Порядок определения накладных расходов в строительстве

Накладные расходы — это часть сметной себестоимости работ, представляющая собой совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения строительных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ, а также их организацией, управлением и обслуживанием.

Перечень статей затрат входящих в накладные расходы можно посмотреть .

Сметная нормативная величина накладных расходов отражает среднеотраслевые необходимые затраты, входящие в состав цены на строительную продукцию.

Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса рекомендуется использовать систему норм накладных расходов, которые по своему функциональному назначению и масштабу применения подразделяются на следующие виды:

— укрупненные нормативы по основным видам строительства;

— нормативы по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ;

— индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации.

Накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от фонда оплаты труда рабочих (строителей и машинистов) (далее ФОТ) в составе прямых затрат.

Общее методическое руководство разработкой нормативов накладных расходов осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования.

Разработка укрупненных нормативов по основным видам строительства и нормативов по видам строительных и монтажных работ производится организациями-разработчиками (федеральными и региональными центрами ценообразования в строительстве (РЦЦС)), определяемыми Управлением ценообразования.

Укрупненные нормативы по основным видам строительства определены на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) в целом по отрасли и структуры выполненных подрядных работ по основным 10 видам строительства.

Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства используются для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.

Нормативы накладных расходов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ разработаны на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по отдельным специализированным организациям-представителям с учетом структуры сметных прямых затрат в сметной стоимости строительных, монтажных, ремонтно-строительных и специальных строительных работ, определяемой на основе сметно-нормативных баз 2001 г. (ФЕР, ТЕР, ТСН и т.д.). Система нормативов состоит из 86 видов работ.

Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.

Нормативы накладных расходов по видам строительства, строительных, ремонтно-строительных и монтажных работ разработаны без учета районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним. Порядок расчета величины накладных расходов в указанных районах приведен в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-34.2004).

Укрупненные нормативы накладных расходов по 10 видам строительства и нормативы накладных расходов по 86 видам строительных, монтажных работ и ремонтно-строительных могут корректироваться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по накладным расходам строительных организаций.

Разработка индивидуальных норм для конкретных строительно-монтажных или ремонтно-строительных организаций осуществляется подрядными организациями или региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) на основе заключенных с подрядными организациями договоров на выполнение указанных работ.

Разработанные проекты индивидуальных норм накладных расходов передаются подрядчиком заказчику для рассмотрения и проведения соответствующей экспертизы.

Индивидуальные нормы накладных расходов подрядных организаций определяются на основе расчетных затрат, необходимых для управления, организации и обслуживания процесса производства строительных работ, и должны учитывать реальные условия конкретного строительства, отличающиеся от усредненных, предусмотренных в укрупненных нормативах накладных расходов.

При расчете индивидуальной нормы накладных расходов необходимо проводить анализ годовых данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по форме 5-з, утвержденной постановлением Госкомстата России от 09.09.2003 № 82.

При разработке индивидуальных норм накладных расходов необходимо учитывать, что в соответствии с положениями о взаимоотношениях организаций генерального подрядчика с субподрядчиком, предусмотренных заключенным между ними договором на строительство, субподрядчик перечисляет за счет накладных расходов плату генподрядчику на покрытие административно-хозяйственных расходов, связанных с обеспечением технической документацией и координацией работ, приемкой и сдачей работ, материально-техническим снабжением, обеспечением пожарно-сторожевой охраной, техники безопасности, временными (не титульными) зданиями и сооружениями и др. При этом сумму отчислений субподрядчик относит на указанные статьи накладных расходов, а генподрядчик соответственно уменьшает расходы по аналогичным статьям.

В случаях, когда фактическая величина накладных расходов превышает сметную, рекомендуется разрабатывать индивидуальные нормы накладных расходов. Величина накладных расходов определяется в локальных сметах в текущем или базисном уровне цен.

При использовании укрупненных нормативов накладных расходов по видам строительства начисление накладных расходов производится в конце сметы за итогом прямых затрат.

Начисление нормативов накладных расходов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ производится на комплексы работ, определяемых в соответствии с наименованием сборников ГЭСН-2001, ГЭСНм-2001 и ГЭСНр-2001.

При определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные работы для индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, необходимо исключать из расчета индивидуальной нормы накладных расходов затраты, связанные с уплатой единого социального налога (ЕСН), а при использовании укрупненных нормативов накладных расходов по видам строительства или по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ к указанным нормативам применяется коэффициент 0,7.

Общественная палата РФ и организация «Трезвая Россия» предложили обязать производителей табака и импортеров публично раскрывать состав сигарет, а также указывать на упаковке информацию о количестве содержащихся в них вредных веществ и прописать перечень допустимых к содержанию ингредиентов. Соответствующие предложения содержатся в аналитическом докладе «О ситуации на табачном рынке, масштабах потребления табака и его последствиях».

Вопрос-ответ На сколько подорожают сигареты в 2021 году?

«Сокрытие производителями состава сигарет является введением потребителей в заблуждение и нарушает конституционные и международные права граждан на информацию. Граждане должны иметь беспрепятственный доступ к достоверной и исчерпывающей информации о составе сигарет в целях формирования полной картины о смертельных последствиях употребления табачной продукции», — говорится в докладе.

Авторы инициативы предлагают установить ответственность за неисполнение таких требований в размере не менее 10% от совокупного дохода компании за предшествующий финансовый год, сообщает РИА Новости со ссылкой на текст документа. Также предлагается разработать технологию сбора и переработки окурков и провести независимое исследование состава сигарет, табака и бестабачных смесей для кальянов.

Из чего делают сигареты?

Согласно ГОСТ 3935-2000. «Сигареты. Общие технические условия», для изготовления сигарет используют ферментированное табак-сырье, бумагу, ацетатные, бумажные и комбинированные фильтры. Кроме того, могут применяться другие материалы и сырье, а также соусы, ароматизаторы, умягчители и нетабачное сырье, в том числе импортного производства.

По ГОСТу сигареты могут быть круглыми и овальными, с фильтрующим мундштуком или без него. Влажность табака в сигаретах — 13±2%. Массовая доля пыли в табаке должна составлять не более 3,5%. Аромат и вкус дыма устанавливает изготовитель или лицензиар и контролирует путем дегустации. Не допускаются запахи и привкусы, которые несвойственны конкретному наименованию продукции.

Для упаковывания сигарет применяются этикетки из коробочного картона, этикеточной бумаги, пачечной двухслойной или однослойной бумаги. Также используется писчая бумага, кашированная или металлизированная, оберточная, махорочная, разрывная лента и полимерочная пленка.

Какие вещества образуются при горении сигареты?

Сигаретный дым состоит из газообразных составляющих и твердых частиц. Газообразные компоненты — это оксид и диоксид углерода, цианистый водород, аммоний, изопрен, ацетальдегид, акролеин, нитробензол, ацетон, сероводород, синильная кислота и др.

Горящая сигарета содержит более 4 тыс. различных химических соединений. Основное из них — это алкалоид никотин. В среднем, по данным Роспотребнадзора, в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина. Смертельная доза для человека составляет от 50 до 100 мг (две-три капли этого вещества).

Вопрос-ответ Сколько тратят на алкоголь и сигареты жители регионов России. Инфографика

Кроме того, горящая сигарета содержит более 40 канцерогенных веществ. Среди них, например, N-нитрозамины. Это большой класс азотсодержащих органических соединений. Большинство из них способны вызывать мутации ДНК.

Формальдегид и ацетальдегид, также содержащиеся в табачном дыме, способны вызывать раздражение кожи, глаз, горла, слизистых оболочек и дыхательных путей.

Одним из самых мощных канцерогенов является бензапирен, в дыме одной сигареты в среднем около 0,025 мкг этого вещества. По данным Роспотребнадзора, выкуривание одной сигареты по содержанию бензапирена равнозначно шестнадцати часам вдыхания выхлопных газов.

Способность еще одного компонента табачного дыма, оксида углерода, соединяться с гемоглобином в 200 раз выше, чем у кислорода. Соответственно, повышенный уровень этого вещества в легких и крови курильщика уменьшает способность крови переносить кислород, что негативно сказывается на функционировании всех тканей организма.

Синильная кислота относится к веществам так называемого общетоксического действия. Она нарушает внутриклеточное и тканевое дыхание, подавляя активность железосодержащих ферментов в тканях, участвующих в передаче кислорода от гемоглобина крови к клеткам тканей.

Еще одно вещество, которое относится к группе веществ общетоксического действия, — акролеин. Это ненасыщенный альдегид, токсическое вещество, оказывающее раздражающее действие на глаза, кожу и дыхательные пути, а также повышающее риск развития онкологических заболеваний. Кроме того, акролеин и формальдегид относятся к группе веществ, провоцирующих развитие астмы.

действует Редакция от 12.07.2004 Подробная информация

Наименование документ «НОМЕНКЛАТУРА РАБОТ И УСЛУГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ» (Введение, Разделы A, B) (утв. Минздравсоцразвитием РФ 12.07.2004)
Вид документа номенклатура, реестр
Принявший орган минздравсоцразвития рф
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 12.07.2004
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • М., Издательство «Ньюдиамед», 2004
Навигатор Примечания

«НОМЕНКЛАТУРА РАБОТ И УСЛУГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ» (Введение, Разделы A, B) (утв. Минздравсоцразвитием РФ 12.07.2004)

VII. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ЗАТРАТ НА МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ

Методика расчета затрат на медицинские услуги направлена на создание единой системы расчетов затрат на медицинские услуги.

Методика расчета затрат на медицинские услуги разработана для решения следующих задач:

— создания единой системы расчетов затрат на медицинские услуги;

— создания нормативной базы для осуществления взаиморасчетов между субъектами, участвующими в оказании медицинской помощи;

— установления системы контроля за соблюдением требований, устанавливаемых нормативными документами по проведению расчетов;

— создания условий для разработки единых подходов к расчетам затрат на одноименные медицинские услуги;

— создания условий для осуществления контроля за использованием всех видов ресурсов организаций здравоохранения;

— обеспечения возможности актуализации расчетов затрат на медицинские услуги.

7.1. Основные положения по расчету затрат на медицинские услуги

7.1.1. Расчет затрат на медицинские услуги производится на основе учета и анализа фактических расходов организации здравоохранения в целом, выполняющей медицинские услуги за календарный период — квартал, полугодие или год; возможен расчет затрат и для структурных подразделений организации здравоохранения.

7.1.2. При анализе затрат на лекарственное обеспечение, медицинскую технику и другие статьи расходов может производиться корректировка фактических расходов в соответствии со стандартами технологий выполнения медицинских услуг.

7.1.3. Расчет затрат на медицинские услуги осуществляется с учетом всех расходов организации здравоохранения, ее структурных подразделений, в которых выполняются соответствующие услуги, и затрат времени на их выполнение.

7.1.4. При расчете затрат на медицинские услуги расходы на лекарственные средства и расходуемый материал включаются в расчет только в части затрат, непосредственно обеспечивающих условия осуществления услуги или технологически связанных с ней (диагностические средства, дезинфицирующие средства, реактивы, шприцы, иглы, системы для переливания крови, перевязочные материалы, разовые принадлежности и т.п.). Расходы на лекарственные средства, используемые в лечебных и профилактических целях, учитываются при расчете стоимости протоколов ведения больных и не учитываются при расчете затрат на медицинские услуги.

7.1.5. Расходы организации здравоохранения делятся на прямые, т.е. затраты, технологически связанные с осуществлением услуги и потребляемые в процессе ее выполнения, и накладные, т.е. затраты, необходимые для обеспечения деятельности организации здравоохранения и выполнения медицинской услуги, но не потребляемые непосредственно в процессе выполнения медицинской услуги.

7.1.6. К прямым расходам относятся:

— затраты на оплату труда медицинских работников и других специалистов с немедицинским образованием, непосредственно участвующих в процессе оказания медицинской услуги (основной персонал);

— начисления на оплату труда основного персонала;

— материальные ресурсы, полностью потребляемые в процессе оказания услуги: лекарственные средства, реактивы, перевязочные средства, одноразовые шприцы и инструментарий, сосудистые и иные протезы, шунты, вживляемые в организм больного приспособления, шовный материал, продукты питания и др.;

— потребляемая в процессе оказания услуги доля износа мягкого инвентаря;

— потребляемая в процессе осуществления услуги доля износа медицинского оборудования.

К накладным расходам относятся:

— затраты на оплату труда работников организации здравоохранения, не участвующих непосредственно в процессе оказания медицинской услуги, — администрация, хозяйственный, обслуживающий персонал (общеучрежденческий персонал) и т.д.;

— начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала;

— хозяйственные расходы (расходные материалы и предметы снабжения, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, текущего ремонта и т.д.);

— командировки и служебные разъезды;

— доля износа мягкого инвентаря в административных, хозяйственных и прочих подразделениях, обслуживающих лечебно-диагностический процесс, но не участвующих непосредственно в оказании медицинских услуг;

— доля износа зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинских услуг.

7.2. Расчет затрат на простые медицинские услуги

7.2.1. Общие затраты на простую медицинскую услугу

В основе расчета затрат на простую медицинскую услугу лежит учет затрат времени на осуществление данной услуги с приведением затрат к единице времени:

С_пму = SUM П_р + SUM Н_р x (t_вр + t_ср), (1)
Ф_р.вр x К_эф.вр + Ф_р.ср x К_эф.ср

где:

С_пму — затраты на простую медицинскую услугу;

SUM П_р — сумма прямых расходов организации здравоохранения за анализируемый период времени;

SUM Н_р — сумма накладных расходов организации здравоохранения за тот же период времени;

Ф_р.вр — фонд рабочего времени врачей в условных единицах трудоемкости (трудозатрат);

Ф_р.ср — фонд рабочего времени среднего медицинского и вспомогательного персонала в условных единицах трудоемкости (трудозатрат);

К_эф — нормативный коэффициент использования рабочего времени медицинского персонала (соответственно врача и среднего медицинского персонала), установленный настоящей методикой;

t_вр — время, затрачиваемое врачами в процессе оказания услуги;

t_ср — время, затрачиваемое средним медицинским и вспомогательным персоналом в процессе оказания услуги.

7.2.2. Расчет прямых затрат на простую медицинскую услугу

7.2.2.1. Для определения расходов на оплату труда всего основного персонала организации здравоохранения за анализируемый период раздельно рассчитывается основная заработная плата, т.е. величина заработной платы, установленной в соответствии со штатными должностями организации здравоохранения, начисленная согласно всем основаниям, и дополнительная заработная плата, т.е. суммы выплат компенсационного характера. В дополнительную заработную плату включаются затраты на выплаты:

— за работу в ночное время;

— за работу в праздничные и выходные дни;

— оплата очередных ежегодных и дополнительных отпусков (компенсаций за неиспользованный отпуск);

— оплата льготных часов работы подростков;

— доплата за работу с интернами;

— оплата времени прохождения обязательных медицинских осмотров;

— компенсация женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком;

— оплата времени выполнения государственных обязанностей;

— выходные пособия;

— оплата приглашенных специалистов (консультантов);

— оплата отпусков молодым специалистам перед началом работы;

— оплата времени учебы с отрывом от производства в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.

В расчетах не учитываются:

— премии и материальная помощь работникам;

— оплата дополнительно предоставляемых (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам.

Основная заработная плата (З_осн) основного персонала равна сумме основной заработной платы врачей (З_осн.вр) и среднего медицинского и вспомогательного персонала (З_осн.ср):

З_осн = З_осн.вр + З_осн.ср. (2)

Дополнительная заработная плата (З_д) включается в затраты через коэффициент (К_д) и исчисляется по отношению к основной заработной плате всего персонала:

К_д = З_д / З_осн. (3)

Расчет расходов на заработную плату основного персонала с учетом дополнительной заработной платы (З_од) производится по формуле:

З_од = З_осн x (1 + К_д), (4)

где К_д — коэффициент дополнительной заработной платы.

7.2.2.2. Начисления на фонд заработной платы (Н_з) устанавливаются законодательством Российской Федерации в процентах от фонда заработной платы.

7.2.2.3. При расчете расходов на материальные ресурсы (М), полностью потребляемые в процессе оказания услуги: лекарственные средства, реактивы, перевязочные средства, одноразовые шприцы и инструментарий, сосудистые и иные протезы, шунты, вживляемые в организм больного приспособления, шовный материал, продукты питания и др., учитывают затраты согласно статье «Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы» экономической классификации расходов бюджета Российской Федерации в редакции Федерального Закона от 08.08.2001 N 127-ФЗ: медикаменты, перевязочные средства, химические реактивы, одноразовые принадлежности, приобретение минеральных вод, сывороток, вакцин, витаминов и т.п., пленок для рентгеновских снимков. Объем и номенклатура материальных ресурсов должны обеспечивать качественное выполнение простой медицинской услуги и могут корректироваться путем внесения недостающих элементов в соответствии с требованиями стандарта технологии выполнения услуги. Учет расходов проводится согласно порядку, установленному в п. 7.1.4 настоящей методики.

Расчет расходов на лекарственные средства и перевязочные материалы проводится на основании данных о фактических расходах по организации здравоохранения в целом и по его структурным подразделениям в соответствии с действующими нормативными документами.

7.2.2.4. Расчет потребляемой в процессе оказания услуги доли износа мягкого инвентаря (И) производится по нормативу его износа в соответствии с действующими нормативными документами в этой области и ценами на период расчета.

7.2.2.5. Расчет потребляемой в процессе осуществления услуги доли износа медицинского оборудования производится путем расчета износа оборудования, числящегося в составе основных средств. Износ учитывается пропорционально продолжительности выполнения услуги. Годовая сумма износа (Г_и) каждого вида оборудования, используемого в процессе выполнения медицинской услуги, исчисляется, исходя из балансовой стоимости основных средств (Б_ос). Сумма годового износа оборудования определяется по формуле:

Г_и = Б_ос x Н_ги, (5)

где Н_ги — норматив годового износа.

7.2.3. Расчет накладных расходов

Накладные расходы (Н_р) не могут быть прямо отнесены на стоимость услуг и переносятся на их стоимость следующими способами:

7.2.3.1. Заработная плата общеучрежденческого персонала (З_у) учитывается при расчете затрат через коэффициент заработной платы общеучрежденческого персонала (К_у) к основной заработной плате основного персонала (З_осн):

К_у = З_у , (6)
З_осн

где З_у — заработная плата общеучрежденческого персонала;

З_осн — основная заработная плата основного персонала.

З_у = З_осн x (1 + К_у) (7)

7.2.3.2. Начисления на заработную плату общеучрежденческого персонала рассчитываются аналогично начислениям на заработную плату основного персонала (п. 7.2.2.2).

7.2.3.3. Прочие накладные расходы в расчете на услугу (приобретение предметов снабжения и расходных материалов; оплата горюче-смазочных материалов, прочих расходных материалов и предметов снабжения; командировки и служебные разъезды; транспортные услуги; оплата услуг связи; оплата коммунальных услуг; оплата содержания помещений; оплата потребления тепловой энергии; оплата отопления и технологических нужд; оплата потребления газа; оплата потребления котельно-печного топлива; оплата потребления электрической энергии; оплата водоснабжения помещений; оплата аренды помещений, земли и др. имущества; прочие коммунальные услуги; прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг; оплата научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря; оплата текущего ремонта зданий и сооружений; прочие текущие расходы; прочие специальные расходы; прочие непредвиденные расходы; износ немедицинского оборудования и мягкого инвентаря, затраты, связанные с лицензированием, аккредитацией, сертификацией, текущим ремонтом, обеспечением санитарных и противопожарных норм, обучением персонала; налоги, не относимые к начислениям на заработную плату) рассчитываются исходя из фактических затрат по учреждению в целом за календарный год с поправкой на период времени, за который учитываются затраты (квартал, полугодие). На затраты, связанные с выполнением услуги, накладные расходы переносятся с помощью коэффициента (К_нр), определяемого путем отнесения суммы накладных расходов к сумме основной заработной платы основного персонала по организации здравоохранения за анализируемый период.

К_нр = SUM Н_р (8)
SUM З_осн

Сумма накладных расходов в составе затрат на медицинскую услугу (Н_р) определяется по формуле:

SUM Н_р = SUM З_осн x К_нр, (9)

где:

SUM Н_р — сумма накладных расходов в составе затрат на медицинскую услугу;

З_осн — основная заработная плата основного персонала подразделения.

7.2.4. Расчет нормативной прибыли в затратах на медицинскую услугу

В расчет затрат на медицинскую услугу дополнительно может включаться прибыль организации здравоохранения, которая должна обеспечивать их рентабельность и современный уровень оказания медицинской помощи. Расчет производится по формуле:

C_р = С x (1 + Р), (10)

где:

C_р — затраты на медицинскую услугу с учетом рентабельности;

С — сумма затрат на оказание медицинской помощи;

Р — рентабельность (в величинах от 0 до 1).

Показатель уровня рентабельности определяется на основании нормативных документов.

7.2.5. Учет инфляции при расчете затрат на медицинскую услугу

При расчете затрат на медицинскую услугу рекомендуется проводить корректировку на инфляцию. Для этого используют показатель «индекс цен валового национального продукта» за анализируемый период времени. Расчет производится по формуле:

С_и = C x (1 + И_внп), (11)

где:

C_и — затраты на медицинскую услугу с учетом инфляции;

С — сумма затрат на оказание медицинской помощи;

И_внп — индекс цен валового национального продукта.

7.2.6. Расчет трудоемкости (трудозатрат) услуги

7.2.6.1. Показатель времени, затрачиваемого врачами, средним медицинским и вспомогательным персоналом в процессе оказания услуги, устанавливается путем замера не менее чем в 10 случаях выполнения одноименных услуг с вычислением среднего значения или путем экспертной оценки — опроса нескольких специалистов, выполняющих однотипные услуги. При этом считается, что весь персонал, участвующий в оказании услуги, затрачивает одинаковое время. Расчет трудоемкости (трудозатрат, затрат времени) проводится на основании фонда рабочего времени медицинского персонала.

7.2.6.2. Трудоемкость услуги измеряется в условных единицах труда. Одна условная единица труда приравнивается к 10 минутам рабочего времени.

7.2.6.3. При определении трудоемкости услуги учитывается время, затрачиваемое на непосредственное оказание услуги. При расчете определенной условной единицы труда время, затрачиваемое специалистами на выполнение услуги, умножается на нормативные коэффициенты использования рабочего времени (К_эф), приведенные в табл. 5.

Таблица 5

НОРМАТИВНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ К МЕТОДИКЕ РАСЧЕТА ЗАТРАТ НА МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ

Наименование должности (специальности) Нормативный коэффициент К_эф
Врач-терапевт, врач-хирург (амбулаторно-клинического учреждения или больничного учреждения) 0,923
Врач клинической лабораторной диагностики 0,750
Медицинская сестра по специальности лабораторная диагностика 0,800
Врач-рентгенолог, медицинская сестра по специальности рентгенология 0,900
Врач-радиолог 1,000
Врач функциональной диагностики 0,840
Врач ультразвуковой диагностики 0,850
Врач-эндоскопист 0,850
Врач по лечебной физкультуре 0,923
Врач-физиотерапевт 0,923
Медицинская сестра по специальности медицинский массаж 0,770
Медицинская сестра по специальности физиотерапия 1,120
Врач-психиатр, врач психиатр-нарколог 0,923
Врач судебно-медицинский эксперт 0,900

Для врачебных специальностей, не указанных в табл. 5, коэффициент использования рабочего времени принимается равным коэффициенту, рассчитанному для врача амбулаторного приема, отделения стационара. Для медицинских сестер, работающих с врачами, используется коэффициент, рассчитанный для врачей соответствующей специальности.

7.3. Расчет затрат на сложные и комплексные медицинские услуги

7.3.1. Затраты на оказание сложных и комплексных медицинских услуг определяются суммированием затрат на простые услуги в соответствии с номенклатурой и кратностью проведения простых медицинских услуг, входящих в состав сложной и комплексной медицинской услуги.

7.3.2. При расчете затрат на сложные и комплексные медицинские услуги должны учитываться маржинальные составляющие затрат, характеризующиеся величиной дополнительных затрат, необходимых для одновременного выполнения одной дополнительной простой медицинской услуги согласно составу сложной или комплексной услуги.

7.3.3. При расчете затрат на сложные и комплексные услуги должны учитываться расходы по оплате стоимости услуг, выполняемых в других организациях здравоохранения (при отсутствии возможности их выполнения в данной организации здравоохранения); оплате доноров, включая питание.

7.4. Поправочный коэффициент

Поправочный коэффициент необходим в тех случаях, когда имеющиеся условные единицы трудозатрат (УЕТ) не коррелируются со значением нормативов выполнения той или иной услуги. Это может быть связано с изменением условий предоставления услуг (например, выполнение услуги «на дому» по отношению к выполнению той же услуги в поликлинике), усложнением или упрощением технологии предоставления услуги (например, исследование аналита ручным способом по отношению к исследованию с помощью дорогостоящего анализатора или анализатора, упрощающего выполнение услуги), применением для формирования УЕТ сложной и комплексной услуги простой суммации УЕТ простых услуг ее составляющих. Основная задача поправочного коэффициента — нивелировать такие погрешности. Выделяют следующие виды поправочных коэффициентов:

— коэффициент сложности повышающий и понижающий (применяется в случае усложнения или упрощения методики выполнения услуги, выполнения услуги высококвалифицированным специалистом и др.);

— коэффициент субспециальности (применяется в случае выполнения услуги специалистом, имеющим дополнительную специализацию, например, врач гинеколог-эндокринолог);

— коэффициент условий выполнения услуги (применяется в случае, если условия выполнения услуги требуют дополнительных затрат, например, выполнение услуги «на дому»);

— коэффициент маржинальности (применяется в случае расчета УЕТ для сложной услуги, состоящей из простых услуг, выполняемых одновременно).

Значения поправочных коэффициентов приведены в табл. 6. Значения коэффициента маржинальности в зависимости от количества суммируемых услуг приведено в табл. 7.

Таблица 6

ЗНАЧЕНИЯ ПОПРАВОЧНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ

Наименование поправочного коэффициента Значение поправочного коэффициента
Коэффициент сложности:
— повышающий; 2,0
— понижающий 0,1
Коэффициент субспециальности 2,0
Коэффициент условий выполнения услуги:
— на дому; 3,0
— скорая и неотложная медицинская помощь в условиях сельской местности; 2,0
— скорая и неотложная медицинская помощь в условиях города 1,5

Таблица 7

ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ МАРЖИНАЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛИЧЕСТВА ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПАРАЛЛЕЛЬНО РАБОТ И УСЛУГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

При формировании тарифов стороны могут вводить дополнительно коэффициенты, например, связанные с квалификацией специалистов (интерн — 0,8; кандидат медицинских наук — 1,5; доктор медицинских наук — 2,0).

Нормативно-правовые акты, регламентирующие ценообразование в области ГОЗ

Особенности согласования базовых экономических нормативов с ВП МО РФ

Расчет себестоимости, подготовка расшифровок по статьям затрат, включенным в состав калькуляции

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) — это расчет издержек на производство единицы продукции (работ, услуг). Если предприятие изготавливает продукцию (выполняет работу, оказывают услуги) в рамках исполнения государственного оборонного заказа (далее — ГОЗ), то при калькулировании себестоимости есть множество нюансов, с которыми мы постараемся разобраться.

Порядок ценообразования на продукцию по ГОЗ

В соответствии с Инструкцией по формированию контрактных цен по ГОЗ цены на продукцию разрабатываются организациями-исполнителями и согласовываются с государственными заказчиками (потребителями) с соблюдением следующих условий:

  • исходная база цен — обоснованные затраты и прибыль, определяемая с учетом установленного предельного норматива рентабельности;
  • основное требование при формировании цен — эффективное использование средств федерального бюджета;
  • при установлении уровня цен на конкретные виды вооружения, военной техники, имущества используются основные технические, экономические нормы и нормативы, учитывающие в том числе специфические особенности производства.

В государственном контракте на продукцию может устанавливаться ориентировочная (уточняемая) цена, фиксированная цена или цена, возмещающая издержки. Самые распространенные — ориентировочные (ОРЦ) и твердофиксированные цены (ТФЦ).

Согласно Положению о применении видов цен по ГОЗ ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию применяется при заключении государственного контракта, если нет достаточных исходных данных, чтобы определить фиксированную цену на эту продукцию, в том числе:

  • при поставках продукции с технологическим циклом изготовления свыше 3 лет;
  • при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на развитие и совершенствование продукции по государственному оборонному заказу, продолжительностью свыше 3 лет;
  • при выполнении ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, если на момент заключения государственного контракта нет точных данных по объему работ.

На стадии заключения государственных контрактов на продукцию целесообразно устанавливать ориентировочные цены, которые могут служить основанием для авансирования, расчетов за выполненные этапы работ.

Выполнение работ в ходе реализации контракта может финансироваться также исходя из стоимости отдельных этапов. В год сдачи продукции на нее устанавливается фиксированная контрактная цена.

Если при заключении государственного контракта устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию, в нем устанавливаются срок ее действия, условия уточнения и порядок изменения на фиксированную цену.

Организация-исполнитель согласовывает цены на продукцию с представительством государственного заказчика — Военным представительством Министерства обороны РФ (далее — ВП МО РФ), а также с организацией-потребителем и государственным заказчиком или только с государственным заказчиком на поставляемую непосредственно ему продукцию.

Для согласования цены в адрес ВП МО РФ направляются расчетно-калькуляционные материалы на цену, предлагаемую организацией-производителем. После согласования цены ВП МО РФ формирует заключение на цену (возможно, со снижением от предложенной Поставщиком).

Согласование стоимости изделий, планируемых к поставке по ГОЗ, с представительством Заказчика

Итак, под представительством Заказчика понимается ВП МО РФ, деятельность которого регламентируется Постановлением № 804.

ВП МО РФ создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации, а также работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов.

На военные представительства возлагается ряд обязательств, в том числе проверка качества и приемка продукции, выдача заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной. Мы рассмотрим только порядок согласования цены военной продукции с ВП МО РФ.

Чтобы согласовать цену на военную продукцию, предприятие обязано предоставить ее обоснование — расчетно-калькуляционные материалы (далее — РКМ).

Предельные уровни (коэффициенты) изменения затрат рассчитываются на базе прогнозируемых данных Минэкономики России и отчетных данных Госкомстата России с учетом региональных особенностей.

В свою очередь ВП МО РФ анализирует плановую и фактическую себестоимость контролируемой военной продукции и использует результаты проведенного анализа при подготовке заключения и подписания протоколов согласования цен.

При рассмотрении РКМ ВП МО РФ проверяет обоснованность:

  • потребности в материалах, полуфабрикатах, покупных комплектующих изделий и цен их приобретения, оптимальность выбора поставщиков указанных материальных средств;
  • предлагаемой трудоемкости выполнения работ и величины расходов на оплату труда;
  • уровня рентабельности;
  • уровня накладных расходов, прочих прямых и косвенных затрат;
  • привлечения к выполнению работ соисполнителей, наличие договорной документации и заключения ВП МО РФ, подтверждающего цену соисполнителя;
  • обоснованность и целесообразность служебных командировок и пр.

Также организации согласуют с ВП МО РФ основные экономические нормативы (базовые экономические показатели; БЭП):

  • нормативы общепроизводственных (ОПР) и общехозяйственных расходов (ОХР);
  • стоимость оплаты труда (как правило, стоимость одного нормо-часа работы основного производственного работника);
  • размер страховых взносов;
  • уровень рентабельности и др.

Рассмотрим процесс согласования некоторых экономических показателей более подробно.

Чтобы согласовать с ВП МО РФ нормативы накладных расходов, необходимо предоставить комплект документов, подтверждающих фактические расходы за предшествующий период и составить смету ОПР и ОХР с прогнозируемыми показателями расходов на планируемый период с привязкой к базе распределения накладных расходов, а также пояснительные записки к каждой категории затрат.

При планировании накладных расходов применяют индексы по видам экономической деятельности, доведенные Минэкономразвития России.