Ревизии

Справка

В целях методического обеспечения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в субъектах Российской Федерации, совершенствования и повышения качества проведения документальных ревизий и проверок приказываю:

1. Утвердить Инструкцию о порядке проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в субъектах Российской Федерации согласно приложению.

2. Приказ руководителя Роструда от 13 ноября 2008 года N 234 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в субъектах Российской Федерации» считать утратившим силу.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Роструда А.В. Селиванова.

Руководитель Ю.В. Герций

Приложение N 1
к приказу Федеральной службы
по труду и занятости
от 9 апреля 2010 г. N 108

Инструкцияо порядке проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в субъектах Российской Федерации

1. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 года N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» ведомственный финансовый контроль федеральных органов исполнительной власти является составной частью финансового контроля.

2. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 25 декабря 2008 года N 146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля» и устанавливает порядок осуществления Федеральной службой по труду и занятости (далее — Роструд) последующего финансового контроля за использованием средств федерального бюджета, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок.

3. Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов Роструда в субъектах Российской Федерации проводятся в объеме и порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.

Основными задачами ревизий и проверок являются контроль за выполнением в территориальных органах Роструда федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Роструда, соблюдением государственной дисциплины при использовании финансовых, материальных, трудовых ресурсов и федерального имущества; законностью финансовых и хозяйственных операций; обеспечением сохранности и целевого, эффективного и экономного использования материальных ценностей и средств федерального бюджета; состоянием бухгалтерского учета и отчетности; правильным и своевременным обеспечением работников территориальных органов заработной платой и установленными законодательством льготами.

II. Планирование проведение# ревизий (проверок)

4. Ревизии (проверки) осуществляются Отделом ведомственного контроля Управления планирования, взаимодействия с регионами и контроля в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы Роструда в субъектах Российской Федерации (далее — План) на календарный год, утвержденным руководителем Роструда.

5. В Плане указываются:

— наименование проверяемого объекта;

— тема проверки;

— проверяемый период;

— срок проведения ревизии (проверки).

6. Изменения в План могут вноситься руководителем Роструда на основании докладной записки, подписанной начальником Управления планирования, взаимодействия с регионами и контроля.

III. Назначение ревизии (проверки)

7. Ревизия (проверка) назначается руководителем Роструда.

Решение о назначении ревизии (проверки) оформляется приказом Роструда, в котором указывается наименование проверяемого территориального органа Роструда, проверяемый период, тема ревизии (проверки), основание проведения ревизии (проверки), персональный состав ревизионной группы, срок проведения ревизии (проверки).

8. На основании решения о назначении ревизии (проверки) оформляется удостоверение на проведение ревизии (проверки). В удостоверении на проведение ревизии (проверки) указывается наименование органа, назначившего ревизию (проверку), наименование проверяемого территориального органа Роструда, проверяемый период, тема ревизии (проверки), основание проведения ревизии (проверки), персональный состав ревизионной группы, срок проведения ревизии (проверки).

Удостоверение на проведение ревизии (проверки) подписывается руководителем Роструда и заверяется печатью.

9. Срок проведения ревизии (проверки), численный и персональный состав ревизионной группы устанавливается исходя из темы ревизии (проверки), объема предстоящих контрольных действий, особенностей финансово-хозяйственной деятельности проверяемого территориального органа Роструда и других обстоятельств.

Для проведения ревизии (проверки) при необходимости могут привлекаться работники других структурных подразделений Роструда. Решение о включении указанных работников в состав ревизионной группы принимается руководителем Роструда.

Предельный срок ревизии (проверки) — 30 дней. Он может быть продлен руководителем Роструда, на основе мотивированного представления руководителя ревизионной группы, но не белее# чем на 15 рабочих дней.

Проведению ревизии должна предшествовать тщательная подготовка путем изучения актов предыдущих ревизий и проверок, сведений о выполнении предложений по этим актам, заключений по годовым отчетам, структуры расходов денежных средств, номенклатуры и объемов получения материальных ценностей, руководящих документов по использованию денежных и материальных средств, ознакомления со штатным расписанием территориального органа Роструда и другими документами.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности территориального органа Роструда проводится, как правило, группой ревизоров, один из которых назначается руководителем ревизионной группы. Руководитель организует подготовку к ревизии и координирует работу членов ревизионной группы. Начальник Управления планирования, взаимодействия с регионами и контроля (далее — Управление) проводит инструктаж ревизионной группы.

10. Руководитель ревизионной группы составляет Программу проведения ревизии (проверки) Роструда (далее — Программа), в которой, исходя из объема и сложности работы, определяет вопросы, подлежащие проверке членами ревизионной группы, и сроки выполнения. Программа подписывается руководителем ревизионной группы и утверждается начальником Управления или начальником отдела ведомственного контроля этого же Управления.

IV. Проведение ревизии (проверки)

11. Руководитель ревизионной группы представляется руководителю проверяемого территориального органа Роструда, сообщает о цели прибытия, сроке и объеме предстоящей ревизии или проверки, составе ревизионной группы и знакомит с Программой ревизии (проверки).

12. Руководитель проверяемого территориального органа Роструда:

извещает работников территориального органа Роструда о проведении ревизии (проверки);

создает условия для нормальной работы ревизионной группы с выделением отдельного приспособленного к работе помещения, сейфа или хранилища для хранения проверяемых регистров учета и документов, оказывает им содействие в проведении ревизии (проверки), представляет подлинные документы, подлежащие проверке, дает справки и объяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к ревизии (проверке);

принимает меры к устранению выявленных в процессе ревизии (проверки) недостатков, прекращению или предупреждению нарушений, бесхозяйственности, злоупотреблений, привлечению виновных работников к ответственности и возмещению причиненного материального ущерба.

13. Исходя из темы ревизии (проверки) и ее Программы руководитель ревизионной группы определяет объем и состав контрольных действий по каждому вопросу Программы ревизии (проверки), а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий.

Руководитель ревизионной группы распределяет вопросы Программы ревизии (проверки) между участниками ревизионной группы.

14. В ходе ревизии (проверки) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемым территориальным органом Роструда в проверяемый период.

Контрольные действия проводятся путем документальной проверки, осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п.

15. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.

Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу Программы ревизии (проверки). Объем выборки и ее состав определяются руководителем ревизионной группы таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки всей совокупности финансовых и хозяйственных операций по изучаемому вопросу.

16. Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу Программы ревизии (проверки) принимает руководитель ревизионной группы, исходя из содержания вопроса Программы ревизии (проверки), объема финансовых и хозяйственных операций, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета в проверяемом территориальном органе Роструда, срока ревизии (проверки) и иных обстоятельств.

При проведении ревизии (проверки) контрольные действия в отношении операций с денежными средствами и ценными бумагами, а также расчетных операций проводятся сплошным способом.

17. При проведении ревизии (проверки) в обязательном порядке проводятся контрольные действия в отношении кассовых и расчетных операций по лицевым счетам и операций с материальными ценностями.

18. В ходе ревизии (проверки) могут проводиться контрольные действия по изучению:

учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов (по форме и содержанию);

полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности с данными аналитического учета;

фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;

постановки и состояния бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, полноты и правильности начисления наложенных административных денежных взысканий (штрафов) за нарушение трудового законодательства и контроля за их поступлением в бюджет;

состояния системы внутреннего контроля (аудита) в проверяемом территориальном органе Роструда, в том числе наличия и состояния текущего контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования, сохранностью и фактическим наличием денежных средств и материальных ценностей, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг;

См. Положение о внутреннем финансовом аудите Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, утвержденное приказом Роструда от 24 июня 2008 г. N 118

принятых проверяемым территориальным органом Роструда мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей ревизии (проверки).

19. Руководитель ревизионной группы вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемого территориального органа Роструда, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизии (проверки), и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных действий. В случае отказа от представления указанных объяснений, справок, сведений и копий документов в акте ревизии (проверки) делается соответствующая запись.

20. В ходе ревизии (проверки) по решению руководителя ревизионной группы могут составляться справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам Программы ревизии (проверки).

Справка составляется участником ревизионной группы, проводившим контрольное действие, подписывается им, согласовывается с руководителем ревизионной группы, подписывается должностным лицом проверяемого территориального органа Роструда, ответственным за соответствующий участок работы.

В случае отказа должностного лица подписать справку, в конце справки делается запись о его отказе от подписания. В этом случае к справке прилагаются возражения должностного лица.

Справки прилагаются к акту ревизии (проверки), а информация, изложенная в них, учитывается при составлении акта ревизии (проверки).

21. В случае, когда можно предположить, что выявленное в ходе ревизии (проверки), нарушение может быть скрыто либо по нему необходимо принять меры по незамедлительному устранению, составляется промежуточный акт ревизии (проверки), к которому прилагаются необходимые письменные объяснения соответствующих должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемого территориального органа Роструда.

Промежуточный акт ревизии (проверки), оформляется в порядке, установленном настоящей Инструкцией для оформления соответственно акта ревизии (проверки).

Промежуточный акт ревизии (проверки), подписывается участником ревизионной группы, проводившим контрольные действия по конкретному вопросу программы ревизии (проверки), и руководителем ревизионной группы, а также руководителем территориального органа Роструда.

Факты, изложенные в промежуточном акте ревизии (проверки), включаются соответственно в акт ревизии (проверки).

V. Оформление результатов ревизии (проверки)

22. Результаты ревизии (проверки) оформляются актом ревизии (проверки).

23. Акт ревизии (проверки), составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В акте ревизии (проверки), не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.

24. Акт ревизии (проверки) состоит из вводной, описательной и заключительной частей.

25. Вводная часть акта ревизии (проверки) должна содержать следующие сведения:

тема ревизии (проверки);

дата и место составления акта ревизии (проверки);

основание назначения ревизии (проверки), в том числе указание на плановый характер, либо проведение по обращению, требованию или поручению соответствующего органа;

фамилии, инициалы и должности руководителя и всех участников ревизионной группы;

проверяемый период;

срок проведения ревизии (проверки);

сведения о проверяемом территориальном органе Роструда:

полное и краткое наименование, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), ОГРН, код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета (при наличии);

ведомственная принадлежность и наименование вышестоящего органа с указанием адреса и телефона такого органа (при наличии);

сведения об учредителях (участниках) (при наличии);

имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;

перечень и реквизиты всех счетов в кредитных организациях, включая депозитные, а также лицевых счетов (включая счета, закрытые на момент ревизии (проверки), но действующие в проверяемом периоде), в органах федерального казначейства;

фамилии, инициалы и должности лиц, имеющих право подписи денежных и расчетных документов в проверяемом периоде;

кем и когда проводилась предыдущая ревизия (проверка), а также сведения об устранении нарушений, выявленных в ходе ее;

иные данные, необходимые, по мнению руководителя ревизионной группы, для полной характеристики проверенного территориального органа Роструда.

26. Описательная часть акта ревизии (проверки) должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу Программы ревизии (проверки).

27. Если при проведении ревизии (проверки) по каким-либо вопросам, изложенным в Программе, недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности не установлено, то эти вопросы в акте ревизии (проверки) не отражаются.

Настоящее правило не применяется при записи в акте ревизии (проверки) результатов проверки:

наличия денег, ценных бумаг и ценностей в кассе;

полноты оприходования наличных денег, полученных по чекам в учреждении банка и в других установленных случаях;

полноты оприходования поставленных (полученных) и закупленных материальных средств;

обеспечения сохранности денежных средств при хранении их в организации и при доставке из учреждения банка;

состояния сохранности материальных ценностей;

наличия оправдательных документов, подтверждающих совершенные операции с материальными и денежными средствами, и правильности отражения их в регистрах учета;

правильности всех итогов в регистрах учета и других документах по операциям материальных и денежных средств;

состояния работы по возмещению причиненного государству материального ущерба, в том числе по исполнительным листам судебных органов;

состояния работы по взысканию дебиторской задолженности, в том числе просроченной, а также погашению кредиторской задолженности.

28. При составлении акта ревизии (проверки), должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.

29. Результаты ревизии (проверки), излагаемые в акте ревизии (проверки), должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами контрольных действий, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенного территориального органа Роструда, другими материалами.

Указанные документы (копии) и материалы прилагаются к акту ревизии (проверки).

Копии документов, подтверждающие выявленные в ходе ревизии (проверки) финансовые нарушения, заверяются подписью руководителя проверенного территориального органа Роструда или должностного лица, уполномоченного руководителем проверенного территориального органа Роструда, и печатью.

30. В описании каждого нарушения, выявленного в ходе ревизии (проверки) должны быть указаны:

положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены;

к какому периоду относится выявленное нарушение;

в чем выразилось нарушение;

документально подтвержденная сумма нарушения;

должностное, материально ответственное или иное лицо проверенного территориального органа Роструда, допустившее нарушение.

31. В акте ревизии (проверки) не допускаются:

выводы, предположения, факты, не подтвержденные соответствующими документами;

указания на материалы правоохранительных органов и показания, данные следственным органам должностными, материально ответственными и иными лицами проверенного территориального органа Роструда;

морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных и иных лиц проверенного территориального органа Роструда.

32. Акт ревизии (проверки) составляется:

в двух экземплярах: один экземпляр для проверенного территориального органа Роструда; один экземпляр для Роструда;

— в трех экземплярах: один экземпляр для органа, по мотивированному обращению, требованию или поручению которого проведена ревизия (проверка); один экземпляр для проверенного территориального органа Роструда; один экземпляр для Роструда.

33. Каждый акт ревизии (проверки) подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем территориального органа Роструда и главным бухгалтером.

34. Руководитель ревизионной группы устанавливает по согласованию с руководителем территориального органа Роструда срок для ознакомления последнего с актом ревизии (проверки) и его подписания, но не белее# 2-х рабочих дней со дня вручения ему акта.

35. При наличии у руководителя территориального органа Роструда возражений по акту ревизии (проверки), он делает об этом отметку перед своей подписью и вместе с подписанным актом представляет руководителю ревизионной группы письменные возражения. Письменные возражения по акту ревизии (проверки) приобщаются к материалам ревизии (проверки).

36. Руководитель ревизионной группы в срок до 15 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту ревизии (проверки) рассматривает обоснованность этих возражений и дает по ним письменное заключение. Указанное заключение утверждается руководителем Роструда. Один экземпляр заключения направляется проверенному территориальному органу Роструда, один экземпляр заключения приобщается к материалам ревизии (проверки).

37. В случае отказа руководителя территориального органа Роструда подписать или получить акт ревизии (проверки) руководителем ревизионной группы в конце акта делается запись об отказе указанного лица от подписания или от получения акта.

38. Акт ревизии (проверки) со всеми приложениями представляется руководителем ревизионной группы руководителю Роструда не позднее 3-х рабочих дней после даты окончания ревизии (проверки).

* Проведение проверки по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 9 апреля 2010 г. N 108 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в субъектах Российской Федерации»

Текст приказа официально опубликован не был

Понятие

Ревизия — это основной метод финансового контроля, она осуществляется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проходят на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.

Виды

Ревизии подразделяются на несколько видов:

По содержанию они делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определять законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии бывают плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии бывают фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени.

По объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

Юридическое значение акта ревизии

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ее, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в них. Если у руководителя или главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе ее акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, предоставляются Министерству финансов РФ, финансовым органам субъектов РФ и местным органам по их требованию.