Регистрация в государственном судовом реестре

2. В Государственный судовой реестр или реестр маломерных судов вносятся следующие основные сведения:

порядковый регистрационный номер судна и дата его государственной регистрации;

название судна (настоящее и прежнее), порт (место) предыдущей государственной регистрации судна и дата аннулирования ее (если таковые имеются);

наименование порта (места) регистрации судна и присвоенный Международной морской организацией идентификационный номер судна;

позывной сигнал судна;

наименование судостроительной верфи, место и год постройки судна;

тип и назначение судна, район его плавания;

основные технические характеристики судна, в том числе вместимость (валовая и чистая), полная грузоподъемность и главные размерения судна;

имя, гражданство и адрес собственника (собственников);

доля каждого из сособственников в общей долевой собственности, если имеется несколько собственников;

основания возникновения права собственности на судно или часть судна (договор купли-продажи, договор на постройку судна и другие);

имя и адрес судовладельца, если он не является собственником судна;

имя и адрес доверительного управляющего при передаче судна в управление ему;

данные о зарегистрированной ипотеке судна, если она установлена в соответствии со статьями 376 и 377 настоящего Кодекса;

основание и дата исключения судна из Государственного реестра судов или реестра маломерных судов.

Организация является судоходной компанией. Суда работают под флагом Российской Федерации и приписаны к порту г. Холмска Сахалинской области (регион, приравненный к районам Крайнего Севера), где установлен районный коэффициент (РК) 1,6. В июле судно работало: в районе, где действует РК 1,8, – 7 дней; в районе, где действует РК 2,0, – 11 дней. В трудовых договорах плавсостава зафиксирован районный коэффициент 1,6 по порту приписки судна. Какие коэффициенты применять при расчете заработной платы плавсостава: по фактическому местонахождению судна или по порту приписки?

О. Лотман, г. Холмск

Ответ. На основании ст. 29, 33 и 35 Кодекса торгового мореплавания РФ судно приобретает право плавания под Государственным флагом РФ с момента регистрации в Государственном судовом реестре в одном из морских торговых портов РФ, при проведении которой определяется район его плавания и выдаются соответствующие основные документы.

Территориальная принадлежность морского судна определяется месторасположением порта приписки судна. Под портом приписки судна понимается порт, в котором осуществлена регистрация судна (ч. 1 ст. 130 ГК РФ, ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ, Правила регистрации судов и прав на них в морских портах, утвержденные Приказом Министерства транспорта России от 09.12.2010 № 277) (далее – Правила). На основании этих же Правил определяется территориальность трудовой деятельности членов экипажа судна (Определение Московского городского суда от 13.10.2014 № 4г/1-8797, Апелляционное определение Мурманского областного суда от 27.05.2015 № 33-1431-2015).

Таким образом, законодательно закреплено, что территориальная принадлежность судна определяется по порту приписки конкретного судна, являющегося местом выполнения трудовых обязанностей членов его экипажа. С учетом сложившейся судебной практики районные коэффициенты при расчете заработной платы плавсостава, находящегося в плавании, определяются месторасположением порта приписки судна.

Вопрос о выборе судового реестра и регистрации права собственности на судно встает перед каждым покупателем, заключившим сделку купли-продажи. Вне зависимости от того, какой флаг был на судне до его приобретения, для присвоения судну флага РФ, а так же для признания права собственности нового владельца требуется его государственная регистрация в одном из судовых реестров РФ.

При приобретении судна в собственность, судовладельцу доступна регистрация в Государственном судовом реестре и Российском международном реестре судов, в зависимости от целей эксплуатации судна, места его постройки и т.д. Порядок регистрации морских судов регулируется Главой III КТМ РФ и, в частности, Правилами регистрации судов и прав на них в морских портах (утверждены Приказом Минтранса России от 09.12.2010 года N 277, далее — Правила).

Пункты 25, 26, 28, 32 — 37 Правил устанавливают, казалось бы, исчерпывающий список документов и требований к их содержанию и оформлению, которые должны быть соблюдены при обращении заявителя за государственной регистрацией прав на собственное судно. В предусмотренный Правилами пакет документов входит заявление о регистрации судна и прав на него, анкета судового реестра, правоустанавливающие документы, мерительное свидетельство, пассажирское свидетельство (для пассажирского судна), квитанция об оплате государственной пошлины, документ, удостоверяющий личность заявителя, либо полномочия лица на осуществление регистрации от его имени (доверенность).

Пункт 25 Правил предусматривает, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в настоящих Правилах, если представленные документы соответствуют требованиям законодательства РФ, содержат необходимую для регистрации информацию, правильно заверены и оформлены. Судебная практика показывает, что капитан морского порта, посчитав, что право заявителя на морское судно не установлено, вправе отказать в регистрации судна, и что в этом случае для регистрации могут потребоваться дополнительные документы, прямо не предусмотренные в Правилах.

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 04.09.2013 года N 33-13518/2013 подтверждает, что государственная регистрация прав на судно может быть невозможна без предъявления следующих документов, подтверждающих исполнение продавцом и покупателем своих обязанностей по договору купли-продажи:

  1. Акт приема-передачи судна, как доказательство надлежащего исполнения обязанности по передаче вещи продавцом;
  2. Все приложения к договору купли-продажи судна, если они в нем предусмотрены;
  3. Свидетельство о проведении торгов, если судно приобреталось посредствам аукциона;
  4. Регистрационные судовые документы продавца, включая оригиналы, дубликаты и судовые копии Свидетельства о праве собственности на судно, Свидетельства о праве плавания под флагом Российской Федерации;
  5. Документы об обременении объекта правами третьих лиц, либо об их отсутствии.

Совершенно очевидно, что ни один из указанных документов не входит в список, установленный Правилами. Между тем, п. 25 Правил дает капитанам портов широкие полномочия по истребованию дополнительных документов и сведений, на свое усмотрение, со ссылкой на то, что представленные документы не отвечают требованиям пунктов 33 — 37 Правил, а именно:

  1. 1. Не соответствуют требованиям законодательства РФ;
  2. 2. Не отражают сведения, необходимые для регистрации прав на судно;
  3. 3. Не содержат сведения о судне и виде регистрируемого права;
  4. 4. Не переведены / не оформлены / не удостоверены / не переведены надлежащим образом.

В соответствии с п. 1 письма Капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» № 021КП-880 от 08.06.2015 года, соответствие требованиям законодательства РФ подразумевает наличие правоспособности у всех сторон сделки. Правоспособность подтверждается, в соответствии со ст. 49 ГК РФ, документом, выданным государственным органом, уполномоченным на регистрацию юридических лиц, который содержит, в том числе, и указание на лиц, уполномоченных на заключение следок от имени компании. Таким образом, исходя из данного указания, обязательными к предъявлению для целей регистрации судна будут регистрационные учредительные документы продавца и покупателя, включая выписку из государственного реестра юридических лиц. Требование, по факту, распространяется на всех заявителей и продавцов, включая иностранные организации.

В п. 3 письма Капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» № 021КП-880 от 08.06.2015 года, дополнительно, указано, что для исключения возможности двойной регистрации судна, в соответствии со ст. 37 КТМ РФ и п. 3 Правил, обязательным является так же представление надлежащим образом заверенной выписки из судового реестра страны – места постройки / предыдущей регистрации судна, а так же письменного заверения заявителя об отсутствии регистрации судна в каком-либо реестре судов.

Дополнительно, капитаном морского порта при обращении за государственной регистрацией судна осуществляется проверка всех судовых документов на предмет законности их выдачи и правильности их оформления. В России классификация и освидетельствование судов, подлежащих регистрации осуществляется Российским морским регистром судоходства (ст. 22 КТМ РФ). Регистр действует в соответствии с собственными правилами и регламентами, а так же положениями международных конвенций по безопасности судоходства.

В случае, если судовые документы, выданные судну и представленные заявителем при регистрации, не соответствуют требованиям правил и международных соглашений, капитан морского порта может отказать в регистрации судна. Более того, даже если судовые документы выданы надлежащим образом, но не содержат информацию о характеристиках судна, капитан имеет право потребовать предыдущие оригинальные судовые документы, содержащие такие сведения (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 04.09.2013 года N 33-13518/2013).

Пункт 2 письма Капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» № 021КП-880 от 08.06.2015 года устанавливает, что в правоустанавливающие Свидетельства при государственной регистрации вписываются реквизиты судовых документов, представленных для целей регистрации. Не имеет правового значения, в том числе, какой порт приписки указан в мерительном свидетельстве в момент подачи заявления на регистрацию, однако, в случае оформления нового мерительного свидетельства на зарегистрированное судно, заявитель обязан будет просить о внесении изменений в судовой реестр, которое сопровождается оплатой государственной пошлины (ст. 333.33 НК РФ).

Исходя из всего вышеизложенного, процедура регистрации прав на морское судно является куда более сложной, чем может показаться из простого прочтения Правил. Заявителям рекомендуется уделить особое внимание комплектности и оформлению пакета документов, представляемого ими на регистрацию.

Если Вы или Ваши партнеры планируете приобретать или продавать морское судно или судно смешанного плавания, обращайтесь к руководителю проектов АБ СПб «Инмарин» за помощь в сопровождении сделки и регистрации прав на судно по электронной почте sos@inmarin.ru или телефону +7 (812) 603-48-63

Старший партнер Виктория Жданова