Присоединение ЗАО к ЗАО

Совместное общее собрание участников обществ, которые включены в процедуру присоединения, – это один из этапов реорганизации. Решение такого собрания могут оспорить – признать недействительным. Из-за этого отменят и итоги присоединения одной или нескольких компаний к другому обществу. В 2018 году за первые шесть месяцев суды удовлетворили 54% исков по спорам о реорганизации. Чтобы избежать конфликтов и снизить риск оспаривания, нужно провести совместное общее собрание в соответствии с законом. Проблема в том, что в Законе об ООО совместному собранию о процедуре присоединения посвящен всего один абзац – пункт 3 статьи 57. В статье мы рассказали, как провести собрание и оформить его итоги – сформировать протокол. Образец простокола, в котором закрепляют решение общего собрания участников ООО о реорганизации в форме присоединения, скачивайте ниже.

Образец протокола с решением участников ООО о реорганизации в форме присоединенияИнформация о файле

Содержание

Другие образцы

Когда проводить совместное общее собрание

Сроки проведения совместного общего собрания нужно определить еще на стадии подготовки договора о присоединении. В нем стороны также выбирают и порядок проведения собрания (п. 3 ст. 53 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее – Закон об ООО).

Совместное общее собрание участников обществ нужно провести после утверждения договора о присоединении и передаточного акта, если его составляли. Договор о присоединении по отдельности утверждают компании на своих общих собраниях участников. Передаточный акт утверждает присоединяемое общество на своем общем собрании. В целом наличие либо отсутствие в материалах регистрационного дела передаточного акта не влияет на законность проведенной реорганизации и не будет основанием, чтобы признать ее несостоявшейся (постановление АС Поволжского округа от 27.07.2018 по делу № А65-27063/2017).

См. также Два способа уведомить кредиторов о реорганизации должника

Кто созывает собрание и участвует в нем

Закон не говорит, кто вправе инициировать проведение совместного общего собрания. Поэтому сторонам безопаснее прописать полномочия в договоре о присоединении. В нем нужно указать перечень лиц, которые вправе выступать с инициативой о созыве совместного общего собрания.

По аналогии с внеочередным общим собранием ООО такими лицами могут быть, например, генеральный директор каждой компании, которая участвует в реорганизации. Также в перечень можно включить совет директоров или наблюдательный совет, если такой орган действует в каком-то из обществ-участников присоединения. Сюда же можно добавить участников общества, которые обладают в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников ООО.

На совместном общем собрании должны присутствовать именно участники, а не руководители обществ, которые включены в процедуру реорганизации.

Что включить в решение о проведении

В решении укажите пять положений:

  1. Дату и время проведения собрания, также точный адрес, вплоть до номера офиса.
  2. Повестку дня.
  3. Порядок уведомления участников о собрании.
  4. Перечень материалов, которые нужно предоставить участникам общества при подготовке к собранию, и порядок их предоставления.
  5. Форму и текст бюллетеня для голосования. Последнее положение необходимо, когда голосование осуществляется бюллетенями.

Какие вопросы внести в повестку

Основная задача совместного общего собрания участников всех обществ, которые участвуют в присоединении, – внести изменения в устав общества, к которому присоединяются остальные компании. В повестку включите пять вопросов:

  1. О внесении изменений в устав основного общества. Эти изменения нужно взять из договора о присоединении.
  2. Об избрании исполнительного органа основного общества, к которому осуществляется присоединение (п. 1.2 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 3 (2017), утв. письмом ФНС от 11.10.2017 № ГД-4-14/20509@). Включите этот вопрос в повестку, если избрание данного органа прописано в договоре о присоединении.
  3. Об образовании совета директоров или коллегиального исполнительного органа основного общества. Этот пункт также нужен, если данный орган предусмотрен уставом.
  4. Об образовании ревизионной комиссии или избрании ревизора основного общества. Данный вопрос включайте, если такой орган предусмотрен уставом или обязателен согласно Закону об ООО – в обществах, в которых более пятнадцати участников. Такое же правило и по отношению к пятому вопросу.
  5. Об избрании аудитора основного общества.

Задача собрания – утвердить состав участников реорганизованного общества, размеры их долей. Эти и иные изменения должны быть предусмотрены договором о присоединении, который до этого утвердили на общих собраниях каждой из компаний, которые участвуют в процедуре реорганизации – присоединении. На совместном собрании также при необходимости можно решить и иные вопросы, в том числе об избрании органов общества.

В повестку дня обычно еще включают вопрос об избрании председателя собрания и секретаря. К тому же в практике встречаются случаи, когда договор о присоединении подтверждают именно на совместном общем собрании. Например, кассация пришла к выводу, что при реорганизации обществ путем присоединения совместное общее собрание участников обществ должно утвердить договор присоединения и решить иные вопросы, а именно: определить статус участников во вновь возникшем обществе, порядок распределения их долей и размер этих долей в реорганизуемом обществе (постановление АС Дальневосточного округа от 10.11.2017 по делу № А51-6270/2017).

Как уведомить собственников долей о встрече

Безопаснее отразить в договоре о присоединении, как необходимо уведомлять участников обществ, которые включены в реорганизацию, о совместном общем собрании. Если такое положение в договоре есть, нужно следовать ему. Если же такие условия не прописали в договоре о присоединении, пользуйтесь по аналогии положениями о проведение общих собраний участников ООО.

Известите участников не позднее чем за 30 дней до собрания. Для этого направьте в адрес каждого из них заказное письмо с соответствующим уведомлением.

В уведомлении укажите те же сведения, что и в решении о проведении совместного общего собрания. Чтобы снизить риски оспаривания голосования, указывайте не только дату и время проведения собрания, но и время начала и окончания регистрации участников.

Пропишите документы, которые нужно взять с собой на собрание. Для физических лиц – это паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Представителям участников помимо своего паспорта нужно захватить на совместное собрание еще и доверенность на право участвовать в собрании.

Участник вправе оспорить итоги совместного собрания, если его не известили. Например, суды признали недействительным решение совместного общего собрания по причине того, что один участник не знал о собрании. Подпись в протоколе подделали, это помогла установить почерковедческая экспертиза. Решение не имеет юридической силы, резюмировали судьи (постановление АС Московского округа от 12.07.2017 по делу № А40-126672/2015).

Как считать голоса при проведении собрания

Сколько участников нужно для кворума и какое число голосов необходимо для принятия решения – эти вопросы должны быть предусмотрены в договоре о присоединении. Если эти вопросы там не урегулированы, придется применять по аналогии положения о проведении собрания участников. Но во избежание спорных ситуаций лучше заранее предусмотреть порядок проведения собрания и принятия на нем решений в договоре о присоединении.

Проблема в том, что у совместного общего собрания особый статус, который отличается от статуса общего собрания участников одного общества. Совместное собрание не признается высшим органом управления основным обществом. Поэтому полной аналогии с этими двумя видами собраний не возникает.

Положения ГК о собраниях предусматривают обязательный кворум не менее 50% от общего числа участников (п. 1 ст. 181.2 ГК). В данном случае – это не менее половины участников основного и присоединяемых обществ. При этом Закон об ООО для собрания по вопросам изменения устава предусматривает необходимый минимум в 2/3 голосов всех участников общества, также устав может требовать и большее количество голосов, при этом вопрос о реорганизации требует единогласного решения, а избрание органов управления – не менее 3/4 голосов. Причем ни ГК, ни Закон об ООО не дают ответа на вопрос о том, как определять кворум именно в совместном общем собрании – отдельно по каждому обществу или складывая количество участников во всех компаниях. Поэтому безопаснее и удобнее заблаговременно установить порядок определения кворума в договоре о присоединении. Например, указать, что кворум определяется отдельно по каждому обществу на основании требований его устава к кворуму, который необходим для общего собрания участников этого общества.

Аналогичная ситуация – и с необходимым числом голосов для того, чтобы принять решение. Лучше всего прописывать порядок в договоре о присоединении. Если этого не сделать, у ИФНС появится больше поводов придраться к проведенной реорганизации, а участникам – оспорить ее итоги.

Как оформить решение о реорганизации ООО в форме присоединения

Решение общего собрания нужно оформить протоколом. Если собрание провели в очной форме, в протоколе укажите:

  1. Дату, время и место проведения собрания, в том числе время начала регистрации, открытия и закрытия собрания, а также дату составления протокола.
  2. Сведения о лицах, которые участвовали в собрании.
  3. Результаты голосования по каждому вопросу повестки дня.
  4. Сведения о лицах, которые подсчитывали голоса.
  5. Сведения о лицах, которые голосовали против решения собрания и потребовали внести запись об этом в протокол.

Если собрание участников ООО о реорганизации в форме присоединения проводили заочно, в протоколе нужно указать:

  1. Дату, до которой принимали бюллетени для голосования.
  2. Сведения о лицах, которые участвовали в голосовании.
  3. Результаты голосования по каждому вопросу повестки дня.
  4. Сведения о лицах, которые подсчитывали голоса.
  5. Сведения о лицах, которые подписали протокол.

В протокол ООО о реорганизации в форме присоединения нужно включить результаты голосования по каждому вопросу повестки дня. Необходимо указать количество голосов «за», «против», а также число голосов тех участников, которые воздержались от голосования.

После составления протокол подписывает председательствующий и секретарь. Закон не требует проставления на протоколе подписей всех участников. Но чтобы впоследствии не возникла спорная ситуация по принятым на собрании решениям, лучше потребовать подписи от всех участников собрания. Иначе трудно будет доказать, что конкретный участник присутствовал на совместном общем собрании.

В протоколе можно обойтись без подписей всех участников – достаточно составить лист регистрации. Это удобно сделать, когда в основном обществе и компаниях, которые присоединяются к нему, много участников. В листе регистрации нужно указать Ф.И.О. участников с паспортными данными, адреса. В итоге участники подпишут именно этот лист.

Перед участниками возникает вопрос – как подтвердить принятие решения совместного общего собрания. Дело в том, что в ООО принятие общим собранием решения и состав присутствовавших участников общества необходимо подтверждать путем нотариального удостоверения. Иной способ может быть предусмотрен уставом либо решением собрания, которое приняли единогласно (п. 3 ст. 67.1 ГК). Если участники не установили иного способа, несоблюдение нотариальной формы удостоверения решения очного собрания участников влечет признание его ничтожным.

Поскольку закон не регулирует вопрос подтверждения решения совместного общего собрания, нужно ориентироваться на положения договора о присоединении, в котором безопаснее опираться на нормы ГК об общих собраниях в ООО. Участникам присоединения лучше договориться, что необходимо будет пригласить нотариуса, который удостоверит принятие решения и состав участников.

Приказом ФНС России от 17.01.2018 № ММВ-7-11/19@ внесены изменения в форму 2-НДФЛ и порядок ее заполнения. Обновленную справку нужно использовать начиная с представления сведений о доходах физических лиц за 2017 г.

С 1 января 2018 г. обязанность представлять в налоговые органы справки по форме 2-НДФЛ предусмотрена и для правопреемников реорганизованных компаний в ситуации, когда последние не сдали эту отчетность. Такое правило введено в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ и теперь содержится в п. 5 ст. 230 НК РФ.

Новому порядку — новая форма

Справку по форме 2-НДФЛ, которая сдается за реорганизованную компанию, правопреемник заполняет с учетом следующих особенностей:

  • в поле «Признак» ставится «3», если справка содержит сведения о доходах, и «4», если она является сообщением, предусмотренным п. 5 ст. 226 НК РФ, о невозможности удержать налог;

  • в поля «Телефон», «ИНН», «КПП» заносятся телефонный номер правопреемника, его ИНН и КПП;

  • код по ОКТМО указывается по месту нахождения реорганизованной организации;

  • в поле «Налоговый агент» записывается наименование реорганизованной организации;

  • в поле кода формы реорганизации приводится соответствующий код (1 — преобразование, 2 — слияние, 3 — разделение, 5 — присоединение, 6 — разделение с одновременным присоединением);

  • в поле «ИНН/КПП реорганизованной организации» вносятся соответственно ИНН и КПП реорганизованной организации.

И за себя, и за того парня

В связи с появлением у правопреемника обязанности представить в налоговый орган сведения по форме 2-НДФЛ в том случае, когда реорганизованная компания сама не исполнила эту обязанность, у бухгалтеров возник вопрос. Сколько справок по форме 2-НДФЛ нужно составить в отношении работника, который в течение календарного года сначала работал в реорганизованной компании, а потом перешел к правопреемнику?

Ответ специалисты налоговой службы дали в письме от 17.01.2018 № ГД-4-11/582@. Налоговики разъяснили, что, сдавая справки по форме 2-НДФЛ, правопреемник выполняет две обязанности, возложенные на него Налоговым кодексом: одну — как налоговый агент, а вторую — как правопреемник реорганизованной компании, которая не исполнила обязанность по представлению справок. Поэтому он должен сформировать две справки 2-НДФЛ. В одной он показывает доходы физического лица, полученные от реорганизованной компании, а в другой — от правопреемника. Обе справки налоговый агент сдает в налоговый орган по месту своего учета.

К сведению

При прекращении организации путем реорганизации последним налоговым периодом для нее является период времени с 1 января календарного года до дня государственной регистрации прекращения организации в результате реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ). Таким образом, по общему правилу компания — налоговый агент должна представить сведения по форме 2-НДФЛ за последний налоговый период самостоятельно (письмо ФНС России от 27.11.2015 № БС-4-11/20731@). Если же она эту обязанность не исполнит, то отчитаться за нее должен будет правопреемник.

Законодательство России не содержит запрет на присоединение открытого акционерного общества (далее – ОАО) к закрытому акционерному обществу (далее – ЗАО). Под присоединением понимается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

Порядок присоединения регулируется нормами Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Реорганизация ОАО в форме присоединения к нему ЗАО сопровождается рядом обязательных процедур, которые вкратце будут рассмотрены ниже.

Прежде всего, реорганизация сопровождается проведением внеочередного собрания акционеров и принятием установленных законом решений.

Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества, участвующего в присоединении, выносит для решения общим собранием акционеров каждого такого общества вопрос о реорганизации в форме присоединения.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества, к которому осуществляется присоединение, выносит также для решения общим собранием акционеров такого общества иные вопросы, если это предусмотрено договором о присоединении.

Договор о присоединении заключают присоединяемое общество и общество, к которому осуществляется присоединение. Этот договор утверждается общим собранием акционеров каждого из обществ.

Закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ устанавливает ряд обязательных условий этого Договора, таких как:

  • наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, участвующего в присоединении;
  • порядок и условия присоединения;
  • порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение, и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ.

Помимо обязательных условий закон предусматривает возможность включения в договор о присоединении дополнительных условий по инициативе сторон. Так, договор о присоединении может содержать перечень изменений и дополнений, вносимых в устав общества, к которому осуществляется присоединение, другие положения о реорганизации, не противоречащие федеральным законам.

Готовится передаточный акт . Передаточный акт является документом, в соответствии с которым права и обязанности присоединяемого общества переходят к обществу, к которому осуществляется присоединение. Гражданский кодекс РФ и Закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ устанавливают требования к содержанию передаточного акта. Так, передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонам и т.д.

Судьба акций при реорганизации

Судьба акций решается в порядке, установленном Законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ и договором о присоединении.

В частности, как указано выше, договор о присоединении должен содержать порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение. Поэтому, акционеры присоединяемого общества – ЗАО, становятся акционерами ОАО путем обмена принадлежащих им акций ЗАО на акции ОАО на условиях, установленных договором о присоединении.

Принадлежащие ЗАО акции ОАО погашаются, если это предусмотрено договором о присоединении. В случае, если собственные акции, принадлежащие ОАО не подлежат погашению в соответствии с условиями договора о присоединении, такие акции не предоставляют право голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы обществом по цене не ниже их рыночной стоимости и не позднее одного года после их приобретения обществом, в ином случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала путем погашения таких акций.

Реорганизация сопровождается также:

  • проведением присоединяемым обществом инвентаризации активов и обязательств;

При реорганизации проведение инвентаризации является требованием законодательства, которое подлежит обязательному исполнению (п. 3 ст. 11 ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.; п. 21 главы IV Приказа Минфина РФ № 119н от 28.12.2001 г. «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально – производственных запасов»).

  • получением в необходимых случаях согласия антимонопольного органа на проведение реорганизации .
  • суммарная стоимость активов организаций, участвующих в присоединении (активов их групп лиц), по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает 7 млрд руб. ; или
  • суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает 10 млрд.руб. ;
  • одна из организаций, участвующих в реорганизации в форме присоединения, включена в реестр (реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов).
  • уведомлением установленных законом лиц.

Прежде всего, в течение 3 (трех) рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации необходимо письменно сообщить в налоговый орган по месту учета о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. На основании такого сообщения налоговый орган вносит изменения в ЕГРЮЛ.

Налоговый орган также в обязательном порядке назначает сверку расчетов по налоговым платежам для выявления задолженности перед бюджетом и может назначить проведение выездной налоговой проверки.

В течении трехдневного срока со дня принятия решения о реорганизации уведомляются и внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды в свою очередь также могут назначить проведение выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией.

Кроме того, уведомляются все кредиторы. Для этого реорганизуемое общество дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» уведомление о своей реорганизации. Уведомление составляется с учетом требований законодательства России. Уведомление кредиторов обеспечивает их права на досрочное погашение всех обязательств, также в порядке, установленном законодательством России.

Органы Пенсионного фонда РФ предоставляются сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в налоговый орган документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного общества.

Государственная регистрация реорганизации завершает процедуру присоединения.

В отношении присоединяемого общества применяется процедура государственной регистрации прекращения деятельности. В отношении общества, к которому происходит присоединение, применяется процедура государственной регистрации новой редакции учредительных документов.

Порядок реализации данных процедур регламентируется, прежде всего, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.

Журнал «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления» № 3 (118), март 2014

Бланк Наталия Робертовна, директор Департамента корпоративного права юридической фирмы «АВЕНТА»

Преобразование общества на практике означает прекращение юридического лица одной организационно-правовой формы с передачей всех его прав и обязанностей другому, вновь создаваемому юридическому лицу иной организационно-правовой формы. Другими словами, преобразование — это изменение организационно-правовой формы хозяйственного общества.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об акционерных обществах» закрытые акционерные общества (далее — ЗАО) могут преобразовываться в общества с ограниченной ответственностью или производственные кооперативы, а также в некоммерческую организацию. Как показывает практика, чаще всего преобразование ЗАО осуществляется именно в общества с ограниченной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО) характеризуется чертами, которые в определенной ситуации являются неоспоримыми преимуществами.

Например, в пользу ООО говорит простота учреждения бизнеса в связи с тем, что не надо регистрировать выпуск акций и отчет об итогах их размещения. У ООО отсутствуют обязанности по раскрытию информации, ведению реестра акционеров и т. д.

В отличие от акционерных обществ, ООО в гораздо большей степени является защищенным от вхождения в бизнес нежелательных партнеров, а также от возможной угрозы поглощения или же установления над ним контроля со стороны конкурентов.

Кроме того, эта форма ведения бизнеса позволяет принимать управленческие решения оперативнее, проще и с меньшим количеством бюрократических процедур, что особенно важно для повышения эффективности работы компании.

В рамках данной статьи рассмотрим процедуру преобразования закрытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, которая регламентируется пунктом 2 статьи 104 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 20 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Процедура реорганизации юридического лица включает в себя несколько этапов.

1. Подготовка к проведению реорганизации ЗАО в форме преобразования в ООО.

Решение по вопросу о реорганизации принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета), если иное не предусмотрено уставом.

В обществе с числом акционеров – владельцев голосующих акций менее 50 устав общества может предусматривать, что функции совета директоров (наблюдательного совета) общества осуществляет общее собрание. В этом случае в уставе должны быть определены лицо или орган общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении повестки дня.

Кроме того, обращаем ваше внимание на то, что в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решение по данному вопросу принимается акционером единолично.

В данной статье алгоритм действий будет изложен с учетом того, что акции общества принадлежат двум и более акционерам, и процедуру реорганизации инициирует совет директоров (наблюдательный совет).

Совет директоров принимает решение по следующим вопросам повестки дня:

  • Вынесение вопроса о реорганизации ЗАО в форме преобразования в ООО на внеочередное общее собрание акционеров.
  • Утверждение плана мероприятий по реорганизации общества.
  • Утверждение сметы расходов на проведение реорганизации общества.
  • Проведение инвентаризации активов и обязательств ЗАО.
  • Подготовка проекта передаточного акта.
  • Подготовка проекта устава создаваемого ООО.
  • Проведение рыночной оценки стоимости одной акции ЗАО для целей выкупа акций.

Дело в том, что акционеры – владельцы голосующих акций, которые голосовали против принятия решения о реорганизации или не принимали участия в голосовании по данному вопросу, обладают правом предъявить требование о выкупе принадлежащих им акций в случае принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации АО в форме преобразования.

2. Инвентаризация активов и обязательств преобразуемого ЗАО.

Обязательное проведение инвентаризации при реорганизации юридического лица предусмотрено пунктом 27 Положения по ведению бухучета, а также пунктом 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Цель инвентаризации заключается в том, чтобы все активы и обязательства ЗАО попали в передаточный акт и перешли к ООО, которое является полным правопреемником ЗАО.

3. Подготовка документов для реорганизации.

3.1. Разработка проекта передаточного акта.

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества в отношении его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства, и порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества данного общества, а также возникновением, изменением и прекращением его прав и обязанностей, которые могут произойти после даты составления передаточного акта.

Суммы задолженностей нужно обязательно расшифровать по каждому контрагенту. Поэтому компании, как указывалось выше, придется предварительно провести обязательную инвентаризацию имущества и обязательств, для чего в обществе создается инвентаризационная комиссия. Такое требование содержится в пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н).

Форма акта законодательством не установлена, поэтому его можно составить в произвольном виде, но с учетом требований законодательства.

Передаточный акт, согласно пункту 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н, может включать:

  • бухгалтерскую отчетность в составе, установленном Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
  • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации;
  • первичные учетные документы по материальным ценностям, подлежащим приемке-передаче вследствие реорганизации;
  • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженности.

3.2. Разработка проекта устава создаваемого ООО.

В уставе, как правило, содержатся сведения о том, что создаваемое общество является правопреемником общества, реорганизованного в форме преобразования.

4. Подготовка к проведению общего собрания акционеров, на котором будет принято решение о реорганизации общества путем его преобразования.

Как уже отмечалось ранее, решение по вопросу о реорганизации принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета).

Совет директоров общества принимает решение по следующим вопросам повестки дня:

4.1. Проведение внеочередного общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации ЗАО в форме преобразования в ООО.

При принятии решения по данному вопросу совет директоров должен определиться со следующими моментами:

  • дата, время, место проведения общего собрания, а в случае голосования бюллетенями — почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени, либо, в случае проведения собрания в форме заочного голосования, — дата окончания приема бюллетеней и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;
  • время начала регистрации лиц, участвующих в общем собрании;
  • форма собрания;
  • дата составления списка лиц, имеющих право на участие в собрании;
  • повестка дня;
  • порядок сообщения акционерам о проведении общего собрания акционеров;
  • информация (материалы), предоставляемая акционерам АО при подготовке к общему собранию по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования, и порядок ее предоставления:
  • сведения о кандидатах на должности членов ревизионной комиссии (ревизора), членов коллегиального исполнительного органа создаваемого ООО, а также лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа ООО, и иная информация. Кандидатуры выдвигаются акционерами реорганизуемого общества в порядке, установленном действующим законодательством;
  • проекты решений общего собрания акционеров;
  • отчет независимого оценщика о рыночной стоимости акций общества, требования о выкупе которых могут быть предъявлены обществу;
  • расчет стоимости чистых активов общества по данным бухгалтерской отчетности общества за последний завершенный отчетный период;
  • протокол (выписка из протокола) заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором принято решение об определении цены выкупа акций общества, с указанием цены выкупа акций;
  • проект решения о преобразовании;
  • обоснование условий и порядка реорганизации общества, содержащихся в решении о преобразовании;
  • проект передаточного акта и устава;
  • годовые отчеты и годовая бухгалтерская отчетность за три завершенных финансовых года, предшествующих дате проведения общего собрания, либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования организации, если организация осуществляет свою деятельность менее трех лет;
  • иная информация, предусмотренная законодательством и уставом общества;
  • форма и текст бюллетеня, если голосование осуществляется бюллетенями.

4.2. Определение цены выкупа акций у акционеров ЗАО, которые предъявят обществу свои акции к выкупу, с учетом заключения независимого оценщика.

4.3. Утверждение обоснования условий и порядка реорганизации ЗАО в форме преобразования.

4.4. Предварительное утверждение проекта передаточного акта.

4.5. Предварительное утверждение проекта устава создаваемого ООО.

Необходимо иметь в виду, что к процедуре подготовки общего собрания акционеров, содержащего вопрос о реорганизации общества, предъявляются дополнительные требования. В частности, сообщение о проведении общего собрания акционеров ЗАО по вопросу о реорганизации ЗАО в форме преобразования направляется акционерам не позднее чем за 30 дней до даты проведения собрания (пункт 1 статьи 52 Федерального закона «Об акционерных обществах»). А согласно пункту 2 статьи 76 того же закона, сообщение должно содержать информацию о наличии у акционеров права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, а также о цене и порядке осуществления выкупа.

5. Проведение общего собрания акционеров, на котором будет принято решение о реорганизации общества путем его преобразования.

При проведении общего собрания акционеров следует соблюдать требования не только Федерального закона «Об акционерных обществах», но и Приказа ФСФР России от 02.02.2012 г. № 12-6/пз-н «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».

Решение по вопросу реорганизации общества принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

Обращаем внимание на то, что акционеры – владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации.

При этом необходимо иметь в виду, что собрание правомочно (имеется кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества.

При отсутствии кворума для проведения внеочередного общего собрания акционеров может быть проведено повторное общее собрание акционеров с той же повесткой дня. Повторное общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности не менее чем 30 процентами голосов размещенных голосующих акций общества.

Протокол общего собрания акционеров должен содержать следующие вопросы и решения по ним:

5.1. Информацию о создаваемом ООО:

  • наименование;
  • сведения о месте нахождения.

5.2. Порядок и условия преобразования ЗАО:

  • перечень действий, которые необходимо осуществить;
  • сроки их осуществления;
  • информацию о том, кто должен проводить такие действия.

5.3. Порядок обмена акций ЗАО на доли участников в уставном капитале ООО.

Проще всего этот вопрос решается, если уставный капитал ООО будет равен уставному капиталу преобразуемого акционерного общества. В таком случае номинальная стоимость долей каждого участника ООО будет равна номинальной стоимости принадлежащих ему акций. Если же уставный капитал ООО больше или меньше уставного капитала преобразуемого акционерного общества (но не менее минимального размера уставного капитала, установленного законодательством для обществ с ограниченной ответственностью), то следует исходить не из номинальной стоимости акций, а из доли, удельного веса номинальной стоимости акций, принадлежащих каждому акционеру, в уставном капитале общества. Иначе говоря, доля каждого акционера в суммарной номинальной стоимости акций акционерного общества будет равна размеру его доли в уставном капитале ООО.

На практике часто возникают ситуации, когда на момент принятия решения о реорганизации акционерное общество обладало необходимым уставным капиталом, но после процедуры выкупа акций уставного капитала реорганизуемого ЗАО недостаточно для формирования уставного капитала нового ООО.

Самым простым и беспроигрышным вариантом для описываемого случая было бы увеличить уставный капитал АО за счет имущества общества до реорганизации. В случае, когда трудно прогнозировать ситуацию по выкупу, когда заранее неизвестно, кто из акционеров не придет на собрание, кто проголосует «против», следует исходить из предположения, что все акционеры, имеющие право требовать выкупа акций, воспользуются своим правом. Соответственно, в данной ситуации увеличивать уставной капитал необходимо до такого размера, чтобы даже при выкупе максимально возможного количества акций по требованию акционеров размера уставного капитала ЗАО было бы достаточно для формирования уставного капитала создаваемого ООО.

Если же времени на последовательное проведение указанных корпоративных действий (проведение процедуры увеличения уставного капитала путем увеличения номинала акций, а затем реорганизацию) нет, можно это сделать одновременно с принятием решения о реорганизации, но при этом в решении о реорганизации описать лишь общий принцип формирования уставного капитала ООО, а конкретный размер уставного капитала ООО определить после окончания процедуры выкупа. Возможна следующая формулировка относительно формирования уставного капитала: «Реорганизовать закрытое акционерное общество «__» (ЗАО) путем преобразования в общество с ограниченной ответственностью «__» (ООО). Уставный капитал ООО сформировать в размере, равном номинальной стоимости акций ЗАО без учета номинальной стоимости акций, выкупленных обществом после принятия решения о реорганизации». Получается, что устав ООО, который должны содержать эту информацию, может быть составлен только после выкупа.

Если размер уставного капитала преобразуемой компании меняется, то соответствующие корректировки нужно отразить во вступительной бухгалтерской отчетности.

  • Во вступительном бухгалтерском балансе возникшей организации по строке 1310 «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)» указывается величина уставного капитала, зафиксированная в решении о реорганизации. Все отклонения от этого значения регулируются другими статьями капитала.
  • При увеличении уставного капитала правопреемника (например, если уставный капитал ЗАО на момент принятия решения о реорганизации меньше минимального размера уставного капитала, предусмотренного законом для обществ с ограниченной ответственностью) необходимо показать источники прироста. Его определяют акционеры реорганизуемого общества. Например, уставный капитал может вырасти за счет уменьшения добавочного капитала, где отражено увеличение рыночной стоимости передаваемых основных средств. В этом случае уменьшится значение строки 1340 «Переоценка внеоборотных активов». На сумму прироста может быть уменьшен показатель нераспределенной прибыли прошлых лет, в этом случае следует уменьшить значение строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
  • Уменьшение уставного капитала правопреемника регулируется исключительно показателем строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

5.4. Избрание членов ревизионной комиссии или ревизора ООО, если уставом создаваемого общества предусмотрено наличие ревизионной комиссии или ревизора.

5.5. Избрание членов коллегиального исполнительного органа ООО, если уставом создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа.

5.6. Указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица.

5.7. Утверждение передаточного акта.

5.8. Утверждение устава ООО.

6. Предъявление акционерами требований о выкупе принадлежащих им акций в случае принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации ЗАО в форме преобразования.

Требование акционера о выкупе принадлежащих ему акций направляется в письменной форме в общество с указанием места жительства (места нахождения) акционера и количества акций, выкупа которых он требует. Подпись акционера – физического лица на требовании акционера о выкупе принадлежащих ему акций должна быть удостоверена нотариально или держателем реестра акционеров общества.

Требования акционеров о выкупе обществом принадлежащих им акций должны быть предъявлены обществу не позднее 45 дней с даты принятия соответствующего решения общим собранием акционеров.

Совет директоров составляет реестр поступивших заявок, рассчитывает их суммарное количество и определяет, все ли они будут удовлетворены в полном объеме. Дело в том, что законодательство содержит ограничение в пользу эмитента: общая сумма средств, направляемых обществом на выкуп акций, не может превышать 10 % от стоимости чистых активов общества. Это ограничение направлено на недопущение банкротства общества и защиту прав тех акционеров, которые согласились с решением, предложенным на общем собрании.

В случае если общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, превышает количество акций, которое может быть выкуплено обществом с учетом установленного выше ограничения, акции выкупаются у акционеров пропорционально заявленным требованиям.

7. Уведомление регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации.

Уведомление о начале процедуры реорганизации N Р12003, утвержденное Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@, размещенное на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу www.nalog.ru., направляется в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации. Приложением к данному уведомлению будет протокол общего собрания акционеров ЗАО о реорганизации.

Непредставление или несвоевременное представление уведомления в регистрирующий орган может повлечь административную ответственность для должностного лица в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

После государственной регистрации изменений в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) будет получено свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, удостоверяющее начало процедуры реорганизации обществом, а также выписка из ЕГРЮЛ.

8. Уведомление органа, осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов, о реорганизации ЗАО.

Реорганизуемое общество обязано в срок не более трех дней со дня принятия решения о реорганизации уведомить органы контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения общества (пенсионный фонд, фонд социального страхования) о начале процедуры реорганизации. Уведомление составляется в свободной форме.

9. Публикация сведений о реорганизации в Вестнике государственной регистрации.

Общество обязано осуществить необходимые действия для публикации сведений о предстоящей реорганизации. Публикация должна быть осуществлена 2 раза с интервалом в 1 месяц. Следует обратить внимание на то, что первое уведомление может быть опубликовано в Вестнике государственной регистрации только после внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо проводит процедуру реорганизации. Соответственно, до осуществления такой публикации целесообразно получить в регистрирующем органе подтверждение внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

10. Составление списка кредиторов. Направление уведомления кредиторам.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает обязанность реорганизуемого общества по письменному уведомлению кредиторов о начале процедуры реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В пункте 6 статьи 15 Федерального закона «Об акционерных обществах» говорится только об обязанности общества дважды опубликовать сведения о реорганизации в Вестнике государственной регистрации. Ссылаясь на данный факт, многие специалисты считают, что дублировать уведомление кредиторов путем письменных извещений не нужно, что, кстати, подтверждается сложившейся судебной практикой.

Однако в предыдущей редакции закона содержалось указание также и на обязанность письменного уведомления кредиторов. И именно данное обстоятельство заставляет усомниться в правомерности вышеизложенной позиции об отсутствии необходимости письменных уведомлений кредиторов.

Исходя из вышеуказанного, советуем все-таки направить кредиторам письменные уведомления.

Список кредиторов составляется на дату, определенную общим собранием акционеров общества. Уведомление в свободной форме (с указанием данных об организации, а также о порядке и условиях реорганизации общества, адресе и сроках для направления требований) направляется каждому из кредиторов заказным письмом с уведомлением. В течение 30 дней с момента получения уведомлений кредиторы имеют право представить обществу свои требования.

11. Проведение сверки по платежам с налоговым органом для выявления задолженностей ЗАО.

Налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению реорганизуемого ЗАО совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта. Форма и форматы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Примите к сведению, что некоторые налоговые инспекции не принимают данное заявление без приложения к нему реестра всех платежей и начислений за интересующий вас период и по указанным налогам (сборам).

Порядок и сроки проведения сверки расчетов с ИФНС определяются Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 г. № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

В каждой инспекции свои нюансы работы с компаниями. При этом в Регламенте говорится, что «срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика не должен превышать 15 рабочих дней».

12. Получение данных из Пенсионного фонда по месту нахождения ЗАО.

Общество обязано обратиться в отделение Пенсионного фонда по месту нахождения организации для проведения необходимых действий с целью получения документа (справки), свидетельствующего о соблюдении обществом норм законодательства о пенсионном страховании.

13. Выкуп акций в случае предъявления акционерами требований о выкупе.

По истечении 45 дней с момента принятия решения о реорганизации у ЗАО возникает обязанность выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества не позднее чем через 50 дней со дня принятия соответствующего решения утверждает отчет об итогах предъявления акционерами требований о выкупе принадлежащих им акций.

После утверждения отчета об итогах выкупа акций, но не позднее 30 дней после истечения 45-дневного срока, установленного для предъявления требований о выкупе, общество осуществляет расчеты с акционерами в соответствии с теми способами, которые указаны в требовании о выкупе.

14. Регистрация ООО, создаваемого в результате реорганизации ЗАО.

Только по истечении 1 месяца с момента последней публикации в Вестнике государственной регистрации сведений о реорганизации, а также истечения срока направления требований от кредиторов общества, ЗАО вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, N P12001, утвержденным Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@ и размещенным на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу: www.nalog.ru.

Заявителем выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, прекращающего деятельность в результате реорганизации.

Подлинность подписи лица на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Документы в регистрирующий орган подает заявитель лично или представитель, действующий по доверенности.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной одновременно с момента государственной регистрации прекращения его существования и регистрации вновь возникшего юридического лица.

15. После регистрации ООО необходимо:

  • сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг реорганизованного ЗАО, о факте ликвидации ЗАО в день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ для отражения в реестре акционеров записей о переходе права собственности на акции;
  • заказать новую печать;
  • поставить ООО на учет во внебюджетные фонды;
  • получить информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата;
  • открыть для ООО расчетный счет в банке, уведомить внебюджетные фонды и налоговый орган об открытии счета;
  • оформить переход права собственности на недвижимое имущество, а также переуступку права на товарные знаки и т. п.;
  • перевести сотрудников на работу в новое общество;
  • переоформить свои лицензии (в случае наличия);
  • уведомить Службу Банка России по финансовым рынкам (бывшая ФСФР РФ) об аннулировании ценных бумаг ЗАО;
  • оформить список участников ООО.

Налоговые аспекты реорганизации

Правила правопреемства в отношении уплаты налогов при различных формах реорганизации установлены ст. 50 НК РФ.

Правопреемники реорганизованного юридического лица исполняют обязанности последнего по уплате налогов, сборов, пени, а также штрафов (пп. 1, 2 ст. 50 НК РФ). Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) (п. 3 ст. 50 НК РФ). Однако до окончания реорганизации юридическое лицо, которое вскоре прекратит свое существование, имеет возможность уплатить налоги досрочно (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ).

В случае преобразования вновь созданная организация является единственным правопреемником реорганизованной компании. В связи с этим налоговые инспекторы обычно переносят остатки из карточки расчетов с бюджетом «бывшего» юридического лица на лицевой счет новой организации.

Если реорганизованное юридическое лицо до момента его реорганизации излишне уплатило в бюджет налоги (пени, штрафы) или эти средства были излишне взысканы налоговыми органами, эта сумма подлежит зачету у правопреемника в счет исполнения им погашения недоимок по иным налогам и сборам, задолженностей по пеням и штрафам. Зачет должен быть произведен налоговым органом не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации (п. 10 ст. 50 НК РФ).

При отсутствии недоимок по налогам, пеням и штрафам на основании акта сверки или справки об отсутствии задолженности правопреемник подает заявление о возврате излишне уплаченных сумм. Налоговые органы должны вернуть излишне уплаченные средства не позднее одного месяца со дня подачи заявления.

Процедура преобразования ЗАО в ООО на настоящий момент пользуется большой популярностью, и по прогнозам в ближайшее время станет еще более востребованной в связи с активным обсуждением законопроектов о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части организационно-правовой формы юридических лиц.

Однако данная процедура является достаточно сложной, требующей четкого соблюдения требований действующего законодательства на каждом этапе, а также привлечения квалифицированных специалистов как в области юриспруденции, так и в области бухгалтерского учета.