Резервы для малых предприятий

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Ваша организация обязана создать в бухгалтерском учете резерв по сомнительным долгам, который является оценочным значением. Для организаций, являющихся субъектом малого предпринимательства, исключений нет.

Организация, как субъект малого предпринимательства, вправе не применять ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», устанавливающее порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности организаций оценочных обязательств, указав свой выбор в учетной политике организации.

Обоснование вывода:

Приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н), изложен в новой редакции. Начиная с отчетности за 2011 год все организации обязаны при возникновении сомнительной дебиторской задолженности создать резерв сомнительных долгов. При этом обратим Ваше внимание, что это императивная норма и для предприятий — субъектов малого предпринимательства исключений нет.

Ее применение обязательно вне зависимости от того, отразила организация подобное решение в учетной политике или нет. Поэтому с 1 января 2011 года формирование резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете не является элементом учетной политики.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (п. 70 Положения N 34н).

Следовательно, организация обязана оценивать задолженность в отношении каждого дебитора. Если организация полагает, что задолженность не является сомнительной, то создавать резерв по ней не нужно.

Отметим, что методика формирования резерва сомнительных долгов, а также критерии оценки сомнительности задолженности нормативно не урегулированы.

Пункт 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008) позволяет организации самостоятельно разработать способ ведения бухгалтерского учета и закрепить его в учетной политике, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены такие способы, учитывая при этом нормы российского бухгалтерского законодательства.

Поскольку величина резерва сомнительных долгов относится к категории оценочных значений (п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» (далее — ПБУ 21/2008)), корректность его определения должна контролироваться (инвентаризироваться) в рамках инвентаризации дебиторской задолженности. Эту же точку зрения высказал И.Р. Сухарев, начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, в интервью журналу «Российский налоговый курьер», N 4, февраль 2011 г.

Инвентаризация дебиторской задолженности должна проводиться в соответствии с нормами, установленными ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Согласно части 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

Таким образом, начиная с отчетности за 2011 год все организации обязаны при возникновении сомнительной дебиторской задолженности создавать резервы сомнительных долгов на основании п. 70 Положения N 34н.

Также с 1 января 2011 года приказом N 186н отменен п. 72 Положения N 34н, который предоставлял организации право создавать резервы на:

— предстоящую оплату отпусков работникам;

— выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

— выплату вознаграждений по итогам работы за год;

— ремонт основных средств;

— производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

— предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

— предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;

— гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

— покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России.

Вместе с нормой, ранее существовавшей в п. 72 Положения N 34н, организации утратили право на создание резерва. Вместо понятия «создание резерва» законодатель, руководствуясь положениями МСФО, ввел понятие оценочного обязательства.

С 1 января 2011 года организации должны применять ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (далее — ПБУ 8/2010).

Пункт 5 ПБУ 8/2010 определяет, что оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

— у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать;

— уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;

— величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

При этом оценочное обязательство может возникнуть в том числе из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений и договоров (п. 4 ПБУ 8/2010).

Наиболее распространенными оценочными обязательствами, которые должны формироваться в организации, начиная с 1 января 2011 года, являются:

— на оплату отпусков;

— на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

— на вознаграждения по итогам года;

— на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

— резерв на покрытие иных предвиденных затрат.

При этом следует отметить, что п. 3 ПБУ 8/2010 предусмотрено, что данное положение может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением субъектов малого предпринимательства — эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированными некоммерческими организациями.

Поскольку в рассматриваемой ситуации Ваша организация является субъектом малого предпринимательства и не выступает в качестве эмитента публично размещаемых ценных бумаг, то она не обязана вести учет оценочных обязательств. При этом информацию о неприменении ПБУ 8/2010 следует закрепить в учетной политике организации.

Резервы для малого бизнеса

Вопрос онлайн-консультации: Какие резервы должны создаватьс­я в обязательн­ом порядке при организаци­и бухгалтерс­кого учета, если компания является субъектом малого предприним­ательства?

Ответ юриста

Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 186н от 24 декабря 2010 в новой редакции изложен п. 70 Положения «По ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного приказом Министерства финансов России № 34н от 29.07.1998 (далее по тексту — Положение N 34н).

В соответствии с данным нормативным документом, начиная с 2011 года все юридические лица обязаны создавать резерв сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. При этом сомнительной признаётся дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Указанная норма является императивной и обязательной для всех субъектов предпринимательской деятельности.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Иными словами, организация обязана оценивать дебиторскую задолженность по каждому должнику.

Инвентаризация дебиторской задолженности проводится согласно правовым нормам, установленным в ст. 11 Федерального закона N 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), и Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации № 49 от 13.06.1995 г.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

Таким образом, все организации обязаны при возникновении сомнительной дебиторской задолженности создавать резервы сомнительных долгов на основании п. 70 Положения N 34н.

Также с 1 января 2011 года приказом Министерства Финансов РФ N 186н отменен п. 72 Положения N 34н, который наделял организации правом на создавание следующих резервов:

— на оплату отпусков работников;

— на выплату вознаграждения за выслугу лет;

— на выплату вознаграждений по итогам работы за год;

— на проведение ремонта основных средств;

— на производственные затраты по подготовительных сезонных работ;

— на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

— на предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;

— на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

— на покрытие иных предвиденных затрат а также другие цели, установленные действующим законодательством России.

Понятие «создание резерва» законодатель заменил понятием «оценочного обязательства». С 1 января 2011 года организации должны применять ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (далее — ПБУ 8/2010).

Пунктом 5 ПБУ 8/2010 предусмотрено, что оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

— у организации существует обязанность, которая является следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, и исполнения которой организация не может избежать;

— уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;

— величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

Кроме того, оценочное обязательство может возникнуть в том числе из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений и договоров (п. 4 ПБУ 8/2010).

Самыми распространенными оценочными обязательствами, являются:

— на оплату отпусков;

— на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

— на вознаграждения по итогам года;

— на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

— резерв на покрытие иных предвиденных затрат.

Необходимо отметить, что в силу п. 3 ПБУ 8/2010, субъекты малого предпринимательства имеют право на примененять данное ПБУ. Этим правом не обладают субъекты малого предпринимательства, являющиеся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированными некоммерческими организациями.

При этом информацию о неприменении данного ПБУ субъект малого предпринимательства обязан отразить в учетной политике организации.

Таким образом

Любая организация, в том числе являющаяся субъектом малого предпринимательства, обязана создать в своем бухгалтерском учете только один резерв — по сомнительным долгам, который является оценочным значением.

В настоящее время вместо «резервов» используются «оценочные обязательства».