Постановление правительства 1005

Требования к банковской гарантии по 44-ФЗ

Главная → Статьи → Требования к банковской гарантии по 44-ФЗ

Каковы требования к банковской гарантии в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”?

1. Общие требования к банковской гарантии

Общие требования к банковской гарантии, которая представляет собой разновидность независимой гарантии, установлены параграфом 6 главы 23 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 368 ГК РФ банковская гарантия выдается в письменной форме, позволяющей достоверно определить ее условия и удостовериться в подлинности ее выдачи определенным лицом в порядке, установленном законодательством, обычаями или соглашением гаранта с бенефициаром.

В соответствии с п. 4 ст. 368 ГК РФ в банковской гарантии должны быть указаны:
– дата выдачи;
– принципал;
– бенефициар;
– гарант;
– основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией;
– денежная сумма, подлежащая выплате, или порядок ее определения;
– срок действия гарантии;
– обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии.

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) установлены дополнительные требования к банковским гарантиям, которые предоставляются заказчику в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, а также в качестве обеспечения исполнения контрактов (далее также – банковские гарантии).

2. Требования, предъявляемые к банковской гарантии, используемой для целей Закона № 44-ФЗ

Согласно ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ заказчики принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ст. 74.1 НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Банковская гарантия должна быть безотзывной (ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ).

Дополнительными требованиями (далее – Дополнительные требования), утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 (далее – Постановление № 1005), установлено, что банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. При оформлении банковской гарантии в письменной форме на бумажном носителе на нескольких листах все листы банковской гарантии должны быть пронумерованы, прошиты, подписаны и скреплены печатью банка (п. “в” Дополнительных требований).

Согласно ч.ч. 8, 8.1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ банковская гарантия, информация о ней и документы, предусмотренные ч. 9 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, должны быть включены либо в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (далее – ЕИС), либо (если такие заявки и (или) контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну) в закрытый реестр банковских гарантий, который в ЕИС не размещается. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 5 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

3. Условия, подлежащие включению в банковскую гарантию, используемую для целей Закона № 44-ФЗ

Банковская гарантия должна содержать условия, перечисленные в ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, а также предусмотренные п. “а” Дополнительных требований.

В соответствии с названными нормами в банковскую гарантию обязательно включаются:
– сумма банковской гарантии, подлежащая уплате гарантом заказчику в установленных ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ случаях, или сумма банковской гарантии, подлежащая уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со ст. 96 Закона № 44-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией (п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки (п. 3 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта (банка) по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (п. 4 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– срок действия банковской гарантии с учетом требований ст.ст. 44 и 96 Закона № 44-ФЗ (п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта (п. 6 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– право заказчика представлять письменное требование об уплате денежной суммы и (или) ее части по банковской гарантии в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, а также в случаях, установленных ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ (абзац второй п. “а” Дополнительных требований);
– право заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с предварительным извещением об этом гаранта (банка) (абзац третий п. “а” Дополнительных требований);
– условие о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант (банк) (абзац четвертый п. “а” Дополнительных требований);
– установленный Постановлением № 1005 перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (п. 7 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, абзац пятый п. “а” Дополнительных требований);
– в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии (ч. 3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ).

Как указано в Постановлении № 1005, бенефициар (заказчик) одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее – требование по банковской гарантии) направляет гаранту (банку) следующие документы:
– расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
– платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром (заказчиком) аванса принципалу (поставщику, подрядчику, исполнителю), с отметкой банка бенефициара (заказчика) либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом (поставщиком, подрядчиком, исполнителем) обязательств по возврату аванса) (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 17 декабря 2014 г. № Д28И-2840);
– документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
– документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).

Соответственно, именно этот перечень документов включается в банковскую гарантию на основании п. 7 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ и абзаца пятого п. “а” Дополнительных требований.

4. Условия, которые запрещается включать в банковскую гарантию, используемую для целей Закона № 44-ФЗ

Такие условия предусмотрены ч. 4 ст. 45 Закона № 44-ФЗ и п. “б” Дополнительных требований.

На основании этих норм недопустимо включать в банковскую гарантию:
– требование о представлении заказчиком гаранту (банку) судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом (поставщиком, подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией (ч. 4 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– положения о праве гаранта (банка) отказывать в удовлетворении требования заказчика о платеже по банковской гарантии в случае непредоставления гаранту (банку) заказчиком уведомления о нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или расторжении контракта (за исключением случаев, когда направление такого уведомления предусмотрено условиями контракта или законодательством РФ) (абзац второй п. “б” Дополнительных требований);
– требования о предоставлении заказчиком гаранту (банку) отчета об исполнении контракта (абзац третий п. “б” Дополнительных требований);
– требования о предоставлении заказчиком гаранту (банку) одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии документов, не включенных в Перечень (абзац четвертый п. “б” Дополнительных требований).

Ответ подготовил: Баркова Лилия, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Постановление 1005 о банковских гарантиях 2018

Постановление 1005 О банковских гарантиях с изменениями регулирует основные вопросы взаимоотношений между поставщиком и заказчиком услуг. Участники закупок могут выбрать подходящий вариант для обеспечения, такой как зачисление полной стоимости на счет заказчика или гарантия от банка. Наиболее востребованным становится последний вариант, ведь он не предполагает серьезных вложений компании.

Постановление 1005 о банковских гарантиях: основное содержание

Действующее Постановление 1005 О банковских гарантиях устанавливает процедуру и основные способы получения документа. Гарантия сегодня не может использоваться при электронных торгах. Но такая возможность появится уже с 1 июля 2019 года.

Постановление содержит сведения, которые определяют следующее:

  • ключевые требования, предъявляемые к гарантии;
  • перечень документов для перечисления средств заказчику;
  • форма заявления на выдачу компенсации;
  • правила внесения новой информации и ведения реестра.

Обратите внимание! Гарантия предоставляется как в бумажном, так и в электронном формате. Но в последнем случае у представителя банка должна быть усиленная электронная квалифицированная подпись. Ею должен обладать тот, кто имеет право выдавать документ.

Согласно 1005 ПП РФ банковские гарантии включаются в специальный реестр. Он создан, чтобы можно было проверить подлинность документов, представляемых участниками закупки. Поставщикам важно убедиться, что у банка есть лицензия на предоставление гарантии. А покупателю необходимо знать, что представители организаций предоставляют подлинные документы на рассмотрение. Для гарантий устанавливается уникальный номер, который вносят вместе с остальными сведениями в реестр.

Требования к банковской гарантии 1005

Важно соблюдать требования к банковской гарантии 1005, указанные максимально подробно. Это сделано, чтобы стороны могли надеяться на обеспечение при наступлении необходимости. Важно правильно оформить документ в письменном или электронном виде. В случае с бумажным носителем проставляется подпись ответственного лица, а при электронном варианте требуется ЭЦП.

Согласно постановлению, банковская гарантия должна включать следующее:

  • право требования компенсации заказчиком, если обязательства не исполнены или предоставлены ненадлежащим образом;
  • возможность передать требование выплаты в случае изменения бенефициара при предварительном уведомлении банка о произошедшем;
  • условие обязательного перечисления средств бенефициару банком;
  • право заказчика выставлять требование об уплате компенсации в установленном количестве.

Постановление от 08.11.2013 года №1005 о банковских гарантиях определяет установленный список документов, предъявляемых вместе с заявлением на выплату денежных средств. Гарант обязуется произвести выплату, если представлено все необходимое. В результате, заказчик не рискует остаться без компенсации, а исполнителю не придется использовать собственные средства.

Постановление 1005 о банковских гарантиях 2018: перечень документов

Постановление 1005 о банковских гарантиях 2018 включает основной перечень документов, требуемых для выплаты компенсации. Список предъявляется гарантом, чтобы убедиться в причине и основании для перечисления компенсации.

Помимо самой гарантии, требуется представление следующих документов:

  1. Расчет требуемого размера выплаты.
  2. Требование (заявление) в банк установленного образца.
  3. Подтверждение того, что произошел страховой случай. Документ необходим, если требование выставляется в результате ненадлежащего исполнения обязательств в период действия гарантийного обслуживания.
  4. Платежное поручение, которое подтверждает перевод аванса за работу заказчиком. В нем должна быть отметка банка заказчика (бенефициара). При его отсутствии требуется отметка от органа Казначейства об исполнении платежа.
  5. Доверенность, подтверждающая полномочия представителя организации. Требуется предоставление, если документы подписываются не указанным в ЕГРЮЛ лицом.

Постановление Правительства РФ: банковская гарантия размещается в едином реестре

Основные требования устанавливает Постановление Правительства РФ банковская гарантия по которому должна предоставляться только аккредитованными в ЦБ РФ банками. Важно соблюдать правила о размещении в реестре, что позволит проверить достоверность документа.

Основное требование — единый реестр имеет открытый доступ для любого, кому нужно удостовериться в действительности представленной гарантии. Исключением являются только сведения по контрактам, включающим государственную тайну. Для них создана отдельная база, к которой получают доступ ограниченные лица по специальному запросу. Согласно ПП 1005 банковская гарантия должна размещаться в единой информационной системе закупок. За ее ведение отвечает Федеральное казначейство.

По каждому документу вносится следующее:

  • место нахождения и наименование заказчика;
  • уникальный код закупки;
  • ИНН заказчика;
  • при изменении условий гарантии прикладывается копия документа.

Если бенефициар отказывается от гарантии, сведения об этом включаются в реестр. Таким образом, по реестру можно проверить основные данные и удостовериться в подлинности документов.

В целях оперативного представления информации, банк передает сведения не позже следующей даты после дня выдачи гарантии. Согласно п. 4 устанавливает Постановление Правительства 1005 требования к банковским гарантиям, основных из которых является ведение базы на государственном русском языке. Если соглашение заключается с иностранной организацией, основные сведения вносятся на русском языке, но дублируются латиницей.

1005 Постановление Правительства: банковская гарантия и ведение закрытого реестра

Согласно 1005 постановлению правительства банковская гарантия предоставляется и для соглашений, включающих государственную тайну. Организуется отдельный закрытый реестр, который такое ведет Федеральное казначейство.

Реестр включает ряд обязательных сведений:

  • идентификационный код закупки;
  • Место нахождения и название заказчика;
  • ИНН.

Сведения в базе находятся согласно срокам хранения архивной документация, которые определяются ФЗ “О государственной тайне” и ч. 3 ст. 6 ФЗ “Об архивном деле РФ”. Реестр ведется в электронном формате, а направление и формирование сведений осуществляется с проставлением квалифицированной электронной подписи для обеспечения дополнительной безопасности.

Информация о предоставленной гарантии доступна в оперативном режиме. Банк обязан их направить в день предоставления или на следующий день. Это позволяет быстро проверить наличие официальной гарантии. При поступлении информации впервые присваивается уникальный номер. При внесении изменений данные обновляются, но номер не меняется.

Таким образом, Постановление 1005 определяет необходимые документы и требования к гарантии, предоставляемой банком. Указываются особенности ведения реестра банковских гарантий. В результате можно получить нужные сведения в режиме реального времени, проверив необходимую информацию. Это значительно упрощает взаимодействие заказчика с поставщиками услуг.