Правила хранения нефтепродуктов

Хранение нефтепродуктов на нефтебазах, складах или АЗС, должно выполняться в строгом соответствии с положениями ГОСТа 1510-84. В зависимости от типа продукции и внешних условий, могут быть различными и основные технологические требования. Согласно Госстандарту, допускается использование различных видов бочек, бункеров и бидонов. Кроме того, необходимо соблюдать правила транспортировки и налива сырья в резервуары.

Емкость для хранения дизельного топлива и различных нефтепродуктов вертикального типа для подземной установки

Основные условия хранения нефтепродуктов

Независимо от типа используемых резервуаров, для каждого в отдельности составляется технологическая карта. В ней обязательно указывается:

  • Номер цистерны, соответствующий плану.
  • Предельная вместимость контейнера в м3.
  • Наибольший допустимый уровень сырья в баке, в см.
  • Граничная разрешенная температура подогрева продукции в °С.

На емкости возле прибора изменения уровня, а также на крыше у замерного лючка, наносят показатели максимального наполнения, несмываемой краской

  • Виды и число дыхательных клапанов.
  • Количество клапанов предохранения.
  • Допустимая скорость заполнения и опустошения бака в м3/час.
  • Описание приборов подогрева.
  • Разрешенная предельная отметка наполнения с включенным подогревом.

Отличаются сроки хранения нефтепродуктов согласно типу сырья и климатических зон

Стальные емкости необходимо систематически очищать. Сроки и частота зависят от типа нефтепродуктов:

  • Светлые — минимум 1 раз в год.
  • Темные — не реже 1 раза в два года.
  • Масла — от 1 раза в год.

Порядок хранения нефтепродуктов предусматривает зачистку емкостей после их опустошения. Этот процесс обязателен и при длительном хранении сырья. Чтобы вещества не портились, внутри баков периодически нужно обновлять защитное покрытие, устойчивое к воздействию:

  • Масел.
  • Бензинов.
  • Испарений.

Резервуары из железобетона чистят по мере образования налета, различных отложений и загрязнений. Процедура должна проводиться не менее раза в три года.

Стальные цистерны для хранения нефтепродуктов могут быть как вертикальными, так и горизонтальными

Виды емкостей для хранения нефтепродуктов

Современные способы хранения нефтепродуктов позволяют обеспечить безопасность продукции, исключить потерю сырья и его качества. Подбор оптимального варианта осуществляется с учетом производственных объемов и оборота потребления. Есть множество категорий и классов емкостей. К основным отличиям можно отнести:

Материалы

Резервуары должны быть не восприимчивы к воспламенению и коррозийным процессам. Они создаются каркасными или мягкими и могут быть:

  • Железобетонными. Несмотря на надежность, такие бункеры имеют и ряд недостатков, среди которых сложная транспортировка.
  • Металлическими. Для создания конструкций используются сплавы с высокими качественными характеристиками.
  • Неметаллическими. Для емкостей разных типов применяют высокопрочный пластик и стеклопласт. Также к использованию допускается резинотканевая тара.

Существуют резервуары, оборудуемые в природных условиях. Для их создания используют естественные пустоты

Форму

Порядок хранения нефтепродуктов допускает использование конструкций, различной конфигурации. Существует несколько основных типов резервуаров:

  • Цилиндрические. Могут быть практически любой вместимости. Достаточно просты в обслуживании.
  • Сферические. Емкости круглого типа устанавливаются на специальные опорные приспособления.
  • Каплевидные. Выполняются из эластичных основ. Для них не требуется каркас. Оборудовать такую конструкцию можно практически в любом месте. Резервуары требуют особого внимания не только при создании, но и уходе.

Бункеры, цистерны и баки, в которых хранятся нефтепродукты, оснащаются соответствующим оборудованием, согласно проектной документации. В процессе их использования, необходимо следить за герметичностью тары, а также исправностью систем слива и налива

Основные отличия емкостей для хранения нефтепродуктов

Резервуары отличаются многими характеристиками. Среди основных факторов:

  • Установка. В зависимости от типа базы и особенностей использования, применяется наземный, полуподземный, подземный и подводный монтаж.
  • Вместительность. Резервуары выпускаются с разным объемом. Они могут вмещать как пару тонн, так и более ста тысяч.
  • Сборка. Разрабатываются модели, поставляемые на объекты в готовом виде, и те, что собирают непосредственно на месте установки.
  • Типоразмеры. Конвейерное производство позволяет сооружать конструкции всех форм и габаритов. Популярностью пользуются и индивидуальные решения.

Варианты расположения емкостей для хранения нефтепродуктов

Как минимизировать потери при хранении нефтепродуктов

Технология хранения нефтепродуктов предусматривает ряд действий, позволяющих предотвратить потери сырья от:

Протекания

Чтобы вещества в баках сохраняли свой объем, необходимо:

  • Избегать разгерметизации и повреждения емкостей.
  • Поддерживать бункерное оборудование в надлежащем, рабочем состоянии.
  • Осуществлять регулярный контроль плотного прилегания муфт и фланцевых стыковок, сальников и клапанов.
  • Устранять своевременно возможные пропуски нефтепродуктов.
  • Предотвращать перелив резервуаров.

Согласно положениям ГОСТ «Хранение нефтепродуктов», разные марки, помещают в отдельные емкости. Важно исключить проникновение пыли, природных осадков и грунтовых вод

Испарения

Чтобы температура хранения нефтепродуктов не превышала норму, во избежание чрезмерного нагрева емкостей и образования испарений, требуется:

  • Создать абсолютную герметичность крыши.
  • Обеспечить давление в резервуаре не выше указанного в проекте.
  • Покрывать поверхности светлыми красками, отражающими лучи.
  • Затенять зону с тарой деревьями, с широкой и высокой кроной.
  • Теплоизолировать цистерны, согласно утвержденной схеме.

Конструкции емкостей для хранения разнообразных нефтепродуктов могут быть выполнены в разных формах

Как организовать хранение нефтепродуктов на складе

Чтобы сырье в складских помещениях находилось без потери качества, необходимо создать соответствующие технические условия. Потребуется соблюдать правила хранения нефтепродуктов, среди обязательных пунктов:

  • Сухость и чистота используемых помещений.
  • Свободный доступ транспорта к таре.
  • Рациональное расположение стеллажей.
  • Погрузка и разгрузка специальной техникой.

Продукты нефти в баках или бидонах хранят на стеллажах или поддонах. Их можно размещать как в крытых складах, так и под навесом, или на оборудованной территории. Баки необходимо укрыть от попадания солнечных лучей, дождя и снега.

Устанавливают тару крышками вверх. Если они повреждены или отсутствуют, то принимать их на хранение категорически запрещено

Требования к хранению нефтепродуктов в капитальных складах предусматривают специальную оснастку:

  • Окон. Необходимо обеспечить защиту металлическими решетками. Если стекла располагаются с солнечной стороны, их покрывают белой краской.
  • Пола. Обязательно используют негорючее покрытие. Также стоит соорудить уклоны, по которым будет выполняться сток разлитого сырья в специальные приемники.

В помещениях обязательно должна функционировать система вентиляции. Внедряется двух или трехкратный обмен воздуха

Пожарная безопасность хранения нефтепродуктов

Опасность хранения нефтепродуктов обусловлена их физическими и химическими характеристиками. Сырье отличается высоким уровнем:

  • Пожароопасности. Нельзя допускать возникновение открытого огня и его распространения. Также стоит избегать создания благоприятных условий для возгорания. Необходимо исключить образование электроразрядов поблизости с зоной хранения. Опасность для нефти и газа представляют холодные искры достаточной мощности.

Техника безопасности при хранении нефтепродуктов является одним из наиболее важных факторов, соблюдаемых на крупных предприятиях и в частных домовладениях.

  • Взрывоопасности. Чтобы данное качество не стало причиной чрезвычайной ситуации, требуется использовать множество защитных систем и механизмов.

Дизель, бензин, керосин и прочие продукты нефти, чувствительны к сторонним примесям и веществам. При проникновении в резервуар каких-либо предметов, велика вероятность порчи сырья и существенным снижением качественных характеристик

Узнать все требования и особенности хранения разных нефтепродуктов, можно у специалистов топливной компании «АМОКС». Звоните, менеджеры ответят на все интересующие Вас вопросы!

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!

ЭКОЛОГИЯ •

Экологическая безопасность применения ГСМ на автотранспорте гражданского и специального назначения

В.Н. ЛОЖКИН, В.В. СМОРЫГО, Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России

Согласно современным экспертным оценкам факторов техногенного риска при эксплуатации гражданских и специальных автотранспортных средств , около 30% интегральной их опасности связано с химическим загрязнением окружающей среды отработавшими газами и топливными испарениями двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Причем — с явным негативным доминированием показателей качества горюче-смазочных материалов (ГСМ).

Улучшение эксплуатационных характеристик ДВС (в первую очередь повышение их экологической безопасности, коэффициента полезного действия и надежности) в современной автомобильной индустрии происходит по следующим основным направлениям :

• разработка новых и совершенствование существующих конструкций энергосиловых установок;

• применение современных технологий и конструкционных материалов при производстве автомобильных двигателей;

• улучшение качества ГСМ.

Что касается ГСМ, то характерной особенностью прогресса в данной области является систематический пересмотр национальных и международных стандартов, определяющих качество ГСМ, в сторону ужесточения экологических и эксплуатационных требований.

Инициирующим фактором данного процесса являются постоянно ужесточаемые в законодательном порядке нормы токсичности выхлопа, а также расхода моторного топлива и масел . Так, принятый в 1997 году 160 странами Ки-отский протокол (ратифицирован Государственной Думой РФ в 2004 г.) обязал промышленно развитые страны сократить к 2008-2012 годам выбросы газов, способствующих парниковому эффекту (в том числе окислов азота, метана, углекислого газа и др.), в среднем на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года.

Отмеченные обстоятельства сегодня в значительной мере определяют ос-

новные направления альтернативной энергетики (например, использование водорода в качестве топлива) и развития мировой нефтеперерабатывающей промышленности. Это прежде всего :

• коренная реконструкция и модернизация существующих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) со строительством установок обессеривания для уменьшения содержания серы в бензине и дизельном топливе до сверхнизких уровней. По данным Национальной ассоциации нефтехимических и нефтеперерабатывающих фирм (№ИА) в США, например, потребуется 8 млрд. долл. капвложений в НПЗ для повышения качества моторных топлив до уровня, соответствующего новым требованиям Американского Агентства по охране окружающей среды (ЕРА). Во Франции, по данным Объединения промышленных предприятий в области нефти (ОТ1Р), для удовлетворения новых требований по качеству нефтепродуктов к 2005 году потребуется 1 млрд. франков капвложений на каждый НПЗ страны. В Западной Европе общий объем необходимых капвложений оценивается в 20-25 млрд. долл. При этом, в связи с нехваткой средств на переоборудование, в Европе ожидается закрытие 15-20 НПЗ;

• резкое, многократное (в ряде случаев до 4 раз) увеличение мощностей по гидроочистке дистиллатов на НПЗ, разработка прогрессивных способов очистки. В Калифорнии (США) уже внедрены новые процессы очистки, позволившие начать производство бензинов и дизельных топлив нового поколения;

• общий рост доли деструктивных процессов глубокого превращения (крекинга) нефтепродуктов. Эта доля в странах Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона достигла 21% от объема первичной перегонки, в Южной Америке — 24%, а в странах Северной Америки приближается к 50%. В России и странах СНГ эта доля остается на значительно более низком уровне (9%);

• разработка и расширение применения специальных процессов деаро-матизации бензинов с целью снижения содержания ароматических углеводородов в них, особенно — бензола, путем его гидрирования и насыщения;

• создание комбинированных установок, в каждой из которых сочетается проведение двух и более технологических процессов;

• расширение строительства в составе НПЗ целевых производств водорода из углеводородного сырья с целью удовлетворения растущих потребностей новых процессов глубокой и сверхглубокой гидроочистки, а также гидрокрекинга;

• разработка путей замены МТБЭ в качестве высокооктанового компонента на этанол, метанол, бензин-алкилат, изомеризат или другие добавки;

• разработка процессов переработки так называемой «синтетической нефти» (сланцевой смолы, битуминозной нефти, продуктов сжижения угля и т. п.), которые по своим свойствам близки к остаткам перегонки обычной нефти;

• расширение производства нового поколения смазочных масел с использованием процессов каталитической депарафинизации и изомеризации, в результате которых из масляных фракций удаляются ароматические и полициклические соединения с образованием изопарафинов;

• общее технологическое совершенствование процессов и конструктивно-техническое развитие оборудования с целью снижения энергозатрат, минимизации потерь продукции, повыше-

• ЭКОЛОГИЯ

ния надежности и безопасности процессов, замена периодических процессов непрерывными технологиями.

В России основные экологические требования к качеству моторных топ-лив определены специальным техническим регламентом «О требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ колесных транспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации», принятым 6 октября 2005 года Правительством РФ (Приложение 2 данного нормативного документа) .

Управление экологически значимыми характеристиками видов топлива в России осуществляется на основе использования следующих инструментов государственной политики:

• установление в стандартах ограничений на экологически значимые показатели качества моторных топлив;

• сертификация моторных топлив;

• лицензирование деятельности нефтебаз и автозаправочных станций (АЗС);

• контроль над соблюдением лицензионных требований владельцами нефтебаз и АЗС.

Детализированный анализ состояния данной проблемы приводится в работах . Постановлением Госстандарта от 06.03.96 г. за № 3 «…с целью организации и координации работ по созданию и испытаниям ГСМ, а также принятия обоснованных решений о возможности их производства и применения в технике для гражданских нужд и обороны страны…» была образована Межведомственная комиссия по допуску к производству и применению нефтепродуктов при Госстандарте России (МВК).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для повышения правового статуса работ были подготовлены и зарегистрированы в Минюсте 22 марта 2001 года за № 2626 «Правила организации проведения приемочных испытаний ГСМ для различных видов техники» с изменениями № 1 и 2, также зарегистрированными в Минюсте России соответственно 18.07.2002 г. за № 3594 и 06.02.2004 г. за № 5532. В соответствии с Правилами на МВК возложены задачи обеспечения:

• защиты потребителя от некачественной продукции,

• безопасности жизни и здоровья граждан,

• охраны окружающей среды,

• повышения надежности гражданской и военной техники при ее эксплуатации.

Следует отметить, что в целом сложившаяся к настоящему времени в РФ практика в отношении сертификации, лицензирования и контроля качества

моторных топлив по экологическим критериям, в отличие от зарубежной, допускает проникновение на потребительский рынок как просто недоброкачественных топлив (не соответствующих отечественным стандартам и ТУ ), так и «новых» (прошедших сертификацию) видов топлива с, мягко говоря, сомнительными экологическими свойствами. Первое связано с недостатками контроля качества моторного топлива. Второе, прежде всего — с определенной «свободой конъюнктуры» (в частности, «вольностями», допускаемыми в рекламных сведениях разработчиками, производителями или поставщиками нефтепродуктов), недостаточной экологической квалификацией инспектирующих служб и тем, что, например, в Санкт-Петербурге (по данным АНО «Центр сертификации топливно-энергетических ресурсов») в настоящее время нет ни одной лаборатории, которая могла бы оценить качество топлива в строгом соответствии с вышеупомянутыми действующими природоохранными стандартами на испытания двигателей и автомобилей .

В то же время, на проведение испытаний в Москве или за рубежом в полном объеме требований у разработчиков, производителей или поставщиков моторного топлива не хватает финансовых средств, а сложившаяся на отечественном рынке практика реализации нефтепродуктов позволяет и вовсе этого не делать. К примеру, в России по настоящее время отсутствует производство на НПЗ эталонных видов топлива для экологической сертификации АТС .

В последние годы в РФ, по аналогии с отработанными в развитых странах механизмами взаимодействия прави-

тельств с общественными (неправительственными) организациями (например, АР1 — в США, DGMK — в Германии, наконец — Всемирная топливная хартия, заинтересованные в обеспечении потребительских свойств топлива, масел, смазок и специальных жидкостей), под патронатом МВК стали появляться независимые сообщества производителей и потребителей нефтепродуктов.

Так, российскому автомобильному сообществу (в лице Ассоциации автомобильных инженеров — ААИ ) наличие собственных современных методов испытаний ГСМ позволило зарегистрировать Систему добровольной сертификации автомобильных ГСМ («Система ААИ-ГСМ») в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (№ РОСС П11.К136.04АЖ00).

Система распространяет действие на широкий перечень ГСМ. В том числе на бензин, дизельное и моторное топливо, моторные, гидравлические и трансмиссионные масла, пластичные смазки, присадки к топливу и к смазочным материалам. За основу создания нормативной базы Системы взяты стандарты ААИ (СТО ААИ 007-98 и СТО ААИ 00398), технические требования автомобильных заводов (технические требования ОАО «АвтоВАЗ» — ТТМ 1.97.071498; ТМ 1.97.0727-99) и другие отраслевые документы (руководящие документы ОАО «Автодизель» — РД 37.319.034-97; РД 37.319.035-97; РД 37.319.036-97 и РД 37.319.037-97).

Уже сегодня «АвтоВАЗ» предписывает применять ГСМ, отвечающие требованиям «Системы ААИ-ГСМ» (табл. 1). Более того, производители нефтепродуктов, со своей стороны, активно вводят

Таблица 1

Наименование Класс вязкости Эксплуатационные свойства по:

марки масел по SAE СТО ААИ 003-98 API

Дизель-1 5 W-30 ДЗ/Б4 CF-4/SJ

Дизель-2 5W-40 ДЗ/Б4 CF-4/SJ

Дизель-3 10W-30 ДЗ/Б4 CF-4/SJ

Дизель-4 10W-40 ДЗ/Б4 CF-4/SJ

Дизель-5 15W-40 ДЗ/Б4 CF-4/SJ

Дизель-6 20 W-50 ДЗ/Б4 CF-4/SJ

Таблица 2. Автомобильный бензин, одобренный для эксплуатации

Место заправки Наименование Наименование ГОСТ, ТУ Применение

Топливный бак Премиум-95 ГОСТ Р 51 105 Класс испаряемости в летний или зимний период года в зависимости от климатического района применения

Премиум Евро-95 ГОСТ Р 51 866

требования Системы в ТУ на выпускаемые ими ГСМ (табл. 2,3).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование работ по реализации нефти, газа и продуктов их переработки осуществляет Минэнерго России, а в регионах — соответствующие департаменты.

Анализ организационно-технического состояния современных региональных инфраструктур обеспечения автотранспорта ГСМ и основных нормативно-правовых документов, регулирующих данный процесс, указывает на определенное несовершенство подходов по дости-

жению целей, стоящих перед этими формированиями в связи с перспективой введения новых (по сути, европейских) требований к экологическим параметрам горючего по «Техническому регламенту..»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, АЗС, в самом «благоприятном» случае, может явиться пятым этапом «жизненного цикла» моторного топлива , на каждом из которых, объективно, может измениться качество топлива. Тогда как формальные документы, подтверждающие его качество — паспорт качества смешиваемых и реализуемых нефтепродуктов (по РД 112-РСФСР-040-91) и сертификат соответствия качества на нефтепродукты (Постановление Правительства РФ от 05.2001 г. № 266) —

— ЭКОЛОГИЯ —

выдаются на первом этапе упомянутого цикла: при отгрузке моторного топлива с предприятия-изготовителя (НПЗ).

На основе выполненного анализа можно сделать выводы о том, что:

• неудовлетворительное качество ГСМ на потребительском рынке РФ пока еще является следствием целого комплекса нерешенных организационно-технических вопросов;

• внедрение «Технического регламента…» в части требований к качеству ГСМ должно способствовать решению данной актуальной проблемы и благоприятно сказаться на безопасности эксплуатации АТС гражданского и специального назначения.

Таблица 3. Моторные масла (группа «Супер»), одобренные для эксплуатации

Марки масел

Класс по SAE

Группа по:

ААИ

Изготовитель

Номер стандарта

АНГРОЛ-СУПЕР ЛАДА СУПЕР

ЛУКОЙЛ-СУПЕР

ЛУКОЙЛ-ЭКСТРА

ЛУКОЙЛ-СУПЕР

ЛУКОЙЛ-СУПЕР

5 W-30, 5 W-40, 10 W-40

5 W-40, 10 W-40, 15 W-40 10W-30, 5W-40, 10 W-40, 15 W-40 5 W-30 5 W-40

10W-30, 10W-40

ДЗ/Б4 CF-4/SG ОАО АНГАРСКАЯ нефтехимическая компания

Б4/Д2 SG/CD ООО ВТМ (г. Тольятти)

ДЗ/Б4 CF-4/SG ООО Лукойл-ВОЛГОГРАДнефтепереработка

Б4/ДЗ SL/CF ООО Лукойл-ВОЛГОГРАДнефтепереработка

Б4/Д2 SG/CD ОАО Лукойл-НИЖЕГОРОДнефтеоргсинтез

Б4/Д2 SG/CD ОАО Лукойл-ПЕРМЬнефтеоргсинтез

ТУ 0253-283-05742746-95 ТУ 0253-001 -480951 74-98

ТУ 0253-01 8-001 48599-01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТУ 0253-031-001 48599-02 ТУ 36 601 -0746-00 ТУ 0253-075-001 48636-99

5 W-30, 5 W-40,

ЛЮКС 10 W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40 Б4/Д2 SG/CD ОАО ОМСКИЙ НПЗ ТУ 38 301-19-113-98

СЛАВНЕФТЬ СУПЕР 5 W-30, 5 W-40 Б4/Д2 SG/CD ОАО СЛАВНЕФТЬ ТУ 38 301 -25-37-97

5 W-30, 5 W-40,

СЛАВНЕФТЬ ЛЮКС 10 W-30, 10W-40, 15W-40, 20W-40 Б4/ДЗ SH/CF ОАО ЯРОСЛАВнефтеоргсинтез ТУ 0253-01 0-1 791 5330-99

ТНК СУПЕР ОЙЛ 5 W-40, 1 0 W-40, 1 5 W-40 Б4/Д2 SG/CD ТНК ОАО РЯЗАНСКИЙ НПЗ ТУ 38 301-41-171-01

CONSOL СПРИНТ 5 W-40, 10 W-40, 15 W-40 Б4/Д2 SG/CD ООО ВИАЛ ОЙЛ (г. Москва) ТУ 0253-01 1-1 728061 8-00

ESSO ULTRA 10 W-40 Б4/ДЗ SJ/CF ESSO AG (Германия) сертификация ф. ESSO

ESSO UNIFLO 10 W-40, 15 W-40 Б4/ДЗ SJ/CF ESSO AG (Германия) сертификация ф. ESSO

HAVOLINE PREMIUM 15 W-40, 20 W-50 Б4/ДЗ SJ/CF TEXACO (Великобритания) сертификация ф. Texaco

HAVOLINE EXTRA 10 W-40 Б4/ДЗ SJ/CF TEXACO (Великобритания) сертификация ф. Texaco

SHELL HELIX PLUS 10 W-40 Б4/ДЗ SJ/CF SHELL (Германия) сертификация ф. SHELL

Литература

2. Ложкин В.Н., Сморыго В.В. Повышение надежности эксплуатации дизельных автомобилей специального назначения путем идентификации неисправностей двигателя и топливной аппаратуры по составу ОГ // Инф. бюлл. «Вопросы охраны атмосферы от загрязнения», НПК «Атмосфера» при ГГО им. А.И. Воейкова. — 2005. — № 2 (32)/ — С. 50-67.

5. Ложкин В.Н. Новые тенденции улучшения моторных топлив с присадками в России // Труды II Всероссийского научно-технического семинара с международным участием, 7-9 апреля 2004 г. — СПб, 2004. — С. 24-25.

6. Ложкин В.Н. Загрязнение атмосферы автомобильным транспортом. / Экологическая безопасность моторных топлив: контроль качества при испытаниях и реализации. Справочно-методическое пособие. Издание 3-е, дополненное. СПб: НПК «Атмосфера» при ГГО им. А. И. Воейкова, 2005. — 295 с.

7. Мохнаткин Э.М. Современный уровень качества ГСМ через возрождение региональной испытательной базы // Сборник трудов III Международной научно-практической конференции «Новые топлива с присадками». — СПб: Академия прикладных исследований, 2004. — С. 67-69.

8. Волков В.Ф. Современный автозаправочный комплекс: принцип построения, нормативная база, функционирование розничных сетей сбыта нефтепродуктов, опыт и перспективы // Сб. материалов форума «Топливно-энергетический комплекс России: региональные проблемы». СПб, 2002. — С. 179-183.

Для обеспечения нормального функционирования многим предприятиям необходимо иметь запас разных видов топлива и других нефтепродуктов. АЗС, котельные, электростанции, организации со своим автопарком и многие другие предприятия создают такие запасы, используя топливные емкости из различных материалов и различных видов.

Хранение дизельного топлива на предприятии регламентируется четко определенными нормами и правилами (ГОСТ 1510-84 и другие нормативные документы). Основные требования — это:

  • наличие специализированных герметичных емкостей;
  • обеспечение доступа к ним (в т.ч. и автотранспорта для заправки емкости и аварийной откачки топлива);
  • наличие противопожарного оборудования.

Для хранения ГСМ подходят как закрытые складские помещения, так и оборудованные места на открытом воздухе. Емкость под дизтопливо устанавливается на заранее подготовленное основание таким образом, чтобы к ней был обеспечен свободный подъезд автотранспорта. Правила требуют также наличия оборудованного щита противопожарной безопасности с необходимым набором инструментов и средств.

Место установки емкостей должно быть огорожено стенкой с земляным противопожарным валом так, чтобы подход и подъезд к емкости не был затруднен.

Емкости из полиэтилена

Этот вид резервуаров для ДТ появился сравнительно недавно, в конце 90-х годов прошлого века. В сравнении с давно применяемыми металлическими баками их можно назвать новым видом изделий.

Пластиковые емкости для топлива все чаще применяются вместо дорогостоящих и требующих специального обслуживания металлических. Емкости различного объема и формы изготавливаются из материала, не накапливающего статического электричества, что полностью соответствует требованиям противопожарной безопасности.

Пластиковая емкость для хранения дизельного топлива отвечает всем требованиям, предъявляемым к ней нормативными документами:

  • герметичность;
  • предотвращение испарения топлива;
  • предотвращение контакта хранимого топлива с другими веществами;
  • предотвращение попадания в топливо воды;
  • наличие дыхательных клапанов (для емкостей больших объемов).

Их преимущества очевидны. Ввиду невысокой цены и отсутствия необходимости в периодической антикоррозийной обработке, хранение топлива на предприятии требует намного меньших финансовых затрат, нежели в случае использования металлических резервуаров. Небольшой вес способствует сокращению транспортных и строительных расходов, а большой срок службы делает емкости из пластика наиболее оптимальным вариантом для предприятий самых разных отраслей.

Для обеспечения бесперебойной работы многим организациям требуется создание запасов ГСМ. Запасают топливо многие потребители, использующие его для отопления. Поэтому порядок хранения ГСМ интересует всех потребителей этих материалов. Поскольку ГСМ при испарении образуют взрывоопасные смеси с воздухом, этот порядок регламентируется государством.

Хранение ГСМ производится на специализированных предприятиях (базах), промышленных предприятиях, АЗС, стройплощадках и прочих организациях. Все организации, хранящие ГСМ, обязаны иметь изолированные помещения для хранения топлива.

Складские помещения, осуществляющие хранение ГСМ, не требуют особого оборудования. При плюсовой температуре большая часть горюче-смазочных материалов может храниться под навесом на специальных площадках. Складирование ГСМ на открытых площадках практикуется обычно для кратковременного хранения.

Первейшие требования к хранению ГСМ – наличие специальных емкостей, соответствующих ГОСТу, обеспечение свободного доступа к ним и присутствие противопожарного оборудования при хранении.

Возможно Вас также заинтересует следующее:

Свяжитесь с нами по телефону, и мы с радостью ответим на все интересующие вопросы.

Емкости для хранения ГСМ

Емкости для хранения ГСМ чаще всего имеют форму цилиндра в различных вариантах. Встречаются емкости горизонтального типа и вертикальные. По типу установки они подразделяются на подземные и наземные. По способу изготовления бывают одностенные, двустенные и трехстенные емкости, а также многосекционные и односекционные.

Для заполнения емкостей и забора из них топлива резервуары оборудуются патрубками или кранами, датчиками уровня и другой сертифицированной аппаратурой. Емкости могут заполняться топливом только организациями, у которых есть лицензия на хранение ГСМ. Стоит отметить, что оная лицензия выдается лишь тем организациям, которые обеспечили надлежащие условия хранения и гарантируют безопасность.

Услуги хранения ГСМ

Организации, по каким-то причинам не имеющие возможности хранить горюче-смазочные материалы, могут обратиться к предприятиям, оказывающим услуги хранения ГСМ. Такие услуги обычно оказывает база хранения ГСМ, располагающая необходимым оборудованием.

Между организациями заключается договор хранения ГСМ. В договоре обязательно прописываются условия соглашения между договаривающимися сторонами и цена хранения ГСМ.

Хранение ГСМ на предприятии

В том случае, если складирование топлива на предприятии вызвано производственной необходимостью, предприятие получает разрешительные документы. Для хранения оборудуется отдельное помещение, соответствующее всем требованиям пожарного надзора.

Правила хранения ГСМ на предприятии предусматривают организацию свободного доступа к хранящимся емкостям и наличие подъемных механизмов для обслуживания цистерн.

Для перелива топлива в мелкую тару из больших резервуаров обязательно оборудуется специальная площадка, свободная от пыли.

Кроме того, предприятия должны соблюдать нормы хранения ГСМ, в которых указывается допустимое количество складируемых материалов. В помещении склада обязательно вывешивается список материалов, разрешенных для хранения, с указанием их максимального количества.

Хранение ГСМ на складе

Сильное влияние на качество топлива оказывают условия, при которых происходит хранение ГСМ на складе. Больше всего на качество хранимой продукции влияет температура в помещении склада, она не должна в летнее время сильно повышаться.

Также важно следить за влажностью помещения, поскольку с повышением влажности возможна коррозия металлической тары. Правила хранения ГСМ на складах требуют обязательного согласования всех условий с инспектором пожарной охраны.

Хранение ГСМ на стройке

Хранение ГСМ на строительной площадке производится на специальных складах, расположенных в отдельных помещениях, располагающих изолированным выходом. За некоторым исключением, большинство материалов могут храниться какое-то время на открытых площадках. Для предотвращения коррозии тары, площадки должны быть оборудованы навесами.

Хранение ГСМ в бочках требует применения специальных поддонов, так как оставлять бочки на земле запрещается, они могут проржаветь. Оборудование таких площадок также должно подчиняться требованиям пожарной безопасности.