Профессиональное образование

Глава 13. Профессиональное обучение

Статья 116. Организация профессионального обучения

1. Профессиональное обучение имеет целью ускоренное приобретение гражданами умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональное обучение не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

2. Государство гарантирует бесплатность и общедоступность профессионального обучения в пределах основной общеобразовательной программы среднего общего образования, основных образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Профессиональное обучение осуществляется посредством реализации программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программ переподготовки рабочих и служащих, программ повышения квалификации рабочих и служащих (далее – программы профессионального обучения).

Программа профессионального обучения включает в себя теоретические занятия и производственное обучение.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, утверждаются требования к структуре программ профессионального обучения, а в случаях, установленных федеральными законами, также примерные программы профессионального обучения.

4. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также профессиональных стандартов устанавливается перечень профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, включая сроки обучения и присваиваемый по результатам профессионального обучения разряд (класс, категория).

5. Образовательная деятельность по реализации программ профессионального обучения не подлежит лицензированию, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться перечень профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, подлежащих лицензированию.

В случае, если образовательная деятельность по реализации программ профессионального обучения не подлежит лицензированию, она может осуществляться организациями, осуществляющими реализацию соответствующих программ, после уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере образования, о начале такого вида деятельности до начала фактического предоставления услуг по реализации программ профессионального обучения.

6. Профессиональное обучение осуществляют мастера производственного обучения и преподаватели теоретического обучения.

Мастера производственного обучения должны иметь стаж работы по профессии не менее 3 лет, среднее общее или среднее профессиональное образование, а также квалификацию по соответствующей профессии рабочего или должности служащего выше уровня квалификации, который обеспечивает соответствующая программа профессионального обучения.

Преподаватели теоретического обучения должны иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой учебной дисциплины (модуля), и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

Мастера производственного обучения и преподаватели теоретического обучения должны знать основы педагогики и психологии профессионального обучения взрослого населения и повышать свою профессиональную и педагогическую квалификацию не реже одного раза в 5 лет.

Статья 117. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих

1. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих — это профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего, осуществляемое в учебных центрах профессиональных квалификаций, в общеобразовательных организациях одновременно с освоением основных образовательных программ среднего общего образования, профессиональных образовательных организациях, а также обособленных подразделениях иных организаций.

Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих может также осуществляться образовательными организациями высшего образования, а также посредством индивидуальной педагогической деятельности и на производстве.

2. На профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих принимаются на общедоступной основе граждане, имеющие основное общее или среднее общее образование.

Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих граждан, имеющих основное общее образование, может осуществляться только в общеобразовательных организациях или в профессиональных образовательных организациях одновременно с освоением соответствующих основных образовательных программ.

3. Продолжительность профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих определяется программой профессиональной подготовки по профессиям рабочих, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей профессиональное обучение.

4. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих осуществляется по очной и очно-заочной (вечерней) формам получения образования и завершается сдачей квалификационного экзамена.

Статья 118. Профессиональное обучение по программам переподготовки рабочих и служащих, программам повышения квалификации рабочих и служащих

1. Профессиональное обучение по программам переподготовки рабочих и служащих — это профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию (профессии) рабочего или должности (должности) служащего, с целью получения новой.

Переподготовка организуется для обучения рабочих и служащих, изъявивших желание получить дополнительную профессию (должность служащего) или сменить имеющуюся у них профессию (должность служащего) с учетом потребностей производства.

2. Профессиональное обучение по программам повышения квалификации рабочих и служащих — это профессиональное обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии или должности служащего без повышения образовательного уровня.

3. Переподготовка и повышение квалификации рабочих и служащих с отрывом от производства осуществляются в учебных центрах профессиональных квалификаций, профессиональных образовательных организациях, обособленных подразделениях иных организаций, а также посредством индивидуальной педагогической деятельности и на производстве.

4. Переподготовка и повышение квалификации рабочих и служащих осуществляются с отрывом или без отрыва от производства и завершаются сдачей квалификационных экзаменов.

Статья 119. Учебный центр профессиональных квалификаций

1. Учебные центры профессиональных квалификаций создаются в целях обеспечения различных отраслей экономики в рабочих кадрах с учетом потребностей регионального (местного) рынка труда посредством реализации программ профессионального обучения.

2. Учебные центры профессиональных квалификаций могут создаваться как самостоятельные юридические лица в любых организационно-правовых формах, так и в качестве структурного подразделения профессиональной образовательной организации или иной организации.

3. Профессиональное обучение в учебных центрах профессиональных квалификаций осуществляется в соответствии с государственным (муниципальным) заданием за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.

Статья 120. Квалификационный экзамен

1. Квалификационный экзамен по завершении профессионального обучения проводится с целью определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и требованиям квалификационной характеристики (профессионального стандарта) и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям (должностям служащих). К квалификационным экзаменам допускаются лица, успешно прошедшие полный курс теоретического и производственного обучения по соответствующей программе.

2. Квалификационные экзамены проводятся по истечении установленного срока профессионального обучения.

Если лица, прошедшие профессиональное обучение, овладели несколькими профессиями или должностями служащих, то квалификационные разряды, классы, категории повышаются им только по тем профессиям, по которым они проходили профессиональное обучение.

3. Квалификационный экзамен, независимо от вида профессионального обучения, включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах требований квалификационных характеристик.

4. Лицам, прошедшим профессиональное обучение и успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о получении профессии (должности служащего) и присвоенном разряде (классе, категории), форма которого определяется самой организацией или лицом, осуществляющим профессиональное обучение.

В случаях, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, форма такого свидетельства и технические требования к нему могут определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Статья 121. Особенности профессионального обучения лиц, осужденных к лишению свободы

1. Для осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное профессиональное обучение.

Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй степени ограничения способности к трудовой деятельности, осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет могут по их желанию получить соответствующее профессиональное обучение.

2. Осужденным, окончившим курс обучения и успешно сдавшим квалификационные экзамены, выдается свидетельство о соответствующей квалификации.

3. Порядок организации профессионального обучения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Сейчас

Начальное профессиональное образование (НПО) и среднее профессиональное образование (СПО) являются самостоятельными уровнями образования.

Образовательные программы СПО могут быть базовой подготовки и повышенной подготовки.

Начальное профессиональное образование — самостоятельный уровень образования, обеспечивающий подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.

Одновременно осуществляется профессиональная подготовка в целях ускоренного приобретения обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией

Предлагается

Законопроектом предполагается модернизировать систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.

В условиях развития производства и внедрения новых наукоемких технологий предлагается осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования.

В этих целях и вводится образовательная программа среднего профессионального образования — подготовка квалифицированных рабочих. Это, в свою очередь, позволит расширить «образовательные» возможности граждан, прошедших обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих.

С учетом этого СПО будет включать в себя два вида образовательных программ

Профессиональное образование (определения):

  1. Образование, ориентированное на профессиональную деятельность // Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
  2. Овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности // Юридическая энциклопедия
  3. Образование, подготавливающее к какой либо профессии; в частности ремесленное, художественное, техническое и сельскохозяйственное образование // Словарь иностранных слов русского языка
  4. Процесс и (или) результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями и навыками по конкретным профессиям и специальностям.
  5. Процесс или/и результат овладения определенными видами профессиональной деятельности… // Официальная терминология
  6. Процесс и результат профессионального развития личности посредством научного организационного профессионального обучения и воспитания на основе профессиональных образовательных программ.
  7. Социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности // Педагогический терминологический словарь

Как и общее образование, профессиональное образование ориентируется на развитие личности. Профессиональное образование отличается от общего образования характером и направленностью осваиваемых знаний, умений и навыков, формированием и совершенствованием тех личностных установок и качеств, которые согласуются с профессией (специальностью).

В целом различают профессионально-техническое образование, среднее профессиональное образование и высшее образование.

Профессионально-техническое образование (ПТО) является начальной ступенью профессионального образования. Основная цель ПТО — подготовка квалифицированных рабочих. Осуществляется на базе основной школы без получения среднего образования (срок обучения 1-2 года); на базе средней школы (1-2 года); на базе основной школы с получением среднего образования (3-4 года).

Среднее профессиональное образование (среднее специальное образование) — уровень образования, приобретаемый, как правило, на базе полного или неполного общего среднего образования в соответствующих профессиональных учебных заведениях. Обеспечивает знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного выполнения работ определенной сложности, руководства первичными производственными звеньями, помощи специалистам высшей квалификации.

Высшее профессиональное образование — система, которая готовит дипломированных специалистов высшей квалификации для различных отраслей экономики.

Обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) определяется государственными образовательными стандартами.

Основной путь получения профессионального образования (так, в России) – обучение в профессионально-технических, средних специальных учебных заведениях (на базе полного или неполного среднего образования) и в вузах (на базе полного среднего образования). Практикуется подготовка рабочих на производстве, а также курсовое обучение. Рабочие и специалисты обновляют профессиональные знания и навыки в учреждениях по переподготовке и повышению квалификации.

Содержание образования выступает одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее реализации.

Профессиональное образование предусматривает формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности, к осуществлению и выполнению полного спектра профессиональных функций.

Профессиональная подготовка в широком смысле – это организация обучения профессиональных кадров, формы получения профессионального образования; в узком смысле – ускоренная форма приобретения профессиональных навыков.

Профессиональное образование является неотъемлемой составной частью системы непрерывного образования и может рассматриваться в рамках различных подходов (педагогических, экономических, социологических и др.) как особый вид образования, как процесс, система, деятельность, ценность, социальный институт.

Значение профессионального образования для общества и личности позволяют рассматривать его как взаимосвязь и взаимодействие двух основных компонентов:

  1. Необходимого для производственной деятельности образования,
  2. Социально необходимого образования.

В действительности они переплетены и едины (хотя находятся в противоречивых отношениях), и важно их различать в функциональном плане.

Главной задачей профессиональных учебных заведений является профессиональное формирование и развитие личности в соответствии с интересами, способностями и социально-экономическими потребностями общества.

Задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовки специалистов необходимой квалификации решаются посредством освоения соответствующих профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Реализация этих программ осуществляется в профессиональных образовательных учреждениях.

Формами получения профессионального образования являются обучение в профессиональных образовательных учреждениях с отрывом или без отрыва от производства, самообразование, экстернат.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе общего основного и среднего образования. Оно может быть получено в профессиональных училищах и иных училищах данного уровня.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени вузов.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего общего, среднего профессионального образования. Его можно получать в учреждениях высшего профессионального образования (университетах, академиях, институтах).

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Оно может быть получено в аспирантуре, докторантуре, адъюнктуре, создаваемых при вузах и научных учреждениях.

Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В рамках каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации работников в связи с постоянным повышением образовательных стандартов.

К учреждениям дополнительного образования относятся образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

  • в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
  • в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждения повышения квалификации, курсы, центры профориентации и т.д.), имеющих соответствующую лицензию;
  • посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Профессиональное образование / Словари и энциклопедии на Академике
Профессиональное образование // Словари и энциклопедии на Академике
Понятия «профессиональное образование» и «профессиональная подготовка»
Профессиональное образование

Рысбеков Ю.Х., НИЦ МКВК

Общее образование — первый уровень образования — не профессиональное и не специальное образование. В настоящее время, к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее и дополнительное образование детей.

Основное общее образование (5-9 классы) — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование является необходимым этапом для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

Среднее общее образование (10-11 классы) — третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих способностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее общее образование является общедоступным, но не обязательным. Среднее общее образование является необходимым этапом для получения высшего образования.

Получить новую профессию рабочего или должность служащего, или повысить свою квалификацию по уже имеющейся можно освоив программу профессионального обучения.

Профессиональное обучение направлено на приобретение профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

С утверждённым Министерством перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым может осуществляться профессиональное обучение можно ознакомится здесь (Перечень профессий рабочих, должностей, по которым осуществляется профессиональное обучение.pdf).

Продолжительность профессионального обучения определяется конкретными образовательными программами, к которым относятся:

  • программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
  • программы переподготовки рабочих, служащих;
  • программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих представляет собой обучение тех, кто не имеет никакой профессии рабочего или должности служащего. Никакие требования к уровню образования и квалификации тех, кто желает обучаться по этим программам не предъявляются, за исключением случаев, когда того требует профессиональный стандарт, с которым можно ознакомится здесь http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/

Обучение по программам профессиональной переподготовки по профессиям рабочих и должностям служащих представляет собой обучение тех, кто уже имеет профессию рабочего или должность служащего, но хочет получить новую.

Обучение по программам повышения квалификации рабочих и служащих представляет собой обучение тех, кто хочет повысить свою квалификацию в рамках уже имеющейся у него профессии рабочего или должности служащего.

Заполните предварительную заявку на обучение

На вашу электронную почту мы вышлем подробную инструкцию по дальнейшим действиям