Постановление пленума 30

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА №28 “О СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ”

В связи с вопросами, возникающими у судов при применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство судебной экспертизы по уголовным делам, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет

1. Обратить внимание судов на необходимость наиболее полного использования достижений науки и техники в целях всестороннего и объективного исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, путем производства судебной экспертизы во всех случаях, когда для разрешения возникших в ходе судебного разбирательства вопросов требуется проведение исследования с использованием специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Если же проведение исследования не требуется, то возможен допрос специалиста.

2. Согласно положениям части 2 статьи 195 УПК РФ судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения (подразделения) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

К иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями, относятся эксперты негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лица, не работающие в судебно-экспертных учреждениях.

Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

3. В целях обеспечения реализации участвующими в деле лицами их права на отвод эксперта (статья 70, пункт 2 части 1 и часть 2 статьи 198 УПК РФ) в определении (постановлении) о назначении экспертизы необходимо указывать наименование экспертного учреждения (пункт 60 статьи 5 УПК РФ), в котором должна быть произведена экспертиза, а при невозможности производства экспертизы в этом учреждении – вновь выносить определение (постановление) о назначении экспертизы в другом экспертном учреждении. По ходатайству указанных лиц дознаватель, следователь, суд обязаны сообщать фамилию, имя, отчество эксперта, которому руководителем государственного судебно-экспертного учреждения поручено производство экспертизы.

При поручении производства экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, суду следует предварительно запросить сведения, касающиеся возможности производства данной экспертизы, а также сведения об эксперте, в том числе его фамилию, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы в качестве судебного эксперта и иные данные, свидетельствующие о его компетентности и надлежащей квалификации, о чем указать в определении (постановлении) о назначении экспертизы, и при необходимости приобщить к материалам уголовного дела заверенные копии документов, подтверждающих указанные сведения.

В случае поручения производства экспертизы лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, разъяснение прав и обязанностей, предусмотренных статьей 57 УПК РФ, возлагается на суд, принявший решение о назначении экспертизы.

4. Вопросы, поставленные перед экспертом, и заключение по ним не могут выходить за пределы его специальных знаний.

Постановка перед экспертом правовых вопросов, связанных с оценкой деяния, разрешение которых относится к исключительной компетенции органа, осуществляющего расследование, прокурора, суда (например, что имело место – убийство или самоубийство), как не входящих в его компетенцию, не допускается.

5. В тех случаях, когда в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем определенную территорию, невозможно производство судебной экспертизы в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности или надлежащей материально-технической базы либо специальных условий для выполнения исследований, а также при наличии обстоятельств, указанных в статье 70 УПК РФ, т.е. когда все компетентные государственные судебно-экспертные учреждения на данной территории не могут выступить в этом качестве, ее производство может быть поручено государственным судебно-экспертным учреждениям, обслуживающим другие территории, негосударственному судебно-экспертному учреждению или лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, в том числе сотруднику научно-исследовательского учреждения, вуза, иной организации, обладающему специальными знаниями и имеющему в распоряжении необходимое экспертное оборудование.

В определении (постановлении) о назначении экспертизы суду следует мотивировать поручение исследований экспертным учреждениям либо конкретному лицу.

6. Справки, акты, заключения и иные формы фиксации результатов ведомственного или другого исследования, полученные по запросу органов предварительного следствия или суда, не могут рассматриваться как заключение эксперта и служить основанием к отказу в проведении судебной экспертизы.

Указанные положения не препятствуют приобщению к материалам уголовного дела и использованию в процессе доказывания заключения специалиста, полученного в соответствии с частью 3 статьи 80 УПК РФ.

7. По смыслу уголовно-процессуального закона, согласие подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, лица, в отношении которого рассматривается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, на проведение в отношении его судебной экспертизы не требуется.

Вместе с тем, суду следует обеспечить лицу, в отношении которого решается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, возможность участвовать в судебном заседании при решении вопроса о проведении в отношении него судебной экспертизы и самостоятельно реализовать права, предусмотренные частью 1 статьи 198 УПК РФ, за исключением случаев, когда физическое и (или) психическое состояние не позволяет ему предстать перед судом.

Недопустимо назначение и производство судебной экспертизы в отношении потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2, 4, 5 статьи 196 УПК РФ, а также в соответствии с частью 5 статьи 56, частью 4 статьи 195 УПК РФ в отношении свидетеля без их согласия либо согласия их законных представителей, которые даются указанными лицами в письменном виде.

8. Исходя из положений, указанных в пунктах 5, 9, 11 части 2 статьи 42, статьи 198 УПК РФ, суду надлежит обеспечить потерпевшему возможность знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы независимо от ее вида и с полученным на ее основании экспертным заключением либо с сообщением о невозможности дать заключение; право заявить отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении, о привлечении в качестве эксперта указанного им лица либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении, о внесении в определение (постановление) о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту.

Свидетель пользуется такими же правами, как и потерпевший, лишь при условии назначения и производства судебной экспертизы в отношении его самого.

Участники судебного разбирательства по их ходатайствам с согласия суда вправе присутствовать при производстве экспертного исследования, производимого вне зала судебного заседания, за исключением случаев, когда суд по ходатайству эксперта сочтет, что данное присутствие будет препятствовать производству экспертизы. Факт присутствия участника судебного разбирательства при производстве судебной экспертизы вне зала судебного заседания следует отразить в заключении эксперта.

9. Разъяснить судам, что подозреваемый, обвиняемый и их защитники, а также потерпевший должны быть ознакомлены с постановлением о назначении экспертизы до ее производства. В том случае, если лицо признано подозреваемым, обвиняемым или потерпевшим после назначения судебной экспертизы, оно должно быть ознакомлено с этим постановлением одновременно с признанием его таковым, о чем составляется соответствующий протокол.

10. В описательной части судебного решения о помещении подозреваемого или обвиняемого в соответствующее медицинское учреждение для стационарного обследования при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на основании статьи 203 УПК РФ, следует обосновать такое решение, а в резолютивной части указать, в какое именно учреждение лицо направляется для обследования.

11. Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» лицо может быть помещено в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на срок до 30 дней. В случае необходимости по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов срок пребывания лица в медицинском стационаре может быть продлен постановлением судьи районного суда по месту нахождения указанного стационара еще на 30 дней.

Ходатайство эксперта или комиссии экспертов о продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре должно быть представлено в районный суд по месту нахождения указанного стационара не позднее чем за три дня до истечения 30-дневного срока. Такое ходатайство подлежит рассмотрению по правилам статьи 165 УПК РФ.

Лицу, в отношении которого решается вопрос о помещении в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы либо о продлении срока его пребывания в медицинском стационаре, следует обеспечить возможность участия в судебном заседании и реализации предусмотренных уголовно-процессуальным законом прав, за исключением случаев, когда физическое и (или) психическое состояние не позволяет ему предстать перед судом.

В течение трех дней со дня получения ходатайства о продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре судье следует вынести постановление и уведомить эксперта или комиссию экспертов о принятом решении. В случае отказа в продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре, оно подлежит выписке из него.

В исключительных случаях в том же порядке возможно повторное продление срока пребывания лица в медицинском стационаре. Общий срок пребывания лица в указанном стационаре при производстве одной судебной экспертизы не может превышать 90 дней.

Руководитель медицинского стационара должен известить лицо, находящееся в указанном стационаре, а также орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, о заявленном ходатайстве и вынесенном судьей решении.

12. В необходимых случаях, когда исследование выходит за пределы компетенции одного эксперта или комиссии экспертов, в соответствии со статьей 201 УПК РФ может быть назначено производство комплексной экспертизы, осуществляемой несколькими экспертами на основе использования разных специальных знаний. Эксперты при этом составляют совместное заключение. В заключении экспертов должно быть указано, какие исследования провел каждый эксперт, какие факты лично он установил и к каким пришел выводам.

Каждый эксперт вправе подписать общее заключение либо ту его часть, которая отражает ход и результаты проведенных им лично исследований.

Если эксперт обладает достаточными знаниями, необходимыми для комплексного исследования, он вправе дать единое заключение по исследуемым им вопросам.

Эксперт дает заключение от своего имени на основании исследований, проведенных им в соответствии с его специальными знаниями, и несет за данное им заключение ответственность в установленном законом порядке.

13. В соответствии с частью 1 статьи 207 УПК РФ основаниями для проведения дополнительной экспертизы, поручаемой тому же или другому эксперту, являются недостаточная ясность или полнота заключения эксперта либо возникновение новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела.

Под недостаточной ясностью следует понимать невозможность уяснения смысла и значения терминологии, используемой экспертом, методики исследования, смысла и значения признаков, выявленных при изучении объектов, критериев оценки выявленных признаков, которые невозможно устранить путем допроса в судебном заседании эксперта, производившего экспертизу.

Неполным является такое заключение, в котором отсутствуют ответы на все поставленные перед экспертом вопросы, не учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения поставленных вопросов.

14. В зависимости от характера вопросов и объема исследуемых материалов дополнительная экспертиза может быть произведена в судебном заседании.

В тех случаях, когда возникает необходимость в разрешении новых вопросов в отношении исследованных ранее объектов, экспертиза назначается в порядке статьи 195 УПК РФ и ее производство поручается, как правило, тому же эксперту, если предстоящее исследование не выходит за рамки его специальных знаний.

15. Согласно части 2 статьи 207 УПК РФ при возникновении сомнений в обоснованности заключения эксперта или при наличии противоречий в выводах экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, производство которой поручается другому эксперту.

Необоснованным следует считать такое заключение эксперта, в котором недостаточно аргументированы выводы, не применены или неверно применены необходимые методы и методики экспертного исследования.

Суд также вправе назначить повторную экспертизу, если установит факты нарушения процессуальных прав участников судебного разбирательства при назначении и производстве судебной экспертизы, которые повлияли или могли повлиять на содержание выводов экспертов.

16. По уголовным делам частного обвинения, возбуждаемым по заявлению потерпевшего или его законного представителя (часть 1 статьи 318 УПК РФ), судья может решить вопрос о назначении экспертизы при подаче ими заявления в суд либо на стадии судебного разбирательства путем вынесения соответствующего постановления. При этом должны быть соблюдены права обвиняемого, подсудимого, а также потерпевшего, установленные уголовно-процессуальным законом.

17. Рекомендовать судам в случае производства экспертизы в суде (статья 283 УПК РФ) экспертом, ранее не участвовавшим в деле в этом качестве, в необходимых случаях выносить два процессуальных документа (определения, постановления): первый – о назначении экспертизы, в котором привести данные об эксперте, имея в виду, что эксперт вправе участвовать в исследовании обстоятельств дела, относящихся к предмету экспертизы, только после вынесения определения о назначении экспертизы, и второй – после выполнения соответствующей процедуры – о постановке вопросов перед экспертом.

Председательствующему в судебном заседании следует принимать предусмотренные законом меры к исследованию в суде обстоятельств, необходимых для дачи экспертом заключения, в том числе, о количестве, объеме и других характеристиках объектов и материалов, необходимых для производства исследований, и лишь после этого предлагать участникам судебного разбирательства представлять в письменном виде вопросы эксперту.

Если подсудимый в силу физических или психических недостатков не может изложить вопросы в письменном виде, участвующий в рассмотрении уголовного дела защитник в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 УПК РФ оказывает ему необходимую помощь в выполнении требований части 2 статьи 283 УПК РФ; при наличии таких недостатков у потерпевшего эти требования выполняет его законный представитель или представитель в соответствии со статьей 45 УПК РФ.

Замена производства экспертизы, если имеются основания для ее производства, допросом эксперта не допускается.

Согласно положениям статьи 283 УПК РФ в определении (постановлении) помимо вопросов, предлагаемых судом на разрешение эксперта, должно быть указано, какие вопросы, представленные участниками судебного разбирательства, судом отклонены с приведением мотивов их отклонения. При этом суд не связан формулировкой и перечнем вопросов, предложенных участниками судебного разбирательства, а также поставленных перед экспертом в процессе предварительного расследования.

18. Обратить внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 74 УПК РФ доказательствами по уголовному делу являются заключение и показания эксперта, которые, как и все доказательства (статья 240 УПК РФ), подлежат непосредственному исследованию в судебном заседании (за исключением случаев, предусмотренных разделом Х Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

19. При оценке судом заключения эксперта следует иметь в виду, что оно не имеет заранее установленной силы, не обладает преимуществом перед другими доказательствами и, как все иные доказательства, оценивается по общим правилам в совокупности с другими доказательствами. Одновременно следует учитывать квалификацию эксперта, выяснять, были ли ему представлены достаточные материалы и надлежащие объекты исследования.

Для оказания помощи в оценке заключения эксперта и допросе эксперта по ходатайству стороны или по инициативе суда может привлекаться специалист. Разъяснения специалист дает в форме устных показаний или письменного заключения.

Суду надлежит указать, к каким выводам пришел эксперт в результате исследования, а не ограничиваться лишь ссылкой в приговоре на его заключение.

Оценка заключения эксперта может быть оспорена только вместе с приговором или иным итоговым судебным решением при его обжаловании в установленном законом порядке.

20. Обратить внимание судов на то, что заключение и показания специалиста даются на основе использования специальных знаний и, также как заключение и показания эксперта в суде, являются доказательствами по делу (часть 2 статьи 74 УПК РФ). При этом следует иметь в виду, что специалист не проводит исследование вещественных доказательств и не формулирует выводы, а лишь высказывает суждение по вопросам, поставленным перед ним сторонами. Поэтому в случае необходимости проведения исследования, должна быть произведена судебная экспертиза.

Заключение и показания специалиста подлежат проверке и оценке по общим правилам (его компетентность и незаинтересованность в исходе дела, обоснованность суждения и др.) и могут быть приняты судом или отвергнуты, как и любое другое доказательство.

21. Специалист, участвовавший в производстве какого-либо следственного действия, при необходимости может быть допрошен в судебном заседании об обстоятельствах его производства в качестве свидетеля. Показания специалиста, приглашенного сторонами, даются им по правилам, предусмотренным для допроса лица в качестве свидетеля.

22. В силу положений части 4 статьи 271 УПК РФ суд не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе в судебном заседании лица в качестве специалиста, явившегося в судебное заседание по инициативе любой стороны. При рассмотрении такого ходатайства суду следует проверять, обладает ли данное лицо специальными знаниями в вопросах, являющихся предметом судебного разбирательства.

Суд вправе в соответствии с частью 1 статьи 69, пунктом 3 части 2 статьи 70, частью 2 статьи 71 УПК РФ принять решение об отводе специалиста в случае непредставления документов, свидетельствующих о наличии специальных знаний у лица, о допросе которого в качестве специалиста было заявлено ходатайство, признания этих документов недостаточными либо ввиду некомпетентности, обнаружившейся в ходе его допроса.

23. Возмещение расходов и выплату вознаграждения экспертам, за исключением случаев, когда обязанности исполнялись ими в порядке служебного задания, в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, необходимо производить немедленно по выполнении этими лицами обязанностей независимо от фактического взыскания процессуальных издержек с осужденных (пункт 14 «Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд», утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г., в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 2 марта 1993 г. и от 4 марта 2003 г).

24. Суд апелляционной инстанции вправе назначить судебную экспертизу, в том числе дополнительную и повторную (часть 5 статьи 365 УПК РФ). В суде кассационной инстанции непосредственно исследуется заключение эксперта в соответствии с требованиями главы 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а в надзорной инстанции проверяется законность и обоснованность судебного решения на основании тех доказательств, которые были предметом исследования в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

При наличии сомнений в заключении эксперта, выводы которого повлияли или могли повлиять на правильное разрешение судом вопросов, указанных в части 1 статьи 299 УПК РФ, суд в кассационном, а также с учетом требований статьи 405 УПК РФ в надзорном порядке вправе отменить приговор и направить дело на новое судебное разбирательство.

25. С принятием настоящего постановления признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 марта 1971 года № 1 «О судебной экспертизе по уголовным делам».

Документ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28

В настоящее время нередки судебные тяжбы о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости. Это обусловлено (в том числе) тем, что такая стоимость применяется для целей расчета земельного налога и налога на имущество организаций (в отношении отдельных объектов недвижимости). К примеру, одним из требований истцов является установление кадастровой стоимости в размере рыночной.

Отдельные вопросы оспаривания кадастровой стоимости регулируются Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ). Наряду с этим с 15 сентября 2015 года рассмотрение подобных дел в судах будет регулироваться новым Кодексом административного судопроизводства (далее – Кодекс).

Верховный Суд РФ в постановлении от 30.06.2015 № 28 (далее – постановление № 28), оценив законодательные нормы, пояснил нижестоящим судам, как нужно руководствоваться такими положениями при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков и недвижимого имущества. Во многом разъяснения Верховного Суда РФ пригодятся и собственникам (иным правообладателям) данных объектов.

Кто может обратиться за пересмотром кадастровой стоимости?

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта вправе подать как организации, так и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ч. 1 ст. 245 Кодекса, ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ). Верховный Суд РФ уточнил, что это право принадлежит (п. 6 постановления № 28):

  • лицам, владеющим недвижимостью на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Если в собственности находится лишь определенная доля объекта, для подачи заявления согласие иных собственников не требуется;
  • бывшим собственникам недвижимости, если результаты кадастровой оценки влияют на обязанность по исчислению и уплате налогов в налоговом периоде, в котором они обращаются с таким заявлением;
  • арендаторам недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также лицам, имеющим исключительное право на выкуп или аренду данного имущества, если арендная плата или выкупная цена рассчитываются исходя из кадастровой стоимости недвижимости;
  • арендаторы недвижимого имущества, находящегося в собственности граждан и (или) организаций, если арендная плата рассчитывается на основании кадастровой стоимости, а собственник дал согласие (оформленное в письменном виде) на ее пересмотр.

Каков порядок обращения с иском?

Прежде чем подать иск в суд об оспаривании кадастровой стоимости, необходимо соблюсти досудебную процедуру урегулирования спора. Она подразумевает обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия). Данное требование распространяется на юридических лиц. Физические лица могут сразу обращаться с иском в суд (ч. 3 ст. 245 Кодекса, ч. 3 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Верховный Суд РФ указал, что предприниматели также являются физическими лицами, поэтому требование об обязательном предварительном обращении в Комиссию на них не распространяется (п. 9 постановления № 28).

С каким требованием можно обратиться в суд?

В заявлении истец вправе потребовать (ч. 1 ст. 248 Кодекса, ч. 11 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ):

  • установить в отношении объекта недвижимости кадастровую стоимость в размере рыночной;

Верховный Суд РФ уточнил, что судебным решением рыночная стоимость может быть определена в размере, отличном от того, которая указана в заявлении истца (п. 24 постановления № 28). Поэтому следует быть готовыми к тому, что по итогам судебного разбирательства интересы истца могут быть удовлетворены не в полном объеме;

  • изменить кадастровую стоимость, если выявлено, что при кадастровой оценке были использованы недостоверные сведения;
  • оспорить решение или действие (бездействие) Комиссии.

Комментируя перечисленные положения, Верховный Суд РФ пояснил, что к недостоверным сведениям, в частности, относятся (п. 13 постановления № 28):

  • технические ошибки;
  • неправильное указание данных в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
  • неправильное установление оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта. Это, к примеру, неверное определение местоположения объекта, его целевого назначения, разрешенного использования земельного участка, неиспользование сведений об аварийном состоянии недвижимости или о его нахождении в границах санитарно-защитных зон (других зон с особыми условиями использования территории).

Помимо этого Верховный Суд РФ отметил, что требования о пересмотре налоговых обязательств и арендных платежей не допускается рассматривать одновременно с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости (п. 5 постановления № 28).

Следовательно, такие требования нужно заявлять в отдельном иске.

С самостоятельным требованием о пересмотре кадастровой стоимости нужно обращаться еще в одном случае: если в ходе рассмотрения дела в суде в государственный кадастр недвижимости внесены результаты очередной кадастровой оценки в отношении спорного объекта. В этом случае изменить уже заявленные требования нельзя. Чтобы оспорить иную кадастровую стоимость, следует представить другое исковое заявление (п. 16 постановления № 28).

В какие сроки допускается обращение в суд?

Заявление в Комиссию о пересмотре кадастровой стоимости, исковое заявление в суд об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости могут быть поданы не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов (ч. 3 ст. 245 Кодекса, ч. 10 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Верховный Суд РФ указал, что пропуск срока для обращения в суд может быть восстановлен судом после оценки его причин (п. 8 постановления № 28).

Последствия пропуска срока для подачи заявления в Комиссию не были рассмотрены Верховным Судом РФ в комментируемом постановлении. В связи с этим не вполне ясно, является ли пресекательным срок, установленный для досудебного урегулирования спора. Существует риск, что Комиссия не восстановит пропущенный срок, а суд впоследствии не примет заявление организации к рассмотрению (по причине того, что не была соблюдена досудебная процедура пересмотра кадастровой стоимости).

Какие документы нужно приложить к заявлению?

Обращаясь в суд, наряду с исковым заявлением необходимо представить документы, перечисленные в ч. 2 ст. 246 Кодекса, ч. 16 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ.

Напомним, что с 15 сентября 2015 года граждане (в том числе предприниматели) должны дополнительно предъявить документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования (п. 4 ч. 1 ст. 126 Кодекса).

Если в суд обращается организация, потребуется представить документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора (п. 6 ч. 2 ст. 246 Кодекса).

Верховный Суд РФ отметил, что для этих целей можно подать один из следующих документов (п. 9 постановления № 28):

  • решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости;
  • документ, подтверждающий факт нерассмотрения Комиссией заявления в установленный срок.

Если Комиссия не приняла заявление к рассмотрению в связи с тем, что истец не приложил к нему требуемые документы (например, отчет о рыночной оценке недвижимости), это означает, что досудебная процедура не соблюдена. На этом основании истцу может быть отказано в судебном разбирательстве.

Как применяется установленная судом кадастровая стоимость объекта?

Установленная решением суда кадастровая стоимость объекта применяется по-разному в зависимости от целей, для которых она предназначена. Для этого следует разграничивать налоговые и иные обязательства.

Исходя из кадастровой стоимости рассчитывается земельный налог (ст. 390 НК РФ). С 1 января 2015 года действует следующая норма: если по решению Комиссии или суда кадастровая стоимость земельного участка признана равной его рыночной стоимости, подобное изменение учитывается при расчете налога (начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения изменений в государственный кадастр недвижимости).

(См. абз. 6 п. 1 ст. 391 НК РФ, п. 6 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ).

Верховный Суд РФ разъяснил, что следует понимать под периодом, в котором подано заявление (п. 25 постановления № 28):

  • для организаций – дата обращения в Комиссию (поскольку необходима обязательная досудебная процедура оспаривания кадастровой стоимости);
  • для граждан (в т.ч. предпринимателей) – дата обращения в Комиссию либо в суд.

Установленная судом кадастровая стоимость применяется до того момента, пока не вступит в силу в порядке, определенном НК РФ, нормативный правовой акт, которым утверждены результаты очередной кадастровой оценки (п. 28 постановления № 28).

Напомним, что по правилам п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).

Например, организация обратилась в Комиссию с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в рыночном размере в 2015 году. Комиссия оставила заявление без рассмотрения, в связи с чем в этом же году организация подала иск с аналогичным требованием в суд. Суд удовлетворил требование налогоплательщика, сведения о новой кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости в 2016 году.

Это означает, что по установленной судом кадастровой стоимости земельный налог уплачивается в 2016 году за 2015 год.

Предположим, что впоследствии нормативным правовым актом муниципального образования в отношении этого же земельного участка определена новая кадастровая стоимость. Данный акт был опубликован 15 декабря 2016 года. В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ он вступает в силу 01.01.2018.

Получается, что установленная судом рыночная стоимость применяется при расчете земельного налога за периоды 2015 – 2017 гг. За 2018 год налог подлежит уплате по новой кадастровой стоимости.

Для иных целей, не связанных с уплатой налогов (в частности, для внесения арендной платы), кадастровая стоимость, установленная судом, применяется с 1 января года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения изменений в государственный кадастр недвижимости (ч. 3, 5 ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ). Верховный Суд РФ пояснил, что в данном случае руководствоваться ее величиной необходимо до момента внесения в кадастр очередных результатов определения кадастровой стоимости (п. 28 постановления № 28).

Постановление пленума Верховного Суда РФ №19 стр.10

Документ опубликован в «Российской газете»
29 июня 2011 г.

Опубликовано 29 июня 2011 г.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 июня 2011 г.
Регистрационный N 21074

Утвердить прилагаемый порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.

Министр Э. Набиуллина

Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет правила определения кадастровой стоимости зданий, помещений в случаях:

осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;

при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости;

В случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных земельных участков и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости таких земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 сентября 2006 г., регистрационный N 8297) в редакции приказов Минэкономразвития России от 20 декабря 2007 г. N 445 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 января 2008 г., регистрационный N 10973) и от 2 ноября 2009 г. N 439 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 декабря 2009 г., регистрационный N 15599).

1.2. Кадастровая стоимость здания, помещения в случаях, перечисленных в пункте 1.1 настоящего Порядка, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке , либо на основании решения данного органа — подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.

1.3. Результаты определения кадастровой стоимости здания, помещения отражаются в Акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащем сведения в объеме, предусмотренном статьей 7 Федерального закона, за исключением сведений, предусмотренных пунктами 3 и 4 части первой и пунктами 8 — 14, 18, 21, 22, 24 части второй указанной статьи, а также сведения о:

основании (ях) определения кадастровой стоимости объекта недвижимости;

среднем удельном показателе кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения (минимальном удельном показателе кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения);

определенных в соответствии с настоящим Порядком кадастровой стоимости (в руб.) и удельном показателе кадастровой стоимости (в руб./кв. м) объекта недвижимости;

лице, его составившем, и уполномоченном лице, его утвердившем (фамилия, имя, отчество, должность).

II. Определение кадастровой стоимости здания

2.1. Кадастровая стоимость здания в случаях, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка, определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь.

В случае отсутствия объекта недвижимости соответствующего назначения в кадастровом квартале, в котором расположено здание, используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения в смежных кадастровых кварталах.

В случае отсутствия объекта недвижимости соответствующего назначения в смежных кадастровых кварталах используется минимальный удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения для муниципального района (городского округа), в котором расположено здание (для здания, расположеннего в населенном пункте, используется минимальный удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения соответствующего населенного пункта).

В случае отсутствия объекта недвижимости соответствующего назначения в муниципальном районе (городском округе), населенном пункте используется минимальный удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения для граничащих муниципальных районов (городских округов), населенных пунктов.

В случае отсутствия объекта недвижимости в граничащих муниципальных районах (городских округах), населенных пунктах используется минимальный удельный показатель кадастровой стоимости объекта недвижимости соответствующего назначения для субъекта Российской Федерации.

2.2. В случае изменения площади здания, его кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади, при этом определение его кадастровой стоимости осуществляется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости этого здания на его площадь.

III. Определение кадастровой стоимости помещения

3.1. Кадастровая стоимость помещения в случае его образования, создания или изменения в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, кадастровая стоимость помещений которых установлена, определяется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (жилое, нежилое) в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства на площадь помещения.

3.2. Кадастровая стоимость помещения при образовании, создании здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или его изменении в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства в случае, если кадастровая стоимость помещений, расположенных в них, не установлена, определяется в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 настоящего Порядка.

IV. Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, образовавшихся в период с даты проведения последней государственной кадастровой оценки до даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости

4.1. В случае, если образование, создание здания, помещения или включение сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости, или изменение учетных характеристик происходят (произошли) после даты проведения очередной государственной кадастровой оценки до даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости, кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки на основе указанных результатов.