Правила автобусных перевозок пассажиров

Для организации различного рода поездок внутри страны автотранспортные предприятия могут предоставлять заинтересованным организациям (турфирмам, учебным заведениям, промышленным предприятиям и т.п.) автобусы как для осуществления перевозок по постоянным маршрутам, так и для разовых рейсов. Очень часто в качестве заказчика автотранспортных средств выступают турфирмы, которые занимаются реализацией автобусных туров, но при этом или совсем не имеют собственного транспорта, или же его количество не может обеспечить все запланированные туристско-экскурсионные программы. В этом случае между заказчиком и владельцем автобуса заключается договор на аренду транспортного средства, как правило, с экипажем.

Договор аренды транспортного средства содержит ряд статей, в которых отражаются: предмет договора, конкретная марка автобуса, предоставляемого автотранспортным предприятием турфирме, порядок оплаты аренды транспортного средства, права и обя- занности сторон, условия расторжения договора и рассмотрения споров, срок действия договора, форс-мажорные обстоятельства. Сумма арендной платы оговаривается в целом и по статьям, включа- емым в нее, четко устанавливаются сроки и порядок внесения платежей. Договор об аренде может заключаться на различный срок несколько дней, месяц, сезон. Основными обязанностями перевозчика являются: предоставление автобуса в технически исправном состоянии; соответствие квалификации экипажа установленным требованиям; наличие страхования транспортного средства; заправка автобуса топливом; быстрый ремонт в случае поломки автобуса или замена его равно- ценным автобусом; оплата штрафа за нарушение правил дорож- ного движения по вине водителя; обеспечение автобуса обору- дованием, повышающим комфортность и безопасность перевоз- ки, видео- и аудиосистемами, кондиционерами, нагревателями для воды, биотуалетом, аптечкой и т. п. К основным обязанностям заказчика относятся: использование автобуса по назначению в пределах срока и по маршруту, указанным в заявке; поддержание порядка в салоне транспортного средства; выделение средств на эксплуатацию автобуса (расходы на топливо, дорожные сборы, стоянки автобуса и т.д.); обеспечение проживания водителей в гостиницах; оплата штрафов за нарушение режима труда и отдыха водителей по вине арендатора и др. Образец арендного договора автотранспортного средства приведен в приложении 8. Арендный договор дополняется паспортом маршрута, содержащим полную информацию о перевозке. Он включает: наименование маршрута, его схему с указанием населенных пунктов, остановок, мест ночлега, линейных и дорожных сооружений, пунктов питания, медицинской помощи, связи, автозаправочных станций, постов ГИБДД, железнодорожных переездов и других опасных участков пути. В паспорте отражается протяженность дорог, их состояние и покрытие, скорость движения на отдельных участках. В случае осуществления регулярных туристско-экскурсионных перевозок за пределы области (края, республики) организация- заказчик может заключать договоры с организациями других об- ластей (краев, республик) на техническое обслуживание, охрану и подготовку автобуса к обратному рейсу или оплачивать перевозчику стоимость услуг при заключении им договоров самостоятельно. В случае заказа автобуса на разовую поездку заявку для перевозки пассажиров на расстояние до 50 км включительно следует подавать в АТП не позднее 1 сут. до начала поездки, а для перевозки на расстояние более 50 км не позднее чем за 3 сут. В заявке указывается конкретный маршрут, дата перевозки, количество перевозимых пассажиров и фамилия лица, ответственного за перевозку (руководителя группы), а также продолжительность поездки. Заказ оформляется в письменной форме (см. приложение 9). Согласно «Временным правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации» движение туристско-экскурсионных автобусов по маршрутам большой протяженности (более 100 км) допускается с 6 до 22 ч. Следует иметь в виду, что туристско-экскурсионные перевозки детей и учащихся учебных заведений требуют особых условий их осуществления. При реализации таких перевозок, во-первых, требуется получить письменное разрешение соответствующих органов народного образования; во-вторых, транспортным организациям необходимо поставить в известность органы Госавтоинспекции о времени и маршруте поездки. Заявки на организацию туристско-экскурсионных перевозок детей принимаются автотранспортными предприятиями при условии сопровождения групп преподавателями или специально назначенными взрослыми из расчета один взрослый не более чем на 15 детей. Особые требования предъявляются в этом случае и к водителям: на такие маршруты допускаются только опытные сотрудники АТП. Дополнительным условием допуска водителей для осуществления перевозки детей в возрасте до 16 лет является непрерывный стаж работы водителем в течение 3 последних лет. Если маршрут перевозки туристов на туристско-экскурсионных автобусах не совпадает с маршрутом регулярных перевозок, то его необходимо предварительно обследовать на соответствие дорожных условий требованиям безопасности. В любом случае владелец автобуса должен назначить контрольное время возвращения автобуса в автотранспортное предприятие после завершения туристско-экскурсионного маршрута. Через 2 ч после истечения контрольного времени он должен принять меры к установлению места нахождения автобуса.

Туристско-экскурсионные автобусные перевозки широко используются турфирмами при реализации внутреннего и въездного туризма. С этой целью разработано большое количество автобусных маршрутов для российских и иностранных граждан. Такие маршруты различаются географическими регионами их проведения, тематической направленностью экскурсионных программ, продолжительностью и условиями поездки.

Продолжительность автобусных туров во внутреннем сообщении может составлять от 1 до 10 дней. Так, разработаны однодневные автобусные и комбинированные (автобусно-пешеходные) туры по Москве, Санкт-Петербургу, Нижнему Новгороду и другим крупным российским городам; по отдельным городам Золотого кольца (Суздаль, Владимир, Ярославль, Сергиев Посад, Пе-реславль-Залесский и др.); экскурсии с посещением усадеб Абрамцево, Архангельское, Царицыно, Коломенское и др. Из длительных туров особой популярностью пользуются автобусные маршруты в Санкт-Петербург с последующим посещением истори-ко-архитектурных ансамблей Павловска, Гатчины, Петергофа, Царского Села. Популярны также многодневные туры по Золотому кольцу, охватывающие посещение сразу нескольких городов: Владимир Боголюбове Суздаль Углич Кострома Ярославль; МоскваВладимир Суздаль КостромаЯрославль Ростов ВеликийПереславль-ЗалесскийМосква и др. Большим разнообразием отличаются темы экскурсионных программ автобусных туров. Так, организованы религиозные туры с посещением Данилова и Симонова монастырей в Москве, Троице-Сергиевской Лавры в Сергиевом Посаде, Толгского монастыря в Ярославле, Ипатьевского монастыря в Костроме, Дмитриевского собора во Владимире, Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде и др. Космический тур предполагает поездку в Звездный городок, где туристы знакомятся с местным музеем и центром подготовки космонавтов, а также посещение Музея авиации в Монино. Театральные туры разработаны специально для поклонников русского искусства и включают в себя посещение Большого и Малого театров в Москве, Мариинского оперного театра в Санкт-Петербурге и спектаклей известных театров в других городах России. Многие турфирмы в своей деятельности учитывают интересы конкретных категорий туристов. Так, при разработке маршрутов для школьников они ориентируются на школьные программы по истории, литературе, краеведению. Это позволяет привлечь дополнительных клиентов в турбизнес и способствует патриотическому воспитанию молодежи. Популярностью среди школьников пользуются, например, автобусные экскурсии «Пушкин в Москве», «Лермонтов в Москве», «Монастыри Москвы», «По местам боевой славы» (Москва и Подмосковье), «Пушкинские места» (с пребыванием школьников в Пскове) и др. В последнее время туристские компании стали разрабатывать для состоятельных клиентов нетрадиционные автобусные туры, в которых познавательные программы сочетаются с отдыхом и развлечениями. Одним из них является «Банный русский тур», организуемый турфирмой «Спутник-Столица». Его особенность заключается в том, что за 3 дня путешествия туристам предоставляется редкая возможность испробовать на себе все особенности и прелести финской бани, русской бани «по-белому» и русской бани «по-черному». Туристов ждут дубовые веники, липовые шайки, целебные русские бальзамы, приготовленные по старинным рецептам. Помимо этого, клиентов угощают различными сортами пива с закусками, устраивают салоны массажа, им предоставляется возможность посетить ночные клубы Костромы. Программа автотура «Веселые секреты русской водки» предполагает посещение костромского ликеро-водочного завода, работающего более 115 лет. Особой популярностью этот тур пользуется у мужчин, так как в программу этого тура включена дегустация продукции известного предприятия. Заядлым рыбакам предлагается автобусный тур «Особенности национальной рыбалки». В его программу включен отдых на живописных берегах Волги. Здесь у туристов есть возможность половить щуку, леща, налима, плотву и другую рыбу. Выловленную рыбу могут приготовить для еды сами туристы или повара мотеля, в котором останавливается автобус. К нетрадиционным видам автотуров можно отнести и недавно появившийся в России «джипинг». Его особенностью является приключенческий характер путешествия, сопряженный с азартом, а в некоторых случаях с определенной долей риска (например, трофи-рейд, включающий строительство переправ через водные преграды, вытягивание машин из грязи и т.д.). Довольно активно джипинг развивается в Краснодарском крае, Карелии, на Алтае, Байкале, в Сибири, на Дальнем Востоке и Камчатке. На маршруты для джип-туров предлагаются отечественные автомобили УАЗы и «Нивы», а также подержанные японские внедорожники. Большинство джип-туров организуется в период времени с весны до середины осени, однако существует и зимний джипинг. В основном это поездки по кольцевому, заранее подготовленному и хорошо освоенному пути. Понятно, что при осуществлении многодневных автобусных туров туристским компаниям приходится решать дополнительные вопросы с размещением и питанием туристов. Тем не менее на внутреннем туристском рынке, обслуживающем путешественников, пользующихся услугами автотранспорта, успешно работают такие фирмы, как «Кругозор», «Спутник-Столица», «Интерс», «Виола-тур», «Меридиан», «Турист» и др. Помимо организации автобусных туристско-экскурсионных сопровождаемых туров на внутренних автомобильных маршрутах организуются чартерные несопровождаемые туры и экскурсионные поездки для независимо сформированных групп туристов. В первом случае автобусы используются для организованной доставки спортивных болельщиков в пункты проведения соревнований; бизнесменов на встречи и совещания; ученых на конференции; участников фестивалей в места их проведения и т.д. Во втором случае автотранспортные предприятия или турфирмы организуют кратковременную поездку всех желающих по какому-либо интересному городскому или пригородному маршруту в сопровождении гида. Ярким примером таких перевозок являются автобусные экскурсии по Москве и другим крупным городам, обычно начинающиеся у привокзальных площадей. В ближайшее время при разработке автобусных туров и экскурсий у операторов, а также у индивидуальных автотуристов может появиться еще одна проблема. Дело в том, что развитие рыночных отношений в России создало условия для строительства и эксплуатации в стране платных автомобильных дорог. Эти дороги должны предоставлять автомобилистам услуги более высокого качества, в частности, они должны иметь: не менее двух рядов движения в каждом направлении; возможность развивать более высокую скорость (обусловленную особым покрытием скоростной трассы); четкую разметку, хорошо видную в ночное время и при неблагоприятных погодных условиях; хорошее освещение на участках, прилегающих к крупным городам. Вдоль платных дорог предполагается устанавливать современные автозаправочные станции, пункты питания и медпомощи, туалеты, мусоросборники, через каждые 15 км зоны дорожного сервиса. Кроме того, платные магистрали предусматривается оснастить системами охраны дорог и аварийного вызова техпомощи; подземными или наземными переходами, сетками безопасности и шумозащитными барьерами, ограждающими населенные пункты. Оплачивать проезд по платным дорогам можно будет наличными или специальными электронными карточками. Стоимость проезда будет зависеть от вида транспортного средства (нагрузки на ось) и расстояния, на которое оно следует. Для постоянных клиентов предполагается ввести проездные билеты. Сейчас в России существует всего несколько платных дорог у населенного пункта Семилуки под Воронежем, на трассе ВоронежТамбов, в селе Хлевное Липецкой области, у Саратова, в Барнауле и на отдельном участке автомагистрали «Дон» от МКАД до поселка Михнево. В Московской области утверждена перспективная схема двенадцати платных скоростных автомагистралей, которые планируется ввести в эксплуатацию в ближайшем будущем, это ХимкиКлин (80 км), МКАДНоворязанское шоссе (5 км), МКАД Ml (в обход города Одинцово 14 км), МКАД Ногинск, Новоегорьевское шоссе, Осташковское шоссе, путепровод у станции Чкаловская и др. Таким образом, скоро заказчикам при разработке туристско-экскурсионных маршрутов и расчете стоимости автобусных туров придется учитывать нововведения, связанные с появлением платных дорог. Следует иметь в виду, что необходимым условием организации платного движения на автомагистралях является наличие альтернативной бесплатной дороги в данном направлении, а также обязательная установка предупреждающих знаков «Платная дорога» минимум за 1 км до начала скоростного участка. Кроме того, для автомобилистов должно быть установлено информационное табло с указанием маршрута, километража, цены за проезд и схемой возможности движения по альтернативной бесплатной дороге. Для программ, связанных с проведением автобусных экскурсий в крупных городах, определенную трудность представляют проблемы парковки автобусов. В настоящее время готовится нормативная база, которая сможет снять напряжение в решении данного вопроса. Работникам турфирм, связанных с обслуживанием туристов автомобильным транспортом, необходимо следить за принятием законодательных актов в этой области и учитывать их при планировании маршрутов, включающих организацию стоянок автотранспортных средств в крупных городах. Обслуживание пассажиров, пользующихся услугами автотранспорта, может осуществляться с помощью автомобилей-такси индивидуального пользования. При этом автомобили-такси должны быть технически исправны, иметь соответствующую экипировку внутри и снаружи. Таксомоторные перевозки осуществляются на основании лицензий, выдаваемых территориальными органами Российской Федерации транспортной инспекции организациям или предпринимателям. В лицензии помимо организационных вопросов указывается перечень услуг, предоставляемых пассажирам, вид и порядок применения тарифов, режим работы автомобилей-такси на линии. Посадкавысадка в автомобили-такси может производиться на специально оборудованных таксомоторных площадках, на участках улично-дорожной сети, где разрешена остановка соответствующего подвижного состава, а также в местах подачи автомобилей-такси по заказам пассажиров. Посадка в такси и выход из него осуществляются с правой стороны автомобиля после его полной остановки. При поездках с детьми до 12 лет нахождение их на переднем сиденье автомобиля-такси запрещается. Курить в салоне и открывать окна разрешается только при обоюдном согласии пассажиров и водителя. Обязанностью пассажира являются погрузка и выгрузка всех принадлежащих ему вещей. Заказы на подачу автомобиля-такси в черте города могут приниматься по телефонам (кроме автоматов) и лично от пассажиров в зависимости от наличия свободных автомобилей-такси в городе. Стоимость подачи такси по заказу оплачивается заказчиком по показанию таксометра или по действующему тарифу. Прием заказов на автомобили-такси может быть организован в гостиницах, санаторно-курортных комплексах, зрелищных мероприятиях, на борту самолетов, в поездах дальнего следования и т. п. При наличии у заказчика телефона ему сообщается номер направленного автомобиля-такси и ориентировочная стоимость услуги. Предварительные заказы принимаются на следующие сутки не менее чем за 12 ч до времени подачи. Срочные заказы подлежат выполнению в течение установленного промежутка времени с момента принятия. Величина такого промежутка времени, а также размер оплаты предварительных и срочных заказов устанавливаются по согласованию с местными органами исполнительной власти. Перевозка пассажиров на автомобилях-такси за пределы города осуществляется на расстояние, не превышающее установленное органами местного самоуправления. При выезде за пределы городской черты пассажир, находящийся на переднем сиденье, должен пользоваться пристяжным ремнем безопасности. В багажном отделении автомобиля-такси допускается провоз вещей общей массой не более 50 кг и только при закрытом багажнике. В салоне такси разрешается перевозить различные предметы и вещи, которые свободно проходят через дверные проемы автомобиля (без снятия ограничителей), не портят и не загрязняют обивку салона и его оборудование, не мешают водителю управлять автомобилем и пользоваться зеркалом заднего вида. Допускается провоз кошек, собак в намордниках при наличии поводков и подстилок; мелких животных в корзинах, сумках и птиц в клетках с глухим дном. В легковых автомобилях-такси запрещена перевозка строительных материалов, огнеопасных, легковоспламеняющихся, взрывоопасных, отравляющих, едких и зловонных веществ, колющих, режущих предметов, оружия без чехлов или упаковки.

Статья 35. Услуги пассажирского автомобильного транспорта.
Услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяют на услуги по перевозке пассажиров автобусами, на такси и легковыми автомобилями на заказ.
Перевозка пассажиров автобусами могут предоставляться по видам режимов организации перевозок: регулярные, регулярные специальные, нерегулярные.
Перевозки пассажиров автобусами в режиме регулярных пассажирских перевозок осуществляют автомобильные перевозчики на автобусных маршрутах общего пользования на договорных условиях с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Перевозки пассажиров автобусами в режиме регулярных специальных пассажирских перевозок осуществляют автомобильные перевозчики на автобусных маршрутах специальных перевозок на договорных условиях с заказчиками транспортных услуг.
Перевозки пассажиров автобусами в режиме нерегулярных пассажирских перевозок осуществляют автомобильные перевозчики на автобусных маршрутах нерегулярных перевозок на договорных условиях с заказчиками транспортных услуг.
Автобусные маршруты по видам сообщения делятся на: городские, пригородные, междугородные, международные.
Автобусные маршруты по видам перевозок подразделяются на: общего пользования, специальных перевозок, нерегулярных перевозок.
На пригородных и городских маршрутах разрешается перевозить стоячих пассажиров автобусами, которые по своей конструкции должны места для стоящих пассажиров, в количестве, предусмотренном технической характеристикой транспортного средства и определенной в регистрационных документах на это транспортное средство.
На международных и междугородных маршрутах разрешается перевозить пассажиров с обязательным предоставлением им мест для сидения.
На автобусные маршруты протяженностью более 500 км в рейс должны направляться два водителя.
Перевозка пассажиров на автобусном маршруте общего пользование может осуществляться в режимах: обычном, экспрессном, маршрутного такси.
Требования по использованию автобусов по видам сообщений, режимам движения и протяженности маршрутов, по параметрам пассажировместимости, комфортности, технических и экологических показателей устанавливает центральный орган исполнительной власти по вопросам автомобильного транспорта.
Услуги по перевозке на такси предоставляются гражданам в порядке очереди на стоянках такси и в пути следования, а также на заказ (обычное, срочное, ночное) устное, письменное или за телефоном.
Перевозка пассажиров легковыми автомобилями на заказа могут предоставляться только по предварительной договоренности с заказчиком услуг и не могут предоставляться на стоянках такси и на пути следования автомобиля гражданам, которым не было предварительная договоренность об услуге.
Субъекты хозяйствования, использующие легковые автомобили на заказ, имеют право включать расходы на эти услуги в себестоимость продукции только при условии, что в перевозчика есть соответствующая лицензия и с ним заключен письменный договор на обслуживание.
Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта (176-97-п) утверждает Кабинет Министров Украины.
Статья 36. Услуги автостанций.
Автостанции предоставляют пассажирам услуги, связанные с их проездом автобусными маршрутами общего пользования, а автомобильным перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров на договорных условиях, — услуги, связанные с отправлением и прибытием автобусов согласно расписанию движения.
К обязательным услугам, которые должны предоставляться автостанциями пассажирам, относятся:

  • продажа билетов;
  • пользование помещениями для ожидания поездки, обустроенными местами для сидения;
  • возможность пользования общественными уборными;
  • информирование о расписании движения автобусов и стоимости поездки.
  • К обязательным услугам, которые должны предоставляться автостанциями автомобильному перевозчику, относятся:
  • продажа билетов;
  • организация прибытия и отправления автобуса с обустроенных платформ;
  • информирование водителя об условиях дорожного движения на маршруте.

За предоставление обязательных услуг автостанций с лиц, приобретающих проездные билеты, взимают автостанционный сбор, входит в стоимость билета.
Услуги автостанций, кроме услуг комнаты матери и ребенка, пассажирам предоставляются за плату.
Владельцы автостанций несут ответственность за качество и безопасность предоставляемых услуг автостанциями пассажирам и автомобильным перевозчикам, технический и санитарно-гигиеническое состояние зданий, сооружений, оборудования и территории автостанции.
Статья 37. Льготные перевозки пассажиров автомобильным транспортом.
Льготные перевозки пассажиров, согласно законодательства пользуются такими правами, обеспечивающими автомобильные перевозчики, осуществляющие перевозки пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования.
Автомобильному перевозчику, осуществляющему перевозку пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования, запрещается отказываться от льготной перевозки, кроме случаев, предусмотренных законом.
Безосновательный отказ от льготной перевозки влечет за собой ответственность согласно закону.
Виды и объемы льготных перевозок устанавливаются заказу, в котором определяется порядок компенсации автомобильным перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров на маршрутах общего пользования, убытков от этих перевозок.
Статья 38. Требования к перевозке организованных групп детей автобусами.
К перевозке организованных групп детей (далее — групп детей) относится одновременная перевозка группы из десяти и более детей, для которых заказчиком услуги назначается руководитель, ответственный за сопровождение их во время поездки, а на группу из 30 и более детей назначается также медицинский работник.
Перевозки групп детей можно осуществлять в режимах как регулярных, так и нерегулярных пассажирских перевозок.
Регулярные и нерегулярные перевозки групп детей осуществляется по условии согласования маршрута и расписания движения с заказчиком и местными органами Госавтоинспекции.
Максимальное количество детей и сопровождающих лиц при перевозке автобусом не должно превышать количества мест для сидения в нем, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства и определенного в регистрационных документах на это транспортное средство.
Группы детей должны перевозить опытные водители транспортных средств, которые имеют стаж управления автобусом не менее пяти лет.
Порядок организации перевозки групп детей определяется Правилами предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта и другими нормативно-правовыми актами.
Статья 39. Документы, на основании которых выполняются пассажирские перевозки.

Автомобильные перевозчики, водители, пассажиры должны иметь и предъявлять лицам, уполномоченным осуществлять контроль на автомобильном транспорте и в сфере безопасности дорожного движения, документы, на основании которых выполняются пассажирские перевозки.
Документы для регулярных пассажирских перевозок:

  • для автомобильного перевозчика — лицензия, договор с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления или их разрешение, паспорт маршрута, документ, удостоверяющий использование автобуса на законных основаниях, другие документы, предусмотренные законодательством Украины;
  • для водителя автобуса — удостоверение водителя соответствующей категории, регистрационные документы на транспортное средство, лицензионная карточка, билетно-кассовый лист, схема маршрута, расписание движения, таблица стоимости проезда (кроме городских перевозок), другие документы, предусмотренные законодательством Украины;
  • для пассажира — билет на проезд в автобусе и на перевозку багажа (для льготного проезда — удостоверение личности установленного образца).

Документы для регулярных специальных пассажирских перевозок:

  • для автомобильного перевозчика — лицензия, договор с заказчиком транспортных услуг, паспорт маршрута, документ, удостоверяет использование автобуса на законных основаниях, другие документы, предусмотренные законодательством Украины;
  • для водителя автобуса — удостоверение водителя соответствующей категории, регистрационные документы на транспортное средство, лицензионная карточка, схема маршрута, расписание движения, другие документы, предусмотренные законодательством Украины.

Документы для нерегулярных пассажирских перевозок:

  • для автомобильного перевозчика — лицензия, документ, удостоверяет использование автобуса на законных основаниях, другие документы, предусмотренные законодательством Украины;
  • для водителя автобуса — удостоверение водителя соответствующей категории, регистрационные документы на транспортное средство, лицензионная карточка, договор с заказчиком транспортных услуг, документ, удостоверяющий оплату транспортных услуг, другие документы, предусмотренные законодательством Украины.

Документы для юридического лица, осуществляющего перевозки пассажиров на такси:

  • для автомобильного перевозчика — лицензия, другие документы, предусмотренные законодательством Украины;
  • для водителя такси — удостоверение водителя соответствующей категории, свидетельство о регистрации транспортного средства, лицензионная карточка, иные документы, предусмотренные законодательством Украины.

Документы для физического лица, осуществляющего перевозки пассажиров на такси:

  • для автомобильного перевозчика — лицензия, другие документы, предусмотренные законодательством Украины;
  • для водителя такси — удостоверение водителя соответствующей категории, свидетельство о регистрации транспортного средства, лицензионная карточка, иные документы, предусмотренные законодательством Украины.

Документы для юридического лица, осуществляющего перевозки пассажиров легковыми автомобилями на заказ:

  • для автомобильного перевозчика — лицензия, договор с заказчиком услуги, другие документы, предусмотренные законодательством Украина;
  • для водителя легкового автомобиля — водительское удостоверение соответствующей категории, свидетельство о регистрации транспортного средства, лицензионная карточка, копия договора с заказчиком услуги, иные документы, предусмотренные законодательством Украины.

Документы для автомобильного самозанятого перевозчика:

  • лицензия, лицензионная карточка, водительское удостоверение соответствующей категории, свидетельство о регистрации транспортного средства, сервисная книжка, медицинская справка.
  • {Статью 39 дополнено частью согласно Законом N 586-VI (586-17) от 24.09.2008}

Документы для физического лица, осуществляющего перевозки пассажиров легковыми автомобилями на заказ:

  • для автомобильного перевозчика — лицензия, договор с заказчиком услуги, другие документы, предусмотренные законодательством Украина;
  • для водителя легкового автомобиля — водительское удостоверение соответствующей категории, свидетельство о регистрации транспортного средства, лицензионная карточка, копия договора с заказчиком услуги, иные документы, предусмотренные законодательством Украины.

Документы на перевозку пассажиров автобусами для собственных потребностей:

  • для автомобильного перевозчика — документ, удостоверяющий использование автобуса на законных основаниях, список пассажиров, которых перевозят, заверенный подписью перевозчика и печатью, другие документы, предусмотренные законодательством Украины;
  • для водителя — водительское удостоверение соответствующей категории, регистрационные документы на автобус, список пассажиров, которых перевозят, заверенный подписью перевозчика и печатью, другие документы, предусмотренные законодательством Украины.

Документы для водителя юридического лица на перевозку пассажиров легковыми автомобилями для собственных нужд — водительское удостоверение соответствующей категории, свидетельство о регистрации транспортного средства, другие документы, предусмотренные законодательством Украины.
Документы для физического лица на перевозку пассажиров легковыми автомобилями для собственных нужд — водительское удостоверение соответствующей категории, свидетельство о регистрации транспортного средства, другие документы, предусмотренные законодательством Украины.
Статья 40. Основные права и обязанности водителя автобуса, такси, легкового автомобиля по заказу, легкового автомобиля при перевозке пассажиров.
Водитель автобуса при перевозке пассажиров автомобильным транспортом имеет право:

  • требовать от пассажиров выполнения их обязанностей;
  • не допускать к поездке пассажира, не имеющего билета, нарушает общественный порядок в салоне автобуса, загрязняет его, пассажиров или их вещи;
  • при посадке в автобус пассажиров на пригородном, междугородном или международном маршруте проверять наличие билетов на проезд и перевозку багажа;
  • не выдавать багаж, если пассажир не предъявил билета.

Водитель автобуса обязан:

  • выполнять правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта общего пользования и технической эксплуатации автобуса;
  • иметь с собой и предъявлять для проверки уполномоченным должностным лицам документы, предусмотренные законодательством;
  • придерживаться определенного маршрута и расписания движения автобуса;
  • принимать, размещать и выдавать багаж пассажирам на остановках, предусмотренных расписанием движения;
  • следить за выполнением пассажирами своих обязанностей и безопасным размещением ими багажа и ручной клади в автобусе;
  • объявлять названия остановок и время стоянки на них;
  • осуществлять высадку пассажиров в отведенном для этого месте в случае заправки автобуса топливом при выполнении перевозок;
  • принимать необходимые меры для безопасности пассажиров в случае возникновения помех для движения на маршруте (туман, гололед и др.), которые не позволяют продолжить поездку, а также в случае вынужденной остановки автомобильного транспортного средства на железнодорожном переезде;
  • останавливать автобус по сигналу контролера, выполнять его указания и содействовать в осуществлении контроля.

Водителю автобуса запрещается:

  • изменять маршрут и расписание движения;
  • продавать пассажирам билеты во время управления автобусом.

Водитель такси имеет право отказывать в предоставлении услуги пассажиру, если:

  • пассажир имеет явные признаки опьянения;
  • количество лиц, которые требуют обслуживания, превышает количество мест в легковом автомобиле;
  • багаж пассажира не может быть свободно размещен в багажнике или салоне легкового автомобилю или может загрязнить ли повредить его.

Водитель такси обязан:

  • выполнять правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта и технической эксплуатации легкового автомобиля;
  • осуществлять посадку пассажиров на стоянке в порядке очереди, а также предоставлять право внеочередного пользования такси согласно законодательством;
  • открывать двери такси, открывать багажник и проверять их закрытие во время посадки пассажиров;
  • называть пассажирам размер оплаты проезда, показатели таксометра в начале и в конце поездки и разъяснять порядок пользования такси;
  • осуществлять перевозки до пункта назначения по определенному пассажиром маршруту или кратчайшим путем с согласия пассажира.

Водителю такси запрещается:

  • отказывать пассажирам в перевозке, кроме случаев, обусловленных этой статьей;
  • выбирать пассажиров по выгодности направлений их следования;
  • предлагать гражданам поездку без согласия пассажиров, находятся в такси;
  • осуществлять перевозки пассажиров, если в такси отсутствует или не работает таксометр;
  • называть размер оплаты за поездку, который не отвечает показателям таксометра.

Водитель легкового автомобиля по заказу обязан выполнять правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта и технической эксплуатации легкового автомобиля.
Водитель легкового автомобиля не имеет права осуществлять стоянку и посадку пассажиров на стоянке такси.
Статья 41. Основные права и обязанности пассажира.
Пассажир имеет право:

  • получать от перевозчика, водителя, на остановках автобусных маршрутов общего пользования, автостанциях и автовокзалах информацию об услугах автомобильного транспорта общего пользования;
  • бесплатно провозить с собой на автобусных маршрутах общего пользования одного ребенка дошкольного возраста без предоставления ему отдельного места;
  • бесплатно перевозить с собой на автобусных маршрутах общего пользования ручную кладь, а также согласно законодательства о защите прав потребителей и правил перевозок пользоваться другими правами.

Пассажир обязан:

  • иметь при себе билет на проезд, на перевозку багажа, а за наличии права льготного проезда — соответствующее удостоверение;
  • выполнять требования правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта.

Статья 42. Договоры по перевозке пассажиров.
Договор об организации перевозки пассажиров на автобусном маршруте общего пользования городском, пригородном и междугородном, не выходящих за пределы территории области (Внутриобластные маршруты), заключается между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления и автомобильным перевозчиком и считается заключенным с момента его подписания сторонами.
Договор перевозки пассажира автобусом на маршруте общего пользования заключается между автомобильным перевозчиком и пассажиром. Этот договор считается заключенным с момента приобретения пассажиром билета на право проезда, а для лиц, пользующихся правом льготного проезда, — с момента посадки в автобус.
Договор о нерегулярные пассажирские перевозки автобусом заключается между заказчиком транспортных услуг и автомобильным перевозчиком и считается заключенным с момента его подписания сторонами.
Договор перевозки пассажиров на такси вступает в силу с момента посадки пассажира и действует до момента его высадки в пункте назначения.
Договор об обслуживании легковым автомобилем по заказу заключается между автомобильным перевозчиком и заказчиком в письменной форме и считается заключенным с момента его подписания сторонами или с момента договоренности сторон.
Действие договора перевозки пассажира автомобильным транспортом может быть прекращено по инициативе автомобильного перевозчика или водителя автомобильного транспортного средства, если пассажир:

  • находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • нарушает общественный порядок;
  • предъявляет запрещенный к перевозке багаж или багаж, который по габаритам не соответствует установленным нормам;
  • нарушает другие требования правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта.

Статья 43. Основные принципы определения автомобильного перевозчика на автобусном маршруте общего пользование.
Определение автомобильного перевозчика на автобусном маршруте общего пользования осуществляется исключительно на конкурсной началах.
Объектом конкурса могут быть: маршрут (несколько маршрутов), оборотный рейс (несколько оборотных рейсов).
На конкурс выносятся маршруты с утвержденными паспортами.
Определение кандидатуры автомобильного перевозчика для работы на международном автобусном маршруте общего пользования осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Статья 44. Определение условий перевозок и проведения конкурса.
Организация проведения конкурса и определение условий перевозок возлагаются на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
К обязательным условиям конкурса на перевозку пассажиров относятся:

  • определена органами исполнительной власти и органами местного самоуправления обоснованная структура парка автобусов работать на маршруте общего пользования, за пассажировместимостью, классом, техническим и экологическим показателям;
  • государственные социальные нормативы в сфере транспортного обслуживания населения.

В случае отсутствия у перевозчиков-претендентов автобусов, соответствуют условиям конкурса, они имеют право подавать в конкурсного комитета заявление на участие в конкурсе и документы, содержащие характеристику имеющихся автобусов, перевозчик-претендент предлагает использовать на данном маршруте, а также инвестиционный проект-обязательство по обновлению парка автобусов на этом маршруте на определенный период до пяти лет.
При отсутствии перевозчиков-претендентов, имеющих автобусы, соответствующие условиям конкурса, конкурс проводится среди претендентов, предлагающих использовать на данном маршруте автобусы, отвечающие требованиям безопасности, но не соответствуют условиям конкурса по классу, пассажировместимостью, параметрами комфортности, с учетом представленных инвестиционных проектов-обязательств по обновлению парка автобусов, которые будут полностью соответствовать всем требованиям, в срок до пяти лет.

Договор с победителем конкурса (или разрешение) органы власти и органы местного самоуправления заключают (или предоставляют) на срок от трех до пяти лет.
Договор с победителем конкурса (или разрешение) в случае отсутствия у него автобусов, соответствующих условиям конкурса, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления заключают (или предоставляют) на один год.
Разрешение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления пассажирскому перевозчику на обслуживание автобусных маршрутов предоставляется на срок до пяти лет.
Автомобильный перевозчик — победитель конкурса должен самостоятельно обеспечивать перевозку.
Для подготовки и проведения конкурса органы исполнительной власти и органы местного самоуправления образуют конкурсный комитет, в состав которого входят представители соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, территориальных органов центрального органа исполнительной власти по вопросам автомобильного транспорта и территориальных органов Министерства внутренних дел Украины, ответственных за безопасность дорожного движения, а также общественных организаций.
До конкурсного комитета не могут входить представители субъектов хозяйствования — автомобильных перевозчиков, которые являются участниками конкурса или которые действуют на рынке перевозок пассажиров и могут влиять на принятие решений комитета.
Для организации обеспечения и подготовки материалов для проведения заседаний конкурсного комитета органы исполнительной власти и органы местного самоуправления на конкурсных условиях по договору привлекают предприятие (организацию), имеющее специалистов и опыт работы не менее трех лет по вопросам организации пассажирских перевозок. Конкурс проводится с привлечением представителей соответствующих органов исполнительной власти, а также представителей общественных организаций. Привлечено для проведения заседаний конкурсного комитета предприятие (организация) готовит материалы об условиях конкурса, паспортов автобусных маршрутов, анализа полученных предложений и их оценки, договоров с победителями конкурса и другие материалы.
Порядок проведения конкурсов определяется Кабинетом Министров Украина.
Статья 45. Требования к автомобильным перевозчикам, которые допускаются к участию в конкурсе.
В конкурсе на определение автомобильного перевозчика на автобусном маршруте общего пользования могут принимать участие автомобильные перевозчики, которые имеют лицензию на тот вид услуг, выносят на конкурс, на законных основаниях используют в достаточном количестве сертифицированные автобусы соответствующего класса, соответствуют требованиям, изложенным в статье 34 настоящего Закона.
К участию в конкурсе не допускаются автомобильные перевозчики, которые:

  • признаны банкротами или против которых возбуждено дело о банкротстве или ликвидации как субъекта хозяйствования;
  • подали к участию в конкурсе документы, содержащие недостоверную информацию;
  • не отвечают требованиям статьи 34 настоящего Закона;
  • предусматривают использовать на маршрутах автобусы, переоборудованные из грузовых транспортных средств.

{Часть вторая статьи 45 дополнен абзацем пятым согласно с Законом N 586-VI (586-17) от 24.09.2008}
Статья 46. Проведения конкурса на перевозку пассажиров на автобусном маршруте общего пользования.
Для участия в конкурсе на перевозку пассажиров на автобусном маршруте общего пользования автомобильный перевозчик подает конкурсном комитета следующие документы:

  • заявление претендента установленного образца с указанием автобусного маршрута общего пользования, на котором собирается работать претендент;
  • нотариально заверенную копию лицензии на право предоставления услуг по перевозки пассажиров и копии лицензионных карточек на автобусы, которые будут использоваться на автобусном маршруте;
  • сведения о дополнительных условиях обслуживания маршрута;
  • документ, подтверждающий внесение платы за участие в конкурсе;
  • справку о соответствии технического состояния автобусов претендента условиям перевозок, выданная соответствующим подразделением Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины;
  • {Часть первая статьи 46 дополнена абзацем шестым по закону N 586-VI (586-17) от 24.09.2008}
  • вывод Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины о соответствии претендента требованиям нормативно-правовых актов в сфере безопасности дорожного движения, который составляется и выдается в порядке, установленном Министерством внутренних дел Украина.

{Часть первая статьи 46 дополнена абзацем седьмым Законом N 586-VI (586-17) от 24.09.2008}
При определении победителя конкурса в случае равных предложений претендентов преимущество предоставляется перевозчикам, которые представили в конкурсного комитета: сертификат соответствия услуг по перевозки пассажиров автобусами лицензионным условиям, а также для междугородных и международных автобусных маршрутов свидетельство соответствия автобуса параметрам комфортности.
Финансирование проведения конкурса осуществляется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления за счет средств, внесенных претендентами как плата за участие в конкурсе, а также за счет собственных средств.
Если конкурс не состоялся или победитель не был определен, претендентам возвращают плату за участие в конкурсе, а расходы на подготовку конкурса относятся на счет органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Что поменяли в правилах перевозки сотрудников с 1 марта 2019 года

У предприятий, которые своими силами организовывали перевозку сотрудников до места работы и обратно или привлекали контрагентов-перевозчиков, возникал вопрос, нужна ли на это лицензия. С 1 марта 2019 года порядок лицензирования изменили, и заработало новое правило: теперь лицензия нужна (п. 2 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 30.10.2018 № 386-ФЗ).

Что будет, если не получить лицензию, смотрите в Системе Юрист

Лицензию нужно получать на перевозку сотрудников в автобусе, оборудованном для 8 и более человек. Если разрешение уже есть, его нужно переоформить. Компании, которые используют микроавтобусы на основании прежней лицензии, должны переоформить ее до 29 июня 2019 года.

Общие требования устанавливает Правительство. 27 февраля 2019 года вышло постановление № 195. Постановление от 02.04.2012 № 280 больше не действует (п. 3 постановления № 195). В разделе II поставноления № 195 указали, что компании потребуются:

  • копия приказа о назначении работника соискателя лицензии ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения (если лицензируемая деятельность будет осуществляться наемным работником соискателя лицензии);
  • копия договора с медицинской организацией на проведение медосмотров;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства в отношении каждого автобуса соискателя лицензии;
  • опись документов (п. 6 Постановления).

Кому может понадобиться перевозка сотрудников к месту работы и как оформить разрешение

Необходимость перевозки возникает в разных ситуациях. Речь может идти о:

  • соглашениях с муниципальными предприятиями и перевозкой по маршрутам (постановление Президиума Омского областного суда от 25.09.2017 № 44Г-46/2017);
  • для перевозок по заказу (решение Лесосибирского городского суда Красноярского края № 2-1045/2017 ~ М-546/2017 от 10.04.2017);
  • для собственных нужд и корпоративной перевозки сотрудников (решение Октябрьского районного суда города Омска 12-273/2018 от 11.12.2018).

Понадобится:

  • оформить транспорт,
  • застраховать гражданскую ответственность перевозчика,
  • обеспечить медосмотры,
  • оформить лицензию.

Как получить лицензию на перевозку сотрудников собственным транспортом

Чтобы получить лицензию на перевозку сотрудников предприятия, нужно обратиться в Ространснадзор. Минтранса утвердил Регламент (приказ от 29.04.2013 № 144). Потребуется заявление.

Также можно зайти на портал «Госуслуги». Обратиться может юр. лицо или ИП. Сайт содержит основную информацию. Веб-страница сообщает, каким способом можно направить заявление и другие сведения.

Срок оказания услуги 45 дней, регистрация заявления занимает 20 минут. Если подавать лично, то потратите около 15 минут в очереди.

Нужно оплатить госпошлину. Ее размер составляет 7 500 руб. (п. 92 ст. 333.33 НК РФ).

Для оформления лицензии есть обязательные и необязательные документы.

Под каждым есть указание на статус документа, способ предоставления, количество экземпляров и описание.

Подготовьте в обязательном порядке:

  1. Дипломы о высшем или среднем специальном образовании. Также понадобятся копии талонов о прохождении государственного технического осмотра предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, подтверждающих их допуск к эксплуатации.
  2. Документы, которые подтверждают право на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
  3. Сведения о прохождение аттестации на право занимать должность. Потребуется копия документа о праве занимать должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения, должностным лицом соискателя лицензии, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения.
  4. Бумаги о праве собственности на транспортные средства, сведения об их государственной регистрации.
  5. Страховые полисы обязательного страхования гражданской ответственности.
  6. Документы, которые подтверждают квалификацию и стаж работы водителей соискателя лицензии.

Существует три основания для отказа в выдаче лицензии. Заявитель не сможет оформить разрешение на перевозку сотрудников к месту работы, если предоставит информацию, которая:

  • не отвечает признакам достоверности, искажает сведения в документах;
  • не соответствуют лицензионным требованиям по объектам, которые он использует.

Он также получит отказ, если обратиться в территориальный орган не по месту государственной регистрации.

Как обжаловать отказ в выдаче лицензии

Если заявитель не согласен с действиями административного органа, он вправе подать жалобу. Порядок обжалования можно найти на портале «Госуслуги».

Управление рассматривает такой документ, если:

  • нарушаются сроки предоставления услуги или регистрации запроса на услугу;
  • заявитель получил отказ в исправлении допущенных ошибок или опечаток;
  • отправитель заявления получил отказ в предоставлении услуги при приеме документов;
  • лицо получило требование о дополнительной плате или предоставлении дополнительных документов.

На сайте есть информация об электроном и юридическом адресе, куда можно направить жалобу. Таким органом является центральный аппарат Ространснадзора. Заявитель может записаться на прием, направить документ также через МФЦ. Электронный документ рассматривает исполнитель в течение 15 рабочих дней со дня регистрации в центральном аппарате Ространснадзора. Если причина в ошибке или опечатке, срок составляет 5 рабочих дней.

По итогам рассмотрения жалобы Ространснадзор принимает решение. Он удовлетворяет жалобу или отказывает. Если материалы жалобы содержат признаки административного правонарушения, то ведомство направляет документы в органы прокуратуры.

Если заниматься перевозкой сотрудников без лицензии на это, компании грозит ответственность

Контролируйте актуальность сведений в лицензии. Проблемы могут возникнуть, например, в результате реорганизации, смене адреса и других обстоятельствах.

Если нарушитель совершил деяние впервые и оно не повлекло последствий, суд может вынести предупреждение.

Так, административный орган привлек ИП к ответственность по статье 19.7 КоАП за непредоставление сведений. В лицензии отсутствовали сведения об адресе места жительства, который были в выписке ЕГРИП. ИП нарушил закон, суд вынес постановление о назначении наказания (решение Рубцовского городского суда Алтайского края № 12-197/2018 от 14.06.2018).

Нужны ли медосмотры водителей

Осмотры водителей при организации перевозки сотрудников понадобятся дважды: перед началом смены и после. Такие мероприятия нужны для профилактики и безопасности. Осмотр может выявить признаки плохого состояния или заболевания, с которыми нельзя садиться за руль. Особый риск представляют алкогольное или иное опьянение. В этом случае водителя нельзя допускать к работе.

Осмотр не требуется, если транспортное средство едет по вызову экстренных оперативных служб (п. 6 Порядка, утв. приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н). У компании может быть лицензия на такие услуги. Если ее нет, можно заключить договор с лицом, которое имеет разрешение (подп. 5 п. 20 приказа № 144). Убедитесь, что оно есть. В противном случае сложности могут возникнуть и у него, и у вашей компании.

Так, прокурор обратился в суд. Он потребовал ИП оформить лицензию на медицинскую деятельность. Причиной спора стали результаты проверки. Прокурор выяснил, что ответчик не исполняет требования законодательства в сфере перевозок пассажиров и багажа. ИП обладает лицензией на регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении. Он заключил договоры об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам. Также ИП заключил трудовой договор с медработником, у которого были:

  • сертификат о прохождении курсов по теме «Проведение предрейсовых (предсменных), послерейсовых (послесменных) и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств»;
  • диплом об окончании медицинского училища по специальности «медицинская сестра детских учреждений».

Отметки об осмотрах были в путевых листах. Прокурор выяснил, что медработник проводил осмотры водителей без лицензии на соответствующий вид деятельности. Договоров с третьими лицами на проведение указанных медицинских осмотров, у которых есть лицензия, ИП не предоставил.

Прокурор потребовал оформить документы в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу. Суд удовлетворил иск (решение Дивногорского городского суда Красноярского края в городе Дивногорске № 2-768/2017 от 26.10.2017).

Если компания нарушит требования, ей также грозит административная ответственность (ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ).

Например, суд привлек лицо к ответственности. На суде директор указал, что к моменту разбирательства нарушения он устранил. Он направил заявку в районную больницу с просьбой заключить договор на проведение предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров. Поскольку лицо совершило нарушение, суд привлек его к ответственности (постановление мирового судьи судебного участка № 43 Островского судебного района Костромской области № 5-489/2017 от 02.11.2017).

Также суд вправе запретить осуществлять деятельность, если лицо не оформило разрешение (решение Лесосибирского городского суда Красноярского края № 2-1045/2017 ~ М-546/2017 от 10.04.2017).