Резерв в бухгалтерском учете
Резервы в налоговом учете в 2020 году
Резервы организации создаются, чтобы покрыть затраты или убытки, которые предположительно возникнут в будущем. Налоговый кодекс РФ разрешает включать резервируемые суммы в расходы. При этом формирование резервов в налоговом учете имеет ряд ограничений, которые нужно соблюдать для корректного расчета базы по налогу на прибыль.
Резерв по сомнительной задолженности в налоговом учете
Первый тип резервов, который может создавать компания, — это резерв по сомнительным долгам. Представим ситуацию: компания заключила договор с покупателем и отгрузила товар. Однако контрагент не произвел оплату в срок, а обеспечение задолженности не предусматривалось. Такая задолженность переходит в категорию сомнительной. Согласно ст. 266 НК РФ, организация-кредитор может создать резерв по такому долгу и принять эту сумму в качестве внереализационного расхода в текущем отчетном/налоговом периоде. Величина средств, которую разрешается учесть, определяется в ходе инвентаризации задолженности покупателей на отчетную дату.
На практике встречаются ситуации, когда вы имеете встречное обязательство перед контрагентом. В учете одновременно возникают дебиторская и кредиторская задолженности. Сомнительным долгом здесь может выступать только та часть, которая превышает ваше обязательство перед контрагентом.
Резерв сомнительных долгов в налоговом учете в 2020 году формируется в зависимости от числа дней просрочки оплаты:
- более 90 дней: на всю сумму задолженности;
- от 45 до 90 дней (включительно): на сумму, равную 50 % от долга;
- менее 45 дней: задолженность не включается в сумму резерва.
Контур.Экстерн поможет выполнить расчеты, проверит декларацию на ошибки и передаст в налоговую. 3 месяца бесплатно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна.
Если вы ведете учет кассовым способом, а не по методу начисления, резервы не предусматриваются. Это объясняется тем, что расходы в этом случае разрешено принимать только по факту оплаты.
По итогам налогового периода резервируемые суммы не могут составлять больше чем 10 % от выручки от реализации за этот же период. Если же резерв рассчитывается по окончании отчетного периода, в качестве предела берется наибольшая из двух сумм: 10 % выручки за истекший налоговый период либо 10 % выручки за настоящий отчетный период.
Контрагент-покупатель может перечислить вам неуплаченные суммы. В этом случае разница между резервом на предыдущую и на текущую отчетную дату учитывается как внереализационный доход.
Резерв может быть использован только на покрытие убытков, полученных в результате признания долга безнадежным, то есть нереальным для возврата.
Резерв на гарантийный ремонт в налоговом учете
Предприятия, реализующие товары или осуществляющие работы, зачастую несут ответственность за дальнейшее гарантийное обслуживание в течение определенного срока. Таким лицам разрешается формировать для данных целей резервы предстоящих расходов в налоговом учете. Это касается тех случаев, когда гарантия официально закреплена в договоре с клиентом. Максимальную величину резерва необходимо отразить в учетной политике.
Резерв начисляется при продаже товаров или работ. В этот же момент он включается в состав расходов (ст. 267 НК РФ). Размер резервируемой суммы ограничен и рассчитывается следующим образом:
- 1) определяется доля фактических издержек на ремонт по гарантии и обслуживание в выручке от продаж данных товаров/работ за три предыдущих года (без НДС);
- исчисленная доля умножается на текущую выручку.
Полученное значение и будет являться предельным значением резерва, который можно отнести на расходы. Если товары или работы с гарантией реализуются менее чем в течение трех лет, следует взять данные за фактические сроки их продажи. Если же такие реализации производятся впервые, за лимит принимается потенциальный размер расходов на обслуживание и ремонт.
Издержки на ремонт и обслуживание относятся к категории прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Все затраты, связанные с гарантией, списываются за счет резерва. Та часть, которая не израсходована полностью, переносится на следующий налоговый период. По его окончании величина вновь формируемого резерва сопоставляется с остатком. Если вы получаете меньшую сумму, то разность требуется учесть как внереализационный доход.
Когда вы прекращаете продажу продукции/работ с гарантией, весь оставшийся не использованным резерв следует отнести на доходы.
Резерв по отпускам в налоговом учете
Еще один вид резервов, создаваемых предприятиями, это резервы по отпускам (ст. 324.1 НК РФ). Они формируются в текущем периоде для их последующего расходования. Порядок определения резервов под отпуска в налоговом учете нужно прописать в учетной политике. Налоговый кодекс не предусматривает обязательного алгоритма для их вычисления.
Начисление резерва отпусков в налоговом учете осуществляется ежемесячно, а процент отчислений берется исходя из отношения планируемых расходов по отпускам, включая взносы, к планируемым расходам на оплату труда. Определить такие затраты можно, например, исходя из соответствующих издержек прошедшего периода. Полученная доля умножается на фактический объем расходов на оплату труда.
Расходы на создание резервов по отпускам следует относить на тот счет учета, где указывается заработная плата работника. Таким образом, выделяются группы: сотрудники производства, администрации и т.д.
В конце налогового периода бухгалтер производит инвентаризацию резерва. Могут возникнуть две ситуации: либо зарезервированных средств будет недостаточно, либо они будут недоиспользованы. Теоретически выплачиваемые отпускные могут совпасть с заранее подсчитанным резервом. Однако поскольку он формируется на основе плана, такой вариант маловероятен.
- Если зарезервированных сумм не хватило на покрытие издержек по отпускам, эта разница учитывается как расход на оплату труда.
- Если в учете числится остаток, это значит, что сотрудники не полностью использовали свое право на отпуск. Здесь возможны два варианта:
- когда вы не планируете создавать резерв в следующем году, остаток просто списывается как внереализационный доход;
- если создание резерва по-прежнему целесообразно для предприятия, его остаток подлежит корректировке. Для этого сначала рассчитывается резерв по неиспользованным отпускам. Он равен произведению среднедневного заработка сотрудника и фактического числа неиспользованных дней отпуска. После этого определяется разница между остатком на отчетный день и уточненным резервом:
Уточненный резерв > Остаток резерва =>разница идет на расходы по оплате труда
Уточненный резерв < Остаток резерва =>разница идет на внереализационные доходы
Прочие резервы
Помимо вышеуказанных Налоговым кодексом предусматривается создание и других резервов. К ним относятся, в частности, резервы по ремонту основных средств предприятия, а также резервы по предстоящим расходам на НИОКР. Отметим, что некоторые виды резервов, которые предусмотрены бухгалтерским учетом, не затрагивают налоговый учет. Резерв по незавершенным судебным делам является оценочным обязательством наряду с прочими расходами будущих периодов, однако не создается в налоговом учете и не включается в расчет базы по налогу на прибыль.
Еще одним различием резервов в бухгалтерском и в налоговом учете является то, что во втором случае их создание является правом плательщика. Для бухгалтерского учета резерв — это обязанность, закрепленная ПБУ. Она обусловлена необходимостью максимально достоверно отражать финансовое положение и результаты деятельности.
Все о резервах, налоговых и бухгалтерских
Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 25 ноября 2011 г.
Содержание журнала № 23 за 2011 г.Л.А. Елина, экономист-бухгалтер
Довольно долго большинство бухгалтеров считало, что создание резервов — это дело добровольное. Причем как в налоговом учете, так и в бухгалтерском. Поэтому те, кто не хотел прибавлять себе работы, их вообще не создавали. Однако в прошлом году, внеся поправки в Положение по ведению бухучета и бухотчетностиПоложение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение по ведению бухучета и бухотчетности); Приказ Минфина России от 24.12.2010 № 186н и приняв ПБУ 8/2010ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н, Минфин четко дал понять, что в бухучете создание резервов — не дело вкуса. И только у малых предприятий вопрос создания некоторых из резервов может быть основан на желании. А все остальные организации либо должны создавать бухгалтерский резерв, либо не должны и не могут.
В налоговом учете все по-прежнему. Для тех, кто считает доходы и расходы методом начисления, есть ряд резервов, которые можно как создавать, так и не создавать. Таким образом, все резервы можно разделить на три группы.
1. Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.
2. Исключительно бухгалтерские резервы.
3. Исключительно налоговые резервы.
Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете
Создание резерва в бухгалтерском учете не означает, что в налоговом учете тоже надо создать этот резерв. К тому же принципы налогового и бухгалтерского учета резервов не зависят друг от другаПисьмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295. А разные принципы формирования резервов могут привести к необходимости отражения разниц по ПБУ 18/02.
Порядок создания резерва | ||
в налоговом учете (при методе начисления) | в бухгалтерском учетеп. 3 ПБУ 21/08 «Изменения оценочных значений», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н; п. 77 Положения по ведению бухучета и бухотчетности; п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н | |
Резерв по сомнительным долгам | ||
1. Организации могут создавать его по собственному желанию, а могут и отказаться от него. Свое решение организации лучше (безопаснее) закрепить в учетной политике. Такого требования в ст. 266 НК нетПостановления ФАС ВВО от 19.03.2008 № А79-3573/2007; ФАС СЗО от 03.07.2008 № А56-12980/2007. Но налоговики на местах считают, что это нужно делатьст. 313 НК РФ; Письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 № 20-12/031921. Поэтому, закрепив в учетной политике создание такого резерва, вы избежите споров с проверяющими | 1. Все организации обязаны создавать этот резерв, если у них есть сомнительная дебиторская задолженностьп. 70 Положения по ведению бухучета и бухотчетности; Письмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295. В том числе и малые — никаких особых указаний, освобождающих их от создания резерва по сомнительным долгам, нет. | |
2. Отчисления в резерв учитываются в составе внереализационных расходовподп. 7 п. 1 ст. 265, ст. 266 НК РФ. Для учета резерва сомнительных долгов можно завести отдельный налоговый регистр. |
2. Сам резерв учитывается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам». Отчисления в него — в составе прочих расходовп. 11 ПБУ 10/99 (дебет 91-2 «Прочие расходы» – кредит 63). |
|
3. Для определения суммы отчислений в резерв сомнительных долгов надо на последний день отчетного/налогового периода (то есть на конец каждого квартала или месяца) провести инвентаризацию дебиторской задолженности и составить акт по форме № ИНВ-17п. 4 ст. 266 НК РФ. | 3. Инвентаризация — больше не обязательное условие для создания резерва. Главное — правильно определить, сомнительна задолженность или нет. Для этого не обязательно составлять инвентаризационные унифицированные формы. А годовую инвентаризацию дебиторской задолженности по-прежнему проводить нужно. | |
4. Сомнительным долгом признается задолженность покупателей, связанная с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, котораяст. 266 НК РФ:
|
4. Сомнительная — любая задолженность, которая:
В бухгалтерском учете сомнительной нужно признавать задолженность не только по расчетам за товары, работы, услуги, но и за нечто иное — к примеру, долг по выданному займу. |
|
5. Сумма отчислений в резерв зависит от сроков возникновения каждого сомнительного долга в отдельности. | 5. Сумму отчислений в резерв бухгалтер определяет в зависимости от риска неполучения денег. В учетной политике организация может закрепить конкретный порядок определения сумм отчислений в резерв. В бухгалтерском учете по просроченной задолженности можно установить такие же проценты отчислений в резерв, как и в налоговом учете. |
|
Срок возникновения сомнительного долга (с даты оплаты по договору) | Процент от суммы долга (с учетом НДСПисьмо Минфина России от 03.08.2010 № 03-03-06/1/517), учитываемый при формировании резерва по сомнительным долгам | |
Менее 45 дней | 0 | |
От 45 до 90 дней (включительно) | 50 | |
Более 90 дней | 100 | |
6. Общая сумма создаваемого резерва не может быть больше 10% выручки от реализации отчетного (налогового) периода без НДСабз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ. | 6. Сумма создаваемого резерва по каждому долгу ограничена лишь суммой самого долга. Никаких иных ограничений нет. | |
7. Использовать резерв можно только на списание долгов, признаваемых безнадежными. При этом за счет резерва вы можете списывать только те долги, которые участвовали при его формировании. Другие долги, которые в расчете величины резерва не учитывались (например, не рассматривались в качестве сомнительных), можно учесть сразу в составе внереализационных расходов, как только они стали безнадежнымиподп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ; Письма Минфина России от 22.04.2010 № 03-03-06/1/283, от 05.03.2010 № 03-03-06/1/117, от 12.11.2009 № 03-03-06/1/744. |
7. Списание безнадежных долгов оформляется проводкой дебет 63 – кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (или другого счета для расчетов). В балансе резерв отдельно не отражается. На его сумму корректируется (уменьшается) сумма самой дебиторской задолженности. |
|
8. По окончании года неиспользованную сумму резерва можно перенести на следующий годп. 5 ст. 266 НК РФ. Но при создании резерва в I квартале следующего года надо будет учитывать этот переходящий остаток. И общее ограничение в 10% от выручки надо будет рассчитывать с выручки за I кварталПисьмо Минфина России от 22.03.2010 № 03-03-06/1/165. |
8. На конец года надо проверить оценку каждого сомнительного долга. Если резерва недостаточно, нужно сделать дополнительные отчисления. Если резерв больше, чем нужно, — надо учесть сумму превышения в прочих доходах. |
|
Резерв на предстоящую оплату отпусков работникам (аналогично начисляется резерв на выплату ежегодных вознаграждений по итогам работы за год и выслугу лет) |
||
1. Резерв можно создавать по желанию. Решение о создании резерва должно быть закреплено в учетной политикеп. 1 ст. 324.1 НК РФ. |
1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать эти резервы. Обязаны ли другие организации создавать такой резерв как оценочное обязательство — вопрос дискуссионный. Безопаснее его создавать. |
|
2. Организация, решившая создать резерв, должнап. 1 ст. 324.1 НК РФ определить в учетной политике: предельную сумму отчислений (то есть предполагаемую годовую сумму расходов на оплату отпусков с учетом страховых взносов) и ежемесячный процент отчислений в резерв. | 2. Резерв нужно формировать так, чтобы его хватало на выплату отпускных (вознаграждений по итогам года) и страховых взносов с них. Правила формирования резерва лучше отразить в своей учетной политике. Подробнее о формировании резерва на оплату отпусков в бухучете мы рассказывали в ![]() |
|
Процент отчислений в резерв | ||
= | ||
Предполагаемая годовая сумма расходов на оплату отпусков, включая обязательные страховые взносы | ||
/ | ||
Предполагаемый годовой размер расходов на оплату труда, включая обязательные страховые взносы | ||
х | ||
100% | ||
Тогда сумма отчислений в резерв будет такая. | ||
Ежемесячная сумма отчислений в резерв | ||
= | ||
Процент отчислений в резерв | ||
х | ||
Сумма расходов на оплату труда за этот месяц | ||
3. Отчисления в резерв учитываются в составе расходов на оплату трудап. 24 ст. 255, ст. 324.1 НК РФ. Учет резерва можно вести в отдельном налоговом регистре. |
3. В зависимости от того, с чем связана работа сотрудников, отчисления в резерв учитываются:
Учет ведется на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». |
|
4. В течение года затраты на выплату отпускных и взносов на них надо списывать только за счет созданного резерва. Если суммы созданного резерва недостаточно, то перерасход до конца года нельзя признать в качестве текущего расхода. Только по итогам года сумму перерасхода можно учесть во внереализационных расходахпп. 2, 3 ст. 324.1 НК РФ. |
4. В случае если зарезервированной суммы недостаточно для покрытия всех расходов, сумма превышения расходов над резервом сразу учитывается в расходахп. 21 ПБУ 8/2010. | |
5. Порядок переноса резерва на следующий год:
Суммы излишних отчислений в резерв надо учесть как внереализационные доходы на конец годапп. 3, 4 ст. 324.1 НК РФ. |
5. Оценочное обязательство по оплате отпускных надо проверять на каждую отчетную дату. Если сформированного резерва недостаточно, нужно сделать дополнительные отчисления. Если резерв больше, чем нужно, — надо учесть сумму превышения в прочих доходах. | |
Восстанавливаемая сумма резерва, которую надо включить в доходы на конец года | ||
= | ||
Сумма отчислений в резерв в течение всего года | ||
– | ||
Сумма выплаченных отпускных за счет резерва, включая обязательные страховые взносы | ||
– | ||
Сумма, необходимая для оплаты переходящих неиспользованных отпусков, включая обязательные страховые взносы | ||
Если же вашего резерва не хватает для того, чтобы в переходящем остатке числилась сумма, достаточная для оплаты переходящих отпусков, то на конец года надо сделать доначисления в резерв и учесть их как внереализационные расходыпп. 3, 4 ст. 324.1 НК РФ;
|
||
Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию | ||
1. Организации могут создавать резерв, если у них есть гарантийные обязательства перед покупателями и клиентамип. 1 ст. 267 НК РФ. Решение о создании резерва должно быть закреплено в учетной политикеп. 2 ст. 267 НК РФ. |
1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать этот резерв. Другие организации обязаны создавать резерв, если у них есть обязательства по гарантийному ремонту и обслуживанию. |
|
2. Предельный размер резерва определяется такпп. 2—4 ст. 267 НК РФ:
|
2. Резерв (оценочное обязательство на гарантийный ремонт и обслуживание) надо создавать так, чтобы его хватило для выполнения гарантийных обязательств. Порядок формирования резерва лучше отразить в своей учетной политике. Для сближения двух видов учета отчисления можно делать по тому же принципу, что и в налоговом учете (как определенный процент от выручки, полученной от реализации товаров и работ с гарантией). Но предельного размера у резерва не должно быть. |
|
Предельный размер резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание | ||
= | ||
Сумма расходов на гарантийный ремонт и обслуживание за предыдущие 3 года | ||
/ | ||
Сумма выручки от реализации товаров (работ) с предоставлением гарантии за предыдущие 3 года | ||
x | ||
Сумма выручки от реализации товаров (работ) с предоставлением гарантии за отчетный (налоговый) период | ||
|
||
3. Суммы отчислений в резерв определяются на дату реализации гарантийных товаров, работ. Отчисления в резерв учитываются как прочие расходы, связанные с производством и реализациейподп. 9 п. 1 ст. 264, ст. 267 НК РФ. | 3. Учет ведется на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Отчисления в резерв включаются в затраты производства (расходы на продажу). | |
4. Расходы на гарантийный ремонт и обслуживание списываются в течение года только за счет созданного резерва. Если суммы созданного резерва недостаточно, то перерасход на конец года надо учесть в прочих расходахп. 5 ст. 267 НК РФ. | 4. В случае если зарезервированной суммы недостаточно для покрытия всех затрат, сумма их превышения над резервом сразу учитывается в расходах. | |
5. В конце года надо проверить резерв:
|
5. Остаток резерва можно перенести на следующий год. Однако сумму оценки резерва надо уточнять на каждую отчетную датуп. 23 ПБУ 8/2010. В результате может потребоваться уменьшение или увеличение созданного резервап. 22 ПБУ 8/2010. |
Исключительно бухгалтерские резервы
Резерв под снижение стоимости материальных ценностей
1. Все организации (в том числе и малые) обязаны создавать этот резерв на конец года (31 декабря). Его годовая инвентаризация обязательна. Однако резерв создается, только если рыночная стоимость материальных ценностей на конец года снизиласьп. 25 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н; п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н:
а) при проверке рыночной стоимости товаров (счет 41 «Товары») смотрим, за какую цену мы можем продать наши товары. И если эта цена меньше стоимости, по которой товары числятся у нас в учете (независимо от того, учитываете ли вы их по цене приобретения или по цене реализации), то резерв придется создавать. Аналогично создается резерв и по готовой продукции;
б) при проверке стоимости сырья и материалов вопрос о создании резерва зависит от рыночных цен на готовую продукцию (работы или услуги), для которых приобретены эти сырье и материалып. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов:
- <если>на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) больше или равна ее фактической себестоимости, то не надо создавать резерв под снижение стоимости сырья и материалов, используемых при ее производстве;
- <если>на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) меньше ее фактической себестоимости, то резерв под снижение стоимости сырья и материалов создавать придется. И его сумму надо определить как разницу между рыночной ценой сырья и материалов и той стоимостью, по которой они учитываются.
2. Резерв учитывается на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Отчисления в резерв — в составе прочих расходов (дебет счета 91–2 «Прочие расходы» – кредит счета 14). В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее уменьшается стоимость МПЗп. 25 ПБУ 5/01.
3. Резерв корректируется в случае изменения оценки МПЗ (доначисления отражаются в прочих расходах, восстановление — в прочих доходах проводкой дебет счета 14 – кредит счета 91-1 «Прочие доходы»)Инструкция по применению Плана счетов… утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; пп. 2, 4 ПБУ 21/2008. Сумма резерва уменьшается также при выбытии и ином списании МПЗ, под которые он создан, сумма восстанавливаемого резерва учитывается в прочих доходах.
Резерв под обесценение финансовых вложений
1. Резерв под обесценение финансовых вложений надо создавать на конец года (31 декабря), если выявлено устойчивое существенное снижение стоимости вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость. Малые предприятия, не эмитирующие публично размещаемые ценные бумаги, могут оценивать все финансовые вложения по их первоначальной стоимостипп. 19, 21 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н. Но это не освобождает от создания резерва. Наоборот, если есть признаки обесценения этих вложенийп. 37 ПБУ 19/02, придется создавать резерв по всем своим финансовым вложениям: как имеющим текущую рыночную стоимость, так и нетп. 38 ПБУ 19/02.
2. Резерв учитывается на счете 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений». Отчисления в него — в составе прочих расходовп. 38 ПБУ 19/02 (дебет 91-2 «Прочие расходы» – кредит 59). В случае повышения стоимости финансовых вложений резерв уменьшается. Сумма такого уменьшения включается в прочие доходып. 39 ПБУ 19/02.
3. В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее корректируется сумма финансовых вложенийп. 38 ПБУ 19/02.
Иные резервы, связанные с оценочными обязательствами
1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать такие резервы. Все остальные организации должны признавать оценочные обязательства, учитывая их на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».
Оценочные обязательства признаются при соблюдении трех условийп. 5 ПБУ 8/2010:
- с большой долей вероятности можно утверждать, что есть обязанность совершить определенные действия (вытекающая, к примеру, из договора). Причем от исполнения этой обязанности организация не может уклониться;
- в результате исполнения этой обязанности вероятно уменьшение экономических выгод (к примеру, придется выплатить кому-то деньги);
- можно обоснованно определить сумму оценочного обязательства.
В качестве примеров, когда придется формировать резервы, можно привести следующие ситуации:
- у организации есть заведомо убыточный договор. То есть договор, неизбежные расходы на исполнение которого превосходят выручку по нему, а отказ от договора грозит штрафамип. 2 ПБУ 8/2010;
- организация нарушила законодательство, из-за чего ей грозят штрафы;
- организация участвует в судебном разбирательстве, которое, весьма вероятно, будет ею проиграно;
- предстоит реструктуризация деятельности, влекущая неизбежные расходы, причем ее вероятность велика и о ней уже объявлено работникамп. 11 ПБУ 8/2010.
2. Оценочные обязательства отражаются по дебету счета учета расходов и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов»п. 8 ПБУ 8/2010. Для каждого вида оценочных обязательств лучше завести отдельный субсчет. Порядок расчета ежемесячных отчислений в резерв надо разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике.
Исключительно налоговые резервы
Резерв расходов на ремонт основных средств
1. Его могут создавать организации, проработавшие более 3 летПисьмо Минфина России от 17.01.2007 № 03-03-06/1/9 и закрепившие в учетной политике решение о создании резерва.
2. Отчисления в резерв учитываются как прочие расходып. 3 ст. 260, ст. 324 НК РФ.
3. Затраты на ремонт списываются только за счет резерва. Если его недостаточно, до конца года учесть затраты на ремонт как самостоятельные расходы нельзя.
4. Резерв состоит из двух частей: на текущий и на капитальный ремонт. В налоговой учетной политике надо закрепить предельную величину отчислений в резерв.
Резерв на текущий ремонт | Резерв на капитальный ремонт |
1. Резерв на текущий ремонт рассчитывается исходя из годовой сметы, но он не должен быть больше средней величины фактических расходов на ремонт ОС за 3 предыдущих годап. 2 ст. 324 НК РФ. | 1. Резерв можно создавать, если на ремонт нужно копить деньги более года. Для определения годовой суммы отчислений в резерв надо:
|
2. Отчисления признаются в расходах равными долями на последнее число каждого отчетного и затем налогового периода. Их сумма определяется путем деления предельной величины резерваст. 260, п. 2 ст. 324 НК РФ:
|
|
3. На конец года у резерва на текущий ремонт не должно быть остатка — его надо включить во внереализационные доходы. Если резерва было недостаточно для покрытия всех ремонтных расходов, списываем такой перерасход как прочие расходып. 7 ст. 250, п. 1 ст. 260, п. 2 ст. 324 НК РФ. | 3. Переходящий остаток резерва может быть, если ремонт еще не завершен и в следующем году такой резерв тоже будет создаватьсяп. 2 ст. 324 НК РФ. |
Иные специфические налоговые резервы
В налоговом учете предусмотрено создание ряда резервов, зависящих от специфики деятельности организации:
- резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Его при определенных условиях могут создавать общественные организации инвалидов и организации, использующие труд инвалидовподп. 38 п. 1 ст. 264, ст. 267.1 НК РФ;
- резервы, предназначенные для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных объектовподп. 33 п. 1 ст. 264 НК РФ; Правила… утв. Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 № 68.
- резерв под обесценение ценных бумаг — для профессиональных участников рынкаст. 300, п. 10 ст. 270 НК РФ;
- банковские резервыст. 292 НК РФ, резервы страховых организацийст. 294 НК РФ, резервы страховых организаций, занимающихся обязательным медицинским страхованиемст. 294.1 НК РФ.
***
Cложность правил создания бухгалтерских резервов, как это обычно бывает, оборачивается необязательностью их исполнения. Иногда бухгалтеры сознательно идут на нарушение и вообще отказываются от трудоемкого создания резервов. Инспекция, конечно, может оштрафовать организацию за искажение бухотчетности. Но это маловероятно. К тому же для многих гораздо легче согласиться на штраф в 10 000 руб. или даже в 30 000 руб.пп. 1—3 ст. 120 НК РФ, чем вести сложные расчеты. И лишь малым предприятиям повезло: они от создания большинства бухгалтерских резервов освобождены.
Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Расходы»:
Резервы в бухгалтерском учете
Часто бухгалтера несерьезно относятся к вопросам, касающимся резервов, и не спешат их создавать.
Давайте разберемся, что-такое «резерв» и зачем вообще он нужен организации.
Российские стандарты бухгалтерской отчетности обязывают организации создавать ряд резервов. В целом по экономическому смыслу и целям создания все резервы можно условно разделить на две группы.
К первой группе относятся резервы, которые связаны с уценкой активов, то есть с уменьшением их стоимости. В бухгалтерском учете они именуются как оценочные резервы. Целью создания данных резервов является покрытие убытков при потере активами их реальной стоимости.
Вторая группа резервов в бухгалтерском учете именуется оценочными обязательствами. Смысл создания данных резервов заключается в том, чтобы распланировать крупные известные нам расходы заранее, распределить их равномерно во времени.
Начислять оба вида резервов необходимо, чтобы данные бухгалтерской отчетности не искажались.
Оценочные резервы представляют собой некий резервный фонд, создаваемый организацией для покрытия своих возможных убытков. Порядок их формирования в бухгалтерском учете и отражения в бухгалтерской отчетности регулируется ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» и другими положениями, регламентирующими конкретный вид резерва.
В настоящее время российским законодательством предусмотрено три вида оценочных резервов:
· резерв под снижение стоимости материальных ценностей;
· резерв под обесценение финансовых вложений;
· резерв по сомнительным долгам.
Стоит обратить внимание, что организаций не могут выбирать создавать или не создавать оценочные резервы — это обязанность в силу закона! Формировать первую группу резервов обязаны абсолютно все компании (включая малые предприятия), при условии, что есть соответствующие основания для создания резервов. Данные основания указаны в соответствующих ПБУ.
В частности, резерв под снижение стоимости материально-производственных запасов необходимо создавать в случае, если МПЗ:
-морально устаревают;
-полностью или частично теряют свои первоначальные качества;
-учтены дороже текущей рыночной стоимости (стоимости продажи),
-давно не используются (ПБУ 5/01).
В части финансовых вложений – организация должна проверять все свои финансовые вложения, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, на предмет их обесценения. Если на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость финансовых вложений существенно выше их расчетной стоимости и при этом отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости финансовых вложений, то на лицо устойчивое снижение стоимости финансовых вложений. В этих случаях организация образует резерв под обесценение финансовых вложений (ПБУ 19/02).
В части дебиторской задолженности – организации следует создавать резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Итак, как уже было сказано выше, организация обязана создавать при определенных условиях указанные резервы, поэтому нет необходимости указывать данный момент в учетной политике. Однако организации следует в учетной политике прописать порядок тестирования активов на обесценение.
Согласно п.4 ПБУ 21/2008 «Учетная политика организации», ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ тестировать активы на предмет создания резерва необходимо не реже одного раза в год — при составлении годового отчета.
Порядок тестирования активов на предмет обесценения может быть прописан примерно следующим образом.
В случае если отсутствует движение активов в течение года, резерв под снижение стоимости МПЗ создается в размере 50%, свыше года – 100%.
В части резерва по сомнительным долгам необходимо указать порядок отнесения дебиторской задолженности к сомнительной, критерии оценки вероятности и признания долгов сомнительными.
За основу формирования резерва в бухгалтерском учете можно взять методику, изложенную в Налоговом кодексе (ст. 266 НК РФ):
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается 50 процентов задолженности;
3) сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней не увеличивает сумму создаваемого резерва.
Вторая группа резервов – оценочные обязательства регулируется ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». В соответствии с п. 4 ПБУ 8/2010, оценочное обязательство – это обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения.
В ПБУ прямо не поименованы обязательства, которые необходимо создавать, но в приложении содержатся примеры анализа обязательств на предмет формирования по ним резервов.
В частности, к оценочным обязательствам могут быть отнесены: резервы на гарантийный ремонт, резерв на гарантийное обслуживание, резерв на оплату отпусков и прочие.
В отличие о первой группы эти резервы гарантированно будут использованы.
Кроме того, в ПБУ указаны условия при соблюдении которых в бухгалтерском учете признается оценочное обязательство:
а) у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать;
б) уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;
в) величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.
Таким образом, смысл создания данных резервов заключается в следующем: мы точно знаем, что данные события в будущем наступят и примерно можем оценить расходы, связанные с наступлением данных событий.
Если обязательства организации отвечают данным условиям, резервы по ним также обязательны к созданию в силу закона. У организации нет права выбирать и утверждать в учетной политике создавать данный резерв или нет, кроме случаев, предусмотренных в законодательстве. В соответствии с п. 3 ПБУ 8/2010, положение может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением субъектов малого предпринимательства — эмитентов публично размещаемых ценных бумаг.
В соответствии с п. 16 ПБУ 8/2010 величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни организации, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также, при необходимости, мнений экспертов. Организация обеспечивает документальное подтверждение обоснованности такой оценки.
В ПБУ не прописана конкретная методика создания резервов. В связи с этим, выбранный метод оценки и расчета всех признаваемых оценочных обязательств, состав и форму расчетов, подтверждающих величину оценочного обязательства, необходимо прописать в учетной политике организации. Это позволит избежать ошибок работников, разногласий с налоговыми органами.
Резервы в бухгалтерском и налоговом учете. Когда и как их создавать
Лектор семинара: Р. И. Рябова, советник налоговой службы II ранга, методолог-консультант ИПБ России
Журнал «Семинар для бухгалтера» № 8/2011
Раздаточный материал к семинару
План вебинара:
1. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей.
2. Резерв под обесценение финансовых вложений.
3. Резерв по сомнительным долгам.
4. Резерв по оплате предстоящих отпусков.
Резерв под снижение стоимости материальных ценностей
На сегодняшний момент изменение оценочных значений регулирует ПБУ 21/2008 (утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н). Компании формируют, как правило, три вида резервов: резерв под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение финансовых вложений и под сомнительные долги. Обо всем поговорим по порядку.
Сначала поговорим про резерв под снижение стоимости материальных ценностей. Он создается только для целей бухгалтерского учета. Налоговый учет создания такого резерва не предусматривает.
Образование резерва отражается в учете по кредиту счета 14 и дебету счета 91. Счет 14 мало используется в практике. Чаще всего компании начинают его использовать под влиянием аудиторов, когда нужно подтверждать бухгалтерскую отчетность. Аудиторы определяют, что уже не один год на счетах 10, 41 «висят» ценности, которые не продаются и не используются в производстве. Эти ценности завышают валюту баланса и создают неправильное представление об отчетности компании.
По таким объектам надо оценить возможность реализации, то есть их рыночную стоимость. Как ее определить – вопрос достаточно непростой. Четкой процедуры определения рыночной стоимости нормативные акты не дают. Ориентироваться надо на так называемую справедливую стоимость. Это стоимость, по которой компания сама решилась бы приобрести аналогичную ценность. Как видно, понятие достаточно размытое.
Если ценность находится без движения один год, то логичнее резервировать 50 процентов стоимости. А если два-три года и более, то резерв надо создавать под 100 процентов.
Дальше встает вопрос, что делать с самой материальной ценностью. Обычно используют три варианта. Первый – списать как металлолом, к примеру. Но тогда очень важно правильно оформить такое списание. Второй вариант – реализовать за какую-то ничтожную стоимость. И третий вариант, который желательно не использовать, – утилизация. Убыток от списания учитывается только в бухучете. А для целей налогообложения прибыли его учесть нельзя. В декларации по налогу на прибыль просто ничего не показывается.
Резерв под обесценение финансовых вложений
Резерв под обесценение финансовых вложений регулирует ПБУ 19/02, которое утверждено приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н. В Плане счетов для этого резерва существует счет 59.
Напомню, что, согласно ПБУ 19/02, под финансовыми вложениями понимается вложение в уставный капитал других организаций, выданные займы, депозитные вклады в банках, долговые ценные бумаги.
Можно спорить, какова природа беспроцентных займов: являются ли они финансовыми вложениями или просто дебиторской задолженностью. Но я считаю, что счет 58 «Финансовые вложения» все равно можно использовать.
Способность приносить доход – понятие, которое многие понимают не так широко, как следовало бы. Что такое приносить доход в виде процентов за выданный заем – всем ясно. А вот беспроцентные займы многие считают дебиторской задолженностью. Если дать в долг без процентов дочернему предприятию, которое компания создала для передачи части своих функций, то денежная поддержка на стадии становления тоже выгода. Не доход в полном смысле слова, но все равно экономическая выгода.
На счете 58 также учитываются приобретенные права требования. Компания реализовала продукцию, ждет денег, покупатель не платит. Продавец решает уступить задолженность другой компании. У того, кто приобрел задолженность – это будет финансовое вложение. Приобретенная задолженность отражается по фактическим затратам.
Традиционно учитывается на счете 55 еще один вид финансовых вложений – депозиты, размещенные компанией в банке.
Все виды финансовых вложений, которые я перечислила, могут обесцениться. В разделе VI ПБУ 19/02 дана информация, из которой можно понять, на какие финансовые вложения не создаются резервы. Так, не надо создавать резерв под финансовые вложения, которые вращаются на организованном рынке. Чаще всего это ценные бумаги, обращаемые на рынке. По ним осуществляется переоценка. Как минимум на 31 декабря. Не возбраняется и раньше. Оптимальный вариант – на конец каждого квартала.
Что такое устойчивое снижение стоимости финансовых вложений, разъясняет пункт 37 ПБУ 19/02. Такое снижение намечается, например, если на нынешнюю и предыдущую отчетную дату учетная стоимость существенно выше расчетной стоимости.
Возвращаемся к признакам существенного снижения стоимости финансовых вложений. Оно присутствует, если в течение года расчетная стоимость существенно снижалась. Все время падала, ни разу не увеличиваясь. Или если на отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости данных финансовых вложений.
Это настолько размытые формулировки, что в ПБУ 19/02 были добавлены примеры ситуаций существенности снижения. Их можно найти в пункте 37. Например, это отсутствие или существенное снижение поступлений от финансовых вложений в виде процентов или дивидендов при высокой вероятности дальнейшего уменьшения этих поступлений в будущем. Предположим, год или два дивиденды не поступают и есть серьезные основания сомневаться, будет ли прибыль как таковая.
Резерв по сомнительным долгам
Резервы сомнительных долгов используются компаниями чаще, чем те, о которых мы уже сегодня говорили. Для этого вида резервов существует счет 63.
Перечень оснований для создания резервов по сомнительным долгам изменился с 2011 года. Приказ Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н существенно подкорректировал Положение по ведению бухгалтерского учета. (Утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г № 34н) Так, была внесена редакция в пункт 70 Положения. Раньше там было написано, что сомнительным долгом признается «дебиторка», которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Теперь сомнительной считается дебиторская задолженность, которая не только не обеспечена гарантиями и не погашена в сроки по договору, но и с высокой степенью вероятности не будет погашена. То есть основание расширили. И теперь сомнительной может считаться «дебиторка», срок уплаты которой еще не подошел. Например, компания знает, что по другому договору этот контрагент тоже задолжал. Или же есть информация о том, что этот контрагент задолжал другим компаниям. Например, есть соответствующие судебные дела.
Также из пункта 70 убрали слова о том, что резерв сомнительных долгов создается по расчетам за продукцию, товары, работы и услуги. Сейчас резервы создаются и по задолженности, которая возникла по авансам выданным.
Изменения, которые были внесены в Положение по ведению бухгалтерского учета, означают, что теперь резерв сомнительных долгов должны создавать практически все компании.
Бухгалтеры часто интересуются, нужно ли прописывать в учетной политике создание резерва по сомнительным долгам. Нет, такой необходимости нет. Резерв создается при наличии оснований, о которых я уже сказала, без привязки к учетной политике.
Поскольку в течение года составляется промежуточная отчетность, то на отчетные даты нужно посмотреть каждую задолженность на предмет признания ее сомнительной по новым правилам. Если признаки есть, компания обязана создать резерв.
В налоговом учете определение сомнительной задолженности в соответствии с пунктом 1 статьи 266 НК РФ осталось прежним. Сомнительной признается любая задолженность, возникшая в связи с реализацией, в случае, если она не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. В пункте 70 Положения по ведению бухучета написано просто «не обеспечена соответствующими гарантиями». Хочу сказать, что и здесь имеются в виду залоги, поручительства и банковские гарантии. В этом отношении ничего не поменялось.
Хотела бы сделать отступление по поводу начала течения срока исковой давности. Как известно, по истечении трехлетнего срока исковой давности на основании пункта 2 статьи 266 НК РФ долги могут быть признаны безнадежными. Договор и акт сверки «первичкой» не считаются. Но в то же время акт сверки прерывает течение срока исковой давности. Срок начнет течь заново, если должник каким-то образом заявит о себе, точнее, когда будут какие-то свидетельства признания им долга. Например, он ответил на претензионное письмо кредитора, уплатил штраф или часть долга. Если же компания проводила переговоры с должником по вопросу погашения долга, но никаких доказательств этой встречи нет, то признания долга нет.
Компания имеет право на создание резерва сомнительных долгов в налоговом учете, но это не ее обязанность. Поэтому здесь важно прописать возможность создания резерва в учетной политике. Есть судебная практика по этой теме. Если в учетной политике нет такого пункта, то налоговики говорят, что нельзя создавать резерв. Суды же говорят обратное: в Налоговом кодексе РФ не написано, что право на создание резерва зависит от учетной политики. И все-таки рекомендую писать в учетной политике о создании резерва по сомнительным долгам.
Ограничения в отношении резерва для целей налогообложения по времени и по сумме. Сомнительная задолженность моложе 45 дней не увеличивает сумму резерва. По задолженности сроком от 45 до 90 дней резерв создается только на половину суммы. И только по истечении 90 дней резерв можно создавать на полную сумму задолженности.
Также резерв сомнительных долгов на любую отчетную дату не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Данные по выручке надо взять из декларации по налогу на прибыль нарастающим итогом с начала года. Это первая строка в листе 02 «Доход от реализации» (подробнее см. статью «Шпаргалка по заполнению полугодовой декларации по налогу на прибыль», опубликована в журнале «Семинар для бухгалтера» № 7, 2011). Цифру надо умножить на 10 процентов и проверить с суммой резерва. Кстати, в этой строке декларации приводится выручка без НДС. Но это не должно смущать бухгалтеров. А вот саму задолженность, под которую создается резерв, надо брать с учетом НДС.
Сведения о выручке также есть в листе 05 декларации по налогу на прибыль. Там отражаются операции от выбытия ценных бумаг. Эту выручку, по мнению налоговиков, для расчета суммового порога по резерву сомнительных долгов в налоговом учете брать нельзя.
В последующем, если задолженность гасится, то резерв в бухгалтерском учете восстанавливается обратной проводкой ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91. В налоговом учете нет понятия восстановления резерва. Для «налогового» резерва процедура следующая. Делается инвентаризация на соответствующую отчетную дату. Предположим, на предыдущую отчетную дату сумма резерва была 1 млн руб. Но одна задолженность в размере 400 тыс. руб. была погашена, а новая не возникла. Тогда по инвентаризации строчка погашенной задолженности просто уходит, резерв становится равен 600 тыс. руб. Сформирован внереализационный доход.
Как уже из моей лекции стало понятно, резервы сомнительных долгов в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают. Необходимо решить вопрос, как будут отражаться разницы. Даже если в компании создан резерв по двум видам учета, разницы лучше считать постоянными.
Резерв по оплате предстоящих отпусков
Оценочные обязательства создаются, в частности, по оплате предстоящих отпусков. Если обратиться к пункту 5 ПБУ 8/2010, которое утверждено приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. № 167н, становится ясно, что резерв по отпускам должны создавать все компании. Правда, компании малого бизнеса имеют право не применять ПБУ 8/2010. Но только если они не являются эмитентами публично размещаемых бумаг.
В пункте 5 говорится, что оценочное обязательство создается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении трех условий. Первое – у компании есть обязанность, исполнения которой она не может избежать. Второе – уменьшение экономических выгод, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно. И третье – величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена. Все три условия подходят под случай с предстоящими отпусками работников. Ведь работодатель не имеет права не оплачивать сотрудникам отпуск.
Пункт 8 ПБУ 8/2010 говорит, что при признании оценочного обязательства его величина относится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы или включается в стоимость актива. Предположим, компания сдает имущество в аренду. Задействован счет 91. Есть сотрудники, которые это имущество обслуживают. Тогда оценочные обязательства по оплате предстоящих отпусков относятся к этому счету.
Резервы по отпускам формируются ежемесячными отчислениями. Ни ПБУ 8/2010, ни какой-либо другой документ не описывают порядок расчета отчислений в резерв. Компания разрабатывает такой порядок сама.
Если предполагаемый срок исполнения оценочного обязательства превышает 12 месяцев с отчетной даты, то есть с 31 декабря, тогда обязательство рассчитывается путем дисконтирования. Дело в том, что к моменту оплаты обязательство вырастет. Формула дисконтирования, которую нужно применять в таких ситуациях, приведена в приложении 2 к ПБУ 8/2010.
Крайне желательно не создавать резервы сразу под всех сотрудников. Если у компании пока нет возможности создать резерв под каждого работника, то можно предусмотреть группировку по отделам.
Рекомендация лектора
Лучше уже сейчас ознакомиться с проектами ПБУ
Минфин обнародовал проекты очень важных Положений по бухгалтерскому учету. Это проекты ПБУ «Учет аренды», «Учет вознаграждений работникам», «Учет запасов», «Учет основных средств» (размещены на сайте www . buhseminar . ru на странице с этой статьей в разделе «Свежий номер». – Примеч. ред.). Эти документы готовит фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» вместе с чиновниками Минфина. Проекты активно обсуждаются. Вполне возможно, что новые ПБУ вступят в силу с 2012 года.
О Вебинаре
Место проведения: г. Москва
Тема: «Обязательные резервы. Как их создавать и когда можно без них обойтись»
Длительность: 3 часа
Стоимость: 4720 рублей
Компания-организатор: журнал «Главбух»,
Нужны еще расходы? Создайте резервы
Никогда не стоит думать,
Как налоги сократить —
Все равно придет проверка
И начислит что-нибудь!
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять?
Заплатите сколько вышло,
Даже если денег нет:
И тогда ваш босс за это
Вас медалью наградит.
Вредные советы для бухгалтера
Итак, налог на прибыль рассчитан, сумма к уплате получилась большая, хотя дела в компании идут не настолько хорошо. Прежде чем отправлять декларацию по налогу на прибыль, ответим на вопрос: а нельзя ли еще подумать и учесть еще какие-то расходы?
Да, можно! Самое время вспомнить про резервы.
Примечание: учесть резервы в расходах по налогу на прибыль могут только организации, применяющие метод начисления (общий режим налогообложения).
Что такое резервы и в чем налоговая выгода
Резервы – это суммы предстоящих затрат, которые отражаются в составе расходов равномерно . В дальнейшем расходы, на которые был создан резерв, списываются за счет этого резерва.
Например, ежегодно работнику положен отпуск 28 календарных дней. Работник может пойти в отпуск через год и только тогда компания понесет расходы на оплату отпуска, но создать резерв на эти расходы можно заранее.
Ежемесячно можно отнести в резерв сумму оплаты за 2,33 дня (28 дней / 12 месяцев) плюс страховые взносы с этой суммы.
Если сотрудник несколько лет не был в отпуске, сумма может накопиться значительная: создавая резерв, мы равномерно учитываем ее в расходах, и, если в Налоговом Кодексе предусмотрено создание такого вида резерва, то уменьшаем сумму налога на прибыль .
Резервы в бухгалтерском и налоговом учете
резервы |
налоговые |
бухгалтерские |
Цель |
уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль |
обеспечить достоверность отчетности |
Право или обязанность? |
право |
Обязанность (некоторые резервы малые предприятия могут не создавать) |
Бухгалтерские и налоговые резервы регулируются разными нормативными актами, поэтому не все резервы, которые создаются в бухгалтерском учете, можно принять в расходы для целей налога на прибыль.
Какие резервы можно создать в налоговом учете, чтобы уменьшить налог на прибыль?
Название резерва |
Статья Налогового Кодекса |
Создается ли аналогичный резерв в бухгалтерском учете |
Резерв по сомнительным долгам |
Статья 266 |
да |
Резерв на оплату отпусков |
Статья 324.1 |
да |
На выплату ежегодных вознаграждений по итогам года и за выслугу лет |
Статья 324.1 |
да |
По гарантийному ремонту и обслуживанию |
Статья 267 |
да |
На ремонт ОС |
Статья 324, пункт 2 |
нет |
Резерв предстоящих расходов на НИОКР |
Статья 267.2 |
нет |
Есть и другие специальные резервы, создаваемые в налоговом учете: на социальную защиту инвалидов, для обеспечения безопасности радиационно-опасных объектов, под обеспечение ценных бумаг для профессиональных участников рынка, банковские резервы, резервы для страховых организаций
Далее рассмотрим подробно, как создать резерв по сомнительным долгам.
Как создать резерв по сомнительным долгам по правилам 2017 года
1.Выявить сомнительные долги
Дебиторская задолженность покупателей |
— |
Встречные требования |
= |
Сомнительный долг |
За товары, работы, услуги Не погашена в срок, установленный договором Не обеспечена залогом |
Долги этому же контрагенту |
2.Рассчитать сумму резерва:
Сомнительная задолженность включается в резерв в зависимости от срока ее возникновения:
До 45 дней |
От 45 до 90 дней |
Свыше 90 дней |
не включается |
50% от суммы |
100% |
Сумма резерва, создаваемого в налоговом учете , ограничена:
не может превышать 10% от выручки:
Период |
Лимит |
За отчетный период (1 квартал, 6 месяцев, 9 месяцев) |
наибольшая из 2-х величин: 10% от выручки за отчетный период или 10% от выручки за прошлый год |
за год |
Не более 10% от выручки за текущий год |
Для целей налогового учета сумму резерва на последнюю отчетную дату каждого квартала (года) пересматриваем заново с учетом ограничения:
сумму резерва на отчетную дату нужно сравнить с остатком предыдущего резерва (это те суммы резерва с прошлого квартала, которые не были списаны как безнадежные долги, или не были восстановлены в связи с погашением долга контрагентом)
если остаток резерва на последнюю дату предыдущего периода больше, чем текущий резерв с учетом ограничения, то сумму превышения нужно включить в доходы.
3.Оформить документы
1.На последнее число квартала составить акт инвентаризации дебиторской задолженности по форме ИНВ-17
2.Приказ руководителя «Сформировать резерв по сомнительным долгам»
4.Бухгалтерские проводки
Дебет 91 «Внереализационные расходы»
Кредит 63 «Резервы по сомнительным долгам»
По каждому сомнительному долгу в отдельности
Для целей налогового учета может быть принят не весь резерв, т.к. в налоговом учете установлено ограничение 10% от выручки
5.Где отразить резерв в отчетности:
Декларация по налогу на прибыль |
В составе внереализационных расходов |
Отчет о финансовых результатах |
В составе прочих расходов |
Баланс |
Уменьшает показатель по строке дебиторская задолженность |
6.Использование, восстановление и корректировки резерва
Если долг погашен:
Дебет 63 – Кредит 91 – восстановлен резерв
Если безнадежный долг списан:
Дебет 63 Кредит 62 – в пределах лимита
Дебет 91 Кредит 62 – сверх лимита
Корректировки резерва для целей налогового учета, связанные с ограничением 10% от выручки отражаются только в налоговых регистрах и не отражаются на счетах бухгалтерского учета
7.Учетная политика: формулировки, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет
Для налогового учета: резервы по сомнительным долгам создаются в порядке, предусмотренном статьей 266 НК РФ
Для бухгалтерского учета: оценочные резервы по сомнительным долгам создаются в соответствии с п.70 ПБУ по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утв. Приказом 34н от 29.07.98,
порядок формирования: по задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней – 50% от суммы, свыше 90 дней – 100%
Фактически, мы переписали для бухгалтерской политики правила налогового учета из статьи 266 НК РФ, кроме ограничения в 10% от выручки.
Именно в этом ограничении и заключается отличие бухгалтерского и налогового учета резервов по сомнительным долгам, которое не может быть устранено за счет учетной политики.
В бухгалтерском учете резерв может зависеть только от срока возникновения, а ограничение 10% от выручки в бухгалтерском учете применить нельзя.
Это четвертая статья из серии «Законные схемы оптимизации налогов в 2017 году» , а следующая выйдет на портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС уже через неделю.
Задать вопрос автору статьи и присоединиться к обсуждению можно по адресу: http://finver.ru/blog/optimizaciya-nalogov
Добавить комментарий