Роль фундаментальных исследований в инновационной деятельности примеры

В Санкт-Петербурге приняты два основных документа, в которых сформулированы цели и задачи Правительства города в сфере инновационной политики:
«Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года», утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2014 № 355;
Государственная программа «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге», утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 495.
Генеральная цель Стратегии – обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан и повышение глобальной конкурентоспособности Санкт-Петербурга на основе реализации национальных приоритетов развития, обеспечения устойчивого экономического роста и использования результатов инновационно-технологической деятельности.
В целях реализации Стратегии в 2014 году разработана и принята Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в
Санкт-Петербурге», утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 495 (государственная программа). Основная цель государственной программы – содействие инновационно-технологическому развитию промышленности и повышению ее эффективности. Достижение поставленных задач при реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой, будет способствовать активизации инвестиционного процесса, стимулировать технологическое перевооружение производства и повышение конкурентоспособности промышленных предприятий. Модернизация производства позволит сократить технологическое отставание от зарубежных товаропроизводителей, обеспечит повышение инновационной активности предприятий.

С учетом поставленных задач госпрограмма включает три подпрограммы:
«Развитие промышленности Санкт-Петербурга»;
«Инновационное развитие Санкт-Петербурга»;
«Развитие сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Санкт-Петербурге».
Подпрограммой «Инновационное развитие Санкт-Петербурга» (далее – Подпрограмма), основной целью которой является развитие и эффективное использование инновационного потенциала Санкт-Петербурга, предусмотрена реализация мероприятий по направлениям:
− стимулирование субъектов инновационной деятельности Санкт-Петербурга к созданию и выпуску высокотехнологичной и конкурентоспособной инновационной продукции;
− защита прав интеллектуальной собственности;
− содействие развитию кластеров;
− содействие внедрению композиционных материалов, конструкций и изделий из них.

за счет привлечения ресурсов из различных источников, в том числе и за счет частных инвесторов, осуществляя при этом строгий контроль над использованием средств. Кроме всего прочего, это позволило бы повысить социальный статус работников образования и тем самым привлечь в эту сферу высококвалифицированные кадры. В-четвертых, необходимо создать принципиально новую инфраструктуру образовательных учреждений, которая позволила бы решить целый комплекс социально-экономических и организационно-экономических проблем в сфере образования. В-пятых, необходимо способствовать распространению эффективных образовательных технологий. В-шестых, необходимо создать эффективный механизм, соединяющий рынок труда и образование. Таким механизмом могли бы стать биржи образовательных услуг, которые обеспечивали бы предложение высококвалифицированных специалистов и осуществляли бы контроль над качеством «на входе и выходе». Это позволило бы удовлетворять меняющиеся потребности рынка труда в со-

ответствии с требованиями, предъявляемыми к квалификации работников. В-седьмых, необходимо способствовать демократизации и гуманизации российского образования. В-восьмых, опираясь на поддержку международных организаций, таких как ЮНЕСКО, Совет Европы, Европейский союз, которые играют значительную роль в развитии образования, необходимо создать условия для интеграции российского образования в мировую образовательную систему.

Известно, что уровень образования является важнейшим индикатором качества жизни населения. Высокий уровень образования обеспечивает возможность и создает условия для самореализации и творческого развития личности каждого гражданина страны. Поэтому реформы в сфере образования должны не разрушать интеллектуальный потенциал общества, а способствовать его укреплению и всемерному развитию, обеспечивая тем самым высокое качество жизни российского населения.

Литература

1. Послание Президента России о бюджетной политике в 2012-2014 годах. М1р://президент.рф/

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. «Инновационная Россия — 2020» 10.01.2011 http://inno.nsu.ru/

3. Рогов С. Россия должна стать научной сверхдержавой // Электронное издание «Наука и технологии России», 23.03.10.

4. Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей» http://www.unicef.ru/imgs/ 1одо.рпд

5. Министерство финансов РФ. Информационно-аналитический раздел. Бюджетная система. http://info.minfin.ru/fbdohod.php

7. Здоровье школьников // «АиФ Здоровье». — 2010. — №38 (16 сент.) http://www.aif.ru/health/article/37672

8. Важдаева Н. Невысшее образование // Итоги. — 2011. — № 50 (12 дек.) http://www.itogi.ru/

9. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник. — М., 1987.

10. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб. / Росстат. — М., 2010.

11. Статистический бюллетень 2010 года http://www.gks.ru/, www.stat.edu.ru

12. Политов В. Перспективы развития оборонно-промышленного комплекса России. (Интервью с депутатом Государственной Думы, председателем Комитета Государственной Думы по безопасности В. Васильевым). http://info@umpro.ru

13. http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/

О СОВРЕМЕННЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С УЧАСТИЕМ ВУЗОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ 2)

Е.Е. Досужева,

аспирант кафедры теории рынка Новосибирского государственного технического университета

О.Л. Лямзин,

доцент кафедры теории рынка Новосибирского государственного технического университета,

кандидат экономических наук oll@fb.nstu.ru

Во второй части статьи, посвященной основным тенденциям формирования и развития инновационных инфраструктур на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, авторами рассмотрены примеры формируемых в настоящее время инновационных инфраструктур вузов-победителей открытого конкурса по отбору проектов развития инновационной инфраструктуры. Также проведен анализ многоотраслевого характера научно-производственной интеграции в форме инновационной интегрированной структуры.

Ключевые слова: инновации, инновационная политика, научно-производственная интеграция, инновационная экономика.

УДК 334.758.6 ББК 65.292

В первой части статьи (Проблемы современной экономики, №1, 2012), посвященной основным тенденциям формирования и развития инновационных инфраструктур на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования

были приведены основные формы научно-производственной интеграции на базе вузов. Также авторами были рассмотрены примеры формируемых в настоящее время инновационных инфраструктур вузов-победителей открытого конкурса по отбору

проектов развития инновационной инфраструктуры. Рассмотрим еще несколько инновационных инфраструктур, формируемых вузами-победителями открытого конкурса по отбору проектов развития инновационной инфраструктуры, а также проанализируем многоотраслевой характер научно-производственной интеграции в форме инновационной интегрированной структуры. Томская и Новосибирская область являются членами Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) , которая была создана в 2010 г. в целях совместного продвижения экономических, инновационных, технологических проектов членов Ассоциации в органах государственной власти и институтах развития, что является показателем высокой инновационной активности этих регионов и подтверждается исследованием инновационного потенциала регионов С.Г. Алексеева . В Томской области одними из победителей открытого конкурса по поддержке развития инновационной инфраструктуры стали Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) и Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ), а в Новосибирской — Национальный исследовательский Новосибирский государственный университет (НГУ) и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новосибирский государственный технический университет (НГТУ).

ТГУ в рамках реализации программы «Развитие и совершенствование инновационной инфраструктуры Национального исследовательского Томского государственного университета» поставил перед собой следующие цели:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• улучшение научно-образовательной среды генерации инноваций и увеличение уровня инновационно-технологических компетенций студентов и сотрудников университета; совершенствование взаимодействия с предприятиями реального сектора экономики, эффективное подключение ТГУ к деятельности в рамках профильных технологических платформ;

• формирование и улучшение центров научно-технической информации, и реализация прогнозной деятельности по наиболее значимым направлениям деятельности университета в рамках профильных технологических платформ;

• содействие созданию хозяйственных обществ в рамках №217-ФЗ и помощь малому инновационному предпринимательству;

• вывод разработок ТГУ на глобальный рынок.

В ТПУ сформированы и функционируют следующие элементы инновационной инфраструктуры (рис.1):

• Управление инновационной и производственной деятельностью;

• Центр трансфера технологий;

• Студенческий технологический бизнес-инкубатор;

• Отдел правовой охраны РИД;

• Проектно-конструкторский институт; Центр опытного производства;

• ООО «Технологический инкубатор ТПУ»;

• 10 инновационных научно-образовательных центров;

• 20 центров коллективного пользования; Выставочный центр «Наука и образование в ТПУ: традиции и новации» .

Сформированная инновационная инфраструктура ТПУ (Рис. 2) обеспечивает воплощение в жизнь основных этапов инновационного процесса — поиск, отбор и доведение плодов интеллектуальной деятельности университета до наукоемкого коммерческого продукта.

В 2010 г. мероприятия Программы развития Новосибирского государственного университета были ориентированы на формирование научно-образовательной и инновационной инфраструктуры, развитие тематики научных изысканий и диверсификацию источников их финансирования, улучшение квалификации работников и улучшение организации управления университетом.

Главные трудности реализации Программы развития НИУ НГУ, как отмечается в Аналитической записке «О ходе реализации Программы развития ГОУ ВПО Новосибирский государственный университет» в 2010 году , связаны с переменой условий предоставления средств федерального бюджета. Установление налога на добавленную стоимость и налога на прибыль привели к тому, что наравне с 20% софинансировани-ем Программы понадобились вспомогательные внебюджетные средства на уплату налогов в объеме более 3% от суммы принятых бюджетных средств.

Вторая проблема сопряжена с расширением проблематики академических исследований, возникновением новых течений, которые не были намечены в Программе развития НГУ.

Для последующего развития процессов вовлечения молодых людей в фундаментальные и прикладные исследования

Рис. 1. Инновационная инфраструктура ТГУ

тпу. Институты, II и. факультеты, Центры

Конкурсы НИР и инновационных проектов студентов, аспирантов и молодых ученых

УИПД

СТБИ х

— формирование бизнес-команд;

— обучение;

— сопровождение.

Финансирование НИОКР и инновационных проектов студентов, аспирантов молодых ученых

£

Бизнес-команда

Кафедры, лаборатории РФФИ, ФЦП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программа УМНИК

проект инновационныи НИОКР проект

Программа УМНИК Фонда Бортника

ОЦП Администрации Томской области

ЦП

Администрации г. Томска

ФЦП Роснауки

МИП

Программа СТАРТ

Рис. 2. Формирование и комплексное сопровождение бизнес-команд, выполняющих инновационные проекты

желательно увеличение бюджетного набора в магистратуру, аспирантуру и докторантуру НГУ, в том числе и зарубежных студентов.

Из позитивных факторов следует обозначить активизацию работы профессорско-преподавательского состава почти всех факультетов университета в части исследования новых образовательных программ, научной и инновационной деятельности.

Схема инновационной платформы Новосибирского государственного университета для конвергенции образования, науки и бизнеса на базе классического университета, представленная директором Центра инновационного развития Новосибирского государственного университета С.М. Кобцевым выглядит следующим образом (Рис. 3):

Инновационная инфраструктура Новосибирского государственного технического университета в настоящее время включает в себя следующие элементы :

• Инновационно-технологический центр (ИТЦ), включающий патентную службу, группа маркетинга, центр бизнес-технологий, технологический бизнес-инкубатор, студенческий бизнес-инкубатор;

• Техноцентр (опытный завод);

• Центр социального предпринимательства;

• Информационно-правовой центр;

• Кабинет художественного конструирования (дизайн-центр);

• Фонд поддержки инновационных проектов;

• Независимый испытательный центр;

• Студенческие конструкторские бюро.

Также в рамках реализации поправок к положениям Федерального закона №83 «О бюджетных учреждениях» на базе НГТУ созданы малые инновационные предприятия.

Малые инновационные предприятия, сформированные на базе НГТУ, играют следующую роль:

• содействуют привлечению в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности университета;

• формируют позитивный имидж наукоемкого предпринимательства, обеспечивают учебные и рабочие места для студентов и выпускников университета;

• создают рыночную направленность научных исследований;

• раскрывают допуск к финансовым ресурсам для осуществления инновационных проектов;

• проявляют спонсорскую поддержку университету.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 августа 2011 года Новосибирский государственный технический университет с проектом «Развитие объектов инновационной инфраструктуры и подготовка кадров в сфере

инновационного предпринимательства в НГТУ» вошел в число победителей конкурса, который проводило Министерство образования и науки РФ . Согласно конкурсному протоколу, в 2011 году на осуществление программы НГТУ получит 50 млн руб., в течение следующего года — еще 40 млн руб. Софинанси-рование проекта университетом — 16 млн рублей. Планируемое распределение средств :

• организация новых составляющих инфраструктуры (нормативные документы и планы развития) — 2,7 млн руб.;

• обеспечение оборудованием и программным обеспечением звеньев инновационной инфраструктуры — 55,3 млн руб.;

• разработка и осуществление целевых образовательных программ — 15 млн руб.;

• патентные исследования и охрана итогов интеллектуальной деятельности — 2,3 млн руб.;

• стажировки сотрудников за границей — 6,2 млн руб.;

• экспертиза и консалтинг — 8,5 млн руб.

В целях развития инновационной инфраструктуры НГТУ в рамках программы «Развитие объектов инновационной инфраструктуры и подготовка кадров в сфере инновационного предпринимательства в НГТУ» планируется создать такие инновационные центры как:

• Центр научно-технической информации «Информационно-аналитический центр инновационного развития электроэнергетики», включая прогностическую лабораторию и группу поддержки участия в профильных технологических платформах, назначением которого является обеспечение инновационных подразделений НГТУ научно-технической информацией, анализом текущего состояния отрасли, прогнозами ее развития, результатами экспертизы инноваций, поддержка участия НГТУ в профильных технологических платформах;

• Центр научно-технической информации «Информационно-аналитический центр новых материалов и технологий в машино-, авиа- и приборостроении», включая прогностическую лабораторию и группу поддержки участия в профильных технологических платформах, предназначением которого является снабжение инновационных подразделений НГТУ научно-техническими данными, анализ состояния области, мониторинг ее формирования, экспертиза инноваций, содействие участию НГТУ в профильных технологических платформах;

• Центр научно-технической информации «Информационно-аналитический центр информационных технологий и цифровых систем», включая прогностическую лабораторию и группу поддержки участия в профильных технологических платформах, назначением которого считается предоставление инновационным подразделениям НГТУ научно-технических отчетов, мони-

Схема инновационной инфраструктуры

Рис. 3. Схема инновационной инфраструктурой НГУ

торинг ее становления, экспертиза инновации, поддержание роли НГТУ в технологических платформах;

• Центр научно-технической информации «Информационно-аналитический центр «Энергосберегающие электротехнологии»», включая прогностическую лабораторию и группу поддержки участия в профильных технологических платформах, назначение которого состоит в обеспечении инновационных отделов НГТУ научно-технической информацией, анализе ее развития, экспертизе инноваций, поддержании участия НГТУ в технологических платформах;

• Инжиниринговый центр «Цифровые системы», роль которого заключается во внедрении инновационных разработок, обеспечении аутсорсинга, оказании услуг инженерно-консультационного плана и выполнении работ исследовательского, проек-тно-конструкторского и расчетно-аналитического характера;

• Инжиниринговый центр «Энергосберегающие электротехнологии», миссия которого находится во внедрении инновационных разработок, предоставлении аутсорсинга и предложении услуг инженерно-консалтингового плана и выполнении работ исследовательского, проектно-конструкторского и расчетно-аналитического характера;

• Инжиниринговый центр «Энергоэффективная электромеханика и мехатроника», значение которого заключается во внедрении инновационных разработок, обеспечении аутсорсинга и предоставлении услуг инженерно-консультационного плана и совершении работ исследовательского, проектно-конструктор-ского и расчетно-аналитического плана;

• Инжиниринговый центр «Медицинские техника и изделия», обязанностями которого являются внедрение инновационных разработок, предоставление аутсорсинга и предложение услуг инженерно-консультационного плана и исполнение работ исследовательского и расчетно-аналитического характера;

• Инжиниринговый центр «Энергоэффективность и энергосбережение в линиях электропередач», функция которого заключается во внедрении инновационных разработок и предложении услуг инженерно-консалтингового типа и выполнении работ проектно-конструкторского и расчетно-аналитического плана;

• Центр инновационного консалтинга, который будет выполнять разработку системы организационных, правовых, эко-

номических механизмов обеспечения деятельности Центра инновационного консалтинга НГТУ;

• Центр коллективного пользования «Центр испытаний устройств контроля и управления режимами электроэнергетических систем» для оказания создаваемым хозяйственным обществам услуг по проведению необходимых прикладных исследований и испытаний опытных образцов;

• Центр демонстрации результатов интеллектуальной деятельности НГТУ, создаваемый в целях разработки системы организационных, правовых, экономических механизмов обеспечения деятельности Центра демонстрации результатов интеллектуальной деятельности НГТУ;

• Центр промышленного дизайна, который будет предоставлять услуги создаваемым хозяйственным обществам по проведению необходимых прикладных исследований и испытаний опытных образцов;

• Центр продвижения научно-технических разработок;

• Центр коллективного пользования «Экоаналитическая лаборатория», который будет оказывать услуги формируемым хозяйственным обществам по проведению требуемых прикладных исследований и проверок опытных образцов;

• Центр коллективного пользования «Центр оптических и лазерных технологий», который будет обслуживать образовываемые хозяйственные общества для проведения важных прикладных исследований и тестирования опытных образцов;

• Инжиниринговый центр «Промышленная аэродинамика».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рост количества компонентов инновационной инфраструктуры предусматривает формирование нормативной базы, составление программ развития и обеспечение оборудованием.

21 декабря 2011 года Новосибирский государственный технический университет вошел в список победителей конкурса Министерства образования и науки Российской Федерации по поддержке программ стратегического развития образовательных учреждений высшего профессионального образования с программой «Инженерные и научные кадры для инновационной экономики» .

Целью программы НГТУ является формирование научно-образовательного инновационного комплекса, который согласно приоритетам государственного развития обеспечит:

• постоянную многоуровневую подготовку высококвалифицированных специалистов и работников высшей квалификации новейшей формации, конкурентоспособных на глобальном уровне;

• создание инновационных компетенций у выпускников и специалистов;

• формирование и связь с областной инновационной сферой;

• исследование и коммерциализацию наукоемкой и инновационной продукции.

Для достижения установленной цели будут решаться следующие задачи:

• улучшение и формирование единой системы многоуровневой постоянной профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов для инновационной экономики;

• усовершенствование и формирование научно-исследовательского процесса; развитие и продвижение инновационной деятельности;

• модернизацию организационной структуры университета и повышение эффективности управления;

• формирование кадрового потенциала университета;

• совершенствование и развитие внутрироссийской и интернациональной мобильности;

• формирование и совершенствование учебной, академической и инновационной инфраструктуры;

• создание подходящих общественных условий для жизни и деятельности преподавателей, сотрудников и учащихся вуза.

В рамках реализации программы стратегического развития предусмотрены следующие мероприятия и проекты по развитию инновационной инфраструктуры НГТУ:

• объединение с региональной инновационной сферой в целях обеспечения интеграции инновационной инфраструктуры НГТУ с инновационной средой региона и организации на основе НГТУ регионального инженерно-технического инновационного центра;

• создание на основе НГТУ регионального инженерно-технического инновационного центра;

• дооборудование центра прототипирования опытно-экспериментального изготовления НГТУ высокопроизводительным научно-техническим оборудованием; организация подготовки учащихся, обучающихся в бакалавриате по направлениям ма-шино-, авиа- и приборостроения, учитывающим использование высокотехнологического оборудования;

• формирование инжинирингового центра «Энергоэффективная электромеханика и мехатроника»;

• оборудование студенческого конструкторского бюро «Ро-ботехника и искусственный интеллект»;

• формирование и усовершенствование объектов инновационной инфраструктуры, обеспечивающей внедрение интеллектуального продукта и трансфера новейших технологий.

По мнению В.Д. Марковой , невзирая на разнообразие механизмов научно-производственной интеграции, можно отметить два основных вида интеграции и в соответствии с этим две формы хозяйствования:

— внутренняя интеграция академической и образовательной деятельности университета, сопровождающаяся формированием управленческих (функциональных и матричных) структур управления;

— внешняя интеграция с фундаментальными и отраслевыми академическими организациями, с бизнесом, которая имеет возможность эволюционировать от простейших форм совместной деятельности к динамичному интерактивному сетевому партнерству.

В Российской Федерации проработана парадигма внешней интеграции основных отечественных вузов и академических учреждений, основу которой составляют базовые кафедры вузов, находящиеся и функционирующие в исследовательских институтах РАН. Однако в подавляющем большинстве отечественных университетов реализована парадигма внутренней интеграции академической и образовательной деятельности, ядро которой составляет управленческая структура координации научно-исследовательской деятельности, находящаяся в ведении проректора по научной работе. Исполняемые этой структурой функции различны, однако, как правило, они охватывают координационно-финансовое и научно-методическое сопровождение и услуги в сфере защиты интеллектуальной собственности. В последнее

время эти функции дополняются управлением инновационной деятельностью вуза.

Анализируя рассмотренные инновационные инфраструктуры, следует отметить, что одни вузы, такие как ТПУ, делают основной упор на развитие кадровой инфраструктуры через формирование учебных центров, студенческих бизнес-инкубаторов и проведение различных конкурсов НИР с целью отбора наиболее перспективных научно-исследовательских проектов и привлечения студентов, магистрантов и аспирантов к инновационной деятельности. Иные вузы, кроме развития кадровой инфраструктуры, также формируют производственно-технологические субъекты инфраструктуры. Так, ИрГТУ, НГТУ и ТГУ создают на своей базе малые инновационные предприятия, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий, другие вузы (КемГУ, НГУ) осуществляют сотрудничество с технопарками, сформированными на их основе. Помимо развития кадрового и производственно-технологического субъектов инновационной инфраструктуры некоторые вузы (ЮУрГУ, НГТУ, НГУ), обращают внимание также на развитие маркетинговой, информационной и/или консалтинговой инфраструктур путем организации информационных, статистических центров, центров научно-технической информации, патентных бюро, маркетинговых служб. Большинство из рассмотренных нами вузов направили свои усилия на формирование инновационной инфраструктуры только в рамках вуза, однако, ДВФУ избрал другой путь развития своей инфраструктуры — через кооперацию с организациями лесопромышленного комплекса, расширив, таким образом, собственную инфраструктуру путем строительства домостроительного комбината.

Несмотря на общий положительный эффект от инновационной деятельности в целом, формирование и развитие инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования сталкивается со многими трудностями, такими как:

• недостаточная разработанность законодательной базы в сфере научно-инновационной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• дефицит финансовых средств и слабая техническая и технологическая основа для выполнения НИОКР и создания функционирующих примеров наукоемкой продукции;

• недостаточное содействие формированию инновационной инфраструктуры вуза со стороны областной власти и органов местного самоуправления;

• слабая координация действий между наукой, образованием, бизнесом и властью в области;

• слабое взаимодействие с организациями реального сектора экономики в учебно-научно-инновационной деятельности.

В конце 2011 года Правительством России была утверждена «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» . Предполагается, что именно по этому сценарию будет проходить дальнейшее инновационное развитие страны. Модель национальной инновационной системы, предложенная в этой программе, заключает в себе организацию и управление взаимодействием между научно-образовательным сектором, малым бизнесом и монопольными структурами, и, по сути, является укрупненным видом многоотраслевых интегрированных инновационных структур, которые, как один из типов научно-производственной интеграции организаций, призваны обеспечивать полную реализацию всех этапов инновационного процесса. Научно-производственная интеграция в форме инновационной интегрированной структуры проявляет многоотраслевой характер. Он же, в свою очередь, имеет дуальную природу. С одной стороны многоотраслевой характер обусловлен объединением отраслей науки и индустрии, в котором отрасль науки проводит научно-исследовательскую деятельность по разработке нового продукта или улучшении качеств уже существующего, а индустриальная отрасль осуществляет его производство, либо внедрение. В XXI веке научно-производственная интеграция все чаще сводится к цепочке элементов «ВУЗ» — «НИИ» — «предприятие» , в отдельных случаях к ней добавляются такие элементы, как «школа» или «ССУЗ» , что зачастую продиктовано, прежде всего, необходимостью, по мнению разработчиков проекта данного вида научно-производственной интеграции, формирования непрерывного образовательного процесса. Элементы цепочки «ВУЗ — НИИ — предприятие» в свою очередь имеют свои субэлементы :

ВУЗы — «стандартные» и учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК); НИИ — академические учреждения и отраслевые НИИ и КБ; предприятия — крупные и малые инновационные. В этой цепочке ВУЗы и УНИК осуществляют подготовку специалистов, оказывают услуги консалтингового типа, а также занимаются научно-исследовательской деятельностью, академические учреждения выполняют фундаментальные исследования, в то время как отраслевые НИИ и КБ на основе фундаментальных исследований совершают прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. По окончании создания опытного образца конечного продукта малые инновационные предприятия проводят выпуск пробной партии продукта, затем, после успешного завершения предыдущей стадии, происходит массовый выпуск продукта крупными предприятиями.

Существует и другое проявление многоотраслевого характера научно-производственной интеграции. Каждый из элементов цепочки «ВУЗ — НИИ — предприятие» принадлежит одной

или нескольким отраслям. Например, ВУЗы могут подразделяться на технические, медицинские, гуманитарные, педагогические и классические университеты, предприятия — принадлежать аграрной, машиностроительной, горнодобывающей, строительной или химической экономической отрасли и так далее. Вследствие объединения элементов «ВУЗ», «НИИ», «предприятие», принадлежащих различным экономическим секторам, в единую интегрированную структуру, проявляется многоотраслевой характер интегрированной структуры. Инновационному развитию государства во многом также могут помочь советский опыт и зарубежные модели ведения инновационной политики. В целом реализация модели формирования национальной инновационной системы, безусловно, способна обеспечить прогрессивный рост глобальной конкурентоспособности путем перехода на новую инновационную базу, повышения благосостояния общества и социального уровня жизни и модернизацию экономики страны.

Литература

1. Алексеев С.Г. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов. // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 2 (30).

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации . URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/ (Дата обращения: 21.12.2011).

5. Лямзин О.Л., Титова В.А. Об основах взаимодействия участников многоотраслевых интегрированных структур на базе развития инноваций // Региональная экономика: теория и практика. — 2007 — №16. — С. 74-82.

8. Федеральный закон РФ от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Российская газета. -2010. — 12 мая.

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219, «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».

14. Ход реализации проекта по развитию объектов инновационной инфраструктуры и подготовке кадров в сфере инновационного предпринимательства. Тезисы сообщения проректора по научной работе А.Г. Вострецова // НГТУ-Информ. — № 13 (215). — 2011. — C 5-6.

15. Победители конкурса программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования 2012-2014. Официальный сайт конкурса на сайте ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ . URL: http://programs.extech.ru/docs/winners.php (Дата обращения 30.01.2012)

16. Маркова В.Д. Организация научно-исследовательской и инновационной деятельности в вузах // Стратегия развития предприятий на основе реализации инновационной политики: сб. науч. тр. / Под ред. В.В. Титова и В.Д. Маркова. — Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2009. — 340 с.

Государственная поддержка инновационной деятельности – это совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:

  • • программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;
  • • доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • • опережающее развитие инновационной инфраструктуры;
  • • публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационнотелекоммуникационной сети Интернет;
  • • приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;
  • • защита частных интересов и поощрение частной инициативы;
  • • приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования ииновациоиной деятельности;
  • • обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально- экономического развития Российской Федерации и субъектов РФ;
  • • целевой характер использования бюджетных средств па государственную поддержку инновационной деятельности.

Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться субъектами государственной поддержки, к которым относятся Российская Федерация, субъекты РФ, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а также соответствующие организации, через которые может осуществляться такая поддержка, либо способами, предусмотренными законодательством РФ и субъектов РФ.

Формы государственной поддержки могут быть в виде:

  • • предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;
  • • предоставления образовательных услуг;
  • • предоставления информационной поддержки;
  • • предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;
  • • формирования спроса на инновационную продукцию;
  • • финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);
  • • реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;
  • • поддержки экспорта;
  • • обеспечения инфраструктуры;
  • • в других формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Финансирование государственной поддержки инновационной деятельности осуществляется Российской Федерацией и субъектами РФ с учетом основных направлений государственной поддержки.

Меры государственной поддержки можно разделить на три группы.

  • 1. Финансовая и организационная поддержка деятельности научно-исследовательских и образовательных учреждений в проведении НИОКР и развитии соответствующей ресурсной базы:
    • • прямое финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ научных университетов, связанных с инновационной деятельностью;
    • • создание федеральных фондов;
    • • проведение политики, направленной на развитие и моральную поддержку инноваций и инновационной деятельности. Это субвенции (гранты) для малых и средних инновационных предприятий, осуществляемые Федеральным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программам «Старт», «Старт-Наука», «Темп», «Развитие», «Умник», «Пуск» и др. Это субвенции региональных и муниципальных органов власти, инвестиции некоторых технопарков. Также это льготные кредиты, компенсация части процентов по кредитам.
  • 2. Финансовая и организационная поддержка развития инновационной инфраструктуры:
    • • создание технопарков, инженерно-технологических центров, бизнес-инкубаторов. Наиболее известные технопарки и ИТЦ – это Технопарк «Зеленоград», Зеленоградский ИТЦ, ИТЦ Регионального фонда технологического развития Санкт-Петербурга, научный парк МГУ, ИПТ «Идея», технопарк в Москворечье, ИТЦ фонда «ТВН», ИТЦ «Инноваций ленинградских институтов и предприятий», Томский ИТЦ, Обнинский центр науки и технологий.
  • 3. Финансовая и прочая поддержка инновационных проектов, связанных с коммерциализацией результатов НИОКР:
    • • финансирование инновационных программ и проектов организаций, намеренных внедрять инновации в свое производство. Сюда, несомненно, стоит отнести правовой аспект: защиту и поддержку инноваторов, малого бизнеса, учреждение налоговых и кредитных льгот, поддержку кооперации между вузами и производственными предприятиями;
    • • финансирование бизнес-образования для начинающих технологических предпринимателей и руководителей предприятий. Примером этого могут служить образовательные программы факультета технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (MBA, магистерская программа, программы повышения квалификации в области технологического бизнеса);
    • • государственная поддержка финансового лизинга;
    • • поддержка малого и среднего предпринимательства, занимающихся производством и распределением нововведений.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, призванная ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определила цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза.

Стратегия задала долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.

Приоритетные направления стимулирования и поддержки инновационной деятельности включают:

  • • прямое организационное стимулирование крупных компаний государственного сектора, а также компаний, функционирующих в сфере естественных монополий, к формированию и реализации программ инновационного развития;
  • • предоставление на конкурсной основе малым, средним и крупным компаниям грантов по приоритетным направлениям их инновационной деятельности;
  • • поддержка развития внутрифирменной науки, в том числе за счет обеспечения доступа компаний к уникальному исследовательскому оборудованию, услугам по испытанию и сертификации принципиально новой продукции;
  • • совершенствование инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий;
  • • усиление инновационной направленности деятельности специализированных банков и финансовых институтов развития;
  • • совершенствование системы поддержки экспорта высокотехнологичной продукции (услуг);
  • • определение механизмов поддержки импорта отдельных передовых зарубежных технологий, которые характеризуются высоким потенциалом для распространения в экономике.

Постепенно государство будет сокращать степень своего прямого участия в экономике за счет расширения процессов приватизации. Для повышения эффективности управления будет продолжена практика предложения государством компаниям с государственным участием кандидатов для избрания независимых членов советов директоров. В то же время в период сохранения участия государства в управлении деятельностью отдельных крупных компаний будет обеспечена реализация последовательной политики государства, связанной с введением рекомендаций по разработке программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием и контроля со стороны государства как одного из собственников за их реализацией.

Указанные программы, как правило, будут формироваться на среднесрочный период (5–7 лет) с учетом государственных приоритетов научно-технологического развития и содержать оценку технологического уровня компании в сравнении с лучшими мировыми аналогами, а также мероприятия, направленные на разработку и внедрение новых технологий, продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, и на значительное улучшение основных показателей эффективности производственного процесса, включая:

  • • значительное повышение производительности труда (не менее 5 процентов ежегодно) до достижения среднеотраслевых значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний;
  • • существенную экономию энергетических ресурсов как в процессе производства, так и при эксплуатации производимой продукции;
  • • существенное удешевление себестоимости выпускаемой продукции (услуг) без ухудшения пользовательских характеристик и снижения экологичности;
  • • существенное улучшение потребительских качеств производимой продукции.

В части определения ориентиров по расходам компаний на исследовательские работы и модернизацию технологий для обеспечения должного уровня конкурентоспособности крупнейших отечественных компаний отношение объема финансирования ими научно-исследовательских и опытноконструкторских работ к выручке компаний должно в целом соответствовать аналогичным показателям крупнейших зарубежных компаний, работающих в аналогичных отраслях, с установлением определенного переходного периода (3–5 лет) для их достижения.

В результате разработки программ будет составлен прогноз создания новых (для отечественного и мирового рынка) технологий, продуктов и услуг на период до 10 лет.

Планируется предусмотреть меры по повышению открытости корпоративной системы, что будет способствовать созданию дополнительного спроса со стороны крупных компаний на исследования и разработки образовательных и научных организаций, а также привлечению малого инновационного бизнеса для достижения поставленных целей, участию в формировании технологических платформ и активизации внешнеэкономической деятельности.

Результаты проводимой политики позволили в 2011 г. повысить вложения компаний в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы более чем на 30 млрд руб. (более 60% по сравнению с 2010 г.) и позволят закрепить финансовые планы по увеличению расходов на инновации в программах компаний.

Оценка хода реализации программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием будет осуществляться Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям.

Предоставление на конкурсной основе грантов для софинансирования проектов по приоритетным направлениям инновационной деятельности предприятий должно обеспечить разделение рисков при переходе предприятий к более интенсивному осуществлению технологических и организационных инноваций, создать дополнительные стимулы для реализации более длительных инновационных проектов и расширения взаимодействия компаний с научными и научно-образовательными организациями.

Предоставление финансовой поддержки технологических инноваций предусматривается по следующим основным направлениям:

  • • проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработка и проектирование новых образцов инновационной промышленной продукции, а также финансирование услуг по патентованию и сертификации выпускаемой продукции;
  • • внедрение энергосберегающих технологий, приобретение патентов, лицензий и программного обеспечения, а также приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями;
  • • проведение технологического аудита, финансирование услуг технологического и инженерного консалтинга, инжиниринговых услуг.

Важнейшими институтами обеспечения поддержки инновационной деятельности предприятий, одновременно стимулирующими развитие негосударственного сектора исследований и разработок, должны стать федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития» и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

В целях налогового стимулирования компаний к финансированию исследований и разработок, приобретению современного оборудования планируется реализовать следующие меры:

  • • оптимизация механизма администрирования расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций с коэффициентом 1,5;
  • • оптимизация освобождения от налога на имущество энергоэффективного оборудования (по перечню и классам энергоэффективности).

Наряду со стимулированием инновационной деятельности существующих компаний важное место в реализации Стратегии отводится поддержке создания новых высокотехнологичных предприятий и их развития на ранних стадиях. Успешность мер в этом направлении принципиально зависит от общего улучшения условий для создания новых компаний, сокращения барьеров роста (от малого бизнеса к среднему), содействия динамичному расширению нового класса молодых, инновационно ориентированных предпринимателей и возможностей населения для реализации изобретательского потенциала.

В целях содействия появлению и развитию нового высокотехнологичного бизнеса предусматривается осуществление следующих мер:

  • • расширение масштабов финансовой поддержки на ранних стадиях инновационной деятельности, в том числе в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также деятельности фондов, в том числе венчурных, создаваемых для поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях;
  • • расширение механизмов поддержки деятельности частных инвесторов малых инновационных предприятий;
  • • формирование благоприятных условий для создания малых инновационных предприятий государственными научными и образовательными учреждениями;
  • • содействие процессам интеграции успешных недавно созданных инновационных компаний в мировой рынок высокотехнологичной продукции;
  • • усиление инновационной направленности программ по поддержке малого и среднего предпринимательства;
  • • расширение видов ресурсного обеспечения создания и деятельности новых инновационных компаний за счет развития инновационной инфраструктуры, включая бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий и федеральные центры коллективного пользования научным оборудованием;
  • • развитие системы поддержки изобретательства, создания и деятельности студенческих инновационных фирм.