Правительственная комиссия по импортозамещению состав
Государственная поддержка экспортеров
УДК 339.564 Галина Александровна ОРЛОВА,
ББК 65.428 кандидат экономических наук, доцент, Всероссийская академия
Г-726 внешней торговли (119285, Москва, ул. Пудовкина, 4А),
кафедра мировой и национальной экономики — профессор,
Юрий Анатольевич САВИНОВ,
доктор экономических наук, профессор, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, ул. Пудовкина, 4А), кафедра технологии внешнеторговых сделок — профессор,
e-mail: taranovskaya.e@mail.ru
Аннотация
Авторы рассматривают в статье объективные факторы, способствующие развитию систем поддержки экспортной деятельности в разных государствах, в частности усиление конкуренции на внешних рынках и применение странами-импортерами разнообразных методов нетарифной поддержки национальных производителей, а в марте текущего года и введение новых импортных пошлин на сталь и алюминий в США. В статье рассматриваются меры по содействию производственной деятельности национальных компаний в условиях усиления иностранной конкуренции, и по расширению поставок на внешние рынки, подчеркивается усиление поддержки отечественных экспортеров в России.
Ключевые слова: экспортная деятельность, государственная поддержка, ограничения импорта, усиление конкуренции.
3 — 2018
Российский внешнеэкономический вестник
33 Q
State support of exporters
Galina Aleksandrovna ORLOVA,
ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТЕРОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Развитие внешней торговли многих как развитых, так и развивающихся стран осуществляется при активном участия государства, формирующего соответствующие экономические, финансовые и организационные условия внешнеэкономической деятельности резидентов. В частности для этого необходимо эффективное налоговое регулирование ВЭД, информационно-консультационная и дипломатическая помощь. Для российских экспортеров также необходима своевременная защита экономических интересов в международной торговле, а также и необходимо обеспечение благоприятной среды расширения экспорта. Важно учитывать после-
^ 34
Российский внешнеэкономический вестник
3 — 2018
кризисные реалии, перемены в сферах влияния лидирующих игроков на аренах мировой экономики, а также задачи, поставленные Российской Федерацией для улучшения перспектив развития собственной социально-экономической системы.
Все это обеспечивается государственной поддержкой экспорта. По свой сути эта поддержка направлена на укрепление конкурентоспособности национальных компаний на международных рынках, создание условий для лучшего продвижения интересов национального бизнеса на внешние рынки и имеет наступательный характер. Эта поддержка используется компаниями-экспортерами для сокращения рисков и издержек, что в конечном итоге способствует росту доходов, развитию бизнеса, росту занятости населения, положительно сказывается на бюджете страны и повышает устойчивость роста экономики.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Выявление и анализ особенностей развития современных систем поддержки экспорта в развитых странах, новых тенденций применения поддержки вывоза товаров в странах с быстроразвивающейся экономикой странах Восточной Европы и СНГ в условиях, неблагоприятных для ведения внешнеэкономической деятельности, связанных с кризисными явлениями в мировой экономики является одним из условий объективной оценки успешности становления и функционирования системы поддержки экспорта в России.
В условиях кризиса и последующей нестабильности мировой экономики практически правительства многих государств в той или иной мере предпринимают определенные действия для стабилизации дальнейшего развития экономики и повышения эффективности функционирования систем поддержки экспорта, что позволило институтам и структурам, работающим в этой сфере, расширить перечень мер и провести их модернизацию, разработать новые продукты, привлечь дополнительные ресурсы из частного сектора.
В отношении продаж на внешних рынках следует отметить, что прямая поддержка фирм-экспортеров финансовыми методами не разрешена правилами Всемирной торговой организации. Поэтому государственные органы, регулирующие внешнюю торговлю изыскивают новые инструменты, позволяющие обеспечить укрепление позиций национальных компаний на внешних рынках. Одним из таких инструментов является понижение курса национальной валюты. Такой метод применяет в настоящее время Китай.1
Российские компании также испытывают необходимость государственной поддержки экспорта. Сложность ситуации на мировом рынке черных металлов заключается в том, что российский стальной бизнес вынужден конкурировать на мировом рынке не с заведомыми аутсайдерами, а с компаниями, за спиной у которых потенциальная поддержка и ресурсы западного рынка капитала.
На мировой рынок в качестве серьезных игроков вышли новые страны, например, Китай. В 2017 году показатель потребления стали в этой стране соста-
3 — 2018
Российский внешнеэкономический вестник
35 ^
вит около 660 млн тонн (это примерно вчетверо больше, чем потреблял бывший рекордсмен — СССР), и Китай стал чистым нетто-экспортером.2 Себестоимость производства стали здесь ниже, чем в развитых странах, а качество продукции достаточно высокое — экспортная продукция производится на самых современных заводах, расположенных почти непосредственно в портах. Основанием китайского «металлургического чуда» является очень дешевая рабочая сила. Средняя зарплата китайского металлурга, по данным Metals Consulting International Limited и Bureau of Labor Statistics, составляет лишь около 1,1долл. в час (ниже только в Индии). При этом в России аналогичный показатель составляет порядка 2,3 долл., в Бразилии — 3,2 долл., Тайване — 6,4 долл., Японии — 21,7 долл., США — 23,8 долл. Самые высокие зарплаты у сталепроизводителей Европы, в частности в Германии (34,1 долл.), Швеции (29,7 долл.), Великобритании (25,3 долл.) и Франции (26 долл.).3 В результате по некоторым видам продукции китайские бизнесмены уже далеко опередили российских в плане объемов экспорта.
Следует отметить, что, хотя многие страны не скрывают желания помочь своим экспортерам в действиях на внешнем рынке, официально представители этих государств никаких заявлений о прямой поддержке экспорта не делают. Государство не участвует в решении многих системных проблем металлургии, переадресовывая эти решения самим компаниям. Однако в периоды обострения конкуренции на внутреннем рынке правительство в большинстве случаев выступает в защиту их интересов. Вместе с тем мировой опыт показывает, что решающая роль в развитии металлургии принадлежит именно государству. Решения о строительстве крупных металлургических заводов принимаются исходя из макроэкономических или геополитических задач. Освоение и развитие сырьевой базы ведется также под контролем и при участии государства. Даже если в качестве инициаторов проектов выступают транснациональные корпорации, строительство предприятий сопровождается заключением соглашений на государственном уровне, что является эффективным способом снижения рисков.
В идеале, решения о развитии национальной металлургии в интересах национальной экономики должны приниматься на этапе, когда соответствующая перерабатывающая промышленность еще только формируется. Поэтому возможности развития металлургии на основе рыночных механизмов крайне ограничены. К мерам, направленным на развитие металлургии, по опыту стран ЕС и США, следует отнести практику защиты внутреннего рынка от поставок металлургической продукции по импорту. Так, в марте 2018 г. Президент США Д. Трамп объявил о введении пошлин на ввоз в США металла: о введении 25-процентного тарифа на импорт стали и 10-процентной пошлине на ввоз алюминия. Это самый жесткий вариант ограничений из тех, что предложило президенту Министерство торговли. 4
^ 36
Российский внешнеэкономический вестник
3 — 2018
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ
Государственная поддержка национальной промышленности, в частности черной металлургии на мировом рынке в настоящее время складывается из мер по укреплению позиций национальных копаний на внутреннем рынке путем ограждения их деятельности от экспансии зарубежных конкурентов (введение импортных пошлин, запрета на ввоз аналогичной продукции из ряда стран) и по продвижению национальных товаров на рынки других стран. Например, в период кризиса 20082009 годов российские власти с целью поддержки отечественных предприятий запретили ввоз китайского вагонного литья. Через четыре года, когда спрос на железнодорожные вагоны возрос более чем в пять раз, российские производители оказались не готовы удовлетворить потребности рынка.5 Запрет был снят.
В 2015 — 2017 гг. подобная практика получила широкое распространение. Страны, являющиеся основными импортерами дешевой китайской и российской стали, в последние полтора года все чаще стали прибегать к введению повышенных импортных пошлин с целью оградить национальные рынки и поддержать местных производителей. США уже блокируют поставки около 30 видов стальной продукции из КНР. Министерство торговли США ведет рекордное за 15 лет количество антидемпинговых расследований, две трети из которых касаются иностранных сталелитейных компаний, большинство из них — из Китая. В 2015 году. В декабре 2016 года США ввели антидемпинговые пошлины в отношении импорта холоднокатаной полосовой стали из Китая на уровне 227,29% от таможенной стоимости. Индия продлила действие пошлин на импорт китайской стали на уровне 57,39%.
Оградительные пошлины вводятся и в отношении российской стали. Так, в мае 2015 года США вышли из соглашения с Россией о неприменении антидемпинговых пошлин, а в декабре министерство торговли США ввело пошлины в отношении импорта холоднокатаной полосовой стали из России. В марте 2015 года Иран увеличил импортные пошлины на зарубежную сталелитейную продукцию на 10-20%. Мексика, один из основных импортеров стали в Латинской Америке, ввела заградительную пошлину в размере 15% в конце сентября 2015 года. Турция повысила импортные пошлины с 12 до 30-40% на стальные прутки. Ввел пошлину в размере 21% на горячекатаные рулоны и толстый лист и Таиланд.6
Наряду с ограждением внутреннего рынка от иностранной конкуренции государственные структуры многих стран осуществляют поддержку развитию производственного потенциала своих компаний. Именно в этом ключе следует рассматривать политику ряда государств-экспортеров черных металлов. Например, в Европейском союзе объявлена система выдачи грантов с целью повысить конкурентоспособность европейских предприятий. Разработан «Рабочий документ Европейской Комиссии» с указанием ее руководящих принципов для программы
3 — 2018
Российский внешнеэкономический вестник
37 ^
помощи в сфере научных исследований и инноваций в 2018-2020 годы. Цель программы — внедрение цифровых технологий и снижение уровня выброса углекислого газа («Оцифровка и «декарбонизации» промышленности) представляют два важнейших приоритета в рамках программы создания «завода будущего». На эти проекты («Горизонт 2020») запланировано выделить в общей сложности около 20 миллиардов евро, а вся программа помощи научным исследованиям и инновациям в Европейском Союзе предусматривает выделение на разработку различных проектов «завода будущего» около 120 миллионов евро.7
Активно поддерживает новые проекты китайское правительство. Например, существенную поддержку национальному металлургическому производству в Китае окажет реализация проекта «Один пояс, одна дорога», более известного как «Новый Шелковый путь». Это — сеть дорог, портов, железных дорог и энергетических объектов, реализация которых потребует инвестиций более 1000 млрд долл. Этот новый промышленный центр будет экспортировать многие товары из Китая. Пекин уже начал строительство указанного промышленного центра — города Кси-онган (Xiongan — около порта Тяньцзинь), его площадь составит 2 000 квадратных километров, что в 19 раз крупнее Парижа. Для строительства города в течение 10 лет по оценкам Wood Mackenzie потребуется 20 млн т стали (одна треть от общего производства корпорации ArcelorMittal), 400 тыс. т алюминия и 250 тыс. т меди.8
Во многих промышленно развитых государствах развитию экспорта оказывается посильная, не запрещаемая в рамках ВТО, поддержка. В США на поддержку экспорта из федерального бюджета ежегодно выделяются значительные суммы средств и государственная финансовая поддержка в США реализуется по целому ряду направлений, в т.ч.:
□ оказание поддержки национальным компаниям путем предоставления кредитов гарантий по кредитам и страхования сделок;
□ использования механизма экономической помощи для защиты интересов американских экспортеров;
□ предоставления кредитных гарантий экспортерам сельскохозяйственной продукции и пищевых товаров;
□ предоставление поддержки проектам американским компаниям, способствующим снизить риски для окружающей среды и финансирование иностранных покупателей при приобретении американского оборудования и технологий в части производства экологических товаров и услуг;
□ оказание помощи американским компаниям путем предоставления и гарантирования кредитов при осуществлении ими средне- и долгосрочных инвестиций за рубежом (в развивающихся странах и СНГ) и др. 9
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В системе финансовой поддержки экспорта США важнейшим субъектом является финансовый институт правительства страны Экспортно-Импортный банк Соединенных Штатов Америки (англ. The Export-Import Bank of the United States —
^ 38
Российский внешнеэкономический вестник
3 — 2018
Exim Bank). Банк ежегодно перечисляет на финансирование экспортных контрактов до 15 млрд долл., основная доля которых приходится на экспортные кредиты.
Особое место в системе поддержки экспорта в США занимает и поддержка малых предприятий. Более 85% из числа поддержанных государством сделок приходится на малые и средние компании и в условиях нестабильности мировой экономики Эксимбанк разрабатывает и предлагает новые продукты для поддержки их экспортной деятельности.
Примером такого нового продукта для малого бизнеса является «Глобальный экспресс-кредит», специально разработанный для обеспечения кредитования краткосрочных оборотных средств, благодаря чему экспортеры имеют право на 6- или 12-месячную возобновляемую кредитную линию в объеме до 500 тыс. долл.10 В этой пилотной программе участвует ряд финансовых институтов (кредиторов) в разных регионах США. Использование «Глобального экспресс-кредита» увеличивает ликвидность малого бизнеса выходящего на внешний рынок за счет финансирования бизнеса, а не финансирования конкретных экспортных операций.
Другим интересным продуктом разработанным с учетом условий нестабильности мировой экономики и изменений конъюнктуры мировых рынков для малого бизнеса США, является экспресс-страхование. Продукт упрощает доступ экспортеров, субъектов малого бизнеса к кредитному страхованию их экспортной выручки облегчает получение финансирования в случае дебиторской задолженности. Сумма обеспечение может достигать 300 тыс. долл. и быть получена в течение до пяти рабочих дней. Одновременно предусмотрены и исключения, когда сумма запроса может превышать 300 тыс. долл., однако для рассмотрения такой заявки предусмотрено дополнительное время.11
Эти и другие новые финансовые продукты, предложенные «Эксимбанком» США в последнее время направлены на повышение международной конкурентоспособности национальных экспортеров — субъектов малого и среднего бизнеса, расширение географии и объемов их внешнеэкономической деятельности (выходу и закреплению на новых рынках, увеличению числа клиентов и др.), одновременно способствуют увеличению рабочих мест в стране, решают важные социальные проблемы. Таким образом, государство проявляет заинтересованность в развитии малого бизнеса в стране и старается помочь экспортерам выйти на новые рынки ограждая их от различных проблем. Отличительные положительные особенности предлагаемых новых продуктов «Эксимбанка» для малого и среднего бизнеса определяются:
□ ускорением и упрощением самого процесса страхования заявление;
□ возможностью проектного финансирования для мелкомасштабных проектов по инновационным направлениям развития, в частности развитию технологий применения возобновляемых источников энергии;
3 — 2018
Российский внешнеэкономический вестник
39 Q
□ увеличением ликвидности малого бизнеса поставщиков товаров и услуг -американских экспортеров;
□ обеспечением доступа к страхованию частного сектора для покрытия рисков неплатежей иностранными покупателями и др.
Другим субъектом системы поддержки экспорта в США и оказывающая помощь американским компаниям является Корпорация зарубежных частных инвестиций ОПИК. Корпорация была учреждена в 1971 году в качестве агента Правительства США, которая оказывает помощь американским компаниям путем предоставления и гарантирования кредитов при осуществлении ими средне- и долгосрочных инвестиций за рубежом (в развивающихся странах и СНГ).12
Сегодня ОПИК привлекает частный капитал для участия в решении ряда важнейших задач экономического развития с учетом политики США. ОПИК работает с частным сектором США и помогает американским предприятиям получить возможность работать на развивающихся рынках способствует увеличению доходов компаний, созданию дополнительных рабочих мест и возможности для роста как у себя в стране, так и за рубежом. ОПИК предоставляет инвесторам финансирование, гарантии страхование политических рисков а также поддержку частного капитала акционерных инвестиционных фондов, т.е. осуществляет традиционную для подобных институтов деятельность.
МЕРЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ
В России вопрос выбора государственной политики в отношении металлургии ограничен доступными механизмами экономического регулирования. Однако не менее важным представляется формирование согласованных целевых ориентиров отраслевого развития. В соответствии с мировым опытом, экономический рост в стране будет сопровождаться ростом затрат в металлургии, поскольку возрастет спрос и, соответственно, стоимость энергетических и трудовых ресурсов. В то же время этот негативный эффект будет компенсироваться за счет роста производства и сбыта продукции с высокой добавленной стоимостью. Экономический рост также будет способствовать изменению системы отношений между производителями и потребителями металлопродукции. Рынок производителя постепенно уступит место рынку потребителя. Соответственно, возрастут затраты металлургов на освоение новых видов продукции, будет усиливаться конкуренция с импортным металлом в высокодоходных сегментах рынка.
Только за последние годы запущено более 150 проектов поддержки экспорта. На реализацию программ по поддержке экспорта в 2017 году выделено более 26 миллиардов рублей. Этот бюджет покрывает субсидии и компенсации для экспортеров несырьевых товаров. В том числе, компенсацию затрат на международную выставочную деятельность, логистику, локализацию производств и процентных ставок по кредитам, которые привлекаются для экспортирования российских товаров.13
^ 40
Российский внешнеэкономический вестник
3 — 2018
РЭЦ через Росэксимбанк со страховкой ЭКСАРа выдает три типа кредитов, которые заточены под разные типы сделок.
Кредит покупателю. Если российский производитель продает свой товар государственной компании или государственному институту за рубежом, например, газовой государственной корпорации, то кредит покупателю — самый удобный инструмент. В этом случае у покупателя тот же кредитный рейтинг, что и у государства. ЭКСАР готов страховать не каждое государство, и, например, получить кредит государственной корпорации в Зимбабве будет невозможно. Но для сделки со страной с меньшими рисками такой кредит будет самым дешевым. Росэксим предлагает очень низкие ставки: по кредиту в долларах 2,5%, в евро около 2%, риски и гарантии покрываются из госбюджета. Предоплата может составлять 15-20% и до 80% можно получить в кредит. Это очень выгодные условия для покупателя.
Кредит экспортеру. Это рассрочка покупателю по дебиторской задолженности. Его можно использовать, если нет возможности организовать кредит покупателю. Например, партию погружных насосов заказывает не государственная корпорация, а строительная компания, которая выполняет стройку для государственной корпорации. В этом случае поставщик за счет кредита может предложить своему покупателю внести часть суммы предоплатой и оставшуюся часть после поступления товара в порт его страны. Такой кредит оформляется быстро на основании документов о кредиторской задолженности покупателю. Банк проверяет документы поставщика, счет и контракт, в котором прописаны условия рассрочки и предоплаты, сроки и условия погашения. Простота этой программы еще и в том, что поставщик может собрать все документы сам, не тратя время на ожидание документов покупателя.
Кредит банку покупателя. Это кредит банку, который, добавляя еще 1-2% на процент кредита Росэксимбанка, проводит оценку рисков в своей стране. Есть риски, которые ЭКСАР не может просчитать, находясь в России, и перепоручает эту задачу локальному банку, а Росэксимбанк получает возможность кредитовать договор.
Такую схему оптимально использовать, если поставщик регулярно экспортирует, например, при локализации производства за рубежом. Или работает с большим количеством клиентов в одной стране. В последнем случае покупатели открывают счета в одном банке, и Росэксимбанк открывает кредитную линию этому банку. Особенно это удобно для развивающихся рынков, где информации мало и риски выглядят большими. По сути, банк становится постоянным агентом Росэксимбан-ка на территории и может выдавать кредиты клиентам со страховкой ЭКСАРа.
Для поддержания национальных экспортеров в России имеется практика выдачи кредитов для развития экспортного производства. Так, компания «Мечел» объявила, что Экспертный совет Министерства промышленности и торговли России утвердил кредит Челябинскому металлургическому заводу «Мечел» (ЧМК)
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
3 — 2018
Российский внешнеэкономический вестник
41 ^
для реализации проекта по производству рельсов, балок и других структурных рулонов, предназначенных для экспорта.
Стоимость проекта составляет 1,52 млрд рублей, в том числе 300 млн рублей, которые будут предоставлены Фондом промышленного развития. Проект включает в себя приобретение технологического оборудования для создания производства изделий по европейским стандартам на базе универсального прокатного стана Челябинский металлургический завод. Часть экспортно-ориентированных продуктов в рамках проекта будет выполнена в этом году. Проект планируется полностью запустить во втором квартале 2019 года. Челябинский металлургический завод уже получил европейский сертификат соответствия для своих балок, и завод имеет статус потенциального поставщика железнодорожных услуг для немецкого железнодорожного оператора Deutsche Bahn.14
В годы ближайшей перспективы спрос на металл на мировом рынке будет в целом расти. Рост экономики Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии сопровождается ростом производства и потребления металла, ростом цен на металлопродукцию. В мире наблюдается очередной этап индустриализации, охватывающий около трети населения земного шара. Процесс индустриального развития этих стран произошел при активном участии государств, в соответствии с опытом индустриально развитых стран. Безусловно, рост металлургии в этих странах позитивно сказывается на росте металлообрабатывающей промышленности, укреплении производственного потенциала.
ПРИМЕЧАНИЯ:
^ 42
Российский внешнеэкономический вестник
3 — 2018
10 Огородников Е. Только вывозите. Специальный доклад / Экспортный потенциал среднего бизнеса. Поддержка экспорта практически во всех крупных странах — государственная задача, которой подчинена работа всех министерств и служб, в том числе таможенной и налоговой (Электронный ресурс) // http://expert.ru/expert/2015/09/tolko-vyivozite/ (Дата обращения 30.03.2017)
11 Сырцов Д.Н. Современная система государственной поддержки экспорта: использование международного опыта в российских условиях. Дисс. На соиск. Степени канд.эк.наук. М. Дипакадемия. 2014. С. 57-58.
13 Мезрина Е. 5 эффективных способов получить господдержку для выхода на экспорт // https://directorium.pro/channels/3248/4935
БИБЛИОГРАФИЯ:
Белоусова Т. А. Современная практика страхования экспортных кредитов в странах ЕС // Финансовый журнал. 2015. Т. 25, № 3. С. 91-97
Огородников Е. Только вывозите. Специальный доклад / Экспортный потенциал среднего бизнеса. Поддержка экспорта практически во всех крупных странах — государственная задача, которой подчинена работа всех министерств и служб, в том числе таможенной и налоговой (Электронный ресурс) // http://expert.ru/expert/2015/09/tolko-vyivozite/ (Дата обращения 30.03.2017)
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
3 — 2018
Российский внешнеэкономический вестник
43 Q
Сырцов Д.Н. Современная система государственной поддержки экспорта: использование международного опыта в российских условиях. Дисс. На соиск. Степени канд.эк.наук. М. Дипакадемия. 2014. .
Управление внешнеэкономической деятельностью в России: Учебное пособие. / М.Л. Постоленко. — М.: ФОРУМ, 2012. — 480 с.
Upravlenie vneshnejekonomicheskoj dejatel’nost’ju v Rossii: Uchebnoe posobie. / M.L. Pos-tolenko. — M.: FORUM, 2012. — 480 s.
^ 44
Российский внешнеэкономический вестник
3 — 2018
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Владимир Якушев вошел в состав правительственной комиссии по импортозамещению
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Владимир Якушев вошел в новый состав комиссии по импортозамещению. Соответствующее распоряжение размещено на сайте правительства РФ.
Председателем комиссии назначен заместитель председателя правительства Российской Федерации Юрий Борисов, его заместителем — министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. В новый состав также вошли министр здравоохранения Михаил Мурашко, министр энергетики Александр Новак, помощник президента Максим Орешкин, замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максим Паршин, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, министр экономического развития Максим Решетников, замминистра транспорта Алексей Семенов, министр финансов Антон Силуанов и заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Уваров.
Основными целями комиссии являются координация исполнительных органов власти РФ и органов местного самоуправления для реализации программы импортозамещения.
Как сообщалось ранее, НОСТРОЙ создало Ситуационный центр по поддержке строительной отрасли для сбора и анализа информации о проблемах, а также для выработки предложений по их решению. Соответствующее распоряжение подписал президент нацобъединения Антон Глушков.
В апреле 2014 года в рамках объявленного руководством страны курса на импортозамещение кабинет министров утвердил новую редакцию государственной программы России «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Одной из главных задач госпрограммы, рассчитанной до 2020 года, заявлено снижение доли импорта продукции, в том числе используемой отечественными производителями, в нашу страну.
В мае 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста, в том числе по импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве.
Первые решения по развитию импортозамещения были приняты в сельском хозяйстве. В октябре 2014 года, раньше, чем в других отраслях, была утверждена программа импортозамещения в сельском хозяйстве.
Программой предусмотрен комплекс мероприятий по разработке и корректировке нормативных правовых актов в сферах обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, развития производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, таможенно-тарифного регулирования, фитосанитарного и ветеринарного контроля (надзора), земельной политики и международного сотрудничества. Распоряжением Минсельхоза России от 27 марта 2015 года был утвержден перечень инвестиционных проектов, реализация которых способствует импортозамещению по приоритетным мероприятиям данной государственной программы. В перечень вошли 464 проекта. Объем инвестиций по ним — 265 миллиардов рублей.
В 2015 году Минпромторгом, Минкомсвязью, Минтрансом и Минэнерго России было разработано 20 отраслевых программ импортозамещения в гражданских отраслях промышленности.
В рамках этих программ планируется реализовать в общей сложности примерно 2,5 тысячи проектов.
Выделение средств для поддержки импортозамещения происходит в форме субсидирования и софинансирования исследований, а также предоставления грантов и преференций при государственных закупках.
Осенью 2014 года правительством была принята программа поддержки инвестпроектов, реализуемых в России на основе проектного финансирования. Эта программа была разработана с целью увеличения объемов кредитования организаций реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях. В рамках программы финансируются только отобранные в результате конкурса проекты, реализуемые до 2018 года в определенных секторах экономики: сельское хозяйство; обрабатывающая промышленность; химическое производство; машиностроение; жилищное строительство; транспорт; связь и телекоммуникации; энергетика.
Важным условием программы является требование о размещении производственной площадки реализуемого проекта на территории России.
Аналогичной мерой финансовой поддержки импортозамещения стало выделение правительством за счет средств федерального бюджета целевых займов предприятиям, реализующим проекты по импортозамещению. С августа 2014 года действует Фонд развития промышленности, в задачи которого входит финансирование проектов на предпроизводственной стадии.
Помимо прямой поддержки предприятий планируется введение специальных мер, стимулирующих импортозамещение, в том числе и за счет государственных и муниципальных закупок. Так, правительство достаточно активно пользуется правом ограничивать закупки товаров, происходящих из иностранных государств. Ограничены закупки отдельных видов товаров иностранного производства, таких, как медицинские изделия, товары машиностроения и легкой промышленности, а также товаров, закупаемых для целей обороны страны.
По оценке Правительства России, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90 % до уровня 50-60 %. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели. В целом, российским промышленникам понадобится до 2,5 лет, чтобы наладить выпуск импортозамещающей продукции. Реализация программы импортозамещения, по оценкам Минпромторга, позволит российским предприятиям сформировать дополнительный объем производства на сумму свыше 30 миллиардов рублей ежегодно, начиная с 2015 года.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Импортозамещение — это уменьшение или прекращение импорта определённых товаров путём запуска собственного производства аналогичных товаров.
Наиболее перспективными для импортозамещения являются следующие отрасли промышленности:
Импортозамещение в настоящий момент — одно из ключевых направлений деятельности правительства, приняты решения, эта работа должна быть более системной, поэтому в правительстве должна быть создана отдельная комиссия по импортозамещению, — Дмитрий Медведев.
Импортозамещение в этих и других отраслях возможно только в случае наличия соответствующих свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную продукцию по рыночным ценам.
В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создания новых производств.
Мнение: нельзя не заметить огромные успехи страны в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности. Задумайтесь — в 90х мы получали гуманитарную помощь, люди голодали. А теперь мы первые по экспорту пшеницы.
Курица, свинина, с некоторых пор говядина — страна полностью себя обеспечивает. Запретили турецкие помидоры, сразу все заметили что оказывается у нас есть отличные овощи из Ростова — куда более вкусные любых зарубежных. Кстати, Турция на своей территории поднимает сельское хозяйство запретом ввоза фруктов и овощей из других стран — и никаких к ним претензий.
Макаронные изделия — даже итальянцы, знающие в этом толк считают продукцию из России очень качественной.
Есть проблема с сырами. За несколько лет она продвинулась, но здесь есть над чем работать.
По одежде, то же Иваново отшивает полный ассортимент: да есть вопросы к фасонам, моде, но качество — выше того что массово везут из-за границы.
К сожалению есть провалы в сфере высоких технологий, робототехники, биотехнологиях — по крайней мере это заметно на основе анализа прессы.
Ещё из позитива: по статистике за лето 17 года значительно нарастили производство лекарств.
По оценке минпромторга, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90% до уровня 50-60%. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели.
Будучи страной открытой, интегрированной в международную экономическую систему, России затруднительно выпускать целый спектр товаров, по причине того что выпущенные у нас эти товары будут дороже. Это критикуется, поскольку в России есть нефть, электроэнергия дешевле чем у многих соседей, уровень зарплат не высокий — есть все условия, чтобы развивать свои промышленность и сельское хозяйство.
Большую опасность представляет то, что для нефтянной промышленности значительная часть комплектующих и услуг по обслуживанию техники, скважин — осуществляется зарубежными компаниями. В случае их демарша, уровень нефтедобычи будет падать. Но меры по замещению принимаются, в том числе, судя по СМИ и совместные с другими нефтедобывающими странами.
Определённо — после более 20 лет исключительно сырьевого характера экономики, когда продаём металлы, нефть, газ удобрения, а ввозим почти всю жизненно необходимую продукцию, очень сложно быстро перестроиться на новые рельсы, начать самостоятельно производить многие товары. Однако же рыночная экономика, спрос и большое количество предпринимателей — решают эту проблему (похожая ситуация была после войны с артелями).
Государство создаёт специальные отраслевые фонды, которые поддерживают крупные предприятия, работающие в сфере замещения.
Что стало поводом для программы импортозамещения
Санкционные ограничения западных стран затронули поставки в сфере оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов и новых технологий. Россия ограничила импорт ряда продовольственных товаров из стран, вводивших санкции.
Такое большое государство, как Россия, не может быть в зависимости от других стран. В период нестабильности 90х руководство страны решая текущие проблемы не могло оперировать планами на будущее. Сейчас же строятся стратегические прогнозы на десятки лет вперёд, вычисляются слабости экономики.
Поднят дискурс социализма. Общество стало живо интересоваться экономикой и путями страны.
Нельзя сказать что причиной импортозамещения являются только санкции и напряжённые отношения с несколькими странами (обратите внимание, речь идёт всего лишь о нескольких странах, пусть и весьма развитых). Появились возможности, страна переосмыслила себя, своё место. Да, что-то будет дороже (сейчас практически любая продукция в любой стране будет дороже чем в Китае, Индии), но не производить своего — нам нельзя.
Импортозамещение в пищевой промышленности
- Овощные консервы. «Астраханская консервная компания». Астраханская область.
- Десерты. ООО «Макфа». Челябинская область.
- Рыба теляпия. «Рыбоводный комплекс». Астраханская область.
- Семга. «Мурманрыбвод». Мурманская область.
- Переработка сыворотки. «Лианозовский молочный комбинат». г.Москва.
- Полутвердый сыр с голубой плесенью. «Тбилисский маслосырзавод». г.Тбилисси
- Сыр. Сыроварня «Русский пармезан». Московская область.
- Подсолнечное масло. Агрофирма «Русь». Белгородская область.
- Лизин. Агрохолдинг «Юбилейный». Тюменская область.
- Кофе. «Сеть АЗС «Газпромнефть». Московская область.
- Мясная продукция. Мясоперерабатывающий комплекс. Мордовия.
- Мясо. Племзавод «Ладожский». Ленинградская область.
- Куриное мясо, яйцо. ООО «Птицефабрика «Владимирская». Астраханская область.
- Икра форели. Форелеводческий завод «Адлер». г.Адлер
Выставка Импортозамещение
Основу выставки составляют коллективные экспозиции регионов России, которые представят предприятия, организации и ведомства, занимающиеся производством импортозамещающей продукции. Московская область представлена как отдельными городами, так и предприятиями., Впрочем, интересно было посмотреть, что делают в регионах.
Рязанская область.
Воронежская область.
Вологодская область.
Липецкая область — очень ярко, представительно, один из лучших стендов.
Алтайский край — этот стенд всегда окружён вниманием — тоже весьма представительно и интересно.
Тульская область.
Краснодарский край — стильный, заметный.
Далее наша небольшая зарисовка по отдельным стендам.
Материнские платы отечественного производства и системы защиты информации.
Снегоходы.
Что-то невероятно большое и мощное, да и ещё с лодочным мотором сзади.
Выгребаем всё.
Решения для мобильной торговли.
Медицина.
Пост из рубрики Блоги и Мнения, содержит субъективную точку зрения автора: как поделиться своим мнением
Добавить комментарий