Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

НАЛОГИ

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Л.П. Воробьева

Повышение эффективности деятельности сферы образования и науки возможно только в условиях постоянного увеличения объемов средств, направляемых на развитие материально-технической базы и социальной сферы. Источниками могут являться как бюджетное финансирование, так и доходы от внебюджетной деятельности.
Исходя из сложившихся экономических условий, для решения поставленных задач учебные заведения, в большинстве состоящие на бюджете, ведут предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную Уставом. Доход от оказания платных услуг, самостоятельной научной и хозяйственной деятельности учебных заведений, в основном, направляется на решение проблем материально-технического оснащения учебных заведений и на другие расходы, связанные с реинвестированием.
Некоммерческие организации (учреждения), финансируемые полностью или частично за счет средств бюджетов на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы) являются бюджетными организациями. В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации такие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Источники финансирования бюджетных учреждений можно подразделить на две основные группы: бюджетные и внебюджетные. Среди бюджетных источников финансирования можно выделить три уровня бюджета, в зависимости от того, из какого бюджета поступают денежные средства. Внебюджетные источники подразделяются на целевые средства и средства от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, причем в числе последних необходимо выделить доходы от предпринимательской деятельности, подлежащие налогообложению, и непредпринимательской деятельности, не облагаемые налогами (рис. 1).
На схеме (рис. 1) введены следующие обозначения:

1 — в случае выделения финансирования из регионального и муниципального бюджетов образовательным учреждениям федерального подчинения, в бухгалтерском учете такое финансирование считается и учитывается как целевые средства;
2 — в случае выделения финансирования из федерального и муниципального бюджетов образовательным учреждениям регионального подчинения, в бухгалтерском учете такое финансирование считается и учитывается как целевые средства;
3 — в случае выделения финансирования из федерального и регионального бюджетов образовательным учреждениям муниципального подчинения, в бухгалтерском учете такое финансирование считается и учитывается как целевые средства;
4 — субвенции — средства бюджета, выделенные учреждениям, являются целевыми;
5 — по Закону РФ «Об образовании» и Гражданскому кодексу РФ аренда имущества относится к предпринимательской деятельности, а в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражается как дополнительное финансирование и считается пополнением соответствующего бюджета;
6 — в бухгалтерском учете изначально все операции, приносящие доход, должны отражаться как предпринимательская деятельность, но при условии равенства доходов и расходов или полного реинвестирования сумм превышения доходов над расходами на развитие образовательного процесса данная деятельность образовательных учреждений признается непредпринимательской;
7 — целевые средства включаются в объект налогообложения по платным услугам (родительская плата за детей в детских садах, музыкальных школах), при неполном реинвестировании суммы превышения доходов над расходами формируют налоговую базу для исчисления налога на прибыль.

Рис. 1. Схема финансирования образовательного учреждения

Так как бюджетные средства не облагаются налогами, и целевые средства обычно не облагаются налогами (за исключением некоторых случаев), то наиболее актуальными становятся вопросы об отнесении внебюджетной деятельности учреждения к предпринимательской или непредпринимательской, взаимосвязи между ними и отражении их в учете (рис. 2).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с учетом изменений и дополнений) бюджетные и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
Рассмотрим платные образовательные услуги. Деятельность образовательных учреждений определена в статьях 45, 46, 47 Закона Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений).

Рис. 2. Взаимосвязь предпринимательской и непредпринимательской деятельности в образовательном учреждении

Согласно статье 45 Закона Российской Федерации «Об образовании» государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

38. Доходы и расходы бюджетных учреждений

Доходы и расходы бюджетных учреждений определяются сметой учреждения на очередной финансовый год, утверждаемой в порядке, установленном действующим законодательством. Согласно п. 2 ст. 161 БК РФ в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности: от оказания платных услуг, использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, иной деятельности. Доходы, получаемые бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включаются в состав доходов бюджетов соответствующего уровня.

Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством.

Бюджетные учреждения вправе расходовать бюджетные средства исключительно на:

1) оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

2) перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

3) трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

4) командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;

5) оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

6) оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются бюджетными учреждениями исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. При этом в случае уменьшения уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюджетным учреждением, бюджетное учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия договора. Сторона договора вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Предпринимательская деятельность в бюджетном учреждении

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях»

Бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги или вести другую деятельность, приносящую доход. Но вести такую деятельность разрешено, когда она помогает достижению целей, ради которых учреждение создано. Причем в некоторых случаях законодательство прямо запрещает ее вести.

Правовые основы деятельности учреждений

Понятие «учреждение» содержится в статье 120 Гражданского кодекса РФ. Это некоммерческая организация, которая создана собственником для выполнения им управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В свою очередь Бюджетный кодекс РФ в статье 161 определяет бюджетное учреждение как организацию, которая создана органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Эта деятельность финансируется из соответствующего бюджета (внебюджетного фонда) по смете доходов и расходов.

Из этих определений видно, что основные цели деятельности бюджетных учреждений — это оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли — ведь услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам. Но эти тарифы тем не менее формируют доходную часть бюджета.

Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Но это возможно в той мере, в какой помогает достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность должна соответствовать основным целям создания некоммерческой организации. Следовательно, такая деятельность может быть только факультативной и никак не основной.

Ограничения на предпринимательство

Наряду с возможностью вести предпринимательскую деятельность в некоторых случаях законодательство содержит прямой запрет на нее.

Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 подпунктом «в» пункта 4 запрещает всем федеральным службам по надзору оказывать платные услуги.

Эта норма права получила развитие и в других нормативных актах в отношении конкретных федеральных служб. Так, например, Федеральное казначейство не вправе оказывать платные услуги (п. 7 Положения о Федеральном казначействе).

Аналогичная норма установлена постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 и для Федеральной таможенной службы.

Как получить разрешение на коммерческую деятельность

Некоторым бюджетным учреждениям разрешено осуществлять деятельность, приносящую доход. Это, например, учреждения здравоохранения и образования.

Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если в учредительных документах это специально отражено. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Такое правило установлено статьей 298 Гражданского кодекса РФ.

Следовательно, разрешение на приносящую доход деятельность бюджетное учреждение получает у вышестоящей организации (собст-венника его имущества) и такое разрешение должно быть закреплено в учредительных документах. То есть в уставе (положении и т. п.) должны быть указаны виды разрешенной деятельности.

Обратите внимание: для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

Например, статья 47 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» определяет такую возможность для образовательного учреждения, если это предусмотрено его уставом. Эта статья содержит и ограниченный перечень разрешенных видов деятельности.

Если коммерческая деятельность будет идти в ущерб уставной образовательной деятельности, то учредитель или орган местного самоуправления имеет право ее приостанавливать до решения суда по этому вопросу.

Как открыть лицевой счет

Для использования предоставленного законодательством права на ведение приносящей доход деятельности учреждению необходимо открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейст-ва. На нем будут обособленно учитываться операции по такой деятельности (п. 2 приказа Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н).

Лицевой счет открывается на основании генерального разрешения.

Для открытия лицевого счета в орган Федерального казначейства необходимо представить документы, перечисленные в пункте 6 инструкции, которая утверждена приказом Минфина России № 46н:

— подлинник разрешения на открытие лицевого счета;

— заявление на открытие лицевого счета с указанием, что он предназначен для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

— карточку образцов подписей.

Смета доходов и расходов

Доходы от приносящей доход деятельности после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения (п. 2 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ).

Функции по утверждению смет доходов и расходов возложены на главных распорядителей бюджетных средств (п. 4 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Он также утверждает и представленные учреждением сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности. Один экземпляр сметы должен быть представлен в орган Федерального казначейства.

В течение финансового года учреждение при необходимости вправе вносить уточнения в смету доходов и расходов. При этом составляется уточненная смета, которая утверждается руководителем бюджетного учреждения и главным распорядителем бюджетных средств (п. 6 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Уточненная смета также представляется в казначейство.

Вопросы налогообложения

Налоговым законодательством специальные нормы по постановке бюджетного учреждения на налоговый учет не установлены. То есть все бюджетные учреждения при их создании на основании статьи 83 Налогового кодекса РФ подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения.

При постановке на учет учреждению присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (п. 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Поэтому после получения разрешения на предпринимательскую деятельность учреждению дополнительно становиться на учет как плательщику налога на прибыль и НДС не нужно.

Налог на добавленную стоимость

Налоговое законодательство не связывает обязанность по уплате НДС с организационно-правовой формой юридического лица и не содержит каких-либо специальных норм по этому налогу в отношении бюджетных учреждений. Поэтому они будут признаваться плательщиками НДС на общих основаниях, если совершают операции, которые статьей 146 Налогового кодекса РФ признаются объектами налогообложения.

Если сумма выручки бюджетного учреждения за три последовательных календарных месяца не превысит в совокупности 2 000 000 руб., то учреждение имеет право воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 Налогового кодекса РФ).

Кроме этого ряд операций освобождается от налогообложения. Их перечень приведен в статье 149 Налогового кодекса РФ. Но в соответствии с пунктом 6 этой статьи для применения вышеуказанной льготы учреждение должно иметь лицензию на тот вид осуществляемой деятельности, который подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, учреждение может совершать одновременно как облагаемые НДС операции, так и не облагаемые. В этом случае необходимо вести раздельный учет таких операций.

Налог на прибыль

Бюджетные учреждения, получающие доходы от деятельности, приносящей доход, признаются плательщиками налога на прибыль. В этом случае они определяют налоговую базу по правилам статьи 321.1 Налогового кодекса РФ.

Эти правила обязывают их вести раздельный учет доходов и расходов, которые производятся за счет средств бюджетов всех уровней по смете, и средств, получаемых учреждением от предпринимательской дея-тельности.

В статье 321.1 Налогового кодекса РФ установлены правила определения налоговой базы, в частности:

— налоговая база представляет собой разницу между полученной суммой дохода от реализации товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и внереализационных доходов и суммой фактических расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности;

— сумму превышения доходов над расходами до исчисления налога на прибыль нельзя направлять на покрытие расходов, которые преду-смотрены по смете бюджетного учреждения;

— при определении налоговой базы по налогу на прибыль не участвуют средства, поступающие из бюджета на ведение уставной деятельности, и расходы, производимые за счет этих средств.

Что ждет в будущем бюджетные учреждения

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ внес многочисленные изменения в Бюджетный кодекс РФ, которые в своем большинстве вступают в силу с 1 января 2008 года.

Так, пунктом 11 статьи 5 этого закона расширены права бюджетных учреждений в отношении распоряжения средствами, полученными от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Например, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление некоторым бюджетным учреждениям, направляются ими на содержание и развитие своей материально-технической базы сверх ассигнований из федерального бюджета.

Законом о бюджете могут предусматриваться положения, которые позволят учреждениям использовать на обеспечение своей деятельности средства, полученные от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от граждан и организаций (в том числе от международных и правительств иностранных государств), а также средства от иной приносящей доход деятельности.

Использовать эти средства можно на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются их источники и направления использования. В уставе бюджетного учреждения также должны быть соответствующие положения о возможности вести такую деятельность.

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях» № 2, 2007

Статья: Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений в свете нового бюджетного законодательства (Максимова Л.) («Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, n 6)

«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, N 6
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В СВЕТЕ НОВОГО БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Приоритетным правовым ориентиром в деятельности бюджетных учреждений всегда было бюджетное законодательство. Государственной Думой 13 апреля 2007 г. был принят Федеральный закон от 26.04.2006 N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон 63-ФЗ). Основные положения Закона вступают в силу с 1 января 2008 г., за исключением отдельных положений, действующих со дня официального опубликования Закона, и ряда положений, которые начнут действовать в более поздние сроки.
В данной статье рассмотрены нормы БК РФ о платных услугах бюджетных учреждений на основе сравнения с действующими нормами бюджетного законодательства.
Бюджетное законодательство состоит из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах соответствующих субъектов, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и правовых актов представительных органов муниципальных образований. Общие принципы бюджетного законодательства устанавливает БК РФ, поэтому федеральные законы, законы субъектов РФ, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, не должны ему противоречить. Это положения ст. ст. 2, 3 БК РФ, которые не претерпели смысловых изменений.
Бюджетное учреждение
Сначала следует указать, что несколько видоизменилось определение бюджетного учреждения. Из ст. 161 «Бюджетное учреждение» БК РФ действующей редакции оно перекочевало в новую редакцию ст. 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе».
Бюджетное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Новое определение отличается формулировкой функций бюджетного учреждения. Так, согласно действующей редакции БК РФ бюджетные учреждения создаются для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Цель создания учреждений (осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера) и лица, которыми оно может быть создано (в том числе Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием), указаны в ст. 120 «Учреждения» ГК РФ. Поэтому новое определение бюджетного учреждения в БК РФ указывает только на его основную функцию (оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам) и основание ее осуществления (государственное либо муниципальное задание). В ст. 6 БК РФ, соответственно, приведено понятие государственных (муниципальных) услуг и государственного (муниципального) задания.
Государственные (муниципальные) услуги физическим и юридическим лицам — услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления). Отсюда следует, что отличительной особенностью государственных (муниципальных) услуг является их безвозмездный характер оказания. Допускается предоставление платных услуг, но по ценам, которые устанавливает государство. И в том и в другом случае они должны быть оказаны в рамках государственного (муниципального) задания.
Государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг.
Также в новой редакции Кодекса унифицировано положение о праве бюджетных учреждений получать кредиты. Действующая редакция БК РФ гласит, что бюджетное учреждение не может получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы РФ. Новая редакция БК РФ запрещает бюджетным учреждениям получать кредиты вообще и предоставлять им субсидии и бюджетные кредиты в частности (п. 4 ст. 161 новой редакции БК РФ).
Смета доходов и расходов
по предпринимательской деятельности
Статья 161 БК РФ в новой редакции посвящена особенностям правового положения бюджетных учреждений. С 1 января 2008 г. бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом (абз. 2 п. 1 ст. 161 новой редакции БК РФ).
Понятие «бюджетная смета» также дано в ст. 6 БК РФ.
Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.
Заметим, что новая редакция ст. 161 БК РФ не содержит обязательства отражения в смете доходов и расходов бюджетного учреждения доходов, полученных от предпринимательской деятельности, в том числе от оказания платных услуг, других доходов, полученных от использования государственной или муниципальной собственности, как указано в п. 3 ст. 161 действующей редакции БК РФ. Среди понятий и терминов новой редакции Кодекса (ст. 6 БК РФ) также отсутствует понятие «смета доходов и расходов по внебюджетной деятельности» или «смета доходов и расходов по предпринимательской деятельности». Однако это не означает, что с 2008 г. можно будет не составлять смету доходов и расходов по платным услугам. В настоящее время для федеральных государственных учреждений обязанность представления сметы доходов и расходов по предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности в ОФК закреплена не только в БК РФ, но и в Постановлении Правительства РФ от 23.02.2007 N 126 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год».
По мнению автора статьи, в будущем ее тоже необходимо составлять. Дело в том, что заключительная статья Закона N 63-ФЗ содержит упоминание о федеральном законе, определяющем особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности (п. 10 ст. 5 Закона N 63-ФЗ). А это значит, что в скором времени должен появиться закон (назовем его законом о платных услугах бюджетных учреждений), в котором должны быть сформулированы правовые основы оказания платных услуг бюджетными учреждениями. Соответственно, такой закон может содержать нормы о смете доходов и расходов по внебюджетной деятельности. К заключительной ст. 5 Закона N 63-ФЗ мы еще вернемся. Здесь же отметим, что до вступления в силу федерального закона, упомянутого в п. 10 ст. 5 Закона N 63-ФЗ (закона о платных услугах бюджетных учреждений), бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать в целях обеспечения своей деятельности полученные от оказания платных услуг денежные средства, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ (муниципальные правовые акты), а также положения устава бюджетного учреждения (пп. 3 п. 11 ст. 5 Закона N 63-ФЗ). То есть для того, чтобы бюджетное учреждение могло использовать денежные средства, полученные от оказания платных услуг, необходимо внести это положение в устав и получить генеральное разрешение главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Но и это еще не все. Главное — бюджетное учреждение осуществляет операции с указанными средствами в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения (пп. 4 п. 11 ст. 5 Закона N 63-ФЗ).
В заключение этого раздела обращаем внимание читателей на то, что положения о самостоятельности бюджетных учреждений в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, в новой редакции БК РФ нет.
Предпринимательская деятельность
бюджетных учреждений
Доходы (результаты) предпринимательской деятельности бюджетных учреждений относятся к неналоговым доходам бюджетов. В списке неналоговых доходов действующей редакции БК РФ не значатся доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности. Им посвящена отдельная ст. 43 БК РФ, по смыслу которой они также учитываются в доходах соответствующих бюджетов и относятся к неналоговым доходам. Поэтому она в новой редакции Кодекса признана утратившей силу, а перечень неналоговых доходов содержится в ст. 41 БК РФ, изложенной в новой редакции.
Обратите внимание! Вопрос, подлежат ли доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений налогообложению, решен однозначно. Все перечисленные ниже доходы учитываются в составе неналоговых доходов бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Об этом говорится в отношении каждого вида указанных ниже доходов (п. 3 ст. 41 новой редакции БК РФ).
Кроме того, п. 5 названной статьи установлено, что при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности об его исполнении доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности включаются в состав доходов бюджета с учетом п. 3 ст. 41 БК РФ, то есть после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством. Однако при этом следует иметь в виду, что в соответствии с заключительной статьей Закона N 63-ФЗ п. 5 ст. 41 БК РФ (в части, касающейся доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности) применяется со дня вступления в силу федерального закона о платных услугах бюджетных учреждений.
В соответствии со ст. 41 новой редакции БК РФ к неналоговым доходам бюджетов в части предпринимательской деятельности бюджетных учреждений относятся:
— доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
— доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности;
— доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.
———————————
Примечание редакции: поскольку речь в статье идет о доходах от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, автор рассматривает исключительно их и умалчивает о положениях БК РФ в отношении доходов автономных учреждений и государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.
Отдельно приведен перечень доходов от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 42 БК РФ). Перечень указанных доходов остался прежним, однако их формулировка стала более четкой:
доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;
средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;
плата за пользование бюджетными кредитами;
доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.
Из приведенного списка для бюджетных учреждений актуальны доходы в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества. Дело в том, что ст. 33 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» и Постановление правительства, принятое в исполнение указанного Закона, предписывают учитывать доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным государственным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, научного обслуживания российских академий наук, образовательным и архивным учреждениям, в полном объеме в доходах федерального бюджета и отражать в сметах доходов и расходов указанных учреждений. Поступившие средства отражаются на лицевых счетах бюджетных учреждений, открытых в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном Минфином

Статья 41. Виды доходов бюджетов

«Вопросы к видеоконференции по вопросам ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования бюджетной (бухгалтерской) отчетности (финансовые органы) (часть вторая)»

Исходя из положений абзаца третьего пункта 3 статьи 41, абзаца четвертого пункта 1 статьи 51, абзаца третьего статьи 57 и абзаца третьего статьи 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы от продажи движимого имущества, находящегося у бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, поступают в самостоятельное распоряжение данных учреждений. Доходы от продажи недвижимого имущества поступают в бюджет.

Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ (ред. от 29.11.2014) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений»

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41 — 43, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:

части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, — в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации;

Приказ Минфина РФ от 11.12.2002 N 127н (ред. от 12.11.2004) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»

Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» изменена редакция статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в неналоговых доходах классификации доходов бюджетов Российской Федерации уточнена редакция статьи 2012000 «Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей», которая включает следующие подстатьи: «Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей, зачисляемые в федеральный бюджет» (2012010), «Доходы от реализации продуктов утилизации кораблей» (2012011), «Доходы от реализации имущества государственных унитарных предприятий, учреждений и военного имущества» (2012012), «Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации» (2012020), «Доходы от реализации имущества государственных унитарных предприятий и учреждений» (2012021), «Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей, зачисляемые в местные бюджеты» (2012030), «Доходы от реализации имущества муниципальных унитарных предприятий и учреждений» (2012031), «Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей, зачисляемые в Фонд социального страхования Российской Федерации» (2012040).

Таким образом, положения пункта 4 статьи 41, пункта 2 статьи 42, абзаца первого статьи 43 Бюджетного кодекса Российской Федерации реализуются после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе и налога на прибыль, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

«Вопросы к видеоконференции по вопросам ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования бюджетной (бухгалтерской) отчетности (финансовые органы) (часть первая)»

Исходя из положений абзаца третьего пункта 3 статьи 41, абзаца четвертого пункта 1 статьи 51, абзаца третьего статьи 57 и абзаца третьего статьи 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы от продажи движимого имущества, находящегося у бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, поступают в самостоятельное распоряжение данных учреждений. Доходы от продажи недвижимого имущества поступают в бюджет.

<Письмо> ГТК РФ от 20.03.2003 N 01-06/11998 (ред. от 25.02.2004) «О разъяснении положений КоАП России, регламентирующих исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях»

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы. При этом, как следует из пункта 4 статьи 41 указанного Кодекса, к неналоговым доходам отнесены средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации и иные суммы принудительного изъятия.

<Письмо> МНС РФ от 18.12.2001 N ВГ-6-02/940@ «О налогообложении бюджетных организаций (учреждений)»

Одновременно сообщается, что пунктом 4 статьи 41 и пунктом 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитывать в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражать в доходах соответствующего бюджета как неналоговые доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Эти положения указывают на принадлежность доходов бюджетных учреждений к соответствующим статьям и группам доходов бюджетов Российской Федерации и не освобождают бюджетные организации от уплаты налогов с доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Приказ Минфина РФ от 18.07.2001 N 53н (ред. от 04.12.2001) «О продлении срока действия Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 25 мая 1999 г. N 38н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» и внесении в него изменений и дополнений»

Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» изменена редакция статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в неналоговых доходах классификации доходов бюджетов Российской Федерации уточнена редакция статьи 2012000 «Доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей».

<Письмо> Минфина РФ от 04.11.2000 N 3-01-12/19-422 <О Порядке учета предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов>

В соответствии со статьями 41 и 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главой 9 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Приказом Минфина России от 14.12.1999 N 91н «Об утверждении инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации» если соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами плательщикам предоставлены льготы, отсрочки, рассрочки по уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей, налоговый кредит, налоговый инвестиционный кредит по платежам в какой-либо из уровней бюджетов, то размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета, а бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов, платежей и других обязательств) являются формой расходов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года. При этом предоставление налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек осуществляется только в пределах лимитов, отраженных в законе о бюджете соответствующего уровня власти.