Порядок уплаты НДС поменяется

Блог о налогах Владимира Турова

Добрый день, друзья!

На семинарах, которые недавно прошли в Красноярске и Иркутске, во время перерывов бизнесмены атаковали меня вопросом: «Как теперь мы будем платить НДС?» В частности, этот вопрос волновал большую группу бизнесменов, которая торгует ломом черных и цветных металлов. Как будет выглядеть уплата НДС с 1 января 2018 года? Какие счета-фактуры выставлять, как будет происходить уплата налога на добавленную стоимость напрямую в бюджет?

Показываю на пальцах. Это очень просто.

Первая ситуация. Допустим, поставщик лома черных и цветных металлов ИП или юрлицо, работающее на спецрежиме, т.е. не на ОСН, а вы, как покупатель, работаете на «классике» и хотите купить лом черного и цветного металла. Как будете покупать? Поставщик на упрощенке хочет продать этот лом за тысячу рублей. Вы непосредственно поставщику платите тысячу. Т.к. он работает на спецрежиме и не является плательщиком налога на добавленную стоимость, при продаже ваш поставщик упрощенец обязательно в договоре и первичных документах должен проставить отметку «без НДС», т.е. указать, что он не является плательщиком данного налога. Если в итоге окажется, что он все-таки являлся плательщиком НДС, бремя уплаты данного налога ляжет на него в связи с недостоверными сведениями, предоставленными им при продаже. Это первая ситуация.

Вторая ситуация. Допустим, вы применяете основную систему налогообложения, купили металл и планируете его продать. Вы его продаете за 2 тысячи рублей. В 2 000 рублей около 300 рублей НДС. Теперь уже ваш покупатель эти 300 рублей НДС заплатит в бюджет, а вы выставите счет-фактуру, где напишете, что НДС заплачен налоговым агентом, и не важно какую систему налогообложения применяет покупатель, НДС заплатит он. Если покупатель использует основную систему налогообложения, он поставит уплаченный им за вас НДС себе к вычету, а если покупатель упрощенец и применяет базу «доход минус расход», он просто включит ваш НДС в расходы.

Третья ситуация. Вы работаете на упрощенке, и поставщик работает на упрощенке. Обе стороны сделки не плательщики НДС, соответственно в бюджет НДС с данной сделки не поступит. Такая же ситуация, когда вы на упрощенке, покупатель «физик».

Еще более непонятная ситуация, когда вы закупаете лом черных и цветных металлов у физических лиц. Может быть, я неправильно понял, потому что никаких разъяснений ФНС России я еще не видел. Закон принят, разъяснений нет… Я еще не до конца разобрался в этом законе. Но этот раздел я постарался изучить. Я, как обезьяна, читал несколько часов одни и те же фразы, рисовал себе схемы и сопоставлял… Написано нудно, не очень понятно, и ни я один такой тупой… Я разговаривал с другими специалистами: как быть, если вы покупаете металл за кэш у физических лиц, которые собирают металл, приносят вам на сборочные пункты и его сдают? Как я понял (может быть, я понял неправильно), вы, заплатив им нал, должны будете со всего этого нала тоже сформировать НДС и заплатить в бюджет. У вас должно быть платежное поручение. Вы должны выставить счет-фактуру, но еще должны пробить чек контрольно-кассовой машины.

То есть, не он вам деньги заплатил, а вы ему заплатили деньги, и вы должны пробить чек ККМ, с выделенным в чеке НДС. Этот чек ККМ будет подтверждающим документом, что вы сформировали НДС, который потом платежным поручением отдали в бюджет. Подчеркиваю, может быть я неправильно понял, перепроверьте мои слова. Потому что написано мутно, никаких разъяснений ФНС России на этот счет я пока не нашел. Будем разбираться.

Таким образом будет происходить уплата НДС не только при закупе и реализации лома черных и цветных металлов, но и при закупе изделий из вторичного алюминия и его отходов, а также при закупе сырых шкур животных у сельхозпроизводителей.

По сельхозпроизводителям ситуация еще более запутанная… Установили лимит 100 млн рублей, когда компания сельхозпроизводителя освобождается от НДС. Но по шкурам эта компания НДС все равно должна оплатить. Если же лимит перевалил за 100 млн рублей, то эта организация вообще становится плательщиком НДС по всем каналам… Я на этот счет, наверное, напишу отдельную, более подробную статью, в которой нарисую схему и все покажу.

Между прочим, этот №335-ФЗ от 27 ноября 2017 года – абсолютно неперевариваемое чтиво. На самом деле в этом законе еще много других вещей. Но главное, что я хотел написать в этой статье, – это лишь начало…

Вы скажете: «Где написано, что НДС вскоре напрямую в бюджет будут платить все отрасли РФ?» Нигде не написано, я просто знаю, как это делается. Я вас уверяю, уже к концу 2018 года НДС напрямую в бюджет будут платить не только те, кто занимается ломом черных и цветных металлов, не только те, кто занимается шкурами и вторичным алюминием… Постепенно будут добавлять одну отрасль за другой, и не пройдет и двух лет, как все бизнесмены РФ при покупке чего бы то ни было, будут платить сначала НДС в бюджет, а потом своему коллеге. Конечно, если вы бухгалтер, у вас возникнет сотни вопросов на тему «как отражать и формировать налоговую базу» и т.д.

Дамы и господа, налоговики все разъяснят. Я уже видел проект Постановления, где будут внесены изменения в Постановление Правительства №1137 в связи с выходом этого закона. Потихонечку к новому году все разжуют, главное, внимательно следите за моими статьями. И, конечно же, приходите на семинар в Москве 25-26 декабря. Это будет заключительный семинар в этом году. Я специально уделю этому время и схематично все нарисую, как будет платиться НДС в новом году.

Уважаемые дамы и господа, удачи вам. Изучайте материалы, готовьтесь к новому году и приходите на мой заключительный семинар 25-26 декабря, где я подробно вам эти вещи разжую.

Подписывайтесь на мой блог: здесь дают решения.

Прямая уплата НДС в бюджет убьёт обнал?

Стали известны подробности готовящегося эксперимента по прямой уплате налога на добавленную стоимость в бюджет.

О запуске эксперимента с 1 января 2018 года заявил Минфин в своём письме от 14 августа 2017 года № 03-07-14-51894. В нём говорится о начавшейся разработке законопроекта по возложению обязанностей по уплате НДС на покупателей товаров — налоговых агентов.

Если этот законопроект примут, то предприниматели, занимающиеся закупкой отдельных видов продукции (лома и отходов черных и цветных металлов, сырых шкур и других товаров) станут расцениваться в качестве налоговых агентов и будут вынуждены выплачивать НДС с покупки напрямую в бюджет.

Минфин и ФНС не скрывают, что законопроект направлен на борьбу с незаконным неуплатой налогов и так называемым «обналом» в частности.

Прокомментировать инициативу Министерства финансов мы попросили ведущего эксперта в области налогов В. Турова (г. Москва)

«Ни капли не сомневаюсь, что законопроект примут к новому году и заработает он именно тогда, когда заявлено — с 1 января 2018 г. И я нисколько не сомневаюсь, что эксперимент пройдёт удачно. Ведь его проводят не для того, чтобы проверить насколько хорошо «впишется» в налоговую систему прямая уплата НДС от покупателей-налоговых агентов в бюджет, а для того чтобы отработать технологию, алгоритмы, нормативную базу. В конце-концов, нужно отточить и документооборот, чтобы это всё коррелировало с АСК НДС — 2 (автоматической системой по контролю за уплатой налога на добавленную стоимость, версия 2) и её надстройкой — СУР (системой управления рисками). Так что 2018 год, вкупе с увеличением ставки НДС до 22%, готовит нам не самые приятные изменения. В первую очередь, конечно, это ударит по тем, кто занимается «обналом», им придётся срочно сворачивать свои схемы. А в 2019 прямая уплата НДС в бюджет, скорее всего, коснётся всех, без исключения.»

Как выжить в этих условиях, получать прибыль и не попасть под налоговый пресс, Владимир Туроврасскажет на своём ближайшем семинаре «Как законно снизить налоги, уйти от «обналички» и сохранить активы» 5-6 декабря в Красноярске.

Подробнее: на сайте: в-туров.рф, или по телефону: (391) 269-90-21

Изменение ставок НДС в 2019 году: разъяснения ФНС о переходном периоде

С 1 января 2019 года вступает в силу одна из важных поправок в НК РФ, касающаяся НДС, — повышение ставок налога (об изменениях по НДС, действующих как с 01.10.2018, так и с 01.01.2019, читайте в статье «Повышение НДС и другие новации по налогу»).

Размер основной ставки НДС составит 20 % вместо действующей в настоящее время ставки 18 %. Однако нормами Налогового кодекса не предусмотрены правила уплаты НДС в так называемый переходный период. Например, когда оплата поступила до повышения ставки (в 2018 году), а отгрузка произошла уже после повышения (в 2019 году). ФНС России выпустила письмо, в котором разъяснила порядок применения НДС в переходном периоде.

ФНС России в письме от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ разъяснила порядок применения НДС в переходном периоде.

Основная ставка НДС 20 %

В пункте 1 Письма налоговая служба напомнила, что новая ставка 20 % применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с 01.01.2019 независимо от даты и условий заключения договоров. Причем, по мнению ФНС России, изменение ставки НДС не требует внесения изменений в договоры, заключенные до 01.01.2019. В то же время стороны вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В этом Письме налоговый орган ничего не говорит о возможности доплаты суммы НДС в размере 2 % (20 % — 18 %) за счет собственных средств продавца. По всей видимости, это связано с тем, что НДС — косвенный налог, обязывающий продавца предъявлять начисленную сумму НДС к уплате покупателю (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Пункт 1.1 Письма содержит методические рекомендации по применению НДС для случаев, когда с 01.01.2019 отгружаются товары (работы, услуги, имущественные права) в счет предварительной оплаты, полученной до 01.01.2019. Так, продавец с полученной суммы предоплаты исчисляет НДС по ставке 18/118. После отгрузки соответствующих товаров с 01.01.2019 продавец начисляет НДС по ставке 20 % и заявляет налоговый вычет суммы НДС, ранее исчисленной с суммы предоплаты по налоговой ставке 18/118.

Зеркальные действия производит и покупатель. С перечисленной до 01.01.2019 суммы предоплаты он может предъявить к вычету сумму НДС, исчисленную продавцом по ставке 18/118. После приобретения товаров покупатель вправе заявить к вычету предъявленную продавцом сумму НДС, начисленную по ставке 20 %, с одновременным восстановлением ранее заявленной к вычету с предоплаты суммы НДС, исчисленной по ставке 18/118.

Пример 1

В декабре 2018 года продавец получил сумму предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил НДС по ставке в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 руб. х 18/118). В январе 2019 года продавец отгрузил товары на сумму 100 000,00 руб., начислил НДС по ставке 20 % в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20 %) и произвел налоговый вычет суммы НДС с предоплаты в размере 18 000,00 руб.

Покупатель, перечисливший в декабре 2018 года сумму предоплаты заявил налоговый вычет на сумму 18 000,00 руб. После приобретения товаров в январе 2019 года предъявил к вычету 20 000,00 руб. с одновременным восстановлением 18 000,00 руб. по предоплате.

Очевидно, что произведенная после отгрузки товаров доплата в размере 2 % на применение НДС никак не повлияет. Сложнее выглядит ситуация, когда такая доплата в размере 2 % производится покупателем до момента отгрузки товаров.

Если покупатель производит доплату в 2019 году, но до отгрузки товаров, то ФНС России предлагает рассматривать эту сумму не как дополнительную оплату стоимости с исчислением НДС по расчетной ставке 20/120, а как доплату именно суммы НДС в размере 2 % (20 % — 18 %). Из этого следует, что всю полученную доплату налога продавец должен перечислить в бюджет.

Для отражения в налоговых отчетах поступившей суммы доплаты налога в размере 2 % налоговый орган рекомендует использовать специальный счет-фактуру — корректировочный счет-фактуру на сумму доплаты НДС, который составляется к счету-фактуре, выставленному на сумму предварительной оплаты, полученной в 2018 году.

Однако, напомним, что согласно пункту 3 статьи 168 НК РФ корректировочный счет-фактура (форма и порядок заполнения которого приведены в Приложении № 2 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, далее — Постановление № 1137) выставляется при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в случае изменения их цены (тарифа) или уточнения количества (объема). Теперь же этот вид счета-фактуры приобретает новые, не установленные законодательством функции. Именно в отсутствии нормативного регулирования ФНС России в Приложении № 1 к Письму привела вариант заполнения такого корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты НДС.

Таким образом, для отражения доплаты НДС в размере 2 % продавец будет регистрировать этот корректировочный счет-фактуру в книге продаж. Разница между суммами налога, указанная в таком корректировочном счете-фактуре, будет отражена по строке 070 в графе 5 налоговой декларации по НДС и учтена при расчете общей суммы налога за налоговый период. При этом по строке 070 в графе 3 налоговой декларации по НДС необходимо указывать цифру «0» (ноль).

После отгрузки соответствующих товаров с применением ставки 20 % для заявления налогового вычета продавец будет регистрировать в книге покупок и авансовый счет-фактуру, выставленный на сумму предоплаты, полученную в 2018 году, с которой исчисление НДС производилось по ставке 18/118, и корректировочный счет-фактуру на доплату налога, выставленный в 2019 году.

Если такую доплату производят неплательщики НДС и (или) налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, которым счета-фактуры не выставлялись, то отражение суммы доплаты налога в книге продаж осуществляется на основании отдельного корректировочного документа, содержащего суммарные (сводные) данные обо всех случаях доплат налога, полученных продавцом в течение календарного месяца (квартала) независимо от показаний контрольно-кассовой техники.

Наверное, такой порядок понятен и применим, если в платежном поручении при перечислении доплаты налога покупатель в назначении платежа сделает соответствующую отметку о том, что он перечисляет именно «доплату НДС в размере 2 %».

Однако крайне сложно представить порядок действий продавца, если он получит в 2019 году некий платеж от покупателя, включающий, возможно, как сумму доплаты НДС, так и сумму предоплаты по договору.

Пример 2

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2019 году на сумму 472 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %) на условиях 100 % предоплаты.

В декабре 2018 года продавец получил сумму частичной предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил с этой суммы НДС по ставке 18/118 в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 руб. х 18/118).

По взаимному согласию сторон сделки в связи с увеличением в 2019 году ставки НДС цена договора была увеличена до 480 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %).

В январе 2019 года продавец получил еще одну часть предварительной оплаты по договору в размере 240 000,00 руб.

Как, руководствуясь разъяснениями ФНС России, следует рассматривать полученную сумму:

а) как предварительную оплату с исчислением НДС по ставке 20/120 в размере 40 000,00 руб. (240 000,00 руб. х 20/120);

б) как сумму, включающую и доплату НДС к предварительной оплате 2018 года, и следующую часть предварительной оплаты. При таком подходе продавцу необходимо:

— перечислить в бюджет НДС в размере 2 000,00 руб., составив корректировочный счет-фактуру на доплату НДС;

— исчислить с оставшейся суммы в размере 238 000,00 руб. (240 000,00 руб. — 2 000,00 руб.) НДС по ставке 20/120 в размере 39 666,67 руб. (238 000,00 руб. х 20/120).

Согласитесь, что вариант «б» порождает много проблем и чисто арифметических, и нормативных.

Поэтому, на наш взгляд, использование корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты может быть оправдано, если производится очевидная доплата 2 % суммы НДС на основании отдельного платежного поручения, содержащего соответствующую отметку в назначении платежа.

Далее ФНС России рассматривает ситуацию, когда покупатель доплачивает продавцу 2 % НДС в счет отгрузок 2019 года, но еще до 01.01.2019.

Совершенно справедливо в этом случае ФНС России называет эту сумму именно суммой дополнительной оплаты стоимости и предлагает исчислять с нее налог с применением ставки 18/118.

Пример 3

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2019 году на сумму 118 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %).

В ноябре 2018 года продавец получил сумму предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил НДС по ставке 18/118 в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 х 18/118).

В декабре 2018 года по взаимному согласию сторон сделки в связи с увеличением ставки НДС цена договора была увеличена до 120 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %).

В декабре 2018 года продавец получил доплату по договору в размере 2 000,00 руб. (120 000,00 руб. — 118 000,00 руб.) и исчислил с полученной суммы НДС в размере 305,09 руб. с применением расчетной ставки 18/118 (2 000,00 руб. х 18/118).

Такой способ отражения начисления НДС в налоговых отчетах кажется несколько странным, но он полностью соответствует налоговому законодательству. Вместо стандартного механизма выставления «авансового» счета-фактуры на полученную сумму доплаты по договору и в этой ситуации налоговый орган предлагает использовать также корректировочный счет-фактуру, который составляется к счету-фактуре, выставленному на сумму предоплаты 2018 года.

Порядок заполнения такого неординарного корректировочного счета-фактуры приведен в Приложении № 2 к Письму.

Применение корректировочного счета-фактуры кажется еще менее логичным на фоне дальнейших разъяснений ФНС России. Так в случае, если покупатель в 2018 году под отгрузку 2019 года сразу перечисляет предоплату с учетом повышенной ставки НДС, то в отношении такой предоплаты налоговый орган рекомендует общий порядок исчисления НДС с применением ставки в размере 18/118 на основании обычного «авансового» счета-фактуры (т. е. без применения корректировочного счета-фактуры).

Пример 4

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2019 году на сумму 120 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %) на условиях 100 % предоплаты.

В декабре 2018 года продавец получил сумму предварительной оплаты в размере 120 000,00 руб. и исчислил с этой суммы НДС по ставке 18/118 в размере 18 305,08 руб. (120 000,00 руб. х 18/118).

В январе 2019 года продавец отгрузил товары на сумму 100 000,00 руб., начислил НДС по ставке 20 % в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20 %) и произвел налоговый вычет суммы НДС, исчисленной с предоплаты, в размере 18 305,08 руб.

Пункты 1.2 и 1.3 Письма содержат разъяснения по применению ставки НДС при выставлении в 2019 году корректировочных и исправленных счетов-фактур к счетам-фактурам, выставленным при отгрузке товаров (работ, услуг), имущественных прав в 2018 году.

Как совершенно справедливо указано в этих пунктах Письма, в корректировочных и исправленных счетах-фактурах должна указываться та ставка НДС, которая применялась в счетах-фактурах, выставленных при отгрузке этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Значит, если при отгрузке товаров до 01.01.2019 указывалась ставка НДС в размере 18 % (18/118), то исправленный или корректировочный счет-фактура, составленный после 01.01.2019, также будет содержать ставку НДС в размере 18 % (18/118).

К сожалению, это утверждение не стыкуется с порядком заполнения корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты налога по пункту 1.1 Письма, поскольку в Приложении № 1 к Письму предлагается указывать в графе 7 «Ставка налога» в строке «А (до изменения)» ставку 18/118, а в строке «Б (после изменения)» — ставку 20/120.

Пункт 1.4 Письма изменяет порядок применения НДС при возврате товаров.

Напомним, что до 01.01.2019 механизм применения НДС зависел от нескольких факторов: является или нет покупатель плательщиком НДС; были ли возвращаемые товары приняты к учету; возвращается часть товаров или вся партия.

С 01.01.2019, согласно рекомендациям ФНС России, во всех случаях возврата будет применяться единый механизм, при котором продавец, выставивший покупателю счет-фактуру при отгрузке, всегда будет выставлять корректировочный счет-фактуру. Этот корректировочный счет-фактура будет служить основанием для заявления налогового вычета продавцом (п. 13 ст. 171, п. 10 ст. 172 НК РФ) и восстановления НДС покупателем, если покупатель принял к вычету НДС по принятым на учет товарам (пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Причем предлагаемый порядок будет применяться вне зависимости от того, когда были отгружены возвращаемые товары — до 01.01.2019 или после.

Напомним, до 01.01.2019 аналогичный порядок применялся только в тех случаях, когда:

  • плательщик НДС возвращал часть не принятого к учету товара;
  • неплательщик НДС возвращал часть товаров, как принятых, так не принятых к учету.

Если же покупатель являлся плательщиком НДС и возвращал товар, принятый к учету (часть или всю партию), то сам покупатель оформлял счет-фактуру на возвращаемые товары, как при их реализации.

А если возвращалась вся партия товара неплательщиком НДС либо плательщиком НДС, но до принятия к учету, то продавец заявлял вычет на основании собственного счета-фактуры, выставленного при отгрузке.

Единообразие в применении НДС при возврате товара, безусловно, является прогрессивным шагом, только пока не согласуется с действующими положениями Постановления № 1137.

К тому же будет необходимо привыкнуть к корректировочным счетам-фактурам, в которых в строке «Б (после изменения)» будет проставляться цифра «0» (ноль).

Следует также учесть, что с 01.01.2019 при возврате товаров лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, и (или) налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей, которым счета-фактуры не выставляются, в книге покупок продавец будет регистрировать корректировочный документ, содержащий суммарные (сводные) данные по операциям возврата, совершенным в течение календарного месяца (квартала), независимо от показаний контрольно-кассовой техники.

В пункте 2 Письма ФНС России разъяснила порядок применения НДС отдельными категориями налогоплательщиков.

Так, пункт 2.1 Письма посвящен налоговым агентам, поименованным в ст. 161 НК РФ.

Если обязанность налогового агента возникает у покупателя в связи с приобретением товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщиков (п.п. 1, 2 ст. 161 НК РФ), или в связи с арендой федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ), то в переходный период, согласно рекомендациям ФНС России, порядок действий налогового агента должен быть следующим:

  • если до 01.01.2019 перечисляется предварительная оплата за товары (работы, услуги), которые будут отгружены с 01.01.2019 по ставке 20 %, то исчисление НДС производится на дату предоплаты с применением ставки 18/118;
  • если после 01.01.2019 перечисляется оплата за товары (работы, услуги), отгруженные до 01.01.2019, то исчисление НДС производится налоговым агентом на дату оплаты также с применением ставки 18/118.

При этом налоговые агенты, указанные в пунктах 4, 5, 5.1 и 8 статьи 161 НК РФ исчисление НДС производят в порядке, предусмотренном в пунктах 1, 1.1-1.4 Письма ФНС России.

Расчетная ставка НДС 16,67 %

Пункт 2.2 Письма посвящен изменениям налогового законодательства в части оказания иностранными организациями услуг в электронной форме.

До 01.01.2019 в случае оказания иностранными организациями российским организациям или ИП услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, такие организации (ИП) признаются налоговыми агентами. Начиная с 01.01.2019 обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию, независимо от того, кто является покупателем этих услуг — физическое или юридическое лицо.

Кроме того, с 01.01.2019 в пункте 5 статьи 174.2 НК РФ расчетная ставка 15,25 % изменяется на 16,67 %.

Учитывая изменение норм законодательства РФ, ФНС России рекомендует следующий порядок применения НДС.

Если при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме оплата (частичная оплата) за эти услуги поступила после 01.01.2019, то налогообложение таких услуг иностранная организация производит с учетом следующих особенностей:

  • если услуги в электронной форме оказаны до 01.01.2019, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 15,25 %;
  • если услуги в электронной форме оказаны после 01.01.2019, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 16,67 %.

В случае если оплата (частичная оплата) получена иностранной организацией до 01.01.2019 в счет оказания услуг в электронной форме после 01.01.2019, исчисление НДС иностранные организации не производят. В этом случае обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагаются на покупателя — организацию (ИП), являющуюся налоговым агентом (п. 9 ст. 174.2 НК РФ).

НДС: шесть важных изменений 2020 года

Самые масштабные изменения в Налоговый кодекс внес Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ. Они коснулись большинства налогов и сборов. О самых важных из них мы рассказали в статье «11 важных изменений по налогам с 2020 года».

Теперь подробнее остановимся на изменениях по налогу на добавленную стоимость.

1. Новые льготируемые операции по НДС

С 1 января 2020 года появились новые льготируемые операции, которые связаны с импортом и реализацией гражданских воздушных судов и связанных с ними товаров. Когда вы импортируете такое имущество, то НДС платить не нужно (ст. 150 НК РФ).

Реализация гражданских воздушных судов и связанных с ними товаров облагается НДС по ставке 0% (пп. 15-17 п. 1 ст. 164 НК РФ). Для подтверждения ставки 0% нужно представить в налоговые органы документы, которые предусмотрены пп. 15.1-15.3 ст. 165 НК РФ.

2. Новые операции по ставке НДС 0%

Введены новые операции по ставке 0% (пп. 3.1, 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). С 1 января 2020 года на транзитные перевозки порожних контейнеров и вагонов установлена нулевая ставка. Сохранен стандартный пакет документов, подтверждающих правомерность применения ставки НДС 0%, налоговых вычетов по соответствующим операциям и срок их предоставления в налоговый орган.

3. Восстановление НДС при реорганизации

Не признается объектом налогообложения передача правопреемнику имущества и имущественных прав реорганизуемой организации. Поэтому начислять НДС и восстанавливать ранее принятый к вычету НДС по таким объектам не нужно. Это общее правило.

Правопреемник должен восстановить НДС, если (ст. 170 НК РФ):

  • применяет специальный налоговый режим (переходит на него после реорганизации);
  • использует товары (работы, услуги), ОС, НМА, имущественные права, приобретенные реорганизуемой организацией, для не облагаемых НДС операций;
  • принимает к учету товары, по которым реорганизуемая организация заявила вычет по авансу;
  • изменяет стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) реорганизуемой организации в сторону уменьшения.

Если организация применяет общую систему налогообложения, а потом переходит к упрощенной системе налогообложения, то она должна восстанавливать налог на добавленную стоимость.

В случае реорганизации ранее считалось иначе: право на вычеты использовала прежняя организация, а реорганизованная — это уже новая организация, у которой нет обязанности восстанавливать НДС по имуществу правопредшественника. На этом была основана схема: если вы хотели перейти на УСН и не восстанавливать НДС, то можно было это сделать через реорганизацию.

С 1 января 2020 года применять такую схему не получится — правопреемник должен восстановить НДС. Для этого правопреемнику нужно получить у правопредшественника все документы на передаваемое имущество, включая счета-фактуры. Если вдруг счета-фактуры не передавались, НДС, подлежащий восстановлению, будет исчисляться исходя из балансовой стоимости имущества.

4. Восстановление НДС при переходе на ЕНВД

С 1 января 2020 года изменился порядок восстановления НДС, если компания по некоторым видам деятельности переходит на ЕНВД, оставаясь при этом на ОСНО:

  • в таких случаях нужно восстановить суммы НДС, принятые к вычету, по товарам (работам, услугам, ОС, НМА), если их будут использовать в деятельности, по которой применяется ЕНВД;
  • не нужно восстанавливать НДС в отношении товаров (работ, услуг, ОС, НМА), которые после перехода на уплату ЕНВД будут продолжать использоваться в рамках деятельности, облагаемой в рамках ОСНО (пп. 2, 3 ст. 170 НК РФ).

Важный момент — нужно вести раздельный учет доходов, расходов, сумм «входного» НДС в разрезе видов деятельности, подпадающих под ЕНВД или осуществляемых в рамках общей системы налогообложения.

Если же товары (работы, услуги, ОС, НМА) используются как в деятельности, облагаемой по вмененному доходу, так и в деятельности, облагаемой НДС, то суммы входного НДС:

  • принимают к вычету либо учитывают в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) в пропорции, которая определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются НДС (единым налогом на вмененный доход), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

5. Вычет НДС при создании нематериальных активов (НМА)

С 1 января 2020 года пункт 1 ст. 172 НК РФ дополнили новой нормой.

Если организация создает НМА собственными силами и для этого приобретает товары, работы, услуги, то входной НДС по ним можно принять к вычету, не дожидаясь завершения работ и отражения созданного объекта в составе НМА на счете 04. Достаточно принять к учету эти товары, работы, услуги.

6. НДС у плательщиков единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН)

Вебинар в Контур.Школе Налоговое администрирование‑2020. Как достойно пройти проверки?

Плательщики ЕСХН уплачивают НДС, но для них есть льготы: при выручке ниже лимита выручки они могут получить освобождение от уплаты НДС (пп. 1, 5 ст. 145 НК РФ).

Обратите внимание, в 2020 году лимит выручки для плательщиков ЕСХН, позволяющий применять освобождение от уплаты НДС, составляет 80 млн рублей (в 2019 году он был 90 млн рублей). На этот лимит должны ориентироваться те налогоплательщики, которые намерены реализовать право на освобождение от уплаты НДС с 1 января 2021 года.