Правила поведения при ДТП кратко

В городских условиях риск попасть, как в мелкое, так и в крупное дорожно-транспортное происшествие весьма высок. При этом высоким остается уровень травматизма и смертности. Самая важная рекомендация, которую можно дать участникам дорожного движения – это неукоснительно соблюдать правила дорожного движения и быть как можно более аккуратными и внимательными на дорогах.
Если авария все-таки произошла необходимо придерживаться ряда правил поведения.
В первую очередь необходимо убедиться в отсутствии пострадавших во всех транспортных средствах, участвовавших в происшествии. Если пострадавшие есть – необходимо немедленно вызвать скорую медицинскую помощь.
Далее следует вызвать сотрудников ГИБДД. При этом чётко и ясно назовите свои данные: фамилию, имя, точное место ДТП, количество участников и число пострадавших. Сохраните все следы происшествия (если нельзя организовать объезд, водители обязаны составить схему расположения всех предметов и следов на дороге, подписать схему у свидетелей с адресами и телефонами и только после этого убрать машины с дороги);
В-третьих, необходимо выставить знак аварийной остановки на безопасном расстоянии от места ДТП так, чтобы не спровоцировать новые аварии.
Сохраняйте спокойствие, не нужно искать виновных в ДТП, это работа сотрудников ГИБДД. По приезду сотрудников ГИБДД, подробно расскажите им обстоятельства ДТП, проверьте составленную ими схему и приступайте к написанию объяснения. В объяснении подробно опишите ситуацию и изложите свою точку зрения. При необходимости – нарисуйте свою схему ДТП. После этого попросите для ознакомления объяснения других участников.
Далее дайте ответы на необходимые для заполнения протокола вопросы сотрудников ГИБДД. Инспектор ГИБДД должен четко зафиксировать все видимые повреждения автомобиля, также попросите его внести в протокол формулировку «возможны скрытые повреждения», поскольку такие повреждения чаще всего обнаруживаются позже, во время ремонта.
Никогда не подписывайте протокол, не ознакомившись с его содержанием. Отказываться от подписи также нельзя, возможно написать фразу «с вышеизложенным не согласен» и поставить свою подпись. В этом случае вы будете направлены в ГИБДД на группу разбора, для более тщательного изучения обстоятельств ДТП.
Не стоит забывать, что бегство водителя, совершившего ДТП, с места происшествия, а также уклонение от освидетельствования, преследуется в административном порядке. Если вы стали свидетелем, что водитель скрылся с места аварии, запомните или запишите номер, марку, цвет и любые приметы машины и водителя и передайте сведения в ГАИ.

Поведение при дтп

Каждый водитель может попасть в дорожно-транспортное происшествие, но, как правило, очень мало кто знает, как себя вести, если случилось ДТП и вы стали его участником.

Автомобильная авария или дорожно-транспортное происшествие, согласно действующему законодательству, — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. 4.

Ваша корзина

Стрессовое состояние, возникающее даже от незначительного ДТП, может оказать непредсказуемое воздействие на поведение его участников.

наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, прицеп или полуприцеп. 3.

наезд на препятствие — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Некоторые рекомендации специалистов помогут свести к минимуму возможные ошибки документального оформления аварии.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, случившееся в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Участниками ДТП являются лица, имеющие к нему непосредственное отношение: водители, пассажиры, пешеходы, велосипедисты, дорожные рабочие, погонщики животных и др.

Даже самое незначительное ДТП — сильный стресс для его участников. Бывает, что водитель — участник ДТП забывает от волнения свой домашний адрес.

Что уж говорить о пунктах Правил дорожного движения, регламентирующих действия водителей на месте ДТП.

Поведение водителя при ДТП

Любое дорожно-транспортное происшествие вне зависимости от того, кто стал его причиной, для водителя является большим стрессом.

А во время любых потрясений мы часто теряем контроль. Нередки случаи, когда даже невиновные водители из-за неверного поведения или словестных перепалок теряют драгоценное время и усугубляют дело. Юрист. Опыт работы в качестве помощника адвоката с 2011 года.

Конспект классного часа Поведение участников и очевидцев ДТП

Высокие требования предъявляются всем участникам дорожного движения. Участники дорожного движения должны уметь ориентироваться в дорожной обстановке, предвидеть развитие транспортных ситуаций.

Задачей в процессе образования является не только обучение правильно себя вести на дороге, но также как действовать, если стал очевидцем или пострадавшим в ДТП.

Ожидаемые результаты: воспитание законно – послушных участников дорожного движения, воспитание ответственности за свою жизнь и здоровье, но и окружающих; научить правильно ориентироваться при несчастных случаях на дороге не паникуя; научить оказывать первую медицинскую помощь.

Учитель: Ежегодно в мире в результате ДТП погибают и получают ранения более 50 млн. человек. По данным Всемирного банка глобальные экономические потери составляют более 500 млрд.

Правила поведения при ДТП

В этой статье речь пойдет, на первый взгляд, о проблеме Вас лично не касающейся.

Однако, это лишь на первый взгляд, поскольку попасть в ДТП и заиметь все вытекающие из этого неприятности, можно в любую минуту.

Никому этого не желаем, но «соломинку» уж лучше подстелить. У Вас отличное настроение, Вы возвращаетесь с благоприятно прошедшей встречи, и ничего не предвещает неприятностей.

Вдруг, в один миг все меняется, и Вы понимаете, что Ваш автомобиль поврежден, все насущные дела придется отложить, и Вам предстоят значительные материальные затраты.

Так вот, хотелось бы Вам рассказать о том, как себя вести в первые минуты после ДТП и, что предпринять для уменьшения расходов и не оказаться ошибочно привлеченным к административной ответственности.

Как правило, человек ставший участником ДТП испытывает бурю разных чувств и переживаний, в связи, с чем им руководит ни здравый смысл, а эмоции и темперамент.

Что делать при ДТП?

Какие правила поведения при ДТП?

Этим вопросом задаются все автомобилисты. Данная статья, в общем-то, предназначена для начинающих водителей.

которые первый раз попали в аварию и не знают, что делать при ДТП. Но может быть полезна и водителям со стажем. Итак, какие правила необходимо соблюдать при ДТП?

Самое первое правило при попадании в ДТП – постараться как можно быстрее успокоиться.

Поведение очевидцев и участников при ДТП

Как правильно поступить, не нарушая Правила, если ты попал в ДТП или оказался на участке дороги в тот момент, когда там столкнулись автомобили, или произошел наезд на велосипедиста или пешехода?

Проехать (пройти) мимо или остановиться? • принять меры предосторожности на месте происшествия, чтобы предупредить другие несчастные случаи – включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь); • принять возможные меры для оказания первой медицинской помощи пострадавшим, вызвать «скорую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном транспорте в ближайшее лечебное учреждение. Если на попутном отправить невозможно, то доставить пострадавших в больницу нужно на своем транспорте, сообщить свою фамилию, номерной регистрационный знак транспортного средства и возвратиться к месту происшествия; • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно.

  1. И другие вопросы.
  2. Правила составления иска по возмещению ущерба со страховой.
  3. Правила составления схемы при ДТП.
  4. Правила поведения при ДТП.
  5. Образец иска о взыскании страховой выплаты при ДТП

Зима 2009-и 2010 была рекордной по количеству ДТП в Петербурге. ДТП часто влечет за собой финансово правовой споров между участниками аварий по поводу возмещения ущерба от ДТП. Рассмотрим обычную, часто встречающуюся ситуацию, которая возникает при получении возмещения по ОСАГО.

  1. сообщить о случившемся в ГИБДД;
  2. принять меры к экстренному оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим, ни при каких обстоятельствах не оставлять пострадавшего без помощи;
  3. немедленно остановиться и оставаться на месте происшествия до приезда сотрудников ГИБДД, обозначить аварийную обстановку возможными средствами;
  4. принять меры к сохранению следов ДТП;
  5. записать фамилии, адреса и телефоны очевидцев.

Основные правила поведения при ДТП

С каждым годом количество транспортных средств на дорогах России стремительно увеличивается. Подобную тенденцию в целом можно назвать положительной.

Однако, как известно, у всякой медали всегда имеется оборотная сторона.

В данном случае таковой является стремительный рост числа ДТП, исход многих из которых весьма плачевен.

В этой статье мы не будем выяснять основные причины данного явления, не станем предпринимать попыток поиска путей их устранения.

Мы поговорим о куда более простых, но от этого не менее значимых вещах.

«Что делать при ДТП?» — вопрос, интересующий многих профессиональных автолюбителей.

Что делать, если вы стали очевидцем аварии?

Место дорожно-транспортного происшествия представляет собой зону повышенной опасности, поэтому останавливаться или нет, если вы стали свидетелем чрезвычайной ситуации, это личное дело каждого.

Однако, оставлять пострадавших в ДТП не просто нехорошо с морально-этической точки зрения. Бездействие в такой ситуации может привести к юридической ответственности. Многие в состоянии шока теряются и не знают, что делать. Но каждый водитель должен знать основные правила помощи пострадавшим и понимать, что делать если стал свидетелем ДТП, а что нет.

Кто такой очевидец ДТП?

Очевидцем (свидетелем) ДТП может быть любое лицо, который видел обстоятельства данного инцидента. В зависимости от тяжести последствий, аварию могут рассматривать как административное дело или как уголовное. Свидетелями в них могут быть лица, которым известны те или иные данные для рассмотрения или расследования таких дел.

Свидетель имеет право:

  • давать показания сотруднику ГИБДД, дознавателю, следователю, прокурору;
  • отказаться свидетельствовать против своих ближайших родственников;
  • посещать заседания суда, ходатайствовать, приводить доказательства, основанные на фактах, видеосвидетельства, фото и аудио-записи.

Свидетель не имеет право лжесвидетельствовать, это уголовно наказуемая статья.

Очевидцам ДТП могут задавать вопросы о том, как осуществлялось движение транспортных средств, в какой момент возникла аварийная обстановка и что к ней привело, каким было состояние дороги, насколько качественной была разметка, какими были знаки светофора.

Свидетели, возрастом до 18 лет обязаны давать показания только в присутствии педагога, родителя или психолога. Довольно часто из протоколов о ДТП исключаются показания родственников и членов семьи водителя, так как они могут считаться заинтересованными лицами, однако, такие действия работников ГИБДД являются неправомерными и могут быть обжалованы.

Первые действия при ДТП для очевидца

Если вы стали свидетелем ДТП, первым делом необходимо остановиться и проверить состояние пострадавших. Оцените обстановку и сообщите о происшествии в отделение дорожной полиции, либо по номеру телефона МЧС – 101, 010 с мобильного.

Вам необходимо будет точно сообщить следующие данные:

  1. Точное место ДТП.
    На каком километре это произошло, какое шоссе, какое направление. Если авария произошла в городе, то обязательно укажите, какая улица, какой перекресток, какой дом находятся рядом. Можно сообщить самые близкие ориентиры. Пользуйтесь доступными терминами: на дорожном полотне, в кювете, в лесу, на тротуаре. Пострадавшие машины могут быть не видны с дороге, если они упали в кювет и перевернулись.
  2. Точное количество пострадавших транспортных средств и их тип.
    Обязательно сообщите дежурному, какие ТС пострадали: легковые автомобили, грузовые автомобили, дальномеры, автобусы и т.д.
  3. Количество пострадавших людей.
    Особенно важно заметить, есть ли среди них дети, поскольку в некоторых городах при необходимости реанимации детей, высылают специальную детскую машину скорой помощи, которая приезжает быстрее, чем обычная.
  4. Свою фамилию, имя, а также контактный телефон.

После того, как вы сообщили о происшествии, не покидайте место ДТП, дождитесь помощи. ГИБДД высылает экипажи в порядке приоритета – если есть раненые, живые пострадавшие, туда едут в первую очередь.

На места аварий, где есть людские потери, которым уже ничем не поможешь, в последнюю очередь.

Также, приоритет может быть определен для ДТП без пострадавших, однако, произошедшее на значимом отрезке дорожного полотна, которая зависит от времени суток и плотности автомобильного потока.

Принимая заявку, инспектор ГИБДД сразу же вызывает службы, которые необходимы в данных обстоятельствах. Однако, вы можете продублировать вызов скорой помощи и пожарных собственным вызовом, сообщив все те же данные, что и в ГИБДД.

До прибытия работников дорожно-патрульной службы, спасателей и медиков, необходимо оставаться на месте и оказать первую помощь пострадавшим. Согласно статистики, то каждый год в России в ДТП страдают около 300 тысяч человек, 30 из которых умирают сразу на месте или по причине неоказания первой помощи.

Важность оказания пострадавшим первой доврачебной помощи сложно переоценить. Человеческая жизнь бесценна, по определению. Но часто свидетели чрезвычайных ситуаций не могут помочь не потому, что не хотят, а потому, что не знают, что делать и как облегчить состояние до приезда медиков.

Оказать меры по сохранению жизни потерпевшего до приезда медицинской помощи – это прямая обязанность водителя, который стал виновником аварии. В случае, если это физически невозможно, то помощь должна быть оказана очевидцем.

Как спасти жизнь пострадавшим?

Правила спасения пострадавших одинаковы, как для медиков, так и для тех, кто взял на себя ответственность.

Первое правило: Не навреди!

Это надо учитывать не только по отношению к пострадавшим, но и по отношению к себе.

  • позаботьтесь о личной безопасности в случае возгорания автомобиля;
  • наденьте светоотражающий жилет;
  • обозначьте место ДТП спецсигналами, согласно установленных правил;
  • Помните, что машина с бензиновым двигателем может сгореть за 5 минут, а взрыв может произойти в любой момент. Если авто не загорелось сразу, то это не значит, что и не загорится. При повреждении бака в совокупности с нарушением электропроводки пожар неминуем;
  • вытащите ключ зажигания и установите ручной тормоз;
  • поднимите капот, отключите провода от аккумулятора, не волнуйтесь, что будет выключена аварийная сигнализация, в данных обстоятельствах это не так важно;
  • ни в коем случае не курите около поврежденного автомобиля и не бросайте окурки, так как разлитый на проезжей части бензин легко загорается и может привести к пожару;
  • держитесь ближе к обочине и внимательно оценивайте создавшуюся обстановку.

Эвакуируем раненых

В дорожно-транспортном происшествии чаще всего повреждаются шейные отделы позвоночника, ломаются руки, ноги и могут быть открытые и закрытые черепно-мозговые травмы. Поэтому, действия очевидцев должны быть максимально безопасны.

Оценивая необходимость перемещения пострадавшего, всегда допускайте вероятность, что во время транспортировки вы можете нанести ему дополнительные травмы, что усугубит тяжесть его состояния и человек банально может не дожить до приезда медиков.

Попадая в такие условия, человек может испытывать очень сильный стресс. Причем, действия могут быть совершенно разными – кто-то из очевидцев может впасть в ступор, а кто-то решится на активные действия.

Однако, проблема в том, что эмоциональное состояние многих неподготовленных людей может сыграть злую шутку и создать дополнительные сложности для пострадавшего. Линия поведения большинства людей такова: если человек находится в автомобиле, попавшем в ДТП, значит ему плохо, а значит нужно помочь и извлечь его оттуда.

Помните, что доставать из покореженной машины пациента можно лишь в одном случае – ему грозит смерть от этого автомобиля. К примеру, если транспортное средство горит и может вот-вот взорваться. Либо авто находится на месте, где в него могут влететь другие ТС.

Чего нельзя делать с пострадавшим

Помните и о том, что запрещено:

  • вытаскивать человека из автомобиля;
  • доставать из ран предметы, это может спровоцировать неконтролируемое кровотечение и человек попросту истечет кровью;
  • пытаться накормить или напоить пострадавшего;
  • разжимать зубы при эпилептическом припадке.

Что нужно делать

Ваши действия:

  • освободить дыхательные пути от посторонних предметов;
  • при угрозе жизни делать искусственную вентиляцию легких и непрямой массаж сердца (2 вдоха, 30 нажатий);
  • остановить кровотечение, наложив тугую повязку или жгут;
  • при повреждении основания черепа обездвижить пострадавшего и зафиксировать до приезда медиков;
  • зафиксировать перелом с помощью шины или бинта.

Правила транспортировки пострадавших следующие:

  • не каждый вид транспорта подходит для перевозки пострадавших в места лечения;
  • при черепно-мозговой травме больного транспортировать можно только в карете скорой помощи и в лежачем положении, по возможности с повернутой набок головой, для того, чтобы не допустить западания языка;
  • при шоковом или обморочном состоянии пострадавшего транспортируют с поднятыми ногами на 15-20 градусов.
  • пострадавшего от большой кровопотери можно перемещать только с поднятыми вверх ногами;
  • при переломе костей таза, пострадавшего следует обездвижить и перемещать в позе «лягушки» на жестком твердом щите.

Очевидец очевидцу рознь

Конечно, ДТП – это неприятное событие и для многих ответственных граждан нашей страны оно приводит к шоковому состоянию. Если вы стали очевидцем чрезвычайной ситуации на дороге, то проезжая, оцените обстановку и только тогда принимайте решение, останавливаться или нет.

Если на месте аварии уже работают спасатели, возможно ваше присутствие там будет только мешать, поэтому не нужно удовлетворять собственное любопытство. Останавливайтесь только с желанием и возможностью помочь.

Помните, что показания свидетелей дорожно-транспортного происшествия позволяют восстановить весь ход событий, а также восстановить обстоятельства, которые повлекли такие серьезные последствия.

Почему правила поведения очевидца такие строгие?

Прежде всего, потому, что ваш автомобиль может быть припаркован в нежелательном месте, стать помехой движению и спровоцировать еще одно ДТП. Также, часто водители, которые хотят «посмотреть» могут совершить наезд на работников спасательных служб, чем осложнят работу на месте аварии.

Не спешите с выводами, кто прав, а кто нет. Не осуждайте, не вступайте в конфликты. Уважайте чувства участников ДТП, в такой ситуации ни виновнику, ни пострадавшему не позавидуешь!

Иногда в масштабных ДТП обстоятельства складываются так, что спасателям не хватает рук. Если хотите помочь, спросите, чем можете быть полезны. Берите на себя обязанности, которые вам по силам, в противном случае, можете покинуть место происшествия.

Авария автобуса: правила выживания для пассажиров

Традиционно автобус считается относительно безопасным транспортом, в котором риск попасть в ДТП невелик. Действительно, большие рейсовые машины по статистике попадают в аварии значительно реже, чем любой другой автотранспорт.

И даже происходит авария с участием автобуса, то, чаще всего, крупный, тяжелый корпус хорошо защищает пассажиров от тяжелых травм. Значительно большую опасность представляет такое ДТП для пассажиров легковых авто, оказавшихся на пути.

Тем не менее, несмотря на данные статистики или даже вопреки ним, каждый год в мире случаются автокатастрофы с автобусами, которые шокируют количеством жертв. Особенно часто это случается на туристических курортах, длительных междугородних маршрутах, в сложных дорожных условиях.

Причины ДТП, наиболее характерные в этом случае – усталость водителей, потеря концентрации. Больше половины подобных трагедий случаются, когда водитель засыпает за рулем, и тяжелая машина на большой скорости становится совершенно неуправляемой.

Очень часто, если авария с участием автобуса происходит именно по такому сценарию, специалисты впоследствии не находят следов торможения в принципе. На полном ходу транспортное средство, полное людей, врезается в опоры, дорожные ограждения или встречные автомобили.

Заканчивается все это часто опрокидыванием, которое чревато блокированием людей в салоне. Тем хуже, если авария вызывает пожар в автобусе.

Пассажирский автобус из Горловки попал в ДТП под Липецком В это утро, 1 марта, в Липецкой области на 416 км трассы М-4 «ДОН» возле села Тимерязев Задонского района произошло ДТП.

Там столкнулись автобус «Вольво», следовавший по маршруту «Горловка Луганская область – Москва», и грузовой автомобиль «Ивеко».

По предварительным данным, в районе пункта взимания платы водитель грузовика нарушил дистанцию, сообщили в пресс-службе УМВД по Липецкой области.

Таким образом, недооценивать опасность той ситуации (даже маловероятной), когда автобус попадает в ДТП, не стоит ни при каких обстоятельствах. Намного более удачной идеей может быть теоретическая подготовка к самым разным рискам вместе с сайтом «Доедем классно» с надеждой на то, что полученные знания никогда не придется применять на практике.

Правила безопасного поведения в автобусе: как снизить риск на случай, если автобус попадет в дтп?

Как и в случае с любой другой чрезвычайной ситуацией, авария автобуса – это то, что лучше предусмотреть заранее. В рамках разумного, правила безопасного поведения существенно снижают риск получить повреждения в случае ДТП.

Первый простой постулат для пассажиров совпадает с любыми другими транспортными средствами: использовать ремни безопасности можно и нужно.

В случае лобового удара о неподвижное препятствие человек отправляется в увлекательный полет по салону, который часто заканчивается тяжелыми травмами или даже гибелью.

По статистике, даже при скорости 40 км/ч авария автобуса для пристегнутого пассажира оказывается в 2-3 раза менее травматичной. Впрочем, далеко не всегда кресла в таких машинах оборудованы ремнями. Именно поэтому еще более актуальным становится выбор наиболее безопасного места в салоне.

По статистике, эффективно снизить риск на случай, если автобус попадет в ДТП, позволяет посадка на правый ряд сидений, на кресла вдоль прохода, где-то в середине салона.

Изучение поведения водителя в момент опасности, типичные варианты столкновений, данные о жертвах, дают основания полагать, что при правостороннем движении именно эти места – самые безопасные. Напротив, не стоит стремиться попасть на передние кресла.

Если происходит авария автобуса с тем же лобовым ударом, людей с передних сидений часто выбрасывает через панорамное стекло со всеми вытекающими для них последствиями.

Еще один важный фактор – это готовность пассажира эффективно воспользоваться запасными и аварийными выходами.

С первого взгляда – и разговаривать-то не о чем, но ответьте для себя на вопрос: сможете ли вы в течение нескольких секунд разобраться в механизме работы аварийного люка на крыше, и открыть его? Ведь даже в спокойной обстановке иногда уходят минуты на то, чтобы просто открыть люк на проветривание.

А что, если в салоне паника? Пожар? Что, если автобус после ДТП лежит на боку? Конечно, мы не призываем разбираться в механизмах спасения максимально детально. Тем более что все они отличаются для разных моделей автобусов.

Но всегда хорошей идеей будет при посадке мысленно отметить для себя пути эвакуации, оценить их доступность, понять, для каких окон действует общеизвестный принцип «выдерни шнур – выдави стекло», потратить несколько секунд на изучения инструкции пользования аварийным люком. Все это не занимает много времени, но, когда автобус попал в аварию, раздумывать будет уже некогда. И лучше быть готовым ко всему заранее.

Как вести себя, если авария автобуса неизбежна? что делать в первые секунды после дтп?

Если авария автобуса неизбежна, вы видите, что машина несется в сторону препятствия или на встречную полосу, важно наклониться вперед, упереться скрещенными руками в переднее кресло, и защитить ими голову. Ноги следует вытянуть, если есть возможность, упереться ими в подножку, но не подсовывать под кресло (свое или переднее). Так риск получить переломы становится заметно ниже.

В случае если авария автобуса застала вас в вертикальном положении, не рекомендуется цепляться за поручни, сиденья, других людей. При слабом ударе все будет нормально и без того, а при сильном такое поведение просто увеличит вероятность травм.

Напротив, при угрозе удара надо сгруппироваться, защитить голову, прижаться к полу. Идеально, если сила инерции бросит вас на кресла. В противном случае полет может закончиться серьезными последствиями от ударов о поручни, окна, от выпадения из салона.

Сразу после ДТП, в которое попал автобус, в салоне часто возникает паника, которая может быть самым главным препятствием на пути к спасению. Люди хаотично пытаются выбраться из покореженной машины все вместе, забывая, к сожалению, о многочисленных аварийных выходах.

Тем более что от удара главный выход может быть заблокирован. Лучшее решение в такой ситуации – не поддаваться стадному чувству, и, тем более, поддаваться принципу «выживает сильнейший». Трезво оценив обстановку, стоит искать возможности выбраться через окно, люк, задний выход.

Возможно, придется выбить стекло, если вам это окажется под силу. При этом важно обмотать руку курткой или полотенцем, чтоб защититься от порезов.

Наносить удары лучше локтем, ведь сильный удар кулаком о твердую поверхность для неподготовленного человека может закончиться серьезными повреждениями суставов.

Запах гари, который появляется в салоне в первые секунды после ДТП с участием автобуса, — верный признак пожара. Именно он – самый главный враг пассажиров после удара и, возможно, опрокидывания. Совершенно бессмысленно искать источник возгорания.

Им чаще всего оказывается двигатель или внутренняя проводка. Материалы, из которых сделан автобус и его салон, горят быстро и с выделением большого количества токсичного дыма.

Именно поэтому самое главное, что должен сделать пассажир после того, как авария автобуса все-таки случилась, — это выбраться наружу, помочь это сделать слабым и раненым, и отойти на безопасное расстояние.

В тот момент, как огонь достигнет бензобака и мягкой отделки салона, пожар в автобусе будет практически бесполезно тушить.

Напоследок, «Доедем классно» рекомендует выбирать для путешествий только проверенных, надежных транспортных операторов, и помнить, что дешевизна билетов обычно обратно пропорционально безопасности.

в Выживание в транспортных авариях

БЕЗОПАСНОСТЬ В ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ

Днем и ночью в железнодорожных поездах, автобусах и автомобилях, на морских и речных судах, на самолетах едут, плывут, летят по стране люди, едут на заводы и стройки, в учебные заведения, на курорты и в туристические лагеря. В наше время трудно найти человека, который не пользуется услугами различных видов транспорта.

Однако развитие транспортной системы, повышение ее роли в обществе сопровождается и негативными факторами, среди которых наиболее отрицательным является высокий уровень аварийности транспортных средств и дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Любое транспортное средство — источник повышенной опасности. Это связано с возможными ДТП, крушениями и авариями пассажирских поездов, воздушных и морских судов, травмами при посадке в транспортное средство и в процессе его движения.

В целом транспортно-дорожная безопасность человека как пассажира и пешехода обеспечивается высоким уровнем профессиональной подготовки водителей (машинистов, пилотов), конструктивными свойствами транспортных средств, составляющими их техническую безопасность, а также строгим и неукоснительным выполнением пассажирами, пешеходами правил пользования различными видами транспорта и правил дорожного движения.

Вместе с тем участники транспортного потока в силу неправильных действий либо поведения могут создавать опасные транспортно-дорожные ситуации как на самом транспортном средстве, так и вне его. При этом под участниками транспортного потока понимаются лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения как водитель (машинист, пилот и т. п.), пассажир транспортного средства либо пешеход.

Не все опасные ситуации разрешаются благополучно, значительная их часть заканчивается транспортными авариями. Транспортная авария — это происшествие, повлекшее за собой гибель или телесное повреждение людей либо повреждения транспортных средств, сооружений и грузов.

Лучший способ повысить личную транспортно-дорожную безопасность — это не создавать аварийные ситуации, а в случае их возникновения (независимо, вследствие чего они возникли) успешно им противодействовать.

ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ

В единой транспортной системе важное место занимает городской транспорт. Он представлен различными видами транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов. Это — автобусы, трамваи, троллейбусы, такси, грузовые и личные автомобили, а также метрополитен.

Интенсивность транспортных потоков, низкая квалификация водителей, недисциплинированность участников дорожного движения и другие обстоятельства являются причиной огромного количества аварий (в основном автодорожных), многие из которых заканчиваются трагически.

Основными видами аварий городского транспорта являются: опрокидывания, столкновения транспортных средств, наезды на пешеходов, животных и неподвижные препятствия.

В настоящее время автомобильный транспорт стал наиболее опасен. Его жертвами становятся водители, пассажиры и пешеходы.

При пользовании услугами городского транспорта и в повседневной жизни следует всегда помнить следующие правила личной безопасности, выполнение которых увеличит ваши шансы избежать аварийных ситуаций, а в случае их возникновения — выйти c меньшим ущербом для здоровья.

Возьмите себе за правило двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а где их нет — по обочине. Вне населенных пунктов при движении по обочине или краю проезжей части идите навстречу движению транспортных средств. Проезжую часть пересекайте по пешеходным переходам, в том числе по подземным и наземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочине. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить проезжую часть на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение регулируется, руководствуйтесь сигналами светофора или регулировщика. В других случаях выходите на проезжую часть только после того, как убедитесь, что переход безопасен и вы не создадите помех транспортным средствам.

Не выходите из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии движущихся транспортных средств.

Ожидайте общественный транспорт на посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине.

При пользовании общественным транспортом придерживайтесь следующих правил:

1. Садитесь в транспортное средство и выходите после полной его остановки.

2. Старайтесь занять место в средней части салона у стенки, а не в проходе.

3. Не становитесь около дверей, никогда не используйте их как опору.

4. Чтобы исключить опасные соударения с деталями внутреннего оборудования транспортных средств, держитесь за вертикальные и горизонтальные поручни, дуги спинок кресел, используйте ремни безопасности и т. п.

5. Во время движения не отвлекайте водителя от управления транспортным средством.

6. Не засыпайте во время движения, потому что при резком изменении скорости можно получить травму шеи, а также опоздать со своевременной и адекватной реакцией на опасную ситуацию.

7. Если вы поняли, что авария неизбежна, займите соответствующее фиксированное положение. Например, если вы сидите в кресле, то наклонитесь вперед и положите в скрещенном положении ваши руки на кресло, расположенное впереди вас. Прижмите голову к рукам. Продвиньте ноги вперед, насколько это возможно, но не пытайтесь просунуть их под кресло, находящееся перед вами, так как, если кресло сломается, оно может повредить ваши ноги.

8. Заставьте себя сохранять спокойствие и не делать ничего, что может дезорганизовать окружающих (не кричите и не паникуйте).

9. Если необходимо, вызовите «Скорую помощь» и сообщите о случившемся в милицию.

Среди общественного транспорта в крупных городах особое место занимает метрополитен, который является транспортным средством повышенной опасности. Риск для жизни людей, пользующихся метрополитеном, возникает при движении на эскалаторе, ожидании поезда на платформе, а также при проезде в вагоне поезда.

Лучший способ избежать неприятностей — соблюдение несложных правил пользования метрополитеном.

При нахождении на эскалаторе следует стоять справа, лицом по направлению движения, держась за поручень, проходить с левой стороны; не следует бежать по эскалатору, сидеть на его ступеньках, прикасаться к неподвижным частям балюстрады эскалатора. Не задерживайтесь при сходе с эскалатора, при этом не забывайте своевременно поднимать коляски, тележки, сумки на колесах и вещи.

На платформе в ожидании поезда не заходите за ограничительную линию у края платформы. Не спускайтесь на пути; при необходимости поднять с путей оброненную вещь, обращайтесь к дежурному по станции.

Не подходите к вагону до полной остановки поезда. Заходите в вагон быстро, но без суеты. Старайтесь занять место в средней части вагона. Не прислоняйтесь к дверям, не задерживайте их закрытие и открытие на остановках. Воздержитесь от перевозок пожаро-, взрывоопасных и токсичных веществ и материалов. В случае возникновения опасности для жизни людей или угрозы безопасности движения через переговорное устройство сообщите об этом машинисту поезда. При остановке поезда на перегоне сохраняйте спокойствие, при длительной стоянке (более 10 минут) получите необходимую информацию от поездной бригады.

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

Обеспечение безопасности полетов является основной проблемой с момента возникновения авиации. В отличие от других транспортных средств отказ летательного аппарата практически неизбежно приводит к катастрофическому исходу. В среднем каждый год в мире происходит 60 авиакатастроф, в 35 из которых гибнут все пассажиры и экипаж. Однако сравнительный риск полетов свидетельствует о другом: ежегодно в мире на дорогах гибнет около 300 тыс. человек, в то время как в авиакатастрофах — менее 2 тыс. человек. Риск попасть под машину в 10-15 раз выше риска погибнуть в авиакатастрофе.

Ниже приводятся советы, рекомендации, выполнение которых должно увеличить шансы пассажиров на спасение в любой аварийной ситуации — в полете, на земле или на воде, а также при захвате самолета террористам:

1. Решив воспользоваться услугами воздушного транспорта, подумайте, какую верхнюю одежду и обувь брать в дорогу, в любом случае надевайте пальто (пиджак, жакет), сделанное из трудновозгораемого и труднорасплавляемого материала.

2. Лучше не надевать туфли на высоких каблуках, но если вы их надели и придется воспользоваться надувным спасательным трапом, то несите их с собой, когда будете покидать самолет.

3. Как только вы окажетесь за бортом, наденете их снова.

4. Если у вас есть возможность выбрать местоположение вашего кресла, выбирайте то, что расположено рядом с выходом и по возможности ближе к середине или хвосту самолета.

5. При каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы ваш ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер.

6. Узнайте, где располагаются выходы (основные и аварийные) на вашем самолете, как они открываются и когда их не надо открывать (не открывают тогда, когда за бортом непосредственно у выхода пожар или густой дым).

7. Продумайте, какое фиксированное положение вам следует занять, если произойдет авария. Это положение зависит не только от того, сидите вы лицом по ходу движения или против, но и от того, на каком расстоянии находится ваше кресло от кресла, расположенного впереди вас.

8. Важным фактором, определяющим вашу выживаемость в аварии, является то обстоятельство, зафиксировали ли вы себя в подходящем положении.

9. Будьте в курсе событий, происходящих за бортом самолета. Если происходящее за бортом самолета указывает на то, что аварийная посадка неизбежна, займите нужную фиксированную позу.

10. Если значительная часть вашего полета проходит над водной поверхностью, вам следует знать до взлета, какого рода индивидуальные плавсредства имеются на борту и порядок пользования ими. Если предполагается, что вам понадобится спасательный жилет, надлежит удостовериться, что он находится рядом с вашим креслом.

11. Если произошел пожар в полете, не надо впадать в состояние безысходности и терять всякую надежду на спасение, даже если пожар достаточно обширный и салон заполняется дымом. Если у вас есть время, чтобы подготовиться к аварийной посадке, то защититесь от огня, покрыв как можно большую часть вашей кожи одеждой. Как можно меньше дышите воздухом, который содержит дым.

12. Когда самолет совершит вынужденную посадку, быстро двигайтесь к выходу.

13. Если из-за сильной задымленности трудно видеть или дышать, пригнитесь или ползите к выходу на четвереньках, но двигайтесь быстро.

14. Не бросайтесь сквозь стену огня, пока не будете абсолютно уверены, что нет другого пути для эвакуации.

15. Не следует думать, что по ту сторону огненной стены все безопасно.

16. Пассажиры и экипаж самолета могут оказаться в экстремальной ситуации иного плана, например самолет захвачен террористами.

Что делать, когда самолёт захвачен террористами?

1. В захваченном террористами самолете оставайтесь на своем месте, постарайтесь не привлекать внимания, займите себя чтением, письмом, разговорами.

2. Только не задавайте вопросы террористам и не смотрите им в глаза.

3. Выполняйте требования террористов, не создавая конфликтных ситуаций, спрашивайте разрешения передвинуться, сходить в туалет, открыть сумочку и т. п.

4. Попросите террористов освободить детей, женщин и престарелых, попробуйте растрогать их, показывая фото семьи, детей, или симулируйте плохое самочувствие.

5. Если ваш самолет штурмует группа захвата, ложитесь на пол и оставайтесь там до конца операции, не мешая ее проведению.

6. При применении слезоточивого газа дышите через мокрый платок, быстро и часто моргайте, вызывая слезы.

7. Покидайте самолет только после команды спасателей.

8. При освобождении выходите как можно скорее, вещи оставляйте в салоне (возможен взрыв или пожар).

9. Выйдя наружу, выполняйте команды группы захвата.

10. Чтобы не стать случайной жертвой в перестрелке, не бегите.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

Этот вид транспорта существенно проигрывает авиационному — в удобстве и гибкости обслуживания пассажиров. Однако в пригородных перевозках, в обеспечении связи больших городов с городам и спутникам и железнодорожный транспорт не имеет себе равных.

Пассажир, воспользовавшись услугами железнодорожного транспорта, находится в зоне повышенной опасности. Это связано с возможными крушениями и авариями пассажирских поездов, травмами при посадке и движении поезда, нарушениями пожарной безопасности. Постоянную опасность представляет система электроснабжения. Особенно опасно, если в результате аварии провода линий электропередач оказываются внизу: может произойти поражение не только от непосредственного контакта, но и от шагового напряжения. Кроме того, по железной дороге перевозятся опасные грузы — от топлива и нефтепродуктов до радиоактивных отходов. Поэтому опасность может возникнуть не только от непосредственной аварии поезда, но и от попадания его в опасную зону, образовавшуюся вследствие аварии на других объектах, расположенных вблизи железнодорожного пути.

Опасными зонами на железнодорожном транспорте являются: железнодорожные пути и переходы, вокзалы, посадочные платформы и собственно вагон. Большую опасность для пассажиров представляет загорание или пожар в пассажирском вагоне. Опасность возникновения пожара в пассажирском вагоне усугубляется сосредоточением в нем большого количества людей, отдаленностью находящегося в пути поезда от пожарных подразделений, быстрым повышением температуры в очаге пожара с образованием токсичных газов и трудностью эвакуации пассажиров, особенно на перегонах в ночное время.

Для обеспечения пожарной безопасности пассажиров кроме первичных средств пожаротушения (огнетушители и пр.) в вагонах современной постройки устанавливаются системы пожарной сигнализации «Тесла» и аварийные выходы — по два выхода в боковых окнах третьего и шестого пассажирских отделений со стороны поперечных диванов. Для информации пассажиров об аварийных выходах на стене около электрического кипятильника имеется надпись: «Вагон оборудован дополнительными аварийными выходами через окна 3-го и 6-го купе». Кроме того, около каждого опускного окна рядом с рычагом для открытия имеется надпись-инструкция: «При аварии рукоятку повернуть на себя до упора (сорвав предварительно пломбу). Нажать от себя на ручку-защелку окна. При воздействии силы на рычаг оконные рамы опускаются, полностью освобождая оконный проем размером 660-1020 мм.

Травматизм пешеходов и пассажиров на железнодорожном транспорте — случайность, но он возможен, как правило, вследствие неисправности подвижного состава и путевого хозяйства, нарушения правил пользования средствами транспорта, правил по безопасности движения и правил пожарной безопасности.

Какие правила следует соблюдать пешеходам и пассажирам, чтобы уменьшить риск стать жертвой железнодорожного транспорта?

1. При движении вдоль железнодорожного пути не подходите ближе 5 м к крайнему рельсу.

2. На электрифицированных участках не поднимайтесь на опоры, а также не прикасайтесь к спускам, идущим от опоры к рельсу, и лежащим на земле электропроводам.

3. Подходя к железнодорожному переезду, внимательно следите за световой и звуковой сигнализацией, а также положением шлагбаума.

4. Переходите пути при открытом шлагбауме, а при его отсутствии — когда нет близко идущего подвижного состава.

5. При ожидании поезда не устраивайте на платформе подвижные игры.

6. Не бегайте по платформе рядом с вагоном прибывающего (уходящего) поезда и не стойте ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки.

7. Подходите непосредственно к вагону после полной остановки поезда.

8. Посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы; будьте внимательны — не оступитесь и не попадите в зазор между посадочной площадкой вагона и платформой.

9. На ходу поезда не открывайте наружные двери тамбуров, не стойте на подножках и переходных площадках, а также не высовывайтесь из окон вагонов.

10. При остановке поезда на перегоне не выходите из вагона.

11. Двери купе в купейных вагонах фиксируйте замками в крайних положениях — открытом полностью или закрытом, — при резких толчках на ходу поезда вы избежите травм от произвольного движения незафиксированных дверей.

12. Курите только в установленных местах, в нерабочих тамбурах, не применяйте в вагонах открытый огонь и бытовые приборы, работающие от вагонной электросети (чайники, утюги, электроплитки); не перевозите в вагонах легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества.

13. Познакомьтесь со схемой эвакуации пассажиров при аварийных ситуациях.

14. Если вы неуверенно чувствуете себя на верхней полке, попросите проводника перевести вас на нижнее место или предоставить ремни безопасности.

15. В случае экстренной эвакуации из вагона старайтесь сохранять спокойствие, берите с собой только самое необходимое; громоздкие вещи, которые могут препятствовать быстрой эвакуации и загромождать коридоры, оставьте в вагоне. Окажите помощь при эвакуации пассажирам с детьми, престарелым, инвалидам, глухонемым. При выходе через боковые двери и аварийные выходы будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд.

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Риск для жизни человека при пользовании услугами морского транспорта существенно выше, чем на авиационном и железнодорожном, но ниже, чем на автомобильном.

Основными причинами гибели судов являются посадки на грунт, столкновения, опрокидывания и пожары. Во всех этих случаях гибель людей возможна в результате воздействия факторов, явившихся непосредственной причиной аварии. В процессе развития аварии при угрозе гибели судна возникает необходимость эвакуации людей. Эта операция сама по себе связана с определенным риском для жизни людей, особенно в условиях взволнованной водной поверхности. Наибольшую опасность представляют отказы спусковых устройств, которые могут быть обусловлены скоротечностью аварии (например, при внезапном опрокидывании) или чрезмерным креном. Из-за невозможности покинуть судно люди попадают в чрезвычайно сложную обстановку, когда их шансы на спасение минимальны.

При спуске на воду спасательных средств возможны следующие негативные последствия: шлюпка может опрокинуться, застрять у нижележащей палубы, сильно удариться о борт судна и т. д. Причиной гибели людей может быть удар о воду сбрасываемой спасательной шлюпки; опасность для жизни может возникнуть из-за неправильного использования спасательного жилета, применяемого при прыжке в воду с гибнущего судна с большой высоты (6-15 м).

Благополучно покинув судно, человек может находиться в спасательном средстве коллективного пользования или в воде. Во втором случае индивидуальное спасательное средство должно обеспечивать его безопасное положение в воде. При длительном пребывании в воде причинами смерти могут стать гипотермия (переохлаждение организма) и истощение. Гипотермия представляет главную опасность и для спасающихся в шлюпках и на плотах, особенно если их одежда намокла. При длительном пребывании людей в коллективных спасательных средствах опасность для жизни может возникнуть из-за недостатки воды и пищи.

На судах у каждого пассажирского места закрепляется каютная карточка пассажира на русском и английском языках, в которой указаны: значение сигналов тревоги; место сбора пассажиров по тревоге; номер и местонахождение спасательной шлюпки; иллюстрированная краткая инструкция по надеванию спасательных средств индивидуального пользования с указанием места их хранения.

Каждый пассажир должен знать содержание каютной (личной) карточки пассажира, которая прикрепляется над койкой и при выходе из каюты.

Существуют три сигнала судовых тревог:

«Общесудовая тревога» — один продолжительный сигнал звонком громкого боя в течение 25-30 секунд, после чего объявление «Общесудовая тревога» по общесудовой трансляции в принудительном режиме работы. В случае пожара при стоянке в порту в добавление к этим сигналам производятся частые удары в колокол и подается длинный сигнал судовым тифоном. Тревога объявляется при возникновении аварийной ситуации либо в предаварийный период, когда становится ясно, что аварии не избежать. Однако это не означает — «Покинуть судно».

Тревога «Человек за бортом» — три продолжительных сигнала звонком громкого боя подаются 3-4 раза. Вслед за этим по общесудовой трансляции подается объявление голосом с указанием номера шлюпки к спуску. Тревога относится только к членам экипажа судна.

«Шлюпочная тревога» — семь коротких и один длинный сигнал звонком громкого боя, повторяемые 3-4 раза, и вслед за этим объявление голосом по общесудовой трансляции. Подается в том случае, когда состояние аварийного судна не оставляет надежд на успех борьбы за живучесть и судно должно неминуемо погибнуть; объявляется только по распоряжению капитана.

При проведении учений по всем видам тревог объявление голосом по трансляции предваряется словом «учебная».

При объявлении тревог пассажирам следует сохранять спокойствие, строго выполнять установленный на судне порядок и все указания членов экипажа судна.

По общесудовой тревоге следует зайти в каюту, надеть теплую одежду, индивидуальное спасательное средство (спасательный жилет или нагрудник) и ждать дальнейших распоряжений. Порядок надевания индивидуального спасательного средства указан в каютной карточке пассажира.

По тревоге «Человек за бортом» выход пассажиров на открытые палубы запрещен.

По шлюпочной тревоге члены экипажа, ответственные за безопасность пассажиров, выведут вас к месту посадки в коллективные спасательные средства. При этом брать с собой багаж не разрешается. Садиться в шлюпки, если возникает такая необходимость, разрешается только по команде администрации судна.

Посадка людей в открытые спасательные шлюпки может в зависимости от гидрометеоусловий производиться по трапу, по шторм-трапу, со шлюпочной палубы, со специальной площадки в месте крепления шлюпки по одному.

Посадка людей в надувной спасательный плот может осуществляться по шторм-трапу, надувному желобу, прыжком в плот, прыжком в воду и последующим входом в плот из воды. Следует отметить, что последний способ для необученного человека является совершенно непреодолимым барьером.

Как же следует вести себя, оказавшись в воде?

1. Чтобы замедлить наступление охлаждения, увеличив тем самым сроки пребывания в воде низкой температуры, нужно держать голову как можно выше над водой, поскольку более половины всех теплопотерь организма приходится на ее долю.

2. Удерживать себя на поверхности воды, стараясь затрачивать минимум физических усилий, поскольку при активных плавательных движениях, наряду с увеличением теплопродукции, нарастают и теплопотери, а следовательно, энергетические резервы организма окажутся быстрее израсходованы.

3. Кроме того, при активных движениях прилежащий к телу и чуть подогретый его теплом слой воды замещается новым холодным, и дополнительная изоляция, создаваемая водой, пропитавшей одежду, тоже нарушается.

4. Активно плыть к берегу в шлюпке следует только в том случае, если она находится на расстоянии, которое можно преодолеть за 30-40 минут.

5. Оказавшись на спасательном плоту или в шлюпке, стремитесь подавить в себе растерянность, сохранить самообладание и веру в то, что вас ищут, найдут и спасут; неукоснительно выполняйте указания лидера группы.