Праздник зул в 2019 году

Хорошо ли перезимовали?

Ехать пришлось по заметенной снегом степи и бодрящему морозцу. Но в Калмыкии уже задают традиционный цагансаровский вопрос: хорошо ли перезимовали? На что следует отвечать: да, все хорошо, скот тоже перезимовал без потерь.

К завтраку в гостинице официантка неожиданно подала борцоги — местную фигурную выпечку, которую я не заказывал. Улыбнулась: «Это — подарок в честь весеннего торжества».

— Цаган Сар — праздник монгольских народов, к которым относятся и предки калмыков ойраты. Он связан с древним календарем кочевников, прибавлением светового дня, знаменует собой окончание тяжелого зимнего периода и приближение весны, поэтому является одним из самых любимых у степных народов. Но для нас Цаган Сар стал двойным праздником, поскольку после принятия ойратами буддизма он совпал с праздником в честь чудес, совершенных Буддой, — рассказывает главный специалист регионального министерства культуры и туризма Герля Нурова.

В результате у жителей степной республики удивительным образом появился одновременно и религиозный, и традиционный народный праздник. И между прочим еще один нерабочий день. Верующие в Элисте с утра собираются в буддистском храме-хуруле, кстати, в самом большом в Европе. Вход заставлен обувью (в храм нельзя входить обутым), в самом хуруле яблоку негде упасть. Звучат медитативно-речитативные молитвы монахов, прерываемые звуками непривычных слуху инструментов. Поразили дунчены, раструбы которых покоились на полу. Ибо удержать на весу трехметровую штуковину, извлекая из нее низкий, утробный звук, не под силу даже упитанному музыканту. Идет ритуал устранения препятствий, молебен, обращенный к защитникам и восхваление богини Окон-Тенгри. Непосвященному трудно во всем разобраться, я и не пытаюсь.

— Хорошие ритуалы, сильные. И для здоровья помогут, и от злого глаза защитят, — по-простому объясняет бабушка с четками, сидящая по соседству.

Кто-то приносит наполненные водой бутылки, в них наливают еще по ложечке воды.

— Это аршан, святая вода, — шепчет коллега-буддистка из местной телерадиокомпании, — и вода, в которую ее наливают, тоже становится святой.

К обеду религиозная часть заканчивается и начинается светский Цаган Сар. Волонтеры угощают всех желающих борцогами и калмыцким чаем. Просят не толпиться, чтобы не мешать друг другу, и выбрасывать одноразовые стаканчики в мусор. Это, пожалуй, самое массовое чаепитие, в котором мне когда-либо приходилось участвовать.

На центральной площади Элисты у Пагоды Семи Дней начинается концерт. Сюда на Цаган Сар пришли и буддисты, и христиане, и мусульмане. Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан интересуется со сцены, благополучно ли перезимовали, и получает утвердительный ответ. На площади появляется калмыцкая семья в национальных одеждах с навьюченными верблюдами. Процессия движется к установленным на площади ведрам с солью и горящим жаровням. Начинается старинный обряд очищения огнем. По древней традиции следует бросить в огонь соль, чтобы вместе с ней сгорело все дурное, что накопилось за год.

Вскоре у жаровен выстраивается очередь. Белая соль сыпется на черные угли, едва не забивая огонь. Настало время традиционного хождения в гости и одаривания друг друга цагансаровскими борцогами. Считается, что чем больше удастся встретить родных и друзей, тем успешнее будут идти дела до следующего Цагана.

У жителей Калмыкии есть еще одно поверье. Верный признак скорого прихода весны — появление в степи вылезших из нор сусликов. И буквально накануне Цаган Сара фотоловушки заповедника «Черные земли» сняли проснувшихся после спячки зверьков. «Весна пришла! Суслики к Цаган Сару готовы!» — прокомментировал в соцсетях глава республики Алексей Орлов.

Так что, похоже, действительно, весна близко.

Зул — калмыцкий Новый Год

Ежегодно в декабре в Калмыкии отмечается национальный праздник Зул. Этот древний праздник, название которого в переводе с калмыцкого языка означает «лампада», получил официальный статус в октябре 2004 года, когда Законом Республики вошёл в перечень национальных праздников Калмыкии. Для жителей Республики Калмыкия Зул является нерабочим праздничным днём. Дата празднования не имеет конкретной даты, по калмыцкому календарю Зул приходится на 25 число месяца Коровы.
Зул, часто именуемый калмыцким Новым Годом, в действительности не является абсолютным аналогом Нового Года в европейском представлении. Свои истоки он берёт в древности, когда обозначал рождение Вселенной. Позднее его стали приурочивать к кончине одного из тибетских лам: Чже Цонкапы. Духовная суть праздника сводится, как и многое в буддизме, к достижению гармонии с внешним миром, а также внутренней гармонии.
Традиционно в этот день в домах Калмыкии зажигают лампады. Отсюда и название праздника.

Новым Годом праздник именуют в связи с тем, что, по традиции, калмыки не имели своего «Дня рождения». Зато ежегодно, отмечая Зул, прибавляли один год к своему возрасту. Получался общенациональный День Рождения, который объединял народ. С этого же дня калмыки ведут начало и новому календарному году.
Празднование, по традициям калмыков, начинается уже с утра, когда хозяйки в домах зажигают лампаду, накрывают праздничный стол, который должен быть похожим на переполненную чашу. Есть в традиционной калмыцкой кухне и такие блюда, которые обязательно должны присутствовать на праздничном столе. Среди них: пшеничные пирожки (борцоки), пельмени с бараниной, сладости и калмыцкий чай. Это направлено на то, чтобы изобилие в доме никогда не пропадало. Люди, одетые в нарядные праздничные одежды, ходят в гости к друзьям и знакомым, угощают и поздравляют друг друга.
Памятуя о неразрывной связи нашей планеты и жизни людей с космосом, вечерние семейные новогодние обряды символически связаны с этой темой. Зажжение лампад, вылепленных из теста, а также следующее за сжиганием в них травинок ковыля или иных фитилей, разделение лампады между членами семьи заканчивается тем, что разделённая лампада съедается всей семьёй.

Все обрядовые действия направлены на поклонение Солнцу, силам природы, теплу, исходящему от огня и отгоняющему холод, на продление жизни и благополучия. В прошлом, зажжённые лампады поднимались на специальном шесте над каждой кибиткой или юртой.
Традиция отмечать Зул и прибавлять к своему возрасту один год каждому члену семьи несколько расходится с более древней традицией, когда в Зул прибавляли год к своему возрасту только женщины, отмечая День рождения Вселенной. Мужчины же становились на год старше через 3-5 дней в первый день месяца Барса, когда отмечался другой праздник: Жилин Эзн (Хозяин Года), символизировавший собой прекращение вселенского хаоса и оформление Вселенной в том порядке, какой она имеет по настоящее время. Так что две древние традиции калмыцкого народа в определённый момент слились воедино, будучи изначально взаимосвязаны.
В современной Калмыкии праздник проходит не только в семьях. В Буддийских храмах проводятся молебны и совершаются подношения. В столице Республике Элисте проходят праздничные мероприятия, где обязательно центром программы становятся песни, танцы и номера, основанные на традиционном наследии Калмыкии.
Взаимоуважение, доброжелательность и забота о родных и близких лежат в основе калмыцкого Нового Года!

Жители Калмыкии поспорили о традициях священного месяца Урс Сар

Священный для буддистов месяц Урс Сар в Калмыкии наступил в этом году 4 июня. Верующие традиционно отказываются в этот месяц от спиртного и табака, часть жителей Калмыкии соблюдает пост, хотя другие называют эту традицию чуждой. Кульминация праздника — день рождения Будды Шакьямуни — состоится 17 июня.

Урс Сар отмечается в четвертый месяц лунного календаря. Он празднуется в то время, когда окотились овцы, принесли приплод кобылы и коровы, когда в старину на столе каждой калмыцкой семьи было много молочных продуктов. В этот период у калмыков проходили торжества по случаю обновления природы, перехода с весенних пастбищ на летние, увеличения стад. Выполняемые в далекие времена обряды были направлены на испрашивание у богов и природы изобилия кормов и преумножения скота. В буддийской традиции кульминацией месяца считается 15 лунный день — в этот день Будда Шакьямуни родился, достиг просветления и ушел в паринирвану.

Священный для буддистов месяц Урс Сар, во время которого верующие постятся и принимают обеты, в этом году продлится с 4 июня по 2 июля. Основные мероприятия пройдут в Центральном хуруле Калмыкии 17 июня – в день рождения Будды, этот день объявлен в Калмыкии выходным, сообщил корреспондент «Кавказского узла».

В течение всего месяца в Центральном хуруле будут проходить молебны, направленные на «укрепление кармической связи с Буддой и с буддийским учением», заявил администратор хурула Йонтен-гелюнг на пресс-конференции, посвященной Урс Сару. «Этот месяц буддисты посвящают накоплению заслуг, поэтому стараются совершать соответствующие действия: чтение мантр, простирания, обходы хурула, принятие обетов», — пояснил он.

В Урс Сар многие калмыки принимают обет не есть мясо, не употреблять алкоголь, не курить. «Надо отметить, что с каждым годом желающих взять цер (обет, – прим. ред.) от алкоголя становится все больше», — добавил администратор Центрального хурула.

Калмыки встречают Урс Сар позже монголов

Йонтен-гелюнг сообщил, что 8 июня на территории хурула сводный оркестр из 700 музыкантов и хористов совершит «традиционное музыкальное подношение от всего калмыцкого народа». Рано утром 17 июня «верующие смогут принять однодневные обеты Махаяны», поучаствовать в большом молебне, а также принять обет трезвости и отказаться от курения на самостоятельно обозначенный срок. «И в заключение на северной стороне хурула будет вывешена большая танка Будды Шакьямуни и проведен обряд ее омовения и очищения», — рассказал он.

Однодневные обеты Махаяны предполагают соблюдение восьми правил моральной (нравственной) дисциплины: отказ от убийства, воровства, лжи, прелюбодеяния, отказ от алкоголя, табака, одурманивающих средств, от восседания на «большом» и «высоком» троне, отказ от распевания песен, игры на музыкальных инструментах, танцев, отказ от нарядов и украшений, использования косметики и парфюмерии, а также отказ от принятия пищи в послеобеденное время, говорится на сайте Центрального хурула Калмыкии.

В честь Урс Сара у Одинокого тополя близ поселка Хар-Булук Целинного района состоится обряд «hазр тяклhн» – специальное подношение буддийским божествам и «хозяевам местности». Дата проведения обряда пока уточняется, сказал Йонтен-гелюнг.

В 2019 году калмыки отмечают Урс Сар на месяц позже остальных монгольских народов. Администратор хурула объяснил, чем обусловлено это расхождение. «Неправильно говорить, что у нас тибетский календарь, а там – монгольский. Все дело в астрологической традиции, у каждой традиции свои методики расчета. В лунном календаре один раз в три года появляется дополнительный 13-й месяц. Разница между традициями в том, что по-разному добавляют этот месяц. Мы, калмыки, используем традицию кулу, в Монголии традиция другая. И нельзя говорить, что одна традиция правильная, а другая – нет», — заявил Йонтен-гелюнг.

«Урс Сар восходит к Наврузу»

Журналист и переводчик буддийских текстов на калмыцкий язык Геннадий Корнеев сообщил корреспонденту «Кавказского узла», что в этом году «встретил Урс Сар по обоим календарям».

«Буддийскому учению уже 2,5 тысячи лет, поэтому разночтения в календарях объяснимы. В тибетской традиции только основных календарных систем три, в Китае, Корее, Японии – везде разные системы. Та же ситуация в регионах южного буддизма, Тхеравады: в Сингапуре, Таиланде, Шри-Ланке сильно разнятся даты. Но, как однажды мне сказал один буддийский монах, с учетом того, что Будда живет внутри каждого человека, день рождения любого из нас можно считать днем рождения Будды», — сказал Корнеев.

Вместе с тем «в ООН зафиксирована дата дня рождения Будды по календарю Шри-Ланки», отметил он. «Это связано с тем, что наиболее древние рукописи, летописи и истории о том, как Будда попал на Шри-Ланку, относятся не к индийским материалам, а ланкийским. Поэтому ООН приняла их дату», — пояснил Корнеев.

Переводчик буддийских текстов также отметил, что разделяет версию академика Бориса Владимирцева, согласно которой этимология названия калмыцкого праздника «восходит к персидскому Наврузу».

Навруз (новруз, науруз — от перс. نوروز — «новый день») – праздник Нового года (21 марта) по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. В последнее время приобрел значение праздника весны и обновления. В зависимости от региона название праздника варьируется. На «Кавказском узле» опубликована справка о Наврузе.

«Можно трактовать калмыцкое слово «урс» как «потомство», «приплод» и отсюда выводить этимологию названия праздника Урс Сар, но мне все же версия академика Владимирцева кажется верной. «Навруз» в переводе – новый день. Видимо, со временем у калмыков день весеннего равноденствия сдвинулся с 21 марта на летние месяцы. Есть зафиксированный рассказ, что донские калмыки, которые жили в своего рода резервации и сохранили многое из того, что другие калмыки утратили, в начале Урс Сара выходили в степь, срезали там квадрат верхнего слоя с травой и клали его у себя во дворе – там, где стояла корова. В этом обряде я усматриваю явную отсылку к той пророщенной пшенице, которая символизирует начало праздника Навруз», — заключил Геннадий Корнеев.

Добуддийская традиции праздника

Урс Сар – это «древний тенгрианский праздник», полагает руководитель Центра развития современной ойратской культуры «Тенгрин уйдл» (Млечный путь) Басан Захаров.

«Это не буддийский праздник, просто буддизм, как любая другая религия, подстроил под себя то, что уже было в народе. Праздник связан с перекочевкой на новые пастбища. Это время относительного отдыха, когда основные тяготы кочевого быта остались позади – прошла зима, получен приплод, молодняк немного окреп. Во время празднеств люди встречались, общались, устраивали состязания», — заявил Захаров корреспонденту «Кавказского узла».

Тенгрианство — название доисламской и добуддийской религии тюрко-монгольских кочевников евразийских степей, пишет abai.kz.

Согласно тенгрианской традиции, основные мероприятия на Урс Сар проходят в 15-16-й лунный день, когда проводится обряд подношения духам местности «Ова тяклhн». При этом Захаров затруднился ответить на вопрос, совпадает ли лунный календарь тенгрианцев с календарем калмыцких буддистов.

«Мне нравится философия тенгрианства, я ей следую. Тенгрианство – не религия, «тенгр», как известно, в переводе – «небо», оно есть везде. Это не персонифицированный бог, поэтому тенгрианство ближе к атеизму, чем буддизм. В Калмыкии очень трудно отличить тенгрианцев от буддистов, потому что и те, и другие довольно толерантны и в большинстве своем не чувствуют грани между этими мировоззрениями. Тенгрианцы ходят в хурул, буддисты проводят тенгрианские обряды. Если бы тенгрианцы создали свою организацию, и у них появилась бы некая централизация, возможно, 10-20% калмыков ушли бы в тенгрианство», — сказал Захаров.

Ученый рассказал о возрождении традиций праздника

В советское время праздник Урс Сар «попал под полный запрет», потому что «больше ассоциировался с религией и хурулами», чем Цаган сар или Зул, отметил научный сотрудник КалмГУ, исследователь калмыцких письменных памятников Бадма Меняев.

«Цаган сар и Зул тоже религиозные праздники, но их удалось адаптировать под народные, поэтому они праздновались и в советское время. Урс Сар не отмечали, но память о нем все равно сохранялась — я это и помню по своему детству, и знаю из рассказов стариков. До революции в Урс сар было принято уезжать в хурул, брать обеты, в том числе обет молчания. В хурулах проводили несколько дней, иногда неделю. Сейчас это называется «ретрит», в то время это тоже было развито», — рассказал Меняев корреспонденту «Кавказского узла».

Зул отмечается 25-го числа месяца Быка по лунному календарю и знаменует начало Нового года. Цаган сар наступает в первый день месяца дракона по лунному календарю.

По его словам, в XIX веке в празднование Урс Сар были вплетены добуддийские обряды. «Например, окропляли скот молоком, проводили обряд «Ова тяклhн». Устраивались состязания, проводились гуляния – хурул в эти дни был самым оживленным местом. При этом неделя с 8 до 15 лунного дня считалась наиболее важным с религиозной точки зрения периодом, это была неделя строгого поста», — заявил Меняев.

Ученый признался, что в его окружении нет тех, кто постится в Урс Сар. Вместе с тем традиция брать религиозные обеты, по его наблюдениям, в этот месяц «возвращается». «Я сейчас работаю в музее хурула и вижу, что уже многие принимают обеты. Есть ощущение, что Урс Сар вернул свои смыслы», — добавил Бадма Меняев.

Традиция поста известна не всем

Советник главы Калмыкии Бембя Чужаев перед началом Урс Сара призвал владельцев кафе и ресторанов Элисты разработать специальные меню для тех, кто держит пост.

«Почему во время поста Урс Сар нельзя кафешкам, ресторанам разработать меню для людей, кто держит пост? Например, делают же летнее меню или меню для детей. Я заметил, что с каждым годом все больше и больше люди принимают пост во время Урс Сар», — написал Чужаев 4 июня в группе «Ойратские известия» в Facebook.

Большинство комментаторов поддержали идею чиновника. При этом несколько человек заявили, что впервые слышат о том, что у калмыков есть традиция поститься. «А что это за пост? Никогда раньше не слышал о посте у нас», — написал Бадма Мукаев.

«Не было у нас поста на Урс Сар, это нововведение. Раньше калмыки летом мяса и так не ели почти. Как раз на Урс Сар на обряде «ова тяклһн» его ели вовсю», — поддержал Мукаева Басан Захаров.

«Тоже никогда не слышал о посте. Хотят привнести новые для калмыков веяния?» — написал Мингиян Манджиев.

«Как воевать на голодный желудок? Или летом не воевали? Или для воинов и путников можно не поститься — как в других религиях? И какой пост в Урс Сар? Что можно, что нельзя?» — поинтересовался пользователь Lui Vega.

Урс Сар не отразился на работе ресторанов

В меню популярного в Элисте ресторана «Легенда», специализирующегося на калмыцкой кухне, нет специальных предложений на Урс Сар, сообщила корреспонденту «Кавказского узла» хозяйка заведения. Как пояснила Байрта Тостаева, «в калмыцкой кухне не так много блюд в принципе, и почти все они мясные».

«Но в самом меню нашего ресторана достаточно много блюд из овощей, так что вегетарианец или тот, кто держит пост, не останется у нас голодным. В целом же вегетарианские блюда заказывают чаще жители других регионов, в Калмыкии такой тип питания пока не очень популярен. Думаю, если бы у нас открылось специализированное вегетарианское кафе, оно бы просто прогорело», — добавила Тостаева.

Популяризация Урс Сара и связанного с этим месяцем поста пока никак не отразилась ни на выручке заведения, ни на количестве потребляемого в ресторане алкоголя.

«Если наши доходы и сокращаются в этот период, то не из-за Урс Сара, а из-за того, что летом большинство клиентов предпочитает открытые площадки. А спиртные напитки стали меньше пить в принципе. Так что здесь некоторое снижение объемов произошло в рамках общей тенденции – не только в Калмыкии, но и в России», — добавила Байрта Тостаева.

Арендатор ресторана Royal Park Алдар Лиджиков также считает, что никаких изменений в работе заведения в Урс Сар не происходит.

«Чтобы Урс Сар отразился на работе ресторанов, должно быть значительно больше тех, кто держит пост. Пока в масштабах города их – единицы. Поэтому на нашей работе Урс Сар никак не сказывается», — сказал он корреспонденту «Кавказского узла».

По уже сложившейся традиции Центральный хурул РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни» выпустил в свет лунный календарь на новый 2019 год. В нем указаны даты важных буддийских постов, где каждый из этих лунных дней связан с активностью Будд и бодхисаттв, в частности, Будды Шакьямуни, Будды Медицины, Зеленой Тары (Ноhан Дярк), защитников Дхармы.

На календаре изображено божество Будда Медицины (калм. Отч Манла) — прекрасная фреска монастырского комплекса Калмыкии «Геден Шеддуб Чой Корлинг», здесь же приведена мантра Будды Медицины, чтение которой весьма полезно для всех:

ТАДЬЯТА ОМ БЕКАНЗЕ МАХА БЕКАНЗЕ БЕКАНЗЕ РАДЗА САМУТГАТЕ СООХА

Практика Будды Медицины эффективна как в случае серьезных заболеваний, в том числе психических, так и для обретения успеха в различных делах. Начитывание мантры Будды Медицины способствует очищению от негативной кармы, быстрому избавлению от болезней, усмирению вредоносных духов и исполнению всех желаний.

Надо отметить, что традиционный календарь Центрального хурула Калмыкии пользуется спросом не только у жителей республики, его охотно приобретают гости из других регионов, так как он удобен для практического пользования. В нем указаны лунные дни, имеющие важное значение для буддистов, садоводов и всех тех, кто планирует свои дела в соответствии с лунными днями. Здесь отмечены благоприятные и неблагоприятные дни, выделены подходящие для стрижки волос сутки. Согласно астрологии считается, что стрижка волос должна проводиться в определенные дни, иначе человек вместе с волосами лишает себя удачи. Так длится до тех пор, пока он снова не пострижется, но именно в подходящий для стрижки день.

class=»eliadunit»>

Многие часто звонят в хурул, чтобы спросить какого числа калмыки отмечают Зул, Цаган Сар или когда наступает важный для всех буддистов месяц Ур Сар. Имея под рукой календарь, изданный Центральным хурулом «Золотая обитель Будды Шакьямуни», такая необходимость отпадает. В календаре указаны все даты важных калмыцких и буддийских праздников.

Калмыцкий национальный праздник Цаган Сар, согласно лунному исчислению, в 2019 году приходится на 5 февраля. День явления чудесных сил Будды Шакьямуни будет отмечаться 19 февраля, а День рождения, просветления и паринирваны Будды Шакьямуни – 17 июня. Благословенный месяц Ур Сар продлится с 4 июня по 2 июля. В этот месяц люди по традиции посещают места, где жили их предки, чтобы совершить божествам, защитникам, духам местности, своим предкам подношения, провести ритуалы.

4 августа будет отмечаться день Поворота колеса Учения Будды (Мяядрин эргцин дююцнг). День нисхождения Будды Шакьямуни на землю из рая Тридцати Трех божеств в этом году приходится на 19 ноября. Священный праздник Зул будет отмечаться 21 декабря.

В самом низу календаря указан распорядок работы, номера телефонов Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Календарь можно приобрести в книжном киоске Центрального хурула и в магазине «Дзамбала», расположенном в центре Элисты.

Пресс-служба Центрального хурула “Золотая обитель Будды Шакьямуни”