Резервный

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

— налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

— вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

— вывозных таможенных пошлин на газ природный;

— вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами.

С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2016 г. доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. порядок проведения расчетов и перечислений средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлен.

Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2010 № 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации».

Там же.

Там же.

Там же.

Формирование денежных фондов организации (предприятия) начинается с момента его создания — это важнейшая сторона деятельности организации. В соответствии с законодательством организация создает уставный капитал. Его минимальный размер установлен законодательно в зависимости от формы собственности и определяет минимальный размер имущества предприятия, гарантирующий интересы его кредиторов.

Уставный капитал — основной первоначальный источник собственных средств организации (предприятия). В соответствии с Гражданским кодексом размер уставного капитала не может быть менее суммы, гарантирующей интересы его кредиторов. Он служит источником формирования основного и оборотного капиталов, которые в свою очередь направляются на приобретение основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств.

Собственный капитал представляет собой разницу между совокупными активами организации (предприятия) и его обязательствами, т.е. его долгами. Собственный капитал в свою очередь подразделяется на постоянную часть — уставный капитал и переменную, размер которой зависит от финансовых результатов деятельности организации (предприятия). В состав переменного капитала входят:

  • добавочный капитал,
  • резервный капитал,
  • нераспределенная прибыль,
  • специальные фонды.

Добавочный капитал создается за счет прироста стоимости имущества в результате переоценки основных фондов; эмиссионного дохода (превышение продажной ценой акций номинальной цены за минусом издержек по их продаже); безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей на производственные цели. Он может быть использован на погашение сумм снижения стоимости имущества, выявившихся по результатам его переоценки, па погашение убытков, возникших в результате безвозмездной передачи имущества другим предприятиям и лицам, на увеличение уставного капитала, на погашение убытка, выявленного по результатам работы предприятия за отчетный год.

Результат и конечная цель хозяйственной деятельности коммерческой организации — прибыль. После налоговых выплат образуется прибыль, остающаяся в ее распоряжении, из которой формируются: резервный капитал (фонд) и другие аналогичные резервы, а также фонд накопления и фонд потребления.

Резервный капитал (резервный фонд) — денежный фонд организации (предприятия), который образуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами, Источник его образования — отчисления от прибыли, остающейся в распоряжении организации (предприятия). Во всех случаях предельный размер резервного капитала не может превышать той суммы, которая определена собственниками организации и зафиксирована в его учредительских документах. Для акционерных обществ (открытого и закрытого типа) и организаций с иностранными инвестициями формирование резервного капитала определено законодательством. Его величина должна быть не менее 5% их уставного капитала. Таким образом, предельный размер резервного капитала находится в прямой зависимости от величины уставного капитала. Резервный капитал формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного Уставом общества. Он предназначен для покрытия убытков отчетного года, выплаты дивидендов при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года для этих целей, выкупа акций общества. В мировой практике предельная сумма резервного (запасного) капитала колеблется от 10 до 40% уставного капитала.

Наличие резервного капитала у хозяйствующего субъекта — важнейший фактор стабильности его деятельности в рыночной экономике, условие обеспечения устойчивого финансового состояния.

К числу резервных фондов денежных средств относятся также резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, резервы по сомнительным долгам, резервы предстоящих расходов и другие, создаваемые в акционерных обществах для погашения облигаций и выкупа акций.

Нераспределенная прибыль — прибыль организации, остающаяся после уплаты налогов, формирования резервного фонда, выплаты дивидендов, и используемая в целях реинвестирования.

Фонд накопления — денежные средства, предназначенные для развития и расширения производства. Использование этих средств связано как с развитием основного производства в целях увеличения имущества предприятия, так и с финансовыми вложениями для извлечения прибыли.

Фонд потребления — денежные средства, направляемые на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной сферы, единовременное поощрение, выплаты компенсационного характера и другие аналогичные цели.

Валютный фонд формируется в организациях, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку.

Амортизационный фонд создается в процессе использования капитала и по своей экономической сущности предназначен для финансирования простого воспроизводства основных фондов.

Использование переменной части собственного капитала на выполнение платежных обязательств перед бюджетами разных уровней и банками осуществляется в нефондовой форме.

Что такое резервный номер?

Резервный номер — это один из номеров динамического пула, он выделяется тем посетителям, которым не хватило основных номеров пула. В большинстве случаев источник звонка с резервного номера определить не удастся, т.к. для него не создается сессия посетителя на сайте. Однако, как только в пуле номеров освобождается один из номеров, резервный номер посетителя автоматически изменится на стандартный номер, источник звонка с которого уже удастся определить.

Рассмотрим пример. Предположим, на сайте site.ru отслеживаются все источники перехода с помощью динамического пула из 10 номеров. Один из этих 10 номеров так же является и резервным. Если на сайт одновременно зайдут 10 посетителей, каждому из пула выделиться по номеру, и источники звонков всех 10 посетителей будет возможно определить. Но если на сайт зайдет в этот же момент времени 11 посетитель, ему выделиться уже резервный номер. При этом, резервный номер будет одновременно выделен уже двум посетителям — одному (10-му) посетителю, который перешел до переполнения пула, и второму (11-му), который перешел после переполнения пула. В этом случае источник звонка 10-ого и 11-ого посетителя не будет определен. 12-му,13-му и т.д. посетителям, перешедшим на сайт в этот же момент времени, будет так же выделяться тот же самый резервный номер и источник их возможного звонка так же не определиться.

Подобная система использования резервных номеров необходима для того, чтобы фиксировать абсолютно все звонки с сайта, пусть даже не определив их источник. Т.к. номера являются многоканальными, на один резервный номер смогут позвонить неограниченное число посетителей.

Мониторинг количества звонков на резервный номер

Количество звонков на резервный номер можно посмотреть в журнале звонков нового личного кабинета Calltouch. Если % звонков на резервные номера в среднем за месяц превышает норму в 4%, сообщите, пожалуйста, об этом Вашему личному менеджеру Calltouch либо на почту info@calltouch.net, чтобы мы произвели анализ статистики и скорректировали при необходимости текущий тарифный план.

Если в примере выше одновременных посетителей будет не более 10 в один момент времени, то источники звонков будут успешно определены для всех 10 посетителей. Поэтому важным показателем для качества статистики является количество одновременных посетителей в единицу времени. Узнать данный показатель можно, например, в сервисе Яндекс Метрика, раздел «Отчеты => Нагрузка на сайт»:

В случае превышения нормы в 4% звонков на резервные номера в среднем за месяц, данные нагрузки на сайт из отчета Яндекс Метрика понадобятся для корректного расчета тарифного плана, поддерживающего актуальное количество посетителей на сайте. При обращении к Вашему личному менеджеру Calltouch, сообщите, пожалуйста, ему данные из отчета нагрузки на сайт, либо предоставьте доступ к Вашему счетчику Яндекс Метрика на нашу почту Яндекс calltouch@yandex.ru.

Остававшиеся в нем средства в декабре пошли на покрытие дефицита бюджета

Фото: panthermedia/vostock-photo

Москва. 1 февраля. INTERFAX.RU — 1 февраля Резервный фонд РФ прекратил свое существование через десять лет после создания. В начале 2018 года он слился с Фондом национального благосостояния, и Россия опять вернулась к единому суверенному хранилищу.

ФНБ и Резервный фонд

История российских суверенных фондов началась в феврале 2004 года с создания стабилизационного фонда (первоначально в него зачислили 106,3 млрд рублей), призванного защитить бюджет от ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. В него перечислялись дополнительные доходы от цен на нефть свыше $20 за баррель, с 2006 года цена отсечения была повышена до $27 за баррель. Средства фонда могли расходоваться, в частности, на покрытие дефицита бюджета при падении цен на нефть ниже $27 и на другие цели, если объем фонда превышал 500 млрд рублей (например, на досрочное погашение государственного внешнего долга РФ и на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ).

Экономика10 января 2018

Впоследствии решено было разделить стабфонд на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ), определив для них разные цели. Резервный фонд должен был защищать бюджет от нефтяных колебаний, его средства могли направляться на финансирование дефицита. ФНБ же должен был обеспечивать софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан и сбалансированность бюджета Пенсионного фонда. И с февраля 2008 года в РФ стало действовать два фонда. У них были несколько отличающиеся стратегии управления (хотя обе они были достаточно консервативны).

Одновременно с этим было решено направлять в фонды не нефтяные доходы, а в целом нефтегазовые. Так, Резервный фонд стал формироваться за счет поступлений от НДПИ на нефть, газ, а также экспортных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты. При необходимости он мог использоваться на финансирование расходов бюджета и досрочное погашение внешнего долга. По достижении Резервным фондом нормативной величины в 10% ВВП (позже была снижена до 7%) нефтегазовые допдоходы направлялись в ФНБ. Инвестирование средств фондов должно было стать менее консервативным, чем стабфонда.

Позже, в 2013 году, Минфин попытался создать при правительстве РФ специализированное агентство по управлению средствами фондов, а также государственным долгом. Аргументировал он это необходимостью поднять доходность вложений фондов и увеличить долю средств, размещаемых в РФ, в том числе в инфраструктурные ценные бумаги. Однако дальше Госдумы законопроект не прошел.

В феврале 2008 года объем Резервного фонда составил 3,070 трлн рублей, в течение года он постепенно рос и в феврале 2009 года достиг 4,864 трлн рублей, после чего его объем стал сокращаться. В январе 2011 года объем фонда впервые упал ниже 1 трлн рублей — до 775 млрд рублей и до августа продолжал снижение (734 млрд рублей). Затем до февраля 2015 года он вновь рос и достиг своей высшей точки за всю историю существования — 5,865 трлн рублей. В 2017 году его объем колебался от 900 млрд рублей до 1 трлн рублей, в начале декабря он составил 994,6 млрд рублей, а по итогам года был обнулен.

Назад к единому хранилищу

Идея объединить фонды возникла нежданно-негаданно в прошлом году. Одним из первых об этом заявил человек, который немало поспособствовал созданию стабилизационного фонда, экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин. По его мнению, разница в управлении Резервным фондом и Фондом национального благосостояния стала условна, проблемы с пенсионной системой, для решения которых создавался ФНБ, наступили, поэтому существование двух фондов отдельно уже нецелесообразно. Кстати, действительно, впервые за все время существования ФНБ его средства были направлены на покрытие дефицита бюджета ПФР в сентябре 2017 года (164,18 млрд рублей, до конца года примерно такие суммы шли на дефицит ПФР ежемесячно).

Однако Минфин не сразу воспринял эту идею. Замминистра финансов РФ Сергей Сторчак, в частности, говорил, что технически это довольно сложно сделать.

В середине года Минфин придумал механизм, по которому средства ФНБ могли бы направляться в Резервный фонд и идти на финансирование дефицита бюджета. Одновременно с этим министр финансов РФ Антон Силуанов говорил и о решении объединить фонды. Однако на тот момент правительство не могло определиться, сливать ли фонды, оставляя один, либо ограничиться возможностью направлять средства ФНБ в Резервный фонд.

Но при рассмотрении поправок о пополнении Резервного фонда средствами ФНБ в Госдуме глава бюджетного комитета Андрей Макаров заявил, что правительству все же нужно определиться, по какому пути они пойдут. В результате поправки были изменены и одновременно с новым бюджетным правилом в Бюджетном кодексе появились положения об объединении фондов.

Целевая составляющая объединенного фонда — такая же, как у двух предшественников: сбалансированность страховой пенсионной системы, финансирование дефицита бюджета РФ и софинансирование добровольных пенсионных накоплений.

Объединенный фонд, как и раньше, будет формироваться за счет дополнительных нефтегазовых доходов (свыше $40 за баррель). Использование ФНБ на финансирование дефицита бюджетов РФ и ПФР предлагается осуществлять в зависимости от остатка средств фонда на конец очередного финансового года. Если общий объем средств в объединенном фонде превышает 5% ВВП, использование предлагается ограничить объемом недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем году. В том случае, если остаток фонда меньше 5% ВВП, то использование средств фонда предлагается ограничить 1% ВВП для того, чтобы сохранить минимальный допустимый объем средств в фонде.

До достижения объема фонда отметки в 7% ВВП его нельзя инвестировать в иные финансовые активы, за исключением начатых до 1 января 2018 года самоокупаемых инфраструктурных проектов.

Оптимистичные прогнозы

Минфин полон оптимизма в отношении будущего ФНБ. По словам Силуанова, при сохранении нынешней внешней конъюнктуры фонд может быть пополнен в 2018 году примерно на 3% ВВП. На начало 2018 года он составил 3,753 трлн рублей, что эквивалентно $65,15 млрд. Нормативной величины в 7% ВВП (без учета средств уже инвестированных в проекты) фонд достигнет в лучшем случае, в 2019 году. После чего его средства вновь могут начать инвестировать в инфраструктурные проекты.

Государственные финансы

РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД — ФОРМИРОВАНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В 2008 ГОДУ

О.И. ДРОЗДОВ, кандидат экономических наук, заместитель начальника Управления финансового прогнозирования и управления ЕКС Федерального казначейства

Бюджетный кодекс РФ (ст. 96,9) определяет, что Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

1. Формирование Резервного фонда. Положениями части 15 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 63-Ф3) установлено, что источником первоначального формирования Резервного фонда являются средства Стабилизационного фонда РФ, которые по состоянию на 1 января 2008 г. зачисляются в Резервный фонд не позднее 1 февраля 2008 г.

Объем зачисления средств Стабилизационного фонда РФ в Резервный фонд исчисляется как 10 % прогнозируемого на 2007 г. объема валового внутреннего продукта, указанного в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 — 2010 гг., представляемого в составе документов и материалов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ одновременно с проектом Федерального закона «О федеральном бюджете

ФНБ

(782,8 млрд руб.

на 2008 год и на период до 2010 года». Соответственно расчетная величина объема средств Стабилизационного фонда РФ, подлежащих зачислению в Резервный фонд, составила 3 069 млрд руб.

По состоянию на 1 января 2008 г. объем средств Стабилизационного фонда РФ в рублевом эквиваленте составлял 3 849 млрд руб., при этом все средства Стабилизационного фонда РФ были конвертированы в иностранные валюты — в доллары США, евро и фунты стерлингов (рис. 1).

Остатки средств Стабилизационного фонда РФ на счетах в иностранных валютах на 30 января 2008 г. составили 66 849,53 млн долл. США, 50 946,11 млн евро и 7 703,36 млн фунтов стерлингов.

Положениями части 15 ст. 5 Закона № 63-ФЗ также установлено, что средства Стабилизационного фонда РФ в долларах США, евро и фунтах стерлингов перечисляются на счета Резервного фонда в соответствующих иностранных валютах.

Фунт стерлингов

сумме 307 млрд руб.)

Рис. 1. Объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации, перечисляемый в Резервный фонд

В соответствии с этим 30 января 2008 г. в Резервный фонд было переведено 56 426,97 млн долл. США, 38 214,10 млн евро и 6 313,23 млн фунтов стерлингов, что в рублевом эквиваленте составило 3 069 млрд руб.

Указанный объем переводимых средств в каждой иностранной валюте рассчитывался с учетом обеспечения требований приказа Минфина России от 15.01.2008 № 4н об утверждении нормативной валютной структуры средств Резервного фонда в составе 45 % долларов США, 45 % евро и 10 % фунтов стерлингов.

Также в соответствии с положениями части 15 ст. 5 Закона № 63-ФЗ в феврале 2008 г. на счет по учету средств Резервного фонда в валюте Российской Федерации были зачислены доходы от размещения средств Стабилизационного фонда РФ в сумме 28,6 млрд руб., которые были конвертированы в иностранные валюты в размере 519,9 млн долл. США, 359,3 млн евро и 59,5 млн фунтов стерлингов и также размещены в Центральном банке РФ на счетах в соответствующих иностранных валютах.

В результате остатки средств Резервного фонда на счетах в иностранных валютах 11 февраля 2008 г. составили 56 946,9 млн долл. США, 38 573,4 млн евро и 6 372,7 млн фунтов стерлингов.

Согласно положениям п. 3 ст. 96,9 Бюджетного кодекса РФ Резервный фонд формируется за счет:

— нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

— доходов от управления средствами Резервного фонда.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета. Согласно п. 3 ст. 96,9 Бюджетного кодекса РФ федеральным законом о федеральном бюджете на

Нефтегазовые доходы; 420,6 млрд руб. 12%

Доходы Стабфонда; 28,6 млрд руб. 1%, ‘

Рис. 2. Объем поступлений средств в Резервный фонд в 2008 г.

очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете Российской Федерации на2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» нормативная величина Резервного фонда в 2008 г. составила 3 500 млрд руб. (рис. 2).

В августе 2008 г. в Резервный фонд были перечислены нефтегазовые доходы федерального бюджета в объеме 420,6 млрд руб.

По состоянию на 18 августа 2008 г. накопленный объем Резервного фонда достиг нормативной величины, установленной Федеральным законом о федеральном бюджете Российской Федерации на 2008 год, и составил в рублевом эквиваленте 3 500 млрд руб.

Доходы от управления средствами Резервного фонда. Источниками доходов от управления средствами Резервного фонда в настоящее время являются проценты, уплачиваемые на остатки на банковских счетах в иностранных валютах в Центральном банке РФ, и проценты, поступающие от размещения в финансовые активы (долговые обязательства международных финансовых организаций (Международный валютный фонд).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2008 г. доходы от управления средствами Резервного фонда не поступали ввиду того, что сроки их уплаты приходятся на январь 2009 г.

2. Использование средств Резервного фонда. Согласно положениям пп. 4 и 5 ст. 96,9 Бюджетного кодекса РФ средства Резервного фонда могут использоваться:

— для финансового обеспечения указанного трансферта (в случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта);

— на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации (если это предусмотрено Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период).

В 2008 г. средства Резервного фонда на указанные цели не использовались.

3. Управление средствами Резервного фонда. В 2008 г. управление

Средства Стабфонда; 3 069 млрд руб. 87%

Евро (43,81 млрд, 38%)

4 5004 0003 5003 000: 2 5002 0001 5001 000500 0

.3 058

3 082

средствами Резервного фонда осуществлялось согласно положениям п. 3 ст. 96,11 Бюджетного кодекса РФ путем размещения в иностранную валюту на счетах в Центральном банке РФ и некоторые виды финансовых активов (долговые обязательства международных финансовых организаций (Международный валютный фонд).

3.1. Средства Резервного фонда в валюте Российской Федерации, поступившие в виде нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме 420,6 млрд руб., были конвертированы в иностранные валюты в размере 7 698 млн долл. США, 5 241 млн евро и 936 млн фунтов стерлингов и также размещены в Центральном банке РФ на счетах в соответствующих иностранных валютах.

По состоянию на 1 января 2009 г. на счетах Резервного фонда в иностранных валютах находятся 63,99 млрд долл. США, 43,81 млрд евро и 7,31 млрд фунтов стерлингов (рис. 3).

За пользование денежными средствами на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранных валютах Центральный банк РФ ежедневно начисляет проценты. Уплата начисленных процентов осуществляется раз в год.

Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда за период с 30 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г. составила 186,2 млрд руб. (6,34 млрд долл. США) (рис. 4). Расчетные суммы процентного дохода от размещения средств Резервного фонда в иностранную валюту на счетах в Центральном банке РФ составили (в валюте счета и рублевом эквиваленте): 2,28 млрд долл. США (67,06 млрд руб.); 2,21 млрд евро (91,69 млрд руб.); 0,64 млрд фунтов стерлингов (27,45 млрд руб.).

Курсовая разница от переоценки остатков средств Резервного фонда, размещенных в иностранную валюту на счетах в Центральном банке РФ за период с 30 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г., составила положительную величину 509,16 млрд руб.

3.2. Другая часть средств Резервного фонда в валюте Российской Федерации в объеме 17,916 млрд руб. была размещена в долговые обязательства

Фунт стерлингов (7,31 млрд, 6%)

Доллары США (63,99 млрд, 56%)

Рис. 3. Объем средств Резервного фонда на счетах в иностранных валютах в Центральном банке Российской Федерации

3 505 3 559 3 573 3661

4 028

125 128 130 130 129 130 130 143 141 135 133 137

Т-Т- —т- —т- —Т- —Т- —^- —Т- —Т- —Т- —т- -Г

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Млрд руб. -■— Млрд долл. США

Рис. 4. Динамика изменения совокупного объема средств Резервного фонда, рассчитанного в валюте Российской Федерации и в долларах США

Международного валютного фонда — денежные средства в специальных правах заимствования, учитываемые в связи с формированием и корректировкой резервной позиции Российской Федерации в Международном валютном фонде.

По состоянию на 1 января 2009 г. совокупный объем Резервного фонда составил 4 027,64 млрд руб., что эквивалентно 137,09 млрд долл. США (рис. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обобщая итоги формирования Резервного фонда, использования и управления средствами Резервного фонда в 2008 г., можно сделать следующие выводы:

— создание Резервного фонда явилось следствием решения Правительством РФ задачи обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен. Резервный фонд предназначен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе;

— создание Резервного фонда за счет средств Стабилизационного фонда РФ позволило сформировать первоначальный значительный объем Резервного фонда;

Долговые обязательства\

(в сумме 20,33 млрд руб.

Иностранные валюты (в сумме 4 007,31 млрд руб.)

Фунты стерлингов (в сумме 310,9′ млрд руб.)

Рис. 5. Объем размещения средств Резервного фонда

— переход Правительства РФ к новым принципам управления нефтегазовыми доходами федерального бюджета позволил увеличить объем Резервного фонда, который достиг нормативной величины, установленной Федеральным законом о федеральном бюджете Российской Федерации на 2008 г.;

— средства Резервного фонда, так же, как и средства Стабилизационного фонда РФ находятся в управлении. Целью управления средствами

Резервного фонда является обеспечение сохранности средств и стабильного уровня дохода от их размещения в долгосрочной перспективе.

Информация о Стабилизационном фонде РФ, нефтегазовых доходах федерального бюджета, Резервном фонде и Фонде национального благосостояния размещается Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством на своих сайтах в сети Интернет.