Поставка ГСМ по 44 ФЗ

Как закупить топливо: пошаговая инструкция

Закупка бензина по 44-ФЗ осуществляется теми заказчиками, которые имеют в своем фонде автотранспортные средства. Закупка ГСМ по 44-ФЗ с последними изменениями производится в соответствии с ПП РФ № 19 от 13.01.2014 с учетом нормативов, вступивших в силу в 2020 году (ПП РФ № 387 от 31.03.2018). Как покупать бензин по 44-ФЗ, рассмотрим более детально далее в статье.

Выбираем способ определения поставщика

Закупка ГСМ по 44-ФЗ нормируется ч. 2 ст. 59 44-ФЗ.

Для того чтобы определиться со способом проводимой госзакупки, необходимо воспользоваться регламентом, установленным Федеральной контрактной системой. Согласно данному положению, организация-заказчик в обязательном порядке проводит электронный аукцион для тех ТРУ, которые входят в аукционный перечень (РП РФ № 471-р от 21.03.2016).

Закупка ГСМ по новым правилам подразумевает использование новых кодов общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности. В нашем случае объектом госзакупки выступает топливо. Данная позиция относится к ОКПД 2 19.20.21, который входит в аукционный перечень, поэтому заказчик обязан провести торги путем ЭА.

Однако организация также вправе воспользоваться следующими способами закупок (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ):

  • запрос котировок;
  • запрос предложений, запрос предложений в электронной форме (начиная с 01.07.2018);
  • заключение контракта с единственным поставщиком.

Таким образом, закупка бензина по 44-ФЗ 2020 года может проводиться одним из четырех вышеуказанных способов приобретения топлива.

Прописываем формулу цены бензина

Начиная с 11.04.2018, при подготовке закупочной документации и заключении договора с победителем закупки необходимо включать обязательное условие о максимальном значении цены. В обязательном порядке применяется формула цены контракта на поставку бензина. Если ранее при заказе топливной продукции по ОКПД2 19.20.21 указывалось, что цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе исполнения договорных отношений, то в настоящий момент в документации и контракте условие о цене необходимо прописывать следующим образом (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ):

Оплата по настоящему Контракту осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика за фактически поставленный товар на основании счета, счета-фактуры (при наличии) и товарной накладной, подписанной Сторонами, по следующей формуле цены Контракта…»

Если данные условия не включены в ЗД и в контракт, то контрактные отношения будут считаться незаключенными (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Самая понятная и наиболее распространенная формула цены на бензин 44-ФЗ такова:

Она означает, что цена топлива, которую оплачивает заказчик за установленный контрактными отношениями период, вычисляется путем суммирования произведений отпускных цен за единицу и объемов поставки за период поставки.

Эту математическую запись удобно применять в случае, если предельная стоимостная величина одного литра бензина является фиксированной.

ВАЖНО! При использовании данной формулы в аукционной документации необходимо включить условие, что цена за единицу ГСМ не должна быть выше цены, которая была определена по итогам аукционных процедур.

Таким образом, в положениях госконтракта указывается как ЦК и формула ее определения, так и предельная (максимальная) цена единицы (литра) ГСМ.

Представим пример формульного расчета.

Организация-заказчик заключила госконтракт на сумму 500 000 рублей. Количество приобретаемого товара — бензина АИ-92 — 12 000 литров. Соответственно, ПМЦ одного литра составляет 500 000 / 12 000 – 41,7 руб. Период поставки составляет 6 месяцев — с июля по декабрь 2020 года. Следовательно, в течение одного месяца организация использовала 2000 литров. В июле-октябре закупаемый ГСМ стоил 41,7 руб., а в ноябре и декабре — 41 руб. Соответственно, стоимость топлива по контракту, согласно формуле, будет такой:

ЦК = Ц1 × V1 + Ц2 × V2 + Ц3 × V3 + Ц4 × V4 + Ц5 × V5 + Ц6 × V6.

Так как у заказчика больше нет необходимости прописывать условие о неизменности ЦК, то теперь в случае выявления расхождения между стоимостной величиной поставки и максимальной ценой контракта договорные отношения можно не изменять и не расторгать.

В соответствии с действующим законодательством, организация-заказчик вправе использовать любую удобную для него формулу ЦК.

Подробнее о существующих формулах можно прочесть в нашей статье «До 11 апреля госзаказчикам необходимо найти формулу бензина».

Отметим, что в скором времени начнет действовать Постановление Правительства № 1074 от 08.09.2018, посредством которого ФАС утвердит официальную формулу для расчета бензина. Однако в настоящий момент единой формулы нет, и заказчик вправе воспользоваться наиболее удобной для него математической записью.

Максимальная ЦК устанавливается в соответствии с ч. 2 ст. 70, ч. 17 ст. 83 и, начиная с 01.07.2018, ч. 2 ст. 83.2 44-ФЗ — на уровне ценового предложения победителя закупочных процедур, с которым в итоге и заключается контракт.

При планировании закупок топлива НМЦК рассчитывается по общему правилу — на основании положений ст. 22 44-ФЗ.

Работаем с каталогом товаров (КТРУ)

Закупка топлива осуществляется в соответствии с действующим в Единой информационной системе каталогом товаров, работ, услуг — КТРУ.

Сведения с подробно описанными характеристиками объекта закупки размещены в ЕИС и применяются с 01.04.2018.

Характеристики, которые описывают конкретное топливо в каталоге, — это октановое число и экологический класс. Для того чтобы закупаемый бензин соответствовал стандартам качества, в закупочной документации также можно указать конкретный ГОСТ с целью соблюдения единых требований к качеству и безопасности ГСМ. ГОСТ для топлива утвержден Постановлением Госстандарта № 404 от 09.12.1997.

В КТРУ приведены две единицы измерения топлива — литры и кубические дециметры. Заказчик вправе выбрать одну из них. При этом не допускается использование наименований, значений и характеристик ТРУ, которые не зафиксированы в каталоге. За нарушение данной нормы организации-заказчику грозит штраф в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в сумме 3000 рублей на должностное лицо (Решение Мордовского УФАС № 414 по делу № 356 от 27.06.2018).

Прописываем специальные условия в проекте контракта

После того как закупка бензина будет завершена и по результатам конкурентной процедуры определится победитель, с таким участником заключается договор на поставку топлива (бензина, ГСМ).

Также возможна закупка ГСМ у единственного поставщика — по нормам п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Еще на этапе подготовки закупочной документации в проект контракта необходимо включить ряд специальных условий в соответствии со спецификой закупаемой продукции:

  1. Срок поставки — те периоды, в которые у заказчика возникает необходимость в потреблении топлива.
  2. Порядок поставки. Существуют 3 возможных варианта: самовывоз, поставка за счет исполнителя, по пластиковым (топливным) картам.
  3. Условие о максимальной ЦК и формуле цены.
  4. Способ и порядок оплаты — авансирование, платеж с отсрочкой или по факту поставки.
  5. Регламент сдачи-приемки продукции. В данном пункте необходимо утвердить отгрузочные документы и документацию, подтверждающую качество топлива (паспорт качества, сертификат соответствия).
  6. Наступление ответственности за нарушение сторонами условий договора.
  7. Срок действия контрактных отношений и возможность (невозможность) заключения дополнительного соглашения в случае возникшей потребности со стороны заказчика.

Закрываем контракт

Договор будет считаться исполненным, когда весь объем топлива будет поставлен продавцом и оплачен заказчиком и все документы сдачи-приемки подписаны обеими сторонами. Информацию об исполнении и об оплате в обязательном порядке необходимо разместить в ЕИС.

Учет топлива у организации-заказчика ведется на основании топливных карт, в которых отражается объем приобретенного топлива в литрах. Карточка выдается ответственному сотруднику. Поставщик должен ежемесячно предоставлять заказчику счет-фактуру по произведенному расходу и прикладывать отчет о потреблении.

Контракт закрывается на основании следующих документов:

  • отчетов держателя топливной карты (прикладываются чеки и путевые листы);
  • отчетов о потреблении от поставщика;
  • товарных накладных на отпуск топлива.

Также актом приемки и внутренней экспертизы могут являться чеки от поставщика.

Все вышеуказанные документы не имеют закрепленных строгих бланков отчетности и могут быть разработаны заказчиком самостоятельно.

Инструкция: как закупать бензин и ГСМ по новым правилам

Закупка бензина по 44 ФЗ актуальна для тех заказчиков, в фондах которых имеется автотранспорт. Эта сфера регулируется ПП России № 19 от 13 января 2014 года с учетом последних изменений, которые действуют с 2020 года (ПП № 387 от 31 марта 2018 года).

Допустимые способы отбора исполнителя

Правовые нормы, регулирующие, как покупать бензин по 44 ФЗ, содержатся в ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе. Выбрать способ закупки поможет специальный регламент, установленный контрактной системой федерального уровня. Если определенные ТРУ занесены в аукционный перечень, приведенный в РП № 471-р от 21 марта 2016 года, то компания-заказчик обязательно должна использовать для них формат электронного аукциона.

Закупка ГСМ по новым правилам обязует участников использовать коды из классификатора ОКПД 2, а именно — 19.20.21 (топливо). Эта позиция включена в аукционный перечень, следовательно, заказчику придется проводить торги в формате электронного аукциона.

Но закупка бензина по 44 ФЗ 2020 года возможна и в другом формате (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ):

  • запрос котировок;
  • заключение сделки с единственным поставщиком;
  • запрос предложений в электронном виде.

ВАЖНО! Новые регламенты действительны только для способов, подразумевающих составление закупочной документации. К примеру, такая форма, как запрос котировок составления документации не требует, поэтому и ПП № 19 к ней не применяется. При закупках в форматах электронного аукциона и запроса предложений (это касается и электронной формы) учреждениям и организациям нужно опираться на ПП № 19 и прописывать формулу цены. Все остальные случаи подразумевают, что цена госконтракта задается твердо и действует весь период исполнения.

Как прописать формулу цены

С 11.04.2018 при составлении закупочной документации и заключении сделки с победителем следует обязательно прописывать договоренность о максимальной цене. Должна использоваться и формула цены на бензин 44-ФЗ. Если до этой даты при заказе топлива с кодом 19.20.21 по ОКПД2 указывалось, что цена контракта задается твердо и меняться каким-либо образом в процессе исполнения контрактных обязательств не может, то теперь в документации и самом договоре информация о цене должна прописываться по правилам ч.2 ст. 34 44-ФЗ:

При отсутствии этих сведений в контракте и закупочной документации, договорные отношения будут признаны незаключенными (следует из п. 1 ст. 432 ГК РФ).

По самой понятной и распространенной формулой цены на топливо цена бензина, оплачиваемая заказчиком за обговоренный в контракте период, может рассчитываться как сумма произведений цен отпуска единицы продукции и объемов поставки:

Такая модель удобна для применения, когда предельная стоимость одного литра топлива — величина фиксированная. Закупка ГСМ по 44 ФЗ с последними изменениями предполагает указание в контракте как цены контракта и формулы для ее определения, так и предельной цены за единицу (литр) ГСМ.

ВАЖНО! Применяя эту формулу, включите в тендерную документацию условие о том, что цена за единицу продукции не может быть выше цены, определенной по итогам контрактных процедур!

Пример расчета по формуле

Заказчик заключил договор на сумму 550 000 руб. Количество закупаемого бензина АИ-95 — 12 000 литров.

Получается, что ПМЦ одного литра — 550 000 / 12 000 = 45,8 руб.

В качестве периода поставки указаны 6 месяцев — январь-июнь 2020 года. По расчетам, за один месяц компания-закупщик использует 2 000 литров топлива. В январе-апреле закупаемый бензин стоил 45,2 руб., а в мае и июне — 45,8 руб. Поэтому стоимость товара по контракту будет такой:

ЦК = 45,2 руб. X 2 000 л. + 45,2 руб. X 2 000 л. + 45,2 руб. X 2 000 л. + 45,2 руб. X 2 000 л. + 45,8 руб. X 2 000 л. + 45,8 руб. X 2 000 л. = 361 600 + 183 200 = 544 800 рублей.

Экономия — 5 200 рублей.

Как прописать НМЦК

НМЦК устанавливается по с ч. 2 ст. 70, ч. 17 ст. 83 и ч. 2 ст. 83.2 44-ФЗ как ценовое предложение победителя процедур. С ним в итоге и заключается сделка.

НМЦК рассчитывают по общему правилу, руководствуясь ст. 22 44-ФЗ.

Заказчики больше не должны прописывать в контракте условие о неизменности цены контракта. При выявлении расхождений между стоимостью поставки и МЦК, текст договора не нужно будет менять.

В ближайшее время начнет действовать ПП № 1074 от 08 сентября 2018 года, в котором ФАС зафиксировал официальную формулу для расчета ГСМ. На текущий момент единой формулы еще нет, и заказчики вправе применять ту, которая им наиболее удобна.

Как работать с каталогом ТРУ

Такой продукт, как топливо, должен закупаться в соответствии с размещенным в ЕИС каталогом товаров, работ, услуг, сокращенно — КТРУ. Этот реестр применяется с 01.04.2018.

Из характеристик в каталоге приводятся только экологический класс и октановое число. Для закупки качественного бензина можно дополнительно прописать, что он должен соответствовать ГОСТ Р 51105-97.

Основанием для применения ГОСТа может выступать необходимость соблюдать единые требования к качеству и безопасности топлива для автомобилей.

В КТРУ приводятся две единицы измерения ГСМ и топлива — это дм3 и литры. Заказчик выбирает одну из них. Недопустимо указывать наименования, значения и характеристики продукции, не зафиксированные в каталоге. За нарушение этого требования грозят штрафные санкции в размере 3 000 руб. на должностное лицо (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП России).

О специальных условиях

Допускается закупка ГСМ у единственного поставщика (согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). В проекте договора необходимо также прописать специальные условия:

  1. Сроки поставки. Это периоды времени, в которые у госзаказчика возникает потребность в поставках топлива.
  2. Порядок поставки. Есть три варианта: самовывозом, по топливным картам, за счет исполнителя.
  3. Информация о формуле цены и максимальной цены.
  4. Как производится оплата: авансированием, перечислением денег по факту поставки либо с отсрочкой.
  5. Как будет производиться сдача-приемка продукции. В этом пункте обговариваются отгрузочные документы, а также бумаги, подтверждающие качество топлива (сертификат соответствия и паспорт качества).
  6. Ответственность сторон за несоблюдение условий контракта.
  7. Сроки действия договора, возможно ли заключение дополнительных соглашений в случае необходимости со стороны заказчика.

Как закрывается контракт

Договор можно считать исполненным к моменту, когда топливо в полном объеме поставлено продавцом и оплачено заказчиком и подписаны двумя сторонами документы сдачи-приемки. Вся информация об оплате и исполнении обязательно должна размещаться в ЕИС.

Учет ГСМ заказчик ведет на основании топливных карт. В этих документах отражают объемы в литрах. Карточки выдаются ответственным сотрудникам. Поставщик раз в месяц направляет заказчику счет-фактуру с информацией о произведенном расходе, а также прикладывает к ней специальный отчет о потреблении.

Для закрытия контракта необходимы документы:

  • товарные накладные на отпуск топлива;
  • отчеты о потреблении от исполнителя;
  • отчеты держателей топливных карт.

В качестве акта приемки можно использовать и чеки от поставщика. Каких-либо унифицированных форм для всех перечисленных документов не предусмотрено, поэтому организации вправе разрабатывать их самостоятельно.

Какими правовыми нормами регулируется закупка топлива по 44-ФЗ и в чем ее особенности?

Заказчики, у которых на балансе есть автотранспортные средства, должны регулярно закупать топливо для них. Такие закупки по 44-ФЗ имеют определенные особенности.

Какими правовыми нормами регулируется

При закупке ГСМ государственным и муниципальным заказчикам следует руководствоваться положениями:

  1. 44-ФЗ;
  2. Постановлением Правительства №19 от 2014 года;
  3. Постановлением Правительства №387 от 2018 года, которое вступило в силу в 2019 году (оно ввело важные изменения в закупку топлива: правила твердой цены более не действуют).
  4. Распоряжением Правительства №471-р от 2016 года, в котором перечислены товары, закупаемые исключительно в аукционной форме.

Топливо относится к ОКПД 2 19.20.21 «Топливо моторное, включая автомобильный и авиационный бензин». Согласно классификатору, указанный код включает в свой состав:

  1. Моторное топливо.
  2. Автомобильный и авиационный бензин.
  3. Дизельное топливо.
  4. Судовое топливо.

Возможен ли рамочный контракт на поставку топлива в рамках контрактной системы? Под таким договором понимается контракт с открытыми условиями (по Гражданскому кодексу). Законодательство о контрактной системе не содержит прямого запрета на такие договоры. Но заказчику не следует забывать об обязанности включения в текст контракта существенных условий, без которых контракт нельзя рассматривать как подписанный. С их учетом госконтракт на поставку топлива не подходит под определение рамочного.

Способы проводимой закупки

Выбор способа закупки ГСМ в рамках 44-ФЗ нормируется ч. 2 ст. 59 44-ФЗ. Заказчик по контрактной системе в обязательном порядке должен провести аукцион в электронной форме для тех товаров, работ и услуг, которые прописаны в аукционном перечне по Распоряжению Правительства №471-р от 2016 года.

По новым правилам закупка топлива предполагает использование обновленных кодов ОКПД 2. Топливу был присвоен код ОКПД 19.20.21, входящий в аукционный перечень. Поэтому в обязанности заказчика входит проведение закупки через электронный аукцион.

Но с учетом положений ч. 2 ст. 59 44-ФЗ организация может воспользоваться и иными способы закупок:

  1. Запрос котировок.
  2. Запрос предложений, в том числе в электронной форме (начиная с июля 2018 года).
  3. Заключение контракта с единственным поставщиком.

Таким образом, для закупки топлива заказчик может воспользоваться одним из перечисленных способов закупки.

Важно понимать, что электронный аукцион является приоритетным способом госзакупки топлива, так оно представлено в аукционном перечне. Тогда как другие формы закупок допускается применять в ограниченных ситуациях.

Закупить топливо через запрос котировок можно, если цена контракта не превышает 500 тыс. р., а объем закупок через указанный способ за год не превышает 10% или 100 млн р. Закупить ГСМ через запрос предложений допускается, только если аукцион был признан несостоявшимся.

В Распоряжении Правительства от 2017 года №2594-р были определены единственные исполнители закупок топлива для служебного автотранспорта МВД на 2018-2019 годы.

Стоимость топлива в закупках

Начиная с апреля 2018 года в процесс подготовки закупочной документации и заключения договора с победителем закупки теперь обязательно включаются условия о максимальной цене контракта на поставку бензина. Также теперь в обязательном порядке нужно применять формулу цены госконтракта на поставку бензина.

Ранее в процессе заказа топлива по ОКПД2 19.20.21 нужно было указать, что цена контракта является твердой и не подлежит изменениям при исполнении договора. Теперь сведения о цене контракта прописываются с учетом ч. 2 ст. 34 44-ФЗ. Здесь прописываются реквизиты итогового протокола электронного аукциона, цена товара, сумма НДС, формула цены контракта. Оплата по госконтракту осуществляется через перечисление денег на расчетный счет поставщика на основании выставленных им счетов или счетов-фактур, а также по товарной накладной, которая была подписана сторонами.

В случае если перечисленные выше условия не были включены в закупочную документацию и сам госконтракт, то правоотношения считаются незаключенными по п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса.

Самая распространенная формула цены на бензин предполагает, что цена топлива, которая оплачивается заказчиком за определенный период времени, рассчитывается через суммирование произведений цен на единицу (литр) и объема поставки за отдельный период. Данную формулу предпочтительно применять, если предельная величина стоимости литра бензина выступает фиксированной.

В случае использования указанной формулы в аукционную документацию нужно включить данные о том, что цена за единицу ГСМ не должна превышать цену, определенную по итогам аукционных закупочных процедур. Таким образом, в тексте госконтракта должна быть указана цена контракта и формула для ее расчета, а также максимальная цена литра ГСМ.

Заказчику более не нужно прописывать условие о неизменной цене контракта. Поэтому при выявлении расхождения между стоимостью и максимальной ценой контракта договорные отношения допускается не расторгать. Такие правила были внедрены по Постановлению Правительства №19 от 2018 года. В список товаров, которые допускается закупать без указания твердой цены, включили моторное топливо, автомобильный и авиационный бензин. Ранее в данном документе были указаны агентские услуги, страховые и кредитные услуги, а также некоторые другие.

Стоит учитывать, что по новым правилам заказчик вправе использовать любую удобную ценовую формулу топлива. На это указал в своих разъяснениях Минфин по письму №24-03-08/31865 от 2018 года.

Но скоро должно начать действовать Постановление Правительства №1074 от 2018 года, с помощью которого ФАС утвердит официальную формулу для расчета бензина. Но на текущий момент единая формула отсутствует, и заказчик вправе использовать наиболее удобную для себя формулу.

Максимальная цена контракта устанавливается в соответствии с ч. 2 ст. 70, ч. 17 ст. 83 и ч. 2 ст. 83.2 44-ФЗ (с июля 2018 года) – на уровне предложения победителя закупки, с которым предстоит подписание контракта. При планировании закупки ГСМ НМЦК определяется по общим правилам для всех закупок: на основании ст. 22 44-ФЗ, а также Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 2013 года №567. Основным методом в данном случае будет метод сопоставимых рыночных цен.

В договоре указывается, что цена контракта не может превышать максимального значения, которое прописано в госконтракте, и уточняется, что данная максимальная стоимость включает все расходы поставщика, в частности, на поставку товара, изготовление топливных карт, уплату налогов и сборов.

Алгоритм закупки

Закупка моторного топлива производится по следующему алгоритму:

  1. Выбирается способ определения поставщика.
  2. Прописывается формула расчета цены.
  3. Описывается объект госзакупки.
  4. Публикация в ЕИС извещения о закупке.
  5. Проведение закупку и выбор победителя.
  6. Прописываются существенные условия в госконтракте, проект контракта направляется победителю.
  7. У победителя будут ограниченные сроки для подписания контракта и отправки его заказчику.
  8. Заказчик подписывает контракт со своей стороны.
  9. Осуществляется поставка.
  10. Подписываются итоговые документы.
  11. Производится оплата.
  12. Заказчик передает сведения об исполненном контракте в реестр, а также размещает в ЕИС отчет об исполнении контракта.

Закупка топлива имеет следующие особенности: она должна осуществляться в соответствии с действующим в ЕИС каталогом ТРУ. Здесь приводятся подробные характеристики объекта закупки, которые обязательны для применения с апреля 2018 года.

Характеристики, которые описывают топливо по каталогу — это октановое число и экологический класс. Для того чтобы бензин соответствовал стандартам качества, в документации о закупке также допускается указать конкретный ГОСТ. Это нужно для соблюдения единых требований к качеству и безопасности топлива.

ГОСТ для бензина был утвержден Постановлением Госстандарта №404 от 1997 года. Согласно каталогу, заказчик может выбрать одну из следующих форм измерения топлива: литры или кубические дециметры. Использование заказчиком наименований, характеристик и значений, которые не прописаны в каталоге, не допускается. Нарушение указанной правовой нормы грозит заказчику штрафом на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП в размере 3 000 р.

Внесение специальных или существенных условий в контракт

После того как закупочная процедура была завершена, и был определен победитель, с участником закупки должен быть подписан договор на поставку топлива (бензина или ГСМ). Закупка может осуществляться также по результатам приобретения товара у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Еще в процессе подготовки закупочной документации в проекте контракта должны быть указаны специальные условия исходя из специфики закупаемых товаров. В их числе такие:

  1. Сроки поставки: это те временные промежутки, когда у заказчика возникает потребность в топливе.
  2. Порядок поставки. Здесь допускается выбор одного из следующих вариантов: самовывоз, поставка по топливным картам (данный способ является наиболее популярным), поставка за счет исполнителя.
  3. Место поставки. По письму Минэкономразвития от 2016 года №Д28и-1197 указывать конкретное место поставки в закупочной документации недопустимо, так как это ограничит количество участников закупки. Заказчик может лишь территориально определить удаленность от места поставки с указанием границ. Тогда как в договоре прописывается конкретное место поставки.
  4. Условие о максимальной цене контракта и формуле цены.
  5. Способ и порядок оплаты: с авансированием, платеж с отсрочкой, по факту поставки
  6. Регламент сдачи-приемки топлива. В этом пункте утверждаются отгрузочные документы и документы, которые подтверждают качество продукции: паспорт, сертификат соответствия.
  7. Ответственность за нарушение договорных условий.
  8. Сроки действия госконтракта и возможность заключения допсоглашения при необходимости.

Образец договора на поставку топлива по 44-ФЗ можно скачатьздесь.

Когда контракт считается исполненным, и на основании каких документов происходит закрытие контракта

Государственный контракт считается исполненным после того, как весь объем топлива, который предполагался к поставке, будет поставлен продавцом и оплачен заказчиком. Это факт находит свое подтверждение в подписываемых обеими сторонами документах.

Стоит учесть, что информация об исполнении и оплате по госконтракту в обязательном порядке размещается в ЕИС. При этом в реестре контрактов можно не использовать единичную расценку, а выбрать опцию «используется формула цены».

Учет топлива у компании-заказчика осуществляется на основании топливных карт, в которых указывается объем поставленного товара в литрах. Карта выдается ответственному за эту закупку сотруднику.

Поставщик обязан ежемесячно предоставлять заказчику счет-фактуру по произведенному расходу топлива, а также приложить отчет о его потреблении. Закрытие госконтракта производится на основании следующих документов:

  1. Отчет держателя топливной карты с приложением чеков и путевых листов.
  2. Отчеты о потреблении топлива, которые были представлены поставщиками.
  3. Товарные накладные на отпуск ГСМ.

К актам приемки и внутренней экспертизы могут приравниваться чеки, полученные от поставщика. Все они не имеют унифицированной формы и могут быть подготовлены самостоятельно.

Таким образом, в марте 2018 года российским правительством был скорректирован перечень случаев, когда при подписании контракта на закупку товаров прописывается формула для расчета цены на топливо и максимальное значение цены контракта. Согласно последним законодательным изменениям, начиная с 2018 года твердые цены для приобретения топлива не применяются.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Инструкция по закупке бензина и ГСМ по 44-ФЗ

Закупка бензина по 44 ФЗ — это определенный порядок покупки топлива госучреждениями. Правила для него установлены в 44-ФЗ и недавно они изменились. Рассчитывать и обосновывать цену теперь нужно по другим формулам. Закупка ГСМ по 44 ФЗ с последними изменениями 2020 года существенно отличается от госзаказа других товаров, работ и услуг. Необходимо особенно тщательно выбирать способ определения поставщика, рассчитывать НМЦК и особое внимание уделять техническому заданию и проекту контракта. В 2020 году осуществляется закупка ГСМ по новым правилам — вступили в силу изменения в Постановление Правительства № 19 от 13.01.2014. Установили случаи, когда в закупочной документации надлежит указывать не НМЦК, а формулу и максимальное значение цены госконтракта на закупку бензина (ПП РФ № 387 от 31.03.2018). Чтобы не возникло проблем с проведением торгов и заключением контракта на поставку бензина и горюче-смазочных материалов, используйте пошаговую инструкцию по закупке бензина.

Шаг 1. Выбрать способ определения поставщика

Закупка бензина по 44 ФЗ 2020 регулируется ч. 2 ст. 59 44-ФЗ. Первым делом заказчик определяет, относится ли топливо к группе товаров, включенных в аукционный перечень (РП РФ № 471-р от 21.03.2016). Для горюче-смазочных материалов соответствует код ОКПД 2 19.20.21. Этот код из общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности включен в перечень товаров, работ и услуг, закупать которые надлежит путем проведения электронного аукциона. Но в ч. 2 ст. 59 44-ФЗ оговариваются случаи, когда для приобретения бензина применяются способы:

  • запрос котировок или электронный запрос котировок;
  • запрос предложений или электронный запрос предложений;
  • закупка ГСМ у единственного поставщика.

Правило о формуле и максимальной цене контракта действует только для тех способов определения поставщика, для которых необходимо формировать документацию о закупке. Для запроса котировок и заключения госконтракта с единственным поставщиком закупочная документация не требуется. В соглашении нужно указывать условие о твердой цене — «Цена контракта является твердой и определяется на весь период исполнения контракта». Если бензин или другое топливо приобретается путем электронного аукциона или запроса предложений в бумажной или электронной форме, то в документации к закупке необходимо указать условия в соответствии с ПП РФ № 19 — о формуле и максимальном значении цены.

Шаг 2. Определить формулу цены бензина

С 26.09.2018 действует Постановление Правительства № 1074 от 08.09.2018, в котором закрепляются правила расчета и формула цены на бензин 44-ФЗ. Этот порядок разрабатывает ФАС и согласовывает его с Минфином РФ. Регламент действует на расчет ценовых показателей как для конкурентных закупок, так и для заказов у единственного поставщика. На этапе планирования госзаказа и составления планов закупок и планов-графиков НМЦК рассчитывается по правилам ст. 22 44-ФЗ. Условие о формуле и максимальном значении цены включается в закупочную документацию для всех конкурентных процедур. До 11.04.2018 заказчики прописывали в контракте требование о том, что цена является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Но в 2020 году во всех документах закупки и проекте контракта отмечается правило о максимальном ценовом значении. В самом госконтракте необходимо указывать условие (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ): «Максимальное значение цены Контракта (ЦКmax) представляет собой цену Контракта, предложенную Поставщиком по результатам электронного аукциона (протокол подведения итогов электронного аукциона № ___ от «___» _______ 2020 г.) и составляет ________ рублей, в том числе НДС _____% ___ рублей (или без НДС). Оплата по Контракту осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика за фактически поставленный товар на основании счета, счета-фактуры (при наличии) и товарной накладной, подписанной Сторонами, по следующей формуле цены Контракта…».

Более того, если заказчик упустил это условие, то госконтракт признают незаключенным. Об этом говорится в п. 1 ст. 432 ГК РФ.

Для расчетов заказчик вправе выбрать ту формулу, которая удовлетворяет его показателям и специфике работы. Наибольшей популярностью пользуется формула:

Она определяет цену госконтракта на бензин за конкретный период как суммарную величину произведений отпускных цен за единицу продукции и совокупных объемов поставки. Это наиболее подходящая формула, когда организация знает точную фиксированную стоимость одного литра закупаемого бензина. В документах по закупке нужно указывать, что определенная стоимость одной единицы горюче-смазочных материалов не может быть выше показателя, определенного после завершения госзакупки.

При составлении контракта впишите и саму формулу расчета цены, и максимальное ценовое значение.

Пример расчета стоимости для закупки бензина

После проведения электронного аукциона организация-заказчик заключила госконтракт с победителем на сумму 700 000,00 рублей. Закупленный бензин — АИ-95 общим объемом 15 000 литров. Его необходимо поставить во втором полугодии 2020 года (июль-декабрь 2020). Максимальная стоимостная величина одного литра по договору = 46,66 рублей. Количество расхода ГСМ за один месяц — 15 000 / 6 = 2500 литров. При этом стоимость одного литра бензина снизилась с октября 2020 года до 46 рублей. Рассчитаем ЦК в соответствии с правилами по формуле: ЦК = Ц1 × V1 + Ц2 × V2 + Ц3 × V3 + Ц4 × V4 + Ц5 × V5 + Ц6 × V6. ЦК = 46,66 × 2500 + 46,66 × 2500 + 46,66 × 2500 + 46 × 2500 + 46 × 2500 + 46 × 2500 = 349 950 + 345 000 = 694 950 рублей. При использовании формулы и условия о максимальном значении ЦК организация-заказчик экономит 5050 рублей. Помимо очевидной экономической выгоды, использование условия о максимальном значении приносит и другую пользу. Теперь организация-заказчик может не оформлять дополнительные соглашения и не расторгать госконтракт при изменении его стоимостных показателей. Требование о формуле и максимуме ЦК изначально подразумевает возможность изменения стоимости договора.

Шаг 3. Описать бензин в документации

Описание объекта закупки и техническое задание составляется с применением Каталога товаров, работ и услуг. Он находится в ЕИС.

Когда специалист выбрал в КТРУ нужный товар, он переходит в карточку одного из видов топлива. В характеристиках приводятся только октановое число бензина и его экологический класс. Чтобы обезопасить себя от некачественных горюче-смазочных материалов, госзаказчик может указать в закупочной документации следующее: товар должен соответствовать ГОСТ Р 51105-97 (утв. Постановлением Госстандарта России № 404 от 09.12.1997). И это не будет излишним условием, так как оно обосновано необходимостью соблюдения единых требований к качеству и безопасности ГСМ для автомобилей.

В каталоге товаров, работ и услуг приводится ограниченное число единицы измерения:

  • литры;
  • кубические метры.

Использование других единиц измерения запрещено, заказчик должен составлять техническое задание строго в соответствии с позициями каталога. Нарушение этого требования может повлечь штрафные санкции в размере 3000 рублей на должностное лицо по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (Решение Мордовского УФАС № 414 по делу № 365 от 27.06.2018).

Шаг 4. Прописать условия в контракте

Закупка топлива подразумевает особый тип госконтракта. При подготовке закупочной документации в организации, приобретающей бензин, разрабатывается проект госконтракта. Помимо основных положений, в него нужно включить специальные условия, отражающие специфические характеристики горюче-смазочных материалов:

  1. Так как бензин поставляется в определенные промежутки времени, в условиях нужно грамотно расписать срок поставки.
  2. Бензин — специфический товар, поэтому в госконтракте указывается порядок поставки. Заказчик отражает, каким способом будут доставлены ГСМ — путем самовывоза, с использованием специальных пластиковых карт или силами самого поставщика.
  3. Одно из наиболее важных условий, которое мы описали, — формула и максимальное значение цены госконтракта.
  4. Порядок взаиморасчетов. Здесь госзаказчик указывает, каким образом и когда будет рассчитываться с поставщиком. Оплата может быть после поставки и подписания акта или с отсрочкой выплат. Также допускаются авансовые платежи.
  5. Правила приемки товаров. В госконтракте указывается, как будет приниматься продукция, как проверяться и какими документами надлежит отражать сдачу-приемку.
  6. Ответственность сторон. В этом разделе подробно расписываются виды ответственности и порядок взыскания за неисполнение сторонами своих обязательств.
  7. Срок действия госконтракта, порядок его изменения и расторжения, возможность оформления дополнительного соглашения по инициативе заказчика.

Шаг 5. Закрыть госконтракт

Последним этапом инструкции, как покупать бензин по 44 ФЗ, станет исполнение и закрытие контракта. Когда поставщик отгрузит весь положенный объем бензина, а заказчик расплатится, контракт будет считаться исполненным. Сведения об этом необходимо разместить в ЕИС в течение 5 рабочих дней. Закрытие в бухгалтерском учете производится ежемесячно (или в иной период поставки, установленный в соглашении) по данным топливных карт. Бухгалтер принимает от ответственного сотрудника следующие документы-основания:

  • отчет о потреблении или чеки от исполнителя;
  • товарные накладные на отгрузку;
  • отчет держателя топливных карт с сопроводительными документами (чеки, путевые листы).

В качестве подтверждения сдачи и приемки по закупке стороны составляют акт. Это не типовая форма, поэтому организация вправе использовать самостоятельно разработанный бланк.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
Правила расчета цены закупки ГСМ Постановление Правительства № 1074 от 08.09.2018

Скачать

В Постановлении № 19 нет формулы цены контракта для использования в документации о закупке бензина. Заказчик обязан самостоятельно установить подлежащие использованию формулу цены и максимальное значение цены контракта Письмо Минфина № 24-03-08/31865 от 11.05.2018

Скачать

Новые правила закупки моторного топлива

Комиссарова Т., эксперт журнала

Журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 9/2018

В конце марта 2018 года Правительство РФ скорректировало перечень случаев, когда при заключении контракта в документации о закупке указываются формула расчета цены и максимальное значение цены контракта. В частности, с 11.04.2018 правило твердой цены для контрактов на приобретение ГСМ не действует. Разберемся, что изменилось и как теперь закупать моторное топливо.

Вместо предисловия.

Для начала отметим, что особенности закупок для нужд обороны страны и безопасности государства продлили до 01.01.2019. Это значит, что закупки силовых ведомств – ФСБ, СВР, Минобороны – и подведомственных им учреждений и предприятий остаются закрытыми еще на полгода и они продолжают работать по Постановлению Правительства РФ от 27.11.2017 № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства».

  • закупки осуществляют закрытыми процедурами (закрытый аукцион проводится на площадке АСТ-ГОЗ) или у единственного поставщика. Запросы котировок и предложений не используют;

  • закупки планируют по форме для сведений, составляющих государственную тайну. Если тайны в сведениях о закупке нет, в приложение к планам такую закупку не вносят;

  • в ЕИС не публикуют планы и планы-графики закупок, документацию, протоколы. Извещение размещают в ЕИС, за исключением случаев, когда закупают товары, работы или услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, и их отразили в документации и проекте контракта;

  • контроль по ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе проходит так же, как и для документов, включающих государственную тайну. Учреждения силовых министерств и ведомств представляют документы на бумаге и съемных носителях в контрольные органы: Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Перейдем к особенностям закупки топлива для всех остальных учреждений.

Какое топливо подпадает под новые правила?

Прежде всего разберемся, при закупках какого топлива придется учитывать новые правила. В Постановление Правительства РФ № 19 с 11.04.2018 включено топливо моторное, включая автомобильный и авиационный бензин. Но распространяется ли данное понятие, например, на дизельное топливо, используемое для целей отопления?

Обратимся к ОКПД 2, в котором есть целая группировка с аналогичным названием: 19.20.21 «Топливо моторное, включая автомобильный и авиационный бензин». В нее входят:

  • моторное топливо;

  • авиационный бензин;

  • автомобильный бензин с различным октановым числом;

  • дизельное топливо (летнее, зимнее, арктическое и т. д.);

  • судовое топливо.

Таким образом, новое правило касается тех заказчиков, которые закупают топливо из данной группировки.

В чем суть новых правил?

Дело в том, что теперь при закупке топлива учреждения силовых министерств и ведомств в проекте контракта вместо твердой цены указывают формулу расчета цены контракта, а также ее максимальное значение.

То есть контракты, заключаемые в рамках Закона о контрактной системе по результатам электронных аукционов и запросов предложений, вместо неизменяемой (твердой) цены контракта на поставку топлива должны предусматривать объем финансирования по контракту (максимальное значение цены контракта) и порядок определения стоимости поставляемого топлива (формулу расчета цены контракта).

К сведению:

Конкретной формулы и правил расчета цены Постановление Правительства РФ № 19 не содержит. Значит, заказчики должны самостоятельно установить формулу расчета цены контракта и ее максимальное значение. На это обратил внимание Минфин в Письме от 11.05.2018 № 24-03-08/31865. Отметим, что реестр контрактов предусматривает возможность не указывать количество и единичную расценку нажатием кнопки «Используется формула цены». В таком случае в реестре контрактов приводится формула расчета цены и ее максимальное значение.

По мнению Правительства РФ, такой подход обеспечит прозрачный расчет цены одного литра (килограмма) топлива, поскольку формульное ценообразование позволит учитывать сезонные колебания цены одного литра (килограмма) топлива, что, в свою очередь, позволит достичь положительного экономического эффекта, в особенности при заключении долгосрочных контрактов.

Важно, что новые правила действуют лишь для способов закупки, где составляется документация о закупке. Соответственно, применительно к закупке топлива такими способами являются электронный аукцион и запрос предложений.

Электронный аукцион является приоритетным способом закупки, поскольку в силу Постановления Правительства РФ № 471-р моторное топливо входит в перечень товаров, работ и услуг, которые заказчик должен закупать через электронный аукцион (подкласс 2 19.2 «Нефтепродукты» ОКПД).

Аукцион можно заменить конкурентным запросом котировок или запросом предложений (ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе). Однако эти способы можно использовать только при определенных условиях (см. таблицу).

Способ закупки

Особенности применения способа закупки

Запрос котировок

Можно провести, если НМЦК не превышает 500 000 руб., а годовой объем закупок, осуществленных таким способом, не превышает 10% среднегодового объема закупок и 100 млн руб.

Запрос предложений

Можно провести, если электронный аукцион признан несостоявшимся

При закупке топлива путем проведения запроса котировок, запроса котировок в электронной форме, а также при закупке у единственного поставщика заказчик по-прежнему должен указать, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Соответственно, у заказчиков есть два способа закупки моторного топлива:

1) осуществить закупку у единственного поставщика (п. 2, 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). Отметим, что Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2017 № 2594-р определены единственные исполнители закупок моторного топлива для служебных транспортных средств системы МВД на 2018 и 2019 годы;

2) провести аукцион с учетом вышеназванных нюансов.

Формула расчета цены контракта.

Повторим, что в нормативных актах формула расчета цены контракта не определена, поэтому ее придется разрабатывать заказчику.

Предлагаем следующую формулу:

ЦК =

n

Σ

1

Цi

х

Vii, где:

ЦК – цена контракта, которая не может превышать ее максимальное значение;

Цi – стоимость товара, фактически поставленного в течение отчетного периода по контракту;

Vi – объем поставляемого товара в периоде поставки;

n – конечное значение (диапазон суммирования), которое равно значению суммируемых величин (например, если бензин будет поставляться в течение трех месяцев, n = 3).

Приведем пример расчета цены контракта.

Допустим, заказчик заключил контракт на сумму 89 958,00 руб., чтобы приобрести 2 200 л бензина АИ-92. Максимальное значение цены контракта – 40,89 руб. Период поставки бензина – с августа по ноябрь 2018 года. Каждый месяц заказчик выбирал по 550 л. В августе и сентябре бензин стоил 40,89 руб., а в октябре и ноябре – 40,50 руб. По указанной выше формуле посчитаем стоимость бензина по контракту:

Налицо экономия.

Чтобы соблюсти требования ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ № 19, нужно использовать ценовое предложение поставщика в качестве максимального значения цены контракта.

Кроме того, в документации и проекте контракта необходимо указать, что цена контракта не может превышать максимальное значение, которое прописано в контракте, и уточнить, что максимальное значение определяется как максимальная стоимость товара и включает в себя все расходы поставщика.

Пошаговый алгоритм закупки моторного топлива.

Чтобы закупить моторное топливо, нужно:

1) выбрать способ определения поставщика (электронный аукцион или закупка у единственного поставщика);

2) прописать формулу расчета цены контракта и ее максимальное значение. Например, это можно сделать так.

Максимальная цена контракта включает все затраты поставщика, в том числе расходы на поставку, отпуск товара, изготовление и выдачу топливных карт, уплату обязательных платежей (налогов, сборов и т. д.).

Цена контракта соответствует стоимости товара, фактически поставленного поставщиком в течение срока, указанного в контракте, и определяется по следующей формуле:

Отметим, что при планировании закупок бензина НМЦК рассчитывается по общему правилу, определенному в ст. 22 Закона о контрактной системе и Методических рекомендациях, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567, – методом сопоставимых рыночных цен;

3) описать объект закупки. Помните, что нужно использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию из стандартов, ГОСТ и иных нормативных актов о техническом регулировании. Отметим, что заказчики обязаны использовать каталог товаров, работ и услуг, размещенный в ЕИС. С 01.01.2018 автомобильный бензин внесен в этот каталог. Причем есть позиции для оптовой и розничной реализации.

Описывать объект закупки нужно, используя информацию из каталога товаров, работ и услуг. Если необходимо дополнить описание, обязательно приводится обоснование;

4) привести существенные условия в проекте контракта. Полагаем, что закупка бензина требует включение в контракт ряд специфичных условий. Например, нужно определить:

  • предмет контракта (каким образом будет закупаться топливо на заправках: по талонам, топливным картам (самый распространенный вариант) или за наличный расчет);

  • место поставки топлива. Минэкономразвития в Письме от 04.05.2016 № Д28и-1197 отметило, что если указать конкретное место поставки топлива, то это ограничит количество участников, что недопустимо. Заказчик вправе лишь территориально определить удаленность места поставки, указав границы административного округа или территориального образования;

  • цену контракта (при закупках моторного топлива заказчик отражает не твердую цену, а формулу расчета цены контракта и ее максимальное значение). При закупках бензина у единственного поставщика цена будет твердой;

  • срок поставки, то есть те периоды, когда у заказчика возникает необходимость в топливе.

* * *

В заключение отметим следующее. Закупки топлива в ФСБ, СВР, Минобороны и подведомственных им учреждениях и предприятиях осуществляются закрытыми способами (закрытый аукцион проводится на площадке АСТ-ГОЗ) или у единственного поставщика. Запросы котировок и предложений не используются. Остальные учреждения силовых министерств и ведомств осуществляют закупки по общим правилам с учетом положений Закона о контрактной системе и Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Если проводится аукцион, необходимо указать формулу расчета цены контракта, а если закупка у единственного поставщика – цена контракта является твердой и не подлежит изменению.

Постановление Правительства РФ от 21.06.2018 № 708 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428».

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта».

ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

Постановление Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)».