Правила оформления сопроводительных накладных на нефтепродукты

Сноска. Утратил силу приказом Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 26.12.2019 № 1424 (вводится в действие с 01.04.2020).

В соответствии с подпунктом 6) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 20 июля 2011 года «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила оформления, получения, выдачи, учета, хранения и представления сопроводительных накладных.

2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Ергожин Д.Е.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет»;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.

3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

Министр

Б. Султанов

Утверждены
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 27 февраля 2015 года № 138

Правилаоформления, получения, выдачи, учета, хранения ипредставления сопроводительных накладных1. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с подпунктом 6) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 20 июля 2011 года «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» и устанавливают порядок оформления, получения, выдачи, учета, хранения и представления сопроводительных накладных на нефтепродукты (далее – СНН) при реализации и (или) отгрузке нефтепродуктов производителями нефтепродуктов, поставщиками нефти, лицами, осуществляющими реализацию и (или) отгрузку нефтепродуктов с баз нефтепродуктов и (или) операции по внутреннему перемещению нефтепродуктов (далее – Поставщики), а также лицами, получающими нефтепродукты (в том числе при транспортировке импортируемых нефтепродуктов до первого пункта назначения на территории Республики Казахстан) или при возврате нефтепродуктов Поставщику (далее – Получатели).

Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра финансов РК от 29.01.2016 № 40 (вводится в действие с 01.07.2016).

2. При проведении каждой операции по реализации и (или) отгрузке, а также при осуществлении операций по транспортировке нефтепродуктов железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным и воздушным транспортом в обязательном порядке оформляют СНН по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам, за исключением внутреннего перемещения нефтепродуктов на землях сельскохозяйственного назначения.

При экспорте нефтепродуктов с территории Республики Казахстан СНН не подлежат подтверждению Получателем в порядке, указанном в пункте 9 настоящих Правил.

Сноска. Пункт 2 в редакции приказа Министра финансов РК от 29.01.2016 № 40 (вводится в действие с 01.07.2016).

2. Порядок оформления, получения, выдачи,учета, хранения и представления СНН

3. СНН оформляются в электронном виде посредством Интернет-ресурса (web-приложения) «Кабинет налогоплательщика» (далее – Программа) на государственном и (или) русском языках.

Программа размещается на Интернет-ресурсе (web-портале) государственного органа, осуществляющего реализационные и контрольные функции в области оборота нефтепродуктов (далее – уполномоченный орган).

4. В СНН указываются следующие данные:

1) номер СНН (присваивается автоматически Программой);

2) дата и время оформления (проставляется автоматически Программой);

3) код операции (выбирается из справочника Программы);

4) индивидуальный идентификационный номер (далее – ИИН), бизнес-идентификационный номер (далее – БИН) Поставщика. При транспортировке импортируемых нефтепродуктов до первого пункта назначения на территории Республики Казахстан не заполняется;

5) наименование Поставщика нефтепродукта, его юридический адрес и код органа государственных доходов по месту нахождения (жительства) (присваивается автоматически Программой при вводе ИИН/БИН поставщика), адрес отгрузки (выбирается из отображаемого списка Программы (при наличии) в соответствии с указанным кодом операции). При транспортировке импортируемых нефтепродуктов до первого пункта назначения на территории Республики Казахстан наименование Поставщика нефтепродукта, его юридический адрес заполняются вручную Получателем, код органа государственных доходов по месту нахождения (жительства) не заполняется.

Если Поставщик не состоит на регистрационном учете в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, то указывается фактический адрес отгрузки (реализации) нефтепродуктов (адрес нефтебазы (резервуара), заполняется вручную);

6) код органа государственных доходов адреса отгрузки, в котором Поставщик состоит на регистрационном учете в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности (выбирается из отображаемого списка Программы). При транспортировке импортируемых нефтепродуктов до первого пункта назначения на территории Республики Казахстан не заполняется.

Если Поставщик не состоит на регистрационном учете в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, то указывается код органа государственных доходов по адресу отгрузки (реализации) нефтепродуктов (выбирается из отображаемого списка Программы);

7) тип Поставщика (выбирается из отображаемого списка Программы);

8) ИИН/БИН Получателя (вводится Поставщиком). При транспортировке импортируемых нефтепродуктов до первого пункта назначения на территории Республики Казахстан вводится Получателем;

9) наименование Получателя нефтепродукта, его юридический адрес (присваивается автоматически Программой при вводе ИИН/БИН получателя), адрес места поставки (выбирается из отображаемого списка Программы (при наличии) в соответствии с указанным кодом операции).

Если Получатель нефтепродуктов не состоит на регистрационном учете в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, то указывается фактический адрес поставки (получения) нефтепродуктов (адрес нефтебазы (резервуара), заполняется вручную);

10) код органа государственных доходов по адресу поставки Получателя, в котором Получатель состоит на регистрационном учете в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности (выбирается из отображаемого списка Программы).

Если Получатель нефтепродуктов не состоит на регистрационном учете в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности, то указывается код органа государственных доходов по адресу фактической поставки (месту получения) нефтепродуктов (выбирается из отображаемого списка Программы);

11) номер договора или приложения к договору;

12) дата договора;

13) вид транспорта (выбирается из отображаемого списка Программы);

14) в сведениях о перевозчике (грузоотправитель) (при наличии) указываются данные о физическом (фамилия, имя, отчество (при его наличии), ИИН) или юридическом лице (наименование, БИН), осуществляющем перевозку и (или) перемещение нефтепродуктов (вводятся Поставщиком). При транспортировке импортируемых нефтепродуктов до первого пункта назначения на территории Республики Казахстан вводятся Получателем;

15) в сведениях о транспортном средстве указывается (вводятся Поставщиком, при транспортировке импортируемых нефтепродуктов до первого пункта назначения на территории Республики Казахстан вводятся Получателем):

при перевозке автомобильным транспортом – марка, государственный регистрационный номерной знак транспортного средства;

при перевозке железнодорожным транспортом – номер (а) вагона (ов);

при перевозке воздушным транспортом – название судна и регистрационный номер борта;

при перевозке морским или внутренним водным транспортом – название судна, регистрационный номер по морскому регистру судоходства;

при перемещении через трубопровод – название трубопровода;

16) в сведениях об экспедиторе (при наличии) указывается фамилия, имя, отчество (при его наличии) экспедитора, водителя;

17) общее количество реализуемого (отгружаемого) нефтепродукта (указывается в тоннах);

18) общая стоимость реализуемого (отгружаемого) нефтепродукта (указывается в тенге);

19) порядковый номер строки;

20) вид (при наличии), наименование, марка нефтепродукта;

21) персональный идентификационный номер-код (далее – ПИН-код) (выбирается из справочника ПИН-кодов Программы);

22) количество продукции в емкости (в тоннах) (необязателен для заполнения при перемещении нефтепродукта по трубопроводу);

23) количество емкостей (в штуках) (необязателен для заполнения при перемещении нефтепродукта по трубопроводу);

24) итоговое количество нефтепродукта (в тоннах);

25) цена продукции за тонну (в тенге) (необязателен для заполнения при передаче (отгрузке) нефтепродуктов производителем нефтепродуктов поставщику нефти или при внутреннем перемещении между структурными подразделениями юридического лица, а также между объектами налогообложения и (или) объектами, связанными с налогообложением);

26) общая стоимость продукции (указывается в тенге);

27) номер СНН, выписанный Поставщиком, при транспортировке импортируемых нефтепродуктов до первого пункта назначения на территории Республики Казахстан выписанный Получателем, (заполняется в случае возврата нефтепродукта, аннулирования или отклонения СНН);

28) общее количество строк в таблице;

29) фамилия, имя, отчество (при его наличии) руководителя.

Сноска. Пункт 4 в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 02.10.2019 № 1078 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

5. СНН после отправки на сервер уполномоченного органа распечатываются Поставщиком в двух экземплярах (при транспортировке импортируемых нефтепродуктов до первого пункта назначения на территории Республики Казахстан – распечатываются Получателем в одном экземпляре) на бумажном носителе и заверяются подписью индивидуального предпринимателя или подписью руководителя (либо иного уполномоченного лица) юридического лица.

Сноска. Пункт 5 в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 02.10.2019 № 1078 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

6. Один экземпляр СНН на бумажном носителе, подписанный с указанием Ф.И.О. (при его наличии), сведений документа, удостоверяющего личность перевозчика (грузоотправителя, представителя Получателя), остается у Поставщика (за исключением транспортировки импортируемых нефтепродуктов до первого пункта назначения на территории Республики Казахстан).

Сноска. Пункт 6 в редакции приказа Министра финансов РК от 29.01.2016 № 40 (вводится в действие с 01.07.2016).

7. Второй экземпляр СНН передается перевозчику (грузоотправителю, представителю Получателя) для транспортировки нефтепродукта до места назначения (за исключением транспортировки импортируемых нефтепродуктов до первого пункта назначения на территории Республики Казахстан).

Сноска. Пункт 7 в редакции приказа Министра финансов РК от 29.01.2016 № 40 (вводится в действие с 01.07.2016).

8. После доставки нефтепродукта до места назначения Получатель нефтепродукта получает второй экземпляр СНН от перевозчика (за исключением транспортировки импортируемых нефтепродуктов до первого пункта назначения на территории Республики Казахстан).

Сноска. Пункт 8 в редакции приказа Министра финансов РК от 29.01.2016 № 40 (вводится в действие с 01.07.2016).

9. СНН представляются Получателями в уполномоченный орган в электронном виде путем подтверждения получения СНН и нефтепродуктов или отклоняются в Программе в течение двадцати пяти календарных дней после даты оформления СНН.

Подтверждение СНН в Программе осуществляется после получения нефтепродуктов Получателем и при отсутствии расхождений с данными, отраженными в СНН.

При экспорте нефтепродуктов и реализации конечному потребителю подтверждение Получателем в Программе не требуется.

Сноска. Пункт 9 в редакции приказа Министра финансов РК от 29.01.2016 № 40 (вводится в действие с 01.07.2016).

10. В случае нарушения сроков отклонения, подтверждения или не подтверждения получения СНН в Программе в автоматическом режиме формируется извещение согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

11. СНН, оформленные с указанием неполных и (или) недостоверных данных, установленных пунктом 4 настоящих Правил, подлежат аннулированию Поставщиком в течение двух рабочих дней после даты оформления таких СНН.

12. В случае аннулирования СНН выписывается новая СНН (при необходимости), которая направляется Получателю. Дата и время оформления новой СНН проставляется автоматически Программой. Новая СНН оформляется в день аннулирования первоначальной СНН.

Сноска. Пункт 12 в редакции приказа Министра финансов РК от 29.01.2016 № 40 (вводится в действие с 01.07.2016).

13. Учет СНН ведется в журнале регистрации СНН Программы автоматически по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

СНН попадают в журнал регистрации СНН после оформления СНН и хранятся на сервере уполномоченного органа.

14. Подписанные СНН на бумажном носителе у Поставщиков и Получателей подшиваются в реестры по дате оформления СНН и хранятся в течение пяти лет.

Не допускается утеря и порча оригиналов СНН Поставщиками и Получателями.

Сноска. Пункт 14 в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 02.10.2019 № 1078 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

15. При реорганизации Поставщика (Получателя) – юридического лица обязательство по хранению СНН за реорганизованное лицо возлагается на его правопреемника (правопреемников).

Приложение 1
к Правилам оформления,
получения, выдачи, учета,
хранения и представления
сопроводительных накладных
Форма

Сопроводительная накладная

Сноска. Приложение 1 в редакции приказа Первого заместителя Премьер-Министра РК – Министра финансов РК от 02.10.2019 № 1078 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Приложение 2
к Правилам оформления, получения,
выдачи, учета, хранения и представления
сопроводительных накладных

Форма

Приложение 3
к Правилам оформления, получения,
выдачи, учета, хранения и представления
сопроводительных накладных

Форма

Строительные материалы, конструкции, оборудование, топливо, специальные инструменты и прочие активы, без которых невозможно осуществление строительного производства, как правило, завозятся на строительные объекты и строительные площадки автомобильным транспортом.

Автотранспортные организации, специализирующиеся на перевозках грузов, а также другие организации, осуществляющие деятельность в различных отраслях экономики, в том числе и строительные организации, использующие автотранспортные средства, работу автомобилей должны оформлять документально.

Для перевозки строительных материалов используются грузовые автомобили и специализированные транспортные средства на автомобильном ходу. В данной статье мы рассмотрим, какими документами оформляется работа таких транспортных средств, а также расскажем о товарно-транспортной накладной, которая предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Начнем с того, что все организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, обязаны выполнять требования Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Основой ведения бухгалтерского учета является документальное подтверждение любой хозяйственной операции, проводимой организацией в ходе осуществления своей деятельности. Оправдательные документы, на основании которых операции отражаются в учете, носят название первичных учетных документов. Первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если же альбомы не содержат форм для оформления каких-либо хозяйственных операций, организации могут использовать самостоятельно разработанные формы, соблюдая обязательные реквизиты, перечень которых содержит ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее — Постановление N 78) утверждены формы документов по учету работ в автомобильном транспорте.

Для документального оформления перевозки строительных материалов могут использоваться следующие формы документов:

  • Путевой лист специального автомобиля (форма N 3 спец.);
  • Путевой лист грузового автомобиля (форма N 4-С);
  • Путевой лист грузового автомобиля (форма N 4-П);
  • Журнал учета движения путевых листов (форма N 8).

Прежде чем кратко рассказать о каждой из перечисленных выше унифицированных форм, напомним, что Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав) регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом. Согласно ст. 2 Устава путевой лист является документом, служащим для учета и контроля работы транспортного средства, а также водителя.

Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее — Приказ N 152) утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, которые должны применять юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие, в частности, грузовые автомобили (п. 2 Приказа N 152).

Отдельные моменты заполнения путевых листов

Путевой лист, согласно п. 10 Приказа N 152, оформляется на один день или на срок, не превышающий один месяц. До введения в действие Приказа N 152 возникало немало споров по поводу того, с какой периодичностью следует составлять путевые листы. Теперь же основания для возникновения подобных споров исчерпаны, поскольку путевку разрешено составлять на срок, не превышающий один месяц.

Если в течение срока действия путевого листа автомобиль используется посменно несколькими водителями, то п. 11 Приказа N 152 допускает оформление на один автомобиль нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя.

Каждая из форм путевых листов содержит раздел «Движение горючего». Заполнение этого раздела производится в полном объеме по всем реквизитам, исходя из фактических затрат и показателей приборов, на что обращено внимание в Письме Росстата от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257 «О путевых листах». Соответственно, и расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ) списываются по кассовым чекам, талонам или другим документам на основании путевых листов, подтверждающих обоснованность пробега. Нормируемый расход горюче-смазочных материалов определяется в соответствии с Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

Следует также напомнить читателям о том, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения в каждой организации независимо от формы собственности, имеющей и использующей автотранспорт, должен проводиться предрейсовый медицинский осмотр водителей. Предрейсовые медосмотры проводятся как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения перед началом рабочей смены водителей. Водители должны являться на предрейсовый медосмотр с путевым листом. Если водитель допущен к рейсу, в путевом листе ставится штамп «Прошел рейсовый медицинский осмотр». В штампе должны быть указаны дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование. Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей приведен в Письме Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32.

Путевой лист специального автомобиля (форма N 3 спец.)

Форма рассчитана на выполнение задания у двух заказчиков. К специальным автомобилям относятся автомобили, предназначенные для выполнения специальных функций и оснащенные специальным оборудованием для выполнения этих функций (автокраны, автобетоносмесители, автомобили с компрессорными установками и так далее).

Путевой лист выписывается в одном экземпляре диспетчером или иным уполномоченным на это лицом и выдается водителю под расписку при условии сдачи предыдущего полученного им путевого листа.

Раздел «Результат работы автомобиля» заполняют лица, ответственные за эту работу. Раздел «Особые отметки» должен содержать сведения об изменении задания, указанного в разделе «Задание водителю», сведения о сопровождающих лицах и тому подобное.

Путевой лист формы N 3 спец. содержит отрывные талоны, заполняемые организацией, которой принадлежит специальный автомобиль, и служащие основанием для предъявления счета заказчику. В Указаниях по заполнению и применению форм, содержащихся в Постановлении N 78, отмечено, что путевой лист специального автомобиля действителен только на один день (смену).

Путевой лист грузового автомобиля (формы N N 4-С и 4-П)

Указанные формы отличаются тем, что форма N 4-С (сдельная) применяется при осуществлении перевозок строительных материалов при условии оплаты работы грузового автомобиля по сдельным расценкам, а форма N 4-П (повременная) — при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу.

Заполнение путевого листа до выдачи его водителю осуществляется диспетчером организации или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации — владельцы грузового автомобиля и заказчики. Как форма N 4-П, так и форма N 4-С выдается водителю под расписку при условии сдачи предыдущего путевого листа.

Форма N 4-П (повременная) рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя. Форма содержит два отрывных талона. Лицевая сторона талона заполняется в организации — владельце грузового автомобиля, а оборотная заполняется заказчиком. Отрывные талоны служат основанием для предъявления организацией — владельцем грузового автомобиля счета заказчику и предъявляются ему вместе со счетом.

Прежде чем предъявить заказчику счет и отрывной талон, данные из него переносятся в путевой лист, который остается в организации — владельце грузового автомобиля. Выше линии отреза талонов оборотная сторона унифицированной формы N 4-П содержит таблицы, в которых повторяются идентичные записи о времени работы автомобиля у заказчика, служащие основанием для учета работы автомобиля в течение дня.

При использовании грузового автомобиля для перевозки товарно-материальных ценностей в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов, один экземпляр каждого из которых прилагается к путевому листу.

Путевые листы оформляются в одном экземпляре диспетчером или иным уполномоченным лицом и выдаются на руки водителю при условии сдачи предыдущего полученного им путевого листа. Затем соответствующие строки путевого листа заполняются механиком и водителем, после чего водитель приступает к работе. Если грузовой или специальный автомобиль используется для перевозки грузов по заказу, заказчик также заполняет путевой лист, вписывая в него сведения о выполнении заказа. По окончании работы водитель указывает в путевом листе сведения о расходе горючего и оформленный путевой лист сдается диспетчеру, который проверяет правильность его заполнения.

Как правило, путевые листы передаются в бухгалтерию организации по реестру, который составляется диспетчером. В таком реестре указываются номера путевых листов, дата их получения и сдачи водителем, а также иные сведения. Унифицированной формы реестра нет, поэтому организация может разработать такой документ самостоятельно. Использование форм документов, разработанных самостоятельно, должно быть предусмотрено приказом по учетной политике организации, образцы форм помещаются в приложении к приказу.

Товарно-транспортная накладная

И, завершая статью, поговорим о товарно-транспортной накладной. Как мы отметили в самом начале статьи, строительные материалы завозятся на строительные площадки и строительные объекты автомобильным транспортом. Чаще всего споры между организациями и сотрудниками налоговых органов возникают по поводу применения товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) по товарам, доставленным в организацию автомобильным транспортом. Причем не важно, кем доставлены товары в организацию — самим покупателем, поставщиком своими силами или силами специализированной автотранспортной организации.

Установив при проверках факты доставки грузов автомобильным транспортом, сотрудники налоговых органов требуют от налогоплательщиков представления товарно-транспортных накладных (далее — ТТН). При отсутствии таковых отказывают в вычете сумм налога на добавленную стоимость. Это в свою очередь ведет к пересчету налогов и привлечению к ответственности в соответствии со ст. ст. 120, 122 и 126 НК РФ. Многие организации во избежание судебных разбирательств соглашаются с мнением налоговиков, но некоторые обращаются в суд.

Следует отметить, что подавляющее число судебных решений арбитры выносят в пользу налогоплательщиков. Так, например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2008 по делу N А42-6159/2007 суд признал неправомерным требование налогового органа о наличии ТТН у налогоплательщика, так как общество не заключало договор на перевозку груза с транспортной организацией.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2008 N А19-9946/07-18-Ф02-391/08 по делу N А19-9946/07-18 судьи отметили, что факт принятия товара к учету подтверждается товарной накладной формы N ТОРГ-12, а отсутствие ТТН не имеет правового значения.

Аналогичные решения содержат Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.08.2007 N А19-25531/06-44-Ф02-3959/07 по делу N А19-25531/06-44, ФАС Волго-Вятского округа от 21.03.2008 по делу N А11-2713/2007-К2-18/162 и другие. Тем не менее есть судебные решения, когда арбитры считают правильной позицию налоговиков. Например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 06.02.2008 N Ф04-769/2008(194-А03-25) по делу N А03-7206/07-21 суд посчитал, что требование о наличии ТТН со стороны налогового органа является обоснованным. В подтверждение своего решения суд сослался на п. 1.2 Постановления Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, в соответствии с которым товарная накладная N ТОРГ-12 среди прочих обязательных реквизитов должна содержать сведения о транспортной накладной (ее номере и дате).

По мнению автора, такая точка зрения не совсем отвечает нормам действующего законодательства, и вот почему.

Унифицированная форма Товарно-транспортной накладной N 1-Т утверждена Постановлением Госкомстата России N 78, причем названным документом утверждена не только форма, но и Указания по ее применению и заполнению, в соответствии с которыми ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. О том, что ТТН служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов, говорят и сами налоговики, о чем свидетельствует Письмо УФНС России по г. Москве от 23.10.2006 N 20-12/92786.

Как следует из Указаний по заполнению товарно-транспортной накладной, ТТН состоит из двух разделов — товарного и транспортного.

Товарный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя. Причем у первого она выступает основанием для списания товарно-материальных ценностей (ТМЦ), а у второго используется для оприходования приобретенных ценностей.

Транспортный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителя — заказчика автотранспорта с транспортной организацией, выполнившей перевозку груза, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителя или грузополучателя с организацией — владельцем автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Грузоотправитель составляет ТТН на перевозку груза автотранспортом для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов. Выписывается ТТН в четырех экземплярах:

  • первый остается у грузоотправителя и является у него основанием для списания товарно-материальных ценностей;
  • второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;
  • второй передается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;
  • третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации — владельцу автотранспорта.

Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация — владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику — заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

В случае если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, ТТН выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.

Учитывая вышесказанное, а также то, что унифицированная форма Товарно-транспортной накладной N 1-Т утверждена Постановлением N 78 как форма учета работ в автомобильном транспорте, можно сделать вывод, что ТТН вообще не может выступать предметом спора о том, является ли она основанием для принятия товара к учету как таковая. Для производственных организаций документом, служащим основанием для принятия к учету товарно-материальных ценностей, выступает Приходный ордер (форма N М-4, утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).

Если вести речь о подтверждении транспортных расходов для целей налогообложения прибыли, то отсутствие ТТН приведет к тому, что фирма-покупатель, осуществившая доставку материально-производственных запасов с помощью специализированной автотранспортной организации, не сможет учесть данные затраты в целях налогообложения прибыли. На это указал налогоплательщикам Минфин России в Письме от 26.05.2008 N 03-03-06/1/333. Причем в данном Письме сотрудники финансового ведомства напомнили, что в соответствии с п. 2 Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной ТТН. Более того, указанным документом определено, что в данном случае не имеет значения, кто перевозит груз — специализированный перевозчик или сама организация на собственном или арендованном транспорте. Требования едины для всех: перевозка осуществляется только на основании ТТН.

В целях же НДС рассматривать ТТН как документ, позволяющий судить о том, принят товар к учету или нет, нельзя, если у организации имеются иные первичные учетные документы, например N N ТОРГ-12, ТОРГ-1, М-4 и так далее. В первую очередь, это противоречит нормам самой гл. 21 НК РФ, в которой не указано конкретно, на основании каких документов товар должен быть принят налогоплательщиком к учету.

Поэтому если вам отказывают в вычете НДС ввиду отсутствия ТТН, с налоговиками можно и поспорить, тем более что шансы на успех достаточно велики.

А для того чтобы избежать возможных судебных разбирательств, рекомендуем при исполнении договоров купли-продажи, условиями которых предусмотрена доставка грузов автотранспортом, позаботиться о том, чтобы помимо Товарной накладной N ТОРГ-12 грузоотправитель заполнил и Товарно-транспортную накладную формы N 1-Т, тем более что в соответствии с п. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта это является его обязанностью.

На заметку. Товарно-транспортная накладная не единственное основание для списания товарно-материальных ценностей

В ФНС России обратилась организация с просьбой признать недействующими положения Инструкции от 30.11.1983 Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998, согласно которым форма Товарно-транспортной накладной N 1-Т является единственным документом, служащим для списания (оприходования) товарно-материальных ценностей у грузоотправителей (грузополучателей), что противоречит ст. ст. 169 — 172 НК РФ.

ФНС России согласилась с доводами организации и в Письме от 18.08.2009 N ШС-20-3/1195 указала, что с 1999 г. для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации предусмотрено использование также и товарной накладной по форме N ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132). При этом пояснениями к форме предусмотрено, что она составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Таким образом, утверждение о том, что форма товарно-транспортной накладной N 1-Т является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, противоречит указанному Постановлению Госкомстата России.

В связи с этим в Верховный Суд РФ подано соответствующее заявление о признании недействующими указанных положений Инструкции от 30.11.1983.

В.В.Семенихин

Эксперт

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

Ответ:

Транспортная накладная (ТН), согласно «Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272, — это перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (п. 20 ст. 2, ч. 1 ст. 8 устава автомобильного транспорта, письма Минфина РФ от 21.12.2017 № 03-03-06/1/85703, ФНС РФ от 17.05.2016 № АС-4-15/8657@).

В пункте 6 данных правил говорится, что ТН, составленная грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза), подтверждает заключение договора перевозки груза.

Также применяется товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме № 1-Т (утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78). Как следует из пп. 1.2 и 2 постановления № 78, требование об оформлении формы № 1-Т является обязательным для юрлиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

Следовательно, при доставке товара собственным транспортом покупатель ТН не оформляет. ТТН при самовывозе оформлять тоже не нужно («Указания по применению и заполнению форм по учету работ в автомобильном транспорте»).

Соответственно, если покупатель нанимает перевозчика, то ТН оформляется. Это делает покупатель либо перевозчик от имени покупателя по доверенности. В этом случае ТТН по форме № 1-Т не может заменить транспортную накладную (письмо Минфина РФ от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14014).

При ответе на вопрос: «Необходима ли ТН (или ТТН по форме № 1-Т) для обоснования транспортных услуг сторонних организаций?» — следует отметить следующее.

ФНС РФ отмечает, что статьей 2 закона № 259-ФЗ определено, что перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, является ТН (утверждено постановлением № 272). Таким образом, в сфере регулирования перевозок автомобильным транспортом законодательство устанавливает специальные требования в отношении форм первичных учетных документов, необходимых для такого рода операций.

Однако имеется судебная практика, из которой следует, что расходы на транспортные услуги подтверждаются ТТН. Так, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.04.2016 № Ф02-1543/2016 (см. также постановления АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016, АС Уральского округа от 25.03.2016 № Ф09-1688/16, АС Волго-Вятского округа от 31.08.2015 № Ф01-3201/2015 и др.) суд пришел к выводу о получении необоснованной налоговой выгоды, в том числе по причине отсутствия товарно-транспортных накладных, свидетельствующих о перевозке груза контрагентом налогоплательщику.

В Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016 суд пришел к выводу о невозможности осуществления контрагентами перевозки спорного товара в том числе и по причине непредставления налогоплательщиком ТТН (см. также постановления АС Северо-Западного округа от 24.07.2015 № Ф07-4560/2015, АС Уральского округа от 17.06.2015 № Ф09-3157/15).

А в Постановлении ФАС Уральского округа от 13.03.2013 № Ф09-1048/13 суд отказал налогоплательщику в учете расходов на транспортные услуги при отсутствии ТТН.

Если доставка осуществляется покупателем собственным транспортом (на условиях самовывоза), то в этой ситуации также необходимо отметить две позиции.

Вывод подтверждается судебной практикой (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2012 № А78-190/2012) — отсутствие ТТН не свидетельствует о невозможности учесть расходы на приобретение товаров. Налогоплательщик не был заказчиком по договору перевозки, а получил товар непосредственно на складе поставщика.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 23.04.2012 № Ф09-2412/12 ИФНС утверждала, что общество не доказало реальности поставки товаров, так как не представило ТТН. Суд признал данный довод необоснованным и указал, что у налогоплательщика отсутствует обязанность по представлению ТТН, поскольку имеется накладная № ТОРГ-12. Кроме того, налогоплательщик представил путевые листы, подтверждающие доставку товара собственным транспортом.

2. Если доставка товара осуществляется самовывозом, то ТН (ТТН) обязательна.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2011 № А13-8941/2010 судом указано, что по условиям договора поставка товаров осуществлялась на условиях франко-склада поставщика, что означает доставку товаров силами самого покупателя. Суд сделал вывод, что в данном случае оформление ТТН обязательно.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2010 по делу № А33-18030/2009 судом указано, что ТТН является единственным документом, служащим для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Суд отклонил доводы общества о том, что, поскольку оно доставляло товар от продавца самовывозом, ТТН не составлялись.

ТТН (ТН) покупателю не нужна, если условиями договора поставки предусмотрено, что продавец доставляет товар своим транспортом, а доставка не выделена отдельно в документах. В этом случае наличие товарной накладной по форме № ТОРГ-12 либо УПД является достаточным условием для отражения прихода товара в учете. Позиция ФНС РФ такая же – ТТН не нужна, если покупатель перевозку не заказывал. Оприходовать товар можно по накладной ТОРГ-12 или УПД (письма ФНС РФ от 18.08.09 № ШС-20-3/1195, УФНС РФ по г. Москве от 01.11.2011 № 16-15/105706).

Таким образом, можно сделать вывод о неоднозначности позиций по рассматриваемому вопросу.

Ответ подготовлен службой правового консалтинга компании РУНА

Как нужно правильно оформить первичные документы, если грузоотправитель — одна организация, а поставщик другая организация. Между ними заключен договор На ответ хранения. Какая организация должна фигурировать в товарной накладной. С кем заключать договор поставки. Нет, это не транспортная компания. ИП и ООО заключили между собой договор на ответ хранение. Кто из них должен отгрузить товар? В товарной накладной для покупателя организация — грузополучатель, а поставщик ИП.

Отвечает Ирина Пояркова, эксперт в области налогообложения и юридического права.
В ТОРГ-12 в качестве грузоотправителя нужно указать Хранителя ООО и его адрес.

Если продавцом товаров по договору является одно лицо, а отгрузка этих товаров производится со склада другого лица, в данном случае хранителя, то в строке «Грузоотправитель и его адрес» указывается полное или сокращенное наименование организации, со склада которой отгружены товары, и ее почтовый адрес».

Такой вывод содержит письмо ФНС России от 21.01.2010 № 3-1-11/22@; письмо УФНС России по Москве от 30.12.2009.

В Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012 по делу N А33-3019/2012, сказано, что накладной ТОРГ-12 предусмотрено место для данных грузоотправителя и грузополучателя. Именно эти лица — грузоотправитель и грузополучатель расписываются в отпуске и приемке груза (товаров). Подпись грузоотправителя (хранителя) заверяется его печатью.

Правомерность подписания документов (ТОРГ-12, счетов-фактур) хранителем в качестве грузоотправителя в соответствии с полномочиями, переданными поклажедателем, подтверждается Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2012 по делу N А40-112118/12-91-571 (Постановлением ФАС Московского округа от 07.08.2013 по делу N А40-112118/12-91-571 оставлено без изменения).

Обоснование

Из правовой базы

1.ПИСЬМО ФНС РОССИИ от 25.12.2006 № 03-1-03/2550

Как следует из вышеуказанных запросов, в целях поставки оборудования иностранному заказчику ОАО заключает договоры с российскими поставщиками, предусматривающими поставку оборудования непосредственно в порт, где оно передается на склад экспедитору. Далее оборудование в порту комплектуется в партию и отправляется иностранному заказчику морским транспортом.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ грузополучателем (получателем) может быть физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа.
Кроме того, на основании пункта 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Таким образом, если договоры ОАО с российскими поставщиками предусматривают поставку оборудования непосредственно в порт, управомоченным лицом на получение данного груза является экспедитор и при этом данное оборудование хранится на складе экспедитора, то в строке 4 «грузополучатель и его адрес» счета-фактуры поставщик оборудования должен указать наименование экспедитора-грузополучателя и почтовый адрес склада, на котором находится полученный экспедитором-грузополучателем груз.

2.ПИСЬМО УФНС РОССИИ ПО МОСКВЕ от 30.12.2009 № 16-15/139277

В строке 4 «Грузополучатель и его адрес» счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес (то есть адрес склада или резервуара, на котором находится полученный груз).

При этом строки 3 и 4 счета-фактуры заполняются только в счетах-фактурах, оформляемых при отгрузке товаров. При выполнении работ или оказании услуг в указанных строках ставятся прочерки.

Заместитель руководителя
УФНС России по г.

3. ПИСЬМО УФНС РОССИИ ПО МОСКВЕ от 30.12.2009 № 16-15/139277 «Порядок заполнения счета-фактуры»

«Вопрос: Какие реквизиты должен содержать правильно оформленный счет-фактура? Каков порядок заполнения строки 3 З Грузоотправитель и его адрес И и строки 4 З Грузополучатель и его адрес И счета-фактуры?**

Согласно пункту 3 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В соответствии со статьей 169 НК РФ счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных в пунктах 5, 5.1 и 6 статьи 169 НК РФ.

Ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных в пунктах 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

В частности, в строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с учредительными документами. Если продавец и грузоотправитель одно и то же лицо, то в этой строке пишется «он же». Если продавец и грузоотправитель не одно и то же лицо, то указывается наименование грузоотправителя и его почтовый адрес (то есть адрес склада или резервуара, с которого отправлен груз).

Таким образом, грузоотправителем может быть владелец (собственник) груза либо лицо, имеющее склад и выступающее грузоотправителем по поручению владельца груза, или лицо, совершающее действия от своего имени, но за счет и по поручению собственника товаров.

Следовательно, если продавцом товаров по договору является одно лицо, а отгрузка этих товаров производится со склада другого лица, то в строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» указывается полное или сокращенное наименование организации, со склада которой отгружены товары, и ее почтовый адрес»*

Из статьи Библиотеки журнала «Главбух». Документы, которые совершенно необходимы для перевозки товаров

2.2. Исчисление налогов в связи с затратами на перевозку

Наша цель – оформить документы таким образом, чтобы компания, которая понесла затраты

Грузополучатель – это лицо, управомоченное грузоотправителем на приемку услуг грузоперевозки. Следовательно, факт оказания услуг грузоотправителю подтверждает (удостоверяет) грузополучатель. Этот вывод подтверждает формулировка пункта 9 ППГ. Из нее следует, что грузополучатель относится к лицам, уполномоченным грузоотправителем на подписание ТН.

Если грузоотправителя и грузополучателя связывает договор купли-продажи, то второй обязан отчитаться перед первым о выполнении обязанности принять товар по договору (п. 1 ст. 454 ГК РФ). На этом моменте мы заостряли внимание в разделе 1.3 книги. На практике покупатель направляет в адрес продавца подписанную товарную накладную о приемке товара. И если в товарной накладной имеется ссылка на транспортную накладную, оформленную с перевозчиком, то товарная накладная одновременно удостоверит и оказание услуги перевозки.

В принципе заключение договора транспортной экспедиции преследует ту же конечную цель, что и заключение договора перевозки груза. В обоих случаях груз подлежит вручению грузополучателю.

Главные различия в предмете этих договоров в том, что экспедитор не обязан осуществлять перевозку лично, а вправе привлечь для этого перевозчика. Кроме того, круг обязанностей у экспедитора гораздо шире, чем у перевозчика. Ему могут быть поручены любые дополнительные действия по организации перевозки.

Сведения о грузополучателе являются существенным условием как договора транспортной экспедиции, так и договора перевозки. Существенным признается условие, в отсутствии соглашения по которому договор не может считаться заключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

По договору транспортной экспедиции считается, что грузополучатель принимает груз у экспедитора – невзирая на то, что физически выдачу груза может осуществлять перевозчик.