Реестр естественных монополий
Не каждый знает, но ФАС ведет такой реестр на своем сайте. С этим реестром рекомендуется время от времени знакомиться заказчику при реализации своей закупочной деятельности.
На официальном сайте ФАС России в левом вертикальном меню в разделе «Информационные системы» есть подраздел «Реестр субъектов естественных монополий». Прямая ссылка на реестр: http://fas.gov.ru/pages/activity/tariffregulation/reestr-subektov-estestvennyix-monopolij.html
При входе в данный реестр необходимо выбрать необходимые фильтры и нажать кнопку «Найти». В результате мы получим актуальный реестр монополистов. По Закону № 44-ФЗ список таких субъектов можно использовать для правомерности заключения контракта по п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Как использовать
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ у едпоставщика можно закупаться, если объект закупки относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом что является такой сферой определяет Закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Нужно понимать, что ФАС является органом, который занимается регулированием естественных монополий, и решает кого включать, а кого нет в естественные монополии. Реестр ведется на основании этих решений. Но может быть, что организация была отнесена к естественным монополиям, а в реестре ее не было. ФАС в письме от 23.06.2015 № АЦ/31173/15, а позднее Минфин в письме от 27.09.2017 № 24-02-06/63025 указали, что наличие информации о субъекте естественной монополии в реестре таких субъектов не является обязательным условием применения п. 1 ч. 1 ст. 93.
Как провести закупку у монополиста
Заказчик вправе закупать товары, работы или услуги по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, только если поставщик – субъект естественных монополий.При закупках у монополистов заказчику не нужно согласовывать процедуру с контролерами и уведомлять ФАС о контракте. Главные признаки, по которым продукцию относят к деятельности субъектов естественных монополий, перечислены в статье 4 Закона № 147-ФЗ. Читайте, кто такие монополисты и как заключить контракт с единственным поставщиком без ошибок.
Более того, есть несколько интересных судебных прецедентов ВС.
В определении от 25.06.2018 № 310-ЭС18-7702 ВС прямо указал, что оператором почтовой связи, с которыми можно заключать прямые контракты по п. 1 ч. 1 ст. 93, могут быть не только федеральные организации, но и юрлица любых организационно-правовых форм либо ИП. Главное, чтобы их деятельность подпадала под действие Закона № 147-ФЗ и у них была лицензия на оказание таких услуг.
В этом случае УФССП по Тамбовской области заключила контракт с ЕП на услуги общедоступной почтовой связи с ООО «Национальная почтовая служба – Тамбов». ФГУП «Почта России» подала в суд о признании контракта недействительным. Но все судебные инстанции в иске отказали. При этом реестр монополистов даже в 2020 году не содержит данное ООО.
Такая же точно ситуация произошла в Татарстане с ООО «Федеральная почтовая служба». Суды снова встали на сторону заказчика, хотя ООО в реестре монополистов не было.
Таким образом, данный реестр, скорее, носит информативный характер, и на него нельзя опираться при принятии решения о правомерности или неправомерности заключения контракта с едпоставщиком по основанию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Читайте статьи и рекомендации в изданиях Актион Госзаказ:
- Как закрыть контракт с монополистом на часть оказанных услуг
- Правомерно ли заключить контракт с монополистом, которого нет в реестре
- Вправе ли муниципальный орган закупить услуги доступа к интернету на основании распоряжения № 1809-р
- Как внести информацию об объеме при исполнении контракта, если нет суммы за 1 условную единицу
Ассоциация морских торговых портов (АСОП) России направила в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС) обращение, в котором заявляется необходимость исключения операторов морских терминалов, оказывающих в морских портах услуги по предоставлению причалов, погрузке, выгрузке и хранению грузов, из реестра субъектов естественных монополий.
Как следует из материалов Ассоциации, это необходимо для исполнения пункта 11 «Плана мероприятий по развитию конкуренции в сфере услуг в портах», утвержденного распоряжением правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 года № 381-э.
Кроме того, направлены письма Ассоциации в ФАС России по разъяснению необходимости предоставления информации о применяемых ценах на услуги в морских портах по погрузке и выгрузке, хранению грузов, а также по предоставлению причалов, предусмотренной приказами Федеральной службы по тарифам России (ФСТ) об изменении регулирования деятельности субъектов естественной монополии в морских портах.
Ссылка по теме:
Внесены изменения в перечень услуг, подлежащих ценовому регулированию в портах и на ВВП РФ (документ)
Читайте в нашей статье:
Законодатель не сформулировал определение реестра субъектов естественных монополий. Понять, что представляет собой такой перечень, можно с помощью терминов, которые есть в соответствующем нормативном акте (ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», далее – закон № 147-ФЗ).
Естественной называют монополию, которая существует на рынке при определенных обстоятельствах: когда спрос эффективнее без конкуренции. Причины такой ситуации:
Внимание!
5 июля онлайн-конференция с представителями ФАС. Регистрируйтесь, чтобы не пропустить >>
- технологические особенности производства (понижение издержек на единицу товара по мере увеличения объема производства);
- невозможность заменить товар, который производит субъект естественной монополии.
Обязана ли такая компания заключать договор с потребителем, читайте в рекомендации Системы Юрист.
Субъект естественной монополии – лицо, которое создает (реализует) товары в условиях такой монополии. Соответственно, реестр – база данных по организациям, которые ведут деятельность в отсутствии конкуренции в определенной сфере деятельности. Закон разрешает такую деятельность в сферах:
- транспортировки нефти и нефтепродуктов;
- железнодорожных перевозок;
- услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
- передачи электрической энергии, электроэнергетике;
- использования инфраструктуры внутренних водных путей;
- захоронения радиоактивных отходов;
- водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
- ледокольной проводки судов, ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути.
Например, существует Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, Реестр субъектов естественных монополий в области электроэнергетики и т. д.
Что получает юротдел, если в компании есть Актион 360
- Справочную юридическую систему
- Подписку на ведущие юридические журналы
- Систему повышения квалификации юристов онлайн с официальными дипломами
- Сервис проверки контрагентов для юристов
Полезные документы по теме
Реестром субъектов естественных монополий занимается ФАС
Обязанности по ведению реестра возложены на органы регулирования таких монополий (ст. 10 закона № 147-ФЗ). Несколько лет назад за это отвечала Федеральная служба по тарифам, но затем произошли изменения. Поэтому иногда возникает вопрос, кто ведет реестр субъектов естественных монополий. В 2015 году ФСТ упразднили (указ Президента РФ от 21.07.2015 № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования»). Функции по ведению реестра субъектов естественных монополий ФСТ передала ФАС РФ.
Сведения из реестра доступны на сайте ФАС. Данные на сайте ФСТ утратили актуальность. ФАС формирует реестр на основании информации, которая поступает от федеральных органов исполнительной власти.
Чтобы ФАС внесла организацию в реестр субъектов естественной монополии в РФ или исключила ее из перечня, потребуется заявление от организации. Порядок подачи утвердили в специальном приказе (раздел II приказа ФСТ России от 13.10.2010 № 481-э):
- Заявление нужно составить на бланке организации по форме, которую определили в приказе (приложения № 2 и № 4).
- Документы подают на бумажном носителе и в электронном виде (абз. 3 п. 8 раздела II приказа № 481-э).
- Общий срок рассмотрения заявления составляет шесть месяцев с даты открытия дела о введении, изменении или прекращении регулирования (п. 19 раздела II приказа № 481-э).
Полномочный орган принимает решение об удовлетворении заявления. Чтобы включить компанию в реестр субъектов естественных монополий, ФАС России должна убедиться, что заявитель:
- имеет в собственности или на иных законных основаниях имущество для производства товаров (оказания услуг) в сферах, указанных законе о естественных монополиях;
- фактически осуществляет деятельности на соответствующем товарном рынке в условиях естественной монополии (раздел III приказа № 481-э).
Приказ предусматривает упрощенный порядок для организаций, которые осуществляют деятельность в сферах таких монополий, если удается установить:
- наличие имущества для видов деятельности, которые отнесены к данным сферам;
- факт оказания услуг, которые подтверждают договорные отношения о реализации;
- деятельность в рамках географических границ и статус единственного хозяйствующего субъекта (п. 100 раздела VI приказа № 481-э).
Соответственно, для исключения субъект хозяйственной деятельности не должен попадать под указанные признаки.
Так, компания не оспорила приказ ФСТ о включении ее в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения. Представитель ФАС в суде указал на законность документа. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на имущество, используемое в сфере водоотведения (сети канализации и сооружения на них), и договор на прием сточных вод с МУП указывали на то, что документ является правомерным. Документы о компании доказывали ее принадлежность к субъектам естественных монополий (постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.04.2016 № Ф05-2930/2016 по делу № А40-91425/2015).
В тексте приказа № 481-э законодатель упоминает ФСТ. В настоящее время решение принимают территориальные органы ФАС. Об этом свидетельствует судебная практика.
Например, в споре о признании приказа ФСТ незаконным суд привлекал для участия в деле представителя ФАС (постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.04.2016 № Ф05-2930/2016 по делу № А40-91425/2015).
Если компании нет в реестре субъектов естественной монополии в РФ, доказать статус помогут другие документы
Невключение организации в реестр субъектов естественных монополий не свидетельствует бесспорно об отсутствии у нее статуса субъекта с учетом осуществляемой ею деятельности (определение ВС РФ от 27.10.2017 № 305-ЭС17-12788 по делу № А41-40556/2016).
Суды отмечают, что отсутствие сведений о компании в реестре не является «определяющим фактором для выявления фактического статуса предприятия как субъекта естественной монополии. Установить статус возможно, исходя из деятельности компании (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.06.2017 № Ф03-2023/2017 по делу № А51-27367/2016).
Реестр поможет участникам правоотношений в хозяйственной деятельности
Закон запрещает субъектам естественных монополий взимать дополнительную плату с контрагентов. Если компания обнаружит завышение цен, она вправе обратиться в антимонопольную службу.
Например, ФАС вынесла предписание в отношении ОАО «РЖД». Суд признал документ законным и оставил в силе. ОАО «РЖД» взимало дополнительную плату с контрагента по договору об организации перевозок. Антимонопольная служба и суд посчитали такие действия неправомерными. Ответчик является перевозчиком, который организует перемещение грузов в соответствии с установленными тарифами. Дополнительную плату РЖД требовать не в праве (определение ВС РФ от 17.05.2017 № 305-КГ17-4633 по делу № А40-74658/2016). Истец в споре использовал в том числе данные реестра субъектов естественных монополий.
Добавить комментарий