Прослеживаемость

В Госдуму поступил законопроект, направленный на создание национальной системы прослеживаемости товаров, предусмотренной соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019, ратифицировано Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 386-ФЗ).

Ранее на сайте правительства пояснялось, что законопроект предусматривает формирование законодательной основы функционирования национальной системы прослеживаемости товаров.

С 1 июля 2019 года по 30 июня 2020 года проходил эксперимент, цель которого – апробация механизмов прослеживаемости для противодействия незаконному ввозу и обороту товаров. В ходе эксперимента предполагалось выявить и устранить возможные проблемные моменты функционирования национальной системы прослеживаемости товаров в случае их возникновения. Механизм будет внедряться по ограниченному списку товаров. Ранее подписанным постановлением было определено 10 групп товаров, в частности, холодильники, стиральные машины, мониторы, детские коляски, металлическая мебель, а также тяжёлая техника (бульдозеры, грейдеры, экскаваторы и пр.). Хозяйствующие субъекты участвовали в эксперименте добровольно.

В январе правительство сообщало, что имеется 24 участника эксперимента, из которых 17 представили счета-фактуры или цифровые передаточные документы, оформляемые при совершении хозяйственных операций с товарами.

Национальная система прослеживаемости товаров будет российским сегментом системы прослеживаемости товаров, формируемой для выполнения упомянутого соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Создание такой системы позволит обеспечить контроль легальности оборота товаров на единой таможенной территории ЕАЭС на всех этапах коммерческого использования товаров от их ввоза до реализации в розницу.

Соглашение предусматривает поэтапное внедрение механизма прослеживаемости. Планируется, что на первом этапе этот механизм будет функционировать в качестве пилотного проекта.

Как сказано в пояснительной записке, законопроект вносит изменения в Налоговый кодекс РФ, устанавливающие общие положения о прослеживаемости, а также:

обязанности и меры ответственности налогоплательщиков, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;

порядок уведомления налогоплательщиками о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости;

порядок уведомления налогоплательщиками об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости.

Законопроект предлагает наделить правительство РФ полномочиями:

по утверждению перечня товаров, подлежащих прослеживаемости;

по установлению критериев, применяемых при отборе отдельных видов товаров, для включения в данный перечень;

а также по установлению перечня субъектов, принимающих участие в организации и функционировании национальной системы прослеживаемости товаров.

Законопроект предусматривает, что прослеживаемость товаров осуществляется на по документам, без нанесения на товар контрольно-идентификационных знаков. Товарам лишь присваивается регистрационный номер партии.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Прослеживаемость — новое направление в программе безопасности продуктов питания.

Идентификация и управление информацией — как средство быстрого и точного обнаружения или отзыва продуктов.

Взгляд на процессы с точки зрения системы GS1

Прослеживаемость — это возможность отслеживания движения, местонахождения и происхождения пищевой продукции, кормов, животных и компонентов животного происхождения, предназначенных или предполагаемых для использования в качестве продуктов питания, на всех стадиях производства, обработки и распределения. Для внедрения прослеживаемости необходимо на всех этапах цепи поставки внедрять решения, дающие возможность определить происхождение, местоположение, маршрут движения продукта или партии продуктов. Эффективная система прослеживания должна позволять отследить продукты вниз или вверх по цепи поставки, т.е. ответить на вопросы «Где?» находится интересующий Вас объект и «Откуда?» он пришел, т.е. определить происхождение объекта.

Отслеживание движения и местонахождения (трекинг) — комплекс мер, позволяющий идентифицировать продукцию по всей цепи поставки в соответствии с одним или несколькими критериями (например, номер партии или срок годности и т.д.). Трекинг используется на практике при необходимости отзыва продукции. Другими словами, трекинг дает возможность отследить маршрут перемещения искомого изделия и/или партии предметов торговли по мере их перемещения «вниз» по цепи поставок. Трекинг используется для определения наличия предметов торговли, управления товарно-материальными запасами и для материально-технического обеспечения. Основное внимание обращается на отслеживание перемещения изделия от пункта его происхождения до пункта использования.

Отслеживание происхождения (трейсинг) позволяет по нескольким поисковым критериям определить место происхождения и связанные с этим характеристики конкретного продукта на любом этапе цепи поставки. Задавая номер партии, можно узнать, какое сырье использовалось для производства данной продукции и характер его происхождения. Трейсинг применяется для идентификации происхождения каких-либо проблем, связанных с качеством продукции. Другими словами, трейсинг обеспечивает возможность идентификации происхождения данного изделия в направлении «вверх» по цепи поставок по записям, сделанным на предыдущих этапах движения.

Обеспокоенность безопасностью потребительских свойств продукции и продуктов питания, возможно, никогда еще не была настолько высокой. Значительные кризисы в сфере производства продуктов питания в Европе за последние пять лет заронили сомнения в сознание потребителей и породили недоверие к продуктам, поставляемым на рынок. За эти годы средства массовой информации много внимания уделили таким проблемам, как диоксиды, пестициды, болезни полости рта и зубов и т.д.; отзывам из торговли моющих и чистящих средств, игрушек и автомашин. Безопасность продуктов практически ежедневно находится в центре внимания: примерно один сигнал об опасности тех или иных продуктов регистрируется каждый день и около 200 видов продуктов, представляющих ту или иную опасность для потребителя, удаляется с рынка каждый год.

Глобализация торговли, усложнение процессов производства и цепей поставок, работающих по принципу «just in time» (точно в назначенное время), централизация производства и процессов распределения требуют фундаментального пересмотра большинства путей доставки «правильных» продуктов к потребителю по «правильной» цене.

Ранее безопасность продуктов питания воспринималась и позиционировалась как добровольная ответственность компаний. Но опубликование Европейской Директивы 2001/95/ЕС по Общей Безопасности Продуктов (EU Directive 2001/95/EC on General Product Safety) в декабре 2001 г. и Европейских Правил 178/2002 по Безопасности Продуктов (EU Regulation 178/2002 on Food Safety) в январе 2002 г. вызвали значительные изменения в положении дел. Более того, требования, отраженные в этих документах, вступили и вступают в силу с 15 января 2004 г. и соответственно с 1 января 2005 г.

Прослеживаемость сегодня — абсолютно законное требование, и для компаний не осталось выбора: следовать новым требованиям или нет, — внедрение соответствующих систем и процессов позволяет оставаться конкурентоспособными!

Практика, игнорирующая современные глобальные бизнес-стандарты, и жесткое разделение традиционных ролей производителя и продавца угрожают неоправданно усложнить цепь поставки и снизить влияние новых мощных информационных технологий и средств планирования. Только компания- производитель несет ответственность за поиск или отзыв своей продукции. Но когда товары уже покинули границы предприятия и находятся вне досягаемости, нет сомнений, что эффективное управление всей цепью поставки — быстрое и сквозное, но управляемое при минимальных затратах — единственно возможно только при тесном взаимодействии всех вовлеченных сторон.

С точки зрения управления информационными процессами внедрение систем прослеживаемости в цепи поставок требует от всех вовлеченных торговых партнеров систематического объединения физического потока материалов, полуфабрикатов и готовых продуктов с информационным потоком, описывающим их. Все это требует целостного взгляда на цепь поставки, что наилучшим образом достигается при использовании единого языка делового общения — системы GS1. Эта глобальная универсальная система, принятая потребителями, бизнес-сообществом и правительствами, закладывает уникальный фундамент для обеспечения работы всех необходимых процессов в системах прослеживаемости. Обладая возможностью глобальной уникальной идентификации торговых и логистических единиц, участников и местоположений, система GS1 наилучшим образом подходит для организации прослеживаемости.

Разработка рекомендаций по прослеживаемости отдельных видов продуктов питания занимает важное место в Глобальном процессе управления стандартами (GSMP) GS1. Уже выработанные рекомендации по прослеживаемости для мяса, рыбы, куриного мяса и др. полностью отвечают требованиям вышеуказанных Директив ЕС. Практические рекомендации GS1, содержащие примеры этикеток со штриховым кодом, впоследствии адаптируются Национальными организациями GS1 для применения в конкретных условиях местных рынков.

Чтобы обеспечить максимальную степень принятия рынком своих рекомендаций по прослеживаемости, при их разработке GS1l активно сотрудничает с заинтересованными отраслевыми организациями (GCI, ECR Europe, CIES) и межгосударственными органами (ISO, CODEX), а также с Международной ассоциацией AIM.

Компании-члены AIM имеют большой опыт внедрения решений в области идентификации и мобильных технологий. Именно поэтому большие перспективы имеет сотрудничество между сообществами AIM и GS1 по обеспечению единой международной системы прослеживаемости, основанной на общепринятой методологии и общей структуре данных, что в итоге должно привести к повышению качества продукции в цепи поставок.

Для дальнейшего развития возможностей системы GS1 и помощи пользователям можно определить ключевые принципы прослеживаемости и построить последовательность действий по ее внедрению, которые свяжут их с доступными технологиями и соответствующими средствами системы GS1.

Принципы Прослеживаемости Доступные Технологии Средства системы GS1
Уникальная идентификация Автоматическая идентификация GTIN, SSCC, GLN, Идентификаторы применения AIs
Сбор и запись данных Автоматизированный сбор данных EAN/UPC, UCC/EAN-128
Управление связями Электронная обработка данных Программные приложения
Обмен данными Электронный обмен данными EANCOM®/XML

Уникальная идентификация

Любой продукт, который необходимо найти и отследить, должен быть однозначно идентифицирован. Уникальные глобальные идентификаторы GS1 являются ключами, обеспечивающими доступ ко всем данным об истории продукта, приложении и местоположении.

Уникальная идентификация местоположений обеспечивается присвоением Глобального Номера Местоположения (GLN) каждому месту и функциональному подразделению.

Уникальная идентификация продукта обеспечивается присвоением Глобального Номера Предмета Торговли (GTIN) каждому продукту (потребительской единице). Для прослеживаемости и идентификации конкретного изделия GTIN должен комбинироваться с Серийным Номером или Номером Партии.

GTIN присваивается каждому из трех уровней в упаковочной иерархии: потребительская единица, торговая единица и паллета — последней только при условии, что она может рассматриваться как торговая единица.

Идентификация и прослеживаемость паллет обеспечивается присвоением Серийного Номера Транспортной Упаковки (SSCC). Любой паллете, вне зависимости от ее типа (смешанная или однородная), необходимо нести SSCC, присвоенный в месте формирования. Новый SSCC должен присваиваться каждой новой паллете (логистической единице) каждый раз по мере ее формирования.

Сбор данных и запись

На единицу продукции, стандартные торговые группы изделий и паллеты, идентифицируемые с применением стандартов GS1 (GTIN, SSCC, AI), должны наноситься штриховые коды соответствующей символики GS1.

Построение связей для обеспечения прослеживаемости

В большинстве цепей поставки продукция, которая подвергается всевозможным изменениям и при обработке, и по пути транспортировки/хранения (управление распределением), находится и отслеживается по номеру партии. Таблица демонстрирует использование стандартов GS1 для идентификации местоположения (GLN), логистических единиц (SSCC), партий (AI 10) и потребительских единиц (GTIN) в товарном обороте.

Поставщик сырья Производство Место назначения
Приемка Производство Упаковка Хранение Подготовка к отгрузке
GLN 4
GLN 1 SSCC 1 GTIN 1 ПРОДУКЦИИ GTIN 1 Партия 1 GTIN 2 SSCC 5
SSCC 6
SSCC 7
SSCC 5
SSCC 6
SSCC 7
GLN 5
GLN 6
GTIN 2
SSCC 2 GTIN 2
GLN 2 SSCC 3 GTIN 1 Партия 2 GTIN 2
GTIN 2
GLN 3 SSCC 4 GTIN 2
Местонахождение источника Логистические единицы с сырьем Производственная линия Партия торговых единиц Объединение единиц Промежуточная группировка (опция) Логистические единицы готовой продукции Положение места назначения

Управление идентификацией в товарном обороте характеризуется следующим:

  • Несколько поставщиков (GLN 1-3), которые присылают паллеты с сырьем (SSCC 1-4);
  • На приемке сырье отправляется на хранение и/или для производственных процессов;
  • На производстве (GLN 4) выпускаются партии потребительских единиц (GTIN 1), каждая со своим номером;
  • При упаковке потребительские единицы (GTIN 1 и номер партии) формируются в стандартные групповые единицы (GTIN 2);
  • На следующих двух этапах (хранение и подготовка к отгрузке) формируются паллеты (SSCC 5-7) и отправляются по месту расположения потребителя (GLN 5-6).

Ключевые правила в товарообороте:

1. Прием
SSCC приходящих паллет записывается и связывается с GLN поставщика. По мере движения паллеты SSCC все время считывается и привязывается к GLN нового места (хранение или производство).
2. Производство
При идеальных условиях SSCC паллеты и/или GTIN+номер партии сырья, используемых в производственном процессе, записываются и привязываются к GTIN готовой продукции и номеру ее партии. В конце производственного процесса формируется стандартная торговая групповая упаковка из отдельных продуктов. Присваивается новый GTIN и привязывается к номеру партии продуктов.
3. Упаковка, хранение, сопровождение
GTIN стандартной торговой групповой упаковки связывается с SSCC паллеты, на которой эта упаковка размещена. SSCC уходящей паллеты связывается (путем сканирования) с GLN места назначения. При этом совсем не обязательно, чтобы сам GLN отображался на этикетке.

Ключевые правила при распределении:

1. Прием
SSCC пришедшей паллеты записывается и привязывается к GLN поставщика. По мере движения паллеты SSCC все время считывается и привязывается к GLN нового места (хранение, формирование заказа, распределение).
2. Формирование заказа и распределение
А). SSCC немодифицируемой паллеты, предназначенной для отправки из места хранения или промежуточного пункта перегрузки без хранения, записывается и привязывается к GLN места назначения.
Б). Вновь формируемая паллета содержит стандартные торговые груп-повые упаковки, пришедшие с различных паллет. В этом случае паллете присваивается новый SSCC и связывается со всеми номерами SSCC паллет, используемых при формировании новой и/или с номерами партии и GTIN каждой используемой стандартной торговой групповой упаковки. Новый SSCC записывается и связывается с GLN места назначения.

Обмен данными

Прослеживаемость требует связи между физическими и информационными потоками. Чтобы гарантировать непрерывность информационных потоков, каждый участник цепи поставок должен обмениваться определенными данными, необходимыми для организации системы прослеживаемости, со следующим по цепочке, тем самым давая возможность и далее использовать все принципы прослеживаемости.

Для быстрого, точного и эффективного обмена данными по прослеживаемости рекомендуется использовать EDI. В соответствии со стандартами GS1 такими возможностями обладает обмен сообщениями EANCOM® и GS1 XML.

Способность получать данные быстро и точно по всей цепи поставки является основой для создания системы прослеживания. Для этого необходимо управлять последовательной связью между компонентами всего, что получается, упаковывается, хранится и отгружается по всей цепи поставки (пошагово: один шаг вверх, один шаг вниз по цепи).

Если хотя бы один из партнеров цепи поставки ошибается в управлении такими связями, то это может привести к разрыву информационного потока и, как следствие, к нарушению процессов прослеживаемости. Невозможно достигнуть полной прослеживаемости изделия без корректной идентификации продуктов во всех их конфигурациях в каждой точке цепи поставки.

В данной статье собраны некоторые часто задаваемые вопросы, возникающие в процессе внедрения систем менеджмента безопасности пищевого продукта на основе международных стандартов (HACCP, ISO 22000, FSSC 22000, IFS, BRC и др.) и требований технических регламентов Таможенного Союза.
Необходимо ли организовать систему прослеживаемости для применяемых на предприятии моющих и дезинфицирующих средств?
Непосредственного требования по поводу организации прослеживаемости в данном направлении в стандартах, применимых в пищевой промышленности, нет, поэтому предприятия вправе самостоятельно решать распространять ли систему на моющие и дезинфицирующие средства. Из нашего опыта, как правило, на начальных этапах внедрения стандарта так не делают и расширяют систему прослеживаемости впоследствии, как элемент улучшения системы. Так же можно включить в систему смазки и прочие технические жидкости.
Чаще всего прослеживаемость моющих средств применяется в случае использования систем неразборной мойки, поскольку в этом случае высока вероятность попадания моющих средств в продукцию.
Какова степень подробности, которая необходима при разработке и внедрении системы прослеживаемости?
Степень подробности системы прослеживаемости определяется потребностями предприятия и зависит от многих факторов, например:
— характер и особенности производимого продукта;
— техническая возможность организации прослеживаемости;
— экономическая целесообразность.
Как определить необходимую точность системы прослеживаемости?
Это определяется в первую очередь требованиями внедряемого стандарта и спецификой производимого продукта, а точнее теми рисками, которые он несет в себе. Например: если предприятие производит муку или крупу, вряд ли ему необходимо выстраивать систему прослеживаемости с очень высокой степенью точности. Чаще всего предприятие оперирует в такой системе объемами на уровне силоса, муковоза, или мешка. В том случае если производится, допустим, детское питание, разумно ожидать, что система прослеживаемости работает объемами на уровне конкретной единицы (например, пачки) продукта.
Зачем получать информацию от поставщика (согласно требованию ГОСТ Р ИСО 22005-2009, п. 5.5.3, Требования к информации: «Для удовлетворения целей системы прослеживаемости организация должна определить, какую информацию следует:
— получать от своих поставщиков;
— собирать на продукцию и историю процесса производства;
— предоставлять своим потребителям и/или поставщикам.»)?
Так как одними из целей системы прослеживаемости являются «определить историю или происхождение продукта и идентифицировать ответственные организации в цепочке производства кормов и пищевых продуктов» (ГОСТ Р ИСО 22005-2009 п. 4.3 Цели), получение информации от поставщика способствует созданию непрерывной цепочки информации о продукте по всей производственной цепи, не только в рамках одного предприятия, но и между всеми производителями, вовлеченными в процесс.
Какие параметры идентификации в системе прослеживаемости должны быть запрошены у поставщика?
Параметры идентификации зависят от целей, которые предприятие ставит перед своей системой прослеживаемости, степени её подробности и в каждом конкретном случае определяются индивидуально.
Есть ли смысл внедрять систему прослеживаемости без внедрения системы менеджмента?
Наличие системы прослеживаемости является требованием законодательства РФ: ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» Глава 3. Требования к процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации пищевой продукции. Статья 10. Обеспечение безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации.
Часто цепочка прослеживаемости нарушается на этапе дистрибьюторов, которые в лучшем случае могут предоставить только номер декларации о соответствии. Как строить систему прослеживаемости в этой ситуации?
Да, к сожалению, такое бывает. В подобной ситуации мы просто начинаем строить систему «с себя».
Есть ли универсальный подход к системе прослеживаемости для предприятий хотя бы одной отрасли производства или он уникален?
К сожалению, процесс построения системы идентификации и прослеживаемости индивидуален для каждого предприятия, поэтому невозможно ни сформулировать какие-то универсальные рецепты, ни нарисовать «образцовую», единую для всех схему прослеживаемости.
При верификации системы прослеживаемости необходимо ли проверять остатки по сырью не только по номенклатуре, но и по количеству? Что делать, если они не сходятся с программными остатками? Как найти точки разрыва?
Обязательно следует проверять остатки (например, по сырью) в случае, если на предприятии система прослеживаемости построена в соответствии с требованиями таких стандартов, как IFS и BRC. В других случаях данная проверка не является обязательной, но это прекрасный механизм для определения «точек разрыва» системы.
Точка разрыва — это место, где происходит прерывание прослеживаемости по факту при сохранении видимости прослеживаемости в документах. Обнаружить такие места можно, или при помощи прослеживаемости по количеству, или верифицируя схему прослеживаемости так же, как проверяются технологические схемы, то есть физически сверяя их с тем, что происходит на месте.
Как осуществить прослеживаемость по воде, которая поступает из центрального водоснабжения?
Если речь идет о бестарном сырье, применяется способ построения системы прослеживаемости, при котором в качестве идентификатора используется время. Это может быть дата забора, время выгрузки и т.д.
Как лучше вводить кодировки партий сырья и полуфабрикатов? Как определить набор важной информации для идентификации?
Способ кодировки сырья, полуфабрикатов и ГП разрабатывается предприятием самостоятельно, каких-то особых требований на этот счет нет, главное, чтобы это было удобно. Набор информации, на основе которой может проводиться кодировка, зависит от целей системы прослеживаемости и степени её подробности. Например, для входящего сырья это может быть следующее: наименование, производитель, дата прихода, номер партии поставщика, номер транспортного средства и т.д.
Какой срок хранения документации по прослеживаемости?
Требования к сроку хранениядокументации по прослеживаемости предприятия устанавливают сами (например, срок годности + Х%). В случае если речь идет о продуктах с коротким сроком годности, по нашему опыту, разумно ориентироваться на требования стандарта BRC: «при сроке годности продукта менее 1 года срок хранения документов должен составлять не менее 1 года».
Нужна ли документированная процедура по идентификации и прослеживаемости?
В большинстве стандартов по системам менеджмента отсутствует требование о наличии обязательной документированной процедуры по идентификации и прослеживаемости. Как правило, речь идет о наличии деятельности по организации прослеживаемости на производстве. Таким образом, степень документирования предприятие определяет самостоятельно.
Схема производства готовой продукции может быть использована как схема прослеживаемости?
Да, в некоторых случаях схема производства ГП может использоваться как схема прослеживаемости, но в большинстве случаев схема производства ГП излишне подробна и для целей прослеживаемости используется более укрупненная схема.
Сколько времени необходимо отвести для поиска всех документов в прослеживаемости при расследовании?
Конкретных требований нет, но хорошей практикой является ограничение времени поиска документов по прослеживаемости, например, до 4 часов. Это связано с тем, что при возникновении инцидента традиционно считается, что расследование и инициация отзыва должны быть проведены за один рабочий день.
Где можно ознакомиться с информацией по анализу рисков?
В стандартах по системам менеджмента безопасности пищевой продукции ИСО 22000, IFS Standard, BRC Global Standard, в документах комиссии Codex Alimentarius.
Получить дополнительную информацию Вы можете на наших вебинарах.
У Вас будет возможность получить ответы на массу практических вопросов напрямую от специалистов, имеющих огромный опыт внедрения стандартов пищевой безопасности. Как определять частоту мониторинга системы прослеживаемости? Как фиксировать результаты мониторинга? Возможна ли проверка системы прослеживаемости с помощью внутреннего аудита? Необходимо ли включать результаты мониторинга системы прослеживаемости в анализ со стороны руководства? Как быть с подработкой, когда из прошлых партий некоторое количество продукта добавляется в новые партии?…