Пособие на погребение бухгалтерские проводки

Кто может получить пособие

Организация должна выплатить пособие на погребение:

  • сотруднику при смерти несовершеннолетнего члена его семьи (возраст которого не достиг 18 лет) (п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ);
  • родственнику или любому другому человеку, взявшему на себя обязанность по погребению умершего сотрудника.

Это предусмотрено в пункте 4 Временного порядка, утвержденного постановлением ФСС России от 22 февраля 1996 г. № 16.

Пособие выплатите, если сотрудник (родственник умершего сотрудника) несет расходы на погребение за свой счет (п. 6 Временного порядка, утвержденного постановлением ФСС России от 22 февраля 1996 г. № 16).

Возможно, за выплатой пособия на погребение обратится сотрудник, который является внешним совместителем. Этому человеку также нужно выплатить пособие. Объяснение такое.

В отношении совместителей организация также признается страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 1 ч. 1 ст. 2.1, п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). Поэтому, если сотрудник (родственник умершего сотрудника) обратился за пособием на погребение, организация не может ему отказать (абз. 3 п. 2 ст. 10 Закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ, ст. 287 ТК РФ).

Двойной выдачи пособия (по основному месту работы и по совместительству) не произойдет. Ведь организация должна оставить у себя заявление о назначении пособия и оригинал справки о смерти, выданной органами ЗАГСа. Так предусмотрено пунктом 84 Методических указаний, утвержденных постановлением ФСС России от 7 апреля 2008 г. № 81.

Ситуация: нужно ли выплатить пособие на погребение гражданину, работающему в организации по гражданско-правовому договору, в связи со смертью несовершеннолетнего члена его семьи (или его родственнику – в случае смерти самого гражданина)?

Нет, не нужно.

Организация обязана выплатить пособие на погребение:

  • сотруднику при смерти несовершеннолетнего члена его семьи (возраст которого не достиг 18 лет) (п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ);
  • родственнику или любому другому человеку, взявшему на себя обязанность по погребению умершего сотрудника.

Это предусмотрено в пункте 4 Временного порядка, утвержденного постановлением ФСС России от 22 февраля 1996 г. № 16.

Данное правило применяется только в отношении лиц, для которых организация является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (абз. 3 п. 2 ст. 10 Закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ). По такому виду страхования организация выступает страхователем только для лиц, работающих по трудовым договорам (п. 1 ч. 1 ст. 2.1, п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Если гражданин работает по гражданско-правовому договору, то он не подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. По отношению к нему организация не является страхователем. Такой вывод позволяют сделать абзац 3 пункта 2 статьи 10 Закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ, пункт 1 части 1 статьи 2.1 и пункт 1 части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Поэтому в случае смерти несовершеннолетнего члена семьи гражданина, работающего в данной организации по гражданско-правовому договору, или в случае смерти самого гражданина пособие на погребение не выплачивайте. В данной ситуации пособие можно получить в органах социальной защиты (абз. 4 п. 2 ст. 10 Закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ).

Оплата услуг ритуальной службы

Вместо пособия организация может оплатить ритуальной службе гарантированный перечень услуг по погребению, который сотрудник (родственник умершего сотрудника) получил в ритуальной службе безвозмездно. В этом случае выплачивать пособие не нужно (п. 5 ст. 9 Закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ).

По гарантированному перечню специализированные службы по похоронному делу должны оказать такие ритуальные услуги:

– оформить документы, необходимые для погребения;

– предоставить и доставить гроб и другие предметы, необходимые для погребения;

– перевезти тело (останки) умершего на кладбище (в крематорий);

– произвести погребение (кремацию с последующей выдачей урны с прахом).

Это установлено пунктом 2 статьи 9 Закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ.

Сроки выплаты

Организация должна выплатить пособие сотруднику (родственнику умершего сотрудника) или оплатить ритуальные услуги специализированной службы, если со дня смерти человека прошло не более шести месяцев (п. 10 Временного порядка, утвержденного постановлением ФСС России от 22 февраля 1996 г. № 16).

Пособие гражданам стран, входящих в ЕАЭС

Граждане государств, входящих в Евразийский экономический союз, имеют право на социальное обеспечение на тех же условиях, что и граждане России (п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе). Поэтому пособие на погребение этим гражданам выплачивайте по российскому законодательству за счет средств ФСС России. То есть руководствуйтесь общими правилами. Подтверждает такую позицию Минтруд России в письме от 5 декабря 2014 г. № 17-1/10/В-8313.

Как выплатить пособие

Базовый размер как пособия на погребение, так и стоимости ритуальных услуг, компенсируемых ФСС России, составляет 4000 руб. Эту сумму нужно увеличить на районные коэффициенты, если они применяются в местности, где находится организация.

Кроме того, базовый размер пособия (гарантированного перечня услуг) ежегодно индексируется исходя из прогнозируемого уровня инфляции (коэффициента индексации). Так, с учетом коэффициента индексации с 1 января 2015 года максимальный размер выплат составляет 5277,28 руб.

Аналогичные выводы следуют из пункта 1 статьи 10 Закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ, постановления Правительства РФ от 12 октября 2010 г. № 813, части 1 статьи 1 Закона от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ, части 1 статьи 1 Закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ, части 2 статьи 10 Закона от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ, части 1 статьи 1 Закона от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ, части 1 статьи 1 Закона от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ. Правильность данного подхода подтверждена в письмах ФСС России от 18 января 2012 г. № 15-03-11/05-359 и от 19 декабря 2012 г. № 15-03-11/12-17008.

Ситуация: как применить коэффициенты индексации при расчете суммы пособия на погребение (стоимости гарантированных ритуальных услуг), возмещаемых ФСС России?

В 2016 году пособие не индексируйте – выплачивайте его в том же размере, что и в 2015 году. Объяснение такое.

Применять коэффициенты индексации при расчете пособия на погребение (стоимости ритуальных услуг) обязывает пункт 1 статьи 10 Закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ. Здесь сказано, что размер социального пособия на погребение (стоимости гарантированных ритуальных услуг) ежегодно индексируется исходя из прогнозируемого уровня инфляции (коэффициента индексации). Этот показатель устанавливается законом о федеральном бюджете на очередной год. Срок, с которого надо начать индексировать сумму пособия на погребение (стоимость гарантированных ритуальных услуг), определяется Правительством РФ.

Согласно нормам постановления Правительства РФ от 12 октября 2010 г. № 813, индексировать пособие на погребение нужно с 1 января 2011 года. Уровень инфляции на 2011 год составлял 6,5 процента. А коэффициент индексации, соответственно, был равен 1,065 (ч. 1 ст. 1 Закона от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ). Таким образом, максимальный размер пособия на погребение (стоимости ритуальных услуг) в 2011 году составлял 4260 руб. (4000 руб. × 1,065).

Уровень инфляции на 2012 год был равен 6 процентам, а коэффициент индексации составлял 1,06 (ч. 1 ст. 1 Закона от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ). Соответственно, максимальная сумма пособия на погребение (стоимости ритуальных услуг) в 2012 году была равна 4515,60 руб. (4260 руб. × 1,06).

Уровень инфляции на 2014 год равен 5 процентам, а коэффициент индексации составляет 1,05 (ч. 1 ст. 1 Закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ). Соответственно, максимальная сумма пособия на погребение (стоимость ритуальных услуг) в 2014 году равна 5002,16 руб. (4763,96 руб. × 1,05).

Уровень инфляции на 2015 год равен 5,5 процента, а коэффициент индексации составляет 1,055 (ч. 1 ст. 1 Закона от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ). Соответственно, максимальная сумма пособия на погребение (стоимость ритуальных услуг) в 2015 году равна 5277,28 руб. (5002,16 руб. × 1,055).

В 2016 году приостановлено действие традиционного механизма индексации пособий. При этом алгоритм выплаты пособий на погребение в 2015 году не изменился. Поэтому, если изменений в законодательство не внесут, выплачивайте в 2016 году пособие в сумме 5227,28 руб. Это следует из статей 1 и 4 Закона от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ, постановления Правительства РФ от 13 августа 2015 г. № 840.

Документы

Чтобы получить пособие на погребение, сотрудник (родственник умершего сотрудника) должен представить организации:

  • справку из ЗАГСа о смерти члена семьи (или сотрудника);
  • письменное заявление о назначении пособия.

Такой перечень документов установлен пунктом 9 Временного порядка, утвержденного постановлением ФСС России от 22 февраля 1996 г. № 16.

Еще один момент. Для назначения пособия на погребение от сотрудника (родственника умершего сотрудника) получите оригинал справки о смерти, выданной органами ЗАГСа. При проверках сотрудники ФСС России будут требовать этот документ именно в таком виде (подп. «б» п. 84 Методических указаний, утвержденных постановлением ФСС России от 7 апреля 2008 г. № 81).

Что касается заявления о назначении пособия, то типовой формы законодательством не предусмотрено. Поэтому сотрудник (родственник умершего сотрудника) может составить его в произвольной форме.

Если вместо пособия на погребение человек получил гарантированный перечень услуг, никаких документов по месту работы он не представляет.

Чтобы организация оплатила ритуальные услуги специализированной службы, последняя должна представить:

  • оригинал справки из ЗАГСа о смерти члена семьи сотрудника (или самого сотрудника);
  • счет на оплату услуг.

Это предусмотрено пунктом 12 Временного порядка, утвержденного постановлением ФСС России от 22 февраля 1996 г. № 16.

Срок выплаты пособия

Пособие на погребение выдайте сотруднику (родственнику умершего сотрудника) в день обращения (абз. 3 п. 2 ст. 10 Закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ, п. 8 Временного порядка, утвержденного постановлением ФСС России от 22 февраля 1996 г. № 16). Ритуальные услуги специализированной службы оплатите в срок, не превышающий 10 дней со дня получения счета (абз. 3 п. 12 Временного порядка, утвержденного постановлением ФСС России от 22 февраля 1996 г. № 16).

Общий срок выплаты пособия сотруднику (родственнику умершего сотрудника) или оплаты ритуальных услуг специализированной службы не должен превышать шести месяцев со дня смерти человека (п. 10 Временного порядка, утвержденного постановлением ФСС России от 22 февраля 1996 г. № 16).

Возмещение пособия из ФСС России

Если у организации нет денег на выплату пособий или оплату ритуальных услуг, их выделит ФСС России (п. 15 Временного порядка, утвержденного постановлением ФСС России от 22 февраля 1996 г. № 16). Для этого в свой филиал отделения ФСС России нужно представить пакет необходимых документов.

Организации и предприниматели Республики Крым и г. Севастополя участвуют в пилотном проекте по выплате пособий напрямую из ФСС России. Порядок действий такой. Сначала получатель пособия представляет справку о смерти в организацию, которая и выплачивает пособие.

Следующий шаг. Чтобы возместить пособие из ФСС России, организация передает соответствующее заявление в отделение фонда. К заявлению нужно приложить справку о смерти.

Затем в отделении ФСС России в течение 10 рабочих дней со дня получения документов принимается решение о возмещении расходов страхователю на выплату социального пособия на погребение. Не позднее двух рабочих дней со дня его принятия фонд перечисляет средства на расчетный счет страхователя.

Данный порядок установлен в пункте 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. № 294.

Бухучет

Порядок начисления пособия на погребение в бухучете зависит от того, кому оно выплачивается.

Если пособие получит сотрудник (в связи со смертью несовершеннолетнего члена семьи), то сделайте такую проводку:

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС» Кредит 73

– начислено сотруднику пособие на погребение.

Если пособие получит родственник умершего сотрудника (или человек, взявший на себя расходы на погребение), то сделайте такую запись:

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС» Кредит 76

– начислено единовременное пособие на погребение.

Возмещение стоимости гарантированных услуг по погребению специализированной службе отразите так:

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС» Кредит 76

– начислено возмещение ритуальных услуг специализированной организации.

Выплату пособия (перечисление денег ритуальной службе) оформите такой проводкой:

Дебет 73 (76) Кредит 50 (51)

– выплачено единовременное пособие на погребение (оплачены услуги ритуальной службы).

НДФЛ и страховые взносы

Вне зависимости от системы налогообложения, которую применяет организация, сумма пособия на погребение или оплаты стоимости ритуальных услуг в пределах 5277,28 руб. (плюс районный коэффициент) не облагается:

– НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ);

– взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (подп. 1 п. 1 ст. 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

На сумму пособия на погребение (стоимости ритуальных услуг) уменьшите страховые взносы в ФСС России (п. 13 Временного порядка, утвержденного постановлением ФСС России от 22 февраля 1996 г. № 16, ч. 2 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Порядок расчета остальных налогов зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

ОСНО

Так как социальное пособие на погребение (стоимость ритуальных услуг) компенсирует ФСС России, оно не является расходом организации. Поэтому выплаченные суммы не включайте в расходы по налогу на прибыль (ст. 252 НК РФ).

Пример, как учесть выплату пособия на погребение и материальной помощи. Организация применяет общую систему налогообложения

В июне у бухгалтера ООО «Альфа» В.Н. Зайцевой умер несовершеннолетний сын.

10 июня сотрудница обратилась к руководству организации за получением пособия на погребение (в сумме 5277,28 руб.). Также Зайцева попросила оказать ей материальную помощь на похороны в размере 3000 руб.

В этот же день руководитель «Альфы» издал приказ о выплате Зайцевой материальной помощи в указанной сумме. Кассир организации выдал сотруднице 8277,28 руб. (3000 руб. + 5277,28 руб.).

В учете бухгалтер сделал такие проводки.

10 июня:

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование» Кредит 73
– 5277,28 руб. – начислено единовременное пособие на погребение;

Дебет 91-2 Кредит 73
– 3000 руб. – начислена материальная помощь на погребение;

Дебет 73 Кредит 50
– 8277,28 руб. – выплачены единовременное пособие и материальная помощь на погребение.

С суммы пособия и материальной помощи никаких налогов и взносов начислено не было. Эти выплаты бухгалтер не учел при расчете налога на прибыль. В бухучете начислено постоянное налоговое обязательство (в связи с разницей в признании расходов на выплату материальной помощи в бухгалтерском и налоговом учете):

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 600 руб. (3000 руб. × 20%) – начислено постоянное налоговое обязательство.

Специальный налоговый режим

Если организация применяет специальный налоговый режим, то сумму социального пособия на погребение (стоимости ритуальных услуг) не учитывайте при расчете единого налога. Это связано с тем, что выплаченные суммы возмещает ФСС России. Они не являются расходом организации и не учитываются при расчете единого налога (п. 2 ст. 346.16, п. 3.1 ст. 346.21, п. 2 ст. 346.29 НК РФ).

В дополнение к пособию на погребение (стоимости ритуальных услуг) организация может выплатить сотруднику (родственнику умершего сотрудника) сумму, превышающую 5277,28 руб. Такие затраты оформите как материальную помощь.

Пособие на погребение – это компенсация расходов родственников умершего или иных лиц, за чей счет осуществлялось погребение, вид социальной государственной поддержки. Его выплата регламентируется ФЗ №8 от 12/01/96 г. Бухгалтерский учет таких расходов зависит от того, кому оно было выплачено. В налоговом учете пособие не признается расходами организации. Подробнее о том, как бухгалтеру учесть пособие на погребение, рассказывается в нашем материале.

Как выплатить зарплату умершего работника?

Кто несет расходы

Финансирует выплату пособия фонд соцстрахования. К работодателю за получением выплаты заявители обращаются в двух случаях:

  • умерший работал в этой организации;
  • заявитель работает в этой организации, и ему положено пособие за умершего несовершеннолетнего.

Впоследствии ФСС эти суммы компенсирует.

Бухгалтер должен на основании предоставленных документов начислить гражданину, понесшему похоронные расходы фактически, пособие. Его размер в текущем году составляет с 1 февраля — 6 124,86 рубля. В районах, где применяется районный коэффициент, при расчете следует учитывать и его значение.

Пособие выплачивается немедленно в тот же день, когда гражданин обратился за ним. Важным моментом можно считать срок обращения за пособием – не позднее 6 месяцев с момента печального события. Если срок пропущен, а выплата уже сделана, рассчитывать на компенсацию со стороны Фонда расходов, понесенных организацией, нельзя (п. 2,3 ст. 10 ФЗ №8).

Федеральным законом установлен перечень компенсируемых похоронных услуг:

  1. Документарное оформление погребения.
  2. Гроб и его доставка вместе с предметами для погребения.
  3. Перевозка на место похорон или кремации.
  4. Погребение или кремация.

Если эти услуги были оказаны похоронной службой бесплатно, пособие не выдается, поскольку расходы фактически понесены не были (ст. 9-1, 2, 5 ФЗ №8).

В этом случае организация должна компенсировать затраты уже похоронной службе.

На заметку! Пособие, кроме организаций, выплачивает также: ПФР – если умерший находился на заслуженном отдыхе; ФСС – если речь идет об ИП, уплачивающем взносы в Фонд, или о родителях умершего ребенка, предпринимателях, на тех же условиях; органы соцзащиты – если умерший не достиг пенсии и не работал, или умер новорождённый.

Документы — основания для начисления

Пособие может быть выплачено не только родственникам, законным представителям, но и иным гражданам, занимающимся организацией церемонии похорон и оплатой услуг по ней (ст. 10-1 ФЗ №8) на основании документов, предоставленных в бухгалтерию:

  • заявления гражданина-получателя;
  • справки о смерти (оригинал).

Справка получателю обратно на руки не выдается.

С этими документами получатель может обратиться не только по месту основной своей работы, но и работы по совместительству. Совместителю отказывать в выплате пособия противозаконно (ст. 10-2, п. 2 ФЗ №8, ст. 287 абз. 2 ТК РФ).

Дважды получить пособие невозможно, ведь оригинал справки о смерти останется в одной из организаций: по основному месту работы или по совместительству.

Если организация взаимодействует с похоронной фирмой, оказавшей бесплатные услуги, она компенсирует затраты службы согласно перечню, на основании (Пост. ФСС №16 от 22/02/96, п. 12):

  • счета на услуги;
  • справки о смерти.

Срок компенсации – 10 дней.

Как организовать похороны?

Проводки по «похоронным» выплатам

Проводки БУ отражают получателя выплаты. Если за пособием обратился родственник умершего работника (или иной гражданин, взявший на себя расходы по похоронам), делают проводку
Дт 69/ФСС Кт 76.

Такую же проводку применяют, если организация компенсирует расходы похоронной фирме. Выплата пособия отразится записью Дт 76 Кт 51(50).

Если за пособием обратился работник в связи со смертью несовершеннолетнего, делают проводку Дт 69/ФСС Кт 73. Выплата пособия отразится записью Дт 73 Кт 51(50).

Отметим, что, кроме пособия, фирма вправе выплачивать дополнительно материальную помощь в связи с похоронами. Она ФСС компенсироваться не будет.

Пример. Сотрудник фирмы Иванов А.А. умер. Он работал по трудовому договору. За пособием на погребение обратилась его супруга. Кроме пособия, фирма выплатила ей материальную помощь в размере 3000 рублей.

Проводки:

  • Дт 69 Кт 76 — 5946,47 руб. — начислено пособие;
  • Дт 91/2 Кт 76 — 3000,00 руб. — начислена мат. помощь;
  • Дт 76 Кт 51 — 8946,47 руб. — перечислена мат. помощь и пособие на счет заявителя.

Выплаты мат. помощи сверх пособия не учитываются в затратах НУ, а в бухгалтерском учете должны быть зафиксированы. В связи с этим возникает ПНО: 3000*20% = 600. Дт 99 Кт 68/налог на прибыль — 600,00 руб.

Вопрос: Подлежит ли перерасчету сумма расходов на погребение, которую наследник — организатор похорон наследодателя требует к возмещению с иных наследников, если им было получено пособие на погребение, а также бесплатно предоставлено место на кладбище?
Посмотреть ответ

Налоговый учет

Пособие на погребение не облагается (ст. 217-1, 422-1-1 НК РФ, ст. 20.2-1-1 ФЗ №125 от 24/07/98):

  • НДФЛ;
  • страховыми взносами ФСС;
  • страховыми взносами по медстрахованию;
  • взносами в ПФР.

Пособие идет в зачет страховых взносов ФСС (пост. ФСС №16 п. 13).

Выплата не включается в затраты при расчете налога на прибыль, равно как и упрощенного налога (гл. 25, 26.2 НК РФ).

На заметку! Пособие в отношении работника, оформленного по договору ГПХ, не выплачивается: вознаграждения по ним не облагаются взносами «на травматизм» и по временной нетрудоспособности. Пособие выдается только организацией, являющейся страхователем умершего либо заявителя – члена семьи несовершеннолетнего умершего в ФСС (ст. 10-2 абз. 2 ФЗ №8, ст. 422-3 пп. 2 НК РФ).

Тезисно

  1. Пособие на погребение выплачивается организацией за счет ФСС путем уменьшения задолженности по взносам.
  2. Учет начисления ведется на счете 69 по соответствующему субсчету.
  3. Бухгалтер начисляет пособие на основании справки о смерти и заявления от гражданина — организатора похорон, либо, если услуги были оказаны получателю пособия похоронной фирмой, на основании справки и счета от нее.
  4. Пособие не включается в затраты по налогу на прибыль, упрощенному налогу. Выплаты не облагаются страховыми взносами и НДФЛ.
  5. Учет дополнительной материальной помощи по случаю смерти ведется отдельно, на счете 91/2. Эта сумма не компенсируется ФСС.

Какими проводками и какой датой отражается возмещение расходов бюджетного учреждения (находится в регионе, участвующем в пилотном проекте ФСС), поступающее от ФСС за оплату четырех дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом и страховых взносов с этой выплаты?

11 марта 2020

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возмещение произведенных расходов, осуществленное в том же финансовом году, что и сами расходы, отражается как восстановление кассовой выплаты, а если возмещение поступает не в текущем финансовом году, то такая операция может быть отражена в учете как доходная. Начисление дебиторской задолженности может быть отражено датой принятия решения территориальным органом ФСС.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС России.
Учреждения, находящиеся в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, перечисляют в бюджет ФСС РФ страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в полном объеме. Расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами такими учреждениями осуществляются за счет средств учреждения с последующим возмещением расходов на основании предоставленных им как страхователем в территориальный орган ФСС РФ соответствующих документов. Территориальный орган ФСС в течение десяти рабочих дней со дня получения документов принимает решение о возмещении расходов страхователю на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и в течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения перечисляет средства на лицевой счет страхователя (п. 11 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294).
Таким образом, решение территориального органа ФСС является отдельным фактом хозяйственной жизни учреждения и, соответственно, бухгалтерские записи по отражению дебиторской задолженности ФСС могут быть отражены датой принятия такого решения. При этом поступление на лицевой счет учреждения отражается датой документов, приложенных к Выписке из лицевого счета бюджетного учреждения (п. 72 Инструкции N 174н).
Порядок отражения данных расходов, а также их компенсации приведен в письме Минфина России от 26.12.2019 N 02-05-10/102478. Из положений данного письма следует, что начисление четырех дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом и страховых взносов с данной выплаты отражается по элементу вида расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений», в увязке с подстатьей 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ в качестве текущих расходов учреждения. А возмещение в текущем финансовом году указанных расходов, произведенных в том же финансовом году, отражается как восстановление кассовой выплаты, то есть по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата.
В этом случае учреждению, помимо восстановления кассовой выплаты, следует также произвести восстановление фактических расходов. Иными словами, начислить дебиторскую задолженность и уменьшить принятые ранее расходы. При этом ни указанным письмом, ни инструкциями по бухгалтерскому учету не урегулировано, какой бухгалтерской записью следует это сделать, соответственно, учреждению предстоит определить это самостоятельно и закрепить в учетной политике в порядке, определенном п. 4 Инструкции N 174н.
Для восстановления фактических расходов может быть использован способ «Красное сторно» или учреждение может отразить «обратную» проводку. При этом следует учитывать, что способ «Красное сторно» обычно применяется для:
— исправления ошибок текущего года и прошлых лет в соответствии с требованиями федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» и Инструкции N 157н;
— корректировки показателей на счетах санкционирования;
— иных корректировок, которые не связаны с новыми фактами хозяйственной жизни, а являются отражением изменения оценки того факта, который произошел ранее.
В данном случае речь не идет об исправлении ошибок, допущенных ранее в бухгалтерском учете, поэтому считаем наиболее корректным вариант с применением обратной бухгалтерской записи.
В соответствии с п. 263 Инструкции N 157н расчеты с ФСС по взносам на соцстрахование учитываются на счете 0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», соответственно, ранее начисленные суммы расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом и страховых взносов могут на основании решения территориального органа ФСС быть отражены по дебету данного счета. Тогда одним из вариантов отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения данной хозяйственной операции может быть следующая корреспонденция счетов:
1. Дебет 0 303 02 831 Кредит 0 401 20 213
— на основании решения ФСС отражено восстановление затрат бюджетного учреждения;
2. Дебет 0 201 11 510 Кредит 0 303 02 731,
уменьшение забалансового счета 18 (п. 367 Инструкции N 157н) (КВР 119, 213 КОСГУ)
— отражено восстановление кассовой выплаты.
В случае, если возмещение поступает не в текущем финансовом году, полагаем, что такая операция может быть отражена в учете как доходная. Исходя из экономического смысла, такая операция может быть отражена в учете по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат» аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.3 Порядка N 85н) и подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ (п. 9.3.4 Порядка N 209н).
Суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных бюджетным учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, отражаются по дебету счета 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» и кредиту счета 0 401 10 134 «Доходы от компенсации затрат» (п. 220 Инструкции N 157н, п. 109 Инструкции N 174н).
Операции по начислению доходов в виде компенсации затрат отражаются по КФО 2 независимо от источника финансового обеспечения деятельности, за счет средств которого осуществлялись соответствующие выплаты (смотрите письмо Минфина России от 23.12.2016 N 02-08-07/77797).
С учетом изложенного, если возмещение поступает не в текущем финансовом году, рассматриваемая ситуация может быть отражена в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следующими записями:
1. Дебет 2 209 34 561 Кредит 2 401 10 134
— на основании решения ФСС отражено начисление компенсации затрат бюджетного учреждения;
2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 661,
увеличение забалансового счета 17 (130 АнКВД, 134 КОСГУ)
— отражено поступление на лицевой счет бюджетного учреждения компенсации ФСС его расходов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

Фонд социального страхования вернул дебиторскую задолженность за 2018 год по страховым взносам в ФСС подведомственному казенному учреждению. Подведомственное учреждение культуры перечислило полученную сумму в доход бюджета поселения. На 01.01.2019 в бюджетном учете казенного учреждения был остаток дебиторской задолженности на счете 303 02. В 2019 году от ФСС казенному учреждению поступает возврат данной задолженности на лицевой счет получателя бюджетных средств. Казенное учреждение перечисляет данный возврат администрации на лицевой счет администратора доходов.
Какими бухгалтерскими проводками нужно отразить данную операцию в бухгалтерии администрации и подведомственного учреждения?

29 июля 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расчеты между администрацией и подведомственным казенным учреждением по поступившей сумме возврата дебиторской задолженности 2018 года отражаются с применением счетов 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджеты» и 1 304 04 136 «Внутриведомственные расчеты» на основании Извещения (ф. 0504805).

Обоснование вывода:
По общему правилу операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря (п. 1 ст. 242 БК РФ). Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета (п. 4 ст. 242 БК РФ).
При этом бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (п. 3 ст. 242 БК РФ).
Соответственно, любые суммы, поступающие казенному учреждению в рамках расчетов, вытекающих из расходных операций прошлых лет, независимо от причины возврата не могут быть использованы при исполнении бюджетной сметы текущего финансового года и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета (письмо Минфина России от 08.10.2012 N 02-13-06/4131).
В случае, если дебиторская задолженность прошлых лет возвращена контрагентом на лицевой счет получателя бюджетных средств, перечислить ее в доход бюджета необходимо казенному учреждению. Так, в соответствии с п. 2.5.6 «Порядка кассового обслуживания исполнения Федерального бюджета…», утвержденного приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, дебиторская задолженность прошлых лет, зачисленная на лицевой счет получателя бюджетных средств (поступившая на счет бюджета, минуя счет 40101), подлежит перечислению в доход бюджета не позднее пяти рабочих дней.
Для учета расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим полномочия по администрированию кассовых поступлений, и казенным учреждением, которому поступил возврат дебиторской задолженности по расходам прошлых лет, применяются счета 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджеты» и 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» (п.п. 260, 262, 263, 276 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н). В адрес администратора кассовых поступлений направляется Извещение (ф. 0504805) по планируемым к поступлению в доход бюджета суммам.
Поступления в доход бюджетов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, сформированной получателем бюджетных средств, отражаются по подстатье 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» КОСГУ (пп. 9.3.6 п. 9 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н). В то же время на лицевом счете получателя бюджетных средств суммы не могут отражаться в разрезе доходных кодов бюджетной классификации. В связи с этим поступившие суммы возврата дебиторской задолженности по расходам прошлых лет, как правило, отражаются по тем кодам бюджетной классификации, по которым в прошлом году отражалось перечисление средств (в данном случае — по КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»).
С учетом изложенного, а также с учетом положений Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, рассматриваемая ситуация подлежит отражению в бюджетном учете следующим образом.
В бюджетном учете казенного учреждения:
1. Дебет КРБ 1 304 05 213 Кредит КРБ 1 303 02 731
— отражено поступление от ФСС дебиторской задолженности по расходам прошлых лет на лицевой счет получателя бюджетных средств;
2. Дебет КДБ 1 304 04 136 Кредит КДБ 1 303 05 731
— на основании Извещения (ф. 0504805) в учете казенного учреждения отражена передача администрации информации о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах;
3. Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КРБ 1 304 05 213
— отражено перечисление с лицевого счета получателя бюджетных средств дебиторской задолженности по расходам прошлых лет в доход бюджета.
В бюджетном учете администрации:
1. Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КДБ 1 304 04 136
— на основании Извещения (ф. 0504805) в учете администрации отражена информация о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах;
2. Дебет КДБ 1 210 02 136 Кредит КДБ 1 303 05 731
— отражено поступление дебиторской задолженности по расходам прошлых лет на лицевой счет администратора доходов.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Учет операций по возврату дебиторской задолженности казенному учреждению (органу власти, местного самоуправления).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества