Приказ МВД России 1040

Приказ МВД России от 16.11.2012 N 1040
(ред. от 05.04.2019)
Об утверждении Порядка обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 16 ноября 2012 г. N 1040

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ НАЙДЕННЫХ И СДАННЫХ В ОРГАНЫ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОКУМЕНТОВ, ВЕЩЕЙ,

КЛАДОВ, ЦЕННОСТЕЙ И ДРУГОГО ИМУЩЕСТВА, ИХ ВОЗВРАТА ЗАКОННЫМ

ВЛАДЕЛЬЦАМ ЛИБО ПЕРЕДАЧИ В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

В целях организации обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы.

2. Руководителям территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях:

2.1. Обеспечить изучение личным составом и выполнение требований Порядка, утвержденного настоящим приказом.

2.2. Организовать выделение и оборудование специальных помещений для хранения найденных и сданных в полицию документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества.

3. Расходы, связанные с приемом, учетом, хранением и передачей в соответствующие государственные и муниципальные органы найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, осуществлять в пределах выделенных бюджетных ассигнований на содержание органов внутренних дел Российской Федерации.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.

Министр

генерал-лейтенант полиции

В.КОЛОКОЛЬЦЕВ

Приложение

к приказу МВД России

от 16.11.2012 N 1040

ПОРЯДОК

ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ НАЙДЕННЫХ И СДАННЫХ В ОРГАНЫ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОКУМЕНТОВ, ВЕЩЕЙ,

КЛАДОВ, ЦЕННОСТЕЙ И ДРУГОГО ИМУЩЕСТВА, ИХ ВОЗВРАТА ЗАКОННЫМ

ВЛАДЕЛЬЦАМ ЛИБО ПЕРЕДАЧИ В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 38 части 1 и частью 3 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» <1>, подпунктом 4 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» <2>, и определяет порядок приема, учета, обеспечения сохранности найденных и сданных вещей, кладов, ценностей и другого имущества (далее — найденные вещи), а также документов (далее — найденные документы) в территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях (далее — орган внутренних дел, территориальный орган МВД России или полиция), их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст. 7614; 2018, N 19, ст. 2725; N 30, ст. 4711; N 46, ст. 7028.

2. Действие настоящего Порядка не распространяется на прием изъятого, добровольно сданного, найденного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.

3. Сотрудники полиции обязаны принимать от граждан найденные вещи и документы и передавать их оперативному дежурному по территориальному органу МВД России с указанием в рапорте данных о лице, нашедшем их, и обстоятельствах их обнаружения.

4. Ответственность за организацию работы по приему найденных вещей и документов, обеспечению их сохранности, возврату законным владельцам либо передаче в соответствующие государственные или муниципальные органы несет руководитель (начальник) территориального органа МВД России.

Общее руководство по организации работы по приему найденных вещей и документов, обеспечению их сохранности, возврату законным владельцам либо передаче в соответствующие государственные или муниципальные органы осуществляет заместитель руководителя (начальника) территориального органа МВД России — начальник полиции.

II. Прием в органы внутренних дел найденных вещей и документов

5. При сдаче в полицию найденных вещей и документов, а также при заявлении об обнаружении безнадзорного или пригульного скота или других безнадзорных животных (далее — безнадзорные домашние животные) оперативный дежурный территориального органа МВД России обязан:

5.1. Получить заявление (рапорт) от лица, сдающего найденные вещи и документы, в которых подробно описываются внешний вид найденных вещей, обстоятельства их обнаружения, а в отношении найденных документов указываются их наименования, реквизиты и данные о владельце. Копия заявления (рапорта) выдается лицу, нашедшему вещь.

5.2. Организовать фотографирование в отношении найденных вещей, представляющих культурную ценность. Фотографии приобщаются к найденным вещам.

5.3. Зарегистрировать найденные вещи и документы в Журнале учета найденных, изъятых, сданных предметов и вещей (транспортных средств, домашних животных), принадлежность которых не установлена (далее — Журнал, приложение N 1 к настоящему Порядку).

5.4. Проверить найденные вещи и документы по учету похищенных вещей и предметов.

5.5. Доложить о факте приема найденных вещей и документов руководителю (начальнику) территориального органа МВД России.

При заявлении об обнаружении безнадзорных домашних животных доложить руководителю (начальнику) территориального органа МВД России информацию о просьбе лица, задержавшего безнадзорных домашних животных, подыскать лиц, имеющих необходимые условия для их содержания, на время розыска собственника этих животных.

5.6. Передать принятые найденные вещи и документы в течение суток, а в случае их поступления в выходные и нерабочие праздничные дни — в первый рабочий день, следующий за выходными и нерабочими праздничными днями, сотруднику подразделения тылового обеспечения, ответственному за сохранность найденных вещей и документов (далее — сотрудник, ответственный за сохранность найденных вещей и документов), с распиской в Журнале.

6. Руководитель (начальник) территориального органа МВД России (в выходные и праздничные дни — ответственный по территориальному органу МВД России) обязан рассмотреть зарегистрированные материалы на найденные вещи и документы и дать письменное поручение об организации установления законного владельца в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также привлечении специалистов для осуществления экспертизы найденных вещей в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям.

III. Хранение найденных вещей и документов

7. Найденные вещи и документы хранятся в соответствии с настоящим Порядком в специальных помещениях со стеллажами, металлической дверью, зарешеченными окнами, охранной и противопожарной сигнализациями, средствами пожаротушения либо в оборудованных соответствующим образом имеющихся складских помещениях (далее — специальное помещение), определяемых руководителем (начальником) территориального органа МВД России.

8. Организация работы по оборудованию специального помещения возлагается на заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России, курирующего вопросы тылового обеспечения.

9. Запрещается помещать на хранение найденные вещи и документы в условия, которые могут повлечь их порчу и невозможность их возврата законным владельцам.

10. Должностные лица должны обеспечивать сохранность принятых вещей и документов.

11. Прием найденных вещей и документов на хранение осуществляется на основании заявления (рапорта) от лица, нашедшего вещи или документы, и рапорта сотрудника органа внутренних дел, принявшего найденные вещи и документы, в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящего Порядка.

12. Сотрудник, ответственный за сохранность найденных вещей и документов, назначается приказом руководителя (начальника) территориального органа МВД России.

13. Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу <1>.

<1> Пункт 3 статьи 227 Гражданского кодекса Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2011, N 7, ст. 901.

14. В случае невозможности хранения найденных вещей в территориальном органе МВД России в силу их громоздкости (т.е. если они по своим габаритам не могут храниться в специальном помещении) они передаются на хранение организации, осуществляющей складские услуги. Вещи, требующие особых условий хранения, передаются в соответствующие специализированные организации или государственные органы.

15. Передача найденных вещей, которые по своим габаритам не могут храниться в специальном помещении, и вещей, требующих особых условий хранения, в организации, специализированные организации (учреждения) или государственные органы осуществляется территориальным органом МВД России посредством заключения договора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

16. В отношении безнадзорных домашних животных по решению руководителя (начальника) территориального органа МВД России сотрудник, ответственный за сохранность найденных вещей и документов, осуществляет подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, на время розыска собственника этих животных.

17. Все найденные документы, ценные бумаги и ценности хранятся в сейфах.

18. На найденные вещи прикрепляются порядковые номера, указанные в Книге учета находящихся на хранении найденных вещей и документов (далее — Книга учета, приложение N 2 к настоящему Порядку).

19. Записи в Книге учета ведутся на основании документов, указанных в пункте 11 настоящего Порядка, в хронологической последовательности. Каждая найденная вещь (документ) записывается отдельно, при сдаче нескольких однородных вещей указывается их количество.

20. О выдаче (передаче) найденных вещей и документов законному владельцу (государственному, муниципальному органу или другому назначенному сотруднику, ответственному за сохранность найденных вещей и документов) в Книге учета производятся соответствующие записи.

21. Руководитель (начальник) территориального органа МВД России не реже одного раза в год, а заместитель руководителя (начальника) территориального органа МВД России — начальник полиции не реже одного раза в полгода осуществляют проверку состояния и условий хранения найденных вещей и документов в специальном помещении, ведения документов по их приему, учету и передаче в соответствии с настоящим Порядком.

22. Доступ в специальное помещение возможен только в присутствии сотрудника, ответственного за сохранность найденных вещей и документов.

23. В случае отсутствия сотрудника, ответственного за сохранность найденных вещей и документов, доступ в специальное помещение осуществляется с разрешения либо в присутствии руководителя (начальника) территориального органа МВД России или его заместителя — начальника полиции либо лиц, исполняющих их обязанности. При этом составляется акт, в котором отражаются сведения о должностном лице, осуществившем доступ в специальное помещение, а также дата, время и основания помещения или изъятия данных вещей и документов. Акт в дальнейшем передается сотруднику, ответственному за сохранность найденных вещей и документов.

24. Найденные и сданные денежные средства вносятся на лицевой счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение территориального органа МВД России.

25. Запрещается использование найденных вещей и документов.

26. Хранение найденных вещей в территориальном органе МВД России осуществляется с учетом срока, установленного статьей 228 Гражданского кодекса Российской Федерации.

27. Невостребованные найденные документы, выданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, по истечении 30 дней подлежат пересылке в течение 5 рабочих дней в орган государственной власти или орган местного самоуправления, выдавший найденные документы.

28. При сдаче в территориальный орган МВД России клада его хранение осуществляется в течение периода времени, необходимого для решения вопроса об отнесении его к культурным ценностям и передачи в государственную собственность.

IV. Возврат найденных вещей и документов законным владельцам либо их передача в соответствующие государственные или муниципальные органы

29. Выдача найденных вещей и документов производится при предъявлении лицом, их потребовавшим, документов, удостоверяющих личность.

30. В случае обнаружения в течение сроков, предусмотренных пунктом 26 настоящего Порядка, лица, потребовавшего возврата найденной вещи, найденная вещь подлежит возврату указанному лицу на основании его письменного заявления, в котором отражаются точные признаки найденной вещи и наименования, реквизиты документов, позволяющие идентифицировать их принадлежность заявителю.

31. По истечении сроков, предусмотренных пунктом 26 настоящего Порядка, найденные вещи по письменному заявлению передаются лицу, нашедшему вещь.

32. Найденные вещи подлежат возврату лицам, указанным в пунктах 30 и 31 настоящего Порядка, в течение 5 рабочих дней с момента поступления заявления, о чем делается соответствующая запись в Книге учета.

33. Лица, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего Порядка, должны дать расписку в получении вещей с указанием адреса постоянного места жительства и реквизитов документов, удостоверяющих личности.

34. Найденные вещи выдаются сотрудником, ответственным за сохранность найденных вещей и документов, в соответствии с резолюцией руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо лица, его замещающего, содержащейся на заявлении лиц, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего Порядка.

35. В случае, если законный владелец найденной вещи или лицо, нашедшее вещь, в срок, установленный статьей 228 Гражданского кодекса Российской Федерации, не заявит требований, найденная вещь подлежит передаче в государственные или муниципальные органы в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

36. Найденные документы в случае нахождения в соответствии со сроками, предусмотренными пунктами 27 настоящего Порядка, на сохранении в территориальном органе МВД России при обращении их владельца о возврате выдаются согласно пунктам 29 и 30 настоящего Порядка.

Приложение N 1

к Порядку обеспечения

сохранности найденных

и сданных в органы

внутренних дел Российской

Федерации документов,

вещей, кладов, ценностей

и другого имущества,

их возврата законным

владельцам либо передачи

в соответствующие государственные

или муниципальные органы

ЖУРНАЛ учета найденных, изъятых, сданных предметов и вещей (транспортных средств, домашних животных), принадлежность которых не установлена ___________________________________________________ (территориальный орган МВД России) Начат «__» ______________ 20__ г. Окончен «__» ____________ 20__ г. (Левая сторона разворота Журнала)

N п/п

Дата и обстоятельства обнаружения, изъятия или сдачи бесхозяйного имущества или скота

Кем обнаружено, сдано или у кого изъято бесхозяйное имущество или скот. Фамилия, имя, отчество, адрес проживания

Наименование предметов, ценностей, транспортных средств или домашних животных, их индивидуальные признаки

Фамилия, инициалы оперативного дежурного, принявшего бесхозяйное имущество или скот

(Правая сторона разворота Журнала)

Указание руководителя (начальника) территориального органа МВД России

Фамилия, инициалы лица, получившего материалы проверки, подпись, дата

Передано на хранение: куда, кому, дата

Передано владельцу: фамилия, имя, отчество, адрес, дата, номер накладной, номер дела, где хранится накладная, акт об уничтожении, если найденное имело ограниченный срок хранения

Примечание

Примечание. При обнаружении безнадзорных домашних животных в графе 5 указываются фамилия, инициалы оперативного дежурного, принявшего информацию об обнаружении таких животных, а в графе 8 — данные о лице (фамилия, имя, отчество, адрес проживания), которому безнадзорные домашние животные были переданы для содержания.

Приложение N 2

к Порядку обеспечения

сохранности найденных

и сданных в органы

внутренних дел Российской

Федерации документов,

вещей, кладов, ценностей

и другого имущества,

их возврата законным

владельцам либо передачи

в соответствующие государственные

или муниципальные органы

КНИГА N ________ учета находящихся на хранении найденных вещей и документов __________________________________________________________ (территориальный орган МВД России) Начата «__» ______________ 20__ г. Окончена «__» ____________ 20__ г. (Левая сторона разворота Книги)

N п/п

Дата поступления найденных вещей и документов

Дата регистрации заявления, протокола, рапорта, акта приема-передачи, должность, звание фамилия, инициалы лица, производившего регистрацию в журнале

Фамилия, имя, отчество и адрес лица, сдавшего найденные вещи и документы

Наименования, количество (вес, объем) найденных вещей, а также наименования найденных документов, реквизиты и данные о владельце

(Правая сторона разворота Книги)

Место хранения

Дата передачи найденных вещей и документов на хранение, сведения о лице, подпись

Решение о найденных вещах и документах (дата, кем принято)

Дата выдачи (передачи, возврата законному владельцу), сведения о лице, получившем найденные вещи и документы, подпись лица, получившего вещь

Примечание

сдавшего на хранение

принявшего на хранение

Примечания: 1. Графа 2 заполняется на основании данных, указанных в рапорте сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации, принявшего найденную вещь, в порядке, предусмотренном пунктом 3 Порядка обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы, или в заявлении от лица, нашедшего вещь или документы.

2. В случае, когда найденная вещь передана на хранение лицу, ее нашедшему, а безнадзорные домашние животные — лицу для их содержания, в графе 6 указываются данные этого лица (фамилия, имя, отчество, место жительства физического лица или наименование, место регистрации юридического лица).

3. Графы 7 и 8 заполняются при условии передачи найденной вещи на хранение в орган внутренних дел Российской Федерации лицом, ее нашедшим.

4. Графа 9 заполняется при выдаче найденных вещей и документов.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Попова О.А. 1 1 ФГКОУ ВПО «Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» Рассмотрены оценочные показатели эффективности деятельности предварительного следствия и дознания, являющиеся основой для принятия управленческих решений. Обосновано утверждение о том, что стремление получить положительную оценку своей работы нацеливает подавляющее большинство лиц, призванных обеспечивать противодействие преступности, в первую очередь – на выполнение действий, имеющих высокий вес для статистики, а во вторую – на решение стоящих перед ним задач. Показано негативное влияние подобного отношения на качество расследования преступлений. Аргументировано мнение о недопустимости отнесения количества прекращенных уголовных дел к негативным показателям. Выявлена зависимость восприятия статистического показателя «количество уголовных дел, оконченных свыше срока, установленного УПК» и желания продлить стадию возбуждения уголовного дела. Отмечено негативное влияние на качество расследования отсутствия взаимосвязи между критериями оценки эффективности деятельности прокуратуры и органов дознания. Предлагается изменить не только критерии оценки, но и психологическое отношение сотрудников правоохранительных органов к ним. 140 KB руководители правоохранительных органов оценка результатов деятельности качество расследования преступлений ведомственная статистика прекращение уголовных дел 1. Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 . Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 2. Горкина Е. В. Институт сокращенного дознания ― новая форма упрощенного производства в российском уголовном процессе / Е. В. Горкина, И. В. Похлебаев // Вестник Волгоградской академии МВД России. Вып. 4 (27) 2013 : науч.-метод. журнал. – Волгоград : ВА МВД России, 2013. – С. 95–99. 3. Десятов М. С. Оценка эффективности межведомственного взаимодействия субъектов оперативно-разыскной деятельности / М. С. Десятов, С. М. Лугович // Вестник Волгоградской академии МВД России. Вып. 4 (27) 2013 : науч.-метод. журнал. – Волгоград : ВА МВД России, 2013. – С. 103–107. 4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2013 году // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации © 2014, МВД России. – URL: http://mvd.ru/Deljatelnost/results/annual_reports (дата обращения 01.02.2015). 5. Козловский А. Ю. Критерии эффективности деятельности оперативно-разыскных подразделений таможенных органов России в условиях Таможенного союза, Всемирной торговой организации и формирования Евразийского экономического пространства / А. Ю. Козловский // Вестник Волгоградской академии МВД России. Вып. 1 (24) 2013 : науч.-метод. журнал. – Волгоград : ВА МВД России, 2013. – С. 73–78. 6. Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2013 году // 2009-2014 © Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. – URL: http://www.cdep.ru/index.php?id =80&item=2508 (дата обращения 01.02.2015). 7. Попов В. В. Вопросы оценки эффективности деятельности полиции / В. В. Попов // Вестник Волгоградской академии МВД России. Вып. 3 (26) 2013 : науч.-метод. журнал. – Волгоград : ВА МВД России, 2013. – С. 160–165. 8. Попова О. А. Об определении качества предварительного расследования / О. А. Попова // Вестник Волгоградской академии МВД России. Вып. 2 (29) 2014 : науч.-метод. журнал. – Волгоград : ВА МВД России, 2014. – С. 16–20. 9. Шклярук М. Правоохранительная система России: от изучения к реформе: лекция / М. Шклярук . Публичные лекции Полит.ру. Полит.ру, 1998–2014. URL: http://polit.ru/article/2014/02/09/shklyaruk/ (дата обращения 01.02.2015).

Деятельность органов, осуществляющих расследование преступлений, и их руководителей подвергается оценке на предмет её эффективности. Она является основой для выработки управленческих решений о поощрении или наказании руководителя и возглавляемого им коллектива, о перемещении руководителя на вышестоящую должность или понижение его в должности, ротации кадров. Неудивительно, что руководители в таких условиях в первую очередь нацелены на достижение высоких показателей, служащих критериями оценки их деятельности.

Целью исследования является изучение влияния восприятия руководителями правоохранительных органов критериев оценки результатов их деятельности на качество расследования преступлений.

Для обоснования выводов использованы материалы судебной и ведомственной статистики , результаты опроса 87 руководителей следственных подразделений, 32 начальников подразделений дознания и 20 руководителей иных подразделений системы МВД России из 32 субъектов Российской Федерации, обучавшихся на факультете повышения квалификации Волгоградской академии МВД России в 2014 году. В ходе исследования применялись логико-юридический, статистический и социологический методы.

Ведомственная статистика в качестве показателей качества предварительного расследования использует количество уголовных дел, направленных следователями в суд, число дел, возвращенных для дополнительного расследования, удельный вес уголовных дел, оконченных с превышением установленных законом сроков, удельный вес прекращенных уголовных дел, удельный вес приостановленных дел, особенно в связи с неустановлением либо нерозыском обвиняемых, данные об участии следователей в раскрытии преступлений, данные о возмещении ущерба, причиненного преступлениями, состояние профилактической деятельности следователей, состояние законности на предварительном следствии и др.

Интересно, что указанные показатели лишь отчасти совпадают с потребностями и ожиданиями лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства .

Таким образом, начальник, анализируя деятельность возглавляемого им следственного подразделения или подразделения дознания, руководствуется достижением множества показателей, среди которых положительных значительно меньше, чем отрицательных. Желая получить высокую оценку своей работы, следователи, дознаватели и их руководители, как верно отметила М. Шклярук, руководствуются заданной системой стимулов абсолютно рационально. Они знают, за какие действия они получат условный плюс, за какие — минус. Они знают, «что нужно для этого сделать» .

Рассмотрим влияние подобного подхода на качество расследования преступлений. Количество уголовных дел, направленных в суд (в контексте данной статьи под направленными в суд уголовными делами понимаются уголовные дела, по которым обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление утверждено прокурором), является положительным показателем в методиках оценки деятельности правоохранительных органов (МВД России, прокуратуры и др.). Также существуют ведомственные планы работы, предусматривающие направление в суд каждым конкретным подразделением, осуществляющим расследование, определенного количества уголовных дел в отчетном периоде. Известно, что иногда эта цифра превышает количество уголовных дел, расследование которых находится на завершающем этапе, и которые могут быть направлены в суд без ущерба для полноты расследования.

В стремлении выполнить план работы и получить положительную оценку деятельности подразделения руководитель требует от подчиненных ускорить расследование, выполнив лишь все минимально необходимое для принятия процессуального решения о завершении расследования. Следователи и дознаватели, ускоряя процесс расследования, вынуждены чем-то жертвовать. В результате сокращается объем профилактической работы, не проводятся все необходимые следственные действия по установлению соучастников, уголовные дела в отношении которых выделяются в отдельное производство, трудоемкие следственные действия ошибочно заменяются менее трудоемкими (например, очная ставка, на которой вопрос о том, знают ли допрашиваемые друг друга, заменяет процесс идентификации по признакам внешности, осуществляемый в процессе предъявления для опознания лица; вместо предъявления для опознания предмета производится допрос с предъявлением данного предмета в качестве вещественного доказательства; следователи истребуют справку из ломбарда о стоимости того или иного имущества, вместо назначения товароведческой экспертизы и т.п.). В итоге прокурору направляются уголовные дела, имеющие пробелы в расследовании. Также ухудшается культура оформления уголовных дел, следователи и дознаватели не уделяют достаточного внимание разрешению заявленных ходатайств. Все перечисленное негативно влияет на качество расследования преступлений, способствует совершению следственных ошибок, влечет направление прокурором уголовного дела для производства дополнительного расследования (что является отрицательным показателем деятельности).

Надзирающий за расследованием прокурор не в состоянии осуществить тщательную проверку всех уголовных дел, преимущественно поступающих к нему в конце отчетного периода, в срок, установленный уголовно-процессуальным законом, что отрицательно сказывается на качестве его работы. В 2013 году районными судами в порядке ст. 237 УПК РФ было возвращено прокурору 7,2 тыс. уголовных дел для устранения недостатков в расследовании .

Другой критерий оценки деятельности руководителя следственного органа (начальника подразделения дознания) — количество прекращенных уголовных дел. Это отрицательный показатель, нацеливающий правоприменителя исключить практику прекращения уголовных дел. В целях сокращения числа следственных ошибок подобный подход требует незамедлительного пересмотра. Определенная часть возбужденных уголовных дел неизбежно должна быть прекращена в стадии предварительного расследования, что является не показателем необоснованности его возбуждения, а следствием того, что в стадии возбуждения уголовного дела нельзя получить исчерпывающие данные обо всех обстоятельствах, составляющих предмет доказывания.

Также не следует забывать об объективных причинах, по которым уголовное дело следует прекратить, например примирение сторон. Следователи и дознаватели, имея процессуальные основания и желание сторон прекратить уголовное судопроизводство, продолжают его с тем, чтобы уголовное дело было прекращено не в стадии предварительного расследования, а в суде. Такой подход не способствует эффективности уголовного процесса, требует необоснованных материальных затрат и человеческих ресурсов, отвлекает от расследования (разрешения) других уголовных дел. В итоге положительная оценка эффективности деятельности может быть достигнута путем неэффективного использования ресурсов правоохранительных органов.

Не только количество прекращенных уголовных дел, но и число реабилитированных лиц, приостановленных уголовных дел или оконченных в срок, превышающий два месяца, — отрицательные показатели, к снижению которых стремятся правоохранительные органы. В отчетах о положительных результатах работы всегда можно обнаружить соответствующую информацию. Например, в 2013 году «принятые меры способствовали … сокращению сроков следствия… Уменьшилось число (748,8 тыс.; -5,4 %) и доля (с 68,7 % до 68 %) уголовных дел, приостановленных по причине неустановления или нерозыска лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности. Практически на уровне 2012 года остался удельный вес (6 %) прекращенных производством дел (21,2 тыс.; -1,3 %). Уменьшилось число лиц, реабилитированных на стадии предварительного следствия (-20,4 %), оправданных судами (-8,0 %), а также необоснованно содержавшихся под стражей (-3,8 %). Снизился удельный вес уголовных дел, расследованных в сроки свыше двух месяцев (с 15,4 % до 15,1 %). Уменьшилась доля уголовных дел, возвращенных прокурорами и судом для дополнительного расследования (с 5,9 % до 5,2 %)» .

Нередко это достигается путем смещения процесса доказывания со стадии предварительного расследования на стадию возбуждения уголовного дела, которая по смыслу уголовно-процессуального закона для этого не предназначена. Отсюда — стремление правоприменителей и некоторых ученых к расширению процессуальных возможностей производства следственных и процессуальных действий в данной стадии и ответная реакция правозащитников — желание увеличить объем прав, вовлеченных в деятельность по проверке сообщения о преступлении лиц.

Интересно, что иногда в ведомственных отчетах уголовные дела, расследование которых осуществлялось более двух месяцев, именуются «оконченными с нарушением срока, установленного УПК», что фактически не соответствует действительности. Срок расследования можно было бы считать нарушенным, если бы он не был продлен в установленном законом порядке, а расследование, несмотря на это — продолжено. В том случае, когда имелись основания для продления срока расследования, и он был продлен в соответствии с уголовно-процессуальным законом, оценивать его как нарушенный некорректно.

Желание во что бы то ни стало сократить срок расследования не всегда осуществимо. Так, следственные подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне, в производстве которых находятся наиболее сложные уголовные дела, не могут и не должны пытаться окончить их в минимальные сроки. В противном случае высока вероятность неполноты расследования.

Еще одна проблема, оказывающая негативное влияние на качество расследования, заключается в отсутствии взаимосвязи между критериями оценки эффективности деятельности различных правоохранительных органов. Например, положительным критерием оценки деятельности подразделений, осуществляющих расследование в форме дознания, является количество вынесенных постановлений о производстве дознания в сокращенной форме. Введение подобной формы, несомненно, способствует снижению материальных затрат на его производство, и, следовательно, положительно влияет на эффективность деятельности территориальных органов МВД России. Но, согласно ст. 226.9 УПК РФ, если в ходе судебного производства поступили возражения какой-либо из сторон против дальнейшего производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, с применением особого порядка судебного разбирательства, судья выносит постановление о возвращении уголовного дела прокурору для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке.

Возвращение уголовного дела судом — отрицательный показатель деятельности не только подразделения дознания, но и прокуратуры, а в описываемой ситуации он зависит лишь от позиции, выбранной стороной защиты. Учеными вносились предложения изменения законодательства, предусматривающие невозможность отказа участников от производства дознания в сокращенной форме . Но в свете действующего уголовно-процессуального закона, учитывая невозможность прокурора каким-либо образом повлиять на ситуацию, он стремится избежать ее возникновения. Число преступлений, расследованных в сокращенной форме дознания, не является показателем оценки деятельности прокуратуры. Поэтому в настоящее время прокуроры не заинтересованы в направлении в суд таких уголовных дел. Они более уверены в результатах рассмотрения судом уголовных дел, дознание по которым проведено в общем порядке.

В ходе проведенного нами опроса 34,4 % руководителей подразделений дознания указали, что получили от прокуроров неофициальный запрет на применение сокращенной формы дознания. Таким образом, желание сотрудников правоохранительных органов достичь высоких статистических показателей негативно влияет на возможность реализации прав обвиняемых, так как может воспрепятствовать им использовать возможность, раскаявшись, сократить наполовину срок наказания за совершенное преступление.

Подводя итог, можно констатировать, что стремление получить положительную оценку своей работы нацеливает подавляющее большинство лиц, призванных обеспечивать противодействие преступности, не на решение стоящих перед ним задач, а на выполнение действий, имеющих высокий вес для статистики. Сложилась ситуация, в которой статистика первична, а деятельность, для анализа которой она служит, — вторична. С данным утверждением согласилось 100 % опрошенных нами руководителей, при этом 48,2 % отметили тот факт, что стараются совмещать достижение задач уголовного судопроизводства и высоких оценочных показателей.

О том, что в корне необходимо менять сложившуюся ситуацию, неоднократно указывалось и Министром внутренних дел Российской Федерации, и неравнодушными гражданами, и учеными . Были приняты меры по совершенствованию системы оценки эффективности деятельности территориальных органов МВД России, изменена методика оценки .

Несомненно, критерии оценки деятельности правоохранительных органов имеют право на существование, без них невозможно эффективное управление. Но отношение руководителей к их достижению нуждается в пересмотре.

Возможно, положительный результат может быть достигнут при ослаблении зависимости наступления негативных последствий для оцениваемого подразделения от достижения им определенных статистических показателей. Был бы интересен эксперимент, заключающийся в полном отказе от оценки деятельности правоохранительных органов на определенной территории на время, необходимое для того, чтобы в сознании их руководителей произошли изменения, связанные с отсутствием необходимости подсчитывать результаты, а лишь действовать в соответствии с требованиями закона и совести. Проведение скрытого мониторинга позволило бы реально оценить возможности функционирования системы, не ограниченные необходимостью достижения заданных параметров.

Решение рассматриваемой проблемы может быть комплексным и заключается в изменении как критериев оценки, так и психологического отношения сотрудников правоохранительных органов к ним.

Рецензенты:

Замылин Е.И., д.ю.н., доцент, начальник кафедры криминалистики учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел ФГКОУ ВПО «Волгоградская академия МВД России», г. Волгоград;

Кривошеин П.К., д.ю.н., профессор, профессор кафедры уголовного права учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел ФГКОУ ВПО «Волгоградская академия МВД России», г. Волгоград.

Библиографическая ссылка

Попова О.А. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И КАЧЕСТВО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18246 (дата обращения: 22.04.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Приказ МВД России от 16.11.2012 N 1040 «Об утверждении Порядка обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2013 N 27850)

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 16 ноября 2012 г. N 1040

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ НАЙДЕННЫХ И СДАННЫХ В ОРГАНЫ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОКУМЕНТОВ, ВЕЩЕЙ,
КЛАДОВ, ЦЕННОСТЕЙ И ДРУГОГО ИМУЩЕСТВА, ИХ ВОЗВРАТА ЗАКОННЫМ
ВЛАДЕЛЬЦАМ ЛИБО ПЕРЕДАЧИ В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

В целях организации обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы.

2. Руководителям территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях:

2.1. Обеспечить изучение личным составом и выполнение требований Порядка, утвержденного настоящим приказом.

2.2. Организовать выделение и оборудование специальных помещений для хранения найденных и сданных в полицию документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества.

3. Расходы, связанные с приемом, учетом, хранением и передачей в соответствующие государственные и муниципальные органы найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, осуществлять в пределах выделенных бюджетных ассигнований на содержание органов внутренних дел Российской Федерации.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.

Министр
генерал-лейтенант полиции
В.КОЛОКОЛЬЦЕВ

Приложение
к приказу МВД России
от 16.11.2012 N 1040

ПОРЯДОК
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ НАЙДЕННЫХ И СДАННЫХ В ОРГАНЫ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОКУМЕНТОВ, ВЕЩЕЙ,
КЛАДОВ, ЦЕННОСТЕЙ И ДРУГОГО ИМУЩЕСТВА, ИХ ВОЗВРАТА ЗАКОННЫМ
ВЛАДЕЛЬЦАМ ЛИБО ПЕРЕДАЧИ В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 38 части 1 и частью 3 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» , подпунктом 4 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» , и определяет порядок приема, учета, обеспечения сохранности найденных и сданных вещей, кладов, ценностей и другого имущества (далее — найденные вещи), а также документов (далее — найденные документы) в территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях (далее — орган внутренних дел, территориальный орган МВД России или полиция), их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст. 1334; N 39, ст. 5453; 2012, N 21, ст. 2630; N 29, ст. 4078; 2013, N 3, ст. 177.

2. Действие настоящего Порядка не распространяется на прием изъятого, добровольно сданного, найденного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.

3. Сотрудники полиции обязаны принимать от граждан найденные вещи и документы и передавать их оперативному дежурному по территориальному органу МВД России с указанием в рапорте данных о лице, нашедшем их, и обстоятельствах их обнаружения.

4. Ответственность за организацию работы по приему найденных вещей и документов, обеспечению их сохранности, возврату законным владельцам либо передаче в соответствующие государственные или муниципальные органы несет руководитель (начальник) территориального органа МВД России.

Общее руководство по организации работы по приему найденных вещей и документов, обеспечению их сохранности, возврату законным владельцам либо передаче в соответствующие государственные или муниципальные органы осуществляет заместитель руководителя (начальника) территориального органа МВД России — начальник полиции.

II. Прием в органы внутренних дел найденных вещей и документов

5. При сдаче в полицию найденных вещей и документов, а также при заявлении об обнаружении безнадзорного или пригульного скота или других безнадзорных животных (далее — безнадзорные домашние животные) оперативный дежурный территориального органа МВД России обязан:

5.1. Получить заявление (рапорт) от лица, сдающего найденные вещи и документы, в которых подробно описываются внешний вид найденных вещей, обстоятельства их обнаружения, а в отношении найденных документов указываются их наименования, реквизиты и данные о владельце. Копия заявления (рапорта) выдается лицу, нашедшему вещь.

5.2. Организовать фотографирование в отношении найденных вещей, представляющих культурную ценность. Фотографии приобщаются к найденным вещам.

5.3. Зарегистрировать найденные вещи и документы в Журнале учета найденных, изъятых, сданных предметов и вещей (транспортных средств, домашних животных), принадлежность которых не установлена (далее — Журнал, приложение N 1 к настоящему Порядку).

5.4. Проверить найденные вещи и документы по учету похищенных вещей и предметов.

5.5. Доложить о факте приема найденных вещей и документов руководителю (начальнику) территориального органа МВД России.

При заявлении об обнаружении безнадзорных домашних животных доложить руководителю (начальнику) территориального органа МВД России информацию о просьбе лица, задержавшего безнадзорных домашних животных, подыскать лиц, имеющих необходимые условия для их содержания, на время розыска собственника этих животных.

5.6. Передать принятые найденные вещи и документы в течение суток, а в случае их поступления в выходные и нерабочие праздничные дни — в первый рабочий день, следующий за выходными и нерабочими праздничными днями, сотруднику подразделения тылового обеспечения, ответственному за сохранность найденных вещей и документов (далее — сотрудник, ответственный за сохранность найденных вещей и документов), с распиской в Журнале.

6. Руководитель (начальник) территориального органа МВД России (в выходные и праздничные дни — ответственный по территориальному органу МВД России) обязан рассмотреть зарегистрированные материалы на найденные вещи и документы и дать письменное поручение об организации установления законного владельца в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также привлечении специалистов для осуществления экспертизы найденных вещей в целях решения вопроса об отнесении их к культурным ценностям.

III. Хранение найденных вещей и документов

7. Найденные вещи и документы хранятся в соответствии с настоящим Порядком в специальных помещениях со стеллажами, металлической дверью, зарешеченными окнами, охранной и противопожарной сигнализациями, средствами пожаротушения либо в оборудованных соответствующим образом имеющихся складских помещениях (далее — специальное помещение), определяемых руководителем (начальником) территориального органа МВД России.

8. Организация работы по оборудованию специального помещения возлагается на заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России, курирующего вопросы тылового обеспечения.

9. Запрещается помещать на хранение найденные вещи и документы в условия, которые могут повлечь их порчу и невозможность их возврата законным владельцам.

10. Должностные лица должны обеспечивать сохранность принятых вещей и документов.

11. Прием найденных вещей и документов на хранение осуществляется на основании заявления (рапорта) от лица, нашедшего вещи или документы, и рапорта сотрудника органа внутренних дел, принявшего найденные вещи и документы, в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящего Порядка.

12. Сотрудник, ответственный за сохранность найденных вещей и документов, назначается приказом руководителя (начальника) территориального органа МВД России.

13. Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу .

Пункт 3 статьи 227 Гражданского кодекса Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2011, N 7, ст. 901.

14. В случае невозможности хранения найденных вещей в территориальном органе МВД России в силу их громоздкости (т.е. если они по своим габаритам не могут храниться в специальном помещении) они передаются на хранение организации, осуществляющей складские услуги. Вещи, требующие особых условий хранения, передаются в соответствующие специализированные организации или государственные органы.

15. Передача найденных вещей, которые по своим габаритам не могут храниться в специальном помещении, и вещей, требующих особых условий хранения, в организации, специализированные организации (учреждения) или государственные органы осуществляется территориальным органом МВД России посредством заключения договора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

16. В отношении безнадзорных домашних животных по решению руководителя (начальника) территориального органа МВД России сотрудник, ответственный за сохранность найденных вещей и документов, осуществляет подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, на время розыска собственника этих животных.

17. Все найденные документы, ценные бумаги и ценности хранятся в сейфах.

18. На найденные вещи прикрепляются порядковые номера, указанные в Книге учета находящихся на хранении найденных вещей и документов (далее — Книга учета, приложение N 2 к настоящему Порядку).

19. Записи в Книге учета ведутся на основании документов, указанных в пункте 11 настоящего Порядка, в хронологической последовательности. Каждая найденная вещь (документ) записывается отдельно, при сдаче нескольких однородных вещей указывается их количество.

20. О выдаче (передаче) найденных вещей и документов законному владельцу (государственному, муниципальному органу или другому назначенному сотруднику, ответственному за сохранность найденных вещей и документов) в Книге учета производятся соответствующие записи.

21. Руководитель (начальник) территориального органа МВД России не реже одного раза в год, а заместитель руководителя (начальника) территориального органа МВД России — начальник полиции не реже одного раза в полгода осуществляют проверку состояния и условий хранения найденных вещей и документов в специальном помещении, ведения документов по их приему, учету и передаче в соответствии с настоящим Порядком.

22. Доступ в специальное помещение возможен только в присутствии сотрудника, ответственного за сохранность найденных вещей и документов.

23. В случае отсутствия сотрудника, ответственного за сохранность найденных вещей и документов, доступ в специальное помещение осуществляется с разрешения либо в присутствии руководителя (начальника) территориального органа МВД России или его заместителя — начальника полиции либо лиц, исполняющих их обязанности. При этом составляется акт, в котором отражаются сведения о должностном лице, осуществившем доступ в специальное помещение, а также дата, время и основания помещения или изъятия данных вещей и документов. Акт в дальнейшем передается сотруднику, ответственному за сохранность найденных вещей и документов.

24. Найденные и сданные денежные средства вносятся на лицевой счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение территориального органа МВД России.

25. Запрещается использование найденных вещей и документов.

26. Хранение найденных вещей в территориальном органе МВД России осуществляется с учетом срока, установленного статьей 228 Гражданского кодекса Российской Федерации.

27. Невостребованные найденные документы, выданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, по истечении 30 дней подлежат пересылке в течение 5 рабочих дней в орган государственной власти или орган местного самоуправления, выдавший найденные документы.

28. При сдаче в территориальный орган МВД России клада его хранение осуществляется в течение периода времени, необходимого для решения вопроса об отнесении его к памятникам истории или культуры и передачи в государственную собственность.

IV. Возврат найденных вещей и документов законным владельцам либо их передача в соответствующие государственные или муниципальные органы

29. Выдача найденных вещей и документов производится при предъявлении лицом, их потребовавшим, документов, удостоверяющих личность.

30. В случае обнаружения в течение сроков, предусмотренных пунктом 26 настоящего Порядка, лица, потребовавшего возврата найденной вещи, найденная вещь подлежит возврату указанному лицу на основании его письменного заявления, в котором отражаются точные признаки найденной вещи и наименования, реквизиты документов, позволяющие идентифицировать их принадлежность заявителю.

31. По истечении сроков, предусмотренных пунктом 26 настоящего Порядка, найденные вещи по письменному заявлению передаются лицу, нашедшему вещь.

32. Найденные вещи подлежат возврату лицам, указанным в пунктах 30 и 31 настоящего Порядка, в течение 5 рабочих дней с момента поступления заявления, о чем делается соответствующая запись в Книге учета.

33. Лица, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего Порядка, должны дать расписку в получении вещей с указанием адреса постоянного места жительства и реквизитов документов, удостоверяющих личности.

34. Найденные вещи выдаются сотрудником, ответственным за сохранность найденных вещей и документов, в соответствии с резолюцией руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо лица, его замещающего, содержащейся на заявлении лиц, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего Порядка.

35. В случае, если законный владелец найденной вещи или лицо, нашедшее вещь, в срок, установленный статьей 228 Гражданского кодекса Российской Федерации, не заявит требований, найденная вещь подлежит передаче в государственные или муниципальные органы в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

36. Найденные документы в случае нахождения в соответствии со сроками, предусмотренными пунктами 27 настоящего Порядка, на сохранении в территориальном органе МВД России при обращении их владельца о возврате выдаются согласно пунктам 29 и 30 настоящего Порядка.

Приложение N 1
к Порядку обеспечения
сохранности найденных
и сданных в органы
внутренних дел Российской
Федерации документов,
вещей, кладов, ценностей
и другого имущества,
их возврата законным
владельцам либо передачи
в соответствующие государственные
или муниципальные органы

ЖУРНАЛ учета найденных, изъятых, сданных предметов и вещей (транспортных средств, домашних животных), принадлежность которых не установлена ___________________________________________________ (территориальный орган МВД России) Начат «__» ______________ 20__ г. Окончен «__» ____________ 20__ г. (Левая сторона разворота Журнала) ┌───┬───────────────────┬──────────────┬────────────────────┬─────────────┐ │ N │ Дата и │ Кем │ Наименование │ Фамилия, │ │п/п│ обстоятельства │ обнаружено, │ предметов, │ инициалы │ │ │ обнаружения, │ сдано или у │ ценностей, │оперативного │ │ │ изъятия │ кого изъято │ транспортных │ дежурного, │ │ │ или сдачи │ бесхозяйное │ средств или │ принявшего │ │ │ бесхозяйного │имущество или │ домашних │ бесхозяйное │ │ │имущества или скота│скот. Фамилия,│ животных, их │ имущество │ │ │ │имя, отчество,│ индивидуальные │ или скот │ │ │ │ адрес │ признаки │ │ │ │ │ проживания │ │ │ ├───┼───────────────────┼──────────────┼────────────────────┼─────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ ├───┼───────────────────┼──────────────┼────────────────────┼─────────────┤ │ │ │ │ │ │ ├───┼───────────────────┼──────────────┼────────────────────┼─────────────┤ │ │ │ │ │ │ ├───┼───────────────────┼──────────────┼────────────────────┼─────────────┤ │ │ │ │ │ │ └───┴───────────────────┴──────────────┴────────────────────┴─────────────┘ (Правая сторона разворота Журнала) ┌────────────┬────────────┬─────────┬──────────────────────────┬──────────┐ │Указание │ Фамилия, │Передано │ Передано владельцу: │Примечание│ │руководителя│ инициалы │ на │ фамилия, имя, │ │ │(начальника)│ лица, │хранение:│ отчество, адрес, дата, │ │ │территори- │получившего │ куда, │ номер накладной, номер │ │ │ального │ материалы │ кому, │ дела, где хранится │ │ │органа МВД │ проверки, │ дата │ накладная, акт об │ │ │России │ подпись, │ │ уничтожении, если │ │ │ │ дата │ │ найденное имело │ │ │ │ │ │ограниченный срок хранения│ │ ├────────────┼────────────┼─────────┼──────────────────────────┼──────────┤ │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ ├────────────┼────────────┼─────────┼──────────────────────────┼──────────┤ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼────────────┼─────────┼──────────────────────────┼──────────┤ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼────────────┼─────────┼──────────────────────────┼──────────┤ │ │ │ │ │ │ └────────────┴────────────┴─────────┴──────────────────────────┴──────────┘

Примечание. При обнаружении безнадзорных домашних животных в графе 5 указываются фамилия, инициалы оперативного дежурного, принявшего информацию об обнаружении таких животных, а в графе 8 — данные о лице (фамилия, имя, отчество, адрес проживания), которому безнадзорные домашние животные были переданы для содержания.

Приложение N 2
к Порядку обеспечения
сохранности найденных
и сданных в органы
внутренних дел Российской
Федерации документов,
вещей, кладов, ценностей
и другого имущества,
их возврата законным
владельцам либо передачи
в соответствующие государственные
или муниципальные органы

КНИГА N ________ учета находящихся на хранении найденных вещей и документов __________________________________________________________ (территориальный орган МВД России) Начата «__» ______________ 20__ г. Окончена «__» ____________ 20__ г. (Левая сторона разворота Книги) ┌───┬───────────┬──────────────────────┬───────────┬──────────────────────┐ │ N │ Дата │ Дата регистрации │ Фамилия, │ Наименования, │ │п/п│поступления│ заявления, │ имя, │ количество (вес, │ │ │ найденных │ протокола, рапорта, │отчество и │ объем) найденных │ │ │ вещей и │ акта приема-передачи,│адрес лица,│ вещей, а также │ │ │документов │ должность, звание │ сдавшего │наименования найденных│ │ │ │ фамилия, инициалы │ найденные │документов, реквизиты │ │ │ │ лица, производившего │ вещи и │ и данные о владельце │ │ │ │регистрацию в журнале │ документы │ │ ├───┼───────────┼──────────────────────┼───────────┼──────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ ├───┼───────────┼──────────────────────┼───────────┼──────────────────────┤ │ │ │ │ │ │ ├───┼───────────┼──────────────────────┼───────────┼──────────────────────┤ │ │ │ │ │ │ ├───┼───────────┼──────────────────────┼───────────┼──────────────────────┤ │ │ │ │ │ │ └───┴───────────┴──────────────────────┴───────────┴──────────────────────┘ (Правая сторона разворота Книги) ┌────────┬───────────────────┬───────────┬─────────────────────┬──────────┐ │ Место │ Дата передачи │ Решение о │ Дата выдачи │Примечание│ │хранения│ найденных вещей и │ найденных │ (передачи, возврата │ │ │ │ документов │ вещах и │ законному │ │ │ │ на хранение, │документах │владельцу), сведения │ │ │ │ сведения о лице, │(дата, кем │ о лице, получившем │ │ │ │ подпись │ принято) │ найденные вещи и │ │ │ ├────────┬──────────┤ │ документы, подпись │ │ │ │сдавшего│принявшего│ │ лица, получившего │ │ │ │ на │ на │ │ вещь │ │ │ │хранение│ хранение │ │ │ │ ├────────┼────────┼──────────┼───────────┼─────────────────────┼──────────┤ │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ ├────────┼────────┼──────────┼───────────┼─────────────────────┼──────────┤ │ │ │ │ │ │ │ ├────────┼────────┼──────────┼───────────┼─────────────────────┼──────────┤ │ │ │ │ │ │ │ ├────────┼────────┼──────────┼───────────┼─────────────────────┼──────────┤ │ │ │ │ │ │ │ └────────┴────────┴──────────┴───────────┴─────────────────────┴──────────┘

Примечания: 1. Графа 2 заполняется на основании данных, указанных в рапорте сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации, принявшего найденную вещь, в порядке, предусмотренном пунктом 3 Порядка обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы, или в заявлении от лица, нашедшего вещь или документы.

2. В случае, когда найденная вещь передана на хранение лицу, ее нашедшему, а безнадзорные домашние животные — лицу для их содержания, в графе 6 указываются данные этого лица (фамилия, имя, отчество, место жительства физического лица или наименование, место регистрации юридического лица).

3. Графы 7 и 8 заполняются при условии передачи найденной вещи на хранение в орган внутренних дел Российской Федерации лицом, ее нашедшим.

4. Графа 9 заполняется при выдаче найденных вещей и документов.

Приказ

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 16 ноября 2012 г. N 1040

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ НАЙДЕННЫХ И СДАННЫХ В ОРГАНЫ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОКУМЕНТОВ, ВЕЩЕЙ,

КЛАДОВ, ЦЕННОСТЕЙ И ДРУГОГО ИМУЩЕСТВА, ИХ ВОЗВРАТА ЗАКОННЫМ

ВЛАДЕЛЬЦАМ ЛИБО ПЕРЕДАЧИ В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

В целях организации обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы.

2. Руководителям территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях:

2.1. Обеспечить изучение личным составом и выполнение требований Порядка, утвержденного настоящим приказом.

2.2. Организовать выделение и оборудование специальных помещений для хранения найденных и сданных в полицию документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества.

3. Расходы, связанные с приемом, учетом, хранением и передачей в соответствующие государственные и муниципальные органы найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, осуществлять в пределах выделенных бюджетных ассигнований на содержание органов внутренних дел Российской Федерации.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.

Министр

генерал-лейтенант полиции

В.КОЛОКОЛЬЦЕВ