При отсутствии нормативов

к постановлению Правительства Москвы N 1038-ПП
Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2011 год

1. Социальная норма площади жилья для расчёта и предоставления льгот по оплате за жилое помещение и отопление (в тех случаях, когда в соответствии с нормативными правовыми актами льготы предоставляются в пределах социальной нормы площади жилья) составляет:
— для одиноко проживающего гражданина — 33 квадратных метра общей площади жилого помещения;
— для семьи, состоящей из двух человек,- 42 квадратных метра общей площади жилого помещения;
— для семьи, состоящей из трех и более человек, — 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

2. Установленная норма (установленные нормы) площади жилья для начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения при применении регулируемых Правительством Москвы цен определяется как социальная норма площади жилья для семьи определенного состава плюс 7 квадратных метров на каждого зарегистрированного на данной площади гражданина.

В названном случае платежи в оплату услуг за содержание и ремонт жилых помещений по цене за площадь, занимаемую сверх установленной нормы для семьи определенного состава, не взимаются:
— с одиноко проживающих пенсионеров;
— с одиноко проживающих инвалидов;
— с детей-сирот в возрасте до 18 лет за площадь, принадлежащую им на праве собственности;
— с граждан-нанимателей жилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, занимающих квартиры, расположенные на первом этаже;
— с семей, состоящих из пенсионеров и/или инвалидов;
— с семей, состоящих из пенсионеров и/или инвалидов и находящихся на их иждивении детей в возрасте до 16 лет;
— с одиноких граждан, проживающих в коммунальных квартирах;
— с собственников жилых помещений, оплачивающих услуги по содержанию и ремонту жилых помещений по фактической стоимости;
— с граждан, проживающих в домах или квартирах, признанных в установленном порядке аварийными или непригодными для проживания;
— с граждан, имеющих право на дополнительную площадь, предоставленную им по состоянию здоровья, в пределах этой площади;
— с многодетных семей, проживающих в малоэтажных домах, находящихся в государственной собственности города Москвы;
— с собственников жилых помещений, временно снятых с регистрационного учёта в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.

3. Нормативы потребления коммунальных услуг для населения:

3.1. Водоснабжение и водоотведение.
(утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 июля 1998 г. N 566 «О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в г. Москве»)

Норматив водопотребления, куб.м на 1 человека в месяц
водоотведение холодная вода горячая вода
Жилые дома, оборудованные водопроводом, канализацией, ваннами с централизованным горячим водоснабжением 11,68 6,935 4,745
Жилые дома, оборудованные водопроводом, канализацией, ваннами с многоточечными газовыми нагревателями 9,86 9,86
Жилые дома, оборудованные канализацией, водопроводом с газовыми нагревателями у ванн 9,49 9,49
Жилые дома гостиничного типа, оборудованные водопроводом, газом и горячим водоснабжением 7,31 4,386 2,924
Жилые дома с водопроводом, канализацией, без ванн, с газопроводом 4,57 4,57
Жилые дома с водопользованием из водозаборных колонок 1,83 1,83
Для полива посадок на приусадебных участках в течение поливочного сезона (май-сентябрь 153 дня 16 поливок в месяц) на 1 кв.м 0,16

3.2. Теплоснабжение.
(утверждены постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий»)

Единица измерения Норма расхода в месяц
Норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений Гкал/кв.м общей площади жилья 0,016
Норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды Гкал/чел. 0,294

3.3. Газоснабжение.
(утверждены постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий» и постановлением Правительства Москвы от 13 июня 1995 г. N 534 «Об итогах второго этапа реформы системы оплаты жилищно-коммунальных услуг»)

Норматив потребления газа: Единица измерения Норма расхода в месяц
при наличии в квартире газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения куб.м/чел. 8,3
при наличии в квартире газовой плиты и газового водонагревателя (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) куб.м/чел. 20,8
при наличии в квартире газовой плиты и отсутствии централизованного горячего водоснабжения и газового водонагревателя куб.м/чел. 10,4
дома с отоплением от газовых нагревателей куб.м/кв.м отапливаемой площади 7,6

3.4. Электроснабжение.
(утверждены постановлением Правительства Москвы от 20 декабря 1994 г. N 1161 «О переходе ко второму этапу реформы системы оплаты жилищно-коммунальных услуг»)

Норматив потребления электроэнергии: Единица измерения Норма расхода в месяц
для одиноких граждан, проживающих в квартире, оборудованной газовой плитой кВтч/чел. 50
для одиноких граждан, проживающих в квартире, оборудованной электрической плитой кВтч/чел. 80
для семей, проживающих в квартире, оборудованной газовой плитой кВтч/чел. 45
для семей, проживающих в квартире, оборудованной электрической плитой кВтч/чел. 70

Взыскание задолженности по коммунальным услугам.
Сделки с недвижимостью, разрешение земельных споров.
Регистрация прав собственности на недвижимость.
Внесение изменений в Кадастр недвижимости и Росреестр.

Социальные нормы, нормативы, стандарты

Социальные нормы, нормативы и стандарты отражают конкретные соотношения отдельных видов труда и потребления, дополняют информационную базу социальной политики государства, поскольку характеризуют объемы и структуру ресурсов социального развития, определяют уровень потребления населением материальных благ и услуг социального назначения. Цель создания единой государственной системы социального нормирования — установить единые условия реализации социальной политики государства на территории страны. Для этого применяется ряд следующих понятий:
— социальная норма — законодательно утверждаемый показатель максимально допустимого расхода ресурсов на производство и потребление единицы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, удовлетворяющих общественные или личные потребности социального характера установленного качества;
— социальный норматив — более общее понятие, не относящееся к конкретному субъекту нормирования. Социальный норматив устанавливается либо в процентах, либо в стоимостном выражении;
— социальный стандарт — устанавливаемая мера потребления гражданами соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров. Нормируются продукты питания, предметы потребления, лекарства, социальные услуги и т. д.;
— государственный минимальный социальный стандарт — устанавливаемый законом минимально необходимый объем социальных гарантий предоставления населению общественных социальных благ и услуг, финансируемых из бюджетов всех уровней и государственных фондов социального назначения.
Основная масса социальных норм и нормативов, действующих ныне в экономике Российской Федерации, связана с регулированием важнейших областей жизнедеятельности населения страны.
В сфере труда, трудовых отношений и охраны труда действуют:
— гарантируемый минимальный размер оплаты труда;
— тарифные сетки по оплате труда;
— стандарты безопасности труда, нормы и правила по охране труда;
— льготы, получаемые работниками в связи с вредными и опасными условиями труда;
— продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный отпуск.
В сфере занятости применяются:
— выплаты денежных средств (пособия по безработице, стипендии на период учебы, компенсации работникам при переводе их на другую работу);
— государственная помощь в поддержании, реконструкции и создании рабочих мест;
— организация общественных работ.
В сфере формирования и развития трудового и кадрового потенциала страны введены:
— государственные профессиональные стандарты, соответствующие международным требованиям, для аттестации персонала;
— общероссийская система подготовки и переподготовки кадров, дополнительное профессиональное образование.
В сфере социального обеспечения объектами социального нормирования выступают размеры и виды пенсии. В сфере стипендиального обеспечения нормированы минимальные размеры стипендий конкретных категорий обучающихся, а также введены минимально допустимые размеры стипендиальных фондов соответствующих учебных заведений.
В сфере социальной поддержки и социальной защиты применяются:
— социальные выплаты и пособия малоимущим, инвалидам, пожилым гражданам, участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам, семьям военнослужащих, погибших в вооруженных конфликтах, и иным лицам;
— государственные пособия гражданам по безработице, в связи с рождением и воспитанием детей, несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, по временной нетрудоспособности, беженцам и вынужденным переселенцам, уволенным с военной службы, на санаторно-курортное лечение, оздоровление детей, погребение и в иных случаях;
— иные социальные выплаты.
С 1 января 2005 г. Правительством РФ начата реализация политики постепенной отмены натуральных льгот населению (получивших особое распространение в советскую эпоху и оставшихся во многом как наследие советской социальной политики) и их замену денежными компенсационными выплатами. Необходимость данной меры государственного регулирования вызвана двумя основными факторами:
1) стремлением перейти к общемировым стандартам социальной поддержки (где преимущество имеют денежные, а не натуральные формы социальной поддержки);
2) реально компенсировать деньгами стоимость льгот, которыми льготники не пользуются или пользуются редко.
Успех данной меры будет зависеть от того, насколько адекватно будет оценена в денежном выражении «стоимость» упраздняемых льгот.

Ключевые термины: социальная сфера; социальное обеспечение; социальная политика; социальная защита населения; система социального обеспечения; социальное страхование; социальное рыночное хозяйство; уровень жизни; прожиточный минимум; социальные стандарты.

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя социальная сфера?
2. В чем состоит сущность социальной политики государства в рыночной экономике?
3. Какие модели социального рыночного хозяйства выделяют в западной экономике?
4. Какими признаками характеризуется социальная политика в государстве благосостояния?
5. Какие функции выполняет государство при реализации социальной политики?
6. Каковы цели социальной политики России?
7. В чем выражается социальная защита населения?
8. Какие показатели используются при характеристике уровня жизни населения?
9. Назовите критерии, которые применяются для определения понятия бедности.
10. Какие показатели используются при социальном нормировании в России?
11. Какая тенденция сложилась в России в политике преодоления бедности?

Б. В. Хмельников, заместитель генерального директора,
Ю.Ю.Жирнов, ведущий экономист-эксперт,
ОАО «Центр муниципальной экономики», г. Москва

Введение

Прежде всего, необходимо отметить, что это первый комментарий положений Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306 (далее — Правил), приведенный основными разработчиками документа.

До этого в средствах массовой информации присутствовали позиции специалистов, которые пытались утверждать, что:

■ предприятия водоснабжения (водоотведения) не могут использовать Правила в полной мере;

■ необходимо приостановить действие данных Правил;

■ Правила необходимо доработать с учетом мнений всех заинтересованных сторон.

В дальнейшем подобные выводы нашли отражения и в выступлениях ряда специалистов по указанной проблеме.

Данная статья преследует цель довести до читателей «идеологию» Правил и дать комментарии по применению их на практике.

Попробуем вначале ответить на ряд утверждений, критикующих положения Правил.

Учтены ли при разработке указанных Правил мнения отраслевых сообществ? Безусловно, да. В подготовке Правил при непосредственном участии руководителей Министерства регионального развития наряду со специалистами Центра муниципальной экономики приняли участие коллеги из таких организаций, как Фонд «Институт экономики города», РАО ЕЭС, Роскоммунэнерго, Межрегионгаз, ГипроНИИгаз, Мосводоканал, МосводоканалНИИпроект. По нашему мнению, этот состав экспертов позволил учесть отраслевые особенности формирования нормативов потребления.

Используются ли Правила или их необходимо приостановить? Ответ очевиден. Сотни уполномоченных органов, в том числе и по инициативе организаций водоснабжения (водоотведения), уже установили нормативы в соответствии с указанным документом.

Опираясь на практический опыт реализации положений Правил (за период действия Правил нами разработаны нормативы потребления коммунальных услуг для многих городов, в том числе таких как Белгород, Киров, Магадан, Пен-

Комментарии к основным положениям Правил

1. Норматив потребления коммунальных услуг рассматривается исключительно как учетная единица для определения месячного объема потребления холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и отопления.

В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖКРФ) объем коммунальных услуг по нормативу потребления при отсутствии прибора учета должен соответствовать потреблению коммунальных услуг как если бы указанный прибор был установлен.

Например, в муниципальном образовании установлены коллективные приборы учета, по данным которых среднее фактическое потребление составляет 3 м3 холодной воды на человека в месяц. Данных по установленным коллективным приборам достаточно для применения метода аналогов. Для остальных домов, в которых не установлены приборы учета, но которые имеют аналогичные конструктивные и технические параметры и степень благоустройства, норматив потребления тоже должен составить 3 м3 на человека в месяц.

2. Норматив потребления по Правилам устанавливается при определении размера платы за указанные услуги в жилых помещениях при отсутствии приборов учета.

Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. В ЖК РФ не уточняется, показания каких приборов учета — коллективных (общедомовых) или индивидуальных (квартирных) — должны использоваться при определении размера платы за коммунальные услуги.

Необходимо отметить, что одно из ключевых определений «норматив потребления коммунальных услуг», данное в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, по нашему мнению, противоречит не только аналогичному определению в комментируемых Правилах, но и ст. 157 ЖК РФ.

Противоречие заключается в том, что ст. 157 однозначно предполагает применение нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии показаний любых приборов учета. А Правила предоставления коммунальных услуг в определении «нормативов потребления» (см. п. 3) предполагают их применение избирательно только в отношении индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Из Правил предоставления коммунальных услуг следует, что наличие коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме допускает применение нормативов потребления. По-нашему мнению, это неправомерно.

Поэтому в п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг, который отражает наиболее типичную ситуацию с приборами учета в многоквартирном доме, определение платы производится с помощью формулы № 9, с применением нормативов потребления при наличии коллективных (общедомовых) приборов.

Из данной формулы следует, что суммарная плата, взимаемая с граждан исполнителем (управляющей организацией) за коммунальные услуги, может оказаться необоснованно выше или ниже, чем плата по счету, выставленному для оплаты исполнителю (управляющей организации) от ресурсоснабжающих организаций на основе показаний общедомового прибора учета. Это может привести к необоснованным доходам или убыткам исполнителя.

3. Нормативы потребления, установленные на основании Правил, могут использоваться не только для определения размера платы за коммунальные услуги.

Определенные в соответствии с Правилами нормативы коммунальных услуг могут также применяться для определения:

■ размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, учитываемого при определении размера субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

■ объемов коммунальных ресурсов, учитываемых организациями коммунального комплекса при разработке производственных программ и определении финансовых потребностей, необходимых для их реализации.

4. Нормативы потребления утверждаются уполномоченными органами.

Кто к ним относится? До декабря 2005 г. по ЖК РФ к уполномоченным органам относились только органы местного самоуправления (исключение — города федерального значения Москва и Санкт-Петербург). После выхода федерального закона № 199-ФЗ от 31 декабря 2005 г., разграничивающего полномочия между

органами власти, и внесшего изменения в Ж РФ, к ним добавились органы государственной власти субъектов РФ, утверждающие нормативы потребления в отношении услуг электро- и газоснабжения.

5. Нормативы потребления дифференцируются при различиях факторов, влияющих на их величину.

Правилами определены факторы, влияние которых на величину нормативов потребления коммунальных услуг является существенным.

Данные факторы должны учитываться при установлении и изменении нормативов. Это конструктивные и технические параметры домов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики), степень благоустройства (наличие внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования), а также климатические факторы.

Неправомерно, когда на территории одного муниципального образования для всех типов домов устанавливаются единые нормативы отопления, в то время как технические и конструктивные параметры этих домов существенно отличаются.

Необходимо отметить, что в п. 5 Правил приведены конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома, учитываемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в совокупности для всех методов.

При определении нормативов потребления коммунальных услуг с применением метода аналогов и экспертного метода указанные конструктивные и технические параметры учитываются в данных об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученных с использованием коллективных приборов учета, а также данных выборочных замеров.

При определении нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода учитываются следующие конструктивные и технические параметры домов:

■ в отношении холодного и горячего водоснабжения — этажность, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая);

■ в отношении электроснабжения — количество комнат в квартире, расположение жилых помещений;

■ в отношении отопления — материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутри-домовых инженерных коммуникаций и оборудования;

■ в отношении водоотведения — параметры, аналогичные в отношении холодного и горячего водоснабжения.

6. Правилами предусмотрено, что в зависимости от наличия исходной информации, стоимости выполнения работ, точности расчетов могут применяться три метода установления нормативов потребления коммунальных услуг (метод аналогов, экспертный и расчетный методы).

Все три метода определения нормативов потребления связаны между собой и подробно описаны в Правилах. Главным различием между ними является то, что каждый из методов предполагает использование разной исходной информации.

Необходимо отметить, что Правила подразумевают иерархию методов. Это означает, что если при определении нормативов потребления имеется достаточно данных для применения метода аналогов или экспертного метода, то неправомерно использование расчетного метода.

Среди предложенных методов расчетный метод в меньшей мере отвечает требованиям соответствия нормативов потребления фактическому потреблению ресурсов, но вместе с тем, в случае отсутствия данных по приборам учета он позволяет в соответствии с предложенными в Правилах формулами рассчитать соответствующие нормативы.

7. В правилах определены основные требования к составу нормативов потребления.

В них учитываются не только коммунальные услуги для проживающих, но и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества многоквартирного дома, а также нормативные технологические потери коммунальных ресурсов. Не учитываются расходы ресурсов, возникшие в результате нарушений требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества.

При применении метода аналогов и экспертного метода услуги на содержание общего имущества учитываются в данных об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученных с использованием коллективных приборов учета, а также данных выборочных замеров.

При применении расчетного метода коммунальные услуги на содержание общего имущества учтены:

■ для холодного и горячего водоснабжения — в норме расхода воды на содержание общего имущества многоквартирного дома;

■ для электроснабжения — в расходе электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома;

■ для отопления — в удельном расходе тепловой энергии на отопление дома.

При применении метода аналогов и экспертного метода указанные потери учитываются в данных об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученных с использованием коллективных приборов учета, а также данных выборочных замеров.

При применении расчетного метода нормативные технологические потери в многоквартирных домах (общежитиях) учтены:

■ для холодного и горячего водоснабжения — в разности среднего удельного расхода воды с 1 часа до 5 часов и предельной величины удельного расхода воды в ночной период в соответствии с формулой, приведенной в п. 5 Приложения к Правилам;

■ для электроснабжения — в удельной мощности приборов освещения в расчете на 1 м2, объемах годового потребления электрической энергии внутриквартирными электробытовыми приборами, расходе электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома;

■ для отопления — в удельном расходе тепловой энергии на отопление дома.

8. При применении расчетного метода количество процедур пользования водоразборным устройством устанавливается уполномоченным органом.

Параметр «количество процедур пользования водоразборным устройством» введен для обеспечения прозрачности норматива потребления и обоснования соотношения нормативов потребления в жилых помещениях различной степени благоустройства.

Нормативный документ, регламентирующий количество процедур пользования водоразборным устройством одним человеком, установленный на федеральном уровне, отсутствует.

Количество процедур пользования водоразборным устройством определяется в процессе расчета норматива потребления. Данный параметр в ряде муниципальных образований был определен на основании выборочного анкетирования населения (социологического опроса).

По нашему мнению, информация о количестве процедур должна содержаться в решении уполномоченного органа об установлении нормативов с применением расчетного метода.

Количество процедур пользования водоразборным устройством является усредненным показателем, позволяющим определить норматив потребления расчетным методом. Исходя из этого, любой нормальный человек понимает, что ребенок до трех лет не может ежедневно пользоваться ванной с расходом воды на одну процедуру 300 л воды, для этого достаточно и 50 л. Также ненормальной выглядит ситуация, при которой обычный средний человек в течение суток 12 раз пользуется унитазом в квартире, но при этом всего лишь 3 раза использует раковину.

Исходя из нашего практического опыта работы, представляется надуманной проблема определения данного параметра. Если руководствоваться Правилами и здравой логикой при использовании расчетного метода суммарный удельный норматив холодного и горячего водоснабжения составляет 270-290 л на 1 чел. в сутки, что абсолютно сопоставимо с данными о расходе ресурсов по коллективным приборам учета при применении метода аналогов или экспертного метода.

9. ЖК РФ установлен закрытый перечень коммунальных услуг.

В перечень коммунальных услуг (ст. 154) не включена услуга «подогрев воды». Исходя из этого в соответствии с Правилами не предусмотрено установление норматива тепловой энергии на подогрев воды в Гкал на 1 чел.

Особенностью Правил является наличие большого числа расчетных формул (более 20), что в постановлениях Правительства РФ встречается крайне редко. Формулы для расчета величин нормативов уже давно использовались для расчета, они прошли практическую многолетнюю апробацию. Формула расчета объема выборки приведена в соответствии с основами статистики.

Выводы и вопросы

Какие можно сделать выводы?

1. Впервые выпущены обязательные общероссийские «правила игры», которые, обобщая практический опыт, устанавливают и определяют нормативы потребления коммунальных услуг при установлении платы и делают ее предсказуемой как для поставщиков, так и для потребителей в определенной перспективе.

2. Сделан шаг к созданию условий перехода к определению потребления по приборам учета и регулированию потребления ресурсов. Хотя все, включая поставщиков и потребителей, признают важность учета ресурсов, но не все готовы использовать данные приборного учета в качестве основы для определения размера платежей. Принципиальным моментом здесь является текущее соотношение между фактическим потреблением и нормативным.

3. Обоснованно установленные нормативы потребления позволят местным администрациям и регулирующим органам создать экономические стимулы, позволяющие ощутить отдачу от внедрения приборного учета в краткосрочной перспективе.

Есть ли вопросы по применению Правил? Конечно, есть.

Вот лишь некоторые из них.

1. Должны ли расходы на содержание мест общего пользования многоквартирных домов, включенные в состав нормативов потребления, учитываться в плате за содержание и ремонт жилых помещений?

2. Можно ли при отсутствии приборов учета применять двухставочные тарифы?

Ответы на эти и иные вопросы по применению Правил вы найдете в наших последующих публикациях по данной проблеме.