Ребенок гений


Елена Исупова

Многие родители считают своих детей одаренными. Кажется, чтобы убедиться в этом, достаточно пройти тест на IQ. Давайте узнаем, так ли важны баллы в измерении интеллекта и гарантируют ли они успех в будущем. Для этого заглянем в новинку «Чек-лист гения».

Тысяча одаренных


Чек-лист гения
IQ-тесты появились сравнительно недавно. Возраст этого инструмента — чуть больше века. Одним из первых им воспользовался профессор Стэнфорда Льюис Терман. В 1916 году он тестировал младших школьников и выбирал тех, кто показал результаты, близкие к высшим значениям шкалы.

В группу невероятно умных мальчиков и девочек попали 1528 школьников в возрасте примерно одиннадцати лет. Сказать, что они были способными, — не сказать ничего. Средний показатель их IQ равнялся 151 баллу, а у семидесяти семи варьировался от 177 до 200 баллов. За ними наблюдали в процессе взросления. Вплоть до достижения среднего возраста участники исследования постоянно проходили дополнительные тесты.


Источник

А теперь плохие новости: ни один человек из группы не стал тем, кого принято считать гением. Невероятные интеллектуальные способности трансформировались в тривиальные карьеры преподавателей, врачей, юристов, инженеров. Двое стали заслуженными профессорами Стэнфордского университета и продолжили исследования, участниками которых были сами. Многие вообще не добились значительных интеллектуальных успехов.

Меньше 140 баллов

При этом из множества детей, не попавших в группу Термана, по крайней мере двое добились признания. Вот их истории.

Луис Уолтер Альварес в десять лет прошел тест Термана, но недотянул до пороговой отметки в 140 баллов. Это не помешало ему в двадцать пять получить докторскую степень в Чикагском университете. А работа над водородной пузырьковой камерой для изучения элементарных частиц принесла ему Нобелевскую премию по физике в 1968 году. Ни один из «термитов» не получил Нобеля ни по физике, ни по каким-либо другим дисциплинам. Будто стремясь еще больше смутить всех своим интеллектуальным превосходством, Луис поучаствовал в нескольких военных проектах, включая Манхэттенский (создание первой плутониевой бомбы «Толстяк»).

Уильям Шокли, второй отвергнутый Терманом кандидат в «термиты», получил степени двух престижных технических вузов: бакалавра в Калифорнийском и доктора

в Массачусетском технологическом институте. А в 1956 году разделил Нобелевскую премию по физике с двумя коллегами.

Люди, достигшие значительных успехов, могут иметь IQ ниже среднего, а обладатели высокого интеллекта порой не могут ничего достичь.


Источник

За: высокий IQ необходим для успеха

Если Терман хотел выяснить, станут ли гениями дети с высоким IQ, почему бы не зайти с другой стороны? Взять общепризнанных гениев и, опираясь на факты их биографий, оценить, какой IQ мог быть у них в детстве. Так сделала Кэтрин Кокс.

Исследователь составила список, в который попали 192 творца и 109 исторических лидеров. В него вошли Исаак Ньютон, Жан-Жак Руссо, Мигель де Сервантес, Людвиг ван Бетховен и Микеланджело, а также Наполеон Бонапарт, Горацио Нельсон, Авраам Линкольн и Мартин Лютер — в общем, те, кто потом удостоился обширной биографической статьи в Википедии. Кокс совместила события жизни и показатели интеллектуального роста из разных биографических источников и на их основе вывела независимые показатели IQ. Несомненно, группа «301 гений» превзошла группу полутора тысяч «термитов». А выводы Кэтрин после публикации в 1926 году были подтверждены множество раз. Именно поэтому достижения и успехи стали прочно ассоциироваться с высокими показателями IQ.

Против: высокий IQ не гарантирует успеха

Кажется, тезис первой половины материала подтверждается: высокий уровень IQ повышает шансы на достижение выдающихся успехов. Но есть четыре проблемы, которые ставят это утверждение под сомнение.

№ 1. Соотношение «интеллект — высокие результаты». На самом деле связь значения IQ и выдающихся достижений не так прочна. Большинство специалистов по статистике определили бы ее как «умеренную». Говоря проще, возможны исключения с обеих сторон.

№ 2. Творчество. Зависимость достижений от уровня IQ во многом определяется сферой деятельности. В некоторых областях интеллектуальному уровню уделяется куда меньше внимания. Например, IQ знаменитых лидеров в среднем ниже, чем у известных творцов. У полководцев из списка Кокс IQ, как правило, на 20 баллов ниже, чем у остальных. Знаменитый Наполеон со своими 145 баллами среди подопечных Термана плелся бы где-то в конце.

№ 3. Характер и упорство. Поскольку корреляция между IQ и достижениями крайне слаба, даже если она прослеживается, нельзя списывать со счетов другие психологические факторы, никак не относящиеся к умственным способностям. Вот что писала по этому поводу сама Кокс: «Высокий, но не самый высокий интеллект в совокупности с величайшим упорством чаще ведет к выдающимся достижениям, чем высочайший интеллект в сочетании с меньшим упорством».


Источник

№ 4. Обманчивая оценка. Оценки Кокс зачастую основывались на навыках, которые были характерны лишь для узкоспециальных областей. Поэтому результаты теста разных людей можно сравнивать с тем же успехом, что и яблоки с апельсинами или лук с сельдереем. Например, IQ Моцарта рассчитывался преимущественно на его музыкальных способностях. В том же, что не касалось музыки, развитие маленького Вольфганга Амадея было далеко не таким блестящим.

Что в итоге?

Можно набрать больше 140 баллов в тесте на IQ и прослыть гением в юном возрасте. Но, как вы уже поняли, тут кроется подвох. Высокие результаты в детстве не гарантируют выдающихся достижений в зрелом возрасте. А еще они не дают права называться творческим гением. Есть и другой путь: отложить тесты и развивать незаурядные интеллектуальные способности ребенка — в надежде, что в будущем ему удастся внести свой вклад в науку или искусство. Выбирайте.

По материалам книги «Чек-лист гения»

Обложка поста — unsplash.com

Что является очевидными и неочевидными признаками гениальности у человека?

— Размер лба и вместимость черепной коробки, вес мозга, большое количество мужских половых гормонов, повышенное содержание мочевины крови — таковы признаки гениальности, — уверен Лев Акимович Усов, профессор Иркутского медицинского университета. — Только после смерти Мерилин Монро, узнали, что ее мозг потянул на 1422 грамма, перевесив мозг Алексея Толстого, Максима Горького и Данте Алигьери. Если бы она знала об этом, может быть, иначе распорядилась бы своим умом и талантом.

Большелобые часто впадают в депрессию

— У гения обязательно должен быть высокий лоб и объемистый череп, — утверждает Лев Акимович. — Чтобы для мыслей был простор. Вот приходит ко мне на экзамен студент, я смотрю на его лоб и заранее знаю, какого ответа от него можно ожидать. Действительно, многие наши великие отличались объемной черепной коробкой. Вспомните хотя бы Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Ломоносова, Владимира Ленина, Федора Михайловича Достоевского, Екатерину Великую, Петра Первого, Александра Суворова, Ивана Тургенева и многих других. Американская кинозвезда Мерилин Монро, послав к чертям все мифы о тупости блондинок, доказала, что ее место среди гениев отнюдь не случайно. Мозг великой актрисы весил 1422 грамма, в то время как мозг Владимира Ленина весил 1340 граммов. Большое количество мозговых извилин — дар Божий. Весь вопрос в том, как мы ими распорядимся.

А самым ярким признаком гениального ума является циклотемия: способность психики переходить от полной подавленности к веселости. Почти все гении страдают от депрессий. Это похоже на шизофрению, отличие в одном — все идеи, которые рождает гений, конструктивны, — говорит Лев Акимович.

Петр I страдал подагрой

Ученые выявили прямую зависимость между повышенным содержанием мочевины в крови и активностью мозга. У половины гениев мочевина в крови была повышенной, что часто приводило их к заболеванию подагрой. Джон Мильтон, великий поэт и автор «Потерянного рая» и «Возвращенного рая», прослыл великим страдальцем. Мильтон ослеп, но он говорил, что слепота терзает его меньше, чем подагра.

По многим психическим признакам (необычайное трудолюбие, целеустремленность, решительность, упорство, постоянно и чрезвычайно напряженно работающий интеллект) Петр I почти целиком укладывается в характерологию подагрического гения. Существует версия, что он и умер от обострения подагры. Знаменитый немецкий доктор Бургав, узнав о смерти Петра, воскликнул: «Боже мой, как можно было позволить этому великому человеку умереть, если его можно было спасти грошовым лекарством!». Беседуя с другими врачами, Бургав высказал мнение, что император мог бы прожить много лет, если бы правильно лечился, не скрывал так долго свою болезнь и не прыгнул бы в воду в ноябре.

«Прячьте жен!»

Один из знаменитых ученых А.Каррель утверждает: «Половые железы интенсифицируют все физиологические, умственные и духовные виды активности. Ни один евнух не стал великим философом, великим ученым или великим преступником. Семенники повышают смелость, агрессивность и жестокость — качества, отличающие быка-драчуна от вола, тащащего плуг по полю».

Когда Юлий Цезарь, знаменитый римский полководец, въезжал в Рим, празднуя свой триумф, недруги, скрывшись в толпе, кричали: «Граждане, прячьте жен, едет лысый развратник!». На самом деле не таким уж развратником и был лысый Юлий, но вот полководцем, великим правителем, оратором и писателем был и остается в веках. Юлий Цезарь одержал много военных побед, например, в 58—51 гг. до РХ подчинил Риму всю заальпийскую Галлию. Сосредоточив в своих руках власть диктатора, консула и др., стал фактически монархом. Цезарь — автор «Записок о Галльской войне» и «Записок о гражданских войнах», да и Юлианский календарь — дело его ума.

Ярким примером гиперсексуальной личности в российской истории был Петр I. Известно, что, и умирая, Петр ожидал появления на свет последнего отпрыска. Мария Румянцева была беременна сыном, «будущим героем другого великого царствования, победоносным генералом Екатерины II, в котором каждый мог легко узнать кровь великого царя». Говорят, Румянцев-Задунайский был удачливым полководцем и даже в этом как две капли воды походил на Петра.

Но нельзя забывать и о том, что сексуальная распущенность и гиперсексуальность — вещи разные. Например, Казанова не оставил после себя ни политических трактатов, ни каких-либо других литературных произведений, не стал ни великим художником, ни музыкантом. Великий соблазнитель весь свой талант растратил на сомнительные победы.

Тот же Каррель утверждает: «Любовь возбуждает ум, если она остается неудовлетворенной. Если бы Беатриче стала возлюбленной, то, может быть, и не было бы «Божественной комедии». Жена рабочего может требовать от него ежесуточного удовлетворения. Но жена художника или философа не имеет права на такое же частое внимание. Хорошо известно, что сексуальные излишества понижают умственную активность. Для полноты достижений интеллект, по-видимому, требует как присутствия хорошо развитых половых желез, так и временного подавления сексуальных влечений».

Жанна д…Арк была наполовину мужчиной?

Медики установили, что многие гениальные женщины страдали редким заболеванием, синдромом Морриса, который стимулирует исключительное психическое и физическое развитие. Установленный факт: у спортсменок синдром Морриса обнаруживается в 600 раз чаще, чем у обычных людей. Эта аномалия очень редка среди населения (порядка 1:65 000 среди женщин). Эмоциональная устойчивость этих больных, их жизнелюбие, многообразная активность, энергия, физическая и умственная, просто поразительны.

Женщина, страдающая синдромом Морриса, — псевдогермафродит: высокая, стройная, статная, физически сильная женщина без матки, с малым влагалищем, семенниками, неменструирующая и нерожающая, но в остальном способная к сексуальной жизни и сохраняющая нормальное влечение к мужчинам. Жанна д…Арк (1412 — 1432 гг.) была высокого роста, крепко сложена, исключительно сильна, но стройна и с тонкой женственной талией, ее лицо было очень красиво. Общее телосложение отличалось несколько мужскими пропорциями. Она очень любила физические и военные упражнения, охотно носила мужскую одежду. У нее никогда не было менструаций, что позволяет через пять с половиной веков уверенно ставить Жанне д…Арк диагноз «синдрома Морриса».

Парадоксальным образом именно у выдающихся женщин часто имеется четко выраженная мужская характерология. Такова Елизавета Тюдор, Аврора Дюдеван (Жорж Санд), знаменитая теософка Блаватская. Выражается этот синдром в дисбалансе гормонов коры надпочечников с повышенным выделением андрогенов. Под их влиянием происходит переориентация психики в мужском направлении.

Синдром Марфана

— Синдром Марфана, — рассказывает Лев Акимович, — это редкое уродство, выражающееся в гигантском росте, непропорционально длинных «паучьих» руках и ногах, удлиненном черепе. Синдром Марфана был у Корнея Чуковского, Шарля де Голля, Ганса Христиана Андерсена и у многих других. «Трудно представить себе что-либо более нелепое, нежели тощего гиганта Ганса Христиана Андерсена с его огромными руками и ногами перед балериной Шалль в ее гостиничном номере, танцующего сандрильону, без сапог (чтобы не шуметь), со шляпой вместо бубна в руке. Но он пробовал и это, и многое другое, прежде чем нашел себя. «Гадкий утенок не знал, в чем именно он станет лебедем»… «Паучьим» синдромом страдал и наш Корней Чуковский.

Данные о массе мозга (в граммах) известных людей

Карл Фридрих Гаусс, немецкий ученый — 2400

Оливер Кромвель, английский политик — 2300

Джордж Байрон, английский поэт — 2238

Иван Тургенев, писатель — 2012

Сергей Есенин, русский поэт — 1920

Отто Бисмарк, немецкий политик — 1800

Фридрих Шиллер, немецкий поэт — 1758

Людвиг ван Бетховен, немецкий композитор — 1750

Иван Павлов, русский ученый — 1653

Иммануил Кант, немецкий философ — 1600

Дмитрий Менделеев, русский ученый — 1571

Лев Ландау, российский ученый — 1580

Лев Троцкий, политик — 1568

Иван Мичурин, русский ученый — 1522

Константин Станиславский, артист — 1505

Андрей Сахаров, ученый — 1440

Мерилин Монро, актриса — 1422

Франц Шуберт, композитор — 1420

Максим Горький, писатель — 1420

Алигьери Данте, поэт — 1420

Алексей Толстой, писатель — 1400

Давай сделаем это по-быстрому

«Сексуальные излишества понижают умственную активность. Для полноты достижений интеллекта требуется как присутствие хорошо развитых половых желез, так и временное подавление сексуальных влечений».

Самый яркий признак гениального ума

Это циклотемия — способность психики переходить от полной подавленности к веселости. Почти все гении страдают от депрессий. Это похоже на шизофрению, отличие в одном — все идеи, которые рождает гений, конструктивны.

Детский центр «Маленький Гений» объявляет о наборе деток дошкольного и младшего школьного возраста на период летних каникул!

Для ребят 7-11 лет мы рады предложить летний лагерь, полный день пребывания (с 9 до 20ч) с полноценным пятиразовым питанием. В режим дня лагеря включены ежедневные прогулки на собственной закрытой огороженной площадке с подвижными командообразующими играми. Чтобы каникулы в нашем лагере оставили множество ярких впечатлений, а также ощущение совместно сделанного большого дела, мы объявляем тематические смены, участие в которых Вы можете выбрать в зависимости от предпочтений Вашего ребенка. КАК ЭТО РАБОТАЕТ. Ребята — участники тематической смены не просто «отбывают» время в лагере, а участвуют в разнообразной деятельности, соответствующей направлению смены. При этом вся деятельность — как групповая, так и индивидуальная — направлена на реализацию совместного проекта, который будет представлен родителям и гостям на мероприятии, посвященном закрытию смены. ЧЕМ ЖЕ МЫ БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ В ЛАГЕРЕ? Этим летом мы приглашаем ребят на тематические смены: 2-8 июня — «Рукодельники» Каждый день смены — создание шедевра в одной из популярных техник хенд-мейда: мыловарение, декупаж и др., которые интересны в равной степени и девчонкам, и мальчишкам. В финале смены — выставка-ярмарка 9-22 июня — «English club» 23 июня-6 июля — «Поварята» Мы научимся не только складывать бутерброды, но и узнаем много нового о свойствах и совместимости продуктов, поставим интересные опыты, поговорим о культуре принятия пищи, а в конце смены пригласим всех на фуршет на свежем воздухе! 14 июля-20 июля — «Художники» Познавательные беседы об основных видах живописи, о великих художниках и интересных направлениях, а также на природу — для этюдной работы, — все это ждет участников данной тематической смены. И, конечно же, вернисаж в заключение смены. 21 июля-25 августа — «На подмостках» Самая долгая смена, но оно и неудивительно: в заключение ее мы должны представить настоящий спектакль, декорации и костюмы к которому мы сделаем сами! Возможно, кому-то этот опыт подготовки спектакля захочется пережить снова, что ж — добро пожаловать в театральную студию!

Попробуйте четко и коротко сформулировать определение гения. Вряд ли получится. Мы просто чувствуем это: да, это произведение искусства создал гений; да, это был поступок гениального человека.

Заметьте, что об этом мы говорим всегда в прошедшем времени. Нельзя сказать: завтра будет сделано гениальное открытие. Вернее, сказать-то можно, и даже открытие может быть сделано завтра, но оценить, станет ли оно гениальным, заранее нельзя. Для этого, как говорят ученые, нужно признание его гениальности социумом. А проще говоря, все общество в целом и каждый его член в отдельности должны воскликнуть: «Ах, это гениально!»

Иными словами, гений в отличие от таланта — это не только высшая степень одаренности, но это обязательно и создание новых, гениальных творений. Нет творения, не было поступка, не состоялось сражение — нет и гения.

«Темное царство»

Все гении в истории человечества известны поименно. Поэтому не составляет труда подсчитать частоту их встречаемости — 1:50 000 000, один признанный гений на 50 миллионов человек. А сколько остается непризнанными, даже страшно подумать! Хотя тут и гадать не надо. По данным генетиков, частота рождения потенциального гения 1:100 000. Причем время и место их появления на свет никак не зависят от страны, национальности, исторического времени. Во все времена, на всех континентах, во дворцах и в лачугах, подчиняясь генетическому закону Харди-Вайнберга, на каждые сто тысяч младенцев, родившихся на планете Земля, приходится один гений.

В каком же «темном царстве» мы живем, что лишь один из пятисот потенциальных гениев имеет возможность реализовать данное ему от природы, а остальные 499 так и остаются непризнанными!

Впрочем, сетовать в лучших традициях русской либеральной журналистики на математическую статистику бесполезно и даже «контрпродуктивно» (как нынче выражаются вполне интеллигентные по внешнему виду люди). Просто представим себе страну, где никто не любит, например, музыку. Там не будет музыкальных школ, консерваторий, филармоний, концертных залов и магазинов, где продают музыкальные инструменты. В итоге: даже если будущий Моцарт или Паганини сам вручную сделает скрипку, все равно его талант не будет востребован, и гений не состоится.

Кстати, вы заметили, что при так называемых тоталитарных режимах особенно востребованы гении в области «зрелищ» — изящных искусств и спорта: исполнители, композиторы, поэты, писатели, художники, чемпионы. А что касается гениев в областях, как-то касающихся основ режима, например в экономике, политике, военном деле, фундаментальной науке, то тут все зависит от того, когда, кем и для каких целей востребуется их «дар Божий».

«Могучая гармония»

Впрочем, все это описано в одном из автобиографических рассказов Бабеля про Одессу «Пробуждение»: «…В течение десятилетий наш город поставлял вундеркиндов на концертные эстрады мира. Из Одессы вышли Миша Эльман, Цимбалист, Габрилович, у нас начинал Яша Хейфец.

Когда мальчику исполнялось четыре или пять лет — мать вела крохотное, хилое это существо к господину Загурскому. Загурский содержал фабрику вундеркиндов… Он выискивал их в молдаванских трущобах, в зловонных дворах Старого базара. Загурский давал первое направление, потом дети отправлялись к профессору Ауэру в Петербург. В душах этих заморышей с синими раздутыми головами жила могучая гармония. Они стали прославленными виртуозами».

В том-то и дело! Они стали прославленными виртуозами не потому, что за один выход Яша Хейфец получал восемьсот рублей, а при пятнадцати концертах в месяц — 12 тысяч в год (то есть на две тысячи больше, чем полный генерал, то есть особа 2-го класса в табели о рангах). И не потому, что их отцы — «маклеры, лавочники, служащие в банках и пароходных конторах, — не видя себе ходу, придумали лотерею» для своих детей. А потому, что «могучая гармония» в душе Яши Хейфеца жила исходно.

«Могучий рефлекс»

Хотя, конечно, без так называемого «импрессинга», то есть выработки с помощью родителей, воспитателей, педагогов у одаренного ребенка твердых ценностных установок — к чему надо стремиться в жизни и как этого достичь, — гений мог бы не состояться. Как говорил наш выдающийся генетик Владимир Павлович Эфроимсон, должен быть «могучий рефлекс цели». А еще раньше то же самое заметила Марина Ивановна Цветаева: «Гения без воли нет».

Например, у самого маленького Бабеля, которого тоже отдали на растерзание господину Загурскому, не то что воли — вообще никакого желания посвятить себя музыке не было. У него был другой «могучий рефлекс цели». Проигрывая скрипичные упражнения, он ставил на пюпитре книги Тургенева или Дюма — и, пиликая, пожирал страницу за страницей.

А вот приятель маленького Бабеля, тоже сбегавший с занятий Загурского, некто Неманов имел другой «могучий рефлекс цели»: «…Он с восьми лет занимался самой замысловатой торговлей в мире. Он был гений в торговых делах и исполнил все, что обещал. Теперь он миллионер в Нью-Йорке, директор General Motors CО, компании столь же могущественной, как и Форд».

Иными словами, гений делает то, что должен. Талант — то, что может.

Исключение из правил?

Вы скажете: а как же Пушкин? Ведь вряд ли кто-нибудь, будучи в здравом уме и памяти, усомнится в гениальности Александра Сергеевича. Даже то, что в начале июня в течение целой недели нас, как слабоумных, убеждали в его гениальности с экранов телевизоров все, у кого была такая возможность, никак не могло повлиять на объективный факт: Пушкин — гений.

Конечно, он вырос в благоприятной для развития его дарования среде. В семье всегда царил дух почитания литературного таланта. Отец Сергей Львович сам занимался стихосложением, дядя Василий Львович тоже писал стихи и даже состоял в литературном обществе «Арзамас» (был членом Союза писателей — по-нынешнему), куда потом вошел Пушкин. То есть в данном случае «импрессинг» присутствовал. Востребованность поэтического таланта русским обществом того времени тоже не вызывала сомнения. Но «могучего рефлекса цели» (по Эфроимсону), или сильной «воли» (по Цветаевой) приписать Пушкину никак нельзя. Он не был, как сейчас принято говорить, человеком упертым, скорее — наоборот. Но со всей неизбежностью судьбы стал гением.

Значит, в природе человека существует нечто более сильное, чем природный талант и сила воли. Нечто, что может буквально вытолкнуть человека из общего ряда настолько далеко, что он просто обречен стать гением.

Пять предтеч гениальности

Сейчас уже ясно, что это нечто — целая совокупность генетических, то есть наследуемых, факторов, которые доводят природный талант человека до уровня гениальности. Сколько всего таких наследуемых особенностей — десять, сто, двести или еще больше, пока неизвестно. Но пять генетических факторов гениальности уже определены с большой долей вероятности.

Все они подробно описаны в книге Эфроимсона «Генетика и гениальность», наконец-то изданной в прошлом году издательством «Русский мир», а до того почти двадцать лет томившейся в виде рукописи «Генетика гениальности», депонированной в ВИНИТИ.

Во-первых, это — только не смейтесь — высоколобость в самом прямом смысле слова. Чем выше лоб, тем человек умнее.

Во-вторых, гиперурикемия — повышенный уровень содержания в крови мочевой кислоты. Она по химическому строению сходна с кофеином и теобромином — общеизвестными стимуляторами умственной активности. Если мы выпиваем стакан крепкого чая или чашку кофе, чтобы взбодрить себя в целом и свой мозг в частности, то человек, страдающий гиперурикемией, как бы постоянно «чифирит».

Третья генетическая особенность гениев — синдром Марфана: высокий рост при худом, сухом теле, паукообразные пальцы, длинные конечности и, как правило, подвывих хрусталика глаза, а также часто врожденный порок сердца. И еще один признак — повышенный выброс адреналина, сильнейшего стимулятора общей и умственной активности. Люди с синдромом Марфана, как правило, выделяются потрясающей жизненной энергией.

Четвертое характерное свойство гениев — циклотимия, или резкие перепады настроения. Циклотимия состоит из двух фаз. Гипотимия — апатия, тоска, «короче, русская хандра» — в один момент сменяется гипертимией — прекрасным настроением и желанием делать добро, работать, творить. Какое именно вещество в нашем организме отвечает за столь разительную неуравновешенность, пока неизвестно. Но феномен существует, и документально подтверждено, что многие гении создавали самые значительные свои шедевры как раз в период гипертимии.

И наконец, пятая из известных на сегодня врожденных особенностей гениев — это синдром Мориса, или синдром тестикулярной феминизации. А попросту говоря, разновидность гермафродитизма. Внешне это высокие поджарые женщины со стройным телом «легкоатлетического» типа, бесплодные и, как правило, не менструирующие (хотя иногда бывает и это).

Разумеется, связь всех этих генетических признаков с гениальностью не такая строгая, как в арифметике, где дважды два — всегда четыре, а статистическая, вероятностная. Гений не обязательно имеет все пять признаков сразу, достаточно одного, двух. Наконец, встречаются личности с явными признаками гениальности, но с явным отсутствием всех пяти перечисленных признаков. Вот у них, вероятно, есть что-то другое, пока не известное науке.

Если опустить первый из признаков (высоколобость) из-за его очевидности, то второй (гиперурикемия) был характерен, например, для Филиппа и его сына Александра Македонских; синдром Марфана — для Авраама Линкольна и Ханса Кристиана Андерсена; четвертый (циклотимия) — для Франца Шуберта и Петра Чаадаева; пятый — для Жанны д’Арк.

«Хандра ждала его на страже…»

«Эк как ловко получается! — может сказать читатель. — Написать можно что угодно, бумага стерпит, тем более что поди сейчас проверь, чем болели отец и сын Македонские — гиперурикемией или диабетом».

Вот и давайте посмотрим, можно ли это проверить, ну хотя бы на более интересном для нас примере, чем Македонские. Попробуем примерить к теории Эфроимсона насчет генетики и гениальности Пушкина.

Первый, третий и пятый признаки для Александра Сергеевича явно не подходят. Остаются второй и четвертый. Прослеживаются ли они как наследуемые признаки в родословной поэта?

Начнем с циклотимии, выявить которую легче, потому что неуравновешенность психики, резкие перепады настроения, апатия, беспричинная на первый взгляд тоска бросаются в глаза окружающим и наверняка засвидетельствованы в воспоминаниях современников людей, о которых идет речь, — предков Пушкина.

О бабке Пушкина, О.В. Чичериной, бывшей замужем за грозным Львом Александровичем Пушкиным, сведений очень мало. Известно, что происходила она от некоего итальянца, попавшего в Россию в XV веке. Особенности ее внешности — покатый лоб, удлиненный, с горбинкой, нос и характерный разрез глаз — унаследовали оба ее сына, Василий Львович, дядя поэта, и Сергей Львович, отец поэта, а также сам Александр Сергеевич. Поэтому бытующее представление о том, что внешность Пушкина в основном Ганнибалова, не совсем верно: в основном чичеринская, «италийская». Однако для нас важно другое. По свидетельствам всех без исключения знавших ее людей, Чичерина была натурой импульсивной, склонной к переменам настроения и хандре.

Дядя и отец Пушкина унаследовали от своей матери не только специфические черты внешности, но и особенности ее характера и в этом плане мало напоминали отца — натуру сильную, жесткую, деятельную, расчетливую. По свидетельствам современников, оба брата, Василий и Сергей Львовичи, были на редкость не приспособлены к практической жизни, хозяйствовали из рук вон плохо, отличались неустойчивой психикой, непоседливостью. Существенно, что, как и у их матери, у них нередко возникали периоды резкого спада настроения, апатия, тоска. Таким образом Василий и Сергей Львовичи по специфике характера (и внешности) — в большей степени Чичерины, чем Пушкины.

Мать поэта, Надежда Осиповна, была дочерью «сорвиголовы и ужаса всей семьи» Осипа Абрамовича Ганнибала и уравновешенной, любвеобильной Марии Алексеевны Пушкиной. Но у самой Надежды Осиповны стойко проявляются и такие свойства, которых нет у ее родителей: резкие перепады настроения — от возбуждения до полного равнодушия, апатии, длительная хандра, тоска. Иначе говоря, та же циклотимия, которая была свойственна и ее мужу, Сергею Львовичу, отцу поэта. «В управление домом она (Надежда Осиповна. — Ред.) внесла только свою вспыльчивость да «резкие, частые переходы от гнева… к полному равнодушию и апатии относительно всего происходящего вокруг. Это уже лежало в самой ее природе» (П.В. Анненков).

Таким образом родители поэта, будучи кровными родственниками (троюродным дядей и племянницей), оказались, как говорят ученые, характерологически сходными.

А теперь давайте посмотрим: нет ли в генеалогии поэта указаний на другой генетико-физиологический фактор гениальности — гиперурикемию?

«Рюматизмы»

Отец Пушкина, Сергей Львович, страдал подагрой, так же как и племянник поэта, один из детей его брата, Льва Сергеевича. Еще одно указание на подагру в генеалогии Пушкина находим у В.В. Вересаева — речь идет о дяде поэта, Василии Львовиче: «Он еле двигался от подагры, его мучившей».

Кроме того, брат поэта, Лев Сергеевич, и его дочь, а также оба сына А.С. Пушкина страдали «артритизмом». Расплывчатость этого немедицинского, сугубо житейского термина не дает оснований однозначно предполагать подагру, однако не исключено, что речь идет о подагрическом предрасположении.

Что касается самого поэта, то В.И. Даль описывает, как Пушкин пришел к нему хромая, с палкой, и жаловался, что его совсем замучили «рюматизмы». Указания на «рюматизм» неоднократно исходят и от самого Пушкина. В одном из писем он, правда, изменяет терминологию — «аневризм», однако дело не в этом: периодически возникающие боли в ногах и затруднения походки бывали у него несомненно, вплоть до того, что на время приковывали к постели.

Анализируя все эти данные, можно заключить, что речь идет о наследовании подагры, точнее, подагрического предрасположения, которое иногда переходило в развернутое заболевание. Сам же Пушкин почти достоверно был передатчиком подагрического предрасположения, что, собственно, и требовалось доказать. Ибо подагрическая предрасположенность как раз и определяется наследуемым нарушением уровня мочевой кислоты в организме, то есть гиперурикемией.

Вот и все, что касается генетики гениальности Пушкина.

В ожидании переизбытка гениев

Если раньше модно было говорить о сталинском геноциде интеллигенции, то нынче не мелочатся, говорят о геноциде всего русского народа.

Прежде всего, во второй половине нашего века преобладание смертности над рождаемостью заметно и неуклонно растет у большинства европейских, или так называемых цивилизованных народов, где геноцидом и не пахнет. Но как бы там ни было, по уже упоминавшемуся закону Харди-Вайнберга снижение численности русского народа (равно как и любого другого народа) никак не повлияет на частоту рождаемости среди этого народа гениев и негодяев. Сколько их рождалось в процентном отношении, столько и будет рождаться. Откуда вытекает одна, впрочем давно и без всякой науки известная, истина: победить народ нельзя, его можно только убить, истребить дотла.

Это очень важно понять: потенциальных гениев рождается один на сто тысяч на всей планете Земля, и распределяются они по странам и народам случайно, вне зависимости от численности этих народов. Народ может вообще состоять из ста человек, все равно вероятность, что среди них родится будущий гений, точно такая же, как и для миллиардного Китая.

Грубо говоря, в XXI веке в не очень большой по населению и совершенно свободной стране под названием Россия гениев будет… больше. Может быть, даже намного больше, чем мы себе представляем. Задача будущих поколений — просто дать им возможность проявить себя.

И вторая тоже очень важная вещь, хотя не столь вдохновляющая. Становится признанным гением только один из пятисот рожденных исходно гениальными — так было везде и во все времена. И нет никаких оснований считать, что мы живем в какое-то особое, слишком плохое или слишком хорошее, время. Просто мы живем в свое время, как до нас жили люди — тоже в свое время.

Правда, в будущем, когда ученые выяснят все наследственные признаки гениальности (а рано или поздно это произойдет), останется лишь брать у младенца капельку крови на анализ и выдавать родителям сертификат: «Будущий гений в области поэзии (музыки, политики…)». Ну, а дальше…

Ясно, что будет дальше: методы генной инженерии уже сейчас позволяют корректировать наследственные признаки: убирать одни, добавлять другие. Пока, правда, только у картофеля и помидоров. Но, как говорится, лиха беда — начало.

Борис ГОРЗЕВ, Сергей КУТЕПОВ

Фотографии FOTObank/VCG и из архива «Огонька»