Постановление 1042 о штрафах

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе:

Зам.председателя комиссии:

<…> – зам.руководителя управления – начальник отдела контроля закупок Кировского УФАС России;

Членов комиссии:

<…> – ведущего специалиста-эксперта ОКЗ Кировского УФАС России;

<…> – ведущего специалиста-эксперта ОКЗ Кировского УФАС России;

В присутствии:

<…> – представителей Администрация Кирово-Чепецкого района Кировской области, по доверенности, на основании распоряжения,

<…> – представителя КОГКУ «Центр по техническому сопровождению государственных закупок», по доверенности,

рассмотрев жалобу ООО «Недра Сибири»,

У С Т А Н О В И Л А:

04.12.2017 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО «Недра Сибири» (далее — Заявитель) на действия Заказчика – Администрацию Кирово-Чепецкого района Кировской области при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в Кирово — Чепецком районе на 2018 год (номер извещения 0340200003317008318). Уполномоченное учреждение на проведение электронного аукциона – КОГКУ «Центр по техническому сопровождению государственных закупок».

Заявитель сообщает, что Аукционная документация сформирована с нарушением требований ст. 31, ч.3 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) — не установлены требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства от 04.02.15 № 99, штрафы за ненадлежащее исполнение обязательств установлены не в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закон о контрактной системе Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате, времени, месте рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 11.12.2017 года.

На заседание Комиссии Кировского УФАС России представители Заявителя не явились, извещены надлежащим образом.

На заседание Комиссии Кировского УФАС России представители Заказчика пояснили, что документация по электронному аукциону не содержит требования к участникам закупки, согласно Постановления Правительства от 04.02.015 № 99, так как предметом электронного аукциона является выполнения работ по содержанию дорог, а не по их ремонту; поскольку стоимость контракта предполагает большой объем работ, то цена контракта априори не может снизится до 3 млн. рублей, следовательно, Заказчиком данный вариант штрафа не предусмотрен. Считает жалобу необоснованной.

Представитель Уполномоченного учреждения поддержал позицию Заказчика.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заказчика, Уполномоченного учреждения, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

31.10.2017 года на официальном сайте ЕИС размещено извещение №0340200003317008318 о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в Кирово-Чепецком районе на 2018 год. Дата окончания подачи заявок на участие в аукционе – 05.12.2017 г. 09:00 час. Дата проведения аукциона в электронной форме – 11.12.2017 г. Начальная (максимальная) цена контракта – 38000000,00 рублей.

1. Относительно довода об отсутствии в документации об аукционе дополнительных требований к участникам аукциона в соответствии с Постановлением Правительства от 04.02.15 № 99 установлено следующее.

Согласно п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст.42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1, ч.ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 Закона о контрактной системе.

Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1, ч.ч.2 и 2.1 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 — 9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.

Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч.2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В целях реализации требований Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 04.02.2015 № 99 (далее — Постановление № 99), в котором в том числе установило, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными этим приложением к данному постановлению.

Согласно позиции 2 приложения N 1 к Постановлению № 99 к участникам закупки выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, установлено дополнительное требование, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. В сноске к этой позиции отмечено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

— работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

— работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией, предмет закупки отнесен заказчиком к коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) — 42.11.20.000 «Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов». Начальная (максимальная) цена контракта электронного аукциона превышает 10 млн. руб. и составляет 38000000,00 руб.

Как следует из содержания извещения, аукционной документации, дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ № 99, заказчиком не установлены. Также в документации об электроном аукционе отсутствуют требования в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие таким дополнительным требованиям.

Как пояснили в ходе рассмотрения дела представители заказчика, виды работ, которые необходимо выполнить при исполнении государственного контракта, не относятся к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Комиссией установлено, что в соответствии с содержанием извещения, аукционной документации, предметом закупки является «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в Кирово-Чепецком районе на 2018 год».

Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ.

Как следует из содержания технического задания аукционной документации, видами работ, которые необходимо исполнить при выполнении государственного контракта являются работы по содержанию дорог.

Из смысла приведенных положений Постановления № 99 во взаимосвязи с кодами 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2), следует, что такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектами закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.

Принимая во внимание обстоятельство того, что из технического задания аукционной документации не следует потребность заказчика в проведении строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, а также при наличии факта классификации объекта закупки в соответствии с кодом 42.11.20.000 ОКПД2 и начальной (максимальной) цены в размере 38 000 000,00 рублей, Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика по неустановлению к участникам закупки дополнительных требований в соответствии с Постановлением № 99 не противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Довод Заявителя не обоснован.

2. Относительно довода об установлении размеров штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств не в соответствии с законодательством установлено следующее.

В соответствии с ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 9.1. Проекта контракта, стороны, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств, несут ответственность в соответствии с нормами Федерального закона № 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042″Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее — Постановление) и гражданским законодательством РФ.

В соответствии с п. 9.2. Проекта Контракта, в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств Подрядчик вправе взыскать с Заказчика штраф в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

В соответствии с п. 9.7. Проекта Контракта, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы __________ рублей, что составляет 5 % от цены контракта.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063» (далее – Постановление Правительства № 1042) утверждены правила определения размера штрафа и пени при ненадлежащем исполнении контракта сторонами.

Согласно п. 3. Постановления Правительства № 1042, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 — 8 настоящих Правил): а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей; б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) и т.д.

Согласно п.9 Постановления Правительства № 1042 за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно); б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) и т.д.

Согласно п. 4.1 Информационной карты Аукционной документации начальная (максимальная) цена контракта составляет 38 000 000,00 руб.

Таким образом, Заказчиком не предусмотрена ответственность Подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта до 3 миллионов и ниже, а так же ответственность Заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в случае если начальная (максимальная) цена контракта будет снижена до 3 миллионов рублей и ниже, что является нарушением ч.ч.5, 8 ст.34 Закона о контрактной системе.

Довод Заявителя обоснован.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что Заказчиком в проекте контракта была установлена ссылка на Постановление Правительства № 1042, в котором указаны все возможные пороговые значения для начисления штрафов. Данное нарушение не препятствовало подаче заявок участниками аукциона, не влияет на результат закупки, в связи с чем Комиссия Кировского УФАС России считает возможным предписание об устранении нарушений не выдавать.

На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия Кировского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать частично обоснованной жалобу ООО «Недра Сибири» на действия Администрации Кирово-Чепецкого района Кировской области при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в Кирово — Чепецком районе на 2018 год (номер извещения 0340200003317008318), в связи с нарушением ч.ч.5,8 ст.34 Закона о контрактной системе.

2. Предписание об устранении нарушения не выдавать.

3. Отменить приостановление заключения контракта.

4. Передать материалы дела должностному лицу Кировского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела.

Правительство РФ определило порядок списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрактов в 2020 году вследствие распространения новой коронавирусной инфекции. Такой порядок будет осуществляться по аналогии с установленным порядком списания таких сумм в 2015 и 2016 годах. Соответствующие изменения внесены в Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 г. № 783 (Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2020 г. № 591).

Изменениями в указанные правила предусмотрено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам с исполненными обязательствами в полном объеме, за исключением контрактов, по которым, в том числе и в 2020 году по соглашению сторон изменены условия о сроке исполнения, цене контракта, цене единицы либо количестве товаров, объеме работ, услуг, а также если обязательства в 2020 году не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением независящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта из-за распространения новой коронавирусной инфекции. Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) будет осуществляться заказчиком в следующих случаях и порядке:

  • если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек не превышает 5% цены контракта, за исключением случая, если неустойки начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
  • если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек составляет от 5% до 20% цены контракта, заказчик спишет 50% сумм неустоек при условии уплаты 50% начисленных неустоек до 1 января 2021 года, за исключением случая, если неустойки начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
  • если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек должен обеспечить сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

При наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек является:

  • исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, в том числе в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек не превышает 5% цены контракта;
  • информация администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек в бюджет (бюджет государственного внебюджетного фонда РФ) (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек возникла перед государственным (муниципальным) заказчиком) или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика или автономного учреждения или юрлица (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием, а также автономным учреждением в случаях осуществления им закупок в соответствии с ч. 4, ч. 4.1 и ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), в случае если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек составляет от 5% до 20% цены контракта, и заказчик спишет 50% сумм неустоек при условии уплаты 50% начисленных неустоек до 1 января 2021 года;
  • исполнение (при наличии) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, представленное поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии), если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

В течение 20 дней со дня принятия решения комиссией о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек заказчик должен направить поставщику (подрядчику, исполнителю) в письменной форме уведомление о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек.

Обновленная редакция правил вступает в силу с сегодняшнего дня.

Меры ответственности для заказчика и поставщика прописывают в каждом контракте. Неустойку рассчитывают по правилам, определенным Правительством. Что изменилось, рассказали в материале.

Постановление 1042 о штрафах по 44-ФЗ

В постановлении Правительства от 30.08.2017 № 104 содержатся:

  • правила расчета штрафа для исполнителей в зависимости от суммы контракта и характера нарушения обязательств;
  • правила расчета штрафа для заказчиков;
  • особенности расчета штрафа для малого бизнеса;
  • требования к максимальному размеру штрафа для заказчиков и поставщиков;
  • правила расчета пени.

В 2019 в постановление Правительства № 1042 внесли изменения. С августа заказчиков освободили от обязанности писать в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы. Теперь нужно указывать только процент от цены контракта или этапа его исполнения. Еще одно изменение касается порядка начисления штрафа для СМП.

Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042 Скачать текст постановления

Штрафы для заказчиков и поставщиков

Сумма штрафа зависит от цены контракта. Если у обязательства по контракту есть стоимостное выражение, неустойка рассчитывается так:

Как прописать в контракте, рассчитать и взыскать штрафы и пени при закупках по 44-ФЗ

Чтобы взыскать штрафы или пени с поставщика, пропишите размер неустойки в проекте контракта. Сколько должен заплатить нарушитель, считают по правилам, которые утвердило Правительство. Читайте, как рассчитать неустойку в зависимости от условий закупки и какие формулировки включить в проект контракта.

Использовать калькулятор штрафов

Если у обязательства нет стоимостного выражения, штрафы будут следующие:

Для заказчиков размер штрафа рассчитывается не в процентах от цены контракта. Суммы фиксированные:

  • при цене контракта до 3 млн руб. — 1000 руб.;
  • 3-50 млн руб. — 5000 руб.;
  • 50-100 млн руб. — 10 тыс. руб.;
  • более 100 млн руб. — 100 тыс. руб.

Есть требования к предельным размерам штрафов. Они действуют как для заказчиков, так и для исполнителей. Общая сумма всех назначенных штрафов за нарушения не могут превышать цену контракта.

Штрафы для СМП по постановлению 1042

Для малого бизнеса суммы штрафов меньше, чем для остальных поставщиков. С августа 2019 года размер неустойки не зависит от сегмента цены контракта. Теперь штраф составляет 1% от цены контракта независимо от ее размера. Максимальная сумма штрафа — 5 тыс. руб., минимальная — 1 тыс. руб.

Расчет пени по постановлению 1042

Штрафы начисляют, если нарушение условий контракта не связаны со сроками. За срыв сроков предусмотрены пени. Правила их расчета одинаковы и для заказчиков, и для исполнителей: 1/300 ключевой ставки Центробанка от не уплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Рассчитать величину пени можно онлайн с помощью калькулятора по постановлению 1042. Таких сервисов много, работают они по единому принципу. Но нужно следить за актуальностью применяемой ключевой ставки.

Чтобы рассчитать сумму пени, введите сумму задолженности, начало периода просрочки и конец периода просрочки.

Например, возьмём задолженность в 1 млн руб. Начало периода просрочки — 5 января, а окончание — 5 февраля 2020 года. Просрочка составила 32 дня. Применяем к формуле ставку 6,25% и получаем такой расчет:

1 000 000,00* 32 * 1/300 * 6,25% = 6 666,67 руб.

Виновная сторона должна выплатить 6 666,67 руб. пени за просрочку обязательств.

Некоторые сервисы даже позволяют сразу сформировать претензию второй стороне контракта и включить в нее рассчитанную неустойку.

Судебная практика

Из следующего примера видно, что исполнителю придется выплатить неустойку, даже если заказчик уже получил деньги по банковской гарантии.

По условиям госконтракта по ГОЗ поставщик должен был передать заказчику нефтепродукты для транспортных средств. Поставка прошла в срок. Но во время приемки заказчик нашел нарушения. Он получил деньги по банковской гарантии в счет уплаты штрафа — 61 687,5 руб.

Исполнитель пытался через суд обязать заказчика принять продукцию, но ничего не добился и был вынужден вывезти ее. Кроме того, он должен был выплатить неустойку. Поставщик попытался оспорить тот момент, что заказчик начислил пени за пределами срока действия контракта, ведь товар был поставлен в установленный срок.

С этим суд не согласился. Действительно, продукция пришла заказчику вовремя. Но ее не приняли из-за несоответствия качеству. Новый товар поставлен не был. А значит, заказчик законно потребовал неустойку за просрочку вплоть до одностороннего расторжения контракта.

Еще одним аргументом исполнителя было то, что ранее заказчик уже взыскал с него штраф в размере 61 687,5 руб. за счет банковской гарантии. Неустойка сверх этого была бы двойной мерой ответственности. Но и здесь убедить суд не удалось.

Кроме того, исполнителя удивил тот факт, что заказчик очень долго ждал, прежде чем принять решение об одностороннем отказе от контракта. Он мог бы отказаться от дальнейшего исполнения сразу, в июне 2018 года, когда признал продукцию несоответствующей требованиям. Однако тянул до апреля 2019 года. По мнению исполнителя, таким образом заказчик увеличил период начисления неустойки и злоупотребил правами.

Этот довод суд принял. Он решил начислить пени только за ограниченный период. Неустойку снизили до 25 475,49 руб. с изначальной суммы в 47 064,89 руб. (решение Арбитражного суда Кировской области от 16.10.2019 по делу № А28-7617/2019).

РЕШЕНИЕ № 054/06/34-988/2020

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

— зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

— главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

— специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,

с участием представителя заказчика — ИЯФ СО РАН –

(по доверенности),

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «Урал Контракт», податель жалобы уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Урал Контракт» на действия ИЯФ СО РАН при проведении электронного аукциона №0351100010920000015 на выполнение работ по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества ИЯФ СО РАН. Здание №20 (Комплекс ДОЛ). Ремонт кровли в осях2-38/П-Т, начальная (максимальная) цена контракта 8409189,92 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Урал Контракт» с жалобой на действия ИЯФ СО РАН при проведении электронного аукциона №0351100010920000015 на выполнение работ по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества ИЯФ СО РАН. Здание №20 (Комплекс ДОЛ). Ремонт кровли в осях2-38/П-Т.

Суть жалобы ООО «Урал Контракт» сводится к следующему.

1. По мнению подателя жалобы, п.п. 9.3, 9.5 проекта контракта не соответствуют п.п. 11, 12 Правил определения размера штрафа, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1042. Заказчиком допущено нарушение ч.8 ст.34 ФЗ №44-ФЗ.

2. Согласно п.9.2.5 проекта контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно); б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Согласно п.9.2.4. проекта контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 ФЗ №44-ФЗ, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксируемой суммы (заполняется по итогам аукциона: 1 процент цены контракта, но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей).

Податель жалобы считает, что слова «в виде фиксированной суммы» необходимо удалить из проекта контракта. Заказчиком допущено нарушение ч.ч. 5, 7 ст. 34 ФЗ №44-ФЗ.

3. Согласно Письму Минфина России, МЧС России и Федеральной антимонопольной службы от 3 апреля 2020 г. №№ 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 «О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» предусмотрено, что в случае неисполнения контракта в связи с распространением COVID-19, поставщик (подрядчик) вправе ссылаться на данное обстоятельство как на основание освобождения его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком требованию. Проект государственного контракта не содержит положений о неприменении штрафных санкций к поставщику (подрядчику) при нарушении им обязательств по контракту по указанным основаниям. По мнению подателя жалобы, проект контракта должен включать положения ч.65 ст.112 ФЗ №44-ФЗ.

На основании вышеизложенного, податель жалобы просит выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На данную жалобу от заказчика поступили возражения следующего содержания.

С доводом №1 заказчик согласен. В проекте контракта указано, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта. В указанной части текст проекта контракта действительно противоречит положениям Постановления Правительства №1042 от 30.08.2017, однако это не ухудшает положения подрядчика, а только улучшает, так как общая сумма начисленной неустойки (штраф и пеня за просрочку) будет меньше суммы по Правилам определения размера
штрафа, утвержденным Постановлением Правительства № 1042.

С доводом №2 заказчик частично согласен.

Слова «в виде фиксированной суммы» не удалены.

В п.п. 9.2.4 и 9.2.5 размер штрафных санкций указан верно, в соответствии с Правилам определения размера штрафа, утвержденными Постановлением Правительства №1042 от 30.08.2017. Заказчик считает, что данная техническая ошибка не влияет на доступ к участию в закупке и не создает дополнительные трудности при формировании предложений по исполнению контракта и не влияет на решение об участии в закупке.

С доводом №3 заказчик не согласен. Считает, что нет обязательного требования вносить в проект контракта положения, изложенные в ч.65 ст.112 ФЗ №44-ФЗ. При исполнении контракта, заказчик будет учитывать требования ч.65 ст.112 ФЗ №44-ФЗ.

Изучив представленные материалы и выслушав доводы заказчика, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В ч.4 ст.34 ФЗ №44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с ч.5 ст.34 ФЗ №44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.8 ст.34 ФЗ №44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Согласно п.9.3 проекта контракта общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Согласно п.9.5 проекта контракта общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Согласно п.11 Правил определения размера штрафа, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1042, общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта. Согласно п.12 Правил определения размера штрафа, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1042, общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Таким образом, п.п. 9.3, 9.5 проекта контракта не соответствуют п.п. 11, 12 Правил определения размера штрафа, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1042.

Заказчиком допущено нарушение ч.8 ст.34 ФЗ №44ФЗ.

2. Согласно п.9.2.5 проекта контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно); б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

В соответствии с ч.4 ст. 34 ФЗ №44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В силу ч.5 ст.34 ФЗ №44-ФЗ штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. а) п.9 Правил определения размера штрафа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2017 № 1042, за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке: а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно); б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Таким образом, применимо к данной закупке, размер штрафа определен Правилами в конкретной, фиксированной сумме (в зависимости от цены контракта) — 1000 руб. или 5000 руб. На основании вышеизложенного, комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указание слов «в виде фиксированной суммы» в п. 6.3 проекта контракта не противоречит требованиям п.п. а), б) п. 9 Правил и ФЗ №44-ФЗ.

Таким образом, в данной части довод жалобы не обоснован.

Согласно п.9.2.4. проекта контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 ФЗ №44-ФЗ, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксируемой суммы (заполняется по итогам аукциона: 1 процент цены контракта, но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей).

Таким образом, в данной части размера штрафа не является фиксированным. Слова «в виде фиксируемой суммы» необходимо удалить из проекта контракта.

Заказчиком допущено нарушение ч.ч. 5, 7 ст. 34 ФЗ №44-ФЗ.

Таким образом, в данной части довод жалобы обоснован.

3. Законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг не установлено обязательного требования включать в проект контракта положения, указанные в ч.65 ст.112 ФЗ №44-ФЗ. Данные требования должны быть учтены заказчиком при исполнении контракта.

Довод жалобы не обоснован.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении первых и вторых частей аукционных заявок, иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Урал Контракт» на действия ИЯФ СО РАН при проведении электронного аукциона №0351100010920000015 на выполнение работ по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества ИЯФ СО РАН. Здание №20 (Комплекс ДОЛ). Ремонт кровли в осях2-38/П-Т частично обоснованной (довод №1 обоснован, довод №2 частично обоснован, довод №3 не обоснован).

2. Признать ИЯФ СО РАН нарушившим ч.ч. 5, 7, 8 ст. 34 ФЗ №44-ФЗ.

3. Выдать ИЯФ СО РАН предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

08.08.2019 Изменены правила определения размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ

Опубликовано постановление Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011, которым внесены изменения в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042. Изменения вступят в силу 14.08.2019.
Первое изменение, как уже видно из обновленного наименования Правил, коснулось порядка определения размера пени в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя). Напомним, что с 12.05.2019 размер пени определен ч.7 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ). Таким образом, Правила будут определять исключительно размеры штрафов.
Также установлен новый размер штрафа для поставщика (подрядчика, исполнителя) из числа СМП и СОНО. Согласно п.4 Правил размер штрафа составит 1% цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Изменен и порядок определения размера штрафа для случаев, когда контракт заключается с победителем, предложившим наиболее высокую цену за его заключение (п.5 Правил). Размер штрафа заказчик будет рассчитывать от НМЦК или от цены контракта в зависимости от их соотношения. Например, если цена контракта превысит НМЦК, размер штрафа должен быть рассчитан от цены контракта.
Кроме того, из правил определения размера штрафа исключено указание на фиксированную сумму, что соответствует действующей редакции ч.5 и 8 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Таким образом, в проектах контрактов, размещаемых заказчиками в ЕИС с 14.08.2019, должны быть предусмотрены новые положения о порядке определения размера штрафа.