Психологическая подготовка определение

Системный подход к психологической подготовке будущих педагогов в вузе Гонина О.О.

Прочитать публикацию в формате PDF
65 Кб Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader

Системный подход к психологической подготовке будущих педагогов в вузе

Гонина О.О.

кандидат психол. наук, доцент ТвГУ

Понятие «психологическая подготовка» и исследования по данному вопросу возникли в рамках проблематики обучения воинов к боевым действиям и в психологии спорта. Термин «психологическая подготовка» в спорте чаще всего используется для обозначения обширного круга действий тренеров, спортсменов и менеджеров, которые направлены на формирование и развитие психических процессов и качеств личности спортсменов, необходимых для успешной тренировочной деятельности и выступления в соревнованиях. При этом подразумевается, что психическая подготовка способствует эффективному поведению других видов подготовки: общефизической, специальной, физической, теоретической и др. Основные направления психологической подготовки в спорте: 1) социализация личности в спорте, 2) обеспечение динамики командной деятельности в спорте, 3) развитие личности и психических процессов спортсмена. Последнее направление психологической подготовки ставит своими задачами развитие мотивов, воли, чувств, способностей, характера, реализацию качеств темперамента и других психологических особенностей, а также формирование и динамику специализированного восприятия предстартовых состояний, психической устойчивости, надежности спортсмена .

Психологическая подготовка в военной сфере — это тренировка психики направленная на развитие ее устойчивости и общую активность. Формирование психологической устойчивости предполагает, в конечном счете, умение преодолевать напряженность, которая может вызываться многими факторами боевой обстановки. Главной задачей психологической подготовки в военной сфере является формирование устойчивости психики воинов к факторам боевой обстановки и обеспечение оптимального проявления ее свойств и качеств в целях наилучшего решения боевых задач .

Но сложные ситуации встречаются практически в любой деятельности- особенно в деятельности педагога и специалисту надо не только в совершенстве владеть своей профессией, но и быть готовым противостоять сильным воздействиям стрессоров на его чувства, волю и интеллект, иными словами, он должен уметь управлять своей психикой, обладать хорошей психологической устойчивостью и готовностью к активным действиям в любых условиях деятельности. Поэтому вопросы психологической подготовки стали актуальны и для других отраслей психологии.

В психологии проблемами психологической подготовки занимались также К.К. Платонов, М.И. Дьяченко, А.М. Матюшкин, Т.Р. Шишигина и др. . Так, Платонов К.К. понимал под психологической подготовкой процесс создания психологической готовности, что предполагает активацию способностей к определенному виду деятельности. Дьяченко М.И. считает, что содержанием психологической подготовки должно являться образование таких необходимых отношений, установок, мастерства, свойств личности, которые обеспечивают возможность студенту сознательно и добросовестно приступить и успешно выполнить свою «рудовую деятельность. Матюшкин А.М. определил психологическую подготовку как обеспечение профессионально- важных качеств: освоение психологических знаний, необходимых для решения профессиональных задач и совершенствование психических качеств профессионала. Шишигина Т.Р. отмечает, что психологическая подготовка выступает как целенаправленный процесс формирования личности студента, и в этом проявляется ее единство с процессами обучения и воспитания.

Т.о. в настоящее время с понятием психологической подготовки одни психологи связывают воспитание эмоционально-волевых качеств, другие -моральных, третьи — делают упор на формирование нужного отношения к данному виду деятельности, и, наконец, четвертые — рассматривают психологическую подготовку как активизацию способностей к определенному виду деятельности, считая, что это достигается формированием нужных мотивов и правильного отношения к данной деятельности.

Итак, что же такое психологическая подготовка в нашем понимании? Процесс психологической подготовки — один из видов формирования личности, предусматривающий укрепление взаимосвязи ее свойств, мотивов, знаний, навыков и умений, осмысливания ее социальной значимости. Психологическая подготовка — это активизация всех подструктур личности, процесс созидания, поддержания и восстановления состояния психологической подготовленности к выполнению деятельности. Психологическая подготовленность — это общее качество личности человека, которое всегда соотносится с особенностями деятельности, требующей высокоэффективного ее выполнения. Она тесно связана с качественными характеристиками интеллекта, воли, эмоциональной сферы, и является продуктом психологической подготовки.2

Как профессионально важное качество личности психологическая подготовленность студента является сложным психологическим образованием и включает в себя в устойчивом единстве следующие компоненты:

— потребностно-мотивационный (положительное отношение к профессии, интерес к ней и другие достаточно устойчивые профессиональные мотивы);

-гностический (система знаний и умений, составляющих основу профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность);

— эмоционально-волевой (самоконтроль, умение управлять действиями, которых складывается выполнение трудовых и учебных обязанностей, эмоционально-волевая устойчивость);

-оценочный (самооценка своей профессиональной подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным способам действий).

Цель психологической подготовки — формирование психологической подготовленности как профессионально важного качества личности. Для достижения этой цели перед психологической подготовкой должны стоять следующие задачи: способствовать профессиональной направленности личности студента (положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии); формировать систему психологических знаний и умений, необходимых для успешного выполнения деятельности, совершенствовать определенные свойства познавательной сферы; развивать способность к саморегуляции, самоконтролю, сознательно мобилизующему усилию и управлению своим поведением и эмоциями, волевые качества личности; развивать навыки самооценки деятельности, анализировать свою работу и работу коллег, определять ее соответствие требованиям теории, определять задачи и направления ее совершенствования.

Основными принципами психологической подготовки являются: целенаправленность; комплексность; гибкость и активность; перспективность и реальность; соответствие средств и методов психологической подготовки специфике предстоящей профессиональной деятельности; учет конкретных видов и условий деятельности, вызывающих определенные психологические трудности.

Применение приемов и средств психологической подготовки должно вырабатывать у будущих специалистов стремление к самовоспитанию воли, к активному самосовершенствованию, учить их сознательно управлять своими психическими состояниями и регулировать свои действия и поступки в сложных условиях. Комплекс взаимосвязанных и планомерно осуществляемых мероприятий по психологической подготовке включает: организацию соответствующих условий обучения, мероприятия по теоретической подготовке, мероприятия по выработке умений и навыков и общую психологическую направленность учебно-воспитательного процесса.

Мероприятия по теоретической подготовке разрабатываются ‘ в соответствии со спецификой ВУЗа. Так, теоретическая подготовка специалистов в области дошкольного образования осуществляется в курсах психолого-педагогических дисциплин, предусмотренных программой ВУЗа. Изучение общей психологии, социальной психологии и др. призвано способствовать не только повышению общеобразовательного и научного уровня студентов, но и оказывать влияние на его практическую деятельность, способствовать решению задач психологической подготовки.

Нами был разработан спецкурс «Формирование эмоционально-волевой устойчивости у будущих специалистов в сфере дошкольного образования». Задачи данного спецкурса следующие:

1. Изучить теоретические положения психологии, касающиеся развития эмоционально-волевой устойчивости, умения противостоять различного рода стрессорам.

2. Развить умение действовать адекватно и эффективно при различных психических состояниях.

3. Овладеть техникой регуляции своего самочувствия, ознакомить с приемами психотерапии, способствующими преодолению жизненных кризисов.

Спецкурс состоит из лекций и практических занятий. Психологическая подготовка предполагает, прежде всего, использование активных методов обучения. Так, деловая игра помогает приблизить занятия на курсах к реальной педагогической практике, тренирует участников в принятии эффективных педагогических решений на основе анализа многофакторной информации. Деловые игры обеспечивают максимальное эмоциональное вовлечение участников в события, дают опыт коллективного принятия решения, развивают предусмотрительность, гибкость мышления и целеустремленность. Метод конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных производственных задач и умение формулировать задачу самостоятельно. Использование конкретных ситуаций — весьма действенный метод обучения, он способствует формированию организаторских и психологических знаний, умений и навыков. Социально-психологический тренинг — тренировка чувствительности или сенситивный тренинг. Социально-психологический тренинг формирует у человека умение управлять стилем своего поведения за счет осознания того, как он воспринимается окружающими, какие действия провоцируют их симпатию или антипатию, развивает такие личностные качества, как чувствительность, восприимчивость к психическому состоянию окружающих людей, их установкам и стремлениям. Психологической базой этого метода служит перестройка установок личности, определяющая последующее изменение отношения к себе и другим людям. Метод инцидента направлен на преодоление возрастной и личностной инерционности и выработку адекватных способов поведения в напряженных стрессовых ситуациях. Если напряженные ситуации неоднократно встречались в жизни человека, его реакции постепенно нормализуются. Именно поэтому с помощью метода инцидента проводится тренировка для нормализации реакций. Этот метод формирует умение оптимально разрешать конфликтные и экстренные ситуации. Игры психосаморегуляции занимают значительное место в системе психологической подготовки. Уметь владеть своим состоянием, эмоциями — это значит уметь работать с высокой отдачей и без устали. Игры психосаморегуляции направлены на подготовку психофизического состояния человека, они предназначены для отработки регуляции обучаемыми своего мышечного тонуса, уровня работоспособности и интеллектуального настроя. Теоретические исследования в этой области показали, что готовность к саморегуляции состояний, психической перестройке обеспечивает наиболее эффективный учебный процесс. Коллективный, игровой и ; даже соревновательный характер ряда упражнений вносит в обучение момент занимательности, обеспечивает более интенсивное личностное включение в учебный процесс. В некоторых упражнениях с целью активизации и нормализации психофизиологического состояния даются элементы рефлексотерапии, точечного массажа и биоэнергетического воздействия.

Научно-исследовательская работа студентов и практика вносят существенный вклад в решение задач психологической подготовки. Участие в научной работе развивает творческое мышление, инициативность, самостоятельность, умение разбираться в потоках информации и отбирать нужную, формируется профессиональная самостоятельность, способность к творческому решению практических задач с началом трудовой деятельности, способствует расширению сведений для успешного разрешения студентами профессиональных, организаторских и др. проблемных ситуаций, с которыми они могут столкнуться в будущем. Цель участия студентов в научной работе -формирование их профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач с началом трудовой деятельности. Научно-исследовательская деятельность студентов повышает их интеллектуальную активность, помогает творчески осваивать учебный материал, развивать научное мышление, вырабатывать профессионально важные качества личности, и поэтому является одной из важнейших составляющих психологической подготовки к будущей профессиональной деятельности.

В период практики учебная, общественная и научная деятельность студентов находит свое продолжение непосредственно в условиях их будущего профессионального труда. Во время практики студенты решают реальные профессиональные задачи, пополняют свои знания, навыки, умения, совершенствуют профессионально-важные качества, приобретают трудовой опыт. Вместе с тем, практика позволяет студентам уяснить положительные стороны и недостатки в своей профессиональной подготовке, глубже осознать сложность и ответственность обязанностей по своей специальности, значение самостоятельности, умственных, коммуникативных, организаторских и педагогических способностей. Влияние практики на профессиональное и общее развитие студентов тем сильнее, чем тщательнее проводится деловая и психологическая подготовка к ней, на месте ее проведения оказывается помощь и выделении главного в новой обстановке и выполнении практикантами поставленных задач. Разнообразие выполненных студентами задач во время практики всесторонне формирует их как будущих специалистов, вырабатывает умения и навыки профессионально правильного использования полученных в учебном процессе практических знаний .

Т.о. организация психологической подготовки в ВУЗах предполагает разработку комплекса специфических мероприятий в соответствии с системным подходом, а также методики психологической подготовки будущих специалистов по определенным направлениям в ходе учебно-воспитательного процесса.

Литература

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск. Изд-во БГУ 1993.- 323 с.

2. Косякова О.О. Влияние уровня эмоциональной устойчивости личности студентов вуза на результативность их учебной деятельности: Дисс. … канд. психол. наук. Тверь,2002.- 134 с.

5. Платонов К.К. Проблемы способностей. — М.: Наука, 1972 — 312с.

7. Шишигина Т.Р. Психологическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе: Дис.канд. псих, наук,- Тверь, 1993.- 104с.

В спортивной литературе встречаются такие основные понятия: психологическая подготовка, психическая подготовка и психическая готовность. По нашему мнению, более правильными являются аргументы авторов, которые пользуются понятием «психологическая подготовка», поэтому есть необходимость выяснить его содержание.

П. А. Рудик приводит следующую характеристику психологической подготовки. Психологическая подготовка имеет целью сформировать необходимые спортсмену психические особенности личности с тем, чтобы развить у него необходимые для спорта психические качества и совершенствовать различные психологические процессы.

А. Ц. Пуни дает такое определение психологической подготовки – это система мероприятий, направленных на организацию сознания и деятельности спортсмена, сообразованных с предполагаемыми условиями на предстоящем соревновании.

М. Ванек и Ив. Мацак обосновывают психологическую подготовку как совокупность различных мероприятий, методов и средств, которые прямо или косвенно влияют на спортсмена и укрепляют его реакции, качества и отношения, необходимые для целенаправленных тренировок и для успеха в соревнованиях в соответствии с правилами спорта и общественной моралью.

Психолог В. М. Мельников считает, что психологическая подготовка спортсмена – это одна из сторон учебно-воспитательного процесса в спорте. Конечной ее целью является формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности путем изменения системы отношений спортсмена. Основной задачей этого процесса является создание психической готовности спортсмена: к продолжительному тренировочному процессу; к соревнованиям вообще; к конкретному соревнованию.

Известный спортивный специалист и тренер А. П. Чайников отмечает, что «психологическая подготовка к продолжительному тренировочному процессу и к соревнованию вообще осуществляется заблаговременно и называется общей психологической подготовкой, непосредственная же подготовка к конкретному соревнованию называется специальной психологической подготовкой». С этим единственным, обнаруженным в доступной литературе толкованием психологической подготовки трудно не согласиться, но только в первой его части, где формулируется само понятие психологической подготовки. Рассуждения об общей и специальной психологической подготовке, на наш взгляд, считаются спорными. Деление на общую и специальную подготовку всегда условно, и трудно установить грань между ними.

Например, поданным В. М. Мельникова, психические явления есть не что иное, как проявление психики человека. Спортивная психология делит психические явления на три основные группы: психические процессы; психические свойства личности; психические состояния. В свою очередь, психические процессы подразделяются: на познавательные (ощущения, восприятия, память, внимание, представления, воображение, мышление, речь); эмоциональные (чувства, эмоции); волевые (смелость, настойчивость, целеустремленность, выдержка, инициативность и др.).

Среди психических свойств личности выделяют такие наиболее важные, как темперамент, характер, способности, потребности, мотивы. В спортивной психологии наибольшее внимание уделяется изучению таких психических состояний, как стресс, монотония, утомление, напряженность.

В результате критической оценки существующих в литературе определений можно выделить основные положения в содержании психологической подготовки:

  • • создание специфического комплекса личностных свойств и состояний психических и моральных качеств, необходимых для упражнения в конкретной спортивной дисциплине;
  • • осуществление систематического и планомерного воздействия и самовоздействия на создание этого комплекса свойств, качеств и состояний у спортсмена и коллектива; осуществление оптимальной психической готовности спортсменов для успешного участия в каждом конкретном соревновании;
  • • принятие во внимание возрастных и индивидуальных психических особенностей участников соревнований и спортивного коллектива;
  • • устремленность психической готовности на победу.

Эти вышеперечисленные положения позволяют сформулировать наиболее емкое определение психологической подготовки: «Систематическое и планомерное воздействие и самовоздействие на спортсмена и спортивный коллектив для создания необходимого комплекса личностных свойств, психических состояний и моральных качеств, способствующих овладению конкретной дисциплиной и созданию оптимальной психической готовности на каждом соревновании сообразно индивидуальным и возрастным особенностям, с общей целью борьбы за завоевание спортивной победы».

Научные исследования показывают, что человек переживает различные психические состояния, которые имеют специфическое отражение в его деятельности. Поэтому перед психологами возникла задача изучения и классификации психических состояний (В. В. Медведев и др.): личностные и ситуативные состояния; глубокие и поверхностные состояния; положительные и отрицательные состояния; продолжительные и краткие состояния; более или менее осознанные состояния.

В зависимости от характера (Н. Д. Левитов) возникновения и протекания игровых состояний они бывают: динамическими и статическими; стабильными и вариативными; пластичными и непластичными.

По содержанию психические состояния у спортсменов делятся: на бодрость и утомление; хорошая спортивная форма и неудовлетворительная; положительные и отрицательные предыгровые состояния; оптимальная и слабая психическая готовность; психическая устойчивость и психическая неустойчивость и др.

Итак, обобщая обширные данные научных исследований Цв. Желязкова, Ф. Генова и др., можно представить следующую модель психической готовности спортсмена:

• наличие оптимизированного специфического комплекса личностных свойств, психических состояний и моральных качеств, необходимых для занятия конкретной спортивной

дисциплиной. Именно тогда спортсмены могут успешно овладевать ей и участвовать в ответственных соревнованиях;

  • • правильное программирование предстоящей спортивной деятельности и проявление ясной тактической мысли для решения тактических задач, что является важным элементом психической готовности;
  • • актуализация цели и мотивов участия в соревнованиях, что является другой основной составной частью психической готовности спортсменов;
  • • осуществление высокой идейной и моральной ориентации, что является особенно важным при международных соревнованиях;
  • • формирование большой уверенности в своих силах и силах спортивного коллектива. Однако эта уверенность должна основываться на правильной оценке соотношения сил между участниками спортивных соревнований;
  • • проявление положительного эмоционального накала для участия в соревновании. Сильные положительные эмоции играют большую мобилизующую роль мысли и воли спортсмена для решения сложных и трудных задач и проявления больших волевых усилий;
  • • умение спортсмена или спортивной команды реализовывать большие волевые усилия в спортивной деятельности;
  • • проявление стабильной психической устойчивости в сложных условиях соревновательной борьбы. Она выражается в успешной адаптации спортсмена или спортивной команды при переменном действии сильных, сверхсильных и многозначных положительных и отрицательных раздражителей.

Исходя из этого, можно отметить, что если психологическая подготовка спортсмена будет несистематической – стихийной, то тренер не сможет обеспечить психическую готовность спортсмена к действию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

3. Краснянская, Т. М. Безопасность человека: психологический аспект / Т. М. Краснянская. — Ставрополь: ЗАО «Пресса», 2005. — 216 с.

УДК 159.9+378 ББК 88.411.9+74.580.4

О. И. Ефремова

УРОВНИ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ТРУДУ

Аннотация. В данной статье характеризуются следующие уровни готовности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности: высокий, требуемый (достаточный), критический (недостаточный), низкий (неприемлемый). Анализируются некоторые эмпирические данные, которые отражают уровень готовности у студентов старших курсов.

Ключевые слова: готовность будущих педагогов-психологов к профессиональному труду, уровни готовности, показатели готовности.

O. I. Efremova

LEVELS AND INDICATORS OF READINESS OF FUTURE EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS FOR PROFESSIONAL WORK

Актуальной и недостаточно представленной в психолого-педагогической литературе является проблема анализа личностной готовности будущих психологов образования к профессиональному труду.

Личностная готовность студентов педвуза к психолого-педагогической деятельности предполагает наличие педагогической направленности гуманистического типа, сформированность основных профессиональных умений и способностей, достаточно развитое профессиональное самосознание, позитивную «Я-концепцию». Условиями личностной готовности к труду психолога образования выступают также зрелость профессиональных убеждений, их проявление в поведении и деятельности будущего педагога-психолога; такие черты характера, как ответственность, организованность; наличие ценностного отношения к инновационной педагогической деятельности, профессиональному творчеству, проявление качеств инициативности, самостоятельности, рефлексивности, критичности; проработанность собственных психологических проблем.

Учитывая описанные М. А. Пуйловой уровни готовности студентов педвуза к использованию психологической информации в педагогическом труде, а также критерии, характеризующие уровни профессионального развития педагога (А. К. Маркова , Г. Акинина ), охарактеризуем уровни готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду.

Высокий уровень готовности студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология», к будущей профессиональной деятельности характеризуется следующими показателями:

— у студентов сформированы такие профессиональные позиции, как гуманист, диагност, самодиагност, исследователь, консультант, психотерапевт, эксперт, критик;

— студенты ориентированы на помощь педагогам (учителям, воспитателям) в построении и достижении гибкой системы развивающих и воспитывающих целей) с опорой на психологическую информацию, на данные психо лого-педагогической диагностики;

— они компетентны в области педагогики и психологии, готовы обогащать арсенал освоенных диагностических, тренинговых, психокоррекционных методик, работать не только по образцу, но и на основе творческого переосмысления приобретенного опыта;

— студенты критически относятся к сложившимся в практике работы образовательных учреждений негативным стереотипам педагогического труда (таким, например, как учебные перегрузки школьников, актуализация карающей функции педагогической оценки, менторство, манипулирование показателями результата труда и т.п.);

— проявляется направленность на психологическую помощь всем субъектам образовательного процесса (воспитатели, учителя, родители, воспитанники, ученики);

— успешно используются психологические знания при решении трехкомпонентных (по Г. А. Баллу ) психолого-педагогических задач, включающих моделирование начального состояния (1), конечного состояния (2), построение процедуры первого во второе (3), в том числе — задач исполнения (присутствуют компоненты 1, 2, осуществляется поиск 3), задач преобразования (неизвестен 2 компонент), задач восстановления (неизвестен 1 компонент), задач построения (неизвестны компоненты 1 и 2), задач использования процедуры (неизвестны 1 и 3), задач использования имеющегося состояния (неизвестны 2 и 3);

— в ходе педагогических практик, выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ успешно реализованы основные виды профессиональной деятельности — диагностическая, консультативная, лекционно-просветительская, коррекционно-развивающая;

— проявляются следующие личностные качества: аутентичность, коммуникативные способности, эмпатия, ответственность, интернальный локус контроля, организованность, толерантность к неопределенности, импровизационная готовность, ценностное отношение к педагогическим инновациям; сформирована позитивная «я-концепция».

Требуемый (достаточный) уровень готовности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности предполагает проявление таких показателей:

— сформированы профессиональные позиции гуманиста, диагноста, самодиагноста, исследователя, эксперта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— студенты ориентированы на помощь педагогам (учителям, воспитателям) в построении и достижении развивающих и воспитывающих целей) с опорой на психологическую информацию, на данные психолого-педагогической диагностики;

— они владеют базовыми знаниями по дисциплинам психо лого-педагогического цикла, арсеналом освоенных диагностических, тренинговых, психокоррекционных методик, готовы привносить частичные авторские модификации в освоенные методики;

— достаточно критично относятся к сложившимся в практике работы образовательных учреждений негативным стереотипам педагогического труда и понимают необходимость их преодоления;

— проявляют направленность на психологическую помощь всем субъектам образовательного процесса (воспитатели, учителя, родители, воспитанники, ученики);

— успешно используются психологические знания при решении психо лого-педагогических задач на выявление причин и следствий, целеполагание, построение процедуры достижения целей;

— сформированы основные группы педагогических умений, что позволит оказывать квалифицированную помощь педагогам (учителям, воспитателям);

— в ходе педагогических практик, выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ в целом освоены основные виды профессиональной деятельности — диагностическая, консультативная, лекционно-просветительская, коррекционно-развивающая;

— проявляются следующие личностные качества: эмпатия, ответственность, организованность, заинтересованное отношение к педагогическим инновациям.

Критический (недостаточный) уровень готовности студентов к психолого-педагогической деятельности характеризуется проявлением следующих показателей:

сформированы профессиональные позиции диагноста и самодиагноста, недостаточно сформированы позиции гуманиста, исследователя, эксперта;

— студенты частично ориентированы на помощь педагогам (учителям, воспитателям) в построении развивающих целей с опорой на психологическую информацию, упускается система воспитывающих целей;

— они лишь частично владеют базовыми знаниями по дисциплинам психо лого-педагогического цикла, ограничен и недостаточен арсенал освоенных диагностических, тренинговых, психо-коррекционных методик;

— недостаточно критично относятся к сложившимся в практике работы образовательных учреждений негативным стереотипам педагогического труда, не понимают необходимости их преодоления или не замечают их, считают нормальным явлением;

— проявляют направленность на психологическую помощь воспитанникам, ученикам, не учитывая потребности в психологической помощи таких субъектов образовательного процесса, как воспитатели, учителя, родители;

— фрагментарно используют психологические знания при решении психо лого-педагогических задач на выявление причин и следствий, целеполагание, опираются преимущественно на житейские психологические знания, не решают задачи на построение процедуры достижения целей;

— не сформированы отдельные группы педагогических умений, поэтому ограничены возможности оказания психологической помощи работникам образовательных учреждений:

— в ходе педагогических практик, выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ освоены такие виды профессиональной деятельности, как диагностическая и лекционно-просветительская, но почти отсутствует опыт консультативной и коррекционно-развивающей деятельности;

— проявляются следующие личностные качества: средний уровень эмпатии, экстернальный локус контроля, неуверенность в новых условиях, ориентация на действия по образцу, пассивность и зависимость.

Низкий (недопустимый) уровень готовности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности характеризуется проявлением таких показателей:

— не сформированы профессиональные позиции гуманиста, диагноста, самодиагноста, исследователя, эксперта;

— студенты не ориентированы на помощь педагогам (учителям, воспитателям) в целеполагании и анализе деятельности с опорой на психологическую информацию, на данные психолого-педагогической диагностики;

— они не владеют базовыми знаниями по дисциплинам психолого-педагогического цикла и арсеналом диагностических, тренинговых, психокоррекционных методик;

— некритично относятся к сложившимся в практике работы образовательных учреждений негативным стереотипам педагогического труда, не замечают их, не понимают негативного влияния на воспитанников, учащихся;

— не проявляют направленности на психологическую помощь субъектам образовательного процесса, настроены на выполнение только требований администрации по месту будущей работы, характера которых они пока не представляют;

— не могут использовать научные психологические знания при решении психо лого-педагогических задач на выявление причин и следствий, целеполагание, опираются преимущественно на житейские пжогопгесюе знания;

— не сформированы основные группы педагогических умений, которые считают обязательными для учителей, но не для практических психологов;

— в ходе педагогических практик, выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ не освоены основные виды профессиональной деятельности — диагностическая, консультативная, лекционно-просветительская, коррекционно -развивающая;

— проявляются следующие личностные качества: низкий уровень эмпатии, неорганизованность, безынициативность, ориентация на работу по образцу, неуверенность.

Профессиональные умения студентов могут быть охарактеризованы на основе выполнения ими различных видов заданий по самостоятельной работе, предполагающих, в частности, работу с педагогическими и психологическими текстами, подготовку докладов и рефератов, выполнение творческих работ. Могут оцениваться такие параметры выполнения заданий, как точность определения научных понятий (без зрительной опоры на текст, по памяти), дифференцировка понятий, полнота учета показателей при характеристике уровней изучаемого явления, качество составления опорных схем (полнота, компактность, корректность), адекватность применения знаний при самооценке, умение определять задачи индивидуального подхода к ученику, воспитаннику с учетом показателей изучаемого явления. Проявление у студентов тех или иных практических умений целесообразно оценивать с помощью метода экспертной оценки студенческих работ преподавателями.

Анализ докладов студентов на занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам должен проводиться как в содержательном, так и в исполнительском планах. При оценке докладов учитывается, что их подготовка выступает элементом моделирования такого вида психолого -педагогической деятельности, как лекционно-просветительская, поэтому не только содержание доклада, но и его преподнесение аудитории характеризует важные компоненты готовности студентов к будущему профессиональному труду. В содержательном плане при оценке качества докладов студентов диагносцируются такие показатели, как структурированность содержания, предполагающая выделение разделов, полнота обзора проблемы, умение анализировать и сопоставлять идеи, логичность и проблемность изложения материала, наличие выводов, резюме, умение связать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

излагаемый материал с реальной практикой работы образовательных учреждений с выделением актуальных проблем, которые могут решаться с использованием представленной в докладе теории. При выступлении студентов с докладами необходимо оценить такие параметры, как умение привлечь внимание аудитории, заинтересовать слушателей, умение активизировать слушателей, вызвать вопросы, дискуссию, умение кратко, ясно и доступно отвечать на вопросы аудитории, умение изложить содержание доклада в отведенное регламентом время. На основании выделенных критериев можно судить о проявлении у будущих психологов образования о самостоятельности, проблемности и критичности их профессионального мышления, о проявлении у них аналитических и рефлексивных умений, а также ораторских и коммуникативных умений, необходимых для публичного выступления.

При подготовке рефератов по психо лого-педагогическим дисциплинам лишь частично моделируется лекционно-просветительская деятельность будущих специалистов. Критерии оценки рефератов студентов таковы: структурированность работы, полнота обзора проблемы, анализ и сопоставление идей разных авторов, логичность и проблемность изложения, наличие выводов, резюме, связь с реальной практикой, четкость обозначения позиций разных авторов, достаточное количество первоисточников (не менее 7-10), корректность ссылок на библиографические источники, самостоятельность изложения проблемы (отсутствие компиляции, плагиата), научный (а не популярный, журналистский, разговорный) стиль изложения.

Ценный материал для диагностики готовности студентов к будущей профессиональной деятельности дает анализ их участия в деловых и рефлексивно-ролевых играх на занятиях по педагогике и психологии, а также в организуемых внеаудиторно играх «Парламентские дебаты», посвященных психолого-педагогической проблематике. Подобный анализ позволяет оценить проявление студентами таких профессиональных умений, как распределение ролей в ходе групповой дискуссии, умение задавать вопросы, корректно аргументировать собственную позицию и критиковать позицию оппонента, подводить итог дискуссии. Участие студентов старших курсов в организации внеаудиторной работы с младшекурсниками и абитуриентами в форме деловых игр, парламентских дебатов, тренинговых занятий позволяет оценить их готовность к выполнению этих видов работы в будущей профессиональной деятельности.

Для характеристики профессиональной готовности выпускников к педагогической деятельности первостепенное значение имеет анализ умений и профессиональных качеств, проявляющихся непосредственно в ходе педагогической практики. Так, по результатам выполнения студентами-практикантами задания по составлению психолого-педагогической характеристики воспитанника (ученика), предполагающего описание и обоснование (со ссылкой на эмпирические данные) индивидуальных особенностей школьника, анализ возможных причин проявления тех или иных особенностей, определение задач, методов и приемов индивидуальной работы педагога с воспитанником с учетом выявленных особенностей, самоанализ составленной студентом программы индивидуальной работы со школьником, можно оценить многие профессиональные умения будущих педагогов-психологов. В частности, показательны такие параметры выполнения задания, как полнота, корректность и четкость описания индивидуальных особенностей; определение разных групп причин, обусловивших индивидуальные особенности, в том числе связанных со спецификой организации деятельности и общения самим школьником, с особенностями педагогической деятельности, с ситуацией семейного воспитания; полнота охвата индивидуальных особенностей при педагогическом целеполагании, разграничение задач по учету индивидуальных особенностей, их развитию и коррекции; реальность выполнения выделенных задач, четкость формулировки задач, соответствие методов и приемов индивидуального подхода выделенным задачам, полнота программы индивидуальной работы, критичность, адекватность самоанализа предложенной программы.

О готовности студентов к будущей профессиональной деятельности свидетельствует выполнение разнообразных творческих заданий, отражающих отдельные аспекты профессионального труда. В частности, при выполнении задания по составлению плана психологической консультации учитываются следующие критерии: полнота, корректность и четкость описания проблемы клиента, его индивидуальных особенностей, определение разных групп причин, обусловивших проблему клиента, описание методов и приемов работы консультанта на разных этапах консультирования, полнота охвата причин возникновения проблемы при составлении рекомендаций, адекватность рекомендаций, реальность их выполнения, четкость формулировки.

Анализ составленных студентами программ коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками позволяет оценить умение студентов использовать полученные в вузе знания по разным дисциплинам в практической работе, сохранность знаний прикладного характера, умение выбирать эффективные методы и приемы работы, следование методическим указаниям преподавателя при выполнении данного творческого задания.

Оценку уровня готовности студентов-старшекурсников (4-5 курс), обучающихся по специальности «Педагогика и психология», к будущей профессиональной деятельности мы производили методом педагогического консилиума, в котором участвовали 7 преподавателей кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А. П. Чехова».

Охарактеризуем некоторые эмпирические данные, используемые при анализе личностной готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.

Для анализа профессионально значимых качеств личности будущих педагогов-психологов мы использовали ряд стандартизованных тестовых методик. Нами было обследовано в общей сложности 104 студента 4-5 курса. Приведем некоторые данные этого исследования.

Выраженная ориентированность будущих педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми (по методике В. А. Ситарова и В. Г. Маралова ) отмечалась у 43,3 % студентов (45 человек), еще у 21,2 % студентов (22 человека) проявилась умеренная выраженность на личностную модель взаимодействия. Эти типы педагогической ориентации, которые наблюдались у большинства студентов, весьма благоприятны для эффективной профессиональной деятельности будущего педагога-психолога. Умеренная ориентированность на дисциплинарную модель взаимодействия выявилась у 26,0 % опрошенных (27 студентов), а выраженная ориентированность на дисциплинарную модель — у 9,6 % студентов (10 человек), что менее благоприятно для работы будущего педагога-психолога.

Оценка выраженности моделей поведения, выделенных Э. Берном, «Родитель» (Р), «Дитя» (Д), «Взрослый» (В) показала весьма высокий результат: почти у всех обследованных студентов (92,3 %, 96 человек) отмечалось преобладание наиболее гибкой и конструктивной модели «Взрослый», причем, чаще в сочетании ВДР, когда гибкость соединяется с непосредственностью, открытостью, живостью. У пяти студентов (4,8 %) существенно преобладала модель «Дитя» (ДВР), у трех (2,9 %) — «Родитель» (РВД), что связано с чрезмерным авторитаризмом.

Изучение маккиавелистских убеждений и установок студентов показало, что выраженная склонность к психологическому манипулированию, что нежелательно для педагога-психолога, отмечается у 8,7 % студентов (9 человек), у 23,1 % студентов, напротив, проявляется низкий уровень маккиавелизма (24 человека), что весьма положительно. В большинстве случаев фиксировался средний уровень выраженности маккиавелистских тенденций (68,3 %, 71 человек).

Хорошие результаты были получены по данным диагностики социально-психологических особенностей личности студентов (методика А. Я. Чебыкина). Высокий уровень по показателю «экспрессия» был отмечен у 68,3 % студентов (71 человек), по показателю «саморегуляция» — у 72,1 % (75 человек), по показателю «внушение» — у 60,6 % (63 человека). У остальных студентов отмечался средний уровень, низкий не проявился вообще.

У большинства студентов отмечался также высокий уровень выраженности коммуникативных и организаторских склонностей (по В. А. Синявскому и Б. А. Федоришину): соответственно у 64,4 % и 59,6 % обследованных (67 и 62 человека). У многих фиксировался средний уровень данных показателей: 24,0 % и 21,2 % (25 и 22 человека).

Позитивен также факт преобладания у большинства обследованных (75 %, 78 человек) конструктивной стратегии сотрудничества в конфликтных ситуациях (по К. У. Томасу). У остальных студентов данная стратегия также занимает довольно высокий ранг, но преобладают стратегии компромисса или приспособления. Только у двух студентов (1,9 %) отмечалось преобладание стратегии соперничества, что нежелательно для будущего педагога-психолога.

На основе экспертных оценок и педагогического консилиума были получены результаты, представленные ниже в таблице 1.

Таблица 1

Результаты оценки готовности студентов-старшекурсников к будущей профессиональной деятельности (процентные данные)

Уровень готовности к будущей профессиональной деятельности Категория обследованных Общие данные по всем выборкам

IV курс (2011 г.) V курс (2011 г.) V курс (2010 г.) V курс (2009 г.)

Высокий 44,4 20,8 33,3 50 37,5

Требуемый (достаточный) 38,9 58,3 33,3 45 43,3

Критический (недостаточный) 13,9 20,8 29,2 5 17,3

Низкий 2,8 — 4,2 — 1,9

Как видно из таблицы, высокий уровень готовности студентов к будущей профессиональной деятельности отмечается, по данных всех обследованных выборок, у 37,5 % старшекурсников. Требуемый (достаточный) уровень готовности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности проявляют 43,3 % старшекурсников. Таким образом, более 80 % старшекурсников демонстрируют готовность к будущему профессиональному труду в совокупности всех ее составляющих.

Критический (недостаточный) уровень готовности к психолого-педагогической деятельности проявляется у 17,3 % из числа всех обследованных студентов, хотя в отдельных видах психолого-педагогической деятельности (лекционно-просветительская, диагностическая) и у них отмечаются заметные успехи. Низкий (недопустимый) уровень готовности к профессиональному труду проявляется у отдельных студентов (1,9 %, 2 человека из 104), изначально (с момента поступления в институт) не проявляющих профессиональной мотивации.

Высокий и достаточный уровни готовности к будущему профессиональному труду отмечаются у студентов, которые не только проявляют добросовестное отношение к учебным занятиям, но также активно участвуют во внеучебной деятельности (работа в научном студенческом обществе, волонтерская деятельность, работа с будущими абитуриентами, старшеклассниками, учащимися колледжей), посещают факультативные курсы (например, курс «Психология индивидуального подхода»), участвуют в организуемых кафедрой парламентских дебатах, работе клуба интеллектуальных игр, центра психологического консультирования.

Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности применяемых форм и методов учебной и внеучебной работы со студентами в плане обеспечения их готовности к будущей профессиональной деятельности психолога образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Акинина, Г. Система оценки и вознаграждения педагогов // Директор школы. — 2000. — № 5. — С. 22-26.

2. Балл, Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. — М.: Педагогика, 1990.

4. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993.

УДК 159.9 ББК 88.46

Е. А. Махрина

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ.

ИХ ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

Аннотация. Психологические отношения к деньгам рассмотрены нами как ценностно-смысловые. Структурными компонентами ценностно-смысловых отношений выступают мотива-ционно-когнитивный (ведущий), эмоциональный и конативный, а характеристиками — ведущая, отражающая целостность этих отношений; специфические, отражающие особенности каждого из их компонентов. Виды ценностно-смысловых отношений различаются по содержанию их ведущего мотивационно-когнитивного компонента. Специфика отдельных характеристик каждого из видов ценностно-смысловых отношений к деньгам различна и обусловлена полом, возрастом, этапом профессионального становления и профессиональной принадлежностью представителей че-ловековедческих профессий.

Ключевые слова: отношения, ценности, смыслы, оценки, иерархия ценностей, ценностно -смысловые отношения, конкретные ценности, ценностное отношение к деньгам, средственное отношение к деньгам, ситуативно-потребностное отношение к деньгам, зарабатывание денег, накопление денег, трата денег.

Спорт – это особый вид деятельности, который воздействует через физические упражнения и целенаправленные двигательные действия на организм, психику и личность.

Специфика спортивной деятельности человека связана с учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью спортсмена. С учетом этого, развитие любого вида спорта связано с такой организацией и управлением спортивной деятельности, которая способствует достижению успеха в соревнованиях. С этой точки зрения, процесс обучения и совершенствования в спорте отличается от процесса физического воспитания.

Спортивная деятельность имеет одну особенный фактор – каждый отдельный вид спорта характеризуется своей двигательной структурой, т.е. основным содержанием «двигательного состава» спортивных упражнений. Подобное содержание отдельных видов спорта чрезвычайно разнообразно. Достаточно привести обобщенную классификацию спортивной деятельности — достижения победы в состязаниях со своими соперниками – необходимо учитывать и виды соревновательной деятельности, и способы достижения целей, и разнообразие правил соревнований, а также средства и методы подготовки к соревновательной деятельности.

Спортивную деятельность характеризуют по характеру взаимодействия спортсмена с соперником. Данный фактор влияет на формирование психики и личности спортсмена, а также повышает требования к психологическим качествам спортсмена и методом подготовки к соревновательному периоду.

Целью работы является выявление системы психологической подготовки спортсмена в учебно-тренировочном и соревновательном периодах.

Объектом исследования является психологическое состояние спортсменов в учебно-тренировочном процессе. Предметом исследования выступают внешние и внутренние факторы, влияющие на психологическую подготовку спортсмена.

Проблема исследования: как составляющие спортивной подготовки влияют на психологическое состояние и на выступления спортсмена.

А.В. Родионов отмечает в своей работе «Психология физического воспитания и спорта» то, что главной целью тренировки является подготовка спортсмена к участию в соревнованиях, и как следствие достижения высоких результатов в своем виде спорта.

Проблема психологической подготовки актуальна в современной спортивной практике. Многие тренера и спортсмены сталкиваются с ней. Высококвалифицированные спортсмены и их тренера говорят о том, что психологическая сторона спорта играет немаловажную роль в подготовке спортсмена к выступлению. Без психологического сопровождения достичь высокого результата невозможно. Но многие отмечают, что сейчас в сборных командах роль психолога принижается и тренера не уделяют должного внимания психологической поддержке и подготовке спортсменов.

Давно известно, что психологическое сопровождение во время подготовки к соревновательному сезону положительно влияет на выступления спортсмена на соревнованиях. Психологическое состояние спортсмена во время учебно-тренировочного и соревновательного циклов очень важно. Но не всегда тренера выбирают правильный подход к психологической подготовке спортсмена, не учитывая при этом индивидуальные особенности спортсмена.

Наравне с технической, физической и тактической подготовкой, необходимо уделять внимание психологической подготовке. Подробно рассматривать индивидуальный подход при психологической подготовке спортсмена, а также особенности спортсмена и влияние словесного воздействия тренера на спортсмена.

На сегодняшний день проведено многочисленное количество исследований психических состояний спортсмена, выявлено влияние подготовки на эти состояния спортсмена. В частности в работе Сивицкого В.Г. и Родионова В.А. «Эффективная система управления психическим состоянием в спорте» рассмотрены особенности управления психическими состояниями спортсмена с учетом особенностей тренировочного цикла, а также группы психических проявлений, методы психорегуляции.

Также существует мнение, что не правильная психологическая и общая подготовка спортсмена может негативно отразится на психических состояниях спортсмена. Так, Алешичева А.В. (к.псх.н.) провела исследование спортсменов разной квалификации и выявила негативные изменения в психике, социальном и психическом здоровье, усиливающемся у спортсменов с повышением квалификации. Также ею было установлено ухудшение психического здоровья в посстравматическом периоде и у спортсменок при игнорировании интенсивности физических нагрузок в «проблемные» фазы овариально-менструального цикла. Данное исследование, по моему мнению, очень важно. Ведь не всегда тренерами учитываются некоторые особенности спортсмена и факторы, влияющие на личность спортсмена. Также спортсмен сам должен понимать какую цель он преследует в спорте высших достижений.

Еще раз хотелось бы отметить важность психологической подготовки. «Психологической подготовкой спортсмена, — сказал А.В. Родионов, — можно назвать организованный, управляемый процесс реализации его потенциальных психологических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям». И хотелось бы, чтобы тренера не забывали о том, что спортсмен не только «машина для побед», но и личность. При подготовке спортсмена необходимо разрабатывать системы психологической подготовки спортсмена в учебно-тренировочном и соревновательном периодах.

ЛИТЕРАТУРА