Программа производственный экологический контроль

Программа производственного экологического контроля — это совокупность мероприятий по предотвращению неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Большинство производственных и обслуживающих предприятий в процессе деятельности сталкиваются с экологическим надзором со стороны государства. Поэтому они должны соблюдать требования не только к охране окружающей среды, но и к администрированию своих обязанностей. У них обязательно должна быть разработана программа производственного экологического контроля.

Виды экоконтроля

Производственный экологический контроль нужен для обеспечения выполнения всех установленных законом мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности в целях сохранения ресурсов, достижения их рационального использования и гарантии восстановления. Программа разрабатывается в целях контроля за экологической обстановкой, правильностью исполнения всех предписаний законодательства, регулирования неблагоприятного воздействия, обеспечения восстановления задействованных ресурсов. Контроль непосредственно возлагается на производственную или экологическую службу, созданную специально для этих целей, а также может быть возложен и на конкретного работника.

Существуют следующие виды экологического контроля:

  • производственный;
  • государственный;
  • муниципальный.

На каждом уровне для осуществления контроля предусмотрено проведение проверок. На предприятии его осуществляют производственные и экологические службы, последний вариант признается экспертами наиболее предпочтительным.

Кто должен разработать программу

Программа в качестве внутреннего документа представляет собой локальный нормативный акт, принимаемый во исполнение требований закона. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, обязаны разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (ПЭК). Поэтому им необходима четкая программа действий. Рассмотрим подробнее образец программы производственного экологического контроля (2020).

Для чего нужна программа

Программа экоконтроля необходима для выполнения хозяйствующим субъектом требований законодательства. В ней должно быть прописано, какие мероприятия в целях охраны окружающей среды проводит организация, а также как именно она документирует информацию и хранит полученные сведения и данные. Требования к содержанию этого документа, сроки предоставления отчетности по ней и надзора за исполнением устанавливает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти — Росприроднадзор.

Грамотно составленная ПЭК позволит предприятию не только наилучшим образом организовать экоконтроль, но и избежать штрафов и других санкций со стороны надзорных органов. Поскольку сам контроль осуществляется непосредственно организацией, то и разработка ПЭК является ее задачей с учетом установленных требований.

Что включает в себя ПЭК

Для начала необходимо понять, для каких именно объектов должна быть разработана ПЭК, и определить перечень объектов, для которых обязателен такой контроль. Это, в частности:

  • системы, предназначенные для очистки отходящих газов;
  • системы для очистки сточных вод;
  • склады для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
  • источники образования производственных отходов (цеха, мастерские);
  • источники выброса вредных веществ в атмосферу (передвижные и стационарные);
  • источники загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты или систему канализации;
  • загрязненные земельные участки и водные объекты;
  • зоны особой санитарной защиты.

Если в организации применяются технологии и особенности производственного процесса, которые оказывают любое негативное воздействие на окружающую среду, ПЭК ей просто необходим. Разработанный на предприятии документ должен соответствовать действующему законодательству, однако учитывать специфику деятельности, а значит, быть реальным для выполнения. Сведения о мероприятиях контроля и проведенных проверках фиксируются в специальном журнале.

Как разрабатывается

При разработке программы экологического контроля на предприятии необходимо учесть следующие объекты:

  • источники выброса загрязняющих веществ, как стационарные, так и передвижные;
  • системы очистки использованных водных ресурсов и отходящих газов;
  • подразделения, цеха, иные участки образования отходов производства и потребления;
  • склады, хранилища и иные объекты хранения товаров, готовой продукции, материалов и оборудования.

Можно разработать его своими силами, а можно обратиться к компании, которая занимается этим профессионально. Главное, чтобы такой пример производственного экоконтроля на предприятии включал в себя:

  • перечень уполномоченных лиц, которые несут ответственность за проведение производственного экологического контроля;
  • графики обучения работников, непосредственно связанных с отходами, источниками загрязнения и т. д.;
  • состав производственных отходов (качественный и количественный) и источники их образования;
  • состав и источники загрязняющих выбросов в атмосферу и водные объекты;
  • мероприятия по изучению источников загрязнения на предприятии;
  • мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки в фирме;
  • сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и объектов их размещения, выбросов загрязнений в атмосферный воздух и источников;
  • данные об улучшении экологической ситуации и снижении вредного воздействия технологического процесса (планируемые и осуществленные).

Форма или образец программы производственного экологического контроля на законодательном уровне не утверждены. Однако в Приказе Минприроды России № 74 от 28.02.2018 перечислены требования к содержанию документа, которые согласуются с перечнем, приведенным выше. Программа производственного экологического контроля должна содержать и формальные реквизиты: наименование организации, место ее расположения, место утверждения документа, дата и иные сведения об утверждении и т. д.

Программа должна быть разработана отдельно для каждого из загрязняющих объектов. Кроме того, в документе обязательно должна быть определена структура экоконтроля. Выглядеть это может, например, так:

В ней должны быть перечислены все ответственные лица, определены их обязанности и меры ответственности.

Новый отчет в Росприроднадзор — до 25 марта

В Приказе Минприроды от 28.02.2018 ведена необходимость предоставления ежегодного отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на предприятии. Он предоставляется в двух экземплярах в органы, осуществляющие контроль в области природопользования, и содержит конкретную информацию в виде таблиц с соответствующими данными об объемах загрязнений, методах их измерений, о взаимодействиях с территориальными органами Росприроднадзора по поводу мониторинга состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов и т. д.

Срок предоставления отчетности — 25 марта года, следующего непосредственно за отчетным.

Сдают такой отчет абсолютно все юридические лица и индивидуальные предприниматели, для которых установлена обязанность по разработке ПЭК. Есть требования и к формату предоставления: экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе. При отправлении по почте нужно сделать опись вложения.

Порядок внедрения программы на производстве

После разработки ПЭК необходимо внедрить приказом по организации, а затем обязательно утвердить в территориальных органах производственного и экологического надзора. Обновляется этот документ ежегодно, поскольку содержит план мероприятий, который должен постоянно обновляться. Титульный лист с визами выглядит так:

После утверждения все структурные единицы и подразделения должны действовать в соответствии с разработанным планом мероприятий, а также соблюдать частоту всех проверок.

Кто уполномочен проверять, и ответственность за нарушения

Экологический контроль в организации осуществляют лично директор и начальники функциональных служб. А вот надзорные функции лежат на экологических службах и территориальных органах Росприроднадзора. Если какие-либо параметры остались не охвачены или не соблюдаются предприятием, это может привести к штрафным санкциям или даже приостановлению работы всей фирмы. Регламентируется ответственность за такое нарушение статьей 14.43 КоАП, штрафы по ней достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции, а также деятельность предприятия может быть полностью остановлена на срок до 90 дней. Кроме того, без утвержденной ПЭК компания не может получить заключение от СЭС на осуществление видов деятельности.

Наказания статья 14.43 КоАП предусматривает и такие, как конфискация всей продукции, а также предметов административного правонарушения, причем этот термин может трактоваться достаточно широко. При доказывании факта повторного нарушения наказания ужесточаются, сумма штрафов может достигать миллиона рублей. В целом законодатель идет по пути постоянного увеличения ответственности за подобные правонарушения.

Отсутствие внутреннего регламентирующего документа об экоконтроле может стать причиной невозможности исполнения всех требований СанПиН, что может существенно затруднить хозяйственную деятельность предприятия. При разработке документации во избежание ошибок и последующего привлечения к административной ответственности рекомендуется обратиться к специалистам, предоставив достоверную и точную информацию о предприятии.

Отчёт по производственному контролю или отчет об организации производственного контроля, что это?

Данный вид отчета является обязательным документом, заполняемым организацией эксплуатирующей опасный производсвтвенный объект и содержащий сведения об организации производственного контроля на опасном производственном объекте (ОПО).
Сформированный отчет подлежит обязательной сдаче в территориальный орган Ростехнадзора до 01 апреля ежегодно.

Имя файла: Бланк отчета по производственному контролю

50782 2986 17 50.50KB

Где заказать отчет по производственному контролю?

Заказать оформление отчета по производственному контролю можно и нужно у нас, в компании ООО «Химнефеаппаратура».

Наши специалисты подготовят все документы по производственному контролю, сформируют в электронном виде и на бумажном носителе отчёт о производственном контроле за 2019 год и подадут в Ростехнадзор заранее, до 1 апреля 2020 года.

Для оценки стоимости подготовки отчета направьте нам по Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. информацию по вашему ОПО (свидетельство о регистрации ОПО, карту учета или сведения, характеризующие ОПО и т.п.).

Для оформления отчета нам необходимо собрать данные по оборудованию, сооружениям и техническим устройствам, применяемым на ОПО, сведения по сотрудникам, работающим на ОПО, Положение о производственном контроле , План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО , сведения о проведенных экспертизах промышленной безопасности и другие документы.

Наши специалисты оказывают всестороннюю помощь и консультации в разработке документов по проведенным мероприятиям по промышленной безопасности на ОПО и оформят отчет .по производственному контролю за 2019 год.

Кто должен сдавать отчет по производственному контролю?

Каждая организация, эксплуатирующая опасный производственный объект I, II, III, IV класса опасности обязана в срок до 1 апреля подготовить и представить в органы Ростехнадзора сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО за истекший год. Данная норма содержится в п.2 ст.11 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Статья 11. Требования к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и управления промышленной безопасностью

2. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Требования к форме представления отчета и рекомендованный образец приведены в приказе Ростехнадзора от 23 января 2014 г. № 25. Также на сайте Ростехнадзора можно скачать справочные материалы и пример отчета.

Отчет в бумажном виде с приложением электронного носителя, содержащего необходимые документы, предоставляется в Ростехнадзор по месту нахождения ОПО. Также отчет можно подготовить в электронном виде (xml-файл), подписать электронной подписью и с приложением документов направить по электронной почте в Ростехнадзор.

Основания для возвращения отчета на доработку:

Установлена неполнота или недостоверность сведений, представленных в отчете (например, не заполнены информационные поля, приведены данные, не соответствующие виду производства эксплуатирующей организации и т.п.).

Отчет не соответствует предъявляемым требованиям к содержанию и форме заполнения информационных полей (например, порядок столбцов электронных таблиц изменен, отсутствуют предусмотренные подписи, имеются исправления, текст не читается и тому подобное).

Ответственность за непредставление или несвоевременное предоставление отчета:

За непредставление или несвоевременное представление отчета о производственном контроле до 1 апреля владельцы ОПО могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа на юридическое лицо в размере от 200 000 до 300 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток, штраф на должностное лицо от 20 000 до 30 000 рубле или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Также предусмотрена ответственность по статье 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)» на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Когда нужно подавать сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности?

По окончании календарного года нужно подготовить и подать в органы Ростехнадзора отчет о производственном контроле. И чем раньше это сделать, тем более вероятность сделать это без очередей и длительного ожидания. В январе-феврале оптимальное время подкорректировать мероприятия за 2018 год, подготовить отчет и сдать в территориальный орган Ростехнадзора. 1 апреля завершающий срок подачи отчета в РТН.

Производственный экологический контроль – важная составляющая работы предприятия. Проводится он на основании Программы производственного экологического контроля (ПЭК) и заключается в сравнении полученных фактических показателей с нормативными.

В программе производственного экологического контроля устанавливается обязательный перечень отслеживаемых параметров, периодичность, продолжительность и частота измерений, используемые инструментальные или расчетные методы.

Экологическая оценка эффективности производственного процесса в рамках производственного экологического контроля осуществляется на основе измерений и (или) на основе расчетов уровня эмиссий в окружающую среду, вредных производственных факторов, а также фактического объема потребления природных, энергетических и иных ресурсов.

В рамках осуществления производственного экологического контроля выполняются операционный мониторинг, мониторинг эмиссий в окружающую среду и мониторинг воздействия (согласно п.2 ст.132 Экологического Кодекса РК).

Вам необходимо заказать Программу производственного экологического контроля (ПЭК), если вы:

  • осуществляете производственную деятельность, сопровождающуюся эмиссиями в окружающую среду, и не имеете программы ПЭК;
  • имеете программу ПЭК, но истекает срок её действия.

Мы предоставляем как отдельное выполнение Программы ПЭК, так и с комплексным выполнением контроля параметров всех сред окружающей среды, начиная от отбора проб до составления отчетов производственного экологического контроля.

Ответственность за охрану окружающей среды в процессе строительства несет строительная организация, осуществляющая строительство.

Обеспечение качества строительно-монтажных работ. Операционный контроль качества осуществляется после завершения строительных процессов, производственных операций и обеспечивает своевременное выявление дефектов, а также причин для их возникновения.

При операционном контроле должно проверяться:

технология выполнения строительных процессов;

соответствие выполняемых работ рабочим чертежам;

соблюдение правил и требований СНиП.

Все скрытые работы подлежат приемки с составлением акта их освидетельствования.

Кроме операционного контроля, осуществляется производственный экологический контроль, подразумевающий систематическую проверку соблюдения природоохранных требований при проведении СМР.

Производственно-экологический контроль в период строительства полигона будет включать в себя контроль за точным соблюдением землеотвода и проектных природоохранных требований при строительстве и пусконаладочных работах на объектах обустройства, соблюдение технологических регламентов работы спецтехники и оборудования.

Контроль за изменением мерзлого состояния грунтов на стадии строительства должен осуществляться в рамках авторского надзора, а на стадии эксплуатации объектов обустройства — по программе мерзлотного надзора для принятия своевременных мер по недопущению изменения состояния мерзлых грунтов.

Основными направлениями мерзлотного надзора, проводимого с целью обеспечения надежного функционирования объекта, являются контроль за температурно-влажностным режимом оснований сооружений и возможным возникновением деформаций. При этом время контроля, основные контролируемые параметры, технические критерии и оценки предусматриваются в программе мерзлотного надзора.

С целью контроля за правильностью выбранных проектных решений по обеспечению герметичности котлованов, сохранению температурного режима грунтов в основании сооружений и соответствия прогнозных оценок, проектом предусматривается сооружение 4 створа наблюдательных гидрогеологических скважин, по 2 скважины в створе, и 2 створа термических скважин, по 4 скважины в створе.

Исходя из расположения площадки и направления поверхностного стока наблюдательные створы размещаются с северно-восточной и юго-западной стороны площадки.

В зависимости от глубины их залегания проектируются шурфы, колодцы или скважины. Расстояние между скважинами створа 50 м. Глубина скважин до 10 м.

Контроль за состоянием грунтовых вод позволит выявить возможное загрязнение при нарушении герметичности котлованов.

Контрольные точки закладывается ниже по потоку грунтовых вод. Фоновые точки закладывается выше по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние возможного фильтрата.

Анализы проб воды необходимо проводить на стандартные показатели, а также на содержание тяжелых металлов и нефтепродуктов.

В отобранных пробах грунтовых вод определяется содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка, также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели.

Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с фоновой, необходимо принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды.

Периодичность контроля – раз в квартал. При отсутствии загрязнения частота проб может быть ограничена.

Замеры температуры грунтов осуществляются ежемесячно с помощью термометрических кос из термометров и датчиков, установленными в скважины. Расстояние между термометрами и датчиками – 0,5 м.

Контроль состояния криолитозоны осуществляется на этапах проведения СМР и эксплуатации полигона в результате проведения следующих работ:

измерение температуры грунтов до глубины нулевых годовых амплитуд и зоны влияния инженерных сооружений;

измерение глубины сезонного промерзания и оттаивания;

наблюдения за развитием негативных физико-геологических процессов и явлений.

Периодичность проведения наблюдений за состоянием криолитозоны:

температурные замеры в режимных скважинах — ежеквартально;

измерение глубин сезонного промерзания и оттаивания — два раза в год;

визуальные наблюдения за развитием криологических склоновых процессов — один раз в год.

Целью проведения экологического контроля является также получение данных об активности проявления экзогенных процессов, наблюдение за динамикой их развития для своевременного и оперативного предупреждения их активизации, способных повлиять на устойчивость инженерно-технических объектов, привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, вызвать гибель людей, принести значительный материальный и экологический ущерб. Этот вид контроля также проводится на этапах как строительства, так и эксплуатации полигона.

По периметру полигона оборудуются посты наблюдения за склоновыми криогенными процессами. Для наблюдений за развитием процессов проводится бурение зондировочных скважин и скважин под установку реперов.

На стадии эксплуатации проводится периодический контроль за состоянием природоохранных сооружений. При выявлении проседания или разрушения обваловок относительно первоначальных отметок, производится их досыпка до проектного уровня и укрепление.

Также в соответствии с «Санитарными правилами устройства, проектирования, строительства и эксплуатации полигона захоронения неутилизируемых промышленных отходов» (М., 1986, Минздрав СССР N 1746-77) проводятся дополнительные наблюдения за состоянием окружающей среды, которые включают в себя:

Постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды.

Наблюдение за состоянием подземных вод и почвы в зоне возможного влияния мест размещения отходов.

Эксплуатация полигона должна осуществляться в строгом соответствии с нормативными требованиями и ограничениями к размещению различных отходов.

Реализация мониторинговых работ в процессе эксплуатации полигона позволит оценить фактическое влияние производственной деятельности в области обращения с отходами на природные объекты и разработать дополнительные мероприятия по защите окружающей среды.

Анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность, согласно СП 2.1.7.1038-01 необходимо производить ежеквартально. При анализе проб атмосферного воздуха определяют метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол. Объем определяемых показателей и периодичность объема проб при отсутствии превышений ПДК можно уменьшить, согласовав с контролирующими органами.

В случае установления загрязнения атмосферы выше ПДК на границе санитарно-защитной зоны и выше ПДКр.з. на рабочем месте полигона, должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения.

С целью контроля за правильностью выбранных проектных решений по обеспечению герметичности траншей и площадок складирования, а также контроля состояния подземных вод согласно СП 2.1.7.1038-01, проектом предусматривается сооружение 4-х наблюдательных гидрогеологических скважин.

Исходя из расположения площадки и направления стока ливневых и грунтовых вод, наблюдательные скважины размещаются с северной и южной сторон полигона (см. генеральный план), и непосредственно на площадке полигона в районе размещения карт захоронения отходов. Глубина скважин до 10-15 м в зависимости от геологического разреза. Используются типовые конструкции скважин. Наблюдение позволяет выявить возможное загрязнение при нарушении герметичности полигона.

Анализы проб воды необходимо производить на содержание нефтеуглеводородов, аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка. Также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели.

Наблюдение за состоянием грунтов необходимо осуществлять на участках контроля подземных вод. Пробы исследуются на содержание тяжелых металлов, нефтеуглеводородов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, рН, цианидов, свинца, ртути, мышьяка. В качестве микробиологических показателей исследуются: общее бактериальное число, колититр, титр протея, яйца гельминтов. Отбор проб подземных вод, грунтов производят один раз в год в конце лета (август), когда тепло- и водообменные процессы проходят достаточно интенсивно.

Мониторинг загрязнения грунтовых и поверхностных вод и почв вне площадки полигона будет осуществляться в рамках общей программы ЛЭМ Южно-Хыльчуюского месторождении. Исследования будут производиться для показателей, указанных в п.7.7, п.7.9 СанПиН 2.1.7.722-98.