Ревизия банковских операций

Банковские операции – виды хозяйственной деятельности, к осуществлению которых допускаются исключительно организации, имеющие лицензию, выдаваемую центральными банками. Лицензирование банковской деятельности связано с необходимостью защиты денежных средств частных лиц и компаний.

В России закрытый перечень операций, считающихся исключительно банковскими, приведен в Федеральном законе от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности». К таким операциям относятся:

  • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
  • размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • выдача банковских гарантий;
  • осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Помимо этого списка существует перечень операций, право на осуществление которых дает банковская лицензия, но их также могут проводить и другие организации — не банки, например, инвестиционные или страховые компании.

  • выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  • приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  • доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  • осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
  • лизинговые операции;
  • оказание консультационных и информационных услуг.

Все эти операции кредитные организации вправе осуществлять в рублях или в валюте при наличии соответствующей лицензии.

Кроме того, закон запрещает кредитным организациям заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. При этом существует одно единственное исключение: для них допускается торговля производными финансовыми инструментами, в том числе и товарными, но только в том случае, если обязательство по физической поставке будет исполнено не путем поставки, а в результате взаимных расчетов.

Цель проверки — установить законность, достоверность и целесообразность совершенных операций по счетам в банках.

При проверке банковских операций особое внимание ревизор (аудитор) должен обратить на соблюдение действующего законодательства при их осуществлении. Проверка проводится по всем счетам, открытым организацией в банках сплошным способом, и прежде всего по текущему (расчетному) счету.

Ревизия (аудит) банковских операций проводится в следую­щей последовательности:

— проверка полноты и достоверности банковских выписок и приложенных к ним документов;

— проверка достоверности всех операций, проведенных через банк;

— проверка порядка ведения учетных регистров и правильности корреспонденции счетов по движению денежных средств.

Источниками информации для проверки операций по счетам в банках являются выписки банка из лицевых счетов с приложенными к ним оправдательными документами, а также записи в учетных регистрах по счетам 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

До начала проверки необходимо, по возможности, установить, какие счета открыты в банке проверяемой организацией.

Приступая к проверке операций по счетам в банке, нужно сверить остатки средств, отраженных в выписках по соответствующим счетам, с остатками средств, которые значатся в учетных регистрах и в Главной книге, т. е. подтвердить правильность входящего остатка по открытым в банке счетам на первое число проверяемого периода. При наличии расхождений выясняют причины.

Важной обязанностью проверяющего является проверка полноты и достоверности банковских выписок и приложенных к ним документов. Полноту банковских выписок устанавливают по их постраничной нумерации и переносу остатка средств на счете. Достоверность выписок устанавливается путем проверки всех их реквизитов.

Далее устанавливается соответствие оборотов по дебету и кредиту счета по выпискам банка за каждый день проверяемого периода с оборотами согласно учетным регистрам.

На следующем этапе анализируется достоверность операций отчетного периода, что достигается путем изучения выписок банка с приложенными к ним документами. Одновременно банковские документы изучаются по существу. Для этой цели необходимо выяснить:

— полноту зачисления денежных средств на расчетный счет;

— законность списания денежных средств с расчетного счета;

— достоверность документов на получение ссуд или предоставление займов;

— правильность и законность операций с аккредитивами и чековыми книжками.

Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 «Расчетный счет» с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 90 «Реализация» или 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

При контроле операций по списанию денежных средств с расчетного счета и прочих счетов в банках особое внимание уделяется своевременности и полноте оприходования в кассу полученных из банка наличных денег, законности перечисления средств по счетам поставщиков и прочих кредиторов.

Детальной проверке должны быть подвергнуты операции по списанию денежных средств с расчетного счета в сопоставлении со счетами учета затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 25 «Общепроизводственные расхо­ды», 44 «Расходы на реализацию»), так как в данном случае может быть сокрыто перечисление средств за невыполненные работы, не оказанные услуги. Такие операции должны быть подтверждены документально (договорами, актами сдачи-приемки выполненных работ, накладными на материальные ценности и др.).

В ходе проверки банковских операций необходимо убедиться также в правильности отнесения отдельных видов затрат на соответствующие источники их возмещения (финансирования).

Большой удельный вес в структуре нарушений составляют злоупотребления, связанные с перечислением денег за материальные ценности, которые не приходуются, а присваиваются. Обнаружить эти нарушения можно путем встречных проверок. Сплошной проверке подвергаются операции, связанные с оплатой штрафов, пени, неустоек.

Поступление денежных средств от финансово-кредитных организаций в виде кредитов, зачисление средств с других счетов проверяют путем встречной сверки записей по регистрам бухгалтерского учета по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кре­дитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 55 «Специальные счета в банках», а также сверки выписок и приложенных к ним документов.

В ходе ревизии (аудита) операций по расчетному счету также проверяется:

— порядок ведения учетных регистров;

— своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете по каждой выписке банка;

— тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка.

При проверке операций по специальным счетам в банках следует установить:

— наличие указанных счетов у проверяемой организации и их виды;

— причины, вызвавшие аккредитивную форму расчетов;

— документальную обоснованность открытия (выставления) аккредитива;

— источник выставления аккредитива (собственные средства организации или кредиты банка);

-полноту и своевременность использования аккредитива и возврата неиспользованных сумм;

— правильность отражения в учете операций с аккредитивами.

При наличии у организации депозитных счетов необходимо установить:

— наличие депозитных договоров с банками и их условия;

— вид валюты депозитного вклада и порядок начисления процентов по ним;

— правильность отражения в учете операций по депозитным счетам, по полученным процентам.

Далее устанавливается правильность корреспонденции счетов и записей в учетных регистрах по счетам 51 «Расчетный счет» и 55 «Специальные счета в банках».

Валютные операции относятся к числу наиболее сложных разделов учета, и их бухгалтерское отражение нередко сопровождается ошибками, которые влекут применение к организации штрафных санкций. Поэтому проверку этих операций целесообразно осуществлять методами сплошного контроля и поручать высококвалифицированным специалистам.

Порядок проведения проверки операций по валютным счетам в основном такой же, как и при проверке операций по текущему (расчетному) счету.

При проверке операций по валютному счету особое внимание обращают на правильность отражения в учете операций по покупке и продаже валюты, так как финансовые работники организаций нередко допускают значительное количество ошибок как в методологии учета, так и при расчетах курсовых разниц по этим операциям и пересчете валюты в рубли.

Вообще, операции можно разделить на два вида:

  1. операции действия;
  2. операции отношения.

Операции действия это:

  • сложение (+)
  • вычитание (-)
  • умножение (×)
  • деление ( ÷ ).

Операции отношения это:

  • равно (=)
  • больше (>)
  • меньше (<)
  • больше или равно (≥)
  • меньше или равно (≤)
  • не равно (≠).

Операции отношения

Начнем с операций отношения. Слово «отношение» говорит само за себя. Примеры из жизни: что-то имеет отношение к чему-то. Папа имеет отношение к маме. Это отношение называют браком:

Примеров отношений множество. Можно сказать, что наш красивый мир, который развивается гармонично, тоже состоит из отношений.

Если пятёрка больше тройки, то мы говорим, что «пятерка больше по отношению к тройке» и записываем как 5 > 3 (читается: пять больше, чем три). Острый угол знака отношения должен быть направлен в сторону меньшего числá. В нашем примере число 3 было меньше, чем число 5, поэтому острый угол знака отношения был направлен в сторону числа 3.

Ещё пример. Число 11 меньше, чем число 15. Эту фразу можно записать так:

11 < 15

В математике с помощью отношений можно записывать законы, формулы, уравнения и функции. Можно записать, что одно выражение равно другому, либо какое-то действие недопустимо по отношению к какому-нибудь объекту, числу, закону.

Например, знаменитая фраза «на ноль делить нельзя» записывается следующим образом:

Не будем опережать события и забегать вперёд. Просто скажем, что в этом выражении вместо a и b могут стоять любые числа. Но потом говорится, что b не должно быть равным нулю.

Знак равенства = стáвится между величинами и говорит о том, что эти величины равны между собой.

Например, «пять равно пять» записывается как 5 = 5. Понятно, что две пятерки равны между собой. Помимо простых чисел, знаком равенства могут соединяться более сложные выражения, например: 9 + x + y = 4 + 5 + x + y.

Ещё пример: если один большой арбуз весит 20 кг, а два маленьких арбуза весят по 10 кг каждый, то между арбузом в 20 кг и двумя арбузами по 10 кг можно поставить знак равенства. Это отношение можно прочитать так: «один арбуз весом в 20 килограмм равен весу двух арбузов, каждый из которых весит 10 кг». Ведь 20 кг = 10 кг + 10 кг.

Знак не равно ≠ ставится между величинами тогда, когда они не равны между собой.

Например, 5 ≠ 7. Ясно, что пятёрка не равна семёрке. Ещё примеры: отличник не равен двоечнику, собака не равна кошке, мандарин это не апельсин:

отличник ≠ двоечник

собака ≠ кошка

мандарин ≠ апельсин

Вы можете осмотреться вокруг себя и найти множество примеров отношений, которые можно истолковать с точки зрения математики.

Операция сложения

Операция сложения обозначается знаком «плюс» (+) и используется, когда складывают числа.

Числа, которые складывают называются слагаемыми. Число, которое получается в результате их сложения, называется суммой.

Например, сложим числа 3 и 2.

Записываем 3 + 2 = 5

В этом примере 3 − это слагаемое, 2 − второе слагаемое, 5 − сумма.

В будущем придётся складывать довольно большие числа. Но сложение этих больших чисел в конечном итоге будет сводиться к тому, чтобы сложить маленькие.

Поэтому нужно научиться складывать маленькие числа в диапазоне от 0 до 9. Например:

2 + 2 = 4

3 + 4 = 7

7 + 2 = 9

0 + 7 = 7

Можете потренироваться, записав в тетради несколько простых примеров. Поверьте, ничего в этом постыдного нет.

Операция вычитания

Операция вычитания обозначается знаком «минус» (−) и используется тогда, когда из одного числа вычитают другое.

Число, из которого вычитают другое число, называется уменьшаемым. Число, которое вычитают из уменьшаемого числа, называется вычитаемым. Число, которое получается в результате, называется разностью.

Например, вычтем из числа 10 число 2.

10 − 2 = 8

В этом примере число 10 − это уменьшаемое, число 2 − вычитаемое, а число 8 − разность.

Операция умножения

Обозначается знаком умножения (×) и используется, когда одно число умножается на другое. Слово умножение говорит само за себя — какое-то число увеличивается в определенное количество раз, то есть множится.

Например, запись 4 × 3 означает, что четверка в ходе операции умножения будет увеличена в три раза.

Число, которое увеличивают, называется множимым. Число, которое показывает во сколько раз нужно увеличить множимое, называется множителем. Число, которое получается в результате называется произведением.

Например, умножим число 4 на 3.

4 × 3 = 12

В этом примере 4 − это множимое, 3 − множитель, 12 − произведение.

Запись 4 × 3 можно понимать как «повторить число 4 три раза». Например, если у нас имеются четыре конфеты и мы повторим их три раза, то полýчится двенадцать конфет:

Другими словами, умножение 4 на 3 можно представить как сумму трёх четвёрок. Схематически это выглядит следующим образом:

Умножение можно понимать и другим образом, а именно как взятие чего-то определенное количество раз. Допустим, в вазе лежат конфеты. Возьмём четыре конфеты один раз:

4 конф. × 1 = 4 конф.

У нас в руках окажется четыре конфеты.

Попробуем взять четыре конфеты 2 раза:

4 конф × 2 = 8 конф.

У нас в руках окажется восемь конфет.

Попробуем взять четыре конфеты ноль раз, то есть ни разу:

4 × 0 = 0

У нас на руках не окажется конфет, поскольку мы ни разу их не взяли. Поэтому умножение любого числа на ноль даёт в ответе ноль.

В некоторых книгах множимое и множитель называют одним общим словом — сомножители. Например, в записи 4 × 3 множимым является 4, а множителем 3, но эти два числа ещё можно назвать сомножителями. Ошибкой это не будет.

В будущем мы будем умножать довольно большие числа. Но умножение больших чисел свóдится к тому, чтобы умножить маленькие. Поэтому сначала нужно научиться умножать маленькие числа. Благо, они уже перемножены и записаны в специальную таблицу, которую называют таблицей умножения. Если вы живёте в России или в странах бывшего СССР, то наверняка знаете эту таблицу наизусть. Если не знаете, обязательно выучите!

Операция деления

Обозначается знаком деления (÷ или : ) и используется тогда, когда делят числа.

Число, которое делят называют делимым. Число, которое указывает на сколько частей делят делимое, называется делителем. Число, которое получается в результате, называется частным.

Например, разделим число 10 на 2.

10 :­ 2 = 5

В этом примере число 10 − это делимое, число 2 − делитель, число 5 − частное.

Если у нас имеются десять конфет и мы разделим их на две части, то в каждой части полýчится по пять конфет:

Так можно понять смысл записи 10 :­ 2 = 5.

Задания для самостоятельного решения

Большинство людей решат эти задания в уме что конечно похвально. Однако, рекомендуется выполнить эти задания именно в тетради, взяв в руку карандаш. К математике следует привыкать посредством решения простых примеров.

Задание 1. Запишите в тетради, что 2 больше, чем 1 2 > 1 Задание 2. Запишите в тетради, что 2 меньше, чем 3 2 < 3 Задание 3. Запишите в тетради, что 5 больше, чем 2 5 > 2 Задание 4. Запишите в тетради, что 8 больше, чем 5 8 > 5 Задание 5. Запишите в тетради, что 10 больше, чем 8 10 > 8 Задание 6. Запишите в тетради, что 1 равно 1 1 = 1 Задание 7. Запишите в тетради, что 10 равно 10 10 = 10 Задание 8. Запишите в тетради, что 7 не равно 8 7 ≠ 8 Задание 9. Запишите в тетради, что 15 не равно 12 15 ≠ 12 Задание 10. Запишите в тетради, что 3 не равно 2 3 ≠ 2 Задание 11. Сложите числа 2 и 3 2 + 3 = 5 Задание 12. Сложите числа 7 и 2 7 + 2 = 9 Задание 13. Сложите числа 4 и 3 4 + 3 = 7 Задание 14. Сложите числа 10 и 5 10 + 5 = 15 Задание 15. Сложите числа 12 и 8 12 + 8 = 20 Задание 16. Вычесть из числа 5 число 2 5 − 2 = 3 Задание 17. Вычесть из числа 9 число 4 9 − 4 = 5 Задание 18. Вычесть из числа 10 число 8 10 − 8 = 2 Задание 19. Вычесть из числа 12 число 4 12 − 4 = 8 Задание 20. Вычесть из числа 20 число 12 20 − 12 = 8 Задание 21. Умножьте 2 на 3 2 × 3 = 6 Задание 22. Умножьте 3 на 4 3 × 4 = 12 Задание 23. Умножьте 5 на 3 5 × 3 = 15

Понравился урок?
Вступай в нашу новую группу Вконтакте и начни получать уведомления о новых уроках

Возникло желание поддержать проект?
Используй кнопку ниже

  • Авторы
  • Файлы

Бондаревский А.С. 409 KB

В мире нет ничего, кроме субстанций материи, информации и отношений их раз­новидностей. Ниже из названного рассма­триваются целенаправленные отношения разновидностей информации.

1. Понятие информационных опера­ций. Известно, что целенаправленные от­ношения разновидностей материи это есть целенаправленные действия (трудовая де­ятельность) человека. Что же касается ин­формационных операций, то они относят­ся к целенаправленным действиям, — как их информационные модели. В соответствии с этим, ИО представляют собой имеющие ма­териальные прообразы отношения-отображения разновидностей информации (здесь, разновидностей генерализационных, — сущ­ностных). Как показано в , таких разновидностей информации имеет место две и только две — связанная и свободная.

Итак, информационные операции (ИО) это есть целенаправленные отношения -отображения связанной и свободной ин­формации .

2. Подход к выделению канонических классов и видов информационных операций.

Положим в основу этого отношения-отображения принятую в системологии нисходящую последовательность таксонов, в которой каждый последующий содержит­ся в предыдущем. Выделим в этой последо­вательности такие нисходящие включения, как тип (всё множество информационных операций) и такие их (информационных операций) подмножества, как таксон-класс и таксон-вид, где класс является включени­ем в тип, а вид, — включением в класс1.

3. Канонические классы информаци­онных операций.

«Прежде чем объединяться…, надо … размежеваться».

В. Ленин

В данном случае совокупность всех воз­можных классов ИО может быть выделена посредством учёта всех возможных отобра­жений всех имеющих место разновидностей информации (здесь, — связанной и свобод­ной). При этом следует учитывать ещё су­ществование названных отображений в про­странстве и/или во времени, т.е. наличие или отсутствие в них трансфера свободной информации (очевидно, что связанная инфор­мация свойством трансфера не обладает).

Отображения связанной и свободной информации без учёта трансфера

Очевидно, что полное множество этих отображений может быть получено, как все возможные их сочетания. Здесь, — такие со­четания, как :

1) «связанная информация — связанная информация»,

2) «связанная информация — свободная информация»,

3) «свободная информация — свободная информация»,

4) «свободная информация — связанная информация».

При этом первое из четырёх приведен­ных отображений, — таким образом, первый из классов ИО, заключающийся в отобра­жении «связанная информация-связанная информация», является наименее потреби­тельски и, прежде всего, — наименее гносе­ологически, значимым. Является наименее значимым, потому что он отражает такие, не представляющие интереса в информацион­ном отношении низкотехнологичные дей­ствия, как, например, разрушение сооруже­ний и горных пород; рытьё ям-котлованов, валка леса, колка дров и т.д. — Ниже не рас­сматриваются.

Что же касается остальных трёх выде­ленных классов ИО, то из них:

— второй (отображение «связанная ин­формация — свободная информация») пред­ставляет собой восприятие информации и именуется в , как класс ИО «Воспри­ятие» ;

— третий (отображение «свободная ин­формация — свободная информация») пред­ставляет собой переработку информации» и именуется в , как класс ИО «Переработ­ка» ;

— третий (отображения «свободная информация — связанная информация») представляет собой воспроизведение ин­формации и именуется в , как класс ИО «Воспроизведение» .

Отображения связанной и свободной информации с учётом трансфера

Как уже упоминалось, названный транс­фер представляет собой перенос свободной информации в пространстве и/или во вре­мени. А это значит, что подобный трансфер представляет собой то, что обычно имену­ется коммуникацией и/или запоминанием (хранением) информации. В данном случае обе эти операции очевидно осуществляют­ся с сохранением семантики информации, но безотносительно формы семантики и за­ключается в её (форме семантики) дистан­ционном и временном переносе. Здесь, — переносе управляемом (на устанавливаемое или контролируемое человеком-оператором расстояние и/или время).

И ещё. Как реализуемые только на свобод­ной информации, названные операции транс­фера, как правило, включаются в виде входя­щих процедур в ИО классов «Восприятие» и «Воспроизведение», но, в частности, могут иметь и самостоятельную применяемость.

Выделение канонических классов информационных операций

В результате проведенного анализа ока­зались выделенными пять и только пять (не меньше и не больше!) классов ИО, представляющих собой полное (свойство достаточности) и неизбыточное (свойство необходимости) системно (в едином ин­формационном алфавите) связанных и, та­ким образом, — канонических классов ИО. В данном случае таких, как:

1) ИО класса «Восприятие в узком смысле», дополненные в качестве входящих процедур ИО классов «Телекоммуникация» и/или «Запоминание». Ниже, — ИО класса «Восприятие».

2) ИО класса «Переработка в узком смысле», дополненные в качестве входя­щей процедуры ИО класса «Запоминание». Ниже, — ИО класса «Переработка».

3) ИО класса «Воспроизведение в узком смысле», дополненные в качестве входящих процедур ИО классов «Телекоммуникация» и/или «Запоминание». Ниже, — ИО класса «Воспроизведение».

4) ИО класса «Телекоммуникация».

5) ИО класса «Запоминание».

Здесь следует отметить, что ИО классов «Восприятие» и «Воспроизведение», как осуществляющих взаимодействие связан­ной информации («природа») со свободной («человеком»), — «Восприятие», и наобо­рот, — «Воспроизведение», обычно называ­ют экспериментальными.

Тогда, — в отличие от эксперименталь­ных ИО, таковые классов «Переработка», «Телекоммуникация» и «Запоминание», как определённые только на свободной («чело­веческой») информации, в отличие от экс­периментальных, называют условно «ма­тематическими».

Итак, если речь идёт об операциях экспериментальных, то ими обязательно являются только ИО классов «Воспри­ятие» и «Воспроизведение». А если, -о математических, то ими обязательно являются только ИО классов «Перера­ботка», «Телекоммуникация» и «Запоми­нание». И, таким образом, других, кроме относимых к классам ИО «Восприятие» и «Воспроизведение», с одной стороны, и «Переработка», «Телекоммуникация» и «Запоминание», с другой, эксперимен­тальных и математических операций в природе не существует.

А ещё, как оказывается, выделенное выше множество канонических классов ИО, — классов ИО «Восприятие», «Перера­ботка» и «Воспроизведение», образует то, что в совокупности составляют известную ленинскую «триаду познания» — «От жи­вого созерцания к абстрактному мышле­нию и от него к практике2». В самом деле:

1) Канонический класс ИО «Воспри­ятие» (отображение «связанная инфор­мация-свободная информация» с учётом трансфера последней в пространстве и/или во времени). Являет собой начало, — «живое созерцание», ленинской «триады позна­ния». Назначением ИО класса «Восприя­тие» служит преобразование связанной ин­формации (косно- и биосфера) в свободную (ноосфера) — «переход от объективного к субъективному» по В. Кизлову или, об­разно говоря, — «извлечение информации из природы», или «преобразование физи­ческих реалий в свободную информацию» («дематериализация информации»).

Морфологически же здесь имеет место преобразование информации в части целе­сообразного изменения в пространстве и во времени формы её семантики при сохра­нении самой семантики.

И всё это, — как процессы, в которых проявляется переход от кантианской «вещи в себе» (связанной информации) в некую «вещь для нас» (свободную информацию). Здесь, проявляется через категорию свой­ства — «входа» ИО класса «Восприятие». При этом процессы-ИО класса «Воспри­ятие», например, «метризованные», в ко­торых осуществляется преобразование связанной информации в информацию свободную метризованную , получаемую в результате сравнения с мерой и представляемую в виде известных абстрактных символов (событий, чи­сел, функций, функционалов, операторов в функциональном пространстве)].

Примеры ИО класса «Восприятие» «метризованных «:

а) Контроль .

б) Измерение (результат, — число)3:

— антропогенное-«ноо» прямое ;

— антропогенное-«ноо» косвенное (ме­трологическая, квалификационная, квалиметрическая и др. аттестация, определение рейтингов, счёт, продажа товаров, оказание платных услуг);

— техногенное (с помощь измеритель­ных устройств, — приборов и преобразова­телей).

в) Контрольное и определительное (измерительное) испытания по ГОСТ 16504-81 (результаты, — функции числа и события).

г) Идентификация (например, динамических объектов управления). Результат, — оператор в функциональном пространстве (таковой Карсона-Лапласа, Фурье, функция Грина, дифференциальное уравнение).

А далее отметим, что к классу ИО «Вос­приятие», наряду с отмеченными выше ИО класса «Восприятие» «метризованными», следует отнести ещё и некие их «полу­фабрикаты», — незавершённые ИО класса «Восприятие» «неметризованные». Здесь ИО «неметризованные», в отличие от тако­вых «метризованных», имеющих результа­том свободную информацию не «знаковую» («языковую»), а так называемую «образ­ную» . Эти ИО представляют собой обя­зательные компоненты ИО класса «Воспри­ятие» метризованных. Но неметризованные и, таким образом, незавершённые ИО клас­са «Восприятие», могут иметь ещё и само­стоятельное значение.

Примеры ИО класса «Восприятие» «неметризованных», имеющих самостоятель­ное значение (операции «наблюдения»):

— Физиологическое ощущение .

— Техногенное «ощущение» {функция сенсоров (неотградуированных измеритель­ных преобразователей: термопар, пьезоэлементов, тензоэлементов) }.

2) Канонический класс ИО «Перера­ботка» (отображение «свободная инфор­мация — свободная информация» с учётом трансфера информации во времени). Явля­ет собой середину, — «абстрактное мышле­ние», ленинской «триады познания». Назна­чением ИО класса «Переработка» служит преобразование информации в ноосфере: свободной в свободную.

Здесь, — морфологически, имеет место преобразование информации в части потре­бительски целесообразного, — по «гегелев­ской спирали», изменения её семантики («создания новых смыслов») и/или формы семантики. Здесь, изменения их во време­ни (с запоминанием, — обязательная проце­дура всякой переработки информации) и, в частности, — в пространстве.

Примеры ИО класса «Переработка»:

— Антропогенные ИО — человеческое мышление. Скажем, — творческие опера­ции (допустим, — технические: научное от­крытие, изобретение, рационализаторское предложение, когда создаются как новая семантика, так и, возможно, её новая, — от­сутствовавшая до того, форма)].

— Техногенные ИО (операции, совер­шаемые в компьютерах, смартфонах, про­грамматорах). Скажем, — численное реше­ние дифференциального уравнения: после решения семантика-сущность выражаемо­го уравнением процесса сохраняется, но при этом изменяется форма этой сущности .

3) Канонический класс ИО «Воспроиз­ведение» (отображение «свободная инфор­мация — связанная информация» с учётом трансфера первой в пространстве и/или во времени).

В. Ленин

Этим классом ИО осуществляется за­вершение, — «практика», ленинской «три­ады познания». Назначением являет­ся преобразование свободной информации (ноосфера) в связанную (косно- и биосфе­ра), т.е. является «переход от субъективно­го к объективному». Или, в отличие от ИО класса «Восприятие», когда, образно го­воря, осуществляется «извлечение инфор­мации из природы» , в случае ИО класса «Вос­произведение» имеют место операции «воз­вращения информации в природу» («мате­риализация информации», «материальное проецирование информации») или, ещё более образно, — «концентрация сознания» ). Или ещё более образно, — к ИО класса «Воспроизведение» относят то, что часто именуют, как «функция рождает орган». При этом в случае ИО класса «Воспроизве­дение» так же, как и у ИО класса «Воспри­ятие», всегда имеет место преобразование информации в части целесообразного из­менения в пространстве и/или во времени формы её семантики при сохранении самой семантики.

Как оказывается, все эти ИО представ­ляют собой такую фундаментальную ме­трологическую (а вообще говоря, — и фун­даментальную природную) операцию, как функция меры.

Примеры ИО класса «Воспроизведе­ние». ИО класса «Воспроизведение» пред­ставляют собой названную функцию меры, проявляемую, в частности, как:

— Техногенные ИО .

— Антропогенные-«физиологические» ИО , таковыми у свободной информации (как и у всякой информации) являются только семантика и форма семантики. А далее следует отметить, что у рассматриваемых классов экспериментальных ИО все семан­тики являются фиксированными (не под­лежащими варьированию): в случае класса «Восприятие» — объективно получаемы­ми человеком из природы, в случае класса «Воспроизведение» — требуемыми для воспроизведения-физической реализации (тре­буемыми для «отдавания» человеком в при­роду» после ИО класса «Переработка»).

А в конечном итоге получается, что требуемые виды ИО могут быть выделены только при систематизации ИО каждого из рассматриваемых классов «Восприятие» и «Воспроизведение» только по признаку формы имеющей место в ИО этих классов свободной информации.

Ещё обратим внимание на то, что, как оказывается, выделяемые таким об­разом виды классов ИО «Восприятие» и «Воспроизведение» каждый раз, — в со­ответствии с используемой процедурой выделения, представляют собой полные неизбыточные множества системно связанных видов ИО. А это позволяет име­новать такие виды и, соответственно, ИО каноническими.

Всё сказанное не относится к ИО класса «Переработка», когда осуществляются ото­бражения «свободная информация — сво­бодная информация» — изменения их семантик и/или форм семантик. В настоящее время канонические виды для этого класса ИО ещё не выделены.

I. Канонические виды класса ИО «Вос­приятие». Как отмечалось, искомое множе­ство видов ИО класса «Восприятие» может быть выделено только при систематизации ИО этого класса по признаку используемых в ИО этого класса форм семантик свобод­ной информации. В свою очередь, для си­стематизации ИО этого класса по признаку форм семантик следует выделить их (форм семантик) сущностные свойства. Здесь, -выделить такие свойства форм семантик, как структура (формы) и определённость (значение) этой структуры.

Итак, каждому виду ИО класса «Вос­приятие» соответствует своя форма семантики информации, или, — более де­тализировано, — соответствуют свои структура формы и (&) определённость (значение) этой структуры.

А далее введём термины:

— Для структуры формы семантики ин­формации, — «характеристика» структуры формы семантики информации (ниже, -«характеристика информации»).

— Для значения структуры формы се­мантики информации, — «значение харак­теристики» структуры формы семантики информации (ниже, — «значение характерисстики информации»).

Т.е. получается, что для выделения ви­дов ИО класса «Восприятие» получены такие признаки систематизации ИО этого класса, как:

— Характеристика информации.

— Значение характеристики информации. А далее будет удачным и, как оказывает­ся, единственно возможным:

1) В качестве первого из этих признаков («Характеристика информации») принять так называемую «тетраду Темникова-Розенберга» , составленную из четырёх таких естественных градаций (здесь, — не­ких фундаментальных, исчерпывающих по­требности практики, понятий функцио­нального пространства), как:

— размер (здесь, — информационная, в отличие от физической, величина),

— функция (пара «размер-размер» — ло­гическое развитие размера),

— функционал (пара «размер-функция»

— логическое развитие размера и функции),

— оператор (пара «функция-функ­ция» — логическое развитие предыдущих градаций).

2) В качестве второго из этих призна­ков («Значение характеристики информа­ции») принять известную метрологическую шкалу С. Стивенса , составленную из таких пяти, изоморфно-инъективных с отображаемой натурой, градаций-«шкал» (здесь, — инъективных в направлении нату­ры), как номинальная (наименований), по­рядка и метрические (отношений, абсолют­ная, условная).

А далее из этих пяти градаций, — для упрощения изложения, ограничимся только двумя. Здесь, — такими обобщёнными, как:

— качественная (номинальная, наимено­ваний),

— количественная .

А далее сведём в табл. 1 все эти гра­дации, — означенные выше разбиения ис­пользуемых признаков систематизации

— тетрады Темникова-Розенберга и метро­логической шкалы С. Стивенса).

Тогда, — это следует из табл. 1, для ИО класса «Восприятие» получается, что име­ют место (4 градации тетрады Темникова-Розенберга)х(2 градации метрологической шкалы Стивенса), — итого восемь, градаций выделения требуемых видов-операций ИО. А это значит, что таких видов-операций ИО, -очевидно канонических (см. выше), соот­ветственно, имеет место восемь и очевидно только восемь.

Полученные канонические виды-опера­ции ИО класса «Восприятие» отличаются, таким образом, лежащими в их основе гра­дациями табл. 1, которые в данном случае служат значения характеристик информа­ции ИО этих видов. Здесь, — служат такие значения характеристик информации, как:

— отбытие/число,

— функция события/числовая функция,

— «функционал-событие»/»функционал-число» (функционал Эйлера-Лагранжа),

— «оператор функции события»/»оператор числовой функции» (оператор в функ­циональном пространстве).

«Красота — не прихоть полу­бога, а хищный глазомер простого столяра»

О. Мандельштам.

А далее, — в соответствии градациями табл. 1, — характеристиками информации и их значениями, и замечанием о простых и сложных свойствах, получается, что обра­зующие класс «Восприятие» канонические виды-операции ИО, могут быть эксплици­ровано раскрыты, как :

— Определение качественного значения (клетка 1.2 табл. 1)размера (клетка 1.1) про­стого свойства (физической величины). Как оказывается, это есть известная и широко распространённая ИО вида «контроль».

— Определение количественного значе­ния (клетка 1.3 табл. 1) размера (клетка 1.1) простого свойства (физической величины). Как оказывается, это есть известная и широ­ко распространённая ИО вида «измерение».

— Определение качественного значения (клетка 2.2 табл. 1) функции (клетка 2.1) сложного свойства. Как оказывается это есть известная и широко распространённая ИО вида «контрольное испытание» по ГОСТ 16504-81.

— Определение количественного зна­чения (клетка 2.3 табл. 1) функции (клетка 2.1) сложного свойства. Как оказывается это есть известная и широко распространённая ИО типа «определительное (измеритель­ное) испытание» по ГОСТ 16504-81.

— Определение качественного значения (клетка 3.2 табл. 1) функционала (клет­ка 3.1) сложного свойства. Это есть некая неизученная ИО вида «контрольное ис­пытание 1» (термин условный, — а какой вместо?). Так системно получается, — из имеющих место отношений ИО, проявлен­ных в табл. 1.

— Определение количественного зна­чения (клетка 3.3 табл. 1) функционала (клетка 3.1) сложного свойства. Это есть некая неизученная ИО типа «измеритель­ное испытание 1» (термин условный). Так системно получается, — из имеющих место отношений ИО, проявленных в табл. 1.

— Определение качественного значения (клетка 4.2 табл. 1) оператора (клетка 4.1) сложного свойства. Это есть некая неиз­ученная ИО типа «контрольное испыта­ние 2» (термин условный). Также системно получается.

— Определение количественного значе­ния (клетка 4.3 табл. 1) оператора (клетка 4.1) сложного свойства. Это есть ИО типа «измерительное испытание 2» (как ока­зывается, это есть известная операция иден­тификации динамических объектов управ­ления).

В результате — в соответствии с при­веденными выше градациями признаков «Характеристика информации» и «Значе­ние характеристики информации», содер­жащееся в табл. 1, поименованное множество из восьми канонических видов ИО и системности может быть представлено в класса ИО «Восприятие» во всей полноте табл. 2.

Для пояснения физического смысла вы­деленных канонических видов ИО обра­тимся к такой гносеологической цепочке, как: «материя (физическая реалия) — свя­занная информация (качество как канти­анская «вещь в себе») — физическая модель качества (материальное свойство качест­ва) — информационная модель матери­ального свойства качества (свободная ин­формация о качестве) — форма семантики свободной информации о качестве» — ха­рактеристики информации.

А на этой цепочке обратим внимание на то, что каждому их поименованному ма­териальных свойств, описывающих ту или иную физическую реалию, соответствует своя модель-информация, в которой, — так получается, нас интересуют только назван­ная выше форма, а в этой форме, прежде всего, — описывающие её характеристики информации.

Тогда и получается, что физические на­чала выделенных выше признаков система­тизации восходят, прежде всего, к поимено­ванным характеристикам информации.

А далее обратим внимание на то, что материальные свойства качества-материи бывают простыми (с одномерной интенсив­ностью) и сложными (векторными), — со­стоящими из простых.

Вот тогда-то и представляется возмож­ным утверждать, что простому (монаде всех остальных) материальному свойству , соответ­ствует такая характеристика информации, как, соответственно, тоже монада, а это зна­чит, что, — размер (элементарнее в мире ха­рактеристик информации ничего нет).

Сложному же свойству — паре неза­висимых физических величин (например электрическому току и его напряжению), соответствует, в свою очередь, такая ха­рактеристики информации, как пара «раз­мер-размер», т.е., — функция (например, пара «электрический ток-напряжение», т.е. функция-мощность напряжения электриче­ского тока).

Ещё более сложному, — в отношении увеличения размерности, свойству оче­видно соответствует такая характеристики информации, как пара «размер-функция», т.е., — функционал .

И ещё более сложному в рассматрива­емом отношении свойству соответствует такая характеристика информации, как пара «функция-функция», т.е., — оператор.

В результате оказывается, что выделен­ные выше канонические виды ИО (здесь, — совпадающие с одноименными инфор­мационными операциями) воспринимают-идентифицируют:

— Простые свойства (случай контроля и измерения).

— Сложные свойства (случай контроль­ного испытания, определительного (изме­рительного) испытания, контрольного ис­пытания 1, измерительного испытания 1, контрольного испытания 2, измерительного испытания 2 (идентификации динамиче­ских объектов управления).

Примечание 1. Все представленные в табл. 2 испытания можно интерпретиро­вать, как некие активные (имеющие «про­воцирующие» объект испытаний на реак­цию, — «актуирующие» объект испытаний, тестовые воздействия) контроль и измере­ние. При этом:

— Контроль и измерение активные ор­динарные представляют собой контрольное испытание и определительное (измеритель­ное) испытание.

— Контроль и измерение активные обоб­щённые представляют собой контрольное испытание 1, измерительное испытание 1, контрольное испытание 2, измерительное испытание 2 (идентификацию динамиче­ских объектов управления).

Примечание 2. Все представленные в табл. 2 испытания, предназначенные, та­ким образом, для восприятия-идентифика­ции только сложных свойств (определения значений их характеристик информации), определяют, следовательно, эти значения, как оказываются, только для известных ки­бернетических «чёрных ящиков». Здесь, -определяют названные значения характери­стик посредством актуирования этих «чёрных ящиков» — подачи на их входы тесто­вых воздействий.

Усложнение математических описаний чёрных «ящиков» определяет и соответству­ющее усложнение алгоритмов испытаний -от таковых ординарных по ГОСТ 16504-81 (тестирующее воздействие описывается ха­рактеристикой информации-размером) и до самых сложных .

II. Канонические виды класса ИО «Воспроизведение».

Как было отмечено, ИО класса «Вос­приятие» представляют собой отображения «связанная-свободная» информация, а тако­вые класса «Воспроизведение, наоборот, -«свободная-связанная» информация.

А это значит, что для каждого (здесь, -соответствующего данному значению ха­рактеристики информации) вида ИО класса «Восприятие» имеет место обратный ему вид ИО класса «Воспроизведение».

А это, в свою очередь, значит, что эти, взаимно обратные, виды ИО классов «Вос­приятие» и «Воспроизведение» имеют одни и те же характеристики информации и зна­чения характеристик информации.

А это, в свою очередь, значит, что:

— ИО класса «Воспроизведение», име­ющие, таким образом, характеристики и значения характеристик информации, пред­ставленные в табл. 1, так же, как и отвеча­ющие этим характеристикам значениям, ка­нонические виды ИО класса «Восприятие», являются аналогично каноническими.

— И, таким образом, этих, — канониче­ских, видов ИО класса «Воспроизведение» так же, как и видов ИО класса «Восприя­тие», имеет место восемь и только восемь.

А в результате, — в соответствии с поиме­нованными выше градациями признаков «Ха­рактеристика информации» и «Значение ха­рактеристики информации», содержащимися табл. 1, поименованное множество из восьми канонических видов ИО класса ИО «Воспро­изведение» во всей полноте и системности может быть представлено в табл. 3, как:

В данном случае образующие табл. 3 ка­нонические виды-операции ИО класса «Вос­произведение», в соответствии с представ­ленными характеристиками информации и их значениями, могут быть раскрыты по анало­гии с видами-операциями ИО класса «Вос­приятие», представленными в табл. 2

Примеры ИО класса «Воспроизведе­ние». В табл. 3 — в дополнение к примерам, приведенным в разделе 1-3), под воспроиз­ведением простого события Вс понимаются, в частности, функции контрольных образ­цов, скажем, таковые размеров, — функции калибров: «скобы», «пробки» и «кольца».

Что же касается воспроизведения числа Вч, то под ним понимаются функции вос­произведения физических величин, — функ­ции мер и эталонов этих величин; функции нормального элемента, токарного станка и т.д.

И ещё, — об ИО «Воспроизведение мно­жества чисел». В данном случае примером их являются функции многозначной меры, программируемых источника питания и ге­нератора, цифро-аналогового преобразовате­ля (ЦАП), системы управления с регулируе­мой аналоговой или цифровой уставками.

В заключение следует отметить, что в настоящее время ИО «Воспроизведение сложного события» являются неразрабо­танными.

В качестве наводящих примеров здесь могут быть названы, скажем, различные творческие ИО.

В этом случае, — творчества, имеет место «превращение» эвристически возникшего (как?!) цельного (симультанного) мыслен­ного образа (свободной информации), ­сложного события, в соответствующую фи­зическую реалию: научное открытие, изо­бретение, рационализаторское предложе­ние, книгу, картину, предмет зодчества.

III. Канонические виды классов ИО «Телекоммуникация» и «Запоминание». Совпадают и являются одноименными с этими классами ИО.

Заключение.

Информационные операции (ИО) пред­ставляют собой модели целенаправленных действий. В природе существует четыре и только четыре канонических класса ИО:

— Первый относится к природе. Он явля­ется наименее потребительски и гносеоло­гически значимым.

— Остальные три класса ИО относятся к природе и «человеку» (классы «Воспри­ятие», «Переработка» и «Воспроизведение» информации).

Они в совокупноси представляют собой то, что именуется, как «триада познания» В. Ленина: «От живого созерцания к абстракт­ному мышлению и от него к практике». При этом ИО классов «Восприятие» и «Воспро­изведение» являются экспериментальными, а ИО класса «Переработка» — «математиче­скими». В работе показано, что эксперимен­тальные ИО содержат по восемь и только по восемь канонических видов ИО, которые включают все известные и, как оказывается, различные и независимые познавательные операции контроля, измерения, испытаний, идентификации и функции меры. Даются системно-эксплицированные определения этих операций.

Список литературы

1. Бондаревский А.С. Информация: свой­ства и разновидности // Интернет.

3. Кизлов В.В. Основания информологии и теории информации, 2006 // Интернет / http://www.portalus.ru/modules/science/rus_readme.

4. Маделунг Э. Математический аппарат физики. — М.: Мир, 1961

5. Морозов А. А. Общая тетрадь // Знамя. -1999. — №5.

6. Темников Ф.Е., Афонин В.А., Дмитриев В. И. Теоретические основы информационной техники. — М.: Энергия, 1979.

7. Розенберг В.Я. Введение в теорию точности измерительных систем. — М.: Сов. радио, 1975.

8. Стивенс С.С. Математика, измерение и психофизика // Экспериментальная психология. — М.: ИИЛ, 1960.

9. Шрейдер Ю.А. Равенство, сходство, порядок. — М.: Наука, 1971.

10. Вулих Б. З. Введение в функциональный анализ. — М.: Наука, 1967.

Библиографическая ссылка

Бондаревский А.С. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, КАНОНИЧЕСКИЕ КЛАССЫ И ВИДЫ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2011. – № 8. – С. 34-42;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=1661 (дата обращения: 27.10.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI