Постановление правительства РФ о единственном поставщике
13.05.2020 Установлены новые основания закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по 44-ФЗ
Опубликовано Постановление Правительства РФ от 08.05.2020 N 647 «Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядка их осуществления и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 443» (далее — Постановление Правительства РФ от 08.05.2020 N 647).
Согласно новым правилам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) могут осуществляться в соответствии с:
1) протоколом заседания Правительства РФ;
2) протоколами координационных и совещательных органов под председательством Председателя Правительства РФ;
3) планом, предусматривающим первоочередные мероприятия (действия) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденным (одобренным) Президентом РФ, Правительством РФ или Председателем Правительства РФ.
При этом указанными документами может быть определен как сам единственный поставщик (подрядчик, исполнитель), так и конкретная закупка (подп.»а» и «б» п.1 Постановления Правительства РФ от 08.05.2020 N 647).
Кроме того, единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) может быть определен поручением Председателя Правительства РФ в целях реализации (подп.»в» п.1 Постановления Правительства РФ от 08.05.2020 N 647):
1) решений Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции;
2) мероприятий плана, предусматривающего первоочередные мероприятия (действия) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденного (одобренного) Президентом РФ, Правительством РФ или Председателем Правительства РФ.
И еще одним основанием для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) стало осуществление закупки за счет средств резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (подп.»г» п.1 Постановления Правительства РФ от 08.05.2020 N 647).
Закупки по новым основаниям будут осуществляться по решению Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации (п.3 Постановления Правительства РФ от 08.05.2020 N 647).
Заказчикам в контракте будет необходимо указать основание для его заключения в соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 08.05.2020 N 647, а также в течение 3 дней уведомить о заключении контракта контрольный орган (п.4 Постановления Правительства РФ от 08.05.2020 N 647).
Особенности закупок электроэнергии у едпоставщика по 44-ФЗ
При закупках электроэнергии у едпоставщика заказчики используют в качестве основания п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. По этому пункту заключаются договоры энергоснабжения и купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком.
Обратите внимание на разницу между договором энергоснабжения и договором купли-продажи электроэнергии. В первом случае гарантирующий поставщик не только продает заказчику электроэнергию, но и обеспечивает ее передачу, а во втором речь идет только о продаже электрической энергии. В последнем случае заказчик также должен заключить контракт на услуги по передаче электроэнергии на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (закупки услуг, относящихся к сфере деятельности естественных монополий).
Как заключить контракт с едпоставщиком на несколько лет, читайте в материале экспертов Актион Госзаказ
При закупке по п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ извещение не требуется. Кроме того, заказчики не обязаны составлять отчет с обоснованием закупки и расчетом цены. НМЦ таких контрактов рассчитывается по тарифному методу, с учетом действующих регулируемых тарифов на электроэнергию.
Также стоит обратить внимание на термин «гарантирующий поставщик». В эту категорию входят компании, которые закупают электроэнергию на оптовом и розничном рынках, заключают контракты на ее передачу с сетевыми компаниями, реализуют электроэнергию потребителям и ведут расчеты.
После доведения лимитов заказчик должен подать заявление на заключение контракта на электроэнергию. Оно направляется тому гарантирующему поставщику, который работает в зоне нахождения заказчика. Поставщик может потребовать копии организационных и уставных документов, а также техническую документацию — при необходимости.
Уведомление в контрольный орган при проведении закупок электроэнергии по п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ не требуется.
После заключения контракта необходимо направить информацию в Федеральное казначейство. На это отведено 5 рабочих дней. Если в контракт вносятся правки, их также нужно отразить в реестре контрактов. Срок тот же — 5 рабочих дней с даты внесения изменений. После исполнения контракта внесите данные об этом в реестр в течение 5 рабочих дней.
В договоре на энергоснабжение стороны вправе установить не твердую, а ориентировочную цену. Кроме того, заказчик должен учитывать существенные условия, когда заключает договор. Читайте, как провести закупку электрической энергии, какой способ выбрать, как рассчитать объем и цену закупки и другие особенности процедуры.
Нужно ли включать в контракт условие о твердой цене
По правилам Закона № 44-ФЗ, в проект контракта, а также в сам контракт включается пункт о твердой цене, которая определяется на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Заказчики часто составляют протоколы разногласий к договорам, полученным от гарантирующих поставщиков, требуя внести это условие в договор. Однако позиция Верховного Суда на этот счет иная. Дело в том, что исходя из норм законодательства об электроэнергетике, цену не следует считать существенным условием договора энергоснабжения. Окончательная цена за месяц рассчитывается постфактум, после окончания расчетного периода. Определить твердую стоимость на момент заключения договора попросту невозможно. Поэтому условие о твердой цене в такие контракты не включается.
Обратите внимание: прочие условия включаются в договор энергоснабжения также с учетом особенностей законодательства в сфере электроэнергетики (Определение Верховного Суда от 12.05.2017 № 304-ЭС17-4309 по делу № А70-4027/2016).
Какие ошибки находят контролеры из ФАС. Обзор нарушений при закупках у единственного поставщика
- Читать обзор>>
Ответственность заказчика за просрочку по контракту на закупку электроэнергии по 44-ФЗ
Еще один спорный момент при исполнении контрактов на энергоснабжение — размер санкции заказчика за просрочку оплаты. Многие заказчики ошибочно рассчитывают неустойку по правилам 44-ФЗ — 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка от не уплаченной в срок суммы.
Иной порядок расчет пени содержится в ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ устанавливает иное — 1/130 ставки рефинансирования Банка от не выплаченной в срок суммы. Суд, рассматривая дела, отдают предпочтение законодательству об электроэнергетике. Именно по его требованиям необходимо рассчитывать неустойку.
Также при расчете пени учтите, что в 2020 году поставщики электроэнергии не могут требовать с заказчиков неустойку за просрочку по оплате (постановление Правительства от 02.04.2020 № 424).
Какой пункт ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ использовать для заключения договора?
Очевидный ответ — п. 29 «заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии». Но чтобы пользоваться этим пунктом правильно, нужно знать разницу между договором энергоснабжения и договором купли-продажи электроэнергии.
По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик не только продает электрическую энергию, но и обеспечивает ее передачу до электроприемных устройств заказчика (П. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442). А по договору купли-продажи электроэнергии заказчик приобретает только электроэнергию, услуги электросетевой организации по передаче электроэнергии в этом случае закупаются отдельно. Основанием для такой закупки будет уже не п. 29, а п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Первый пункт ч. 1 ст. 93 используется для закупки услуг, относящихся к сфере деятельности естественных монополий. Услуги по передаче электрической энергии относятся к числу таковых в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Неправильный выбор основания для осуществления закупки грозит должностному лицу заказчика административной ответственностью по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ (штраф 50 тыс. руб.).
Нужно ли включать в договор условие о твердой цене контракта?
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта могут быть определены заказчиком в документации о закупке лишь в случаях, установленных Правительством РФ. Закупка электроэнергии — это закупка у единственного поставщика, документация о закупке в данном случае не составляется. Поэтому Правительство РФ и не включает электроэнергию в перечень случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта (постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).
Получается, что заказчикам следует понуждать гарантирующих поставщиков электроэнергии ко включению в договоры условия о твердой цене контракта (См. письма Минэкономразвития России от 21.02.2017 № Д28и-846, от 06.04.2017 № ОГ-Д28-4031, от 15.07.2015 № Д28и-2159). С этой целью заказчики составляют протоколы разногласий к договорам, полученным от гарантирующих поставщиков.
Однако суды указывают, что делать этого не нужно.
Пример
При заключении договора энергоснабжения заказчик настаивал на установлении конкретного объема энергоресурса и фиксированной (твердой) цены договора на весь срок его исполнения. Не соглашаясь с этим, гарантирующий поставщик предлагал редакцию договора с указанием ориентировочного объема электроэнергии и предварительной цены договора.
Правовая оценка Верховного Суда РФ: из положений законодательства об электроэнергетике следует, что цена не является существенным условием договора энергоснабжения. При этом окончательная цена единицы электроэнергии за месяц устанавливается после завершения расчетного периода в рамках предельных уровней нерегулируемых цен. Таким образом, определить твердую стоимость электрической энергии на момент заключения договора не представляется возможным. Следовательно, невозможно и установить твердую цену договора.
Нормы Закона об электроэнергетике являются специальными по отношению к Закону № 44-ФЗ. В связи с этим условия договора энергоснабжения о количестве товара и его цене, а также о цене договора определяются на основании норм законодательства в сфере электроэнергетики (Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2017 № 304-ЭС17-4309 по делу № А70-4027/2016).
Можно ли установить в договоре возможность изменения количества электроэнергии с пропорциональным изменением цены договора?
Получатели бюджетных средств (органы государственной власти, казенные учреждения и т.д.) отражают ориентировочный объем энергопотребления в приложении к договору с гарантирующим поставщиком («соглашении о бюджетном финансировании»), где указываются доведенные заказчику «натуральные» (кВт·ч) и «денежные» (тыс. руб.) лимиты. Такие лимиты формируются главным распорядителем бюджетных средств с учетом данных о потреблении электроэнергии в предшествующие годы.
Разумеется, фактическое потребление электроэнергии никогда не совпадает с «натуральными» и «денежными» лимитами. Чтобы хоть как-то решить эту проблему в рамках Закона № 44-ФЗ, заказчики настаивают на включении в договор с гарантирующим поставщиком условия, восходящего к подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ («по предложению заказчика предусмотренное контрактом количество товара может быть увеличено не более чем на 10%, с пропорциональным изменением цены контракта»).
Но мы уже разобрались ранее, что количество электроэнергии и ее цена в принципе не могут быть зафиксированы. А раз так, то и условие об увеличении количества товара в пределах 10% от первоначального объема не имеет смысла.
Пример
Заказчик настаивал на включении в договор энергоснабжения условия о возможности применения подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Гарантирующий поставщик отказывался это сделать, ссылаясь на несоответствие спорного условия Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии (постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), а также самой природе отношений в сфере энергоснабжения.
Правовая оценка суда: сторонами договора согласован лишь ориентировочный годовой объем электропотребления. В сфере энергоснабжения абонент имеет право на произвольное (одностороннее) сокращение / увеличение количества принимаемого и оплачиваемого им ресурса. Для этого законодательство в сфере электроснабжения не требует заключать дополнительное соглашение. Абонент не может знать, какое именно количество электроэнергии ему потребуется в определенном расчетном периоде. Электропотребление зависит от деятельности абонента и может меняться под воздействием каких-либо обстоятельств. По договору энергоснабжения абонент вправе потреблять энергию в любом необходимом ему количестве, при условии оплаты за фактическое потребление. Гарантирующий поставщик, в свою очередь, не может понудить абонента к выборке из присоединенной сети именно того количества ресурса, которое ориентировочно согласовано в договоре энергоснабжения, и в отсутствие законных оснований не может ограничить абонента в потреблении необходимого ему количества электроэнергии.
Таким образом, разумные и законные основания для включения в договор спорного пункта отсутствуют (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2016 по делу № А42-3555/2015).
Каков размер ответственности заказчика за просрочку оплаты электроэнергии?
Если заказчик просрочил исполнение своих обязательств по контракту, поставщик вправе потребовать уплаты пени. Согласно ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ размер пени устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы.
Однако ч. 2 ст. 37 Закона об электроэнергетике устанавливает иное. А именно, потребитель электрической энергии, который несвоевременно и / или не полностью оплатил электрическую энергию, обязан уплатить гарантирующему поставщику пеню в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России от не выплаченной в срок суммы.
Как и в случае с «твердой ценой контракта», суды отдают приоритет законодательству об электроэнергетике, а не Закону № 44-ФЗ.
Пример
Заказчик нарушил срок оплаты за потребленную электроэнергию. Гарантирующий поставщик рассчитал неустойку исходя из 1/130 ставки рефинансирования Банка России. Заказчик не согласился с этим: по его мнению, неустойка должна исчисляться исходя из 1/300 ставки рефинансирования, как это предписано ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
Правовая оценка Верховного Суда РФ: положения Закона об электроэнергетике носят специальный характер по отношению к Закону № 44-ФЗ. Последний устанавливает лишь общие особенности участия заказчиков в гражданско-правовых отношениях и не учитывает специфику отношений в сфере энергоснабжения, в т.ч. конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере. В связи с этим при расчете неустойки следует исходить из 1/130 ставки рефинансирования Банка России (Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2017 № 303-ЭС16-19977 по делу № А37-499/2016).
Таким образом, договоры с гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями должны заключаться и исполняться с учетом положений законодательства об электроэнергетике. Формальные требования Закона № 44-ФЗ в данном случае отступают на второй план.
Добавить комментарий