Потребительская корзина 2011

В соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации.

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения, связанные с применением методических рекомендаций, утвержденных настоящим постановлением.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 214 «О порядке разработки методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 8, ст. 959);

постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. N 192 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 8, ст. 1039);

постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 232 «О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 13, ст. 1371);

постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2005 г. N 511 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. N 192» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 34, ст. 3505);

постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 342 «О внесении изменений в Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2912).

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации

1. Настоящий документ устанавливает порядок определения потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации (далее — основные социально-демографические группы населения) с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления ими продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

2. Настоящий документ обеспечивает единый методологический подход к определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения.

3. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения определяется с учетом:

а) научных рекомендаций по минимальным объемам потребления продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

б) фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях;

в) социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и структуру семей, а также возможностей соответствующих бюджетов по обеспечению установленных государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и социальной защиты населения;

г) объективных различий в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в субъектах Российской Федерации, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.

4. К основным социально-демографическим группам населения относятся:

а) трудоспособное население — мужчины в возрасте от 16 до 59 лет включительно и женщины в возрасте от 16 до 54 лет включительно, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста;

б) пенсионеры — мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности;

в) дети в возрасте 0 — 15 лет.

5. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения определяется на основе минимального набора продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, определяемых в соотношении со стоимостью продуктов питания.

6. Основными принципами формирования минимального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются:

а) удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания;

б) сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов питания в малоимущих семьях;

в) выбор продуктов питания, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных затратах.

7. Минимальный набор продуктов питания для трудоспособного населения формируется исходя из физиологических особенностей организма мужчин и женщин, не занятых тяжелым физическим трудом.

8. Минимальный набор продуктов питания для пенсионеров формируется с учетом возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания.

9. Минимальный набор питания для детей формируется с учетом необходимости их полноценного питания, нормального роста и развития.

10. Минимальный набор продуктов питания для основных социально-демографических групп населения формируется с учетом распределения субъектов Российской Федерации по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания. Распределение субъектов Российской Федерации по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания, приводится в приложении N 1.

11. Основой зонирования территории Российской Федерации для формирования минимального набора продуктов питания являются следующие факторы:

а) природно-климатические и экономические условия;

б) особенности производства продуктов питания;

в) национальные традиции и местные особенности в питании населения;

г) сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов питания в малоимущих семьях;

д) необходимость удовлетворения потребностей основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания;

е) более высокая энергетическая ценность продуктов питания для основных социально-демографических групп населения, проживающих в районах Севера.

12. Химический состав и энергетическая ценность минимального набора продуктов питания для основных социально-демографических групп населения по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания, приводятся в приложении N 2.

13. Минимальный набор продуктов питания для основных социально-демографических групп населения по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания, приводится в приложении N 3.

14. Продукты питания, включаемые в потребительскую корзину, объединяются в следующие группы:

а) хлебные продукты;

б) картофель;

в) овощи и бахчевые;

г) фрукты свежие;

д) сахар и кондитерские изделия;

е) мясопродукты;

ж) рыбопродукты;

з) молоко и молокопродукты;

и) яйца;

к) масло растительное, маргарин и другие жиры;

л) прочие продукты питания.

15. При включении в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения овощей и бахчевых, мясопродуктов, рыбопродуктов, масла растительного, маргарина, других жиров и прочих продуктов объемы потребления продуктов, входящих в соответствующую группу продуктов питания, складываются.

16. При включении в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения хлебных продуктов, сахара и кондитерских изделий, молока и молокопродуктов объемы потребления продуктов, входящих в соответствующую группу продуктов питания, пересчитываются в сырье (соответственно на муку, сахар и молоко) путем умножения на коэффициент пересчета и затем складываются. Коэффициенты пересчета хлебных продуктов, сахара и кондитерских изделий, молока и молокопродуктов в сырье (на муку, сахар и молоко соответственно) приводятся в приложении N 4.

17. Непродовольственные товары и услуги для основных социально-демографических групп населения определяются в соотношении со стоимостью продуктов питания.

18. Размеры соотношения непродовольственных товаров со стоимостью продуктов питания определяются исходя из удовлетворения потребности основных социально-демографических групп населения в одежде, обуви, товарах культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметах первой необходимости, санитарии и лекарствах с учетом фактических расходов на непродовольственные товары в малоимущих семьях.

При определении размеров соотношения непродовольственных товаров со стоимостью продуктов питания рекомендуется учитывать природно-климатические условия как основной фактор, влияющий на потребность населения в одежде и обуви.

Размеры соотношения услуг со стоимостью продуктов питания определяются исходя из удовлетворения потребности основных социально-демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении, культурном развитии с учетом фактических расходов на услуги в малоимущих семьях.

При определении размеров соотношения услуг со стоимостью продуктов питания для основных социально-демографических групп населения учитываются меры социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг и проезда на общественном транспорте, предоставляемые отдельным категориям населения в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

19. Размер соотношения непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания рекомендуется определять с учетом распределения субъектов Российской Федерации по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления непродовольственных товаров и услуг. Распределение субъектов Российской Федерации по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления непродовольственных товаров и услуг, приводится в приложении N 5.

20. Зоны, сформированные в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления непродовольственных товаров и услуг, подразделяются:

а) на зону с холодным и резко континентальным климатом;

б) на зону с умеренным климатом;

в) на зону с теплым климатом.

21. Примерное соотношение непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания по зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления непродовольственных товаров и услуг, приводится в приложении N 6.

22. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения определяется в соответствии с общими принципами и подходами, предусмотренными настоящим документом.

Федеральный закон от 08.12.2010 N 332-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ в 2011 — 2012 годах»

Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Она используется при определении величины прожиточного минимума на душу населения.

Установленная данным Законом на 2011 — 2012 годы потребительская корзина идентична по составу и объемам потребительской корзине предыдущего периода, установленной Федеральным законом от 31.03.06 N 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

В частности, остался без изменения среднегодовой объем потребления одним трудоспособным человеком продуктов питания, который по прежнему составляет: 133,7 кг хлебных продуктов, 37,2 кг мясопродуктов и 238,2 кг молокопродуктов. Также согласно потребительской корзине на одного человека приходится 18 кв. м общей площади жилья, 50 кВт.ч электроэнергии в месяц, 619 поездок в год.

Одобренная правительством новая методика определения прожиточного минимума в России приведет к тому, что с 2021 года Минтруд перестанет рассчитывать стоимость потребительской корзины, сообщили РБК в министерстве Читать в полной версии Фото: «Комсомольская правда» / Global Look Press

Следствием перехода к новой методике установления прожиточного минимума в России станет отказ от расчета стоимости потребительской корзины, сообщила РБК пресс-служба Минтруда. Уже со следующего года, если соответствующие поправки в законодательство будут приняты, министерство перестанет рассчитывать стоимость минимального набора продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Никаких иных целей, кроме установления прожиточного минимума, у расчета стоимости потребительской корзины не было, пояснили в Минтруде. «С учетом этого в дальнейшем Минтруд не планирует подсчитывать потребительскую корзину, поскольку методика установления прожиточного минимума изменилась», — указали в ведомстве.

Зачем в России оценивают потребительскую корзину

Само понятие потребительской корзины как минимального набора продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг было введено для установления прожиточного минимума, подчеркнули в Минтруде, пояснив, что расчет стоимости потребительской корзины не является статистическим наблюдением.

С 1997 года прожиточный минимум на душу населения и прожиточный минимум для всех основных социально-демографических групп — трудоспособное население, пенсионеры и дети — устанавливается каждый квартал на основе потребительской корзины.

В состав потребительской корзины входят продукты питания, непродовольственные товары и услуги. Для трудоспособного населения учитываются также обязательные платежи и сборы. Действующая корзина (не пересматривалась с 2012 года) включает в среднем на одного взрослого человека в год 126,5 кг хлебобулочных изделий, 290 кг молока и молочных продуктов, 100,4 кг картофеля, 114,6 кг овощей, 60 кг фруктов, 58,6 кг мяса, 18,5 кг рыбы, а также 23,8 кг сахара и кондитерских изделий. Стоимость непродовольственных товаров и услуг для РФ в целом привязана к цене продовольственной корзины: 50% от ее цены составляют непродовольственные товары и еще 50% — услуги. Данные по ценам на продукты питания и непродовольственные товары Минтруду для расчетов предоставляет Росстат.

Состав продуктов питания в действующей потребительской корзине не соответствует рекомендациям Всемирной организации здравоохранения в части нормативов здорового питания и требует существенного пересмотра, признавали в Минтруде. В 2020 году в соответствии с требованиями законодательства состав потребительской корзины должен быть пересмотрен. Но Минтруд предложил перейти на новую методику расчета прожиточного минимума.

В чем суть новой методики для прожиточного минимума

В сентябре правительство одобрило проект нового подхода к определению прожиточного минимума в России: с 2021 года его планируется зафиксировать на уровне 44,2% медианного среднедушевого дохода россиян за предыдущий год. Медианный среднедушевой доход — это уровень, доходы выше которого у 50% населения, а у второй половины, наоборот, ниже. Соответствующие проекты поправок в законы «О прожиточном минимуме в РФ» и «О минимальном размере оплаты труда» внесены в Госдуму.

Новая методика установления прожиточного минимума в проектах поправок прописана не совсем детально, но в обозначенных контурах действительно нет места потребительской корзине, отметила ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина. Поскольку прожиточный минимум предлагается рассчитывать как долю от медианного среднедушевого дохода, потребительская корзина становится «ненужным инструментом», заметила она.

Значение прожиточного минимума на душу населения в 2021 году при расчете по новой методике составит 11 653 руб., поясняли в Минтруде. Это 44,2% от медианного среднедушевого дохода за 2019 год (по данным Росстата, 26 365 руб.). Согласно предложенному правительством подходу, прожиточный минимум будет устанавливаться ежегодно.

Соотношение между прожиточным минимумом и медианным доходом планируется пересматривать не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития России. Вместе с тем вводится дополнительная защитная норма: прожиточный минимум не может опуститься ниже уровня предыдущего года.

Согласно новому подходу минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет также привязан к размеру медианной зарплаты и устанавливаться на уровне 42% от ее размера за предыдущий год. Он не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения (этот показатель превышает минимумы для пенсионеров и детей). В 2021 году величина федерального МРОТ составит 12 792 руб., сообщили в Минтруде. Для сравнения: в 2020 году МРОТ составлял 12 130 руб.

Региональные прожиточные минимумы будут устанавливаться на очередной год субъектами РФ в соотношении с федеральным прожиточным минимумом на душу населения, но с учетом специально разработанных для каждого региона коэффициентов. В 61 регионе России прожиточные минимумы занижены на 5–36%, говорил глава Минтруда Антон Котяков. Но к 2025 году они должны поэтапно увеличиваться, поясняли в Минтруде.

Все будет зависеть от того, как новый подход к установлению прожиточного минимума будет осуществляться на уровне регионов, из проекта поправок это не очень понятно, констатировала Гришина. По ее словам, предлагается конструкция различных коэффициентов, которые будут применяться к федеральному прожиточному минимуму для того, чтобы получить региональные прожиточные минимумы, — реализация этого подхода на местах как раз и будет задавать тон всему переходу, и по этому критерию можно будет оценивать его целесообразность, считает эксперт.

Потребительская корзина Великобритании: характеристика и анализ Uk consumer basket: feature and analysis

Птицын С.Д.

Студент 4 курса Институт Экономики и управления Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва Россия, Самара, Московское ш., 34 e-mail: Sergey0420@gmail.com

Ptitsyn S.D.

Student 4 term Institute of Economics and management

Samara University Russia, Samara, Moskovskoye sh., 34 e-mail: Sergey0420@gmail.com

Джафаров Э.И.

Студент 4 курса Институт Экономики и управления Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва Россия, Самара, Московское ш., 34 e-mail: elmir123@yandex.ru

Dzhafarov E.I.

Student 4 term Institute of Economics and management

Samara University Russia, Samara, Moskovskoye sh., 34 e-mail: elmir123@yandex.ru

Аннотация.

В статье рассмотрена потребительская корзина Соединенного Королевства. Проанализирована цель составления, структура расходов и формируемые на её основе экономические показатели. Проведены параллели с российской действительностью.

Ключевые слова: потребительская корзина, Великобритания, потребление, структура потребления, индекс инфляции, прожиточный минимум.

Key words: consumer basket, UK, consumption, consumption structure, inflation index, cost of living.

Введение

Уровень жизни населения страны определяется многими факторами и может измеряться различными методами. Между тем, существуют и разные точки зрения в интерпретации методов определения уровня благосостояния граждан. Так, потребительская корзина — это ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, характеризующий средний уровень и структуру потребления человека или семьи за определенный период времени . Полученную информацию можно рассматривать под разными углами, но суть потребительской корзины — охарактеризовать уровень потребления граждан и, следовательно, их благосостояние. В условиях текущей социально-экономической ситуации в Российской Федерации большую актуальность приобретает вопрос о благосостоянии населения, поэтому изучение передового опыта зарубежных стран может дать некоторые ответы на насущные вопросы в нашей стране. В следствии этого, цель работы

заключается в исследовании потребительской корзины Великобритании и определения её значения для экономики данной страны.

Методы

Фундаментом для статьи послужили научные труды из базы данных РИНЦ, а также данные из открытых источников национальной статистики Соединенного Королевства. Они послужили основой для наглядного представления информации в виде диаграмм. В ходе анализа и последующего синтеза изученной информации, составлены выводы относительно зависимости между уровнем жизни граждан Великобритании и качеством потребительской корзины.

Результаты

В ходе анализа потребительской корзины Великобритании установлена её основная функция, а именно обеспечение достаточного объёма информации для расчёта ряда индексов, характеризующих уровень инфляции в стране . Такими показателями являются:

1. Consumer price index (CPI) — индекс потребительски цен.

2. Consumer price index housing (CHIH) — индекс потребительских цен с учётом расходов на аренду (содержание) дома/квартиры.

3. Retail price index (RPI) — индекс розничных цен.

Приведенные индексы характеризуют инфляцию в Великобритании и помогают отслеживать изменение цен на товары и услуги.

Также были установлена структура трат среднестатистической британской семьи по категориям потребительской корзины в неделю. Стоит отметить, что потребительская корзина в описываемой стране состоит из 714 товаров и услуг, которые пересматриваются каждый год. Диаграмма потребления представлена ниже (Рисунок 1) .

■ Транспорт

■ Отдых и культура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Жилье, топливо и электроэнергия

■ Еда и безалкогольные напитки

■ Рестораны и отели

■ Прочие расходы

■ Различные товары и услуги

■ Хозяйственные товары и услуги

■ Одежда и обувь

■ Телекоммуникации

■ Алкогольные напитки, табак

■ Медицина

■ Образование

Рисунок 1. Структура потребления обычной семьи в ик (составлено авторами) Очевидно, что наиболее весомым направлением трат для средней семьи в Великобритании является транспорт, как общественный, так и собственный. На втором месте с равной долей в общем объёме располагаются жилье, топливо и электроэнергетика, отдых и культура, прочие расходы. Еда и безалкогольные напитки находятся лишь на третьем месте по удельной доле в общих затратах.

Определены вклады каждой категории потребительской корзины в итоговый расчёт индексов инфляции. Также охарактеризованы колебания цен на товары/услуги в данных категориях и доля репрезентативных товаров/услуг в общем количестве (Рисунок 2) .

Удельный вес в расчёте CPIH, 2018 (%) Колебания цен Репрезентативные товары/услуги (% от общего объёма)

Еда и безалкогольные напитки 8,2 Средние 24

Алкоголь и табачные изделия 3,3 Средние 4

Одежда и обувь 5,9 Средние 11

Жилищные и бытовые услуги 30,0 Низкие 5

Мебель и товары для дома 5,0 Средние 10

Здоровье 2,1 Низкие 3

Транспорт 12,4 Средние 6

Связь 2,0 Средние 1

Отдых и культура 12,0 Средние 17

Образование 1,8 Средние 1

Рестораны и гостиницы 9,7 Низкие 7

Остальные товары и услуги 7,6 Средние 11

Рисунок 2. Удельный вес категорий потребительской корзины при расчёте СРИ (составлено авторами) Очевидно, что жилищные и бытовые услуги имеют большой вес при расчёте СР1Н, в целом, именно это и отличает его от менее комплексного СР1. Следом по значимости в расчёте указанного индекса следуют категории транспорт, а также отдых и культура. Это вызвано большой долей трат потребителей на подобные услуги. В основном, колебания цен по представленным категориям изменяются в средних пределах, что обуславливает необходимость тщательного мониторинга цен.

По мере исследования литературы также были найдены формулы расчёта показателей, описанных выше. Методика подсчёта позволяет разобраться в используемых методах оценки и их точности. Так, индекс потребительских цен в Великобритании (СР1) рассчитывается по следующей формуле :

(1) = «Imu^,

У Pi,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где pit — цена /’-го товара за период времени t, pi0 — цена /-го товара за базовый период времени, n -общее количество товаров и услуг.

Очевидно, что для расчёта индекса CPI используется формула среднего геометрического цен, что позволяет точнее оценить уровень инфляции в стране. Расчёт индекса CPIH имеет такую же математическую основу, с учётом цен на жилищные услуги.

Формула индекса потребительских цен (RPI) имеет следующий вид :

(2) /t,o=1*Z?=ir£,

п Pi, 0

где рц — цена /-го товара за период времени t, pi 0 — цена /-го товара за базовый период времени, n -общее количество товаров и услуг.

В отличии от предыдущего индекса RPI вычисляется по формуле среднего арифметического, а значит обладает меньшей точностью. Подобное утверждение доказывают значения данных коэффициентов на ноябрь текущего года, так CPI=2,4%, в то время как RPI=3,3% . Стоит отметить, что индекс RPI не является официальным показателем инфляции в рассматриваемой стране, и используется лишь в узкоспециализированных отраслях.

Обсуждения

Стоит обозначить функции, которые выполняют индексы, рассчитываемые на основе потребительской корзины. Так, CPI и CPIH отражают уровень инфляции в стране, с той лишь разницей, что последний учитывает затраты на содержание или аренду жилья, а значит является более комплексным и вследствие этого носит официальный характер. CPI используется при целевой программе правительства относительно инфляции и соответствует требованиям Европейского Союза. RPI в свою очередь не является официальной мерой инфляции, но публикуется в связи с широкой распространённостью при заключении контрактов между деловыми партнерами.

Необходимо заметить, что потребительская корзина Великобритании насчитывает довольно большое количество товаров и услуг, в общей сложности 716 . Корзина пересматривается каждый год, некоторые товары входят в её состав, а некоторые исключаются, согласно смене предпочтений потребителей. Столь быстрое реагирование на изменение реальной структуры потребления позволяет отслеживать реальную динамику структуры трат населения. В свою очередь, в Российской Федерации, законодательно установлено, что потребительская корзина должна пересматриваться не реже чем один раз в пять лет . Очевидно, что за столь долгий срок потребительская корзина перестаёт соответствовать реальной динамике потребления и сможет дать лишь сопоставимые, но не точные данные. Также, назначение потребительской корзины нашей страны разнится с Великобританией. В России основной её задачей является определения минимально необходимого набора товаров и услуг, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности граждан и насчитывает порядка 156 позиций . В то время как в Соединенном Королевстве потребительская корзина отражает реальную структуру потребления и служит для определения индексов инфляции.

Другим важным моментом является точность вычисления индекса инфляции в Великобритании. Использование среднего геометрического даёт более точную оценку по сравнению со средним арифметическим. Отличительной особенностью является то, что в расчётах присутствуют только цены товаров и услуг, в то время как в РФ формула индекса потребительских цен выглядит следующим образом :

(3) I =

(3) L Ж0*Р0У

Очевидно, что вместе с изменениями цен, индекс подвержен изменению уровня потребления, что может искажать информацию. Таким образом, CPI в Великобритании точнее отражает данные об инфляции.

Заключение

В ходе работы было установлено основное предназначение потребительской корзины Великобритании, а также индексы инфляции, рассчитываемые на её основе. Проанализирован состав и структура потребления средней британской семьи. Рассмотрена удельная доля каждой группы товаров в расчёте итогового индекса инфляции. Таким образом, потребительская корзина в Великобритании отражает реальную структуру потребления в виду ежегодного пересчёта корзины и обеспечивает объективный расчёт индекса инфляции. Во многом опережая социально-экономическую политику РФ, Великобритания демонстрирует широкий набор товаров и услуг в потребительской корзине. Возможно, что в следствие анализа и адаптация передового опыта, Российская Федерация сможет решить собственные проблемы современной социально-экономической политики.

Список используемой литературы:

3. Назипова А. Л. Потребительская корзина в России // А. Л. Назипова / Экономика, социология и право. — 2016. — № 4- 1. — С. 64-70.