Проведение археологических работ

Об особенностях организации археологических полевых работ на территории города Москвы

Археологические полевые работы (разведки, раскопки, наблюдения) проводятся на территории города Москвы для подтверждения наличия (отсутствия) объектов археологического наследия, а также в целях обеспечения сохранности (сохранения) объектов археологического наследия.

Археологические разведки проводятся на земельных участках (землях), подлежащих хозяйственному освоению, до начала работ, имеющих в своем составе земляные работы, в случае, если Мосгорнаследие не располагает данными о наличие (отсутствии) объектов археологического наследия.

Археологические раскопки и археологические наблюдения, являющиеся мерами, обеспечивающими сохранность (сохранение) объектов археологического наследия, культурных слоев, осуществляются на основании специально разработанной и согласованной с Мосгорнаследием документации с учетом заключения государственной историко-культурной экспертизы.

Археологические наблюдения должны сопровождать земляные и иные работы на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя.

Археологические полевые работы не требуется проводить:

  1. В границах земельных участков и участков водных объектов, отсутствие объектов археологического наследия на которых подтверждено и обосновано в установленном порядке.
  2. В габаритах подвальных помещений существующего объекта капитального строительства.
  3. В пределах объекта капитального строительства, полностью или частично расположенного под землей.
  4. На существующих трассах подземных коммуникаций.

Земляные работы должны приостанавливаться:

  1. В случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта археологического наследия, в том числе сохранившихся участков культурного слоя.
  2. В случае обнаружения предмета, обладающего признаками археологического предмета, и необходимости изъятия обнаруженного археологического предмета.

В целях обеспечения государственной охраны и сохранения объектов археологического наследия Мосгорнаследие:

  1. Осуществляет подготовку заключений:

— об отсутствии объектов археологического наследия на землях, подлежащих хозяйственному освоению;

— об отсутствии данных о наличии объектов археологического наследия и необходимости проведения государственной историко-культурной экспертизы;

— о наличии или об отсутствии объектов археологического наследия по результатам государственной историко-культурной экспертизы;

— о наличии объектов археологического наследия.

  1. Оказывает государственную услугу по согласованию разделов проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ либо проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или плана проведения спасательных археологических полевых работ при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия.
  2. Осуществляет подготовку заключений, содержащих требования об организации археологических полевых работ, разработке раздела проектной документации об обеспечении сохранности объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ либо проекта обеспечения сохранности объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия или плана проведения спасательных археологических полевых работ.
  3. Осуществляет выезды на место обнаружения объекта, обладающего признаками объекта археологического наследия, предмета, обладающего признаками археологических предметов, в установленном порядке.

Археологические полевые работы проводятся только организациями, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности, на основании разрешении (открытого листа).

В целях пресечения незаконного археологического поиска и ведения противозаконных псевдо-археологических раскопок, предлагаем лицам, интересующимся археологическими работами, обратиться в следующие организации:

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии Российской академии наук (ИА РАН), тел. (499) 126-47-98.

Археологическая экспедиция Государственного Исторического музея, тел. 8-905-718-81-64.

ООО «Археологические изыскания в строительстве», тел. (495) 639-93-89.

ООО «Столичное археологическое бюро» (495) 234-31-76.

ООО «Археологическое проектирование в строительстве» (495) 220-31-44.

ООО «АМ-Строй» (495) 979-31-55.

ООО Археологическая и реставрационная компания «СФ Техстройпроект» (495) 137-09-70.

Основные нормативно-правовые акты и иные документы в области археологии:

Федеральный закона от 25 июня 2002 г. № 73‑ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Положение о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации (утверждено постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от 20 июня 2018 г. № 32).

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2014 г. № 127 «Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия».

Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2017 г. № 723-ПП «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы «Согласование разделов проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ либо проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или плана проведения спасательных археологических полевых работ при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо на земляном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия».

Постановление Правительства Москвы № 414-ПП от 20 августа 2012 г. «О порядке проведения археологических полевых работ на территории города Москвы» в редакции постановления Правительства Москвы от 1 ноября 2016 г. № 710-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы».

Приказ Департамента культурного наследия г. Москвы от 18 апреля 2016 г. № 241 «Об утверждении Перечня работ, требующих разработки разделов проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия (за исключением работ, для проведения которых требуется получение разрешения на строительство, ордера (разрешения) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве), и структуры проектной документации, в том числе исходно-разрешительной документации, представляемой заявителем для согласования указанных разделов и проекта в зависимости от вида работ».

Приказ Министерства культуры РФ от 27 ноября 2015 г. № 2877 «О порядке передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ».

Приказ Департамента культурного наследия г. Москвы от 5 июля 2017 г. № 445 «Об утверждении методических рекомендаций по предотвращению несанкционированных археологических полевых работ на территории города Москвы».

Виды археологических работ

Археологические изыскания делятся на археологические раскопки, разведки и наблюдения:

  • Археологические разведки – научные исследования с целью выявления новых объектов археологического наследия (ОАН) или получения новых данных о ОАН, выявленных ранее, и составления плана мероприятий по обеспечению их сохранения;
  • Археологические раскопки – вскрытие культурного слоя на всю глубину и исследование находящихся в нем археологических памятников;
  • Археологические наблюдения (археологический надзор) – археологический контроль за строительством и дальнейшими земляными работами на случай неожиданного обнаружения сохранившихся участков культурного слоя и новых археологических объектов, которые могут быть расположены в более глубоких слоях.

В каком случае необходимо проводить именно археологический надзор, разведки или раскопки – зависит от целей проведения археологических работ и глубины культурного слоя.

В каком случае необходимо проводить археологические работы?

В соответствии с федеральным законом № 73-ФЗ от 25.06.2002 археологические изыскания необходимо проводить в следующих случаях:

1. Перед строительством и реконструкцией зданий и сооружений на земельных участках, которые имеют особое историко-культурное значение.

Решение о присвоении конкретному участку земли статуса особо охраняемой территории с установлением для нее особого правового режима может быть принято государственными органами:

  • федеральным органом исполнительной власти,
  • органом исполнительной власти субъекта РФ,
  • органом местного самоуправления.

2. Если в процессе реконструкции или строительства обнаружен объект, обладающий признаками объекта археологического наследия (ОАН) или объекта культурного наследия (ОКН). В таком случае строительные работы на объекте необходимо приостановить и сообщить об обнаружении такого объекта в специализированные органы. После этого проводятся археологические изыскания.

Цели археологических изысканий:

  • определить отсутствие или наличие объектов археологического наследия (ОАН), их культурную значимость, а также объектов, которые обладают признаками объекта культурного наследия;
  • определить сохранность культурных слоев и отложений, содержащих культурные остатки ОАН и допустимость строительства;
  • определить пространственное положение древних артефактов находящихся в культурных слоях;
  • разработать рекомендации по выполнению мероприятий с целью сохранения ОАН при проведении строительных или монтажных работ;

Ответственность за нарушение законодательства об археологических изысканиях

За нарушение законодательства, регламентирующего археологические изыскания и сохранность объектов археологического и культурного наследия, несут ответственность физические и юридические лица – как фактические исполнители работ, так и владельцы или пользователи объектов – в том числе административную и уголовную.

  • За ведение археологических разведок или раскопок без получения открытого листа или с нарушением условий выдачи открытого листа — штраф на граждан 1500-2500 руб., на должностных лиц 4000-5000 руб. На юридическое лицо, с которым физическое лицо состоит в трудовых отношениях, может быть наложен штраф в размере 40000-50000 руб. При этом конфискуются предметы, найденные в процессе раскопок, инструменты и оборудование, используемое в процессе раскопок или разведок. (КоАП, статья 7.15)
  • За повреждение или уничтожение объекта археологического наследия (ОАН), выявленного ОАН, при проведении археологических раскопок или разведок без получения открытого листа или с нарушением условий выдачи открытого листа – штраф на граждан 50 000-300 000 руб., на должностных лиц – 50 000-600 000 руб., на юр.лиц – от 1 000 000 до 10 000 000 руб. При этом также осуществляется конфискация найденных в процессе раскопок объектов, используемое при раскопках оборудование и инструменты. (КоАП РФ, статья 7.15)
  • За причинение вреда ОАН — выплатить сумму, равную стоимости мероприятий, необходимых для его сохранения. При этом это не освобождает их от административной или уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий (федеральный закон № 73-ФЗ от 25.06.2002, статья 61, п.2)
  • За незаконные археологические изыскания и изъятие археологических предметов из мест залегания – штраф до 1 000 000 руб., штраф в размере зарплаты за период до 5 лет, принудительные работы до 5 лет или лишение свободы до 6 лет – в зависимости от различных факторов (УК РФ, статья 243.2)
  • За уничтожение или повреждение объектов культурного наследия народов Российской Федерации, включенных в единый гос.реестр ОКН, объектов, взятых под охрану, природных комплексов, выявленных ОКН или культурных ценностей – штраф до 3 000 000 руб. или до 5 000 000 руб., когда действия совершены в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (УК РФ, статья 243).
  • За нарушение владельцем участка требований к сохранению объекта или если действия владельца участка угрожают сохранности объекта археологического наследия или могут быть причиной утраты объектом своего значения — изъятие у собственника земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия – (федеральный закон № 73-ФЗ от 25.06.2002, статья 54.1)

При этом необходимо учитывать, что на всей территории России ведется научный контроль над производством археологических раскопок и разведок. Отдел полевых исследований (ОПИ) следит за качеством полевых археологических работ. Члены научного совета выезжают на раскопки и проводят рецензирование всех научных отчетов о результатах полевых изысканий.

Кто имеет право проводить археологические изыскания?

Археологические работы может проводить только специализированная организация, которая в соответствии с уставом осуществляет деятельность по проведению археологических полевых работ, в штате которой работает опытный археолог.

При этом на осуществление археологических работ необходимо предварительно получить разрешение на право проведения археологических работ (открытый лист). Открытый лист выдается на непосредственного исполнителя и не может быть передан другому лицу.

Исходные данные для проведения археологических работ

Все документы для получения открытого листа (разрешения на право проведения археологических работ) собирает и оформляет Подрядчик. Сведения, которые должен предоставить Заказчик, – минимальны и указываются в договоре на осуществление археологических работ между заказчиком и исполнителем – реквизиты, вид археологических работ, место нахождения объекта и его наименование.

Порядок проведения археологических работ

В соответствии с методикой исследований проведение археологических работ включает в себя несколько этапов:

1. Получение разрешения (открытого листа) на право проведения археологических полевых работ необходимого вида в необходимых пределах;

2. Предварительные работы:

  • историко-архивные исследования;
  • составление исторической справки;
  • составление ситуационного плана;
  • составление топографического плана и общей характеристики участка.

3. Археологические разведки:

  • заложение разведочных шурфов, зачисток и зондажей для выявления культурного слоя;
  • ведение журнала полевых работ;
  • фотофиксация работ и находок;
  • оформление ситуационного и топографического плана местности;
  • сбор подъемного материала и составление описи каждой находки;
  • составление описи с точной паспортизацией каждой находки;
  • первичная обработка находок;
  • рекультивация поверхности.

4. Археологические раскопки (при необходимости):

  • Закладка раскопов;
  • Всесторонняя фиксация работ и находок;
  • Сбор и обработка находок.

5. Археологические наблюдения (при необходимости):

  • фиксация обнаруженных объектов;
  • принятие мер для приостановления строительно-хозяйственных работ;
  • извещение федеральных или региональных органов, обладающих полномочиями в области охраны объектов культурного наследия РФ.

6. Камеральная обработка:

  • обработка найденного материала;
  • вычерчивание планов объекта и шурфов;
  • составление текстовой и графической части отчета;
  • вычерчивание стратиграфических разрезов;
  • комплектация альбома иллюстраций;
  • компоновка таблиц из описи.

7. Подготовка научного и технического отчетов:

  • подготовка научно-технического отчета;
  • составление заключений о дальнейших мероприятиях по обеспечению сохранности археологических объектов;
  • согласование отчета.

8. Сдача научно-технического отчета в Институт археологии РАН и снятие замечаний.

На основании научно-технического отчета, государственный орган охраны памятников выдает заказчику археологических изысканий один из документов:

  • разрешение на проведение строительства;
  • разрешение на проведение строительства с проведением археологических наблюдений;
  • задание на проведение необходимых раскопок.

Законодательство в области археологических изысканий

Вопросы охраны памятников археологии в Российской Федерации регулируются:

  • Статьей 44 Конституции РФ, где пункт 3 гласит – Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
  • Федеральным законом № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 года;
  • Международной хартией по охране и использованию археологического наследия 1990 года;
  • Европейской конвенцией по археологическому наследию (измененной) 1992 года, ратифицированной Федеральным законом от 27.06.2011г. № 163-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия (переработанной)»;
  • Положением «О порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия» от 03.02.2009 г.;
  • Положением «О порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составления научной отчётной документации» от 30.01. 2013 г.

Выполнение археологических изысканий перед началом строительства на земельном участке позволяет обнаружить имеющие историческую ценность предметы. В процессе исследований осуществляется документальная фиксация пространственного положения находок в культурном слое, а также определяется их научная значимость. Вовремя проведенные археологические работы предотвращают повреждение памятников истории и культуры при строительстве.

О необходимости исследований

Согласно законодательству РФ показаниями к проведению археологических обследований являются:

  1. строительство на охраняемом государством участке;
  2. обнаружение старинных предметов во время земляных работ.

Изыскания выполняются и в том случае, если в Департаменте культуры нет сведений о наличии или отсутствии памятников на конкретной территории. Началу исследований предшествует получение Открытого листа в Министерстве культуры РФ.

Если участок имеет историческую значимость, проведение археологических изысканий обязательно. В таком случае игнорирование правил, регулирующих порядок исследований, а также повреждение объектов культурного наследия предусматривает административную или же уголовную ответственность.

Археологические и строительные работы на исторических землях контролируются государственными органами. Самовольное исследование или строительство наказывается штрафом. Нарушение требований по организации работ чревато принудительным изъятием земельного участка у собственника.

Формы изысканий

К способам археологических изысканий участка в строительстве относятся:

  1. разведки;
  2. раскопки;
  3. надзор.

Археологическая разведка используется для поиска, а также научной фиксации памятников и проводится на основании Открытого листа. Она предусматривает изучение сведений об объекте, визуальный осмотр участка. При необходимости специалисты производят локальные земляные работы. Закладка шурфов, бурение, рытье траншей выполняется на площади до 20 м2.

Археологические раскопки позволяют обнаружить и сохранить объекты историко-культурного наследия. Они проводятся послойно-поквадратным методом на территории площадью 100-400 м2. Выработанная почва в обязательном порядке просеивается, а обнаруженные предметы документально фиксируются. Раскопки предусматривают проведение шурфовочных работ, которые дают сведения об особенностях памятника и позволяют определить высоту дальнейших горизонтальных срезов.

Археологический надзор направлен на сохранение объекта историко-культурного наследия в процессе строительства. Специалисты описывают структуру поврежденных культурных слоев, вносят информацию об обнаруженных предметах в специальный дневник. Результаты наблюдений фиксируются при помощи чертежей и фотографий. Копии документов передаются в органы охраны объектов культурного наследия.

На каких основаниях проводятся изыскания

Компания «Прогресс» выполняет археологические исследования участков в Краснодаре и Краснодарском крае на основании таких документов, как:

  1. личный устав, в котором зафиксирована законность деятельности в области археологии;
  2. дипломы, свидетельства и сертификаты, подтверждающие квалификацию наших сотрудников;
  3. официальный договор, заключенный с владельцем территории;
  4. Открытый лист, подтверждающий законность изысканий.

Получением разрешений на выполнение археологических исследований мы занимаемся самостоятельно. Заказчик предоставляет только свои реквизиты и информацию о расположении участка.

Порядок проведения исследований

Археологические изыскания производятся поэтапно. Они предусматривают следующие действия:

  1. подготовка: изучаем имеющиеся сведения о территории, составляем историческую справку;
  2. разведка: выполняем визуальный осмотр территории, закладку шурфов, фотофиксацию и паспортизацию находок;
  3. раскопки: производим обширные земляные работы; при этом охватывается весь исторически значимый участок;
  4. надзор: контролируем строительство от начала до завершения; информация об обнаруженных в процессе работ артефактах передается органам, которые занимаются вопросами охраны объектов историко-культурного наследия;
  5. камеральные работы: анализируем собранные сведения и составляем отчет; в документе указывается информация о проведенных исследованиях и находках; на основании отчета согласуется строительство.

Археологические разведки в Краснодаре с последующими раскопками и надзором можно заказать в организации «Прогресс». Мы проведем необходимые изыскания и подготовим полный пакет отчетной документации.

К такому выводу пришли участники круглого стола «Вопросы сохранения объектов культурного наследия при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», который Главгосэкспертиза России при содействии фонда «История Отечества» и Института археологии РАН (ИА РАН) провела на площадке Дома Российского исторического общества в Москве.

80% современных археологических исследований проводится во время реализации объектов капстроительства. В связи с этим особенно актуален вопрос сохранения объектов культурного наследия, попадающих в зону застройки. Перед проведением строительных земляных работ на стадии инженерных изысканий необходимо обследовать участок, который предполагается осваивать, на предмет нахождения объектов культурного наследия. Когда эти работы не проводятся вовремя, уже на стадии прохождения государственной экспертизы проектной документации возникают трудности, которые могут привести к отрицательному заключению. Более 65 человек: представители Главгосэкспертизы России, Государственной думы, федеральных органов исполнительной власти, археологи и строители собрались на одной площадке, чтобы найти компромисс в вопросах строительства и сохранения культурного наследия, выработать формулы, которые дадут возможность реализовывать большие проекты, создавать новую инфраструктуру, при этом сохраняя памятники археологии. Участники круглого стола посчитали необходимой консолидацию усилий в целях сохранения археологического наследия России. Особое внимание было уделено дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы.

Открывая дискуссию, заместитель начальника Главгосэкспертизы России Светлана Балашова, выступившая модератором мероприятия, отметила, что на стадии получения заключений государственной экспертизы как на лакмусовой бумажке отражаются существующие проблемы археологии, законодательства и деятельности застройщика. Только через экспертов центрального аппарата Главгосэкспертизы России в 2017 году прошло 1700 объектов, 20-25% из которых получили отрицательные заключения. Не менее 7% этих отказов связаны с нерешенными вопросами охраны культурного наследия. Опыт Главгосэкспертизы России, убеждена эксперт, в очередной раз показывает, что вопросы археологических изысканий необходимо решать на ранних стадиях проектирования. Чему в том числе должно помочь и участие Главгосэкспертизы в регулировании этих вопросов: свод правил по инженерным изысканиям говорит о том, что археологические исследования входят в состав инженерно-экологических изысканий. «И хотя эти требования долгое время встречали сопротивление застройщиков, в последнее время ситуация меняется к лучшему. Как мотивировать заказчика на выполнение требований законодательства в области охраны культурного наследия – это предмет для обсуждения и дальнейшей работы», — заметила Светлана Балашова. — «На стенах моего кабинета висят фотографии археологических артефактов, обнаруженных на территории строительства наших объектов, и это потрясающие вещи. И когда наши заказчики спрашивают меня, зачем им нужно тратить время, силы и средства на проведение археологических изысканий, я показываю им эти фотографии. Они сами по себе – ответ на этот вопрос».

Константин Могилевский, исполнительный директор Фонда «История Отечества» и член правления Российского исторического общества, напомнив, что в 2019 году исполняется 100 лет российской академической археологии, подчеркнул, что мероприятия по сохранению историко-культурного наследия не противоречат ни развитию бизнеса, ни совершенствованию инфраструктуры нашей страны, и в этой работе требуются согласованные действия всех участников процесса: «Наш приоритет – сохранение и популяризация высокого культурного наследия, и в этой работе археологии отведена одна из самых значимых ролей. За последние годы удалось добиться совершенствования законодательства и выработки рабочего механизма его исполнения. Однако не менее важно, чтобы было отлажено эффективное взаимодействие между участниками процесса».

Первый заместитель председателя Комитета по культуре Государственной Думы Российской Федерации Елена Драпеко подняла вопрос необходимости совершенствования законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, указав, что в профильном законе недостаточно прописаны аспекты проведения археологических работ в целом и особенно в отношении объектов, расположенных под водой. Комитетом, рассказала первый заместитель председателя, была проведена работа по ускорению создания возможностей для подготовки проектной документации и строительства на территории населенных пунктов за счет подготовки проекта закона «О границах исторических поселений»: с принятием закона вне этих границ можно строить уже без разрешения. Революционным решением, уверена Елена Драпеко, стал и закон о защитных зонах культурного наследия: по аналогии с водными объектами объекты культурного наследия были накрыты «сетью» с временными зонами охраны. На рассмотрении находится несколько законопроектов, касающихся объектов археологии. И хотя законодателями уже проделана большая работа по регулированию в этой сфере, пока еще остается проблема с охраной подводной археологии, объектов, находящихся на шельфе и в российских территориальных водах. «Мы их охраняем законодательно, но не технологически. Осуществлять подобный надзор и контроль хотя бы из-за отсутствия материальной базы не может ни одно подразделение Министерства культуры, а у органов, обладающих плавсредствами, нет соответствующих полномочий», — заметила Елена Драпеко, предложив разработать пакет мер, которые позволят изменить ситуацию.

Академик, вице-президент РАН и директор Института археологии РАН Николай Макаров отметил, что вопросы сохранения объектов культурного наследия, в том числе при проведении государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, сегодня исключительно важны. Стадия экспертизы больших проектов, заявил он, тот этап, когда принимаются решения, определяющие судьбу объектов культурного наследия. Эти решения нужны не тогда, когда экскаватор выезжает на строительную площадку, когда проект уже запущен в работу, а на этапе планирования. «Историческое наследие — огромная ценность. Оно приобщает к прошлому, дарит возможность увидеть подлинные артефакты минувших эпох и пройтись по археологическому ландшафту. Сохранение великих традицией и памятников — это огромный ресурс и важная часть нашей культуры, единственный способ приобщения к истории, который не заменят тексты», — заявил Николай Макаров, добавив, что необходимо примирить интересы сохранения наследия и развития социальной и промышленной инфраструктуры страны. Многое для их гармонизации, по мнению директора Института археологии РАН, делает Главгосэкспертиза России, которая помогает найти согласованные решения и для сохранения наследия, и для реализации больших строительных проектов.

По словам академика, несмотря на то, что археологи преданы идее изучения древностей, они плотно погружены в современную жизнь и понимают, что работают в условиях стремительно развивающейся страны, поэтому должны учитывать задачи экономики и развития инфраструктуры. Поэтому археологи также способствуют поиску обоснованных экономических решений, тщательнее проверяют границы объектов с тем, чтобы избежать ненужных раскопок, все чаще предлагают варианты, которые включают обход экологических памятников при планировании линейных объектов, что дает возможность снизить сметы строительства и бюджетные расходы.

Директор Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации Владимир Цветнов оценил работу, проведенную Главгосэкспертизой России, Институтом археологии РАН и крымскими властями в ходе выполнения программы инвентаризации огромного числа памятников археологии, выявленных на территории полуострова, напомнив в том числе и об уникальном случае археологической музеефикации шурфов с частями фундаментов Малого Николаевского дворца и церкви Алексея Митрополита из комплекса зданий, примыкавших к Чудову монастырю. «Сегодня в археологические шурфы на Ивановской площади можно заглянуть через специально созданные с этой целью окна, расположенные на брусчатке Московского Кремля. Музеефикация прошла при активном участии РАН и Главгосэкспертизы России, которая рассматривала проектную документацию по масштабным инфраструктурным объектам, в ходе реализации которых были открыты шурфы. Это стало еще одним ярким примером эффективности такой совместной работы», — подчеркнул представитель Минкульта. Также Владимир Цветнов сообщил, что в 2018 году Министерство культуры выходит на электронную подачу заявок на проведение изысканий, в связи с чем планируется проведение семинаров по обучению археологического сообщества работе в новом формате.

Строительную отрасль на круглом столе также представил директор Департамента разрешительной деятельности и контроля Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимир Калинкин: «Перед Минстроем России стоит задача – минимизировать и временные, и экономические затраты, которые вынужден нести застройщик, когда строительные задачи сталкиваются с необходимостью охраны объектов культурного наследия и проведения археологических работ. Наша общая задача – сблизить орбиты, по которым двигаются и развиваются строители, проектировщики, археологи и эксперты». Он отметил, что и Главгосэкспертизой, и другими структурами неоднократно поднимались вопросы о необходимости учета при проектировании объектов культурного наследия, которые, как заведомо известно, существуют в месте предполагаемого строительства. Сейчас такой подход практически не применяется, и в результате обнаружение археологических объектов на стадии реализации проекта требует внесения изменений в проектную документацию, новых согласований и проверок, огромных временных и ресурсных затрат. Поэтому крайне важно проводить археологическое обследование участка еще на моменте предпроектных решений, до начала строительных работ, и учитывать на этапе проектирования мнение археологов и уполномоченных органов по охране объектов культурного наследия.

Заместитель директора Института археологии РАН по науке Ася Энговатова рассказала, что в 2017 году было проведено рекордное количество археологических исследований, что было достигнуто, в основном, за счет реализации масштабных инфраструктурных проектов в Республике Крым. Так, например, во время реконструкции и строительства федеральной автомобильной дороги «Таврида», проекты этапов которой рассматривала Главгосэкспертиза России, были обнаружены уникальные археологические находки: башня и стены крепости, построенные более двух тысяч лет назад, во времена Боспорского царства.

Однако кроме победных реляций в этой сфере есть и многочисленные проблемы, связанные с недоработкой проектов, отметила Ася Энговатова: «Например, в зону реконструкции трассы «Таврида» входил царский курган, такой же огромный, как знаменитый курган Куль-Оба, известный всем по школьным учебникам истории. Можно было сместить дорогу вправо, не задев кургана, но проектировщики решили иначе. В результате археологам пришлось построить огромную каменную кладку для того, чтобы можно было направить дорогу на 30 метров в сторону и сохранить бесценный археологический объект».

По мнению замдиректора Института археологии РАН по науке, нельзя полагаться на то, что во время строительства рабочий найдет некий артефакт, сообщит об этом прорабу, а тот – начальству, которое остановит стройку и вызовет органы охраны, чтобы на этом месте можно было провести археологические работы: «В большинстве случаев никто, кроме археолога, ни при каких условиях не сможет распознать ценность найденного предмета, а под ковшом экскаватора вообще ничего невозможно разглядеть. Поэтому археологические изыскания следует проводить не во время строительства, а до него». Также спикер подчеркнула, что с экономической точки зрения выгоднее перенести участок строительства из зон границы объекта культурного наследия, чем тратить средства на мероприятия по его сохранению.

Вопрос доработки сметных нормативов обсудила с участниками круглого стола первый заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Ирина Лищенко. «Одной из основных задач Главгосэкспертизы России является повышение достоверности определения сметной стоимости капитального строительства, в том числе это касается и затрат на археологические изыскания. И здесь нет приоритета, вопроса, кто важнее – строители или археологи», — отметила Ирина Лищенко. – «Поскольку в сметную стоимость входят затраты не только на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию, но и на работы по сохранению объектов культурного наследия, то в единую базу должны быть внесены все недостающие нормативы по археологическим работам». Первый заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию сообщила также, что в этой сфере уже достигнута договоренность между Министерством культуры и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и подготовлен проект дорожной карты по вопросам, связанным с сохранением объектов культурного наследия.

По итогам круглого стола участники пришли к выводу, что важное место в системе мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия занимают меры, связанные с осуществлением государственного контроля при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. В настоящее время наблюдаются повышение ответственности строительных компаний в отношении сохранения объектов культурного наследия при проектировании и строительстве. Кроме того, существенную роль в осуществлении контроля за соответствием проектной документации требованиям федерального законодательства в области сохранения объектов культурного наследия играет Главгосэкспертиза России. Также нельзя не отметить положительные результаты межведомственного взаимодействия по вопросам сохранения объектов культурного наследия.

Участники встречи посчитали необходимой консолидацию усилий учреждений, ответственных за сохранение объектов культурного наследия, органов местного самоуправления в целях сохранения археологического наследия России и дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы сохранения важнейшей составляющей культурного наследия России — памятников археологии.

Также участие в круглом столе приняли представители Администрации и Управления делами Президента Российской Федерации, служб государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономного округов, Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя, отдела археологии Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, Департамента культурного наследия города Москвы, представители ПАО «Газпром» и ПАО «Лукойл», Государственной компании «Российские автомобильные дороги», ОАО «РЖД», ООО УК «МЕТАЛЛОИНВЕСТ», ПАО «РусГидро» и других компаний.

Многие объединяют эти два понятия в одно, но это неправильно, так как это разные виды археологических работ.

Археологический надзор – форма археологических полевых исследований, осуществляемых в целях сохранения объектов археологического наследия, устанавливающая контроль со стороны специалиста-археолога за соблюдением условий, предписанных организаторам строительно-хозяйственных работ государственными органами, уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия.

Как правило, археологический надзор осуществляется за земляными и землеустроительными работами в границах зон охраны объекта археологического наследия. Для данного вида работ не требуется разрешение (Открытый лист), который выдается в Министерстве культуры РФ, достаточно лишь присутствие специалиста-археолога в период проведения земляных работ на объекте строительства.

Археологическое наблюдение проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.

Для археологического наблюдения требуется заказывать разрешение (Открытый лист) в Министерстве культуры РФ.