Права и обязанности преподавателя колледжа

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

На сегодняшний день в действующем законодательстве Российской Федерации содержатся правовые нормы, закрепляющие права обучающихся в образовательных организациях и обязанность указанных организаций исполнять определенные нормативные требования. Несмотря на это, проблем, связанных с выполнением оговоренных требований, остается достаточно много. В связи с этим, вопросы ответственности за нарушения в сфере образования представляются весьма актуальными и являются предметом рассмотрения этой статьи.
Итак, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) есть статья 5.57 под названием «Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций».
Находящиеся в этой статье КоАП РФ составы административных правонарушений относятся к категории правонарушений, посягающих на установленные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в целом права граждан в сфере образования.
Кроме того, в КоАП РФ имеется статья 19.30 «Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса». Закрепленные в ней составы правонарушений относятся к категории, посягающих на установленный порядок управления в сфере образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5.57 КоАП РФ нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации влечет наложение административного штрафа:

I. Общие положения

1. Преподаватель ВУЗа относится к профессорско-преподавательскому составу.
2. На должность преподавателя ВУЗа назначается лицо, имеющее высшее образование (без предъявления требования к стажу работы; стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет — на должность старшего преподавателя) и ученую степень кандидата наук.
3. Назначение на должность преподавателя ВУЗа и освобождение от нее производится приказом ректора по представлению _______________.
4. Преподаватель ВУЗа должен знать:

4.1. Конституцию Российской Федерации.
4.2. Законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.
4.3. Требования государственных образовательных стандартов.
4.4. Содержание и принципы организации обучения по преподаваемому предмету.
4.5. Основные технологические процессы и приемы работы по профилю специальности.
4.6. Педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения.
4.7. Современные формы и методы обучения и воспитания студентов.
4.8. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

5. Преподаватель ВУЗа подчиняется непосредственно (заведующему кафедрой; иному должностному лицу)
6. На время отсутствия преподавателя ВУЗа (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом (ректора; проректора по учебной части) Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности преподавателя ВУЗа

Преподаватель ВУЗа:

1. Проводит обучение студентов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
2. Обеспечивает высокую эффективность педагогического процесса, развивает у студентов самостоятельность, инициативу, творческие способности.
3. Использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии, способствующие лучшему усвоению студентами необходимых теоретических и практических знаний по специальности, а также формированию навыков аналитической работы.
4. Формирует у студентов профессиональные умения, подготавливает их к применению полученных знаний в практической деятельности.
5. Участвует в разработке образовательных программ, несет ответственность за их реализацию в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество подготовки выпускников.
6. Осуществляет:

6.1. Чтение лекций.
6.2. Проведение практических занятий, семинаров, итоговых собеседований, коллоквиумов, имитационных игр, тестирования, самостоятельных занятий.
6.3. Прием и проверку курсовых работ, рефератов, письменных контрольных работ, структурированных проблемных сочинений, эссе, выпускных квалификационных (дипломных) работ.
6.4. Прием зачетов, дифференцированных зачетов, экзаменов.
6.5. Планирование самостоятельной работы студентов и руководство такой работой.

7. Дает консультации студентам в специально отведенные часы.
8. Принимает участие в разработке программ производственной и преддипломной практики.
9. Несет ответственность за качество подготовки выпускников.
10. Организует научно-исследовательскую работу, обеспечивающую высокий научный уровень образования, осуществляет руководство этой работой и вовлекает в нее студентов.
11. Принимает участие в собраниях преподавателей и в других формах учебно-методической деятельности.
12. Принимает участие в подготовке программ и необходимых учебных и методических материалов.
13. Поддерживает учебную дисциплину, контролирует режим посещения занятий.
14. Соблюдает Устав и правила внутреннего трудового распорядка.
15. Бережно относится к духовным и материальным ценностям (института, университета.) и его подразделений
16. Повышает свой научно-теоретический уровень.
17. Совершенствует практический опыт, профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство.
18. Соблюдает права и свободы студентов, уважает права и личное достоинство будущих специалистов, проявляет заботу об их культурном развитии.
19. Следует общепринятым нравственным и этическим нормам.

III. Права преподавателя ВУЗа

Преподаватель ВУЗа имеет право:

1. Определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами.
2. Самостоятельно определять педагогически оправданные методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие его индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса.
3. Выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности.
4. Избирать и быть избранными в Ученый совет (института; университета;факультета)
5. Участвовать в обсуждении и решении вопросов деятельности (института, университета)
6. Занимать выборные должности заведующего кафедрой, декана, а также должности заместителя декана, заведующего отделением, аспирантурой, практикой, начальника учебного отдела и др.
7. Запрашивать от руководителей структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
8. Бесплатно пользоваться услугами библиотек, вычислительных центров, информационных фондов учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых, лечебных (института, университета) и других структурных подразделений (института, университета)
9. Требовать от администрации (института, университета) организационного и материально-технического обеспечения своей деятельности, а также оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
10. Требовать от администрации юридического закрепления (института, университета) авторства на объекты промышленной и интеллектуальной собственности
11. Обжаловать приказы и распоряжения администрации в установленном (института, университета) законодательством порядке.

IV. Ответственность преподавателя ВУЗа

Преподаватель ВУЗа несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция преподавателя ВУЗа разработана в соответствии с ____________________________.

Скандал в московской школе №57, где вскрылись случаи «неуставных» отношений учителя и учениц, дал старт многочисленным спорам на этические и юридические темы. С одной стороны, школьницам на тот момент уже было 16 лет, поэтому, согласно российскому законодательству, интимная связь с ними уже не считается преступлением. Однако ответственности с учителя, от которого школьницы зависят, это не снимает, отмечают специалисты. О юридических аспектах этой истории «Газета.Ru» поговорила с бывшим следователем прокуратуры, адвокатом Сталиной Гуревич.

— Есть ли признаки преступления в действиях учителя, если ученице в момент вступления в половую связь было 16 лет?

— Кроме статьи 134 УК РФ, прямо запрещающей половое сношение взрослого человека с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, есть еще статья 133 «Понуждение к действиям сексуального характера», где есть пункт, когда лицо находится в зависимости от того, кто принуждает его к сексу.

Ученик априори находится в зависимости от учителя, и если учитель угрозами ли, обещаниями ли или какими-то посулами принуждает учащегося к любому виду секса, все это подпадает под эту статью, даже если учащемуся уже есть 16 лет.

Иными словами, если ученица пошла на половую связь под психологическим давлением учителя — то это подпадает под статью 133. Осужденный по этой статье человек может быть приговорен к лишению свободы сроком на пять лет.

— А если было согласие ученика?

— Если все было по взаимному согласию 16-летней девушки со взрослым учителем, то последний ответственности не несет и все остальные вопросы имеют лишь морально-этический характер. Но тут многое зависит от того, готов или нет потерпевший обратиться с заявлением в правоохранительные органы. Я наблюдаю за всей этой историей со стороны, у меня есть знакомые, которые учились в этой школе.

Люди пишут, что там было принуждение и ни о какой добровольной взаимной связи по любви речи не шло.

По крайней мере, так говорят те, кто сделал признания уже после того, как скандал набрал обороты. Поэтому если они сейчас обратятся с заявлением в полицию и срок давности не вышел, то уголовное преследование подозреваемого вполне возможно.

— Какой в таких случаях срок давности?

— Срок давности по части первой статьи 133 — два года, но если преступление было совершено в отношении несовершеннолетнего (как в данном случае), то шесть лет. Девочка, которая окончила школу два года назад, может рассчитывать на уголовное дело по своему заявлению.

— Вы работали раньше следователем. Насколько сложно доказать вину человека в подобном преступлении?

— Безусловно, сложно, учитывая то обстоятельство, что по горячим следам экспертизы не было проведено. Но есть дети, которые ведут дневники и описали в них сложившуюся ситуацию, возможно, сохранились личные фотографии ученика и учителя во внеучебное время, сделанные в какой-то интимной обстановке. Взрослые, имеющие отношения с несовершеннолетними, склонны сохранять память о своих «подвигах», так что при обысках могут обнаружиться фото или видеоматериалы, записи с участием потерпевших.

Все это — работа следствия, куда относится допрос потерпевших, свидетелей, возможно, что потерпевшие что-то рассказывали кому-то в тот период своей жизни. Вспомните, один из психологов рассказал журналистам, что к нему обращалась ученица с жалобой на домогательства учителя. В данном случае слова психолога могут стать свидетельскими показаниями по делу.

— По таким статьям дело возбуждается только по заявлению потерпевшей или по факту?

— Сообщение в прессе может служить основанием для проведения доследственной проверки. Вообще по статье «Изнасилование» дело возбуждается не иначе как по жалобе потерпевшей. А вот статья 133 не относится сюда, и там достаточно просто информации о преступлении для возбуждения дела, например публикации в СМИ.

— Имеют ли право родители несовершеннолетней или иные законные представители подать в суд гражданский иск с требованием возмещения морального вреда?

— Конечно, но надо учитывать, что гражданское судопроизводство действует с презумпцией виновности, и каждая сторона конфликта должна представить доказательства в обосновании своих требований. Бремя доказывания морального вреда лежит на том, кто подал исковое заявление. Надо будет обращаться к психологам за экспертизой, к экспертам за заключениями. Но если у вступивших в интимную связь все было по любви и взаимному согласию, то ни один психолог или эксперт не докажет, что какой-то моральный вред был причинен.

Если имело место давление, то потерпевшим проще подать гражданский иск в рамках уголовного производства, который суд обязан будет принять к рассмотрению.

Потерпевшие могут также потребовать возмещения морального вреда и иного вреда со стороны школы как с учреждения, которое не обеспечило безопасность образовательного процесса.

Здесь надо доказать сам факт правонарушения или преступления. Если дело возбудят, то можно обратиться в суд с иском, потребовав от школы возместить вред.

— Если ученик принуждает учителя к сексу, несет ли он ответственность в соответствии с УК?

— Я слабо себе представляю, как ученик может принудить к сексу учителя. Возможно, ситуация будет следующая: учащийся скажет что-то вроде «если вы не будете заниматься сексом со мной, я всем расскажу, что вы меня совращали, и вас посадят». В данном случае это будет уголовная ответственность по той же статье — принуждение к половому сношению путем шантажа.