Режимы управления охраной труда в ОАО РЖД

Первый означает, что состояние производственного травматизма штатное, второй – умеренно-опасное, третий – опасное. А последний будет вводиться только для линейных предприятий и означать, что ситуация с производственным травматизмом там сложилась неблагополучная. При этом руководитель любого уровня сам оценивает состояние безопасности труда во вверенном подразделении и, что важно, сам принимает решение о вводе режима управления без указания сверху.
«Изменения вызваны тем, что действующая система управления охраной труда излишне формализована, некоторые её функции и мероприятия дублируют друг друга», – пояснил заместитель начальника департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Павел Митрахович.
В новой стратегии безопасности труда критерии стали конкретнее. К примеру, штатное состояние означает, что текущий уровень производственного травматизма не превышает прошлогодний. Умеренно-опасное и опасное устанавливается отдельно для центральных, региональных дирекций и линейных предприятий. В первом случае поводом для изменения режима служит рост травматизма по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А во втором – смертельные травмы на производстве.
Разнится и время действия режимов. Усиленный вводится на две недели, а повышенный – на один месяц. Определён и список лиц, имеющих право вводить или менять режимы в зависимости от масштабов их применения. В целом в ОАО «РЖД» он вводится телеграфным указанием старшего вице-президента компании, отвечающего за охрану труда, в филиалах – их начальниками, а в линейных предприятиях – руководителями данных подразделений.
«Кроме того, разработан перечень мероприятий по охране труда для руководителей всех уровней, выполняемых в период проведения каждого режима», – пояснил Павел Митрахович.
Если же режим остаётся штатным, то работники сети руководствуются прежним стандартом СТО РЖД 15.002-2012. (Система управления охраной труда в ОАО «РЖД»). Он доказал свою эффективность. Строгое соблюдение всех положений этого документа позволило в 2013 году сохранить тенденцию снижения уровня производственного травматизма в компании. Введение режимов опасности не отменяет положений этого стандарта. Наоборот, руководитель должен будет их выполнять чаще – проводить совещания, отдавать распоряжения по всему спектру вопросов безопасности. Этот документ играет профилактическую роль, как и введение того или иного режима.
Идея введения степеней опасности появилась в августе этого года. Чуть позже началась работа над созданием матрицы функциональной ответственности должностных лиц. В ней прописана до мельчайших подробностей вся логистика действий работника при том или ином режиме.
«Работу над этим проектом мы завершили в установленный срок», – говорит Павел Митрахович.
Планируется, что в следующем году ведение режимов управления охраной труда автоматизируют, и данные будут отображаться в ЕК АСУТР.
В данный момент повышенный режим управления уже введён Дирекцией тяги – во всём филиале, а в эксплуатационных локомотивных депо Челябинск Южно-Уральской и Могоча Забайкальской дорог действует индивидуальный.
«Индивидуальный режим введён в связи с тем, что в сентябре нынешнего года в эксплуатационном депо Челябинск допущен несчастный случай со смертельным исходом с машинистом тепловоза. Он действует в период с 1 октября по 1 декабря», – сообщил начальник Южно-Уральской дирекции тяги Лев Высоковский.
По словам главного инженера локомотивного эксплуатационного депо Могоча Сергея Рыкова, индивидуальный режим здесь ввели после травматического случая со смертельным исходом. Машинист депо сошёл с локомотива в движении, попал под состав, получил тяжёлые травмы и скончался на следующий день.
В департаменте охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» рассчитывают, что новая система поможет если не всем, то большинству предприятий выйти на штатный режим и кардинально улучшить ситуацию с охраной труда.

Игнат Вьюгин
Справка «Гудка»
За девять месяцев этого года были травмированы 196 сотрудников, из них 25 – со смертельным исходом. По видам происшествий: 28% работников смертельно травмированы в результате наездов подвижного состава, 20% – поражения электротоком, 16% – смертельно травмированы в ДТП, 16% – из-за падения работников с движущегося подвижного состава и зажатия при попадании в негабарит, 12% – падения с высоты, 8% – в результате отравления угарным газом. Вместе с тем если сравнивать в девятью месяцами прошлого года количество всех травмированных на рабочем месте уменьшилось на 16%. Значительная доля травм происходит из-за неудовлетворительной организации и контроля за безопасным производством работ, нарушений работниками структурных подразделений трудовой, производственной и технологической дисциплины.