Проводки по принятию обязательств в бюджетном учреждении
Ответ от 28.02.2019
В пункте 11 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), а также в приложении 3 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее — Приказ № 52н) перечислены обязательные журналы операций (ф. 0504071):
- журнал операций по счету «Касса»;
- журнал операций с безналичными денежными средствами;
- журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
- журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
- журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям;
- журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
- журнал по прочим операциям.
В методических указаниях (приложение 5 к Приказу № 52н) разъясняется порядок оформления перечисленных журналов. Журнал по прочим операциям применяется для учета операций, которые не нашли отражения в других журналах.
Для счетов санкционирования отдельного журнала операций не предусмотрено. Согласно п. 314 Инструкции № 157н учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными (плановыми, прогнозными) назначениями, и обязательствами ведется в журнале по прочим операциям. Основанием для записей в журнале служат первичные документы (учетные документы), установленные финансовым органом соответствующего бюджета (в части обязательств — учреждением).
В письме Минфина России от 21.11.2018 № 02-06-10/83915 указывается, что информация по счетам санкционирования должна отражаться в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) и Главной книге (ф. 0504072).
В прежних редакциях п. 11 Инструкции № 157н (с 2011 по 2016 гг.) для учета операций санкционирования предусматривался отдельный журнал. Это требование было реализовано в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», журналу присвоен номер 9. Поскольку информация по счетам санкционирования плановая, такое решение представляется логичным. Однако приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н упоминание журнала по санкционированию исключено из п. 11 Инструкции № 157н.
Поскольку учреждения вели журнал по санкционированию на протяжении шести лет, многие из них продолжают отражать эти сведения в отдельном журнале операций, закрепив такое решение в учетной политике. На наш взгляд, это может вызвать претензии контролеров. Дело в том, что в учетной политике устанавливаются особенности ведения учета, которые не регулируются нормативными правовыми актами по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности (п. 4 СГС «Учетная политика», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н). Однако в рассматриваемой ситуации п. 314 Инструкции № 157н содержит прямое указание, что информация по счетам санкционирования должна отражаться в журнале по прочим операциям. Поэтому, если подходить к вопросу формально, претензии ревизоров являются обоснованными.
Почему по счетам санкционирования формируется номер журнала операций 9?
Почему по счетам санкционирования формируется номер журнала операций 9?
В соответствии с приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н в перечне регистров бухгалтерского учета отсутствует журнал операций № 9 «Журнал по санкционированию». Бухгалтерские записи санкционированию должны быть отражены в Журнале регистрации ф. 0504064. Почему в формируемой в программе печатной форме бухгалтерской справки к документам по санкционированию в поле «Операции приняты к учету с отражением в» до сих пор печатается «ж/о 9». Просим устранить этот недочет.
Форма 0504064 «Журнал регистрации обязательств» и порядок ее составления утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, далее – Приказ № 52н. Согласно Методическим указаниям по формированию Журнала регистрации обязательств (ф. 0504064) (часть 3 приложения 5 к Приказу № 52н) он применяется только для учета обязательств (денежных обязательств) текущего финансового года.
Пунктом 308 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), далее – Инструкция № 157н, регламентировано, что счета Раздела 5 «Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта» Единого плана счетов бухгалтерского учета предназначены для ведения учета учреждениями, финансовыми органами показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, прогнозных показателей по доходам бюджета, сумм утвержденных плановых показателей доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения) показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) (далее — сметные (плановые, прогнозные) назначения соответственно по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также принятых учреждениями обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год.
Таким образом, Журнал регистрации обязательств (ф. 0504064) не может применяться для учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, прогнозных показателей по доходам бюджета, сумм утвержденных плановых показателей доходов и расходов, а также принятых учреждениями обязательств (денежных обязательств) на плановый период — очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным.
Приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н Журнал по санкционированию исключен из списка журналов (подпункт «в» пункта 2.4 Приложения 5 к приказу Минфина России от 16.11.2016 № 209н).
Согласно Методическим указаниям по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета (часть 3 приложения 5 к Приказу № 52н) для учета учреждением операций, не отраженных в перечисленных выше Журналах операций, применяется Журнал операций по прочим операциям.
В новой информационной базе, созданной из шаблона актуального релиза типовой конфигурации программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» в 2017 году, для счетов Раздела 5 «Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта» Единого плана счетов бухгалтерского учета в карточках счетов 500 00 указан номер журнала 8.
В информационной базе, созданной до 01.01.2017 г, в карточках счетов 500 00 указан номер журнала 9.
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» алгоритм формирования журналов операций таков: в перечень операций, отражаемых в отчете, попадают все проводки, у счета дебета или кредита которых реквизит «Номер журнала» равен номеру формируемого журнала.
Для того чтобы оборот по счету попал в определенный журнал, номер журнала должен быть указан в настройке счета.
Если вы хотите, чтобы в проводках и соответственно в Бухгалтерских справках (ф. 0504833) по счетам 500 00 формировался номер Ж/О 8, укажите его в карточках счетов 500 00.
После этого в проводках по счетам санкционирования будет формироваться номер журнала 8.
Документы, введенные ранее даты изменения настройки счетов 500 00, следует перепровести.
Следует отметить, что, по нашему мнению, операции по счетам санкционирования целесообразно выделить в отдельный журнал, поскольку счета 500 00 не корреспондируют с другими счетами Единого плана счетов бухгалтерского учета.
Применение отдельного журнала по счетам санкционирования надо закрепить в Учетной политике учреждения.
Материал подготовлен сотрудникам телефонной линии консультации компании «Микос» на основе материалов фирмы 1С!
Сотрудники нашей телефонной линии консультации — ежедневно помогают в работе сотням бухгалтеров!
Хотите получать оперативную помощь по 1С? Заключите договор сопровождения с нашей компанией.
Хотите получать полезные советы по 1С от нашей линии консультации? Подпишитесь на рассылку на сайте прямо сейчас!
Звоните по телефону: 8 (351) 222-00-22 Или отправьте заявку на reklama@mikos.ru Получите консультацию наших менеджеров с понедельника по четверг с 9:00 до 18:00, в пятницу с 9:00 до 16:45.
Мы в социальных сетях! Подписывайтесь!
Учет и отчетность бюджетных учреждений
ПОРЯДОК БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА САНКЦИОНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
М. В. БЕСПАЛОВ, кандидат экономических наук,
доцент,
заместитель главного бухгалтера Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
Одной из особенностей учета в бюджетных учреждениях является необходимость ведения учета санкционирования расходов. При этом учет лимитов бюджетных обязательств, принятых обязательств, бюджетных ассигнований наиболее сложен для восприятия, поскольку отражает механизм финансового взаимодействия учреждения с учредителем. Рассмотрим порядок бухгалтерского учета санкционирования расходов в казенных учреждениях как на основе общей корреспонденции счетов, так и на практических примерах учета лимитов бюджетных обязательств, а также принятия бюджетных и денежных обязательств.
Учет операций по санкционированию расходов бюджета ведется на следующих счетах:
— принятие к учету лимитов бюджетных обязательств — на сч. 501 «Лимиты бюджетных обязательств»;
— принятие к учету бюджетных и денежных обязательств — на сч. 502 «Принятые обязательства»;
— принятие к учету бюджетных ассигнований — на сч. 503 «Бюджетные ассигнования».
При этом в 22-м разряде номера счета указывается код аналитического учета соответствующего финансового года:
— 1 — текущий финансовый год;
— 2 — первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год);
— 3 — второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным);
— 4 — второй год, следующий за очередным (п. 309 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н)
При завершении текущего финансового года показатели по аналитическим счетам санкционирования расходов этого года на следующий год не переносятся. Показатели, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй год и следующие за текущим финансовым периодом, следует переносить следующим образом:
— показатели первого года, следующего за текущим, — на счета санкционирования текущего финансового года;
— показатели второго года, следующего за текущим, — на счета санкционирования первого года, следующего за текущим;
— показатели второго года, следующего за очередным, — на счета санкционирования второго года, следующего за текущим.
В соответствии с п. 312 Инструкции № 157н перенос показателей производится в первый рабочий день текущего года на основании справки (ф. 0504833).
Согласно ст. 6, подп. 2 и 5 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) лимиты бюджетных обязательств (далее — ЛБО) до получателя бюджетных средств доводит главный распорядитель бюджетных средств (далее — ГРБС), в ведении которого находится получатель.
На федеральном уровне объемы лимитов бюджетных обязательств доводят до получателей расходным расписанием (ф. 0531722) (п. 3.1 Порядка доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержденного приказом Минфина России от 30.09.2008 № 104н). На региональном (местном) уровне лимиты бюджетных обязательств доводятся на основании документов, утвержденных соответствующими региональными (местными) нормативно-правовыми актами.
Доведенные лимиты бюджетных обязательств отражаются на счетах бухгалтерского учета в разрезе кодов Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) (п. 134 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н), п. 317 Инструкции № 157н). Аналитический учет ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062).
Суммы лимитов бюджетных обязательств, полученные от ГРБС, отражаются в учете следующими проводками:
Д-т сч. 1.501.35 (в разрезе КОСГУ) К-т
сч. 1.501.33 (в разрезе КОСГУ) — получены лимиты бюджетных обязательств на второй год, следующий за текущим;
Пример 1. Казенное учреждение получило уведомление об объемах лимитов бюджетных обязательств на 2013 — 2015 гг. При этом объем лимитов по ст. 211 «Заработная плата» КОСГУ составил:
— в 2013 г. — 200 млн руб.;
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
— 2014 г. — 220 млн руб.;
— в 2015 г. — 225 млн руб.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Д-т сч. 1.501.15.211 К-т сч. 1.501.13.211 — получены лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год в сумме 200 млн руб.;
Отметим, что перенос показателей лимитов бюджетных обязательств, сформированных по итогам отчетного финансового года, отражается следующими проводками:
Д-т сч. 1.501.33 (в разрезе КОСГУ) К-т
сч. 1.501.23 (в разрезе КОСГУ) — перенос показателей лимитов бюджетных обязательств второго года, следующего за текущим, на первый год, следующий за текущим;
В свою очередь бюджетные ассигнования до получателя бюджетных средств доводятся также
главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится получатель (ст. 6, подп. 2 и 5 п. 1 ст. 158 БК РФ). Доведенные бюджетные ассигнования отражаются на счетах бухгалтерского учета в разрезе кодов КОСГУ (п. 145 Инструкции № 162н, п. 317 Инструкции № 157н). Аналитический учет ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062).
Суммы бюджетных ассигнований, полученные от распорядителя бюджетных средств, отражаются в учете следующими бухгалтерскими записями:
Пример 2. Казенное учреждение получило уведомление о суммах утвержденных и доведенных бюджетных ассигнований на 2013 — 2015 гг. В свою очередь объем бюджетных ассигнований по ст. 262 «Пособия по социальной помощи населению» КОСГУ составил:
— в 2013 г. — 22 млн руб.;
— в 2014 г. — 25 млн руб.;
— в 2015 г. — 26 млн руб.
В результате в бухгалтерском учете учреждения сделаны следующие проводки:
Д-т сч. 1.503.15.262К-т сч. 1.503.13.262 — получены бюджетные ассигнования на текущий финансовый год в сумме 22 млн руб.;
Д-т сч. 1.503.35.262К-т сч. 1.503.33.262 — получены бюджетные ассигнования на второй год, следующий за текущим, в сумме 26 млн руб.
Также отметим, что процедуры принятия бюджетных и денежных обязательств являются стадиями исполнения бюджета по расходам (п. 2 ст. 219 БК РФ). В текущем финансовом году обязательства принимаются с учетом ранее принятых и не исполненных учреждением обязательств (денежных обязательств) (п. 310 Инструкции № 157н).
Принятие обязательств отражается на следующих счетах:
— сч. 502.01 «Принятые обязательства»;
— сч. 502.02 «Принятые денежные обязательства».
Принятие бюджетных обязательств по расходам, исполнение которых предусмотрено за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств, а
(в разрезе КОСГУ) — приняты суммы бюджетных обязательств на текущий финансовый год.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Принятие бюджетных обязательств по расходам, исполнение которых предусмотрено за счет бюджетных ассигнований, а также суммы внесенных изменений (в сторону увеличения) отражаются следующей бухгалтерской записью:
Д-т сч. 503.13 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 502.11 (в разрезе КОСГУ) — приняты суммы бюджетных обязательств на текущий финансовый год.
В свою очередь принятие денежных обязательств, а также суммы внесенных изменений (в сторону увеличения) отражаются следующими образом: Д-т сч. 502.11 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 502.12 (в разрезе КОСГУ) — приняты суммы денежных обязательств (внесены изменения) на текущий финансовый год.
Пример 3. В январе 2013 г. казенное учреждение заключило с открытым акционерным обществом (ОАО) «Мокша» договор на поставку оборудования на сумму 14 млн руб. Согласно утвержденной в учреждении учетной политике бюджетное обязательство принимается к учету на основании заключенного договора. Денежное обязательство — в момент получения документов, подтверждающих переход права собственности на имущество. Таким образом, в день подписания договора бухгалтер учреждения принял к учету обязательство:
Д-т сч. 501.13.310 К-т сч. 502.11.310 — приняты обязательства текущего года на основании подписанного договора поставки в сумме 14 млн руб.
В феврале ОАО «Мокша» поставило оборудование и передало товарную накладную. На основании акта приема-передачи оборудования бухгалтер казенного учреждения принял к учету денежное обязательство:
Д-т сч. 502.11.310 К-т сч. 502.12.310 — приняты денежные обязательства на основании акта приема-передачи оборудования в сумме 14 млн руб.
Список литературы
1. Беспалов М. В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 г. // Налоги и Финансы. 2011. № 1.
2. БеспаловМ. В. Анализ основных направлений российской денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2011. № 12. Декабрь.
3. Беспалов М. В. Реформирование учета в бюджетных организациях. М. Налоговый вестник. 2011. № 6. Июнь.
4. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
5. Губайдуллина М. Р. Сметное планирование в современных условиях // Бюджетный учет. 2012. № 10. Октябрь.
6. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.
8. О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при
организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня: приказ Минфина России от 30.09.2008 № 104н.
9. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
10. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12. 2010 № 162н.
Темы: Расчет отпускных (Розрахунок відпускних).
Учет отпускных состоит из нескольких тем, которые будут упомянуты на этой странице.
Дополнительно: Калькулятор расчета отпускных и видео 5 етапов расчета отпускных
Пример 1.
Для начала разберем упрощенно пример: только один работник, которому выплачены отпускные.
Работнику начислено 6000 гривен отпускных. Отпуск начинается в марте, а заканчивается в апреле. На март приходится 2500 гривен отпускных, а на апрель — 3500 гривен. Выданы отпускные полностью в марте перед началом отпуска (требования к дате их выплаты смотрите на странице Выплата отпускных).
Суммы налогов составили:
ЕСВ 6000 * 0,22 = 1320,00 гривен, НДФЛ 6000 * 0,18 = 1080,00 гривен, военный сбор 6000 * 0,015 = 90,00 гривен.
Сумма отпускных на руки = 6000 — 1080 — 90 = 4830 гривен.
Для чистоты картины не будем в этом примере упоминать проводки по начислению зарплаты в этих месяцах. В таблице 1 с проводками используется счет 47-1 «Обеспечение выплат отпусков». Если у вас этот счет не используется (смотрите для кого он обязателен, а для кого нет на странице Резерв отпусков), то вместо него у вас в проводках участвуют счета затрат (23, 92, 93, 94).
БОНУС: Скачайте справочник «Отпускные».
Таблица 1. Учет отпускных — проводки за 2 месяца.
№ |
Содержание хозяйственной операции |
Бухгалтерский учет, проводки |
||
Дебет |
Кредит |
грн. |
||
Выплата отпускных работнику |
||||
Выданы работнику отпускные из кассы предприятия |
||||
Перечисление НДФЛ в бюджет |
||||
Уплата единого социального взноса |
||||
Уплата военного сбора |
||||
Скачайте Обязательные кадровые документы >>
Начисление отпускных за март |
||||
Начисление отпускных |
||||
Начислен единый социальный взнос на суммы отпускных, 22% |
||||
Удержан НДФЛ из cуммы отпускных |
||||
Удержан военный сбор из cуммы отпускных |
37,50 |
|||
Начисление отпускных за апрель |
||||
Начислены отпускные |
||||
Начислен ЕСВ на cуммы отпускных |
||||
Удержан НДФЛ из cyммы отпускных |
||||
Удержан военный сбор из cyммы отпускных |
53,50 |
БОНУС: Скачайте «Справочник бухгалтера»
Это была упрощенная картина учета отпускных, очищенная от остальных операций, происходящих в связи с этим. Далее расширим картину происходящего.
Упоминание в таблице 1 счета 47 нужно дополнить разбором двух ситуаций, рассмотренных в примерах 2 и 3:
Пример 2.
Если на предприятии еще не создавался резерв отпусков, то обоснование проводок, дат, ограничений и прочих тонкостей этой учетной операции смотрите на странице Первоначальное создание резерва отпусков.
Скачайте: Справочник «Бухгалтерские проводки»
Пример 3.
Более широкая картина — учет отпускных на предприятии, использующем резерв отпусков разобрана в примере на странице Проводки по резерву отпусков (условие этого примера дано на странице Расчет резерва отпусков). Там разобраны проводки не по одному работнику, а в цeлом по предприятию с одновременным ежемесячным начислением обеспечения предстоящих отпусков.
Электронная книга «Ежегодные отпуска» Просмотр 73 примера
Кроме этого читайте о проводках:
01) при периодических инвентаризациях остатка на счете обеспечений отпускных — на странице Инвентаризация резерва отпусков,
02) проводки при компенсации отпуска (из сборника Компенсация за неиспользованный отпуск).
Дополнительно по темам, связанным с учетом отпускных:
01) Отпускные в отчете ЕСВ
02) 10 вариантов обозначений отпусков в табеле рабочего времени (c примером)
03) Учет матпомощи на оздоровление, выплачиваемой с отпускными (ежегодной)
04) Пример расчета отпускных
05) Пример корректировки средней зарплаты (используемой для расчета отпускных или зарплаты в командировке)
06) Отпускные в форме 1ДФ
Другие страницы по теме «Учет отпускных»:
01) Зарплата в командировке
- < Облік відпускних
- Відступлення права вимоги >
с изменениями от 28.09.2018
Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?
В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.
Что такое бюджетные и денежные обязательства?
Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО).
В свою очередь, денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому (юридическому) лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Также, понятия обязательств закреплены нормой п. 308 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).
Как принимать бюджетные и денежные обязательства?
Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.
Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.
Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.
Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов — оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 «Обязательства» (п. 318 Инструкции N 157н). В данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N 4.1 к Приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н.
Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:
- по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
- по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов
После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.
Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?
Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.
Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом «Красное сторно» на соответствующую сумму.
В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.
Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.
Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Роль казначейства в исполнении обязательств
Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).
Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в Приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ, порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.
Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно п. 6 ст. 219 БК РФ.
Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете
Как показывает практика, для некоторых бухгалтеров ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам становится камнем преткновения. Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:
- Учет бюджетных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с п. 140 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 01 000 «Принятые обязательства».
- Учет денежных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с п. 141 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».
Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.
Отвечаем на Ваши вопросы
>Вопрос: Подскажите, пожалуйста, проводки для казенного учреждения в 2018 году при отражении бюджетного обязательства на основании заключенного договора с единственным поставщиком услуг? Нужно ли применять счет 50217?
Ответ: Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 502 11 000.
Опубликовано 25.05.2017
Добавить комментарий