Предупреждение профессиональной преступности

Понятие индивидуального предупреждения преступлений

Индивидуальное предупреждение – это прежде всего воздействие на тех лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и их социальную среду. Данный вид деятельности представляет собой целенаправленную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением.

Объектами такого предупреждения являются индивиды, поведение и образ жизни которых свидетельствуют о реальной возможности совершения ими преступлений. Взгляды, мотивы, система ценностных ориентации личности могут стать Основанием для оказания на нее предупредительного воздействия лишь в том случае, когда эти взгляды, мотивы, ориентации проявились в антиобщественном поведении.

Исходя из описанного ранее механизма преступного поведения индивидуальное предупреждение должно быть направлено на личность и ее отрицательные дерты, на среду, формирующую эту личность, а также на условия, обстоятельства, ситуации, способствующие или облегчающие совершение уголовно наказуемых деяний. При этом следует иметь в виду, что речь идет о непосредственной деятельности соответствующих субъектов, т. е. тех, от кого исходит такое воздействие.

Суммируя сказанное, можно сформулировать следующее определение: итак, индивидуальное предупреждение преступного поведения – это деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и оказанию на них и окружающую их социальную микросреду позитивного корректирующего воздействия.

Меры индивидуального предупреждения, реализуемые в отношении личности, играют роль такого социального инструмента, который призван нейтрализовать или устранить внутренние негативные черты этой личности и ее поведения. Когда же воздействие направлено на социальную микросреду, то нейтрализуются либо устраняются внешние негативные элементы материального и духовного порядка, деформирующие личность (неблагоприятные материальные и бытовые условия жизни индивида, отрицательные межличностные отношения и пр.).

Объекты и содержание индивидуального предупреждения преступлений

В детализированном виде объектами индивидуального предупреждения преступного поведения являются:

  • антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступлений которым достаточно вероятно;
  • криминологически значимые личностные характеристики человека, определяющие деформацию его поведения;
  • криминологически значимые психофизиологические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению);
  • непосредственные условия неблагоприятного формирования и жизнедеятельности личности (прежде всего в семье), ином бытовом окружении, в сферах труда, учебы, досуга, в иных микросоциальных группах, в первую очередь антиобщественной направленности, а также неблагополучные условия индивидуального бытия;
  • элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые объективно имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время.

Личность – важное звено в причинной цепочке преступного поведения. Она взаимодействует с криминогенной микросредой, через нее преломляется влияние последней. На личность поэтому в первую очередь и направляется предупредительное воздействие.

Целью индивидуального предупреждения является позитивная коррекция личности, влекущая изменение ее поведения от антиобщественного к законопослушному.

Достижение этой цели требует решения ряда конкретных задач. К ним относятся:

  • выявление лиц, чье поведение свидетельствует о реальной возможности совершения преступлений;
  • изучение этих лиц и источников отрицательного воздействия на них;
  • прогнозирование индивидуального поведения;
  • планирование мер индивидуальной профилактики;
  • позитивное корректирующее воздействие.

Для государственных правоохранительных органов существуют еще две важные задачи, реализация которых регламентирована правовыми актами и выполняются которые в отношении строго определенных категорий лиц, поскольку связаны с вторжением в сферу личных интересов и даже свобод граждан. Речь идет, во-первых, о постановке лица на учет и, во-вторых, о контроле за его поведением и образом жизни.

Одной из наиболее жестких форм такого учета и контроля является установление административного надзора органов внутренних дел за некоторыми категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Это особо опасные рецидивисты, а также отбывшие наказание за соответствующей тяжести умышленные преступления и не ставшие на путь исправления.

В отношении этих лиц могут применяться такие ограничения, как возложение обязанности находиться дома в ночное время, являться для отметки в органы милиции, запрещение появляться в определенных местах, самовольно менять место жительства. В занимаемые ими жилые помещения вправе входить для контроля должностные лица, осуществляющие надзор.

На учет в органы внутренних дел, с соответствующим контролем за поведением, могут также ставиться лица, осужденные к мерам наказания без лишения свободы, не взятые под стражу на период следствия.

В целях обеспечения эффективности индивидуального предупреждения преступного поведения важно соблюдать следующие основные требования:

1.Своевременность. Несвоевременное выявление и принятие мер воздействия к правонарушителям и их окружению влечет формирование привычки к антиобщественному поведению, значительно увеличивает вероятность совершения лицом преступления. (Исследования показывают, что 2/3 семей, которые были явно неблагополучными и из которых вышли несовершеннолетние правонарушители, до момента совершения преступления оставались вне поля зрения правоохранительных органов.)

2.Последовательность. Индивидуальное воздействие должно быть таким, чтобы его интенсивность последовательно нарастала или убывала в зависимости от результатов. Как правило, вначале используются меры: профилактические беседы, оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве, организация досуга, нейтрализация влияния отрицательной микросреды. Если это не помогает, то используется влияние трудового коллектива, родственников, других лиц, организуется посещение лиц по месту жительства, учебы, работы. В предусмотренных законом случаях готовятся материалы для ограничения дееспособности, направления на лечение от алкоголизма и т. д.

3.Реальность. Меры воздействия объективно должны соответствовать возможностям их реализации. В ряде случаев достаточно сложно, например, осуществить такую меру, как трудовое устройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В этих условиях вопросы трудоустройства органами власти могут решаться путем экономического стимулирования (снижение процента отчисления от прибыли в местный бюджет и т. п.) предприятий, которые принимают освобожденных на работу.

4.Законность. Индивидуальное предупреждение строится на основе строгого соблюдения законодательства, прав, свобод, законных интересов граждан, которые могут ограничиваться только в той мере, в какой это диктуется и допускается законом.

В процессе изучения личности как объекта предупредительного воздействия анализируются:

  • преступное и иное противоправное поведение (когда, где и за что лицо привлекалось к уголовной или административной ответственности, какая мера наказания или взыскания была назначена, где отбывало наказание и как характеризовалось в этот период);
  • факторы, детерминирующие преступное и иное противоправное поведение (что было причиной каждого правонарушения; в отношении кого и по каким мотивам они были совершены; были ли связаны эти правонарушения с пьянством или употреблением наркотиков, с конфликтом в семей-но-бытовой сфере; какие условия облегчали совершение правонарушений и т. п.);
  • социально-демографические характеристики (сведения об образовании, возрасте, семейном положении, составе семьи, месте жительства, культурном уровне, социальном положении, специальности, должностном положении, трудовом стаже, отношении к труду, к собственности, к исполнению общегражданских обязанностей, семье, детям и т.д.);
  • индивидуально-психологические особенности (уровень интеллекта – умственное развитие, запас знаний, широта и уровень взглядов; черты характера – общительный или замкнутый, деятельный или ленивый, правдивый или лживый, мягкий или жестокий; волевые качества – настойчивость, решительность, организованность, способность подчинить себе других или поддаться чужому влиянию и т. д.; интересы к чтению, спортивным играм, охоте, рыбной ловле, техническому творчеству и др.);
  • особые склонности антиобщественного характера (к употреблению спиртных напитков или наркотиков, азартным играм, паразитическому образу жизни, агрессивно-конфликтному поведению и т. д.);
  • признаки преступного опыта (особые навыки подготовки, совершения и сокрытия преступлений, осведомленность о методах оперативной работы, участие в преступных группировках и т. п. ;
  • физиологические особенности и заболевания (алкоголизм, психопатия, отклонения в половой сфере и др.);
  • условия жизни и ближайшее окружение (характеристика членов семьи, семейно-бытовых отношений, жилищных условий, взаимоотношений с окружающими, сослуживцами, лицами, могущими оказать положительное влияние, и т. п.).

В целях всестороннего изучения личности применяются следующие основные методы – ознакомление с различными документами (в том числе обобщение независимых характеристик); анализ поступков изучаемого лица; беседы с гражданами, хорошо знающими его; изучение медицинских и иных документов, окружающей его среды и т. д.

Прогнозирование индивидуального преступного поведения и планирование

В процессе изучения личности осуществляется прогнозирование индивидуального преступного поведения, или индивидуальное прогнозирование. Это задача большой сложности и решается она на основании оценки всей совокупности внутренних и внешних факторов. Индивидуальный прогноз может быть только вероятным – это прогнозирование лишь возможного преступного поведения. Чем точнее и полнее прогностическая информация о лице, тем эффективнее меры предупреждения преступления. Возможность предсказать поведение человека зависит от того, насколько мы знаем определяющие его факторы, а также программу, по которой оно реализуется вовне.

Информация о прошлом и настоящем личности, ее действиях, социальных связях и ближайшем окружении является основой для прогноза будущего поведения. Причем необходимо учитывать динамику этих характеристик. Факторы, могущие положительно повлиять на человека в будущем, должны быть поддержаны, а возможно, и активизированы. А факторы, способные оказать отрицательное влияние на человека, должны непременно стать объектом предупредительного воздействия, т. е. задача индивидуального предупреждения состоит в том, чтобы прогноз, указывающий на возможное совершение преступления данным лицом, не реализовался.

Прогнозирование преступного поведения и индивидуальное предупреждение – во многом единый процесс. Предупреждение само по себе предполагает постоянное, всестороннее и глубокое изучение личности, ее поведения, связей и намерений. Полученные в результате этого сведения и осуществляемый по ним прогноз влияют на коррекцию плана индивидуальной работы.

Для работников правоохранительных органов одной из важнейших задач является решение вопроса о постановке лица на профилактический учет. Это решение должно основываться на строгом соответствии нормативным предписаниям. При этом важно всесторонне оценить всю имеющуюся информацию и убедиться в достаточности фактических оснований для постановки того или иного лица на учет, поскольку это может оказать сильное влияние на судьбу человека и иметь серьезные последствия для дальнейшей его жизни.

Постановка на учет вызывает необходимость применения интенсивных мер воздействия. Неоценимую помощь здесь могут оказать планы индивидуальной работы.

Планирование призвано упорядочить сложный и многогранный процесс предупредительного воздействия, сделать его целеустремленным, определить наиболее рациональные пути работы с данным лицом, выбрать такие тактические методы и приемы, которые обеспечили бы эффективное достижение целей предупреждения преступного поведения в сложившейся конкретной ситуации.

Конкретность планирования индивидуальной работы, его обусловленность свойствами каждой данной ситуации не исключают возможности программирования по некоторым параметрам соответствующих действий субъектов предупредительной деятельности. Конечно, трудно рассчитывать на возможность разработки типового плана, пригодного для всех без исключения случаев, различных категорий лиц и отвечающего всем требованиям, предъявляемым к такого рода планам. Вместе с тем нельзя отрицать определенного практического значения примерных планов индивидуального предупреждения, разработанных с учетом некоторых типичных ситуаций, складывающихся в этой сложной деятельности.

Общий подход к выработке названных планов состоит в том, что планирование мероприятия должно соответствовать следующим основным направлениям:

1.Знакомство с личностью и окружающей средой:

  • изучение личности, т. е. получение информации о всех описанных ранее признаках, характеризующих лицо;
  • изучение окружающей среды во всех сферах жизнедеятельности (место жительства, место учебы, работы, проведение свободного времени);
  • проведение ознакомительных бесед с лицом и его родственниками;
  • посещение лица по месту жительства и знакомство с социально-бытовыми условиями жизни;
  • посещение лица по месту работы, учебы, знакомство со сложившимися там условиями, при необходимости проведение беседы с ближайшим окружением, администрацией.

    2.Реализация текущих мер индивидуального предупреждения:

  • регулярные встречи с подучетным и проведение воспитательных бесед (встречи могут проводиться в разных местах – по месту жительства, по месту учебы, работы, по месту проведения досуга, в помещениях милиции и т. д.);
  • осуществление контроля за поведением лица по месту жительства путем опроса родственников, соседей, работников ДЭЗов и т. п.;
  • осуществление контроля за поведением лица по месту учебы, работы с помощью администрации, ближайшего окружения, официальной информации о его поведении;
  • оказание помощи при необходимости в трудостройстве, улучшении условий жизни, учебы, в проведении свободного времени;
  • привлечение к индивидуальной работе других лиц, могущих оказать позитивное воздействие;
  • иные меры убеждения и помощи.

    3.Принятие мер по предотвращению и пресечению правонарушений не преступного характера и малозначительных преступлений:

  • меры принудительного характера, дающие возможность своевременно пресечь правонарушения непреступного характера с тем, чтобы предупредить совершение преступлений (привлечение к административной ответственности, ограничение дееспособности, принудительное лечение, помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения и другие меры принуждения);
  • меры по защите объектов возможного преступного посягательства подучетного (нейтрализация ситуаций, способствующих совершению конкретного преступления).

    4.Принятие мер по предотвращению замышляемых и подготавливаемых преступлений:

  • склонение лица к отказу от совершения преступлений путем воздействия на само лицо, на окружающую его отрицательную микросреду (развенчание, изоляция лидеров криминальных групп, разобщение криминальных групп и т. п.);
  • привлечение лица к ответственности за незначительные преступления с тем, чтобы предотвратить тяжкие преступления;
  • защита субъектов возможного преступного посягательства (консультирование, оказание помощи в установке охранной сигнализации, в необходимых случаях организация охраны возможной жертвы);
  • устранение или нейтрализация обстоятельств, способствующих совершению преступления.

    5.Меры по контролю и проверке эффективности мер индивидуального предупредительного воздействия:

  • направление запросов о поведении лица по месту работы, учебы, жительства;
  • опрос окружающих его лиц, соседей, родственников, знакомых, администрации о поведении и образе жизни;
  • опрос экспертов и другие методы прогнозирования индивидуального поведения подучетного;
  • иные меры информационного характера.

    6.Подготовка материалов для изменения статуса подучетного (снятие с учета, направление в суд, в специальные учебно-воспитательные учреждения, лечебные учреждения, для установления или снятия административного надзора и т. п.).

Все названные выше методы изучения личности являются стадией, предшествующей непосредственному осуществлению профилактического воздействия.

Методы, индивидуального предупреждения преступлений

Применение методов индивидуального предупреждения преступного поведения предполагает достаточно длительное и систематическое воздействие. Но при этом должен комплексно применяться весь арсенал методов, все силы и средства воздействия на личность, соответствующие демократическим принципам отношения к личности.

Можно выделить следующие методы индивидуального воздействия: убеждение, оказание помощи, принуждение.

Метод убеждения – это комплекс воспитательных, разъяснительных мероприятий, осуществляемых в целях изменения антиобщественной направленности личности и закрепления ее положительной социальной ориентации. Убеждение применяется для преодоления или нейтрализации основных антиобщественных ориентации, могущих привести к совершению преступлений.

Основными формами реализации метода убеждения являются: индивидуальные и коллективные беседы, обсуждение поведения лица, установление над ним индивидуального и коллективного шефства, стимулирование участия в общественно полезной деятельности и т. п.

В процессе реализации методов убеждения применяются разнообразные психологические и педагогические приемы воздействия на разум, чувства и волю правонарушителя. На практике положительно себя зарекомендовали беседы. В индивидуальном предупреждении преступного поведения используются беседы трех видов: ознакомительная, предупредительная и воспитательная (классификация А. И. Алексеева).

Ознакомительная беседа – ответственное мероприятие, от содержания и результатов которого во многом зависит ход дальнейшей воспитательной работы. Психологическая атмосфера такой беседы, ее тон должны отражать общую линию индивидуальной работы – сочетание доброжелательности, заинтересованности в судьбе человека с требовательностью к нему, его поведению. Чтобы эта беседа была эффективной и предметной, необходимо собрать как можно больше информации о самом лице, его поведении, окружении, связях и т. п.

Предупредительная беседа проводится либо при наличии фактов антиобщественного поведения лица, взятого на профилактический учет, либо без каких-либо внешних поводов, в порядке повседневной работы. Предупредительная беседа наряду с главной ее задачей – оказанием непосредственного воспитательного воздействия, преследует цель контроля за поведением подучетного, а также используется для информационного обеспечения индивидуального предупреждения преступлений.

Воспитательная беседа близка по цели, основному содержанию, способам воздействия предупредительной беседе. Пути воздействия на сознание, чувства и волю, используемые в ходе предупредительных и воспитательных бесед, во многом сходны. Однако воспитательные беседы проводятся, как правило, в неофициальной обстановке, чаще представителями общественности, по месту жительства, учебы «или работы лица, в отношении которого реализуется данная мера.

Наряду с беседой к числу основных организационно-тактических форм непосредственного воспитательного воздействия относятся вовлечение лиц в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, самодеятельного и иного характера.

Метод оказания помощи, как правило, является одним из самых эффективных в деятельности субъектов предупреждения преступлений. Он касается трудового устройства, улучшения бытовых условий, поступления на учебу, организации досуга, установления социально полезных контактов, планирования денелсных расходов, выбора жизненных целей и т. д.

Наибольшую значимость представляют первые два вида оказания помощи, особенно для лиц, освобожденных после отбытия наказания. Регламентация этой работы осуществляется в специальных нормативных актах. Когда применение указанных мер крайне затруднено, для их реализации необходимо использовать возможности церкви, спонсоров, различных фондов, службы социальной защиты населения, центров социальной реабилитации, домов ночного пребывания и других подобных структур.

Меры помощи реализуются также путем оказания воздействия на социальную микросреду, лица, с которым ведется работа. Отрицательные источники могут быть во всех сферах микросреды: в семье, в школе, трудовом коллективе.

Для исключения отрицательного влияния с носителями такого влияния проводится индивидуально-профилактическая работа (беседы, предупреждение, принуждение); лицо, с которым ведется работа, переводится в другой класс, школу, трудовой коллектив; отрицательное влияние нейтрализуется более сильным воздействием, развенчанием носителя вредного, разлагающего влияния и т. д.

Метод принуждения является одним из основных в деятельности правоохранительных органов и прежде всего – милиции. Основанный исключительно на законе, этот метод дает возможность своевременно предотвратить противоправную преступную деятельность лиц, находящихся под контролем, защитить граждан от их противоправных посягательств. Ранее этому методу уделялось недостаточно внимания, поскольку декларировалась обязанность правоохранительных органов в основном использовать методы убеждения и помощи. Однако превентивная функция в данном случае выходила за пределы обязанностей сотрудников этих органов, подменяя и дублируя предупредительную работу Других субъектов предупреждения преступлений. Кроме того, правоохранительные органы не обладали, да и не обладают необходимыми возможностями для реализации в полной мере убеждения, а особенно помощи.

Метод принуждения реализуется путем применения различных по своей юридической природе, содержанию и направленности мер воздействия. Однако они должны регламентироваться соответствующими правовыми нормами различных отраслей права – гражданского, семейного, административного и т. д. К основным мерам, имеющим предупредительное значение и наиболее часто применяемым правоохранительными органами, относятся следующие:

  • административный арест и административное задержание для предотвращения антиобщественного поведения лица и защиты граждан, членов семьи от противоправных посягательств;
  • штраф, реализующий материальную ответственность лица за свои антиобщественные проступки и призванный предупредить более серьезные правонарушения;
  • принудительное лечение пьяниц и наркоманов, которое наряду с медицинскими целями преследует цель уберечь лицо от дальнейшей деградации, от совершения преступления на почве этих пагубных пристрастий и защитить семью и окружающих от его пагубного влияния и хулиганских посягательств;
  • административный надзор, преследующий цель жесткого контроля за лицами, освободившимися из мест лишения свободы и не ставшими на путь исправления.

Наложение и ужесточение ограничений в отношении судимых, взятых под надзор, позволяет установить барьеры на пути их противоправной деятельности, способствует социализации личности. Возложение на лицо обязанности прибывать периодически в орган внутренних дел для регистрации лишает его возможности вести антиобщественный образ жизни.

К уголовно-правовым мерам индивидуального предупреждения преступного поведения можно отнести такие, как:

привлечение к ответственности лиц по статьям Уголовного кодекса с так называемой двойной превенцией (угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества; изготовление, хранение или сбыт оружия; вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и т. п.).

Следует помнить, что индивидуальное предупреждение преступного поведения представляет собой сложнейший вид деятельности, поскольку оно всегда связано с конкретным человеком, его особенностями. Наиболее остро это проявляется в работе с несовершеннолетними.

Основные функции по реализации предупреждения индивидуального преступного поведения подростков возложены на специализированные подразделения органов внутренних дел, входящие в структуру милиции, общественной безопасности.

Согласно нормативным актам эти подразделения реализуют меры воздействия в отношении следующих категорий несовершеннолетних: освобожденных из мест лишения свободы; осужденных к лишению свободы условно либо с отсрочкой исполнения приговора; совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия либо административного взыскания или вследствие акта об амнистии; совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; обвиняемых в совершении преступлений и не заключенных под стражу в период предварительного следствия; вернувшихся из специальных учебно-, лечебно-воспитательных учреждений; систематически совершающих правонарушения, влекущие наложение административных взысканий.

В этих целях данные подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних принимают следующие меры:

  • взаимодействуют с органами социальной защиты, занятости населения, образования, здравоохранения, трудовыми коллективами, общественными объединениями, благотворительными и иными фондами в целях активизации предупреждения правонарушений несовершеннолетних;
  • вызывают несовершеннолетних, родителей, лиц, их заменяющих, а также приглашают иных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции, для выяснения обстоятельств, связанных с правонарушениями подростков, получают от них необходимые объяснения, сведения, справки, документы;
  • посещают несовершеннолетних правонарушителей по месту их жительства, учебы, работы; проводят профилактические беседы с ними, родителями и иными лицами, отвечающими за воспитание и поведение подростков;
  • задерживают и доставляют несовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних по основаниям, предусмотренным действующим законодательством и нормативными актами МВД России;
  • проводят предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством действия по материалам в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста привлечения их к уголовной ответственности;
  • в соответствии с действующим законодательством осуществляют меры по контролю за несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы условно или с отсрочкой исполнения приговора;
  • в неотложных случаях направляют детей и подростков, оставшихся без родительского попечения, в учреждения органов социальной защиты населения, здравоохранения, для оказания медицинской помощи несовершеннолетним правонарушителям, употребляющим спиртные напитки, наркотические и другие средства, вызывающие одурманивание;
  • направляют в государственные органы, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения информацию об обстоятельствах, способствующих правонарушениям подростков, и предложения по устранению этих обстоятельств.

Существенной спецификой обладает индивидуальное предупреждение преступного поведения в тех случаях, когда отсутствует информация о лицах, которые уже совершили преступления, но эти преступления не раскрыты, а лица могут продолжать преступную деятельность. Источниками такой информации служат прежде всего:

  • книги и журналы учета происшествий, задержанных и доставленных в дежурные части органов внутренних дел;
  • уголовные дела, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении;
  • материалы об административных или других правонарушениях;
  • приговоры судов;
  • сообщения, извещения, иные материалы милиции, исправительно-трудовых учреждений, специальных учебно-воспитательных заведений, подразделений органов внутренних дел, суда, прокуратуры;
  • заявления и письма граждан;
  • сообщения государственных, негосударственных органов и организаций;
  • сообщения в печати, по радио, телевидению и т. д.

Выявление лиц, которые могли совершить преступление и продолжать преступную деятельность, основано на осведомленности о лицах, вероятность криминального поведения которых прогнозируется как высокая, знании закономерностей детерминации и развития преступной деятельности.

По мере того как феномен преступности все больше и больше выходит за пределы национальных рамок и государственных границ, приобретая транснациональный характер, исследования в области сравнительной криминологии становятся особенно актуальными. Зарубежная криминология – весьма многоплановое явление, объединяющее самые различные теории причин преступности и разработки мер воздействия на это антисоциальное явление.

Основной водораздел между криминологическими теориями проходит в двух плоскостях. Во-первых, их можно разделить на две большие группы в зависимости от того, признают их авторы и сторонники значительную роль биологических факторов в генезисе преступного поведения или нет. Соответственно в этой плоскости можно выделить теории биологической и социологической ориентации. Во-вторых, все подходы к воздействию на преступность можно разделить на радикальные и умеренные в зависимости от того, предполагается ли коренное изменение социальной системы для достижения положительных результатов в борьбе с криминальным феноменом, либо существующий социальный порядок рассматривается как константа, в рамках которой необходимо изыскать возможности для снижения или стабилизации преступности.

УДК 343.97

МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

С. Н. Кондратьева, аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин Уральской академии государственной службы

Статья посвящена способам противодействия криминальному профессионализму. Автором сформулирован ряд положений и рекомендаций по совершенствованию предупредительной деятельности в данном направлении.

Ключевые слова: профессиональный преступник, криминальный профессионализм, меры предупреждения, профилактика преступлений.

Предупреждение корыстных посягательств профессиональных преступников, составляющих значительную совокупность в общей преступности, является в российском обществе сложным и многоплановым процессом.

Преступление легче предупредить, чем его расследовать и осуществлять правосудие. Лишь фиксировать преступления и наказывать за них виновных — недостаточно для искоренения профессиональной преступности. Для подавляющего большинства обладателей преступного опыта наказание не выполняет удерживающей функции1.

Вывод, который можно сделать на основе полученных данных, неутешителен: в представлениях обладателей преступного опыта вероятность избежать ответственности за преступление весьма высока. Без жесткого противостояния профессиональной преступной деятельности ее невозможно подавить.

Предупреждение преступлений и стремление к обеспечению неотвратимости наказания должны являться обязательными составляющими приоритетных направлений в координационной работе. Следует применять такие наказания, которые, будучи адекватными совершенному преступлению, производили бы наиболее глубокое впечатление на людей.

Правоприменительная деятельность органов внутренних дел требует значительного улучшения. Известно, что каждый третий случай разбоя, грабежа государственного, общественного и личного имущества своевременно не раскрывается, виновные в их совершении продолжают преступную деятельность2. Повышение процента раскрываемости преступлений, снижение уровня латентности приводят в действие принцип неотвратимости ответственности.

Целесообразными и необходимыми представляются повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, узкая специализация работников уголовного розыска, повышение их технической оснащенности.

Следует отметить, что практика борьбы с профессиональной преступностью остается неосвещенной теорией; органы, ведущие борьбу с преступностью, и научные работники не вооружаются четкими методологическими ориентирами, что не способствует превращению уголовного права в активное наступательное средство борьбы с преступными посягательствами.

Улучшая обиход общественной жизни, многие технические открытия дают в руки преступников новые усовершенствованные орудия для совершения преступлений и создают более благоприятную обстановку для их деятельности. Наиболее опасные профессиональные преступники основательно изучают все те прикладные знания, которые могут быть ими использованы, и прибегают к новейшим приемам научной техники при совершении преступлений. Вследствие этого не только в значительной степени затрудняется и осложняется работа следственных и розыскных органов милиции, но и представляется необходимым для достижения действенных результатов в расследовании преступлений выработать новые приемы следственной практики и уголовного розыска, которые стали бы вровень с возрастающей утонченностью способов совершения преступлений и сокрытия их и в которых нашли бы широкое применение научные приемы исследования при содействии технически образованных экспертов.

К методам нейтрализации и устранения совершения преступлений профессиональными преступниками можно отнести следующие:

— совершенствование организации внутреннего и внешнего взаимодействия между субъектами оперативно-розыскной деятельности в решении стоящих перед ними задач, комплексные профилактические операции с привлечением средств и сил не только правоохранительных органов, но и органов государственной, муниципальной власти и управления, негосударственных объединений, граждан3;

— уточнение индивидуализированной функциональной компетенции подразделений органов внутренних дел, при которой оптимальность задач вытекала бы из реальных возможностей конкретного подразделения и специфики применяемых им методов и средств в достижении конечного результата по предупреждению преступлений4;

— решение вопроса кадрового обеспечения функции оперативно-розыскной профилактики через продуманную систему отбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, специально ориентированных юристов, психологов, экономистов, инженеров и других категорий сотрудников правоохранительных органов;

— организация обмена оперативной информацией между органами и различными службами органов уголовной юстиции.

Реализация указанных мер в целом направлена на достижение целей борьбы с криминальными посягательствами, составляющими основу материальной базы профессиональных преступников.

Практика сложилась таким образом, что для предупреждения преступлений объединяются усилия всех правоохранительных органов. Особую роль при этом играет обмен информацией. Анализ профилактики показывает, что для предупреждения преступлений правоохранительными органами необходима современная компьютерная информация -особая система учета форм преступного поведения. Это весьма значимый для практики комплекс профилактических проблем. Здесь много разновидностей и направлений, а одно из них — это предупреждение профессиональных преступников.

Оперативно-розыскная работа при изучении профессиональной преступной деятельности должна быть стратегической и анали-

тической. Необходимо прогнозировать возможные преступные действия с целью их предупреждения и пресечения, в этом может помочь качественный анализ собранной опе-ративно-разведовательной информации.

Определение стратегии предупреждения преступлений органами внутренних дел связано с необходимостью переосмысления формировавшихся веками взглядов на преступность и систему ее превенции. Вышеуказанные обстоятельства обусловлены самой преступностью, ее очевидными качественными отличиями от традиционных в своей совокупности характеристик предшествующих эпох. Большинство людей в современном мире беспокоится за свою безопасность от новых криминальных угроз и обоснованно требует от правоохранительных сил принятия адекватных мер социальной защиты. Решение этих проблем в основном определяет направленность формирования новой стратегии предупреждения преступности органами внутренних дел.

По мнению известного криминолога С. Я. Лебедева, «такая стратегия, безусловно, должна отвечать основам государственной политики в сфере контроля над преступностью в новых условиях развития России. Данная политика должна быть основана на коллективном разуме и коллективной воле государства, которые призваны сформировать новую, отвечающую духу времени, эффективную систему предупреждения»5.

Интересна идея, предложенная А. И. Долговой, о перспективе создания на федеральном уровне и в субъектах Федерации при органах исполнительной власти подразделения единой Криминологической службы. Данная служба могла бы в сквозном порядке организовывать борьбу с преступностью во всех ее аспектах, исключая те, которые законом возложены на другие органы. Но это требует хорошо подготовленных кадров криминологов и развития научных криминологических исследований6. Целесообразны также создание специальных подразделений в органах внутренних дел, разработка новых форм и методов выявления и пресечения криминальной деятельности7. Необходимо реанимировать систему специализированных подразделений в составе главных управлений МВД по борьбе с различными проявлениями криминальных профессий преступников.

Особое значение в нейтрализации профессиональной преступности имеет сбаланси-

рованность правоохранительной и судебной систем, правовой базы, наличие системы законодательных актов, норм права, направленных против профессиональных преступников. Такая правовая система имеется, но она не адекватна криминальной ситуации в России. Необходимо предусмотреть более строгое наказание для лиц, занимающихся вторичной преступной деятельностью в виде промысла. Следует законодательно закрепить признаки профессионального преступника. Необходимы реальные меры борьбы с данным видом преступности.

В случае закрепления в законе понятия «профессиональный преступник» (или близкого к нему по содержанию) суд при наличии соответствующих оснований (указанных признаков профессионального преступника, доказанных материалами дела) признает лицо таковым и констатирует это в приговоре. Это должно влечь конкретные правовые последствия. Например, возможность применения норм об опасном и особо опасном рецидиве или более строгую изоляцию осужденных, признанных профессиональными преступниками, с тем чтобы пресекать распространение криминальной субкультуры в местах лишения свободы. Или, например, обязательность установления в отношении таких лиц административного надзора. Детали предлагаемого уголовно-правового института, условия и порядок его применения требуют дальнейшего обсуждения. Но его необходимость в обстановке тотальной криминализации общественных отношений, тех вызовов, которые бросает обществу преступный мир, его консолидации и все повышающей агрессивности, представляется достаточно очевидной8.

Признак криминального профессионализма существенным образом повышает общественную опасность содеянного. Криминальный профессионализм должен выступать как типичный и относительно распространенный, хотя и не характерный для большинства преступлений определенного вида. Рассматриваемый признак должен иметь связь с содеянным или одновременно с содеянным и с личностью виновного9.

Введение в Общую часть УК РФ понятия «профессиональный преступник» позволит конкретизировать уголовную ответственность виновных. Это, естественно, улучшит качество назначения уголовного наказания. Понятие «профессиональный преступник» следовало бы включить в ст. 16 УК РФ, которая ранее

называлась «Неоднократность преступлений». Ее диспозиция может быть сформулирована следующим образом: «Профессиональный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

преступник — это лицо, неоднократно совершившее корыстные преступления тождественного либо однородного состава с использованием специальных знаний, умений и навыков, с целью извлечения основного или дополнительного источника доходов».

Профессиональная преступность проявляется во множественности тождественных и однородных преступлений корыстной направленности. Это свидетельствует об устойчивости избранного вида преступной деятельности, что приводит к оттачиванию преступниками своего «профессионального мастерства». Следовательно, для усиления борьбы с профессиональными преступниками необходимо учитывать однородность и тождественность при рецидиве преступлений. В связи с этим целесообразно ввести в уголовное законодательство нормы, предусматривающие специальный рецидив преступлений. М. М. Асланян предлагает под специальным рецидивом преступлений понимать «совершение нового умышленного преступления лицом, ранее осужденным за однородное или тождественное преступление»10.

Закрепление в Общей части УК РФ понятия «профессиональный преступник» может способствовать усилению ответственности наиболее злостных преступников лишь в том случае, если в уголовно-правовые нормы ввести квалифицирующий признак — «совершение преступления профессиональным преступником». Данное отягчающее наказание обстоятельство поможет повысить объективность оценки личности преступника и соответственно индивидуализировать его наказание. Этот квалифицирующий признак следует ввести в следующие статьи УК РФ: ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 159, ч. 2 ст. 161, ч. 2 ст. 162, ч. 2 ст. 163, ч. 3 ст. 186.

Поскольку систематическое совершение разных преступлений свидетельствует о повышенной общественной опасности субъекта, необходимо, чтобы суд имел правовую возможность действительно реально индивидуализировать наказание. При нынедействующем законе назначение наказания за каждый вид преступления приводит к тому, что лицо на самом деле несет реально наказание по одной статье, предусматривающей более строгое наказание. Совершение других преступлений является как бы отягчающим обстоятельством

и учитывается судом при избрании окончательной меры наказания в пределах санкции данной нормы закона.

Такого же мнения придерживается и А. И. Долгова, которая считает, что работа против профессиональной преступности была бы более эффективной, если бы при назначении наказания использовался принцип сложения, а не поглощения более мягкого наказания более суровым, без ограничения окончательного наказания в виде лишения свободы тридцатью годами. Вместе с тем никогда не поздно применять и досрочное освобождение, если тот или иной преступник-профессионал сделал правильные выводы из пройденного им жизненного пути11.

В ст. 69 УК РФ целесообразно ввести специальные правила назначения наказания: при совокупности тождественных или однородных преступлений — окончательное наказание в виде лишения свободы определяется судом путем частичного или полного сложения назначенных наказаний и не может превышать более чем на половину максимальный срок наказания в виде лишения свободы, предусмотренный за наиболее тяжкое из совершенных лицом преступлений.

Таким образом, признание лица профессиональным преступником повлечет за собой более строгое наказание на основании и в пределах, которые предусмотрены УК РФ. В части квалификации преступлений и определения наказания профессиональным преступникам уголовный закон следует сделать более гибким, позволяющим судебным органам максимально обеспечивать индивидуальный подход к установлению ответственности за содеянное.

Введение квалифицирующего признака «совершение преступления в виде промысла» применительно к легализации преступных доходов сейчас более чем актуально. УК РФ в недостаточной мере отражает такое общественно опасное явление, как использование специальных познаний лицами при легализации преступно нажитых средств. Деяния пре-ступника-профессионала должны наказываться строже.

Профессиональным преступникам мало просто получить доход, надо иметь возможность открыто его использовать, не вызывая подозрений у государства. Для этого используется легализация преступных доходов. Замаскированные криминальные средства растекаются по всему миру, развивают корруп-

цию, что обусловливает общественную опасность этой категории преступлений. Легализация преступных доходов вызывает в преступнике чувство некоторого облегчения, ибо незаконно приобретенные имущественные ценности утрачивают свою связь с теми или иными конкретными преступлениями. Таким образом, лишение преступников доходов от незаконной деятельности в значительной степени повышает эффективность борьбы с профессиональной преступностью и коррупцией.

Профессиональные преступники действуют и на международном уровне, так как стремятся завладеть все более масштабными рынками. Риск быть пойманными уменьшается из-за серьезных проблем между правоохранительными органами многих стран и из-за отсутствия правовой базы. Используя пробелы в международном законодательстве, отдельные преступники и криминальные группы (число тех и других постоянно растет) осуществляют незаконную деятельность на глобальных рынках и вовлекаются в международное «отмывание» денег.

Для оперативного анализа криминогенных ситуаций, складывающихся в среде профессиональных преступников, целесообразно в масштабе страны обеспечить построение и пополняемость электронно-автоматизирован-ных банков данных криминалитета, электронное слежение за всеми преступниками-профессионалами. Необходимо установить единый порядок сбора, хранения и обмена информацией о профессиональных преступниках и их намерениях. Следует вести досье сквозного типа на опасных профессиональных преступников. В них должны концентрироваться сведения о личности преступника, особенностях его преступной деятельности и криминальных связях, отражаться мероприятия воспитательного характера и иные вопросы, заслуживающие внимания.

Для предотвращения рецидива и обеспечения контроля за профессиональными преступниками после отбытия наказания необходимо установление за ними административного контроля. Обязательный контроль после освобождения даст милиции законный инструмент осуществлять административное наблюдение за преступными авторитетами и в случае нарушения закона и установленных ограничений привлекать их к ответственности. Должна существовать специальная программа по переориентации осужденных, в ко-

торой должны принимать участие социологи, психологи, специалисты по субкультуре.

Места лишения свободы не решают в полной мере задач перевоспитания осужденных. Более того, они превратились в источник уголовных традиций, стратификации осужденных, в своеобразную школу обмена преступным опытом.

Для повышения эффективности борьбы с профессиональной преступностью в пенитенциарных учреждениях необходимы:

1) введение режима содержания, который позволит изолировать профессиональных преступников от других заключенных;

2) установление более жесткого порядка в учреждениях с целью исключить мобильные телефоны, наркотики, оружие и т.п.;

3) усиление ответственности за преступления внутри учреждений: неподчинение требованиям администрации, дезорганизацию работы учреждений;

4) улучшение кадровой работы с администрацией учреждений, с установлением обязательной ротации через определенное время.

В индивидуальном предупреждении преступлений со стороны профессиональных преступников большая роль отводится контролю за их поведением. Контроль за профессиональными преступниками должен обеспечить условия, исключающие их влияние на осужденных.

Также необходимо создание системы возмещения вреда преступниками. Расплата за преступления должна быть выгодна для государства и потерпевших. Нужно уделять большое внимание правам потерпевших.

В колониях должны быть созданы такие условия, чтобы заключенный мог действительно работать в полную силу. Можно заменить сроки лишения свободы денежным эквивалентом, который осужденный должен отработать в колонии, приравняв, к примеру, год лишения свободы к среднегодовой зарплате в регионе12.

Система предупреждения профессиональной преступности сегодня требует про-граммно-целевого подхода, который обеспечивает комплексный и согласованный характер всех социально-экономических, профилактических, уголовно-правовых и иных мер, направленных на снижение темпов ее роста.

Решение многих современных проблем борьбы с профессиональной преступностью в настоящее время уже невозможно без привле-

чения к исследованиям и формированию рекомендаций квалифицированных социологов, психологов, специалистов по средствам массой информации, массовой культуре13.

Было бы полезным в федеральной программе по борьбе с преступностью предусмотреть такое направление, как профилактика профессиональной преступности, включающая создание специализированных подразделений милиции, их техническое обеспечение. Необходимо разработать новые формы и методы предупреждения, выявления и пресечения профессиональной криминальной деятельности, а также контроля за образом жизни потенциальных преступников.

Только проведение одновременной и постоянной работы по профилактике всего комплекса социальных отклонений может дать положительные результаты в предупреждении профессиональной преступности, будет способствовать моральному оздоровлению общества в целом.

1 Актуальные вопросы борьбы с преступностью / отв. ред. В. Д. Филимонов. Томск, 1990. С. 96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Савельев Н. Е. Вопросы совершенствования правоприменительной деятельности органов внутренних дел по борьбе с рецидивной преступностью // Актуальные проблемы борьбы с рецидивной преступностью: сборник статей. Рига, 1989. С. 137-141.

3 Предупреждение преступлений: учебное пособие. М., 2005. С. 20.

4 Галахов С. С., Козлов В. И. Проблемы и перспективы предупреждения преступлений // Общество и право. 2009. №4. С. 161-166.

6 Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. М., 2007. С. 275.

7 Косарев В. Н., Косарева Л. В. Пути и средства предупреждения рецидивной преступности // Российская юстиция. 2009. № 8. С. 46-48.

9 Дзиконская С. К вопросу о совершенствовании уголовно-правовых норм, призванных противодействовать криминальному профессионализму // Уголовное право. 2003. № 4. С. 22-23.

10 Асланян М. М. Совершенствование института рецидива преступлений как легальной формы профессиональной преступности // Общество и право. 2008. № 2. С. 104.

11 Криминология: учебник для вузов. С. 722-723.

12 Частная криминология / отв. ред. Д. А. Шестаков. СПб., 2007. С. 225-228.

13 Куликов В. И. Основы криминалистической теории организованной преступной деятельности. Ульяновск, 1994. С. 208.

Для предупреждения профессиональной преступности должны использоваться общесоциальные и специальные меры.

К основным общесоциальным мерам профилактического воздействия на профессиональную преступность относятся:

1) Оздоровление социально-экономической ситуации в стране создание условии, при которых постепенно исчезает необходимость занятия преступной деятельностью, чтобы выжить.

2) Формирование здоровой идеологии, повышение авторитета властных структур, возрождение доверия к власти и уважения к государственным деятелям.

3) Укрепление системы социального контроля.

4) Возрождение отечественной системы правового, школьного и семейного воспитания,профилактика преступности несовершеннолетних.

В комплексе специально-криминологических мер значительная роль отводится:

1) Централизованному электронному учету и слежению за всеми преступниками-профессионалами по категориям как в местах лишения свободы, так и вне их.

2) Введению узкой специализации оперативных работников в сфере
выявления и задержания профессиональных преступников определенного типа;

3) Создание специализированных групп и подразделений по направлению криминальных специализаций.

3) Повышению технической оснащенности работников уголовного розыска.

4) Закреплению в законе реальной и идеальной совокупностей преступлений. Во многих зарубежных странах за несколько десятков краж преступник может быть приговорен к сотне лет лишения свободы, потому что суд за каждое преступление выносит отдельное наказание с последующим их сложением.

5) Использованию в качестве отягчающего вину обстоятельства специализация, лица на совершении преступлений.

6) Усовершенствованию института соучастия, потому что профессиональные преступники часто действуют в составе организованных групп.

7) Применению досрочного освобождения, если тот или иной профессиональный преступник сделал правильные жизненные выводы.

8) Организации такого содержания осужденных профессиональных
преступников, которое бы исключало их контакты с несовершеннолетними преступниками.

9) оставлению научно-обоснованных прогнозов развития профессиональной преступности и доведения их через средства массовой информации до населения в целях создания социальной базы противостояния профессиональной преступности.

УДК 343.85

ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ

© Руслан Викторович АВДЕЕВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра уголовного права и криминологии, e-mail: rusreal88@mail.ru

Одна из наиболее важных составных частей науки криминологии — причины преступности и условия, ей способствующие. Проблема причинности — одна из ключевых и трудных проблем в общественных науках и, конечно, в криминологии, в то же время она имеет не только теоретический, но и практический характер, ибо без изучения причин такого явления как преступность, и условий, им способствующих, нельзя на научной основе, со знанием дела вести борьбу с преступностью, причем не силами только правоохранительной системы и с помощью закона, но, приводя в движение экономические, социальные и иные рычаги, которыми общество и государство располагают. Представления о причинах преступности в нашей стране претерпели в последние десятилетия значительные изменения. Длительное время в условиях советской системы вообще отрицалось существование присущих социалистическому обществу социальных причин преступности. Она объяснялась лишь пережитками прошлого и негативным влиянием капиталистического окружения. Целью является изучение причин преступности в России. Таким образом, актуальность данной темы определяется потребностями практики в теоретической разработке проблемы причин преступности и обосновании оптимальных мер как профилактического, так и правового воздействия на нее. Актуальность исследования возрастает в связи с формированием общегосударственной и региональных программ борьбы с преступностью.

Ключевые слова: преступность в России; причины и условия преступности в России; причинно-следственная связь; классификация причин преступности.

Изучение причинного комплекса преступности в современной России свидетельствует о несводимости ее истоков, корней к какой-либо одной причине. В качестве причин этого негативного явления выступают социальные явления и процессы, коренящиеся в самом обществе, имеющие объективный характер, обусловленные закономерностями его функционирования. В качестве наиболее важных причин и условий современной преступности выступают указанные явления и процессы в сферах экономики, политики, социальных отношений, идеологии.

Исходными среди них выступают экономические и тесно связанные с ними распределительные отношения.

К экономическим факторам преступности относятся такие явления, как общий экономический кризис; объективное противоречие между экономическими потребностями населения и возможностями общества в их удовлетворении; существующие в стране безработица, инфляция; поляризация населения по уровню доходов; несоответствие уровня жизни значительной части населения уровню обеспечения физиологической выживаемости; наличие и распространение «теневой экономики»; более высокий уровень доходности преступной экономической деятельности по сравнению с уровнем до-

ходности легальной экономической деятельности; недостаточная интегрированность национальной экономики в мировую и т. п.

Результатом таких противоречий в экономическом развитии страны являются попытки отдельных лиц удовлетворять свои материальные потребности антиобщественным, а зачастую и преступным путем. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что экономические факторы воздействуют на поведение людей опосредованно. Они не детерминируют прямо преступных проявлений, а воздействуют на них, преломляясь через структуру личности преступника .

В экономической сфере особенно криминогенную роль играют противоречия между ростом потребностей людей и возможностями общества по их удовлетворению. Возрастание потребностей членов общества является вполне нормальным признаком его развития. Растущие потребности людей заключаются в том, что развитие производства постоянно стимулирует возникновение и удовлетворение новых потребностей. Это противоречие свойственно всем общественно-экономическим формациям. В условиях современных производственных отношений оно имеет свое особое криминогенное проявление, порождает криминогенно-активные явления, питающие преступность.

Все это обостряет рассматриваемый круг противоречий. Наживая крупные материальные средства, их обладатели получают возможность в гораздо большей степени не только удовлетворять свои потребности, но и расширять сферу преступных махинаций. Потребности остальных членов общества в товарах и услугах в силу ограниченности материальных средств в значительной мере остаются неудовлетворенными, а это повышает социальную напряженность в обществе.

Среди многообразных признаков, поразивших в последнее время все сферы нашей жизни, главными являются разрушительная инфляция и глубокий спад общественного производства, падение производственной активности. Это существенно затрудняет решение проблемы стабилизации экономики при сохранении общей стратегии на ее коренную рыночную трансформацию.

Аномальная взаимосвязь между повышением цен и снижением производственной активности обнаруживает себя практически во всех сферах экономической жизни. Наряду с высокой степенью монополизации экономики, отсутствием конкуренции, затянувшимся процессом приватизации опасным криминогенным фактором является коррупция, которая на 90 % состоит из взяточничества.

Изложенное свидетельствует о том, что противоречие между потребностями и возможностью общества по их удовлетворению непосредственно влияет на качественные и количественные характеристики преступности и значительно усиливает криминологический потенциал социального неравенства.

В январе 2009 г. наблюдалось снижение уровня преступности, зарегистрировано 245,3 тыс. преступлений, или на 5,5 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 23 субъектах Российской Федерации, снижение — в 57 субъектах. В результате преступных посягательств погибло 6,2 тыс. человек (-7,1 %), здоровью 6 тыс. человек причинен тяжкий вред (-46,6 %).

Ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 17,1 млрд руб., что на 13,0 % меньше аналогичного показателя пошлого года. Причем две трети ущерба (68,1 %) приходится на преступления, зарегистрированные в центрах субъектов Российской Федерации.

В январе-апреле 2009 г. ущерб от преступлений (по оконченным и приостановлен-

ным уголовным делам) составил 957,18 млн руб., что на 1231,0 % больше аналогичного показателя прошлого года. Причем 97,4 % ущерба приходится на преступления, зарегистрированные в центрах субъектов Российской Федерации. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе зарегистрированных вырос с 28,1 % в январе-апреле 2008 г. до 28,8 % .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что финансовый кризис усиливает рост преступности.

Весьма криминогенны противоречия и в сфере распределения и обмена. Распределительные отношения занимают ведущее место в системе общественных отношений. Они оказывают воздействие на все сферы жизнедеятельности общества и в первую очередь непосредственно влияют на формирование в нем социально-психологического климата, систему ценностных ориентаций людей, мотивацию их поведения и поступков.

За последнее время отмечается снижение доходов населения, с одной стороны, а с другой — концентрация значительных материальных средств у сравнительно небольшой группы людей. Это еще больше обостряет криминогенную ситуацию как в отдельных регионах, так и в целом по стране.

Важное криминогенное значение имеют и политические факторы современного общества. К их числу можно отнести: нестабильность политического режима и уголовной политики; коррумпированность представителей государственной власти; неправомерное лоббирование интересов отдельных социальных групп в структуре государственной власти; отчуждение большей части населения от управления государственными делами и от контроля за системой борьбы с преступностью; геополитическую неустойчивость государства и т. п.

Политические разногласия и вытекающая из них социальная нестабильность в обществе во многом определяют существующую в стране преступность.

Криминогенные последствия имеют и противоречия в социальной сфере. К криминогенным факторам этой сферы относятся недостатки в условиях жизни, организации быта, культуры, социального обслуживания, отдыха, труда, медицинского обеспечения, образования населения. Результатом этих противоречий служат распад семей, обострение миграционных процессов, кризис физи-

ческого и психологического здоровья, высокий удельный вес умственно неразвитого и психически больного населения, распространение алкоголизма, наркомании, токсикомании и т. п.

Особо негативную роль при этом играют недостатки культурно-бытовых условий жизни людей.

Данные криминологических исследований подтверждают непосредственную связь негативных сторон в содержании и уровне культуры с ее криминогенными последствиями.

Криминогенные последствия быта следует рассматривать в тесной взаимосвязи с общими социально-экономическими, материальными и духовными условиями жизни. Особенно наглядно это подтверждается проявлениями современной действительности, когда быт значительных слоев населения находится в прямом противоречии с их стремлениями и ожиданиями. Наиболее уязвимыми в криминогенном плане оказались материальные условия быта (пища, одежда, жилье, средства передвижения и т. д.), а также ценности, дающие материальную базу для удовлетворения духовных потребностей .

Наличие больших диспропорций в бытовых условиях содержит в себе особо высокую степень криминогенности. В первую очередь это выражается в том, что значительные слои населения страны оказались на рубеже между элементарными потребностями и возможностями их удовлетворения. Это положение усугубляется тем, что властные структуры не принимают должных мер к улучшению условий жизни граждан .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эта ситуация еще больше обостряется в последнее время на фоне роста цен на предметы первой необходимости, снижения качества товаров и услуг, возрастания напряжения во взаимоотношениях между личностью и обществом не столько из-за объективных условий жизни, сколько по причине противостояния политических сил и искусственного нагнетания обостренной психологической атмосферы.

Значительным криминогенным потенциалом обладает и сфера обслуживания населения. Обострение в последние годы противоречия между платежеспособным спросом и предложением способствовало тому, что в системе торговли и бытового обслуживания широкое распространение получили поборы за оказание услуг.

Неурегулированное перераспределение доходов за счет недостатков сферы обслуживания привело к различию в покупательной силе рубля для людей, добросовестно работающих в общественном производстве, и для тех, кто извлекает выгоду от частнопредпринимательской деятельности.

Криминогенные последствия в сфере обмена заключаются в искажении соотношения между доходами населения и возможностью реально обеспечить их товарами народного потребления, создании условий для незаконного перераспределения денежных средств. Все это, несомненно, способствует воспроизводству преступности.

Создание нормальных условий труда является крупномасштабной и перспективной задачей общества, решение которой позволит снизить влияние криминогенных факторов.

В этой связи представляет несомненный интерес позиция представителей отечественной экономики. По их мнению, уровень занятости в общественном производстве по сравнению с его нормальной или эффективной величиной завышен. В определенной мере тотальная занятость является отражением идеологического положения о том, что право человека на труд представляет собой гарантию рабочего места независимо от количества и качества труда. До недавнего времени высокий уровень занятости поддерживался различного рода отвлечениями работников основного производства на строительные и сельскохозяйственные работы и т. д. Уровень доходов руководителей, как правило, определялся в зависимости от численности занятых в производстве. Это влекло за собой искусственное снижение производительности труда. Например, в 1991 г. падение величины национального потребления, составившее почти 12 %, не сопровождалось сокращением численности занятых, а происходило только в результате снижения производительности труда. Разрыв между фактической и эффективной занятостью нарастал и покрывался за счет дефицита и роста цен .

Криминогенный потенциал этого негативного явления в экономике очевиден, и его объективная оценка важна прежде всего для прогностических выводов и принимаемых в сфере борьбы с преступностью решений.

Проблема уровня и условий жизни особенно остро стоит в настоящее время, когда отмечаются трудности в экономике, обострение национальных отношений и ухудше-

ние социально-психологической атмосферы в обществе. Однако такое положение возникло далеко не сразу.

Недостатки в идеологической сфере особенно остро отражаются на социально-психологическом климате в обществе, настроениях и волеизъявлениях трудящихся. Известную негативную роль сыграли утвердившиеся в «годы застоя» идеологические штампы и политический консерватизм. Повсеместное восхваление существующего в нашей стране общественного устройства, уверенность в непогрешимости развития производительных сил и производственных отношений, прожектерство в социальной политике потребовали перестройки всей системы общественных отношений, в т. ч. и пересмотра идеологических воззрений. Это сопряжено не только с определенными трудностями, но и требует больших материальных и духовных затрат.

Таким образом, недостатки в идеологической, духовной сфере жизни общества породили целый ряд криминогенных социально-психологических факторов. К их числу относятся: утрата значительной частью населения общепризнанных человеческих идеалов в сфере социального общежития; низкий уровень солидарности населения с уголовным законодательством, его правовой нигилизм; утрата доверия к правоохранительным органам; этническая, религиозная нетерпимость; пьянство, наркотизм, проституция; «криминализация» значительной части населения, распространение криминальной субкультуры.

Особое криминогенное значение имеет и недостаточная эффективность профилактической работы правоохранительных органов. Профилактика правонарушений и преступлений давно уже признается основным направлением в борьбе с преступностью. Тем не менее эта деятельность требует серьезного ресурсного обеспечения, в первую очередь высокопрофессиональными кадрами, материальными и финансовыми средствами, специальной технической оснащенности и социально-правовой защиты. В последнее время в этом направлении предприняты значительные меры, но коренные изменения пока не наступили. Делаются попытки выйти из положения за счет средств из местных бюджетов и отчислений крупных предприятий. Однако, как известно, их возможности в этом отношении весьма ограничены.

Самое главное заключается в том, чтобы уменьшить потери и повысить эффективность на всех этапах осуществления индивидуальной профилактической работы, начиная с выявления лиц, могущих реально встать на путь совершения преступлений, постановки их на профилактический учет и кончая завершением профилактического воздействия путем снятия с такого учета. Потери в этом отношении, как показывает практика, являются значительными и способны сыграть свою криминогенную роль. В этой связи важно учитывать значимость такого криминогенного фактора, как безнаказанность .

Взаимодействие общества и преступности — процесс двусторонний. Преступность не только испытывает позитивное воздействие общества, но и сама негативно влияет на общественные отношения и характер их развития. Она, в частности, чутко и оперативно реагирует на изменение социальных условий, и особенно на диспропорции в их развитии.

Преступность, изменяясь с течением времени качественно и количественно в ту или иную сторону, не только меняет свою природу, но и воспроизводит новые криминогенные факторы.

В настоящее время в России изменился количественный состав преступлений по причинам. Необходимо выделить несколько основных факторов.

1. Стало больше преступлений, связанных с наркоманией.

2. Рост организованной преступности.

3. Обстоятельство, на которое хотелось бы обратить внимание и которое красноречиво характеризует современную российскую преступность, — это ее связь с войнами и военными действиями, происходящими на территории России (особенно в Чечне) или на сопредельных территориях, например в Афганистане. Связь преступности с войной и военными действиями наиболее полно проявилась в действиях чеченских боевиков и террористов, которые часто прибегают к самым изуверским способам совершения насильственных преступлений.

4. Обстоятельство, характеризующее качественные изменения преступности, заключается в следующем: в последние годы отмечается стойкий рост числа насильственных преступлений. Кстати, обратная тенденция постоянного снижения насильственной преступности отмечается в местах лишения свободы. Вообще тюрьма, как ни парадок-

сально звучит, оказалась единственным местом в России, где более или менее обеспечивается безопасность .

5. Тесная связь преступности с уже упоминавшимися фоновыми явлениями: бродяжничеством, попрошайничеством, проституцией, алкоголизмом, наркоманией. Зачастую люди, бездомные, страдающие алкоголизмом или наркоманией, совершают преступления, иногда тяжкие; но выборочные исследования дают основания считать, что, если из их числа исключить наркоманов, в основном они совершают преступления, не представляющие значительной общественной опасности. Это мелкие кражи, иногда грабежи, наверное, некоторые проститутки участвуют в ограблениях и разбойных нападениях, но в массе своей преступления, совершаемые алкоголиками, бродягами и проститутками, не представляют большой общественной опасности. Между тем проституция является одним из главных источников доходов для организованной преступности. Именно поэтому влияние проституции, как и наркомании, на преступность столь значительно .

6. Значительный по сравнению с советскими временами сдвиг в экономической преступности. Появились преступления, до этого неизвестные нашему уголовному закону, например, незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии), неправомерные действия при банкротстве, заведомо ложная реклама и др. Принципиально новыми для России стали преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Намного больше стало совершаться преступлений коррупционного характера, причем их латентность очень высока. Коррупцией поражены многие ветви государственной власти и управления, правоохранительные органы в центре и на местах. Коррупционная преступность получила широкое распространение в сфере предпринимательства, кредитно-финансовой сфере, в сфере шоу-бизнеса, при уклонении от уплаты налогов и т. д.

Такова общая картина изменений причин преступности в нашей стране.

1. Ефремов М. Преступность: динамика, причины, борьба // Голос. 2000. 11 авг.

2. Официальный сайт МВД РФ. URL: http:// www.mvd.ru/content/11/ (дата обращения: 07.09.2014).

3. Бурданова В.С., Быков В.М. Виктимологиче-ские аспекты криминалистики. Ташкент, 1981.

4. Криминальная виктимология / под ред. Д.В. Ривман. СПб., 2000.

5. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. СПб., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Центров Е.Е. Криминалистическая виктимология (вопросы теории и практики) // Сборник научных трудов. Иркутск, 1980.

7. Криминология / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 2004.

8. Криминология / под ред. Н.В. Кузнецовой, В.В. Лунеева. М., 2004.

9. Криминология / под ред. В.Д. Малкова. М., 2004.

10. Кузнецова Н.В. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984.

11. Ларин А.М. Методика расследования преступлений (общие положения). М., 1976.

12. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Планирование и организация. М., 1970.

14. Антонян Ю.МКриминология. Избранные лекции. М., 2004.

1. Efremov M. Prestupnost’: dinamika, prichiny, bor’ba // Golos. 2000. 11 avg.

2. Ofitsial’nyy sayt MVD RF. URL: http:// www.mvd.ru/content/11/ (data obrashcheniya: 07.09.2014).

3. Burdanova V.S., Bykov V.M. Viktimologicheskie aspekty kriminalistiki. Tashkent, 1981.

4. Kriminal’naya viktimologiya / pod red. D.V. Rivman. SPb., 2000.

5. Rivman D.V. Kriminal’naya viktimologiya. SPb., 2002.

6. Tsentrov E.E. Kriminalisticheskaya viktimologiya (voprosy teorii i praktiki) // Sbornik nauchnykh trudov. Irkutsk, 1980.

7. Kriminologiya / pod red. V.N. Kudryavtseva, V.E. Eminova. M., 2004.

8. Kriminologiya / pod red. N.V. Kuznetsovoy, V.V. Luneeva. M., 2004.

9. Kriminologiya / pod red. V.D. Malkova. M., 2004.

10. Kuznetsova N.V. Problemy kriminologicheskoy determinatsii. M., 1984.

11. Larin A.M. Metodika rassledovaniya prestupleniy (obshchie polozheniya). M., 1976.

12. Larin A.M. Rassledovanie po ugolovnomu delu. Planirovanie i organizatsiya. M., 1970.

14. Antonyan YM.M.Kriminologiya. Izbrannye lektsii. M., 2004.

Поступила в редакцию 6.10.2014 г.

UDC 343.85

CAUSES OF CRIME IN RUSSIA