Право на образование относится к группе

Классификация прав человека

Существует несколько классификаций прав человека, но мы остановимся только на концепции ‘поколений’ прав человека, о которой ты уже знаешь. Эта концепция возникла в 70-е годы XX века.

Права человека, по времени их возникновения, делятся на три поколения:

1. Первое поколение — личные и политические права, провозглашенные Великой Французской революцией, а также американской борьбой за независимость;

2. Второе поколение — социально-экономические и культурные права, которые появились в результате борьбы народа за улучшение своего положения;

3. Третье, новейшее поколение — права коллективные: право на мир, право на разоружение, право на здоровую окружающую среду, право на развитие и другие.

Вопрос о признании прав третьего поколения является спорным. Большинство специалистов считает, что в рамках прав человека нельзя говорить о коллективных правах. Права человека — это не права наций, меньшинств или иных социальных групп. Это права отдельных лиц, права ‘единицы’.

Права первого поколения

Личные права и свободы

Личные права и свободы называются также гражданскими. Большинство из них принадлежат каждому человеку от рождения, являются неотъемлемыми и не подлежат какому-либо ограничению.

Гражданские права призваны обеспечивать свободу индивида как члена общества, его юридическую защищенность от незаконного внешнего вмешательства.

К личным правам относят: право на жизнь; право на уважение чести и достоинства человека; право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу выбора национальности и выбора языка общения; право на судебное разбирательство; право на презумпцию невиновности и т. д.

Политические права и свободы

Политические права и свободы дают человеку возможность участвовать в общественно-политической жизни и управлении государством.

Отличительной чертой политических прав является то, что многие из них принадлежат не просто людям, а исключительно гражданам конкретного государства. Они начинают действовать в полном объёме с момента достижения гражданином совершеннолетия.

К политическим правам относятся: право на управление делами государства; свобода передвижения; свобода слова; право на мирные собрания; право на создание союзов и объединений и др.

Права второго поколения

Экономические, социальные и культурные права

Социально-экономические и культурные права касаются социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда, благосостояния, социальной защищенности. Целью является создание условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды.

К социально-экономическим правам относятся: право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на достойный уровень жизни; право на охрану здоровья и др.

Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником социального прогресса. К ним относятся: право на образование; право на доступ к культурным ценностям; право свободно участвовать в культурной жизни общества; право на творчество; право на пользование результатами научного прогресса и др.

Права первого и второго поколения принципиально отличаются друг от друга. Соблюдение прав ‘первого поколения’ — гражданских и политических прав — не зависит от уровня экономического развития страны. Оно зависит только от воли правительства. Таким образом, требовать соблюдения этих прав можно немедленно — ‘здесь и сейчас’. Наоборот, соблюдение социально-экономических прав напрямую зависит от благосостояния страны: если экономика развита слабо, то государству негде найти средства для обеспечения достойного уровня жизни человека. Социально-экономические права реализуются в прогрессивном порядке: они становятся всё более обеспеченными по мере развития экономических возможностей государства.

Государство обязано строго и неукоснительно соблюдать личные и политические права. Напротив, социально-экономические права для государства являются целью, ориентиром, к достижению которого нужно постепенно приближаться.

Именно различный характер этих двух групп прав стал одной из причин того, что ООН приняла не единый Пакт о правах человека, а два пакта — по каждой из этих групп. Ведь столь разные права нуждаются в разных механизмах защиты.

Как ранее уже отмечалось, международное право в современных условиях становится решающим фактором плодотворной деятельности во всех сферах социального бытия. Значимость этой роли исключительно велика и в области образования, особенно в условиях интенсивного расширения мирового образовательного пространства. Это же влечет за собой необходимость знания и умелого применения норм международного образовательного права как при осуществлении международного сотрудничества в сфере образования, так и при защите образовательных прав и законных интересов обучающихся, педагогических работников, самих образовательных учреждений и иных участников образовательных отношений.

В соответствии со ст. 57 Закона РФ «Об образовании» любые образовательные учреждения правомочны устанавливать прямые связи с иностранными образовательными учреждениями. Но прежде чем реализовать свои права, нужно знать как сами права, так и порядок их реализации в конкретных отношениях и способы защиты своих прав в случае их нарушения.

Во-первых, знание норм международного права позволяет уяснить права и обязанности участников международных образовательных отношений, порядок их реализации и тем самым определить оптимальные варианты действий на период заключения договора и в процессе его выполнения, а также со знанием дела осуществлять поиск будущего партнера.

Во-вторых, имеется ряд источников права, предусматривающих применение ответственности непосредственно к образовательным учреждениям за ненадлежащее или несвоевременное исполнение международных правовых обязательств. Поэтому информация об условиях применения юридической ответственности и размерах международно-правовых санкций является необходимым условием для определения верной позиции образовательного учреждения относительно своего участия в соответствующем правоотношении и конкретных обязательств в этом отношении.

В-третьих, вновь повторим, нормы международного права выступают гарантом конституционных и иных законных прав и свобод граждан Российской Федерации в силу того, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Отсюда, в случаях коллизии норм международного права и федерального закона или закона субъекта РФ явный приоритет должен отдаваться нормам международного права и коллизия должна разрешаться разрешается в пользу первых. Если же международным договором Российской Федерации устанавливаются иные правила, чем предусмотрено законом, то в соответствии с частью 4 ст. 15 Конституции РФ применяются правила международного договора. Конституция РФ также предоставляет право своим гражданам обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства право вой защиты.

Основываясь на этих конституционных нормах, каждый гражданин Российской Федерации или иное лицо вправе требовать от правоприменительного органа, в том числе и суда, применения в рассматриваемом деле норм международного права в случаях, когда закон или нормативно-право вой акт органа исполнительной власти противоречат нормам международного права. Исчерпав все внутригосударственные средства защиты нарушенного права, закрепленного международными актами, потерпевший может обратиться в Комитет по правам человека, Европейскую комиссию по правам человека или иную международную правозащитную организацию.

Таковы общие положения конституционного Российской Федерации и современного демократического международного права, которые лежат в основе образовательной политики государства на современном этапе как внутри страны, так и в международных сношениях.

В настоящее время насчитывается несколько сотен источников международного права, принятых непосредственно по вопросам образования либо содержащих по этим вопросам отдельные нормы. Это документы, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированными учреждениями — Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международной организацией труда (МОТ), региональными международными организациями — Советом Европы и Содружеством Независимых Государств, а также двусторонние соглашения Российской Федерации с другими государствами.

В предыдущих главах к некоторым из них мы уже обращались, но преимущественно с точки зрения конкретной их привязки к той или иной темы. В данном случае есть необходимость дать их более развернутую характеристику наиболее значимых международных документов об образовании.

Ведущее место среди них занимает, безусловно,Всеобщая декларация прав человека.Согласно ст. 26 Декларации, образование призвано решать четыре взаимосвязанные задачи:

1) способствовать полному развитию человеческой личности;

2) воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам;

3) содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами;

4) содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Эти положения легли в основу стратегии деятельности мирового сообщества второй половины ХХ столетия в области образования, не потеряли они своей значимости и в начале XXI века.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,принятый 16 декабря 1966 г., придавая также основополагающее значение праву личности на образование, впервые уравнивает это право и другие экономические, социальные и культурные права с политическими и гражданскими. «Идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, – говорится в преамбуле Пакта, – может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами».

Пакт называет пять конкретных направлений, по которым каждое государство обязуется развивать образование в соответствии с задачами, поставленными Декларацией (а.2 ст. 13). Значимость этих положений столь велика, что их уместно привести полностью:

а) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

b) среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

с) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

d) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;

е) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.

Как можно видеть, для нашей страны особенно актуальными являются такие обязанности государств, как постепенное введение бесплатного высшего образования, а не наоборот, как наблюдается сегодня, установление удовлетворительной системы стипендий и необходимость постоянного улучшения материальных условий преподавательского персонала.

Имевшиеся в середине-конце 1990-х годов в стране прекращения выплаты стипендий студентам вузов и средних профессиональных образовательных учреждений, снижения реальных размеров заработной платы преподавателей и даже невыплат и без того низких зарплат и т.п., означали не только регресс образовательных отношений, но и нарушение государством в лице его, прежде всего, исполнительной власти, основополагающих норм международного права. Ситуация стала меняться в начале нового столетия, Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ, в качестве одной из важнейших задач выделяет задачу совершенствования государственной и социальной защиты работников системы образования и обучающихся.

Надежные критерии для оценки действующего образовательного законодательства Российской Федерации и практики его реализации содержатся также вКонвенции о правах ребенка,вступившей в силу 1 сентября 1990 г. Конкретизируя и развивая принцип Всеобщей декларации прав человека, согласно которому дети имеют право на особую помощь и заботу, Конвенция возлагает на государство обязанность путем принятия соответствующих законодательных и административных мер обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

Две статьи Конвенции посвящены вопросам реализации права ребенка на образование, призванное, прежде всего, обеспечить в полном объеме развитие его талантов, умственных и физических способностей.

Применение положений Конвенции о правах ребенка к российской действительности, к правовому статусу социально незащищенных детей или детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, позволяет увидеть недоработки не только органов исполнительной власти, но и законодательной. В частности, в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерацию» отсутствует ряд гарантий, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка, да и сама Конвенция в тексте закона, как это не удивительно, не упоминается. Например, в ст. 11 Федерального закона, предусматривающей меры защиты прав и законных интересов детей в сферах профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, предоставляется немало льгот и гарантий в пользу ребенка. И тем не менее, эти меры не полностью соответствуют Конвенции о правах ребенка; в частности, не оговорено право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья. А в современных условиях Российской Федерации данный запрет является весьма актуальным.

В основные документы ЮНЕСКО входят такие, как «Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования», «Рекомендации о развитии образования взрослых», «Всемирная конвенция об авторском праве», шесть региональных конвенций о признании учебных курсов, дипломов и других квалификационных документов в системе высшего образования, «Всемирная декларация о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры» и другие.

Все документы ЮНЕСКО основываются на принципах и нормах, закрепленных Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, иными документами ООН и содержат конкретные нормативные положения, регулирующие образовательные отношения в какой-либо отдельной, относительно самостоятельной сфере образования, а также закрепляют действенные механизмы, призванные обеспечить реализацию этих положений в конкретных отношениях.

Так, «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования», принятая ЮНЕСКО 14 декабря 1960 г., дает развернутое определение понятия «дискриминация» в области образования и предписывает ряд конкретных мер, которые должны реализовать государства — сторонники этой Конвенции для ликвидации любых проявлений дискриминации в образовании и для осуществления действительного равноправия участников образовательных отношений.

Конвенция выступает важнейшим правовым средством против любых действий государства и его органов, осуществляемых в таких целях, как: ограничение образования любой группы лиц с низшим уровнем образования либо закрытие для конкретного лица или определенной социальной группы доступа к образованию любой ступени или типа; создание порядков, при которых лицо или группа лиц ставится в положение, не совместимое с достоинством человека. Эти положения Конвенции, в частности, дают право вые основания признавать попытки ввести платное высшее образование в современных условиях Российской Федерации как дискриминационные. В условиях, когда значительная часть населения находится за чертой бедности, повсеместное введение платы за образование означает закрытие доступа к образованию для этой социальной группы. А ведь именно такого рода действия прямо запрещаются ч. 1 ст. 1 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования.

Большой практический интерес представляет принятая ЮНЕСКО в Париже 9 октября 1998 года «Всемирная декларация о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры». Данный документ позитивно оценивает процесс развития мирового высшего образования во второй половине ХХ в. и определяет основные меры, призванные сохранить и приумножить успехи образования на новое столетие. В Декларации говорится, что вторая половина прошлого столетия войдет в историю высшего образования как период его наиболее бурного развития. С 1960 по 1995 г. численность студентов во всех странах мира возросла с 13 млн. до 82 млн., то есть более чем в шесть раз. И в этих условиях подтверждается необходимость сохранять, укреплять и расширять главные задачи и ценности образования.

Декларация определяет принципиально новые подходы к развитию высшего образования и пути сближения его с практической профессиональной деятельностью. Образование XXI века должно иначе видеть свои задачи и способы их решения. Надлежит, прежде всего, осуществить переход от обучения, ориентированного преимущество на когнитивное (знаниевое) освоение дисциплин, к обучению, направленному на развитие навыков и способностей, связанных с коммуникацией, творческим и критическим анализом, независимым мышлением и коллективным трудом в многокультурном контексте. В то же время специалист с высшим образованием должен не только быть профессионалом своего дела, но и обладать чувством социальной ответственности, быть активным членом современного гражданского общества и содействовать утверждению в нем принципов равноправия и справедливости.

Для обеспечения позитивных изменений в содержании образования Декларация ставит задачу совершенствования образовательного процесса, внедрения в него новых новаторских подходов, творческого освоения современных возможностей, открывающихся при использовании информационных и коммуникационных технологий. В соответствии с поставленными задачами Декларация формулирует обстоятельный перечень мероприятий, которые необходимо осуществить на уровне государства, образовательных учреждений и международных организаций, в том числе и ЮНЕСКО.

Само содержание данной Декларации обусловливает необходимость того, чтобы она стала «настольным» документом для каждого работника сферы образования, принимающего участие в управлении ею, прогнозировании и развитии. Сегодня ни один нормативный и иной документ органов управления образованием или образовательных учреждений каждого государства, разделяющего принципы и положения Декларации, опосредствующей логику развития образовательных процессов в современном мире, не должен приниматься без их учета. Это в полной мере относится и к российскому образованию, если оно не хочет остаться на обочине дороги, по которой идут развитые страны. Иное дело, что положения Декларации необходимо творчески использовать в нашем образовании с учетом его специфики и условий функционирования.

Декларация, вне всякого сомнения, будет полезной для обучающихся и педагогических работников как документ, определяющий пути развития образования, с учетом которых участники образовательных отношений должны сообразовывать свое поведение в настоящий период, определять оптимальные варианты своих действий на ближайшую или отдаленную перспективу и находить конкретные формы своего непосредственного участия в мероприятиях по постоянному совершенствованию образования. В связи с вхождением в Совет Европы у Российской Федерации возникает обязанность выполнять нормы и принципы, закрепленные в документах этой документов Совета Европы (сюда входят, прежде всего, Устав Совета Европы, Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протокол №l к Конвенции о защите прав человека и основных свобод), в которых право на образование провозглашается неотъемлемым правом человека.

Особую значимость имеют нормыКонвенции о защите прав человека и основных свобод(Рим, 1950 г.), закрепляющие конкретный механизм защиты прав человека от посягательств любых лиц, а также и государства, путем обращения в специально созданные международные организации: Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека (ст.19 Конвенции, ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции).

Наличие этих органов позволяет Совету Европы не только вносить единство в нормативно-правовое регулирование общественных отношений, осуществляемое государствами — членами этой международной организации, но и обеспечивать реальное действие общепризнанных норм и принципов, закрепленных данной Конвенцией. Как показывает многолетняя практика, в адрес Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека поступает немало жалоб на нарушения образовательных прав обучающихся и иных участников образовательных отношений. Европейским судом по правам человека был рассмотрен ряд дел по вопросам образования, в том числе: о «законности» некоторых нормативных положений законов Бельгии об использовании языков в образовательном процессе; о наличии в государственных начальных школах Дании дисциплины, предусматривающей сексуальное образование обучающихся; о применении телесных наказаний в школах Шотландии; об исключении из школы учащегося, отказавшегося участвовать в торжествах по поводу национального праздника Греции по своим религиозных соображениям.

Поводом для подачи жалобы может быть любое нарушение государством, его органами, иными лицами прав, закрепленных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и дополняющими ее Протоколами. Правом на подачу жалобы обладает гражданин, иностранец или лицо без гражданства, неправительственные организации или группа лиц, любое частное лицо, которые полагают, что в отношении них имели место действия, которые представляют собой нарушение государством взятых на себя обязательств по соблюдению и исполнению Конвенции. Жалоба подается на имя Генерального секретаря Совета Европы.

Решение Европейского суда по правам человека, которое он принимает по итогам рассмотрения жалобы, является окончательным и обязательным для государства, допустившего нарушение Конвенции. Надзор за выполнением решения Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы.

Рост объемов международной академической мобильности, развитие ее форм и содержания составляют ядро процесса международной интеграции в области образования и науки.

Необходимым условием равноправного и полномасштабного включения Российской Федерации в этот процесс является присоединение к основным международно-правовым актам, в первую очередь предназначенным регулировать академическую мобильность. Определяющими здесь являются нормы и правила, в соответствии с которыми осуществляется признание документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом. Конвенции о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней, разработанные ЮНЕСКО для различных регионов мира, формируют глобальную международно-правовую основу для многосторонних и двухсторонних взаимодействий. Всего принято 6 таких конвенций, в том числе: для Арабского, Африканского, Азиатско-Тихоокеанского, Европейского, Латиноамериканского и Средиземноморского регионов мира.

51

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА №1(2) 2014

УДК 342.733 В.М. Шадрин

V.M. Shadrin

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ

В статье рассматриваются исторические аспекты закрепления права на образование в конституциях зарубежных государств, анализируются различные подходы к формулированию конституционно-правовых норм, посвященных реализации этого права. Право на образование рассматривается как естественное, неотъемлемое право человека второго поколения, с позиций сформировавшегося в мировом сообществе в середине двадцатого века стандарта прав человека. Рассматривается опыт закрепления анализируемого права в конституциях некоторых современных государств.

Ключевые слова: право на образование, конституция, права человека.

FOREIGN EXPERIENCE OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF THE RIGHT TO EDUCATION

Keywords: right to education, constitution, human rights.

Вплоть до эпохи Просвещения, обязанности и ответственность по образованию детей в Европе были возложены исключительно на родителей и церковь. Одна из первых систем обязательного образования на национально-государственном уровне была создана в Шотландии. Закон об образовании 1496 г. обязывал детей дворян и крсстьян-фригольдсров посещать школу. Школы были созданы при каждом церковном приходе и финансировались прихожанами. Великая французская революция конца XV1FI в. и Американская революция 1776 г. положили начало перевод) образования, как процесса и результата усвоения определенной суммы знаний, навыков, умений 151, в сфер) гражданских обязанностей.

Считалось, что государство должно принимать более активную роль в деле образования, обязано помочь сделать его доступным для всех. В Конституции Франции 1791 г. было указано, что «будет обеспечено и организовано народное образование, общее для всех граждан, бесплатное в части, необходимой для всех людей…» 11 I, с. 1541. Статья 22 Декларации прав человека и гражданина якобинской Конституции I года (1793 г.) ставила задачей общества доступность образования для каждого 110]. На тот момент, образование и в Европе, и в Америке было доступно лишь высшим социальным слоям, и государственное образование было воспринято как

средство понимания эгалитарных |2| идеалов, подчеркивающих революцию 111.

Революционные движения в Европе 1848-1849 гг. подорвали феодальные отношения и пережитки в ряде стран, поставили в порядок дня многие, давно назревшие исторические задачи. Болес чем в 10 германских монархиях были установлены конституционные законы с гарантированными правами народных представительств. В январе 1850 г. Фридрих-Вильгельм IV октроировал новую Конституционную хартию, которая стала действующим основным законом Прусского королевства. Значительное место в Конституции было уделено развитию школьного образования (ст. 20-25), обязательность которого впервые была закреплена еще в 1763 г. указом Фридриха Великого. В Конституции провозглашалась свобода «науки и преподавания», бесплатное обучение в публичных начальных школах. Государство при этом гарантировало выделение необходимых средств для их содержания. Вместе с тем Конституция предписывала строгий государственный надзор за школами с целью пресечения всякого вольнодумства. Учителя публичных школ наделялись правами и обязанностями государственных чиновников со всеми вытекающими из этого последствиями (ст. 23). В Конституции Германской империи 1849 г. (Vcrfassung dcs dcutschcn Reiches) праву на образование

№ 1 (2) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

были посвящены статьи со 152 по 158. Их целью было отыскать приемлемый банане в этом важном вопросе между ребенком, церковью, родителями и государством. Образование было определено как функция государства и отделялось от церкви. Однако центральная власть была явно не настроена моментально создавать образовательные институ ты. Скорее Конститу ция обосновывала лишь право граждан учиться, предоставляло свобод) науке и технике, гарантировало право всякого использовать свои способности по своему усмотрению.

В XIX в. право на образование еще не входило в состав перечня классических прав человека. Как таковое оно отсутствует в Билле о правах 1689 г.. Декларации независимости США 1776 г. и Французской декларации прав человека 1789 г. Эти акты акцентировали внимание на таких правах и свободах, как недопустимость произвольного ареста, свобода мысли и слова, свобода религии, право на жизнь и защиту личности, равенство, право собственности и право избирать и быть избранным и др. Это первое поколение прав человека, явившихся основой индивидуальной свободы, было пропитано духом невмешательства в личную жизнь человека. Государство представлялось потенциальной угрозой личным свободам, и поэтом) должно было нс вмешиваться в дела гражданского общества настолько, насколько это было максимально возможно. Право на образование и сопутствующее обязательство со стороны государства по его обеспечению нс вписывалось в эту схему.

Либеральная концепция прав человека в XIX в. предусматривала сохранение основной обязанности родителей давать соответствующее образование своим детям, обязанность же государства заключалась в том, чтобы контролировать исполнение родителями этой обязанности. К том) же законодательство ряда государств уже предписывало обязательное школьное обучение. Законодательство о детском труде ограничивало время, в течение которого ребенок мог работать, и обеспечивало посещение школы. На уровне государства стали нормативно закрепляться учебные планы и минимальные образовательные стандарты. Однако государственная обязанность регулирования, предоставления и обеспечения образования исполнялась частично. В вопросах образования власть продолжала полагаться на церковь и родителей.

Во второй половине XIX в. право на образование проходит путь от «домашнего дела» до признания его естественным правом человека. В дальнейшем эго было воспринято конституциями европейских государств.

Первым государством, закрепившим в 1917 г. право на образование на конституционном уровне, была Мексика. Текст доку:цента в основном повторял положения предыдущей конституции 1857 г., но добавлял к ним три принципиально важные новеллы. В частности, статья третья пред) сматривала введение всеобщего бесплатного начального образования.

В Российской Империи закон об образовании отсутствовал, хотя проекты такового неоднократно предлагались и обсуждались. Основополагающим законодательным актом, регулировавшим деятельность начальной школы в России, было «Положение о начальных народных училищах», принятое в 1874 г. К начальным народным училищам относились: I) ведомства Министерства народного просвещения: а) приходские училища в городах, посадах и селах, содержимые за счет местных обществ и частью за счет казны и пожертвований частных лиц, и б) народные училища, учреждаемые и содержимые частными лицами разного звания: 2) ведомства Министерств гос) дарственных и.мущсств, Внутренних дел. Удельного, Горного: сельские училища разных наименований, содержимые за счет общественных сумм; 3) ведомства духовного: церковно-приходские училища, открываемые православным духовенством в городах, посадах и селах, с пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц; 4) все вообще воскресные школы, учреждаемые как правительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами для образования лиц ремесленного и рабочего сословий обоего пола, нс имеющих возможности пользоваться учением ежедневно1201.

В октябре 1918 г. «Положением о единой трудовой школе РСФСР» принцип обязательности обучения всех детей школьного возраста был установлен на уровне законодательного акта, единого для всей территории государства |4|. Устанавливаюсь бесплатность обучения в школах 1-й и 2-й ступени, совместное обучение мальчиков и девочек, а также обязательный учет детей от 6 до 17 лет и снабжение учащихся учебными пособиями, питанием, одеждой и обувью.

Впервые глава, в которой закреплялись основные политические права и свободы, в том числе и право на бесплатное образование, была включена в Конституцию СССР 1936 г.: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобщсобяза-тсльным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование…» (ст. 121).

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (2) 2014

В середине XX в. под влиянием таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г ). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.) в мировом сообществе сложился определенный стандарт, по котором} право на образование включило в себя: право каждого человека на образование как таковое: бесплатность и обязательность начального образования; бесплатность общего образования; открытость и доступность среднего образования, включая профессионально-техническое среднее образование; общедоступность высшего образования на основе индивидуальных способностей; создание условий для постепенного перехода к бесплатном} среднем} и высшем} образованию; свобода получения образования как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях, для которых государство вправе установить минимальные образовательные стандарты; свобода религиозного воспитания |7|.

Вопрос о признании естественного характера права на образование в конститу циях зарубежных государств решается по-разному.

Некоторые из них вслед за международными нормами признают право на образование за каждым (беженцами, вынужденными переселенцами, апатридами и т. д.) вне зависимости от принадлежности к гражданств} страны (Бельгия 119, с. 3441, Греция, Италия 117, с. 1091, Нидерланды 115, с. 6161, Швеция |8, с. 6031, Япония 116, с. 399]). «Школа открыта для всех» (ч. I ст. 34 Конститу ции Итальянской Республики 1947 г.), «Все имеют равное право на образование в соответствии со своими способностями, в порядке, предусмотренном законом» (ч. I ст. 26 Конституции Японии 1947 г ). Иные страны (Германия 114, с. 583], Испания 118, с. 56|) признают такое право только за гражданами своей страны. «Все граждане имеют право на образование» (ст. 27.1 .Конституции Испании 1978 г.).

«Каждый имеет право на образование», -гласит ч. 1 ст. 43 Конститу ции Российской Федерации (1993 г.), почти дословно повторяя ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека. В России право на образование признается как за ее гражданами, так и за любыми лицами, находящимися на законных основаниях на се территории.

Конститу ции некоторых стран вообще нс закрепляют право на образование (Франция, Великобритания. США) либо благодаря гибким формулировкам избегают спорного аспекта его принадлежности в зависимости от наличия или отс}тствия гражданства (Индия 112, с. 4411, Швейцария 113, с. 5471).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время многие госу дарства гарантируют право на образование в конституциях, основных законах, вместе с тем родители имеют возможность выбрать, как реализовать это право в отношении своих детей в соответствии с религиозными и философскими взглядами.

В европейских странах, США, Канаде, Австралии законодательно (в рамочной форме) рассматриваются основные положения, касающиеся целей образования, его структуры, организации, типов общеобразовательных учреждений. Законодательные условия обеспечивают реализацию образовательной политики, взаимодействие, установление принятых регуляторов, требований и свобод. Устанавливаются нормы сертификации образования, ответственности участников образовательного процесса. Иногда для этого могут приниматься специальные законы (Бельгия. Италия, Франция, Финляндия и др ).

В Финляндии всеобщее обязательное образование введено в 1921 г., т. е. только после выхода страны из состава Российской Империи. В настоящее время действует закон, вступивший в сил}’ в 1998 г., по котором} обязательное обучение можно получить нс только в общеобразовательной школе, но и приобретая соответствующий объем знаний иными способами. По общему правил} ребенок идет в общеобразовательную школ} в том году, когда ему исполняется 7 лет (по мотивированной просьбе родителей ± I год). В школе обучение длится 9 лет и заканчивается в 15-16-лстнсм возрасте, или через 10 лет.

Право лиц, проживающих в Финляндии, обучаться и пол} чать знания в интересующей их области имеет законодательную основ} и относится к основным правам. В Конституции прямо закреплено право на образование, на родной язык и культуру (касается шведоязычного и финноязычного населения, саамов, цыган и иных групп). Важным социально-правовым принципом, основывающимся на Конституции, является положение, согласно котором}1 у каждого постоянно проживающего в Финляндии лица должна быть возможность на получение образования, соответствующего его способностям |6|.

Основными принципами образовательной политики являются равноправие в получении образования независимо от имущественного состояния, пола, языка, национальности или места жительства, а также приоритет требований качества. Важным является также принцип пожизненного обучения: каждый имеет право продолжать саморазвитие и познание нового, а также расти морально и этически ответственным членом общества.

№ 1 (2) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

Конституция Финляндии закрепляет принципы бесплатности среднего и высшего образования. к тому же учеба даст право на получение финансовой поддержки от государства.

Обучение является публичным; доступ к обучению. однако, может быть ограничен по обоснованным причинам.

Языком обучения является обычно финский или шведский язык, которые являются государственными языками, но им может быть также саамский. цыганский язык или язык глухонемых. Изучение второго государственного языка включается в учебную программу. Обучение может проводиться и на другом родном для ученика языке, если это нс будет мешать ему в учсбс. В последнее время увеличилось обучение на английском языке.

Наряд\ с дошкольным, начальным, средним образованием, в Финляндии широко распространено обучение взрослых по принципу пожизненного обучения. Принцип пожизненного обучения находит свое выражение в широко развитой системе добровольного просвещения, в которую входят различные народные и открытые учебные заведения. В рамках этой системы осуществляются учебные программы и для лиц пожилого возраста |6|.

Основывающийся на Конституции Финляндии социально-правовой принцип, согласно котором) у каждого должна быть возможность на образование, соответствующее его способностям, имеет значение для системы высшего образования. Основные принципы образовательной политики страны, которыми являются равноправие в получении образования независимо от имущественного состояния, пола, языка, национальности или места жительства, а также приоритет требований качества, касаются системы высшего образования. После получения высшего образования у выпускника имеется возможность продолжать свое образование для получения степени лиценциата и далее доктора (например, юридических) наук.

Важным направлением образовательной политики Финляндии в последние годы является обеспечение доступности академического образования на всей территории страны. С этой целью образованы университетские центры в регионах, в которых отсутствуют вузы. Основная задача таких центров — сосредоточить деятельность различных вузов, а также предпринимательскую деятельность в единой сети в соответствующем регионе для обеспечения его жизнеспособности.

Основные принципы французского образования; свобода преподавания (государственные

и частные учреждения), бесплатность образования, нейтральность образования, светскость и нерс-лигиозность образования. Принципы системы образования имеют уже более чем столетнюю историю и были заложены в 1880-90-х гг. В преамбуле Конституции 1946 г., являющейся составной частью Конституции Французской Республики 1958 г. закреплено: «Организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней является долгом Государства». Образование обязательно для детей от 6 до 16 лет и состоит из нескольких ступеней (начальное, среднее и высшее). Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных заведениях обучается около 20% всех учащихся. Государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены. Только государство имеет право на выдач) дипломов до \ровня бакалавра (baccalaureat).

Со времени закона Дебре от 1959 г. частное образование получает помощь от государства (contrat dissociation) — именно государство оплачивает труд преподавателей и участвует в расходах на обучение (8 из 9-ти частных школ пользуются этой помощью).

Кодеке образования Франции (Приложение к распоряжению № 2000-549 от 15 июня 2000 г.) вслед за Конституцией Франции устанавливает, что приобретение общей культуры и признанной квалификации обеспечено веем молодым людям, каково бы ни было их общественное, культурное и географическое происхождение |9|.

Каждый ребенок имеет право на школьную подготовку, которая, дополняя воздействие его семьи, содействует его образованию.

Школьная подготовка способствует развитию, позволяет приобрести культуру, готовит к профессиональной жизни и к исполнению своих обязанностей человека и гражданина. Она составляет основ) непрерывного образования. Семьи привлекаются к осуществлению этих задач.

Чтобы содействовать равенств) возможностей, соответствующие положения делают возможным доступ каждого в соответствии с его склонностями к различным типам или уровням школьной подготовки.

Образование есть первый национальный приоритет. Публичная служба образования задумана и организована для учащихся и студентов. Она содействует равенств) возможностей.

Право на образование гарантировано каждом) с тем, чтобы позволить ему развивать свою личность, повышать уровень начальной и непрерывной подготовки, включаться в общественную

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА №1(2) 2014

и профессиональную жизнь, исполнять свое гражданское предназначение.

Чтобы гарантировать это право, распределение средств государственной службы образования учитывает объективные различия в ситуации, в том числе в экономическом и социальном плане.

Система образования в ФРГ признана одной из наиболее гибких и дифференцированных, приспособленных к быстрому изменению потребностей народного хозяйства. Она представляет собой классическую трехступенчатую структуру, состоящу ю из начальной, средней и высшей школы. Основной закон об образовании в Германии предоставляет право каждому гражданину свободно развивать свою личность и выбирать школу, место учебы и профессию по своим способностям и наклонностям. Школьное образование в соответствии со ст. 7 Конституции, находится под контролем государства, является обязательным с первого по девятый классы. Управление же находится в компетенции федеральных земель, в ведении земельных министерств образования и культуры (Kultusministcrium). На федеральном у ровне координиру ется Конференцией земельных министров культуры. Обучение начинается с 5- или 6-лстнсго возраста и продолжается от четырех до шести лет. При этом цель политики в области образования заключается в том, чтобы оказать оптимальную поддержку каждому человеку и дать ему возможность полу чить квалифицированнуюю подготовку , отвечающую его интересам и потребностям. Каждый гражданин Германии в течение всей жизни имеет возможность полу чить общее, высшее и профессиональное образование. Германия является высокоразвитым индустриальным государством и нс может обойтись без высококвалифицированных специалистов. Правительство Германии заинтересовано в качественной подготовке профессиональных кадров широкого профиля в различных нау чных областях и ежегодно выделяет кру пные су ммы на развитие системы образования. Обучение в государственных школах Германии является бесплатным как для граждан Германии, так и для граждан иностранных государств. Однако в системе немецкого образования представлены и частные образовательные учреждения, хотя их количество незначительно.

Система обязательного бесплатного начального светского образования в Англии формиру ется со второй половины XIX в. В 1883 г. парламент страны впервые у твердил ежегодные ассигнования на строительство и содержание школ для бедных. Таким образом, в Англии и Уэльсе

государство впервые стало непосредственно поддерживать систему народного образования.

В настоящее время, система школьного образования Великобритании делится на три этапа: primary education (начальна! школа), secondary education (средняя школа), further education (старшая школа). Обязательным считается двс-надцатилстнее образование с 5 до 16 лет. От 2 до

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 лет дети получают образование в Nursery Schools, а в 16 лет они заканчивают Secondary Schools и полу чают сертификат GCSE (сертификат об общем и среднем образовании).

В Великобритании основным документом, регулирующим образовательное право, является закон, поскольку нет писаной конститу ции. Все законы (акты обеих палат Парламента, прошедшие определенную процедуру принятия, подписания монархом и обнародования) обладают равной юридической силой. Необходимо иметь в виду, что, к примеру, в Шотландии действу ет собственный национальный Парламент, полномочия которого в сфере правового регулирования образования настолько широки, что можно говорить о самостоятельной системе образования.

В Великобритании правовое регу лирование образования на законодательном уровне представлено сотнями разрозненных законов и актов делегированного законодательства часть из которых у старела или была отменена. При этом работы по консолидации и кодификации на государственном у ровне веду тся медленными темпами.

Условно законы об образовании Великобритании можно разделить на профилирующие и иные. К профилирующим законам, т. е. законам, предметом правового регулирования которых являются преимущественно отношения в сфере образования, относятся следующие.

Закон об образовании 1996 г. (Education Act 1996). На сегодняшний день для Англии и Уэльса — это базовый нормативный правовой акт в сфере образования.

Закон об образовании 1996 г. впоследствии несколько раз изменялся. Самостоятельный Закон

06 образовании в Шотландии появился в 2000 г. (Education and Training (Scotland) Act 2000). С 1999 r. Парламент Шотландии принял еще несколько законов об образовании, в частности: в 2001 г. — Закон «О поддержке студентов (Education (Graduate Endowment and Student Support) (Scotland) Act 2001)»; в 2002 г. — законы: «О стратегии охраны лиц с ограниченными возможностями и образовательных записях», «Об изменении школьного законодательства», «Об органах управления квалификациями»; в 2003 г. — Закон «О школьных завтраках»; в 2004 г. — законы:

№ 1 (2) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

«О дополнительной поддержке образования». «О школьном образовании (министерских полномочиях и независимых школах)»: в 2005 г. -законы: «О дальнейшем и высшем образовании», «О гаэльском языке»: в 2006 г. — Закон «О шотландских школах» 131.

Кратко рассмотрев историю закрепления права на образование в конституциях некоторых зарубежных государств, анализируя различные подходы к формулированию конституционноправовых норм, посвященных реализации этого права, можно заключить: право на образование является естественным и неотъемлемым правом

человека, зафиксированном в конституциях большинства стран мира: на основе международно-правовых актов в мировом сообществе сформирован определенный стандарт прав человека, включающий в себя и право на образование. Нормы конститу ций большинства европейских государств соответствуют или приближаются к этом}’ стандарту.

На современном этапе образование в Европейском регионе переживает период интенсивной интеграции. Россия в полную силу участвует в процессах унификации подходов к правовому регулированию всех уровней образования.

Примечания

1. Bcitcr K.-D. The Protection of the Right to Education bv International Law. Martinus Nijhoff Publishers.-2005.-P.21-22.

2. Концепция, в основе которой лежит идея, предполагающая создание общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями всех членов этого общества.

3. Корф Д. В. Образовательное право и образовательная система Великобритании // Ежегодник российского образовательного законодательства. — 2006. — Т. 1.

4. Народное образование в СССР. Сборник документов 1917-1973 гг, — М., 1974.

5. Несмотря на большое количество существующих трактовок термина «образование», определения, которое бы полностью отражало всю многогранность этого сложного понятия, пока что нс существует.

6. Орлов В. Образовательное право Финляндии. — http://www.lcxed.ru/pravo/theoiy7ezcgod7

9. См.: Кодеке образования Франции. Законодательная часть. — М., 2003.

10. См.: Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. — М., 1957. — С. 330-342.

11. См.. Конститу ция Франции 1791 г. // Права человека: учебник-хрестоматия / отв. ред. А. X. Саидов. — Ташкент, 2000. — С. 154.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. См.: Статья 26 Конституции Японии // Конституции зарубежных государств:

17. См.: Статья 34 Конститу ции Италии (Итальянской Республики) // Конститу ции госу дарств Европы / под ред. Л. А. Оку нькова. — Т. 2. — С. 109.

20. Хрестоматия по истории педагогики /сост. Н. А. Желваков; под рсд. С. А. Каменева. — М., 1936.

ШАДРИН Владимир Михайлович, доцент кафедры социальных дисциплин и у правления факультета Подготовки сотру дников правоохранительных органов, Южно-Уральский госу дарственный у ниверситет (НИУ), кандидат исторических наук, доцент. E-mail: shadrin.l9^yandcx.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.Н. Братановский, доктор юридических наук, профессор

С.А. Кочерга, кандидат юридических наук

В научной публикации рассматриваются организационно-правовые основы реализации государственной политики в сфере образования. Исследуется законодательная база и мнения ведущих отечественных и зарубежных исследователей, связанных с интеграцией образовательных отношений. Предлагается критический анализ отдельных правовых положений и предлагается авторское решение проблем в данной сфере.

Ключевые слова: административное право, образование, государственная политика, государственное управление, функции, воспитание и обучение.

Образование в России имеет огромное культурно-воспитательное значение и создает предпосылки для социальной ориентации человека в обществе, тем самым оказывая воздействие на политическую сферу. В процессе получения образования происходит постижение основ государственного устройства, получение общих представлений о конституционных принципах функционирования органов власти всех уровней. Основной задачей государства является устранение препятствий к получению знаний, информации и навыков, которые необходимы гражданину для повседневной жизни. Реализация этих ориентиров в полном объеме возможна только с помощью продуманной и согласованной со все-

ми государственной образовательной политики. Именно она способна претворить в жизнь демократические идеалы и максимально приблизить каждого гражданина к участию в государственных делах и дать ему возможность общественного и личностного просвещения.

Термин «политика» впервые был предложен в IV веке до н. э. Аристотелем, который предлагал для него следующее определение: это искусство управления государством (полисом) . Следует отметить, что на протяжении всего развития общественных наук содержание этого термина многократно менялось. О.Э. Лейст понимал под политикой деятельность по поводу общественных интересов, выраженную

в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти . Р. Михельс рассматривал ее как форму общественного сознания, выражающую корпоративные интересы сообщества, и проявляющуюся в гражданском обществе (государстве) в виде течений, движений, профсоюзов и других общественных организаций и объединений по специфическим интересам . Политика, по мнению И.М. Чудиновой, — это система мер, закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства, направленная на учет, сочетание и реализацию национальных приоритетов, на решение возникающих противоречий во имя общих целей . Г.Н. Манов указывает, что значение этого слова заключается в способности правящей элиты понимать волю большинства и учитывать мнение меньшинства при формировании стратегии развития государства .

Однако есть и иные суждения. Политика, отмечает О. Америнджер, есть благородное искусство получать голоса бедных и деньги на избирательную кампанию у богатых, обещая защитить одних от других . У. Черчилль полагал, что политика — это грязное занятие, удел бывших некогда светлыми умов, ставших впоследствии рабами собственной власти. Чтобы ее сохранить, они вынуждены лгать и лгать в надежде на то, что кто-нибудь в эту ложь поверит . Будучи на вершине своей политической карьеры Шарль де

Голль допустил следующее высказывание: под давлением различных преследующих свои интересы сил демократия и политика зачастую разнятся и противостоят друг другу, обилие противоречий оставляет для маневра место размером с острие иглы, чтобы удержаться на нем приходится предавать свою страну или своих избирателей. Я предпочитаю второе .

Объясняя многообразие различных трактовок данного термина, их сходство и смысловые противоречия Н.П. Гибало говорит, что это есть показатель общественного развития, заслуживающий положительной оценки. Он свидетельствует о том, что люди стали лучше понимать жизненный уклад, стали образованнее .

Учитывая векторную направленность нашего исследования, заметим, что в настоящее время ученые склонны рассматривать государственную политику как часть управленческой деятельности. Д.А. Новиков указывает, что политика представляет собой стратегию объединения людей, направляющую общественные процессы и явления в нужное русло. Именно она способна скоординировать деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей и сформировать единую линию воздействия на требующие вмешательства общественные отношения . Конституция Российской Федерации, — подчеркивают М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова, закрепила прочные основы соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Но этот ведущий нормативный акт не может их гарантировать без всеобъемлющего целенаправленного воздействия на общество, а точнее на

тех субъектов, которые не хотят или не могут исполнять общепринятые требования .

Данную позицию можно соотнести с мнением ученых-административис-тов. В частности, Ю.М. Козлов полагает, что государственная политика — это закрепленная в законодательстве и обозначенная Президентом РФ и Правительством РФ программа действий для органов государственного и муниципального управления в социально-экономической сфере, выражающаяся в совокупности приемов и способов администрирования и следования единому политическому курсу на повышение благосостояния населения . С.Н. Братановский предлагает трактовать это словосочетание как, включающий в себя имплементацию социальных стандартов, артикуляцию и агрегирование индивидуальных и общих интересов механизм, юридически интегрированный во многоуровневую систему государственного управления. Этот механизм закрепляет субординацию в отношениях между субъектами и объектами управления и определяет схему построения горизонтальных связей. Его стержнем выступает образование — специальный обязательный ценз, без которого лицо не может быть допущено к замещению государственных должностей и участвовать в управлении страной .

Полностью разделяя данную позицию, отметим, что государственная политика в сфере образования тесно связана с социальной политикой и не может быть реализована без совместного участия всех заинтересованных министерств и ведомств. На этих воп-

росах сделан акцент в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» . Этот документ предусматривает комплекс мероприятий, направленных как на повышение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений общего образования, преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры, так и на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.

Отметим, что Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» не содержит легального определения государственной политики в исследуемой сфере. Утратившие ныне силу Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О

высшем и послевузовском профессиональном образовании» также не давали юридической интерпретации этого словосочетания. В.С. Леднев не считает подобную ситуацию законодательным просчетом, отмечая, что государственная образовательная политика представляет собой весьма многогранное явление, выразить суть которого с помощью одной правовой нормы является непростой задачей. Поскольку современные формы управления образовательным процессом динамично развиваются, то формулирование и фиксация в законе единого характеризующего политику положения всегда будет выглядеть устаревшим .

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 в ст. 3 раскрывает ее содержание через систему принципов. В специальной литературе под принципами государственной политики понимается базирующиеся на знании законов функционирования и развития общества основополагающие правила деятельности органов, социальных групп и людей по управлению общественными процессами . Существует мнение, согласно которому эта категория определяется как общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений . Проводя сравнительный анализ этого нормативного акта и Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 можно говорить о том, что та-

кой подход имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинствами являются, во-первых, закрепление закрытого перечня принципов государственной политики в сфере образования. Таким образом, в действующей редакции Закона об образовании определены направления, по которым исследуемые отношения должны развиваться вне зависимости от каких-либо внешних влияний и воздействий. В этом нормативном акте отсутствует норма, устанавливающая порядок изменения имеющихся и введения новых принципов. Однако подобное не означает, что они будут действовать бессрочно. Их закрытый перечень может быть изменен путем внесения изменений

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.