Право хозяйственного ведения и оперативного управления сравнение

Определение 1

Право хозяйственного ведения — это хозяйственное или иное право ведения, владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, принадлежащее юридическим лицам, в установленных законом пределах.

Определение 2

Право оперативного управления — это право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, принадлежащее казённому предприятию или учреждению, в установленных законом пределах.

Право хозяйственного ведения

Нормы, регулирующие право хозяйственного ведения, закреплены в Гражданском кодексе РФ (с. 294). Они раскрывают данный институт как право, принадлежащее государственным и муниципальным унитарным предприятиям, по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника.

Как видно из определения, одной из главных составляющих в данной сфере является правовое положение обладателя права, в качестве которого предстает государственное или муниципальное унитарное предприятие. Его понятие также дает ГК РФ в ст. 113: «коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на имущество, закрепленное за ней, а обладает им на праве хозяйственного ведения”.

Специфика унитарных предприятий состоит в том, что они обладают специальной правоспособностью, состоящей в возможности приобретения прав и осуществления обязанностей, которые соответствуют целям и предмету деятельности, закрепленным уставом унитарного предприятия.

Предмет и цели деятельности, осуществляемые таким предприятием, должны определяться собственником имущества, т. е. государством либо муниципальным образованием. Так, цели могут быть, в том числе, и социальными. Как правило, унитарные предприятия создают в виде коммунальных комплексов, которые занимаются работой по оказанию коммунальных услуг, обеспечению населения товарами и услугами.

Говоря об особенностях права хозяйственного управления, стоит отметить, прежде всего, субъект, который является коммерческой организацией, и, следовательно, обязан не только сохранять публичное имущество, но и приумножать его. Для выполнения данных обязанностей закон предусмотрел определенные механизмы контроля:

  • установленные в Гражданском кодексе РФ ограничения, касающиеся прав, принадлежащих обладателю права хозяйственного ведения, заключающиеся в наделении собственника следующими правами: на дачу согласия или отказа в продаже; на сдачу в залог или аренду и др.;
  • установленные в ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ограничения, связанные с совершением сделок по имуществу предприятия (по займам, поручительствам, обременениям, уступке требований, переводам долга, заключению договоров, крупных сделок и т.п.).

Замечание 1

Стоит подчеркнуть, что в проекте Концепции развития законодательства о вещном праве, который был разработан по Указу Президента РФ № 1108, о праве хозяйственного управления речи не идет. Разработчики обосновывают это необходимостью устранения дуализма прав, предлагая оставить в законе только право оперативного управления.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что право хозяйственного ведения, за период своего существования в рыночной экономике, стало неким удобным способом распоряжаться имуществом собственника, тем самым дискредитировав себя. Так, продать государственное имущество можно только путем приватизации, передать его в аренду только осуществив торги, при этом распоряжение публичным имуществом является всеобще доступным.

Право оперативного управления

В качестве субъекта права оперативного управления Гражданский кодекс РФ предусмотрел казённое предприятие или учреждение. При этом под казённым предприятием принято понимать унитарное предприятие, которое было основано на праве оперативного управления, и обладает находящимся в федеральной собственности имуществом.

Ст. 296 Гражданского кодекса РФ содержит информацию о казённом предприятии и учреждении, а именно, о том, что они имеют возможность на праве оперативного управления владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в установленных законом пределах, а также опираясь на цели своей деятельности и учитывая задания собственника и назначение имущества. Положения статьи направлены на общие пределы осуществления прав субъектами, но при этом они допускают возможность установить специальные границы их правомочий. В данном случае речь идет не только о законе, но и о том, что сам собственник может давать конкретные указания по распоряжению имуществом. А в случаях использование предприятием имущества не по назначению, собственник имеет право его изъять.

Закон предоставляет указанные специальные границы только для «распоряжения” имуществом, тогда как права «владения” и «пользования” в эту категорию не попадают.

В п. 2 ст. 19 ФЗ № 161-ФЗ и в ст. 297 ГК РФ указано, что являясь субъектом права оперативного управления, казённое предприятие обладает правом распоряжения имуществом, которое за ним закреплено, только получив согласие собственника. Доходы предприятия распределяются по решению собственника. При этом эти действия собственник может осуществлять без согласования их порядка с казённым предприятием.

В каком объеме учреждения могут осуществлять свои правомочия по распоряжению правом оперативного управления зависит от их типа. ГК РФ в ст. 298 устанавливает, что учреждения могут быть созданы:

  • Российской Федерацией;
  • субъектом Российской Федерации;
  • муниципальным образованием;
  • частными гражданами;
  • юридическими лицами;
  • бюджетными учреждениями.

Таким образом, учреждения не имеют права на самостоятельное распоряжение имуществом, которое за ними закреплено. Исключение составляет случай, когда денежные средства выделены им по смете. Некоторые авторы подчеркивают, что некоторым видам учреждений все же предоставляется право распоряжаться имуществом, которое за ними закреплено. В юридической литературе, говоря об образовательных учреждениях, учреждениях культуры, например, можно отметить предоставленную им законом возможность сдавать закрепленное за ними имущество в аренду. Но если это не предусмотрено специальными нормами закона и иными правовыми актами, а такая сделка была совершена, она автоматически признается неправомерной, даже если согласие собственника было получено предварительно.

Подводя итог в отношении права оперативного управления, стоит отметить тенденцию к исчерпанию его положительных ресурсов. Об этом свидетельствует не совсем развитое состояние использующих в своей деятельности данное право государственных организаций, занимающихся здравоохранением, наукой, образованием, культурой. Наблюдается дефицит бюджета в финансировании деятельности данных организаций, который постоянно растет.

В качестве решения сложившейся ситуации В.П. Мозолин видит замену права оперативного управления на уровне законодательства, предлагая ввести право персонифицированной собственности, что позволить обладателю права иметь наиболее широкие правомочия в отношении имущества, которое ему принадлежит.

Сравнительная характеристика права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имеют как общие черты, так и отличия. Проследить их возможно путем рассмотрения определенных категорий.

Субъекты вещного права:

  • в праве хозяйственного ведения — муниципальные и государственные унитарные предприятия;
  • в праве оперативного управления — муниципальные и государственные казённые учреждения и предприятия.

Собственник имущества:

  • в праве хозяйственного ведения — муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация;
  • в праве оперативного управления — муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация.

Правомочия субъектов в отношении имущества, которое им передано:

  • в праве хозяйственного ведения — возможно как без согласия собственника, если имущество движимое, так и только с его непосредственного согласия, когда идет речь о недвижимом имуществе;
  • в праве оперативного управления — как правило, распоряжение происходит только с согласия собственника имущества. При этом в случае, когда учреждению было предоставлено право на осуществление деятельности, приносящей доход, все полученные в результате этого доходы и имущество подлежит распоряжению учреждения. Также казённое предприятие может самостоятельно реализовать продукцию, которую оно производит.

Права собственника по отношению к имуществу:

  • в праве хозяйственного ведения — собственник имеет часть прибыли, полученной после использования имущества, а также контролирует процесс его использования;
  • в праве оперативного управления — собственник имеет право изъять неиспользуемое, лишнее имущество, а также заниматься распределением доходов предприятия.

Замечание 2

Самое значимое отличие права оперативного управления от права хозяйственного ведения состоит в том, что в качестве субъекта второй категории выступает руководство предприятия или учреждения. В первом же случае субъектами правоотношений, которые связаны с управлением, может быть более широкий круг лиц.

Таким образом, эти категории различаются по нескольким параметрам. Праву хозяйственного ведения, учитывая налагаемые на субъекты ограничения, предоставляется больше свободы.

Раздел: Право и юриспруденция

Право оперативного управления казенного предприятия

Основы права

Право в медицине

Конституционное право РФ

Казенное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом по общему правилу лишь с предварительного согласия собственника (Российской Федерации в лице Минком-имущества), что свидетельствует о его весьма ограниченных возможностях самостоятельного участия в гражданском обороте. Оно не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться ни движимым, ни недвижимым имуществом собственника без его специального согласия, если только речь не идет о производимой им (готовой) продукции (п. 1 ст. 297 ГК). В отношении последней закон устанавливает иной порядок: этой продукцией казенное предприятие по общему правилу может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом либо иными правовыми актами.

Собственник устанавливает также и порядок распределения доходов казенного предприятия, не согласуя его с самим предприятием (п. 2 ст. 297 ГК), что отличает его возможности от аналогичных возможностей по отношению к обычному унитарному предприятию, где он лишь «вправе получить часть прибыли» от использования унитарным предприятием его имущества1.

1 В действующем законодательстве эти и другие особенности правового режима имущества казенных предприятий предусмотрены в Типовом уставе казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 908 (СЗ РФ. 1994. № 17. Ст. 1982) и действующем в части, не противоречащей соответствующим правилам ГК.

Казенные предприятия отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, а не только денежными средствами (п. 5 ст. 113 ГК), ибо они все-таки являются производственными предприятиями, постоянно участвующими в имущественном обороте. Однако при недостатке у них имущества для погашения требований кредиторов Российская Федерация несет по их долгам дополнительную (субсидиарную) ответственность, что исключается для обычных унитарных предприятий — субъектов права хозяйственного ведения (п. 5 ст. 115 ГК).

К содержанию: Гражданское право

Гражданское право (Сергеев) Гражданское право (Осипова)

Гражданское право. В 1899 г., также по образцу германского…

В отличие от уголовного законодательства модернизация гражданского права была поначалу формальной и находилась в значительном отрыве от реальных…

Всеобщая история государства

Гражданское процессуальное право в системе отечественного права….

Гражданское процессуальное право как элемент системы российского права соотносится с каждым из указанных звеньев, но взаимодействует с ними по-разному.

Гражданские права и обязанности. События, подобно действиям, также…

Гражданские права и обязанности, согласно ст. 8 ГК РФ, возникают вследствие следующих действий: а) из договоров и иных сделок.

…законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права. Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени.

Источники гражданского права – гражданское законодательство, а также…

Гражданское право – ведущая отрасль частного права, предметом регулирования которой … Диспозитивность в гражданском праве – основополагающий принцип гражданского права…

Гражданское право Российской империи. Нормы гражданского права….

Нормы гражданского права содержались в основном в Своде законов гражданских (ч. I. т. Х Свода законов Российской империи).

Субъекты гражданского права — это носители гражданских прав…

Как субъекты гражданского права граждане обладают правоспособностью и дееспособностью. Под правоспособностью понимается способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Понятие гражданского процессуального права. Социальная и юридическая…

Гражданское процессуальное право – одна из отраслей российского права, без которого система права не может нормально функционировать.

Принципы гражданского права и предмет гражданско-правового…

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права. Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени.

Римское гражданское право. Общие начала правового положения лиц…

Римское гражданское право (jus civile) не заключало общего понятия «лица» (persona) безотносительно к качеству его правового положения, формируемого в том числе и публичным…

Римское право

Последние добавления:

Комментарий Гражданского Кодекса для предпринимателей комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате Защита прав потребителей

Правила возмещения работодателями вреда Комментарий к жилищному законодательству России

Регистрация прав на недвижимое имущество и сделки с ним «Об ипотеке (залоге недвижимости)»

Закон Об авторском праве и смежных правах Гражданский кодекс РФ

1.1. Понятие оуп

Оперативное управление производством – это принятие управленческим персоналом решений в реально складывающейся или сложившейся производственной ситуации. В этих условиях разработанные плановые задания или решения руководителей производственных подразделений должны обеспечить строгий и четкий во времени порядок выполнения запланированных работ.

Цикл оперативного управления объединяет планирование, организацию, учет, контроль, анализ, формирование управляющих воздействий, контроль за их исполнением. В настоящее время эти процедуры все больше переплетаются. Задача оперативного планирования состоит в организации слаженной работы всех подразделений предприятия по обеспечению ритмичного выпуска продукции при экономном расходовании ресурсов.

В основе оперативного управления производством лежат объективные соотношения, присущие производственному процессу и определяемые его структурой. В ходе оперативного управления осуществляется повседневное руководство процессом производства и получают разработку вопросы оптимального использования производственных ресурсов предприятия.

Основная задача оперативного управления производством состоит в установлении и поддержании определенных количественных соотношений между отдельными частичными процессами изготовления продукции с целью обеспечения выполнения производственного задания в установленные сроки и с минимальными затратами материалов, труда, времени и денежных средств.

Функции оперативного управления производством используются для решения следующих основных задач:

  • Номерного учета движения конечных изделий в производстве от закладки до отгрузки

  • Контроля цеховых комплектаций конечных изделий и узлов

  • Учета движения в производстве номерных узлов и деталей

  • Документального учета межцеховых передач партий изделий и полуфабрикатов

  • Пооперационный учет в производстве с выдачей нарядов на рабочие места

  • Автоматическая генерация сменных заданий

  • Управления процессом запуска/выпуска продукции цехов в соответствии с уточненным заданием

  • Формирования отчетов о фактическом выпуске продукции подразделениями предприятия

  • Анализа выполнения плановых заданий цехами предприятия

  • Анализ выполнения заказов производственными подразделениями

  • Учет брака в производстве

Для обеспечения рациональной организации оперативно-производственной деятельности система оперативного управления производством должна отвечать следующим требованиям:

  • система оперативного управления производством должна быть гибкой и быстро реагировать на отклонения от запланированного хода производства;

  • оперативные планы, разрабатываемые в рамках этой системы, должны быть научно обоснованы, при этом в основе технико-экономических расчетов должны лежать обоснованные нормы расходования производственных ресурсов;

  • в основу обеспечения рациональной организации оперативно-производственной деятельности должен быть положен принцип полной преемственности разрабатываемых календарных планов;

  • оперативность принимаемых решений.

1.1.1. Основные системы оуп

В современных зарубежных системах оперативного управления производством процесс подготовки производства, технического обслуживания материального обеспечения и организации движения предметов труда в производстве взаимоувязаны между собой в единую интегрированную систему.

Наиболее известны четыре интегрированные системы оператив­ного управления производством. Это две системы, разработанные в США и направленные на сокращение сроков выпуска продукции и снижение издержек производства за счет сокращения складских запасов: MRP-2 — система планирования производственных ресур­сов, MAP — система реального обеспечения материальных ресур­сов, и системы «Канбан» и «точно в срок», разработанные в Японии.

Система «Канбан» представляет собой систему оперативного регулирования производственных запасов и материальных потоков между отдельными подразделениями предприятия, построенную по принципу вытягивания предметов труда с предшествующих участ­ков. Обязательным условием функционирования системы «Кан­бан» является поставка исключительно доброкачественных и без­дефектных материалов и полуфабрикатов. Основная идея системы «Канбан» состоит в том, чтобы производить детали не впрок, а не­посредственно к моменту подачи на сборку и поставлять исходное сырье и материалы только тогда, когда они необходимы для изго­товления комплектующих деталей готового изделия. Страховые запасы полуфабрикатов отсутствуют. Эта система может эффективно использоваться при условии стабильной про­изводственной программы предприятия.

«Канбан» в переводе означает каточка. Карточка прикрепляется к контейнеру (ящику) с деталями, узлами и является информацией о запросах потребителей, то есть последующих рабочих мест по ходу технологического изготовления продукции. Таки образом, не заготовительное производство определяет работу последующих этапов производственного процесса, а наоборот, потребитель (цех, участок, склад, покупатель) диктует номенклатурный план производства.

Каждый предыдущих по технологической цепочке изготовитель может знать, что он будет производить в дальнейшем только тогда, когда карточка «Канбан» на выпущенную им продукцию откреплена от контейнера на складе, то есть когда продукции фактически уже пошла на последующую обработку.

Конкретный график последовательности работ получают только линии окончательно сборки, и они «раскручивают» потоки деталей и информацию в обратную сторону. Иначе говоря, графики производства формируются движением карточек «Канбан». Производство постоянно находится в состоянии настройки под рыночную конъюнктуру.

Система оперативного управления «Канбан», или система точных расписаний и инвентаризации процессов производства продукции, обеспечивает непрерывный контроль за ходом изготовления изделий и регулирования заделов деталей.

При использовании системы «Канбан» суточные графики производства составляются только для главного сборочного конвейера. Для цехов и участков, обслуживающих главный конвейер, графики производства не составляются (им устанавливаются лишь ориентировочные месячные объемы производства).

В этом — одно из важнейших отличий данной системы от системы MRP, в которой каждый участок и цех получает централизованно подготовленный график производства. Другими словами, цехи и участки не имеют жесткого плана и графика, они организуют свою работу на основе заказа цеха-потребителя.

При работе по системе «Канбан» производство постоянно находится в состоянии настройки, идет его юстировка под изменение рыночной конъюнктуры. Однако колебания спроса и рыночной конъюнктуры имеют свои пределы, за границами которых эта система начинает давать сбои.

Предел прочности системы, по данным различных исследователей, составляет + 10% укрупненного плана. Колебания более крупного порядка предполагают более глубокие изменения, в частности ротацию и регулирование количества работников. Система «Канбан» предполагает специфический подход к выбору и оцениванию поставщиков, основанный на работе с узким кругом поставщиков, отбираемых по их способности гарантировать поставку «точно вовремя» комплектующих изделий высокого качества. При этом количество поставщиков сокращается в два и более раз, а с оставшимися поставщиками устанавливаются длительные хозяйственные связи. Головная фирма оказывает поставщикам различную помощь, направленную в первую очередь на повышение качества поставляемой ими продукции. Внедрение данной системы предполагает также применение системы всестороннего управления качеством, автономного контроля качества продукции, комплексной системы обеспечения высококачественной работы оборудования, распространение кружков качества. Практическое применение системы «Канбан» дает фирмам значительный эффект. Анализ опыта ряда фирм Западной Европы, внедривших эту систему, показывает, что она дает возможность уменьшить запасы производственные на 50%, запасы товарные — на 8% при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества продукции.

Система «точно в срок» (just-in-time) представляет собой высокоинтегрированную систему комплексного решения производственных проблем. Цель этой системы состоит в сокращении накладных расходов произ­водства за счет минимизации потерь и затрат ресурсов: «нуль брака», «нуль переналадки», «нуль партионности», «нуль простоев», «нуль за­валов и заторов», «нуль подготовительно-заключительного времени», «нуль перемещений» и «нуль поломок». Философия системы «точно в срок» заключается в непрерывном совершенствовании производства, борьбе с потерями и различного рода недостатками.

Наличие в производстве страховых запасов рассматривается как неэффективная работа руководства компании.

Страховые запасы формируются по двум основным причинам:

  • сбои в поставках. Страховые запасы позволяют предотвратить остановку производства;

  • возрастание спроса на продукцию. В этом случае страховые запасы дают возможность, не дожидаясь дополнительной партии сырья, увеличить объемы производства.

Система «точно в срок” является жестко ориентированной на спрос, который является основой для корректирования текущих параметров поставки, а значит в части создания запасов для страхования изменения спроса нет необходимости.

Производитель при переходе на концепцию «точно в срок” главное внимание уделяется выбору «надежных” поставщиков, что является определяющим для успешного применения данной концепции. Для сравнения указывается, что американские и европейские производители смогли внедрить концепцию «точно в срок” только через 10-15 лет после японцев, так как надежность поставок была очень низкой.

С поставщиками устанавливаются партнерские отношение, количество которых, как правило, небольшое, при этом с их стороны должно уделяться основное внимание приоритетному обслуживанию данного производства, т.е. поставка должна выполняться несмотря ни на что. Так как любой сбой в поставках в связи с отсутствием страховых запасов на производстве приведет к нарушению производственного расписания, срывам договорных обязательств или, что еще хуже, отклонениям в протекании технологических процессов.

Эта система оказывает особенно сильное влияние на четыре области производства:

  • управление материально-техническим снабжением;

  • структуру производственного центра;

  • отношения «поставщик-потребитель»;

  • отношения «управление — непосредственное производство».

В конечном итоге система направлена на интеграцию и автоматизацию каждой стадии производства, начиная с проектирования и вплоть до гарантийного обслуживания потребителя. Характерные черты этой тенденции — проектирование с учетом возможностей производства, автоматизированное производство и контроль качества с использованием ЭВМ. Фактически специалисты по системе «точно во срок» выступают даже против его внедрения до тех пор, пока вышеперечисленные требования не будут полностью выполнены.

JIT способствует мелкосерийному производству благодаря тому, что позволяет ежедневно менять ассортимент продукции в соответствии со спросом. До внедрения гибких производственных систем (ГПС) мелкосерийное производство считалось убыточным из-за того, что установка соответствующего автоматического оборудования на короткий режим работы обходилась слишком дорого. Однако сегодня ГПС убеждают в том, что мелкосерийное производство экономически оправдано и технически возможно, вплоть до изготовления изделия в единственном экземпляре. JIT-система делает переналадку оборудования для изготовления разных деталей экономичной как с точки зрения стоимости, так и времени. Кроме того, при переходе с производства одного типа детали на другой расходы могут быть значительно снижены за счет изменения лишь программы изготовления (сборки), а не замены узлов оборудования, т.е. без остановки производства. При концепции JIT переход от групп станков к производственным ячейкам позволяет максимально использовать и другую организацию производства — групповую технологию. По традиционной методике фирма, производящая, например, интегральные схемы, может группировать вместе все оборудование, например, для монтажа компонентов в одной части предприятия, печи отжига будут в другой части и т.д. Секционное построение производства ведет к отказу от групповой расстановки оборудования и созданию нескольких ячеек, в каждой из которых будет по одному станку каждого типа, размещенных последовательно в соответствии с технологическим процессом.

Система MRP-2 (Маnufacturing Resource Planning). В конце 60-х годов мощные компании с большим количеством автоматизированных рабочих мест начали поиск способа упростить управление производственными процессами. Первым шагом на этом пути стало появление идеи единой модели данных в масштабе всей организации. Так появилась концепция систем MRP (Material Requirements Planning) – автоматизированное планирование потребности в сырье и материалах для производства.

Главное достижение MRP-систем – минимизация затрат, связанных со складскими запасами.

Метод планирования производственных ресурсов – MRP II — результат естественного развития системы MRP. Поскольку MRP предназначена для планирования необходимых материалов, идея охватить области деятельности, от которых и зависят пополнение или расходы материалов, выглядит вполне логичной. Таким образом, MRP-II, это планирование по MRP, плюс функции управления складами, снабжением, продажами и производством. Т.к. на промышленном предприятии большинство денежных средств ,так или иначе, связано с производством или запасами, используя вышеперечисленные функции, становиться возможным и включение в единую систему функций управления финансами и учета.

Система MRP-2 охватывает управление материальным потоком от закупки сырья и комплектующих до реализации готовой про­дукции и включает в себя подсистемы: прогнозирования сбыта и закупок, управление закупками, управление технической подго­товкой производства, управление производством, управление за­пасами, управление сбытом, калькуляцию затрат, внутрифирмен­ного планирования, имитационного моделирования процессов производства хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета и финансового управления, управления контрактами, управления информацией управленческой деятельности, управление каче­ством продукции и др.

Система MRP-2 является в настоящее время международным стан­дартом организации и управления предприятием. В качестве основ­ных принципов система MRP-2 использует следующие положения:

  • основа организации оперативно-производственной де­ятельности — непрерывный однонаправленный поток вза­имодополняющих заказов;

  • снабжение, производство и сбыт рассматриваются как типовые этапы движения заказов по сквозным единым гра­фикам их выполнения;

  • минимизация запасов материалов, полуфабрикатов и го­товой продукции;

  • оптимизация заделов незавершенного производства;

  • учет ограничений на используемые для выполнения за­казы ресурсы (времени, материальные, трудовые, финан­совые, информационные);

  • выполнение заказа тогда, когда это нужно потребителю;

  • интеграция и компьютеризация процессов выполнения заказов и управления предприятием.

Недостатком системы MRP-2 являются плохие адаптационные возможности к условиям реального производства. Этот недостаток преодолевается в случае использования системы реального обес­печения материальными ресурсами MAP(Маterial Availability Planning).

В соответствии с этой системой оперативное планирование осуществляется не на основе перспективного производственного плана, а на базе дискретного потока данных относительно фактически поступающих заказов на поставку продукция. В этих условиях процесс определения размеров партий и продуктовой структуры выпуска продукции приобретает динамичный характер и протекает под воздействием оценки главного фактора: величины затрат на материальные ресурсы, поступающие из внешних источников. При этом учитываются сроки поставок материальных ресурсов, а также «перекрестное» воздействие множества факторов и требований, которые в системе МАР считаются неопределенными. Таким образом, в рамках системы МАР исходными являются данные о фактическом поступлении заказов на продукцию, а параметрами, регулирующими размеры партий готовой продукции, — данные о фактическом кумулятивном урезке затрат на материальные ресурсы, складывающемся в текущем периоде. Размеры партий определяются в разрезе различных видов одновременно производимой продукции с таким расчетом, чтобы не допускалось превышения предельного уровня вложений в материальные ресурсы.

Для управления процессом производства на предприятии во вре­мена директивной экономики в отечественной науке были разра­ботаны комплексы моделей, которые описывали все стороны фун­кционирования этой сложной системы. На основе обобщения опы­та плановой работы было установлено восемь традиционных сис­тем оперативного управления производством, которые сложились в различных отраслях промышленности. Это «позаказная», «по опережениям», «на склад», «по цикловым комплектам», «по комп­лектовочным номерам», «по заделам», «по ритму выпуска» и «партионно-периодическая» системы. Эти системы оперативно­го управления производством по сравнению с зарубежными не яв­ляются интегрированными. Но они более разнообразны и совер­шенны в методическом плане, а зарубежные более совершенны в программном обеспечении.

Все вышеперечисленные отечественные и зарубежные системы оперативного управления построены на статическом восприятии хода производственного процесса, а поэтому не могут обеспечить использования рабочего времени рабочих и оборудования более чем на 70%. В 1991 году в Московском государственном университете уп­равления была разработана «Маршрутная система оперативного управления непоточным производством» (МС ОУНП), которая по­зволяет поднять уровень использования рабочего времени до 90%.

Преимущества маршрутной системы оперативного управления непоточным производством состоят в обеспечении: ритмичной, со­гласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерном выпуске продукции; максимальной непрерывности процесса производства; максимальной надежности плановых расче­тов и минимальной трудоемкости плановых работ; достаточной гиб­кости и маневренности в устранении отклонений от запланирован­ных графиков работ; непрерывности планового руководства; соот­ветствия типу и характеру конкретного производства, т. е. МС ОУНП фактически позволяет реализовать основные требования, предъяв­ляемые к идеальным системам оперативного управления.

Маршрутная система оперативного управления непоточным производством базируется на:

  • предварительно упорядоченном движении деталей по ти­повым технологическим маршрутам;

  • всемерной унификации и типизации технологических маршрутов с целью упрощения связей между производ­ственными подразделениями;

  • использовании расширенного состава календарно-плановых нормативов для согласования технико-экономичес­кого планирования производства и поставок продукции с оперативным планированием производства;

  • применении объемно-динамического метода выполнения календарно-плановых расчетов, который позволяет согласовать сроки прохождения изделий в производстве с равномерной и полной загрузкой рабочих мест на производственных участках;

  • специальном организационном механизме сменно-су­точного планирования, обеспечивающем поддержание производственного процесса в запланированном режиме работы.

Основным фактором, влияющим на выбор системы оператив­ного управления, является тип производства. Так, например, для большинства отраслей промышлен­ности серийный тип производства характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры изделий партиями, повторяющи­мися через определенные отрезки времени и главная задача календар­ного планирования как основной подсистемы оперативного управле­ния производством, состоит в определении размера партии выпуска и периодичности запуска ее в обработку.

Непосредственно управление производством осуществляется на основе планирования, организации работ, координации, контроля за исполнением решений и регулирования хода производства.

Большинство задач, решаемых в подсистеме оперативного управления производством – расчётные. Для их решения могут применяться методы линейного и нелинейного программирования, сетевые методы, методы динамического программирования, методы теории и расписаний и т.д.

Рассмотрим в качестве примера модели оперативного управления непрерывным производством (химическое производство):

  1. Линейная модель.

Задача оперативного управления в данном случае сводиться к задаче линейного программирования.

  1. Нелинейная модель.

При решении зада оперативного управления для сложных технологических комплексов достаточно часто возникает необходимость в рассмотрении нелинейных моделей комплекса.

Показатели качества продуктов, получаемых при химических реакциях, и глубина протекания реакций зависят от производительности агрегатов. С ростом производительности сверх номинальной показатели качества обычно ухудшаются. Аналогичные зависимости могут иметь место не только для химических, но и для физических процессов. Для сложных агрегатов, состоящих из большого числа аппаратов, насосов и другого оборудования, оптимальной является номинальная производительность, при которой согласованы возможности отдельных технологических единиц. Отклонение от этого оптимального значения приводит к проявлению «узких мест», ограничению производительности и росту потеть, а следовательно, и затрат.

В ряде случаев введение нелинейностей может существенно повлиять на выбор оптимального решения.

  1. Линейная модель с переменными коэффициентами.

  2. Модель комплекса на основе типовых операций.