После инвентаризации

По дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» приводятся:
по недостающим или полностью испорченным товарно-материальным ценностям — их фактическая себестоимость;
по недостающим или полностью испорченным основным средствам — их остаточная стоимость (первоначальная стоимость за минусом суммы начисленной амортизации);
по частично испорченным материальным ценностям — сумма определившихся потерь и т.п.
По недостачам и порче ценностей записи производятся по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счетов учета названных ценностей.
Когда покупателем при приемке ценностей, поступивших от поставщиков, выявляется недостача или порча, то сумму недостачи в пределах предусмотренных в договоре величин покупатель относит при оприходовании ценностей в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а сумму потерь сверх предусмотренных в договоре величин, предъявленную поставщикам или транспортной организации, — в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям») с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При отказе судом во взыскании сумм потерь с поставщиков или транспортных организаций сумма, ранее отнесенная в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»), списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
При вынесении судом решения о взыскании с поставщика сумм недостач и потерь ценностей сверх предусмотренных в договоре величин в бухгалтерском учете поставщика сумма продажи, ранее отраженная по дебету счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и кредиту счета 90 «Продажи», сторнируется на взысканную покупателем сумму недостач и потерь. Одновременно указанная сумма отражается обычной записью по дебету счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При перечислении сумм покупателю счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» дебетуется в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета». Поставщик должен также сторнировать обороты по дебету счета 90 «Продажи» и кредиту счета 43 «Готовая продукция». Восстановленная таким образом на счете 43 «Готовая продукция» сумма списывается затем в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
По кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» отражается списание:
недостач и порчи ценностей в пределах предусмотренных в договоре величин — на счета учета материальных ценностей (когда они выявлены при заготовлении) или в пределах норм естественной убыли — затрат на производство и расходов на продажу (когда они выявлены при хранении или продаже);
недостач ценностей сверх величин (норм) убыли, потерь от порчи — в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»);
недостач ценностей сверх величин (норм) убыли и потерь от порчи ценностей при отсутствии конкретных виновников, а также недостач товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков, — на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
По кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» отражаются суммы в размерах и величинах, принятых на учет по дебету указанного счета. При этом на счета учета затрат на производство (расходов на продажу) списываются недостающие или испорченные материальные ценности по их фактической себестоимости.
При взыскании с виновных лиц стоимости недостающих ценностей разница между стоимостью недостающих ценностей, зачисленной на счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», и их стоимостью, отраженной на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», относится в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере взыскания с виновного лица причитающейся с него суммы указанная разница списывается со счета 98 «Доходы будущих периодов» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».
Недостачи ценностей, выявленные в отчетном году, но относящиеся к прошлым отчетным периодам, признанные материально ответственными лицами или на которые имеются решения суда о взыскании сскрыть ⇈

Здравствуйте!

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организация обязана проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания).

Пунктом 2 ст. 12 Закона N 129-ФЗ, а также п. 1.5 Методических указаний установлены случаи, когда проведение инвентаризации является обязательным. Одним из таких случаев является смена материально ответственного лица. Проверка наличия товарно-материальных ценностей осуществляется на день приема-передачи дел. Во время инвентаризации в обязательном порядке должно присутствовать материально ответственное лицо (п. 2.8 Методических указаний).

Согласно ст. 7 Закона N 129-ФЗ ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер. Он обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств, в том числе осуществляет организацию проведения инвентаризации в установленных законодательством случаях.

Организация проведения инвентаризации и приема-передачи дел является задачей учреждения, а не работника, поэтому гражданин не обязан после увольнения специально приходить к бывшему работодателю для участия в процедурах передачи дел и материальных ценностей. Если до момента увольнения работника на его место не был найден новый сотрудник, то необходимо передать дела и материальные ценности другому сотруднику, который будет исполнять эти обязанности, или начальнику структурного подразделения. Таким образом, даже при отсутствии нового специалиста количество и перечень материальных ценностей должны быть письменно зафиксированы.

Если после увольнения материально ответственного лица в учреждении обнаружена недостача, допущенная по его вине, для решения вопроса о взыскании причиненного ущерба работодатель вправе обратиться в суд. Согласно части 2 ст. 392 ТК РФ работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, нанесенного работодателю, в течение одного года со дня его обнаружения.

Таким образом, в случае отказа бывшего работника добровольно возместить причиненный ущерб учреждение вправе потребовать возмещения в судебном порядке. Однако в рассматриваемой ситуации доказать вину материально ответственного лица при отсутствии результатов инвентаризации, проведенной после его увольнения, работодателю будет крайне сложно. Поскольку недостача выявленная в отсутствие материально ответственного лица после его увольнения, он вполне может заявить, что она возникла после его ухода.

С Уважением!

Для того, чтобы инвентаризация занимала меньше времени, хорошо подходит мобильная инвентаризация, т.е. инвентаризация с применением различных технических средств, которые можно разделить на 3 класса устройств: мобильные телефоны со специализированным ПО, дата-коллекторы со сканером штрих-кодов и терминалы сбора данных (ТСД). Рассмотрим плюсы и минусы каждого вида оборудования.

Мобильные телефоны со специализированным ПО

Если еще 5 лет на рынке доминировали на рынке мобильной инвентаризации ТСД на Windows CE, то в последние годы тенденция изменилась кардинальным образом – в 2017 году более половины специализированных устройств для проведения инвентаризаций продается на операционной системе Android. В качестве терминалов можно использовать и обычные мобильные телефоны с камерой. Дополнительно нужно будет только установить ПО для проведения инвентаризаций, совместимое с товароучетной системой.
Но наравне с очевидными плюсами по скорости запуска и стоимости решения есть и минусы: камера мобильного телефона способна прочитать не любые штрих-коды, а в помещении с недостаточной освещенностью качество считывания штрих-кодов падает катастрофически. Скорость чтения каждого штрих-кода довольно низкая – это связано с необходимостью фокусировки камеры на каждом штрих-коде. Обычные мобильные телефоны редко выполняются в пылевлагозащитном корпусе и плохо работают при отрицательных термпературах – это скажется на возможности проведения инвентаризаций на кухне во время работы и в холодильных помещениях.
В целом, такое решение можно рекомендовать на начальном уровне, как замену бумажным ведомостям.
Рекомендуемое ПО:
• Mobile SMARTS: Магазин 15 (компания Cleverence)
• DataMobile (компания Сканпорт)

Дата-коллекторы

Дата-коллектор – небольшое устройство со встроенной памятью, куда можно считать большое количество штрих-кодов используя встроенный одномерный или двумерный сканер. Преимущество дата-коллекторов перед мобильным телефоном заключается в высокой скорости сканирования штрих-кодов, так как используется уже профессиональный лазерный или светодиодный сканер, одинаково хорошо работающий в любых условиях освещенности — если со стандартной камерой телефона скорость считывания штрих-кодов составляет в среднем 3-5 секунд, то дата-коллекторы сканируют штрих-код практически мгновенно.
Продвинутые модели дата-коллекторов позволяют загрузить из товароучетной программы таблицу товаров. Это позволяет на этапе сбора штрих-кодов отслеживать возможный пересорт, когда этикетка не соответствует товару, на который она наклеена, а также на месте разбираться с товарами, отсутствующими в базе данных.

Наличие экрана на дата-коллекторе упрощает работу при проведении алкоголя – наглядно видно, какой штрих-код нужно прочитать – линейный или c акцизной марки.
После сканирования всех товаров остается только выгрузить их в товароучетную программу как из обычного терминала сбора данных.
Из минусов таких решений можно отметить, как правило, недостаточную защищенность устройств при падениях, небольшой диапазон рабочих температур и ограниченные возможности по работе с товарами на устройстве.
Рекомендуемые решения:
• Mindeo MS3390 – для сбора линейных штрих-кодов
• Mindeo MS3590 – для сбора линейных штрих-кодов и инвентаризации алкоголя

Терминалы сбора данных

Терминалы сбора данных являются специализированными устройствами, предназначенными для проведения инвентаризаций, сбору товаров для отгрузки на другой склад, проверке товара на приемке и для решения других задач, возникающих на складе – для этого на ТСД устанавливается специализированное ПО с различными сценариями использования.
Большая часть терминалов выполняется в пылевлагозащитном и антиударном корпусе, для удобства ввода информации оборудуется цифровой клавиатурой. Некоторые модели подходят для работы при отрицательных температурах и могут применяться для инвентаризации в холодильниках.
Цены на ТСД зависит от защищенности устройства, мощности аппаратной платформы, типа встроенного сканера, наличия дополнительных аксессуаров и может варьироваться от 15 тысяч до нескольких сотен тысяч рублей.
Рекомендуемые решения:

Слайд 1

Инвентаризация. Её сущьность, значение, виды. Тема 1.2.

Слайд 2

Инвентаризация. Ее сущность и значение. Основные цели и задачи инвентаризации. Виды инвентаризации. Обсуждаемые вопросы

Слайд 3

» Инвентаризация — способ проверки соответствия фактического наличия средств данным бухгалтерского учета. Она позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены документально и отражены в бухгалтерском учете, а также внести необходимые исправления и уточнения. «

Слайд 4

Для проведения инвентаризации в организации создается: — комиссия, которая берет расписку у материально-ответственного лица о том, что все поступившие ценности учтены, а выбывшие — списаны, и соответствующие первичные документы переданы бухгалтеру.

Слайд 5

Основные цели: выявление фактического наличия имущества; обеспечение достоверности показателей бухгалтерского учета; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Слайд 6

при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет; при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); Проведение инвентаризации обязательно:

Слайд 7

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей; в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации. Проведение инвентаризации обязательно:

Слайд 8

выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства; выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям; Основными задачи инвентаризации являются:

Слайд 9

выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации; проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств; Основными задачи инвентаризации являются:

Слайд 10

проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета. Основными задачи инвентаризации являются:

Слайд 11

Виды инвентаризации Инвентаризация Частичная Периодическая Полная Выборочная

Слайд 12

Спасибо за внимания!!!