Риск ориентированная модель

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ

КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ

ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЪЕКТОВ НАДЗОРА

ПО ПОТЕНЦИАЛЬНОМУ РИСКУ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНОВЫХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МР 5.1.0116-17

(Аннотация)

Методические рекомендации МР 5.1.0116-17 «Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Классификация хозяйствующих субъектов, видов деятельности и объектов надзора по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий» (далее – Методические рекомендации) утверждены и введены в действие Роспотребнадзором 11 августа 2017 г. Введены впервые.

Методические рекомендации разработаны: ФБУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, ФБУН Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, ФБУЗ Информационно-методический центр, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю.

Методические рекомендации описывают единый порядок отнесения деятельности юридических лиц (далее – ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (далее – ИП) и (или) используемых ими производственных объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, к определенной категории риска причинения вреда здоровью граждан.

Отнесение деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска имеет целью повышение степени защищенности здоровья населения через концентрацию усилий органов надзора на объектах с потенциально высоким уровнем причинения вреда здоровью человека, дифференциацию периодичности, форм и объема лабораторного сопровождения планового контроля (надзора) соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

Критерии отнесения деятельности ЮЛ и ИП и (или) используемых ими производственных объектов к категориям риска учитывают тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения ЮЛ или ИП требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – обязательные требования), и вероятность несоблюдения ЮЛ и ИП обязательных требований с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки, складывающейся на территории.

При оценке вероятности несоблюдения ЮЛ и ИП обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов Роспотребнадзора информация о результатах ранее проведенных проверок ЮЛ или ИП.

Потенциальный риск причинения вреда здоровью определяется как сочетание вероятности, тяжести нарушения здоровья и масштаба воздействия, выражаемого через показатель численности населения, находящегося под воздействием.

Отнесение вида деятельности к определенной категории по критериям потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется на основании системного, в том числе экспертного, анализа многолетней статистической информации, данных федеральной и отраслевой статистической отчетности, федерального и регионального информационного фонда СГМ.

Установление потенциального риска причинения вреда здоровью базируется на принципах:

— потенциальный риск причинения вреда здоровью возникает в условиях вероятных нарушений объектом надзора требований, установленных законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и технического регулирования;

— нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и технического регулирования определяет вероятность ухудшения параметров среды обитания человека, безопасности товаров и услуг и связанную с этим вероятность нарушения здоровья населения, работающих, потребителей, находящихся под воздействием объекта надзора;

— оценка потенциального риска причинения вреда здоровью является процедурой объективной, прозрачной и основанной на материалах федеральной и отраслевой статистической отчетности и иных проверяемых данных;

— оценка потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется в отношении определенного вида деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов, при этом учитывается, что риск формируется всеми производственными объектами, на которых ЮЛ или ИП осуществляют данный вид деятельности;

— выполняется однократное присвоение деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов базовой категории риска (статическая система оценки уровней риска), которая может быть повышена по результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в течение последних 3 лет, и понижена по результатам последней проверки ЮЛ или ИП («динамическая модель» управления рисками);

— категория риска устанавливается для каждого вида деятельности, осуществляемого ЮЛ и ИП;

— отнесение деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к конкретной категории риска является основанием для установления периодичности плановых проверок, объемов и содержания надзорных мероприятий;

— порядок и критерии отнесения деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к категории риска причинения вреда здоровью являются единообразными для всех ЮЛ и ИП независимо от форм собственности;

— отнесение деятельности ЮЛ или ИП и (или) используемых ими производственных объектов к той или иной категории риска выполняется по результатам контрольно-надзорных мероприятий за период не менее чем 3 года.

Данные Методические рекомендации предназначены для использования федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, иными заинтересованными государственными органами, а также органами местного самоуправления, ЮЛ и ИП, чья деятельность подлежит федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору.

Положения данных Методических рекомендаций не распространяются на проведение внеплановых проверок, а также на расследования, исследования и оценку риска при чрезвычайных и/или аварийных ситуациях.

Риск-ориентированный подход, используемый российскими налоговыми органами для планирования контрольных мероприятий, содержит ряд недостатков, которые сокращают его эффективность в части стимулирования комплаенса. Стадии процесса оценки рисков находят отражение в различных правовых актах, не соединенных в какую-либо систему. Правовой механизм, созданный налоговыми органами на подзаконном уровне для оценки рисков, создает предпосылку для нарушения принципов законодательства о налогах и сборах. Этот дефект вызван отсутствием разграничения критериев риска, что порождает вмешательство контролирующих органов в хозяйственную деятельность подконтрольных лиц вне зависимости от соблюдения ими всех общеобязательных правил. Отсутствие требования соответствия контрольного мероприятия выявленному риску позволяет контролирующим органам без достаточного основания проводить обременительные для подконтрольных лиц проверки по всем налогам. Таким образом, правовая конструкция указанного подхода ориентирует правоприменительную практику налоговых органов на нарушение принципов нейтральности налогообложения и баланса частных и публичных интересов. На основе опыта налогового органа Соединенного Королевства (HMRC), который, как и российские налоговые органы, использует риск-ориентированный подход с 2007 г., автор выделяет основные направления развития данного подхода в России. Среди таких направлений, в частности, выделены: консолидация норм, регулирующих процесс применения риск-ориентированного подхода на всех стадиях, в единый нормативный правовой акт подзаконного уровня; устранение латентных критериев налогового риска и рамочное отражение в системе общедоступных критериев всех возможных факторов риска, выявляемых налоговым органом; создание гарантий, обеспечивающих защиту добросовестных лиц от проведения избыточных контрольных мероприятий.

Изменение подхода к оценке лифтов, а также решения по совершенствованию групп параметров оценки «Среда для маломобильных граждан», «Парковка», «Вредные воздействия и неблагоприятное соседство» приняты на четвертом zoom-совещании группы маркетологов застройщиков, созданной ЕРЗ.РФ, которое состоялось 22 октября.

Фото предоставлено компанией Брусника

Участники рассмотрели и утвердили значения параметров и их веса в группах оценки новостроек «Парковка», «Вредные воздействия и неблагоприятное соседство», а также рассмотрели поступившие предложения и итоги web-опроса по группам параметров «Лифты», «Среда для маломобильных граждан».

Фото предоставлено компанией Брусника

Напомним, что в группу «Парковка» на прошлом совещании были включены два новых параметра: «Количество бесплатных парковочных мест на 1 квартиру в пределах земельного участка» и «Количество машиномест в доме на 1 квартиру». Теперь принято решение, что пограничным значением для начисления баллов будет обеспеченность парковочными местами на уровне 0,5 места на 1 квартиру.

Парковка Значения Веса значений Разница значений
старые новые старые новые
1 Количество бесплатных общественных парковочных мест на 1 квартиру в шаговой доступности более 1 места 5 0,7 10 1,3
0,7—1 место 4 0,5
0,5—0,7 места 3 0,3
0,3—0,5 места 2 0,2
0,2—0,3 места 1 0,1
0,1—0,2 места 0 0
менее 0,1 места -5 -0,6
2 Количество платных общественных парковочных мест на 1 квартиру в шаговой доступности более 0,5 места 3 0,3 3 0,3
0,1—0,5 места 2 0,2
менее 0,1 места 1 0,1
нет 0 0
3 Количество бесплатных парковочных мест на 1 квартиру в пределах земельного участка более 0,5 места 2,5 2,5
менее 0,5 места 1
нет 0
4 Количество машиномест в доме на 1 квартиру более 0,5 места 1,5 1,5
менее 0,5 места 0,6
нет 0
5 Лифт в паркинг есть (24,0%) 1 0,3 1 0,3
нет (76,0%) 0 0
6 Зарядка для электромобилей есть (1,1%) 1 0,1 1 0,1
нет (98,9%) 0 0
сумма = 6

По группе «Вредные воздействия и неблагоприятное соседство» решено сохранить прежние значения каждого из параметров, однако существенно изменены веса каждого из значений. Влияние этой группы параметров с отрицательными баллами на итоговую оценку новостройки серьезно уменьшено.

Участники совещания рассмотрели результаты web-голосования по предложениям об изменении групп параметров «Лифты» и «Среда для маломобильных граждан».

Источник: ЕРЗ.РФ

Источник: ЕРЗ.РФ

Источник: ЕРЗ.РФ

Получило поддержку предложение о кардинальном изменении подхода к оценке качества лифтов.

Фото предоставлено компанией Брусника

Вместо примитивного разделения лифтов на отечественные/импортные и обычные/скоростные принято решение ввести три класса лифтов: эконом, комфорт, элит.

Фото предоставлено компанией Брусника

В ближайшее время будет сформирован каталог наиболее часто используемых моделей лифтов, каждой модели маркетологи застройщиков присвоят один их трех классов.

Фото предоставлено компанией Брусника

«Решение носит революционный характер. Придется постоянно актуализировать классы всех моделей лифтов. Принятое решение повысит объективность оценки потребительских качеств новостроек», — отметил руководитель портала ЕРЗ.РФ Кирилл Холопик (на фото).

По предложениям застройщиков поддержано введение дополнительной границы начисления баллов за грузоподъемность грузовых лифтов. Теперь баллы будут начисляться, начиная с 800 кг., повышенный балл за 1 150 кг.

Источник: ЕРЗ.РФ

Источник: ЕРЗ.РФ

Не получило поддержки маркетологов предложение о добавлении нового параметра «Два грузовых лифта» в каждом подъезде.

Фото предоставлено компанией Брусника

Почти поровну разделились голоса участников по вопросу о включении в оценку параметра «Дизайн кабин лифтов». Маркетологи решили поддержать это предложение, но не начислять по этому параметру большого количества баллов.

Источник: ЕРЗ.РФ

Источник: ЕРЗ.РФ

По группе «Среда для маломобильных граждан» получило поддержу предложение о включении в оценку новостроек параметра «Уклоны для съезда на коляске» со значениями «не более 5%» и «более 5%».

Фото: www.regnum.ru

При этом наличие подъемников, предназначенных для инвалидов-колясочников, будет приравниваться к уклону не более 5%.

Источник: ЕРЗ.РФ

Источник: ЕРЗ.РФ

Поддержано предложение о включении в группу «Среда для маломобильных граждан» двух новых параметров «Отсутствие бордюров при движении по дворовой территории» и «Разделение пешеходных и автомобильных потоков.

Фото предоставлено компанией Брусника

На следующем заседании группы маркетологов запланировано обсуждение предложений по изменению сразу пяти групп параметров. Поступившие предложение вынесены на web-голосование:

• транспортная доступность (web-голосование по );

• социальная инфраструктура (web-голосование по );

• безопасность (web-голосование по );

• входные группы (web-голосование по );

• подъезды (web-голосование по ).

Напомним, что группа маркетологов застройщиков является открытой. В ней объединено более 230 маркетологов, представляющих 126 застройщиков России. Кроме того, активное участие в обсуждении принимают приглашенные к работе эксперты — представители НОЗА, НОСТРОЙ, GMK, РГУД и MACRO. С полным составом группы можно ознакомиться по .

Любой маркетолог девелоперской компании может войти в ее состав, заполнив форму заявки.

Администратор группы Кристина Дю (+7 917 538-44-46; dyu@erzrf.ru).