службы занятости устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

  • Порядок исчисления среднего заработка утвержден постановлением Минтруда Россииот 12.08.2003 № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направленияорганов службы занятости».
  • Районный коэффициент действует для граждан, проживающих в районах КрайнегоСевера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяютсярайонные коэффициенты к заработной плате.

ImageFlow / .com

Данное пособие является формой поддержки безработных граждан. Выплачивается оно регулярно, но не постоянно, а в пределах определенного срока. И право на него имеют только признанные в установленном порядке безработными граждане.

Статус безработного

Чтобы гражданина признали безработным, он должен:

  • быть трудоспособным гражданином, не имеющим работы и заработка;
  • зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • искать работу и быть готовым приступить к ней.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется службой занятости по месту жительства. Решение о регистрации должны принять не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов.

К последним относятся:

  • паспорт или заменяющий его документ (например, временное удостоверение личности);
  • трудовая книжка или заменяющий ее документ (к примеру, дубликат трудовой книжки);
  • документы, удостоверяющие квалификацию гражданина (например, диплом о профессиональной переподготовке, свидетельство о профессии рабочего либо иной документ, удостоверяющий присвоение разряда, класса или категории по результатам профессионального обучения);
  • справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Впервые ищущие работу и не имеющие квалификации должны представить только паспорт и документы об образовании.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; далее – закон о занятости).

В течение какого периода выплачивается пособие по безработице

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно, причем начисляется оно гражданам с первого дня признания их безработными. Исключение составляют граждане, которые потеряли работу в результате ликвидации компании или прекращения деятельности ИП либо в результате сокращения штата. Дело в том, что за ними сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более двух месяцев (ст. 178 ТК РФ). Таким гражданам пособие начинает выплачиваться после того, как прекратится выплата среднего заработка (п. 3 ст. 31 закона о занятости).

Пособие не может выплачиваться более 6 месяцев в течение 12 месяцев. Имеются в виду 12 месяцев не подряд, а суммарно. Те граждане, которые впервые ищущих работу, стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, или были уволены за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, а также те, кто был уволен по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоял в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, могут получать пособие по безработице не более, чем за три месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев (п. 4 ст. 31 закона о занятости).

Важно знать, что пособие выплачивается, только если гражданин регулярно проходит перерегистрацию. Ее сроки устанавливает служба занятости, но они не могут быть чаще, чем два раза в месяц (п. 6 ст. 31 закона о занятости).

Когда выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается

Выплата пособия по безработице может быть прекращена или приостановлена. Об этом решении обязательно уведомляется безработный.

Пособие прекращают выплачивать в случаях, если гражданин умер либо стал занятым, длительное время (более месяца) не являлся в службу занятости без уважительных причин, начал получать пенсию или осужден к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. При переезде безработного в другую местность пособие тоже перестают выдавать. Еще одно основание – отказ гражданина от помощи службы занятости в поисках работы (для этого он должен написать письменное заявление). Пособие также прекращают выплачивать, если гражданин начал проходить профессиональное обучение или получать дополнительное образование по направлению службы занятости с выплатой стипендии. Наконец, выплата пособия прекращается, если выяснится, что гражданин добился его получения обманным путем (п. 2 ст. 35 закона о безработице).

Во всех этих случаях одновременно с прекращением выплаты пособия лицо снимают с учета в качестве безработного.

Кроме того, выплату пособия могут приостановить на срок до одного месяца. Такое возможно, например, в случаях:

  • отказа от двух вариантов подходящей работы за один период безработицы;
  • отказа от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение. Это затрагивает тех, кто является безработным более месяца и при этом впервые ищет работу или хочет устроиться на работу после длительного (более года) перерыва;
  • явки в состоянии опьянения на перерегистрацию в качестве безработного;
  • нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации;
  • самовольного прекращения обучения по направлению органов службы занятости;
  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законом. То же касается отчисления с места обучения, на которое гражданин был направлен службой занятости (п. 3 ст. 35 закона о занятости).

При этом следует учитывать, что период, на который выплата приостанавливается, засчитывается в период выплаты пособия по безработице.

Есть еще ряд случаев, когда пособие временно не выплачивают, но эти периоды, наоборот, в общую продолжительность выплаты не входят:

  • отпуск по беременности и родам;
  • выезд безработного из места постоянного проживания в связи с обучением по вечерней и заочной форме в учреждениях профессионального образования;
  • призыв безработного на военные сборы и привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, а также с исполнением государственных обязанностей (п. 4 ст. 35 закона о занятости).

Размер пособия по безработице

Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы.

При этом обязательным является условие о том, что в течение 12 месяцев до безработицы гражданин состоял в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 календарных недель (п. 1 ст. 30 закона о занятости).

Для определения среднего заработка работника его средний дневной заработок умножается на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в организации).

А средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. В расчет берется заработок за последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения (постановление Минтруда России от 12 августа 2003 г. № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости»).

По общему правилу в первом (12-месячном) периоде выплаты пособие начисляется:

  • в первые три месяца – в размере 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие три месяца – в размере 60% заработка.

При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента. (п. 1 ст. 33 закона о занятости).

В 2020 году минимальный размер пособия составляет 1500 руб., а максимальный – 12 130 руб. При этом, в связи со сложившейся сложной экономической обстановкой в 2020 году для некоторых категорий граждан установлены иные размеры пособия. Так, кто был уволен и признан безработными начиная с 1 марта 2020 года и имеет детей в возрасте до 18 лет, получит в апреле — августе 2020 года увеличенное пособие пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 руб. за каждого ребенка одному из родителей (приемных родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) (постановление Правительства РФ от 27 марта 2020 г. № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год»). Тем, кому назначено пособие в размере минимальной величины, за май — июль 2020 г. получат его в размере 4500 руб. Для предпринимателй, прекративших свою деятельность после 1 марта 2020 г. и признанных безработными, пособие устанавливается в размере 12130 руб. на срок не более 3 месяцев, но не позднее 1 октября 2020 г. Тем же, кто утратил право на получение пособия в связи с истечением срока его выплаты, продлевается выплата пособия на срок не более трех месяцев, но не позднее 1 октября 2020 г.

Пособие по безработице в размере минимальной величины устанавливается для:

  • граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
  • направленных службой занятости на обучение и отчисленных за виновные действия (п. 2 ст. 30 закона о занятости).

Служба занятости ограничивает размер пособия на 25%, если безработный не явился без уважительной причины на собеседование с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости. Такое же последствие может наступить, если гражданин отказался без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу или обучение. В обоих случаях сумма пособия уменьшается на срок не более месяца (п. 5 ст. 35 закона о занятости).

Добавим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе в возрасте до 23 лет) имеют дополнительные гарантии. Если они ищут работу впервые и при этом зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных, им в течение шести месяцев выплачивается дополнительное пособие. Его размер приравнен к уровню средней заработной платы, сложившегося в регионе (ст. 34.1 закона о занятости).

С 1 января 2019 года дополнительная помощь оказывается и гражданам предпенсионного возраста, оставшимся без работы. Так,если они состояли в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, то пособие по безработице начисляется в следующем размере:

  • первые три месяца в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца в размере 60% такого заработка;
  • в дальнейшем в размере 45% такого заработка.

При этом размер пособия по безработице таким гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента. В 2019 г. минимальный размер пособия для граждан предпенсионного возраста составлял 1 500 руб., максимальный — 11 280 руб. В 2020 году установлен единый максимальный размер пособия по безработице для всех граждан — 12 130 руб.

Особые условия предусмотрены для тех граждан, которые имеют страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно. Для них период выплаты пособия увеличивается сверх установленных 12 месяцев на 2 недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом, период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев. Аналогичное правило исчисления периода выплаты пособия действует для тех, кто имеет указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ст. 34.2 закона о занятости).

Материальная помощь безработным

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением допустимого периода выплаты, может оказываться материальная помощь. Ее также можно получить в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Матпомощь оказывают органы службы занятости.

Размер этой выплаты и условия ее предоставления устанавливаются регионами. К примеру, в Москве некоторые безработные (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, студенты, граждане моложе 30 лет и т. д.) могут рассчитывать на следующую материальную помощь:

1

Ежемесячная оплата к пособиям по безработице в размере минимального пособия по безработице.

2

Материальная помощь в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице. Она предоставляется на основании больничного и приравнена также к минимальному пособию по безработице.

3

Компенсация расходов на общественный транспорт, которая также предоставляется всем безработным. Ее размер составляет половину стоимости единого проездного на месяц.

4

Единовременная материальная помощь в случае смерти члена семьи безработного либо одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного. Эти обстоятельства нужно подтвердить свидетельством о смерти. Сумма материальной помощи в этом случае будет равна максимальному пособию по безработице (Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в городе Москве», постановление Правительства Москвы от 27 января 2009 г. № 47-ПП «Об утверждении положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан»).

Последняя актуализация: 26 июня 2020 г.

УДК 340

Зливко Алла Павловна

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова alla_zlivko @mail. ru Репьева Полина Владимировна

Преподаватель кафедры теории и истории государства и права

Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова

Некрасова Ирина Евлампиевна

курсант 4 курса направления подготовки

«Государственное и муниципальное управление»

Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова

Alla P. Zlivko

Candidate of law, docent of Department of theory

and history of state and law of the «State Maritime University named

after Admiral F. F. Ushakov

Polina V. Repiev

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ

LEGAL REGULATION OF SOCIAL SECURITY OF CITIZENS OF UNEMPLOYMENT

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению международных и национальных нормативно — правовых актов в сфере социальной защиты граждан от безработицы. Особое внимание уделяется проблемам реализации конституционного права на защиту от безработицы. Авторами данной статьи акцентируется внимание на необходимости совершенствования российского законодательства. В частности, закрепление в Законе «О занятости населения в РФ» определения «пособие по безработице», а также

введение определенных дополнений в соответствующие статьи указанного нормативно — правового акта с целью повышения уровня защищенности граждан, потерявших работу.

Ключевые слова: право граждан, безработица, безработный гражданин, социальная защита, пособие по безработице, социальные гарантии и компенсации.

Нестабильная экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, приводит к возникновению многих проблем на рынке труда. Особое внимание следует уделить дисбалансу спроса и предложения, который вызван структурными изменениями в отраслях экономики, а также научно-техническим прогрессом. Ввиду этого увеличивается количество граждан, которые потеряли работу и теперь не могут её найти. Государство не может предоставить всем желающим рабочие места, поэтому вынуждено бороться с безработицей. Безработицу следует рассматривать как сложное социально-экономическое явление, которое снижает материальную обеспеченность граждан, приводит к нарушению процесса социализации, является предпосылкой девиантного поведения в обществе. Снизить и нейтрализовать отрицательные последствия, с которыми сталкиваются безработные, возможно путём создания эффективной системы защиты граждан от безработицы. В основе указанной системы лежит нормативно — правовая база. В настоящее время с точки зрения практического применения российское законодательство содержит определенные неточности, которые выступают причиной ущемления конституционных прав граждан. Не исключением является и законодательство в сфере социальной защиты граждан от безработицы. Обращаясь в органы службы занятости, гражданин сталкивается со многими проблемами, касающимися приобретения статуса безработного, выплаты пособия по безработице и другие.

Нормативно — правовая база в сфере социальной защиты граждан от безработицы представлена совокупностью международных и национальных актов. Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные и

международные стандарты являются составной частью российской правовой системы .

Во многих международных нормативно — правовых актах провозглашается право на труд и защиту от безработицы. К таковым относят: Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.) , Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.) . В указанных актах определены основные гарантии и компенсации, предоставляемые безработным гражданам. Значимая роль на международном уровне отводится деятельности Международной организации труда по разработке и принятию международных нормативно — правовых актов в сфере социальной защиты граждан от безработицы. Россией ратифицировано значительное количество Конвенций и Деклараций МОТ. Но, к сожалению, нератифицированными остаются Конвенция № 2 «О безработице» (1919 г.) и Конвенция № 168 «О содействии занятости и защиты от безработицы» (1988 г.). В соответствии с Конвенцией № 168 размер пособия по безработице не должен быть меньше минимального прожиточного уровня, который установлен в стране. Согласно российскому законодательству размер пособия по безработице почти в два раза ниже прожиточного минимума. Мы считаем, что ратификация указанной конвенции будет способствовать преодолению в кратчайшие сроки отставания России от международных стандартов материальной необеспеченности безработных граждан.

Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ и Закон «О занятости населения в РФ» относят к числу основных нормативно — правовых актов в сфере социальной защиты граждан от безработицы. Согласно статье 37 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на защиту от безработицы, которое осуществляется через обеспечение занятости и трудоустройства . В Трудовом кодексе РФ содержатся нормы, предусматривающие защиту работника от необоснованных увольнений, переводов и отказов в приёме на работу .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В законе «О занятости населения в РФ» особое внимание уделяется организационно — правовым формам защиты граждан от безработицы . Активные формы социальной защиты безработных граждан направлены на их скорейшее возращение к трудовой деятельности, за счёт повышения конкурентоспособности на рынке труда. К таковым принято относить: профессиональное обучение, организацию оплачиваемых общественных работ, содействие в поиске подходящей работы и самозанятости населения. В свою очередь пассивные формы защиты граждан от безработицы направлены на поддержание социального функционирования безработных граждан и выражаются в основном в виде материальной помощи — выплата пособия по безработице.

Несмотря на многообразие организационно — правовых форм, российская судебная практика свидетельствует о некоторых проблемах в реализации положений Закона «О занятости населения в РФ». Согласно Постановлению

Конституционного суда РФ № 19-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 33 и п. 1 ст. 34 Закона РФ «О занятости населения в РФ» указанные статьи не соответствуют Конституции РФ, а именно ст. 7, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 37, ч. 3 ст. 55 . Это подтверждает тот факт, что пособие по безработице, которое действующее законодательство относит к разновидностям социального обеспечения, предоставляемого за счёт средств федерального бюджета, предопределяет достаточно широкую дискрецию федерального законодателя при определении размеров пособия и критериев их дифференциации с учётом целевого назначения данной выплаты. Пример из судебной практики подтверждает, что устанавливаемые законодателем правила, в первую очередь, должны обеспечивать возможность реализации гражданами в полной мере принадлежащих им конституционных прав, в данном случае право на защиту от безработицы.

На наш взгляд, некоторые положения Закона «О занятости населения в РФ» нуждаются в соответствующих изменениях. Мы считаем, что статью 3 указанного закона, в части определения понятия «безработный гражданин» необходимо дополнить таким условием как отсутствие предложений подходящей работы со стороны органов службы занятости. Данное нововведение необходимо, поскольку зачастую центры занятости населения предлагают безработным граждан работу, не соответствующую профилю их подготовки. Поэтому безработные граждане вынуждены тратить время на переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

В Законе «О занятости населения в РФ» определен размер пособия по безработице, условия, сроки его выплаты и порядок прекращения выплаты. Однако нормы закона не содержат самого понятия «пособие по безработице». Мы считаем, что главу VI «Социальные гарантии и компенсации» указанного закона целесообразно дополнить отдельной статьей содержащей определение «пособие по безработице». Изменения в законодательство должны выглядеть следующим образом: «Пособие по безработице — это денежная выплата, которая назначается гражданам, получившим статус безработного в установленном настоящим законом порядке, и осуществляется в течение определенного периода времени, в утвержденном размере, с целью поддержания уровня жизни безработного и членов его семьи».

Целесообразно пересмотреть установленный размер и порядок определения пособия по безработице. В соответствии со ст. 30 Закона «О занятости населения» размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку работника за последние три месяца. Мы считаем, что в данном случае нарушается принцип социальной справедливости, поскольку законодатель учитывает среднюю заработную плату за последние три месяца работы, но не учитывает конкретное участие гражданина в общественном производстве, то есть его трудовой стаж. Установленный законом размер пособия по безработице не соответствует

международным стандартам в области социальной защиты граждан от безработицы, так как не удовлетворяет минимальных потребностей данной категории во время поиска подходящей работы. В данной связи, считаем необходимым внести изменения в ст. 30 Закона «О занятости населения в РФ» следующего содержания: при определении размера пособия по безработице необходимо учитывать не только заработную плату безработного гражданина, но и минимальный прожиточный уровень в стране и каждом отдельном регионе. Законодателю необходимо обратить внимание на то, что размер пособия по безработице остается неизменным с 2009 года и варьируется в пределах от 850 до 4900 рублей. При этом минимальный прожиточный уровень с каждым годом изменяется. Ориентировочно в 2017 году величина прожиточного минимума будет составлять от 8 922 до 9 252 рублей соответственно на начало и конец года.

В настоящее время в российском законодательстве нет четкой систематизации гарантий, предоставляемых безработным гражданам со стороны государства. Мы считаем, что необходимо распределить все гарантии в системе социальной защиты граждан от безработицы на определенные группы, исходя из такого критерия, как функциональное назначение. Этот критерий правильно отражает объективно существующую дифференциацию социальных гарантий на две группы: гарантии реализации права на содействие в трудоустройстве и гарантии реализации права на материальную поддержку. Предложенная систематизация гарантий позволит исключить их повторение в нормативно- правовых актах, принятых на разных уровнях власти.

Для снижения уровня молодежной безработицы необходимо внести в Закон «О занятости населения в РФ» поправку, согласно которой вузы будут заключать с предприятиями прямые договоры на обучение требуемых специалистов. Так как зачастую профессия молодого специалиста не соответствует спросу работодателя.

Квотирование рабочих мест является главной и единственной формой защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья от безработицы. Общепризнано, что в России уровень квот значительно ниже, чем во многих странах Европы. Чтобы повысить уровень занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо пересмотреть нормы российского законодательства в части определения размера квоты для приёма на работу инвалидов. Мы считаем необходимым внести изменения в ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следующего содержания: «Организациям, численность работников которых составляет более 50 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к средней численности работников (но не менее 2 %)». Данное нововведение расширит возможности нормативного регулирования субъектами РФ объёмов и порядка квотирования рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В российском законодательстве предусмотрен штраф для работодателей за несоблюдение

квоты для трудоустройства инвалидов. При этом денежные средства, полученные от его уплаты, зачисляются непосредственно в бюджет. Мы предлагаем использовать указанные денежные средства по целевому назначению — на создание и оборудование рабочего места для инвалида, с учётом существующих стандартов.

Вышеуказанные изменения законодательства направлены на совершенствование правового регулирования социальной защиты граждан от безработицы. Безработные граждане нуждаются в определенной правовой защите со стороны государства ввиду сложного характера социально-экономических последствий, возникающих в результате потери работы. Приведение российской нормативно — правой базы в соответствие с международными нормами повысит уровень защиты граждан от безработицы со стороны государства.

Литература:

2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) //Российская газета, 05.04.1995. № 67.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. — М., 1978 г., вып. XXXII. С. 36.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.10.2016 № 19-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.А. Назарова» // Собрание законодательства РФ, 17.10.2016. № 42. Ст. 5991.

Collection of the legislation of the Russian Federation, 04.08. 2014. No. 31. Art. 4398.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.