Порядок ликвидации казенного учреждения

Рассмотрим, как осуществляется ликвидация учреждения – пошаговая инструкция приведена в соответствии с законодательными нормами.

Правовая база

Государственные структуры относятся к некоммерческим организациям. Такие субъекты создаются в целях выполнения социальных, образовательных, политических и других функций. На федеральном уровне ликвидация учреждения регламентируется Законом № 7-ФЗ от 12.01.96 г.

Обратите внимание! Если речь идет о ликвидации бюджетного учреждения в виде образовательной организации, порядок создания, реорганизации и закрытия утвержден в стат. 22 Закона № 273-ФЗ от 29.12.12 г.

В соответствии со стат. 18 Закона № 7-ФЗ ликвидация казенного учреждения проводится в порядке, обозначенном для ликвидации некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения. Дополнительно учитываются нормы гражданского и бюджетного законодательства РФ. По стат. 158 БК при упразднении государственной структуры обязанности по разработке и утверждению необходимых мероприятий возлагаются на главного распорядителя средств.

Возможные причины для ликвидации

В отличие от закрытия частного предприятия ликвидация муниципального учреждения осуществляется государством только при наличии веских оснований. По каким причинам может инициироваться такая процедура? Решение о ликвидации выносится в следующих возможных ситуациях:

  • Невозможность выполнения поставленных на законодательном уровне задач.
  • Неспособность исполнения обязательств по требованиям кредиторов.
  • Наложение уголовной ответственности на должностных лиц за совершенные преступления.
  • Дефолт учреждения.
  • Выявленные в период проведения проверок налоговые нарушения, включая непредставление отчетности и неуплату налогов.
  • Конфликты между руководящими лицами учреждения.
  • Вынесение судебного постановления о ликвидации бюджетного субъекта с долгами.
  • Другие причины.

Наличие любого из указанных оснований может стать причиной для закрытия учреждения. В период нестабильности экономической и политической ситуации в стране упразднения происходят все чаще. Объясняется это несколькими факторами. Во-первых, государство сокращает финансирование. В свою очередь дефицит средств ведет к накоплению долгов перед кредиторами. А невозможность вовремя погасить обязательства является основанием для инициирования банкротства.

С 13 августа 2020 года по-новому рассчитывайтесь с сотрудниками, которых сократили или уволили при ликвидации учреждения. Изменения в ТК внесли Законом от 13.07.2020 № 210-ФЗ. Произвести все выплаты нужно до окончания процедуры ликвидации. Смотрите основные изменения в обзоре.

Сроки ликвидации

Сроки ликвидации учреждения устанавливаются с учетом законодательных требований. Сколько точно времени займет закрытие – сказать сложно. Но необходимо учитывать следующие особенности:

  • Период для заявления кредиторских требований составляет не менее 2 мес. от момента публикации в печатных органах сообщения о ликвидации.
  • Если у организации имеются судебные споры, непогашенные долги, «хвосты» по отчетности», это увеличивает время закрытия.
  • Выплаты сотрудникам при ликвидации учреждения положены по Трудовому Кодексу всему персоналу, включая декретниц, отпускников и работников на больничном.
  • Уведомление о предстоящем увольнении направляется минимум за 2 мес.
  • Если ИФНС вынесет решение о проверке, сроки значительно увеличатся.

Вывод: минимальный срок ликвидации составляет 2 месяца, а максимальный законодательно не установлен.

Куда направлять бухгалтерские документы после ликвидации учреждения

Пошаговая инструкция по ликвидации учреждения

Точный механизм общей процедуры определяется законом. Особенности выполнения тех или иных мероприятий зависят от наличия обязательств и типа учреждения. Рассмотрим основные этапы ликвидации учреждения – пошаговая инструкция для государственных организаций приведена далее.

Утверждение решения

Для ликвидации решение должно приниматься органами государственной исполнительной власти. Документ утверждает тот орган, который регистрировал бюджетное (казенное, автономное) учреждение при открытии. В решении содержится следующая информация:

  • Документальное основание для прекращения деятельности субъекта.
  • Дата начала и сроки ликвидационных мероприятий.
  • Состав ликвидационной комиссии, включая председателя.
  • Источники финансирования учреждения.
  • Перечень предприятий, которым передаются активы, обязанности и права ликвидируемой организации.

Обратите внимание! Юридическая законность решения подтверждается документально. Для этого необходимо обеспечить наличие одной или нескольких дополнительных форм. В зависимости от ситуации требуется предоставить решение города или администрации муниципалитета; экспертный акт о последствиях закрытия; устав госоргана, проводившего регистрацию организации; решение собрания жителей и т.д.

Ликвидационная комиссия

После утверждения решения создается специальная комиссия. Состав участников может включать любое количество членов. Председатель избирается отдельно. Запрещается выбирать в комиссию:

  • Должностных лиц ликвидируемого учреждения.
  • Представителей или сотрудников госорганов, утвердивших решение о ликвидации субъекта.

Комиссии передаются все полномочия, связанные с закрытием объекта. При этом председатель обладает наиболее широким кругом полномочий. Такое лицо вправе:

  • Подписывать передаваемые в суд документы.
  • Представлять интересы учреждения в судебных и других госорганах.
  • Совершать действия, предусмотренные комиссией.
  • Определять срок для предъявления требований кредиторами.
  • Публиковать сообщения в СМИ.
  • Уведомлять кредиторов о планируемых мероприятиях и т.д.

Список всех отчетов и бланков, которые необходимо обязательно сдать при ликвидации учреждения смотрите в таблице. Эксперты Системы Госфинансы подготовили рекомендации по заполнению каждой формы и готовые образцы.

Промежуточный ликвидационный баланс

По завершении отведенного кредиторам срока (2 месяца с даты публикации сообщения) составляется промежуточный баланс. Эта форма содержит данные о составе имущества учреждения, списке выставленных требований, итогах их рассмотрения и др.

Как платить налог на имущество при ликвидации учреждения

С целью составления документа проводится инвентаризация, взыскивается или списывается дебиторка, закрываются лицевые счета. Утверждает баланс ответственное лицо организации. На основании сведений о финансовом состоянии субъекта определяется реальная сумма долгов к погашению.

Расчеты с кредиторами и их очередность

Согласно сформированному промежуточному балансу определяется, сколько средств необходимо учреждению для расчетов с кредиторами. При этом все требования должны быть документально подтверждены. Непризнанные кредиторские требования, а также новые отражаются в дополнениях к балансу. В противном случае кредиторы могут обратиться за взысканием в суд. Если обращения в судебные органы не последовало, долг считается погашенным.

При недостаточности активов организации для исполнения обязательств проводится публичная реализация имущества. Если вырученных средств не хватает, кредиторы вправе подать иск в суд для возмещения долгов за личный счет собственников учреждения. Порядок очередности расчетов установлен в стат. 64 ГК:

  • Первая – выплаты гражданам за нанесение вреда здоровью или жизни.
  • Вторая – расчеты с персоналом, включая выходные пособия, премии, зарплату и т.д.
  • Третья – выплаты по бюджетным и внебюджетным платежам.
  • Четвертая – все прочие виды выплат.

Окончательный ликвидационный баланс

После погашения всех долгов составляется окончательный ликвидационный баланс. Документ передается на утверждение в соответствующие исполнительные органы. Затем заполняется заявление и платится госпошлина. Пакет документов представляется в налоговые органы. Факт ликвидации вносится в Единый Реестр. На основании записи в ЕГРЮЛ бюджетный субъект признается прекратившим свое существование, а ликвидация завершенной (стат. 21 Закона № 7-ФЗ от 12.01.96 г.)

Как платить налоги и страховые взносы при ликвидации учреждения

Уведомление госорганов

Закрытие некоммерческой структуры предполагает обязательную подачу в ИФНС следующих типовых форм:

  • Уведомление об утверждении решения, ликвидационной комиссии и промежуточном балансе – ф. Р15001.
  • Извещение о закрытии госучреждения.
  • Уведомление об окончательном балансе – ф. Р16001.
  • Платежная квитанция на перечисление госпошлины.
  • Окончательный ликвидационный баланс.

Передача документов в архив

После закрытия любой организации остается документация. Закон о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.11 г. устанавливает минимально пятилетний период для хранения бухгалтерских документов. А кадровые формы следует сохранять в течение 75 лет.

Для определения ценности документации проводится экспертиза. Под контроль попадают все формы – как на бумажных, так и на электронных носителях. По завершении формирования архива согласовывается перечень уничтожаемых документов. Список утверждается у руководителя. На конечном этапе проводится уничтожение необязательных документов.

Особенности ликвидации разных типов учреждений

Процедура прекращения деятельности учреждений регламентируется Законом № 7-ФЗ от 12.01.96 г., БК РФ и ГК РФ. В отношении образовательных организаций необходимо учитывать требования Закона № 273-ФЗ от 29.12.12 г. Правовые особенности для ликвидации разных типов учреждений:

  • Закрытие казенного, бюджетного предприятия проводится по решению органа власти в зависимости от типа учреждения – Правительства РФ для федеральной структуры; органа власти субъекта РФ для региональной; местной администрации для муниципальной. Требовать досрочного погашения долгов при закрытии такого объекта кредиторы не вправе (стат. 19.1 Закона № 7-ФЗ).
  • Ликвидация автономного учреждения выполняется по предусмотренным ГК РФ основаниям – решение принимается органом власти соответствующего уровня, оставшееся имущество передается учредителю объекта (стат. 19 Закона № 174-ФЗ от 03.11.06 г.).
  • Ликвидация образовательных организаций допускается после утверждения положительного решения о необходимости такой процедуры. Для школ в сельской местности требуется также согласие жителей (стат. 22 Закона № 273-ФЗ).
  • Ликвидация медицинских организаций выполняется на основании решения о прекращении деятельности и положительного заключения специальной комиссии. При этом должно учитываться мнение жителей (стат. 29.1 Закона № 323-ФЗ от 21.11.11 г.).

Расчеты с сотрудниками и увольнения

Когда проводится ликвидация учреждения, отпускники, лица на больничном и прочий персонал увольняются без исключений. Беременную женщину можно уволить при ликвидации учреждения. Стат. 81 ТК дает право работодателям расторгать трудовые договора в одностороннем порядке. Все действия по уведомлению сотрудников выполняет ликвидационная комиссия. Известить специалистов необходимо минимум за 2 месяца до закрытия организации. В случае массовых увольнений – за 3 мес.

При ликвидации персоналу выплачивается вознаграждение за отработанное время. Дополнительно начисляются и выдаются выходные пособия за 2 или 3 мес., а также различные компенсации. Не забудьте перечислить в бюджет НДФЛ, оплатить налоги и страховые взносы. По истечение срока, отведенного для уведомления и расчетов с персоналом, издаются приказы на увольнение и делаются записи в трудовых книжках. Расчет осуществляется в последний рабочий день.

Как платить НДФЛ при ликвидации учреждения