Работа в федеральном казначействе отзывы

Каждый рабочий день начинался с эффективного планирования рабочего времени, общее руководство деятельностью отдела, организация планирования контрольной деятельности. В течение дня необходимо соблюдать общие принципы служебного поведения государственных гражданских служащих, взаимодействовать с сотрудниками структурных подразделений Федерального казначейства и его территориальных органов, других государственных органов для решения вопросов, входящих в его компетенцию, эффективно сотрудничать с коллегами, сбор и систематизация информации, работа со служебными документами.
Федеральное казначейство — платежная, учетная, контрольная, информационная система в области финансовой деятельности публично-правовых образований.
Миссия Федерального казначейства – служить государству Российскому, способствуя укреплению устойчивости, надежности и прозрачности финансовой системы Российской Федерации, а также обеспечивая сохранность финансовых средств публично-правовых образований.
В своей деятельности Казначейство России придерживается следующих основных принципов:
1. профессионализм;
2. ориентированность на клиента;
3. прозрачность;
4. объективность;
5. доступность информации;
6. подотчетность;
7. честность;
8. командность;
9. стремление к совершенству.
Казначейство является трех уровневой централизованной и иерархичной системой органов.
Первый уровень представлен центральным аппаратом Федерального казначейства.
Второй уровень системы состоит из управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.
И на третьем уровне функционируют территориальные — больше…

Общее описание

Казначей — сотрудник, ответственный за планирование и осуществление различных видов финансовой и инвестиционной деятельности компании (см.

Если проследить карьеру успешных представителей этой профессии, то можно отметить, что многие из них начинали со стартовых позиций не только в казначействе. Самые востребованные кандидаты в этой области, как правило, приобретали опыт в ключевых отделах банка: в бухгалтерии, в аналитическом, финансовом, кредитном департаментах. Такие специалисты очень хорошо знакомы с работой банковской системы, что позволяет им добиваться высоких результатов на позиции казначея и успешно строить свою дальнейшую карьеру.

Образование

Большинство кандидатов, претендующих на позицию казначея, имеют экономическое или финансово-экономическое образование. Но работа казначея требует системного мышления, поэтому специалисты, обладающие двумя высшими образованиями, одно из которых техническое, а второе экономическое, наиболее востребованы работодателями. Традиционно высоко котируются обладатели дипломов старейших московских вузов (Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Финансовая академия при Правительстве РФ, МГУ им. М. В. Ломоносова, МГИМО), и в то же время ценятся выпускники МГТУ им. Н. Э. Баумана, МАИ, МФТИ, МИФИ, то есть молодые специалисты с хорошей технической подготовкой.

Помимо высшей школы существуют также курсы повышения квалификации, которые можно пройти, к примеру, в ГУ-ВШЭ — Институт профессиональной переподготовки специалистов «Финансовый менеджмент».

Смежные карьеры

Как правило, в казначеи приходят соискатели с начальных позиций в трейдинге, а также специалисты, имеющие опыт работы в финансово-бухгалтерской или банковской сферах, и кандидаты, занимающиеся аналитической деятельностью.

Функциональные обязанности

Основными функциональными обязанностями казначея являются:

  • управление и контроль денежных потоков компании;
  • организация работы отдела казначейства;
  • планирование движения денежных средств (ДДС), контроль ликвидности проектов компании;
  • ведение всей документации по финансированию проектов компании;
  • составление платежного календаря, контроль исполнения БДДС (бюджета движения денежных средств);
  • долгосрочное/краткосрочное прогнозирование ДДС (Cash Flow);
  • ежедневный/еженедельный отчет о ДДС (Cash Flow);
  • регулирование финансовых потоков, управление банковскими счетами компании;
  • контроль и анализ дебиторской и кредиторской задолженностей;
  • контроль осуществления платежей;
  • определение потребности в заемных средствах и их структуры;
  • мониторинг рынков финансовых и кредитных услуг, установление и поддержание отношений с кредитными учреждениями, управление кредитным портфелем компании.

Навыки

Среди основных умений, которыми должен обладать казначей, можно выделить следующие:

  • владение компьютером на уровне уверенного пользователя: MS Office, программы инвестиционного планирования и анализа (Project Expert, «Альт-Инвест» и другие), Excel, а также «1С» (7.7 и 8.0) и система «Банк — клиент»;
  • знакомство с методиками создания бизнес-планов, составления и контроля БДДС и платежного календаря, управления финансовыми рисками;
  • навыки сбора данных, подготовки презентаций, составления документов для предоставления в банк с целью финансирования;
  • знание РСБУ (российских стандартов бухгалтерского учета), управленческого учета, порядка оформления и сопровождения документарных аккредитивов, принципов работы казначейства.

Владение английским языком на уровне чтения технической документации является еще одним обязательным требованием, предъявляемым к специалистам в сфере казначейства. А для работы в западных компаниях и банках необходимо свободное владение английским языком. Помимо этого казначеи должны уметь обрабатывать большой объем информации и обладать навыками тайм-менеджмента.

Из личностных качеств приветствуются: самостоятельность, коммуникабельность, аналитический склад ума, творческий подход к выполнению рабочих обязанностей, стрессоустойчивость, исполнительность, ответственность, пунктуальность, аккуратность.

Плюсы и минусы

К плюсам профессии можно отнести большую популярность ее представителей на рынке труда. Финансовый сектор традиционно испытывает острую нехватку квалифицированных кадров, и казначей является одной из наиболее востребованных специальностей, так как все больше компаний сталкиваются с проблемой поиска опытных сотрудников на эту должность. И хотя людей, причисляющих себя к данной профессии, немало, но настоящих профессионалов на рынке — единицы. По статистике рекрутинговой компании Antal International, на одного профессионального казначея приходится от 5 до 10 вакансий. Кроме того, привлекательным фактором для кандидатов на позицию казначея является достаточно высокий уровень заработной платы.

Основной минус профессии — финансовая ответственность. Среди минусов можно также выделить большое количество рабочих ситуаций, связанных с высокими рисками, особенно в тех случаях, когда на казначее лежит ответственность пусть и не за принятие прямых инвестиционных решений, но за выработку определенных мер, способствующих выгодным инвестициям.

Еще одним негативным моментом служит очень большая загруженность таких специалистов. В большинстве случаев им приходится трудиться в напряженном рабочем ритме и постоянных стрессовых ситуациях, мгновенно реагировать на происходящие изменения и принимать взвешенные решения, которые могут очень серьезно повлиять на движение денежных потоков компании. Успешные казначеи, как правило, обладают быстротой реакции, основанной отчасти на их профессиональном опыте, а отчасти на врожденной интуиции.

Оплата труда

Размер материальной компенсации казначея зависит от опыта работы, функциональных обязанностей и масштаба компании. При наличии опыта работы от 1 года уровень дохода колеблется в районе $1500-2000. Специалист, проработавший в течение 1-2 лет, уже может претендовать на оклад от $2000. А в том случае, когда стаж кандидата превышает 3-летнюю отметку, вполне можно рассчитывать на зарплату от $4500.

Перспективы

Планомерно выстраивая свою вертикальную карьеру, успешные казначеи при наличии определенного опыта работы могут претендовать на позиции руководителя казначейства крупных компаний или банков. А горизонтальная карьера таких специалистов может успешно сложиться и в смежных сферах, например на позиции главы департамента управления рисками или финансового директора компании.

Редакция выражает благодарность Наталье Куркчи, руководителю банковско-финансового департамента и партнеру рекрутинговой компании Antal International, за помощь в подготовке материала.

Источник: Планета HR

Не приходится ставить под сомнение тот факт, что управление денежными потоками является наиболее важным направлением деятельности для любых организаций. Особенно актуальным управление финансами предприятия становится в условиях нестабильной финансовой ситуации, характерной для последних нескольких месяцев.

Дефицит денежных средств может привести к невозможности своевременной выплаты налогов и зарплаты сотрудникам, просрочке платежей по кредитам и займам, нарушению сроков оплаты поставок по договорам, что в свою очередь приводит к начислению штрафов, пеней, неустоек, ухудшению кредитной истории, потере деловой репутации, дополнительным издержкам для устранения нежелательных последствий. Любого из этих факторов будет достаточно, чтобы не только развитие, но само существование бизнеса оказалось под угрозой, или, как минимум — владельцы имели основание задуматься о смене руководства таковым.

С другой стороны, профицит денежных средств, который в условиях кризиса многие предприятия стараются создать в качестве надёжного финансового резерва «на всякий случай», также означает определённые потери для предприятия, которые с некоторой долей условности можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо инвестиционном проекте.

Таким образом, актуальной проблемой в современных условиях является балансирование между поддержанием текущей платежеспособности и получением дополнительной прибыли от вложения денежных средств.

В условиях нестабильной финансовой ситуации также особое значение приобретает контроль движения финансовых потоков на предприятии. В связи с вошедшей в практику работы российских предприятий системой бюджетного управления, как правило, функции контроля выполнения бюджета движения денежных средств, а в некоторых организациях и составление БДДС, выделяются в структуре управления предприятием в отдельную группу, называемую казначейством.

В рамках данной статьи мы попытаемся рассмотреть основные аспекты работы казначейства и оценить, какие формы организации такого подразделения на разных типах предприятий наиболее эффективны.

Зачем предприятию казначейство?

Казалось бы, управление денежными средствами можно осуществлять, не выделяя в структуре предприятия отдельной единицы — казначейской службы.

Действительно, можно распределить функции управления финансовыми потоками между несколькими подразделениями. Например:

  • финансово-экономические службы
    • планируют бюджет движения денежных средств
    • собирают заявки на платёж от подразделений предприятия
    • осуществляют контроль заявок на платёж подразделений на соответствие их БДДС
    • составляют реестры счетов на оплату
    • формируют платёжные календари
    • оформляют документы на получение кредитов в банках
  • отдел продаж прогнозирует на ближайший период ожидаемые поступления средств от покупателей/заказчиков
  • бухгалтерия
    • осуществляет расчетно-кассовые операции по счетам в банках и кассе
    • ведёт взаиморасчёты с контрагентами: сверки с дебиторами и кредиторами по задолженностям, реструктуризация задолженностей, расчёты в неденежной форме (взаимозачёты и т.п.) и пр.
  • финансовый директор или другое лицо, ответственное за движение денежных средств (например, руководитель ФЭО)
    • анализирует реестры счетов на оплату на предмет приоритетности, срочности платежей, достаточности средств для их осуществления
    • по результатам анализа реестров с учётом данных об остатках на счетах (предоставляемых бухгалтерией) и ожидаемых поступлениях от покупателей (прогнозируемых отделом продаж) определяет счета, которые нужно оплатить в текущий день
    • определяет свободный остаток денежных средств и принимает решение о его использовании: при недостатке — о дополнительном финансировании, при избытке — об инвестировании в ценные бумаги или другие финансовые инструменты.

Фактически, при такой организации работы нет единого центра, концентрирующего всю информацию по управлению финансовыми ресурсами. По сути, таким центром вынужден являться финансовый директор, являющийся «последней инстанцией» в финансовых вопросах. С увеличением финансовых потоков объем аналитической работы, связанной с принятием управленческих финансовых решений, катастрофически возрастает, что ведет к снижению эффективности работы.

Отсутствие единого центра по управлению финансовыми потоками может сопровождаться следующими проблемами:

  • Отсутствие единой политики и процедур управления финансовыми потоками. Например, финансово-экономическая служба на основании утверждённой заявки на платёж перечислила средства поставщику, в то время как бухгалтерия осуществила с тем же контрагентом взаимозачёт, закрыв задолженность по этому же платежу, в результате чего поставщику дважды оплатили по одному счёту. Если бы все финансовые потоки осуществлялись из одного центра, такая ситуация была бы исключена.
  • Трудности при формировании платёжного календаря. Поскольку информация, необходимая для формирования платёжного календаря, рассредоточена по нескольким службам компании, то спрогнозировать её достаточно надёжно на срок более недели во многих компаниях становится ощутимой проблемой.
  • Недостаточная оперативность поступления информации, необходимой для принятия решений в сфере управления денежными средствами, вследствие «бюрократизации» системы: информация должна пройти несколько инстанций, прежде чем попадёт к ответственному лицу, принимающему решение.
  • Вероятность финансовых рисков. Управление финансовыми рисками сложная и ответственная работа, требующая всей полноты информации о движении финансовых потоков компании, тесной работы с банками и другими финансовыми институтами. А поскольку единый центр, в котором бы концентрировалась вся информация по управлению финансовыми потоками, отсутствует, то, как правило, управление рисками вообще не осуществляется, либо какие-то операции проводятся, но гарантировать их эффективность при такой организации процесса вряд ли можно.

Поэтому многие предприятия объединяют выполнение задач комплексного управления денежными средствами в рамках одного выделенного подразделения — казначейства, которое осуществляет всю техническую и аналитическую работу, а финансовый директор по её результатам принимает управленческие решения.

Функции казначейства

В целом, задачи управления финансами можно разделить на два класса: стратегическое финансовое планирование и оперативное управление.

Главной задачей казначейства является оперативное управление финансовыми потоками компании, основанное на организации взаимоотношений с банками и другими финансовыми институтами, с целью минимизации финансовых рисков и операционных расходов и максимизации доходности от инвестирования свободных финансовых ресурсов.

Основными функциями казначейства, исполнение которых необходимо для решения главной задачи, являются:

  • организация системы взаимоотношений с банками;
  • оперативное планирование и оптимизация денежных потоков;
  • контроллинг;
  • управление финансовыми рисками.

Остановимся на каждой из функций подробнее.

Организация системы взаимоотношений с банками

Практически все казначейские операции предприятия осуществляют с помощью банков:

  • открытие и ведение счетов
  • осуществление всех типов расчётов (казначейство — расчётный центр)
  • банковское кредитование
  • инвестирование свободных денежных средств (например, размещение на депозитах).

Поэтому организация системы взаимоотношений с банками является одной из основных задач казначейства. Главное, что требуется от казначейства в этой сфере, — минимизация затрат на операционные расходы банков и проценты по кредитам с максимальной выгодой для предприятия.

В целях минимизации рисков желательно держать деньги параллельно на нескольких счетах в различных банках (если один из счетов компании будет заморожен, она сможет продолжить работу, используя счета в других банках) и не объединять в одном банке две или более глобальных функции (например, привлечение средств банков для долгосрочного финансирования и расчётно-кассовое обслуживание). Эти меры позволят обезопасить компанию от финансовых рисков, рисков концентрации, банкротства банка и обеспечить большую конфиденциальность.

При этом следует учитывать, что банк — это коммерческая организация, чьи доходы зависят от оборотов по счетам клиентов банка. Поддерживая определённый уровень оборотов по счетам, компании-клиенты банка гарантируют ему доходность, в ответ на что банк предоставляет таким клиентам более привлекательные условия по кредитованию. Например, лимит овердрафта для компании-клиента напрямую зависит от объёмов поступлений на расчётные счета этой компании в данном банке.

Планирование и оптимизация денежных потоков

Само по себе прогнозирование движения денежных потоков на определенный период (год, квартал, месяц) является задачей планово-экономической службы компании. На основании плановых данных (прогноз выручки, оплата дебиторской или кредиторской задолженности, и т. д.) формируется бюджет движения денежных средств, который регулирует остаток денежных средств на конец планового периода.

Поступления и платежи осуществляются компанией ежедневно, и если в целом за месяц в БДДС имеется положительное сальдо, то в течение месяца могут быть кассовые разрывы, когда платежи осуществить необходимо, а средств на счетах нет. Для выявления таких «узких мест» и своевременного принятия мер для их предотвращения предприятию необходимо оперативное планирование. Эта задача ложится на казначейство.

Система оперативного планирования заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению деятельности предприятия.

Для реализации задачи оперативного финансового планирования казначейство формирует Платёжный календарь. С позиции бюджетного управления платёжный календарь является инструментом резервирования денежных средств из бюджета.

Период, на который составляется платёжный календарь и периодичность его формирования, корректировки и обновления у разных компаний различаются. Чаще всего периодом является месяц или неделя, а периодичностью соответственно — неделя или день.

В платёжном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Отрицательное сальдо поступлений и выплат означает дефицит денежных средств в соответствующем периоде времени. В этом случае необходимо определить источники покрытия плановых денежных дефицитов. При положительном сальдо поступлений и выплат образуется профицит (излишек) денежных средств. В этом случае возникает необходимость определить объекты краткосрочного инвестирования и соответствующую доходность операции.

Информационной базой платёжного календаря служат:

  • бюджет движения денежных средств
  • договоры
  • графики выплаты заработной платы
  • налоговый календарь
  • установленные сроки платежей для финансовых обязательств
  • заявки на осуществление платежей
  • внутренние приказы
  • выписки по счетам предприятия

Целесообразно формировать платёжные календари по каждому банковскому счёту и кассе предприятия с тем, чтобы распределить объёмы денежных средств между счетами так, чтобы выполнить обязательства по поддержанию определённого уровня оборотов денежных средств на счетах в «стратегических» банках и обеспечить минимальные операционные расходы.

Формирование платежного календаря проводится в несколько этапов:

  • занесение заявок на осуществление платежей и планируемых поступлений по операционной деятельности;
  • занесение плановых поступлений и выплат по инвестиционной деятельности;
  • занесение плановых поступлений и выплат по финансовой деятельности;
  • формирование промежуточного сальдо движения денежных средств;
  • определение необходимости дополнительного финансирования в случае дефицита или возможности краткосрочного инвестирования в случае профицита денежных средств;
  • формирование итогового сальдо денежных средств.

Правильно составленный платёжный календарь позволяет своевременно выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения и спланировать соответствующие мероприятия и таким образом избежать финансовых затруднений.

Контроллинг

Функции финансового контроллинга в компаниях распределяются между планово-экономическими службами и казначейством. На казначейство ложится часть контроля, касающаяся финансовых потоков: контроль исполнения бюджета движения денежных средств и установленных лимитов, контроль корректности исполнения платежей и своевременности поступлений, постоянный мониторинг и контроль дебиторской и кредиторской задолженностей.

При формировании политики управления денежными потоками необходимо особое внимание уделить взаимодействию казначейства с контуром бюджетного управления. Это не только формирование платёжного календаря, но и контроль его исполнения, а также контроль соблюдения лимитов расхода денежных средств, установленных в БДДС. Поэтому важно четко регламентировать зоны ответственности каждого подразделения в организации контроля финансовых потоков, отслеживании фактического исполнения БДДС.

Например, как правило, БДДС формируется плановыми отделами, и казначейство не обладает информацией о соответствии конкретного платежа статье бюджета. Поэтому при предоставлении заявок на осуществление платежа в них необходимо указывать код или наименование статьи БДДС с тем, чтобы при формировании платёжного календаря казначейство осуществило бюджетный контроль соответствия данных заявок на платёж статьям БДДС. Если на момент платежа лимит оплаты по статье исчерпан, заявка на платеж либо отклоняется, либо отправляется на дополнительное согласование в соответствии с установленными процедурами. При этом функцию контроля исполнения бюджета казначейством можно назвать «последним оплотом» на пути движения денежных средств, перед тем как они покидают компанию.

На многих предприятиях казначейство формирует фактическое исполнение платёжного календаря и бюджета движения денежных средств на основании банковских выписок. При этом казначейство осуществляет контроль не только «на выходе», но и «на входе»: проверяется, все ли ожидаемые средства были получены от покупателей, заказчиков, не было ли возвратов платежей, отправленных поставщикам и т.д.

Качественная оперативная проверка задержек в планируемых поступлениях денежных средств на счета компании позволяет располагать информацией для последующего выяснения причин несвоевременной оплаты дебиторской задолженности контрагентами.

Функции казначейства по контролю сроков дебиторской и кредиторской задолженности связаны с принятием соответствующих мер: с одной стороны — не допускающих или минимизирующих просрочку по платежам дебиторов, выданных авансов, а с другой — реализующими возможность реструктуризации долгов кредиторам. Фактически, эти меры заключаются в постоянном мониторинге состояния задолженностей, тесном сотрудничестве с ключевыми контрагентами по вопросам сумм и сроков поступлений и выплат, своевременности погашения долгов кредиторам и решении вопросов возможности реструктуризации задолженностей, в том числе и в «неденежной» форме, например, путём проведения взаимозачётов и вексельных схем.

Помимо оптимизации структуры задолженности, источником дополнительного финансирования оборотного капитала может быть краткосрочное финансирование за счёт неоплаты кредиторской задолженности поставщикам. Но здесь нужно действовать осторожно, поскольку такие действия могут привести к штрафным санкциям. Поэтому отсрочку кредиторской задолженности лучше согласовывать с поставщиками.

Управление рисками

К функциям казначейства относится управление финансовыми рисками. Как правило, это валютные, кредитные риски, риски изменения процентных ставок и риски ликвидности.

Управление финансовыми рисками заключается в выявлении «узких мест», в которых возможно возникновение рисков, в оценке этих рисков — значительны они для предприятия или могут не учитываться как маловероятные, и в разработке мероприятий по минимизации финансовых рисков. Такими мероприятиями могут быть хеджирование (страхование) рисков, разработка и контроль лимитов по различным статьям расходов, в частности, формирование платёжного календаря и ежедневный контроль исполнения БДДС.

В условиях финансового кризиса управление рисками приобретает особое значение. Например, для минимизации риска ликвидности необходима организация ежедневного отслеживания финансовых потоков, детальный жёсткий контроль выполнения финансовых обязательств, соблюдение лимитов, установленных на расход денежных средств и остаток дебиторской задолженности. Под особый контроль необходимо взять операции с контрагентами, вызывающими подозрение относительно возможной неплатежеспособности.

Приведённое описание функций казначейства достаточно условно и на каждом предприятии подход к выделению задач казначейства может быть разным. На набор выполняемых казначейством функций может повлиять и выбранная компанией форма организация казначейства.

Формы организации казначейства

Специфика деятельности каждого предприятия, связанные с ней задачи и организационная структура компании или группы компаний определяют и модель, по которой может строиться работа казначейства.

Можно выделить две основные формы организации казначейства в рамках компаний:

  1. Централизованное казначейство;
  2. Децентрализованное казначейство.

Сами названия этих форм информативны и достаточно точно отражают их суть.

Для небольших предприятий, не являющихся холдингом и не входящих в какие-либо холдинги, характерно централизованное казначейство. В структуре предприятия выделяется служба казначейства, через которую идут все финансовые потоки. Другие подразделения предприятия участвуют в процессе лишь путём предоставления заявок на осуществление платежей, планов поступлений и консультированием по приоритетности выплат.

Для холдингов вопрос необходимости централизации казначейства также стоит достаточно остро. В последнее время во многих российских компаниях наблюдается тенденция централизации управления. А поскольку контроль над денежными потоками крайне важен для компании, то одним из основных объектов централизации является казначейство.

Выбор той или иной формы организации работы казначейства в холдинге зависит от многих факторов:

  • принятая структура управления: стремление к централизации управления предприятиями, входящими в холдинг, или предоставление им определённой самостоятельности в рамках компании
  • территориальная удалённость предприятий холдинга
  • высокая вероятность и значимость финансовых рисков
  • система автоматизации, единая для всех предприятий холдинга
  • объединение в рамках одного холдинга предприятий разного профиля с различной структурой активов, расходов, источников финансирования капитала

Децентрализованное казначейство, как правило, характерно для предприятий с достаточно демократичной структурой управления, где структура и организация бизнеса допускает предоставление права осуществления платежей непосредственно из центров затрат или бизнес-направлений (отдельные юридические лица или группы компаний, объединенных по единому признаку).

При выборе децентрализованной модели в компании должны быть очень хорошо отлажены бизнес-процессы по взаимодействию казначейств всех предприятий, входящих в холдинг. Часто встречается ситуация, когда одно из предприятий холдинга нуждается в финансировании и вынуждено взять для этих целей кредит в банке, другое же предприятие холдинга в это время располагает свободными средствами. При отсутствии централизации платежей, системы взаимодействия между предприятиями холдинга, компания может терять средства и увеличивать свои финансовые риски. Поэтому для децентрализованных моделей очень важна жёсткая система контроллинга.

Очевидно, что главной отличительной чертой централизованной модели организации казначейства является жёсткая централизация платежей, а во многих компаниях и поступлений. Централизация финансовых потоков осуществляется через единый счет или систему транзитных счетов с автоматической переброской на основной, откуда и осуществляются платежи.

При организации централизованного казначейства особое значение приобретает управление информационными потоками в режиме он-лайн. Необходим постоянный оперативный обмен данными между предприятиями холдинга. Поэтому крайне важен вопрос о выборе автоматизированной системы, которая сможет обеспечить контроль и управление платежами всех компаний холдинга в оперативном режиме.

Задачи автоматизации казначейской функции достаточно успешно решаются средствами программных продуктов https://buroit.org/ 1С:Предприятие. Возможные подходы к использованию инструментария 1С:Предприятия приведены в статье «Антикризисное управление денежными средствами предприятий: найти, а не потерять!».

Жёсткость централизованной модели компенсируется снижением вероятности финансовых рисков. Компания может централизованно планировать потребности в денежных средствах, формируя платёжный календарь в рамках всего холдинга. При этом учитываются заявки на платёж всех предприятий, консолидируются все поступления, что позволяет перераспределять финансовые ресурсы между предприятиями холдинга в соответствии с их потребностями в денежных средствах без привлечения внешнего финансирования, размещать свободные денежные средства всего холдинга, получая при этом более высокий доход от размещения бОльших сумм.

Необходимость в централизации казначейства может возникать и в связи с достаточно большой удалённостью предприятий холдинга друг от друга, объединением в составе холдинга разнопрофильных предприятий с разным уровнем прибыльности, высокой вероятностью и значимостью финансовых рисков.

Возможны и смешанные формы организации казначейства, сочетающие в себе как признаки централизованной, так и децентрализованной модели. Например, предприятия холдинга могут распоряжаться поступлениями от неосновной деятельности и расходовать эти средства на текущие незначительные платежи, а поступления от основной деятельности и ключевые выплаты являются централизованными.

Изменение условий внешнего окружения, в частности, изменение экономической ситуации в стране, для бизнеса, как правило, влечет за собой необходимость пересмотра и принципов его устройства, бизнес — процессов предприятий. Ожидаемо, что изменения в первую очередь будут иметь своей целью минимизацию затрат, необходимость повышения гибкости и эффективности систем управления предприятием. В этой ситуации пересмотр форм организации казначейства также неизбежен. Важно помнить, что выбор оптимальной структуры его устройства неразрывно связан с общей стратегией управления предприятием. При желании сместить функции контроля и согласования платежей в центр, ужесточить процедуры контроля лимитов — акцент будет смещаться в сторону централизованной модели. Предприятия, для которых экономическая ситуация будет диктовать необходимость делегирования полномочий по осуществлению платежей непосредственно в центры затрат (например, исходя из требований оперативности работы, снижения сроков согласования платежей) — выберут форму организации казначейства, более близкую к децентрализованной.

Если задачи организации или реструктуризации казначейства на вашем предприятии являются реалиями текущего дня — о подходах к реализации проекта создания такой службы читайте в нашей следующей статье.

Казначейство — система, позволяющая эффективно управлять денежными средствами, находящимися в кассах, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, и осуществлять контроль над платежами организаций.

Подсистема Казначейство обеспечивает решение следующих задач:

  • планирование поступлений и расходов денежных средств;
  • отражение операций с наличными и безналичными денежными средствами;
  • контроль наличия денежных средств;
  • контроль целевого использования денежных средств;
  • ведение денежных расчетов в иностранных валютах;
  • работа с подотчетными лицами;
  • контроль взаиморасчетов;
  • учет кредитов, депозитов и займов.

Платежный календарь

Для оперативного управления денежными средствами предприятия, формирования графиков платежей и контроля его своевременного исполнения предлагается использовать платежный календарь.

Платежный календарь формируется автоматически на основании данных о планируемых оплатах от клиентов и выплатах поставщикам, планируемых прочих поступлениях и расходах денежных средств.

Использование платежного календаря позволяет:

  • проанализировать данные о доступном остатке денежных средств, планируемых поступлениях и расходах денежных средств;
  • принять решение о возможности обеспечения заявок на расходование денежных средств;
  • принять решение о перемещении денежных средств между расчетными счетами и кассами или о необходимости получения дополнительных средств;
  • произвести согласование заявки с уточнением срока оплаты и источника расхода денежных средств (банковский счет, касса);
  • оформить заявку на внутреннее перемещение денежных средств;
  • оформить заявку на получение кредита в банке.

При составлении платежного календаря автоматически проверяется его выполнимость — определяются кассовые разрывы, в случае их образования — происходит перепланирование выплат или условий реализации товаров, или привлечение кредитов.

Оформление заявок на расходование денежных средств

Для регистрации намерений по расходованию денежных средств предусмотрен документ Заявка на расходование денежных средств. Характер и назначение планируемого списания денежных средств определяются предопределенными видами операций документа.

Виды хозяйственных операций, которые могут подлежать контролю:

  • Выдача денежных средств подотчетному лицу;
  • Перечисление денежных средств поставщику;
  • Возврат денежных средств клиенту;
  • Оплата по кредиту;
  • Таможенный платеж;
  • Оплата в другую организацию;
  • Прочие расходы денежных средств и др.

Использование заявок на расходование ДС позволяет выполнить следующие задачи:

  • отразить потребность на денежные средства со стороны подразделений предприятия;
  • спланировать расход денежных средств, сформировать платежный календарь;
  • предотвратить несогласованные выплаты денег;
  • проконтролировать объем допустимых к расходу денежных средств.

Заявка на расходование денежных средств

Управление заявкой осуществляется при помощи соответствующих статусов документа.

Контроль целевого использования денежных средств

Предусмотрена возможность контроля лимита расходования денежных средств.

Для контроля за расходованием денежных средств предусмотрены различные инструменты, использование которых позволяет:

  • спланировать, сколько денег необходимо выделить на расходы того или иного подразделения;
  • установить объем доступных к расходованию денежных средств по каждой статье ДДС;
  • уменьшить объем расходов и произвести их контроль.

Контроль лимита расходования денежных средств может производиться как по предприятию в целом, так и по подразделениям и организациям.

Лимиты расходования денежных средств

Превышение лимитов контролируется при согласовании заявки на расходование денежных средств.

Если требуется осуществить расходование денежных средств сверх установленного для статьи ДДС лимита, данная потребность указывается при оформлении заявки на расходование денежных средств (в заявке устанавливается признак Сверх лимита).

Для контроля расхода денежных средств в соответствии с установленными лимитами предназначен отчет Лимиты расхода денежных средств, который показывает лимиты расходов, фактический расход и обеспечивает возможность определить, по каким статьям движения денежных средств есть превышение или лимит израсходован не полностью.

Учет наличных денежных средств

Наличные денежные средства учитываются кассовыми ордерами.

Использование рабочего места по работе с приходными кассовыми ордерами обеспечивает доступ к списку распоряжений на поступление денежных средств, что в свою очередь, упрощает работу в части формирования приходных кассовых ордеров с различными типами хозяйственных операций:

  • Поступление оплаты из кассы ККМ;
  • Поступление оплаты от клиента;
  • Поступление от другой организации;
  • Возврат оплаты от подотчетника;
  • Возврат оплаты от поставщика и др.

Оформление приходных кассовых ордеров Для оформления операций выдачи наличных денежных средств доступно рабочее место Расходные кассовые ордера, в котором представлен список распоряжений на выдачу наличных денежных средств, являющихся источником данных для оформления расходных кассовых ордеров с различными типами хозяйственных операций, таких как:

  • Выдача ДС в кассу ККМ;
  • Выдача ДС подотчетнику;
  • Оплата поставщику;
  • Возврат оплаты клиенту и др.

Основаниями на выдачу денежных средств выступают заявки на расходование денежных средств, если заявки используются как инструмент планирования или объекты расчетов.

Инвентаризация наличных денежных средств. Для отражения процесса инвентаризации наличных денежных средств в кассах предприятия предусмотрен инструмент — Инвентаризация наличных денежных средств, использование которого позволяет:

  • отразить учетные и фактические остатки наличных денежных средств;
  • оформить излишки и недостачи наличных денежных средств.

По результатам проведения инвентаризации можно составить акт по форме ИНВ-15.

Учет безналичных денежных средств

Для работы с безналичными платежами предназначено универсальное рабочее место Безналичные платежи. За счет использования данного рабочего места обеспечивается отражение различных операций поступления и списания денежных средств с расчетных счетов организации. Также использование данного рабочего места позволяет подтвердить факт регистрации платежей в банковской выписке по расчетному счету (признак Проведено банком).

Безналичные платежи Для отражения поступления денежных средств на расчетный счет предназначены документы Поступление безналичных ДС, позволяющие отразить типовые операции:

  • Поступление оплаты от клиента;
  • Поступление от другой организации;
  • Сдача наличных в банк;
  • Погашение займа контрагентом;
  • Прочее поступление и др.

Поступление безналичных денежных средств Списание денежных средств с расчетного счета оформляется документами Списание безналичных ДС с указанием соответствующей типовой операции:

  • Оплата поставщику;
  • Выдача подотчетнику;
  • Таможенный платеж;
  • Прочий расход;
  • Выдача займа контрагенту и др.

Списание безналичных денежных средств Обмен с банком. Программа наделена сервисом, использование которого обеспечивает:

  • передачу в банк в электронном виде платежных документов на безналичное перечисление денежных средств с расчетного счета организации;
  • обратный автоматический прием из банков выписок по расчетному счету.

Передавать в банк платежные документы позволяет использование следующих технологий:

  • обмен через файл «1С:Предприятие-Клиент банка». Платежные документы передаются в банк путем выгрузки платежных документов в файл и последующей загрузкой этих данных в модуль «Клиент-банка». Указание файлов выгрузки/загрузки не является обязательным, их можно уточнить в процессе обмена с банком;
  • «DirectBank» (прямой обмен данными) — более удобный и безопасный способ передачи платежных документов в банк. Подготовленные в системе платежные документы передаются в банк напрямую, без выгрузки платежных документов в файл и последующей загрузкой этих данных в модуль «Клиент банка». Преимущества технологии «DirectBank» (прямой обмен данными):
    • управление расчетными счетами непосредственно из «1С:Предприятия 8» без установки системы Клиент- Банк;
    • повышенный уровень безопасности — подписание электронных документов прямо в «1С:Предприятие 8»;
    • единый пользовательский интерфейс для управления всеми счетами, открытыми в разных банках;
    • отправка платежного документа и получение выписки из банка по одной команде пользователя.

Выгрузка платежных документов в банк и загрузка выписок из банка осуществляется в рамках рабочего места Безналичные платежи.

Расчеты с подотчетными лицами

В программе предусмотрена возможность вести учет денежных средств, выданных подотчетному лицу.

Поддерживаются варианты расчетов с подотчетными лицами с использованием как наличных, так и безналичных денежных средств.

В программе можно отразить следующие операции с подотчетными лицами:

  • закупка товарно-материальных ценностей;
  • оформление прочих и командировочных расходов.

Обоснованность расходов подотчетных лиц подтверждается оформлением документов Авансовый отчет, которые также позволяют проконтролировать сумму перерасхода и расхода выданных в подотчет денежных средств.

Авансовые отчеты Контроль выданных подотчетному лицу авансов. Для комплексного анализа выданных подотчетному лицу денежных средств предназначены отчеты:

  • Контроль операций с денежными средствами:
    • контроль выданных подотчетному лицу авансов;
    • закупок через подотчетных лиц в разрезе целей;
    • перерасхода денежных средств подотчетным лицом.
  • Контроль операций с денежными средствами:
    • анализ суммы использованных и возвращенных подотчетным лицом авансов;
    • незавершенных операций с денежными средствами (безналичными/наличными);
    • рекомендации по дальнейшим требуемым действиям (Оформите авансовый отчет, Оформите выдачу подотчетнику и т.д);
    • контроль остатка задолженности — суммы, за которую подотчетное лицо должно отчитаться в указанный срок.

Контроль операций с денежными средствами

Управление взаиморасчетами

Подсистема взаиморасчетов отвечает за оценку состояния и анализ взаимных обязательств между предприятием и его контрагентами, она позволяет:

  • вести учет фактической и планируемой задолженности;
  • вести учет взаиморасчетов с детализацией до договора;
  • отражать операции взаимозачетов и списания задолженности;
  • формировать и согласовывать акты сверки взаиморасчетов;
  • анализировать состояние расчетов, выявлять просроченную задолженность.

Раздельный учет ведется по партнерам (управленческий учет) и контрагентам (регламентированный учет).

Обеспечивается несколько вариантов ведения взаиморасчетов:

  • По договорам — взаиморасчеты контролируются по договору в целом;
  • По заказам — для каждой оплаты указывается соответствие конкретному заказу;
  • По накладным — оплата оформляются в привязке к документам реализации (поступления) товаров.

Для анализа информации о текущем состоянии взаиморасчетов, сумме долга, сумме просроченной задолженности, суммах к оплате, суммах к отгрузке и к получению предусмотрены различные отчеты:

  • Ведомость расчетов с клиентами;
  • Задолженность клиентов;
  • Задолженность клиентов по срокам;
  • Сверка расчетов и др.

Задолженность клиентов

Контроль задолженности клиентов/поставщикам по срокам

Формирование отчетов по дебиторской и кредиторской задолженности возможно в разрезе различных интервалов задолженности.

Для формирования отчетов по кредиторской и дебиторской задолженности имеются следующие возможности:

  • использовать стандартный интервал задолженности, применяемый на предприятии;
  • либо задать собственные интервалы задолженности (неограниченное количество), в разрезе которых будут выводиться данные о дебиторской и кредиторской задолженности.

Для анализа информации о суммах дебиторской и кредиторской задолженности по интервалам задолженности предусмотрены следующие отчеты:

  • задолженность клиентов по срокам (дебиторская задолженность) — позволяет контролировать текущее состояние дебиторской задолженности и произвести анализ клиентов с наибольшей просроченной задолженностью в рамках интервала задолженности;
  • задолженность поставщикам по срокам (кредиторская задолженность) — позволяет контролировать текущее состояние кредиторской задолженности по поставщикам, размерам и длительности просроченной задолженности с разбивкой по интервалам долга;
  • досье партнера (только если вариант классификации задолженности один).

Предусмотрена возможность получения данных по задолженности поставщикам по срокам, задолженности клиентов по срокам в виде диаграмм или таблиц.

Проведение взаимозачетов и списание задолженности

Предусмотрена возможность отражения операций взаимного погашения дебиторской и кредиторской задолженности по нескольким партнерам.

При оформлении взаимозачета задолженности обеспечивается отражение различных операций:

  • взаимозачет между двумя клиентами (двумя поставщиками) в рамках одной организации — используется для зачета задолженности между двумя различными контрагентами (клиентами или поставщиками) по операциям, которые оформлены на одну организацию;
  • взаимозачет по операциям одного клиента (поставщика) — используется для зачета задолженностей одного контрагента (клиента или поставщика) по разным объектам расчетов в рамках одной организации;
  • взаимозачет с участием двух организаций для одного клиента (поставщика) — контрагент (клиент или поставщик) произвел оплату одной организации, а отгрузка товара произведена от имени другой организации;
  • зачет встречных обязательств (бартер) — используется для зачета задолженности контрагента как клиента и как поставщика.

Взаимозачет задолженности

Обеспечивается возможность отражения операций списания задолженности, возникшей в процессе оформления хозяйственных операций между организациями предприятия и ее клиентами или поставщиками.

Списание задолженности

Для отражения состояния взаиморасчетов между конкретной организацией и юридическим лицом партнера за определенный период времени можно использовать инструмент — Сверка взаиморасчетов. Сверку взаиморасчетов можно произвести с детализацией по партнерам и объектам расчетов.

Текущее состояние сверки взаиморасчетов контролируется соответствующими статусами документа.

Для анализа задокументированных сверок расчетов с клиентами и получения информации о том, есть ли расхождения между данными от клиента и «нашими» можно воспользоваться отчетом Сверка расчетов.

Сверка расчетов

Учет кредитов, депозитов и займов

Для ведения учета по кредитам, депозитам и займам программа предлагает следующие возможности:

  • ввести начальные остатки по кредитным и депозитным договорам;
  • регистрировать кредитные и депозитные договора с учетом параметров погашения кредитов, начисления процентов и комиссий по каждому договору;
  • рассчитывать и отражать в информационной базе ежемесячные суммы комиссий и процентов по этим договорам;
  • вести график отчислений и начислений по кредитам и депозитам;
  • выполнять анализ обязательств по кредитным договорам.

Договор займа с ДК (Условия кредита или займа)

Для формирования прогноза движения денежных средств поддерживается возможность вести учет по вариантам графиков.

Варианты графиков можно формировать как вручную, так и путем загрузки из внешнего файла в информационную базу.

Данные по графикам являются источником для формирования заявок на расходование денежных средств, начислений доходов и расходов по процентам и комиссии.

При оформлении начислений по кредитам, депозитам и займам можно отразить следующие операции:

  • начисления по кредитам и займам полученным;
  • начисления по депозитам;
  • начисления по займам выданным.

Начисления по кредитам и депозитам Для контроля данных по кредитам и депозитам можно использовать аналитические отчеты:

  • реестр договоров по кредитам и депозитам — позволяет проанализировать взаиморасчеты в рамках заключенных кредитных, депозитных договоров и займов;
  • план-фактный анализ оплат и начислений по договору — позволяет проанализировать отклонения по фактически произведенным оплатам и начислениям в рамках заключенных кредитных (депозитных) договоров с учетом комиссии.