Проверка ФМС

В связи с внесенными изменениями в распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. N 635-р и от 27 марта 2020 г. N 763-р о проведении мероприятий по предупреждению проникновения на территорию Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, изменился перечень категорий граждан, в отношении которых не распространяются введенные временные ограничения на въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 763-р (с изменениями и дополнениями от 16 апреля 2020 г. N 1031-р, от 29 апреля 2020 г. N 1170-р, от 29 мая 2020 г. N 1445-р, от 6 июня 2020 г. N 1511-р, от 01.08.2020 N 1997-р) с 00 часов 00 минут по московскому времени 30 марта 2020 г. временно ограниченно движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы.

С учетом ограничительных мер, предусмотрен следующий порядок пересечения государственной границы Российской Федерации:

Въезд в Российскую Федерацию возможен для иностранных граждан следующих категорий:

1. Граждане государств – участников Содружества Независимых Государств, Республики Абхазия и Республики Южная Осетия, прибывающие в Российскую Федерацию через воздушные пункты пропуска и убывающие в государства своего гражданства через воздушные пункты пропуска и другие пункты пропуска при следовании в государства своего гражданства иными видами транспорта.

2. Аккредитованные или назначенные сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, международных организаций и их представительств, иных официальных представительств иностранных государств, расположенных на территории Российской Федерации, должностные лица Постоянного Комитета Союзного государства, а также члены семей указанных лиц, водители грузовых автомобилей международного автомобильного сообщения, экипажи воздушных, морских и речных судов, поездные и локомотивные бригады международного железнодорожного сообщения, персонал, определенный международными соглашениями Российской Федерации в сфере железнодорожного транспорта, сотрудники Межправительственной фельдъегерской связи, члены официальных делегаций, въезжающих в Российскую Федерацию, при условии предъявления указанными лицами действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и визы либо в безвизовом порядке в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

3. Лица, имеющие дипломатические, служебные либо обыкновенные частные визы, выданные в связи со смертью близкого родственника, а также обыкновенные частные визы, выданные по решению МИДа России.

4. Граждане государств, в отношениях с которыми у Российской Федерации действуют международные договоры о безвизовых поездках, в случае если эти граждане въезжают в Российскую Федерацию в связи со смертью близкого родственника (супруга, супруги, родителя, детей, усыновителя, усыновленного, опекуна и попечителя), при условии предъявления действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, копии свидетельства либо справки о смерти и документа, подтверждающего степень родства, либо въезжают в Российскую Федерацию по действительным дипломатическим или служебным паспортам.

5. Лица, являющиеся членами семьи (супругами, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными), опекунами и попечителями граждан Российской Федерации, при условии предъявления действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и визы либо в безвизовом порядке в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, при условии предъявления копии документа, подтверждающего степень родства с гражданином Российской Федерации.

Для указанной категории лиц, предусмотрен въезд в Российскую Федерацию при наличии любой категории действительных российских виз, в том числе визы временного проживающего лица, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

6. Лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. При этом в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документом, подтверждающим право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации, является вид на жительство.

7. Лица, следующие транзитом через воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации без выхода за их пределы.

8. Лица, являющиеся участниками и членами семей участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», при предъявлении действительных документов, удостоверяющих личность и признаваемых в Российской Федерации в этом качестве, и свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. При этом иностранные граждане, являющиеся членами семей участников Государственной программы могут въехать в Российскую Федерацию только при наличии в указанном свидетельстве отметки о постановке на учет в качестве члена семьи участника Государственной программы.

9. Лица, участвующие в проведении наладки и технического обслуживания оборудования иностранного производства, указанных в списке, направленном в ФСБ России и МВД России федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находится организация – заказчик оборудования иностранного производства. Пропуск через государственную границу Российской Федерации указанной категории граждан возможен только после направления списков из федеральных органов исполнительной власти в Пограничную службу ФСБ России.

10. Лица, однократно въезжающие в Российскую Федерацию, привлекаемые к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов, включенных в список (с указанием пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации и даты въезда), направленный в ФСБ России и МВД России федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находится организация – работодатель или заказчик работ (услуг), при условии предъявления указанными лицами действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и визы либо в безвизовом порядке в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и при условии предъявления действующего трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с работодателем или заказчиком работ (услуг). Пропуск через государственную границу Российской Федерации указанной категории граждан возможен только после направления списков из федеральных органов исполнительной власти в Пограничную службу ФСБ России.

11. Граждане Республики Белоруссия, являющихся сотрудниками белорусских компаний, принимающих участие в работах по обеспечению беспрерывного производственного процесса на промышленных объектах в Российской Федерации в сфере ядерной энергетики, строительства, добычи нефти и газа, переработки полезных ископаемых, направляемых на промышленные объекты в Российской Федерации для работы вахтовым методом, указанных в списке, направленном в ФСБ России и МВД России федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находится организация – заказчик указанных работ, либо Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», и следующих через российско-белорусскую государственную границу или пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Пропуск через государственную границу Российской Федерации указанной категории граждан возможен только после направления списков из федеральных органов исполнительной власти в Пограничную службу ФСБ России.

12. Лица, постоянно проживающие на территории г. Байконур Кзыл-Ординской области Республики Казахстан либо командируемых на территории Республики Казахстан для участия в выполнении государственных программ Российской Федерации, президентских программ, Федеральной космической программы России, межгосударственных и федеральных целевых программ, программ Союзного государства и программ международного сотрудничества в области космической деятельности, указанных в списке, направленном в ФСБ России Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», при условии предъявления указанными лицами действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и визы либо в безвизовом порядке в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

13. Лица, въезжающие в Российскую Федерацию в целях лечения, при условии предъявления действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и визы либо в безвизовом порядке в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, а также документов (копий документов), выданных медицинской организацией, подтверждающих приглашение на лечение, с указанием времени проведения лечения или документов (копий документов), оформленных Минздравом России. Документы, подтверждающие указанное обстоятельство, могут быть любой формы. При этом содержание этих документов должно подтверждать указанную цель поездки иностранного гражданина.

14. Лиц, однократно въезжающих в Российскую Федерацию к нуждающимся в уходе больным близким родственникам (супругам, родителям, детям, усыновителям, усыновленным), опекунам и попечителям, при условии предъявления действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и визы либо в безвизовом порядке в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, а также документов (копий документов), выданных медицинской организацией, подтверждающие их состояние, и копий документа, подтверждающего степень родства с гражданином Российской Федерации.

15. Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Объединенной Республики Танзания и Швейцарской Конфедерации, следующие в Российскую Федерацию через воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации из государств гражданской принадлежности.

16. Лица, имеющие вид на жительство либо другой документ, подтверждающий право на постоянное проживание в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Объединенной Республике Танзания и Швейцарской Конфедерации, следующие в Российскую Федерацию через воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации из указанных государств.

17. Граждане Республики Абхазия, въезжающие в Российскую Федерацию из Республики Абхазия.

18. Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, при наличии в паспорте гражданина Украины либо документе, удостоверяющем личность, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2017 г. N 74 «О признании в Российской Федерации документов и регистрационных знаков транспортных средств, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающие на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины», отметки о регистрации по месту жительства на территории соответствующего района Донецкой или Луганской областей Украины.

Выезд из Российской Федерации возможен для граждан Российской Федерации следующих категорий:

1. Граждане Российской Федерации, являющиеся дипломатическими работниками МИДа России, работниками дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, официальных представительств Российской Федерации при международных организациях, должностные лица Постоянного Комитета Союзного государства, и члены семей указанных лиц, а также граждане Российской Федерации, являющиеся водителями грузовых автомобилей международного автомобильного сообщения, экипажами речных судов, поездных и локомотивных бригад международного железнодорожного сообщения, персоналом, определенным международными соглашениями Российской Федерации в сфере железнодорожного транспорта, сотрудниками Межправительственной фельдъегерской связи, членами официальных делегаций, курьерами дипломатической связи, выезжающие из Российской Федерации, при условии предъявления указанными лицами действительных документов, удостоверяющих их личность.

2. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации в связи со смертью близкого родственника, при условии предъявления копии свидетельства либо справки о смерти, а также документа, подтверждающего степень родства.

3. Граждане Российской Федерации, следующие железнодорожным пассажирским транспортом транзитом с одной части территории Российской Федерации в Калининградскую область и обратно.

4. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, при наличии паспорта гражданина Российской Федерации.

5. Граждане Российской Федерации, являющиеся военнослужащими, гражданским персоналом, сотрудниками компетентных органов Российской Федерации военных баз и воинских частей, дислоцированные за пределами Российской Федерации, и члены семей указанных лиц, а также граждане Российской Федерации, являющихся военнослужащими, гражданским персоналом и подрядчиками, обеспечивающие жизнедеятельность и функционирование этих баз и частей, выезжающие из Российской Федерации, при условии предъявления указанными лицами действительных документов, удостоверяющих их личность и командировочных (отпускных) удостоверений.

6. Граждане Российской Федерации, являющиеся сотрудниками организаций, осуществляющие деятельность по реализации на территории иностранных государств проектов строительства объектов критически важных энергетических инфраструктур в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации в сфере ядерной энергетики, выезжающие из Российской Федерации, при условии предъявления указанными лицами действительных документов, удостоверяющих их личность.

7. Граждане Российской Федерации, являющиеся членами экипажей морских судов, следующие для смены экипажей морских судов, находящиеся в иностранных морских портах, персоналом, осуществляющие обслуживание и эксплуатацию трансграничных объектов инфраструктуры, при условии предъявления указанными лицами действительных документов, удостоверяющих их личность.

8. Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, для однократного выезда из Российской Федерации к месту постоянного проживания.

9. Граждане Российской Федерации, являющиеся сотрудниками российских компаний, принимающие участие в обеспечении беспрерывного производственного процесса на промышленных объектах в Республике Белоруссия в сфере строительства и переработки полезных ископаемых, а также направляемые на производственные объекты в Республике Белоруссия для работы вахтовым методом, указанных в списке, направленном в ФСБ России федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находится организация – заказчик проводимых работ.

10. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории г. Байконур Кзыл-Ординской области Республики Казахстан либо командируемых на территории Республики Казахстан для участия в выполнении государственных программ Российской Федерации, президентских программ, Федеральной космической программы России, межгосударственных и федеральных целевых программ, программ Союзного государства и программ международного сотрудничества в области космической деятельности, указанных в списке, направленном в ФСБ России Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос».

11. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации в целях лечения, при условии предъявления документов (копий документов) принимающей медицинской организации, подтверждающих лечение, с указанием времени проведения лечения или документов (копий документов), оформленных Минздравом России. Документы, подтверждающие указанное обстоятельство, могут быть любой формы. При этом содержание этих документов должно подтверждать указанную цель поездки иностранного гражданина.

12. Граждане Российской Федерации, однократно выезжающие из Российской Федерации к нуждающимся в уходе больным близким родственникам (супругам, родителям, детям, усыновителям, усыновленным), опекунам и попечителям, при условии предъявления документов (копий документов), выданных медицинской организацией, подтверждающих их состояние, а также копии документа, подтверждающего степень родства.

13. Граждане Российской Федерации, являющиеся членами семьи (супругам, родителям, детям, усыновителям, усыновленным), опекунам и попечителям лиц, в том числе иностранных граждан, проживающих за пределами Российской Федерации, при условии предъявления действительных документов, удостоверяющих их личность, копий документов, подтверждающих степень родства и право члена семьи на проживание в иностранном государстве либо наличие у него гражданства иностранного государства, для однократного выезда из Российской Федерации к месту проживания членов семьи.

14. Граждане Российской Федерации, однократно выезжающие из Российской Федерации в связи с осуществлением трудовой деятельности на территории иностранного государства, при условии предъявления документов, подтверждающих факт осуществления трудовой деятельности (трудовой договор (контракт)) с иностранными работодателем или его копии, разрешения на работу, выданного уполномоченной организацией принимающей стороны, а также разрешения на право въезда в иностранное государство в указанных целях.

15. Граждане Российской Федерации, однократно выезжающие из Российской Федерации для получения образования в иностранных образовательных организациях, при условии предъявления документов (копий документов), подтверждающих получение ими образования в конкретной иностранной образовательной организации, или документов (копий документов) российской образовательной организации о направлении обучающихся на обучение в иностранной образовательной организации, а также разрешение на право въезда в иностранное государство в указанных целях.

16. Граждане Российской Федерации выезжающие из Российской Федерации в Республику Абхазия.

При этом указанные ограничения не распространяются на граждан Российской Федерации, следующих через государственную границу воздушным международным сообщением.

Обращаем внимание, что лицам, в случае повторного въезда/выезда в/из Российской Федерации, по основаниям, для которых предусмотрен однократный въезд/выезд в/из Российской Федерации будет отказано в пересечении государственной границы Российской Федерации.

Дополнительно информируем, что в соответствии со статьей 9 Конвенции о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.), государство обеспечивает, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию.

С учетом изложенного лица, могут следовать в/из Российской Федерации со своими несовершеннолетними детьми при наличии указанных или иных обстоятельств, предусмотренных упомянутыми распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Отсутствие информации о запрашиваемом паспорте (ответ: «В электронных учетах ГУВМ МВД РФ в настоящее время не значится») не означает, что паспорт недействителен. Такой ответ дается в случае, если информация о выданном паспорте пока не поступила из соответствующего территориального органа, или же запись о паспорте проходит тестирование в программном комплексе Базы.

Обновление данных сервиса проверки паспортов осуществляется еженедельно.

Представление дополнительной информации о владельце паспорта — не предусмотрено. (Основание — нормативно-правовые акты о защите персональных данных).

Напомним, что информация о паспортах граждан Российской Федерации, полученная с помощью нашего сервиса, носит исключительно справочный характер.

Для получения юридически значимой информации необходимо обращаться в территориальные подразделения ГУВМ МВД РФ, которые выдавали паспорта.

Проверка паспортов граждан РФ осуществляется по базе
Федеральной Миграционной Службы Российской Федерации.
По всем вопросам связанным с данной услугой просьба обращаться в ГУВМ МВД РФ https://guvm.mvd.ru/

В погоне за дешевой рабочей силой организации часто забывают, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловках». Однако о данном факте работодателям непременно напомнит ФМС, когда придет с проверкой. Если инспекторы обнаружат, что организация нарушает миграционное законодательство, то они наложат на нее довольно внушительные санкции, которые сильно ударят по «карману». Поэтому работодателям необходимо знать не только, как проходят проверки ФМС, но и что именно инспекторы вправе проверять.

Наличие иностранных работников в организациях – довольно распространенное явление на сегодняшний день. Некоторые нанимают иностранцев из соображений экономии, другие, наоборот, привлекают высоквалифицированных специалистов. В любом случае, работодатель должен соблюдать миграционное законодательство. А проверяет исполнение данной обязанности ФМС. Она контролирует соблюдение положений миграционного законодательства иностранными гражданами, а также соблюдение правил привлечения иностранцев в Россию и использования их труда.

Основными документами, регулирующими проведение проверок, являются:

  • приказ МВД России и ФМС России от 30.04.2009 г. № 338/97 «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда» (далее – Регламент);
  • приказ Роструда и ФМС России от 03.04.2007 г. № 40/66 «Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы по труду и занятости и Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю (надзору) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации».

Для справки

Действительность разрешений на работу и патентов на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами можно проверить на официальном сайте ФМС России, перейдя по ссылке https://services.fms.gov.ru/info‑service.htm?sid=2060, либо выбрать на Главной странице раздел «Информационные сервисы».

Так, ФМС вправе проверить организацию или предпринимателя, если они являются по отношению к иностранным гражданам работодателями, имеют земельные участки, здания и помещения, на территории которых осуществляется трудовая деятельность иностранцев, или предоставляют им транспортные средства, выступают в отношении граждан других стран в качестве принимающей стороны либо обязаны в силу закона обеспечивать соблюдение норм миграционного законодательства (например, когда третьи лица организуют деятельность с использованием их имущества).

Рассмотрим виды проверок, а также основные права и обязанности проверяющих и проверяемых.

Документарная проверка

Данная проверка проводится сотрудниками ФМС без выезда на проверяемый объект на основании имеющихся сведений, содержащихся, в том числе, в информационных базах данных, и сведений, полученных по запросам в органах госвласти, от проверяемого объекта и иных организаций.

Основанием для проведения документарной проверки является:

  • получение информации о возможных нарушениях миграционного законодательства;
  • присутствуют признаки административного правонарушения в уже имеющихся сведениях.

Проверка осуществляется на основании распоряжения о ее проведении. В нем должны содержаться следующие сведения:

  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • ФИО, должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • объект проверки. В случае если объектом проверки являются юрлицо или индивидуальный предприниматель, указывается наименование организации или ФИО коммерсанта;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • номер и дата;
  • правовые основания проведения проверки;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю (надзору);
  • перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • даты начала и окончания проведения проверки.

Обратите внимание

В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 25.07.2002 № 115‑ФЗ (далее – Закон № 115‑ФЗ) плановая проверка ФМС может проводиться ежегодно.

Согласно пункту 16 Регламента, документарная проверка проводится в срок до одного месяца. При этом данный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В ходе проверки сотрудники ФМС вправе запрашивать у проверяемых, а также у иных организаций и органов власти необходимые документы (например, трудовые договоры, штатное расписание, разрешение на право привлечения и использования иностранной рабочей силы и т. д.) и информацию.

Обратите внимание, что в Регламенте не указан срок, в который организация должна представить запрашиваемые документы. При этом в пункте 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294‑ФЗ указано, что документы, указанные в запросе необходимо представить в течение десяти рабочих дней со дня получения такого запроса.

За непредставление или несвоевременное предъявление документов на проверяемого может быть наложен штраф в размере от 2000 до 4000 руб. – для граждан; от 40 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц; от 400 000 до 500 000 руб. – для юрлиц (ч. 2 ст. 18.11 КоАП РФ).

Выездная проверка

Выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом. Основанием для включения организации в план проверок является наличие у ФМС информация о присутствии в штате фирмы иностранцев. С графиком на 2015 год можно ознакомиться на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ, перейдя по ссылке https://plan.genproc.gov.ru/plan2015 либо выбрав на Главной странице раздел «Сводный план проверок».

Обратите внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 25.07.2002 № 115‑ФЗ (далее – Закон № 115‑ФЗ) плановая проверка ФМС может проводиться ежегодно.

Внеплановая проверка проводится в случае, когда истек срок исполнения работодателем, выданного предписания об устранении выявленного нарушения, а также, если у ФМС есть информация о нарушениях миграционного законодательства (п. 5 ст. 32 Закон № 115‑ФЗ, п 22.1.1 Регламента).

Согласно пункту 15 Регламента выездная проверка не зависимо от того, плановая она или нет, проводится в срок до семи дней, который может быть продлен на 7 дней. Таким образом, максимальный срок проведения проверки (с учетом возможного продления) – 14 дней.

Порядок проведения

Выездная проверка так же, как и документарная, осуществляется на основании распоряжения о ее проведении.

Инспекторы, пришедшие с проверкой, обязаны подтвердить свои полномочия. Для этого сотрудники ФМС должны предъявить свои служебные удостоверения проверяемому и вручить ему заверенную копию распоряжения о поведении проверки. При этом на оригинале распоряжения представитель проверяемого должен проставить отметку о получении копии с подписью и с указанием своей должности (иного подтверждения своего статуса представителя), ФИО, а также даты получения копии. Подписанный представителем проверяемого оригинал распоряжения приобщается к материалам проверки. В случае отказа представителя проверяемого от получения копии распоряжения, в оригинале делается соответствующая запись.

Важно

По общеустановленному правилу контролирующие органы вправе проводить плановые проверки не чаще чем один раз в три года. Однако, в соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 25.07.2002 № 115‑ФЗ плановая проверка ФМС может проводиться ежегодно.

Также инспекторы обязаны ознакомить работодателя с порядком проведения проверки и его правами и обязанностями. Так, проверяемый вправе:

  • присутствовать при всех действиях в ходе проверки;
  • представлять документы, сведения и сообщать информацию, обязательную, по его мнению, для включения в акт проверки;
  • обжаловать в установленном порядке действия сотрудников, осуществляющих проверку;
  • знакомиться со всеми материалами проверки;
  • направлять мотивированные возражения по поводу обстоятельств, изложенных в акте проверки.

Неосуществление данных действия признается нарушением процедуры проведения проверки.

Далее сотрудники ФМС приступают к осмотру территории, а также к проверке соблюдения работодателем и иностранными сотрудниками положений миграционного законодательства. При осмотре может использоваться фото- и видеосъемка.

У всех иностранных граждан инспекторы проверят паспорт (иной документ, удостоверяющий личность), миграционную карту, вид на жительство, разрешение на временное проживание, документ, подтверждающий постановку на миграционный учет, действующую визу (если сотрудник из «визовой» страны), разрешение на работу и т. д. Все необходимые документы всегда должны быть у иностранных работников с собой.

Проверяющие обязательно сравнят разрешения на работу и трудовые договоры. Наименование должности в данных документах должно совпадать. Помимо этого проверятся и регион, в котором иностранный работник имеет право трудиться (напомним, что иностранец может работать только в том регионе, который указан в разрешении).

Обратите внимание

Сотрудники ФМС перед проведением проверки обязаны предъявить распоряжение о проведении проверки и свои служебные удостоверения. Если они этого не сделали, либо в распоряжении указаны иные инспекторы, то проверка будет считаться незаконной. Также проверяемый вправе не пускать на территорию организации сотрудников ФМС не указанных в распоряжении.

Стоит отметить, что инспекторы могут проверить документы у всех граждан, находящихся на территории организации.

После этого сотрудники ФМС приступают к проверке документов организации. Они могут затребовать:

  • уставные документы;
  • штатное расписание;
  • договор аренды помещений;
  • разрешение на право привлечения и использования иностранной рабочей силы;
  • уведомление о привлечении иностранных работников;
  • соответствие иностранных рабочих квоте и т. д.

Чаще всего данные документы требуют предоставить в устном порядке. Однако сотрудники ФМС могут предъявить и запрос о предоставлении документов, который оформляется в двух экземплярах (первый вручается (направляется) проверяемому, а второй приобщается к материалам проверки). При получении такого запроса работодатель должен представить заверенные подписью и печатью копии истребуемых документов. Если документы не могут быть представлены в установленный в запросе срок либо отсутствуют, то проверяемому следует до истечения такого срока дать инспекторам письменное мотивированное объяснение о причинах неисполнения требования.

За непредставление или несвоевременное предъявление документов предусмотрена ответственность в виде штрафа (ч. 2 ст. 18.11 КоАП РФ).

В случае если по решению проверяющих заверенные копии документов подлежат приобщению к материалам проверки, то должен быть составлен акт приема‑передачи документов (два экземпляра), который подписывается обеими сторонами. В акте указывается перечень передаваемых документов и дата их приема‑передачи документов.

При выявлении каких‑либо несоответствий или неточностей в документах либо при возникновении вопросов при осмотре территории сотрудники ФМС вправе попросить работодателя устно пояснить данные моменты.

Выездная проверка может быть и совместной. В данном случае в проверке принимают участи не только сотрудники ФМС, но и других контролирующих органов (сотрудники ОВД или Роструда).

Ольга Шабайкина, юрист, для журнала «Практическая бухгалтерия»

Практическая бухгалтерия

Данная статья опубликована в закрытом разделе портала «Практическая бухгалтерия». Конкретные бухгалтерские вопросы с примерами решений и экспертными мнениями — максимум полезной и нужной информации на одном портале.
Получите доступ >>