Роспотребнадзор штрафы

Штрафы за отказ от вакцинации могут коснуться прежде всего некоторых групп риска, который связан с профессией. Об этом в субботу, 30 мая, рассказали в пресс-службе Роспотребнадзора.

«Штраф в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрен только для тех, кто обязан привиться по закону, а это профессиональные группы прежде всего», — заявили журналистам в ведомстве.

В списке работ, выполнение которых связано с высоким риском инфицирования и требует обязательных профилактических прививок, значится работа с кровью и биологическими жидкостями человека, работа по уходу за животными и пр.

В пресс-службе отметили, что привлечь к ответственности работников данных сфер можно только в том случае, если они выполняют свои профессиональные обязанности без необходимой вакцинации.

Ранее, в субботу, сообщалось, что в проекте нового КоАП для граждан из группы риска установлен штраф за отказ от медосмотров и прививок.

Согласно документу, наказание следует за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности, за отказ от определенных мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, от проведения медосмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Актуальная информация по ситуации с коронавирусом доступна на сайтах стопкоронавирус.рф и доступвсем.рф. Телефон горячей линии по вопросам коронавируса 8 (800) 2000-112. Кроме того, информация доступна по хештегу #МыВместе.

Олеся Александрова, консультант газеты «Собственное Дело»

Кто контролер

Специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей является Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики — Госпотребстандарт.

Права, которыми наделен этот орган, определены в статье 26 Закона № 1023, и главное место в перечне этих полномочий отведено проверкам предприятий сферы торговли, услуг и ресторанного хозяйства.

Представители органов Госпотребстандарта имеют право беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и другие помещения проверяемых предприятий (предпринимателей), обследовать их, а также брать образцы товаров для проверки качества.

Основания для проверки

Проверяющие из Госпотребстандарта в своей работе руководствуются прежде всего Порядком № 311, принятым во исполнение требований вышеупомянутого Закона № 1023.

Согласно подпункту 1.3 пункта 1 этого документа основаниями для проведения внеплановой проверки деятельности субъекта хозяйственной деятельности являются:

— заявление предпринимателя, поданное в орган по защите прав потребителей, с просьбой провести проверку по его желанию;

— выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности;

— необходимость провести проверку выполнения предпринимателем предписаний, распоряжений или других предписывающих документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановой проверки, органом по делам защиты прав потребителей;

— обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановая проверка в этом случае осуществляется при наличии согласия на ее проведение Госпотребстандарта Украины;

— неподача в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительной причины, а также письменных объяснений о причине, которая препятствовала предоставлению таких документов.

Когда проверяющие придут с внеплановой проверкой, в первую очередь попросите их предъявить документ, являющийся основанием для проверки.

Если он оформлен неправильно, вы имеете полное право не допустить контролеров на объект. Так, в пункте 1.5 Порядка № 311 четко указано, что хозяйствующий субъект во время проведения должностными лицами проверки имеет право не допускать к проведению проверки этих самых лиц в следующих случаях:

— проверка проводится с нарушением требований о периодичности проведения мероприятий государственного надзора (контроля), предусмотренных законом;

— должностное лицо не предоставило копии документов, предусмотренных Законом № 877, или если предоставленные документы не отвечают требованиям указанного документа;

— должностные лица не предъявили до начала проверки служебное удостоверение и направление на проверку;

— хозяйствующий субъект не получил уведомление о проведении плановой проверки.

Что проверяют

Работники Госпотребстандарта имеют право контролировать качество и безопасность продукции, которую вы продаете, а также соблюдения вами правил торговли и предоставления услуг. А вот контроль бухгалтерских и налоговых документов не их сфера деятельности.

Итак, для того чтобы проверка состоялась, во-первых, должна быть причина, например жалоба от покупателя. Во-вторых, проверяющие должны предоставить служебные удостоверения и направление на право проведения проверки конкретного субъекта.

Что должно быть указано в направлении на проверку:

— наименование органа по делам защиты прав потребителей, осуществляющего проверку;

— наименование субъекта хозяйствования и/или его отделения, фамилия, имя и отчество физического лица — предпринимателя, в отношении которых осуществляется проверка;

— местонахождение субъекта хозяйствования и/или его отделения, в отношении которого осуществляется проверка;

— номер и дата приказа, во исполнение которого осуществляется проверка;

— перечень должностных лиц, осуществляющих проверку, с указанием их должности, фамилии, имени и отчества;

— дата начала и дата окончания проверки;

— тип проверки (плановая или внеплановая);

— основания для осуществления проверки;

— предмет осуществления проверки (что конкретно будут проверять);

— информация о проведении предыдущей проверки (вид проверки и срок ее проведения).

Если хотя бы один из указанных выше пунктов в направлении не указан, можно смело не допускать контролеров к проверке.

Контрольная проверка

Обращаем ваше внимание еще на один вид проверки, который предусмотрен Порядком № 311. Речь идет о контрольных проверках правильности расчета с потребителями за предоставленные услуги и реализованные товары (далее — контрольная проверка). Процедура их проведения регламентирована Порядком № 215.

Контрольная проверка проводится в целях установления соответствия полученной продавцом платы за реализованный потребителю товар настоящей его стоимости, как правило, путем негласной контрольной закупки товара.

О контрольной проверке должностное лицо Госпотребстандарта должно объявить сразу после передачи продавцом товара и осуществления денежного расчета.

Контрольная проверка согласно пункту 8 Порядка № 215 проводится в следующей последовательности:

— вначале проверяют правильность заполнения расчетного документа (кассового чека, товарного чека и т. д.), подтверждающего факт продажи товара (предоставления услуги), денежного расчета;

— затем смотрят, правильно ли товар реализован покупателю. При этом особое внимание уделяется качественным характеристикам товара (сорт, компоненты, комплектация);

— после этого проверяющий обязательно обратит внимание на правильность применения продавцом цен для определения настоящей стоимости проданного товара (полученной услуги);

— наконец, контролеры из Госпотребстандарта сопоставят настоящую стоимость проданного товара с фактически полученной продавцом платой.

Акт

Для каждого вида проверок Госпотребстандарта приказом Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 27.11.2000 г. № 679 утверждена своя форма акта.

По результатам проверки соблюдения законодательства о защите прав потребителей проверяющие составят акт по форме № 1. Как правило, в таком акте указываются предписания предпринимателю, в соответствии с которыми проверяющие обязывают его устранить выявленные в ходе проверки нарушения и уведомить об этом органы Госпотребстандарта в письменном виде.

Если проверяющим понадобится взять образцы товара для проведения экспертизы, то оформляется акт по форме № 2. Подписывают такой акт как минимум три человека: проверяющий, продавец и лицо, в присутствии которого был произведен отбор образцов.

По результатам контрольной проверки составляется акт по форме № 3 в двух экземплярах. Подписывается он должностным лицом, проводившим контрольную проверку, а также продавцом (исполнителем) и представителем проверяемого предприятия (предпринимателя).

Если «принимающая сторона» не согласна с результатами контрольной проверки, предприниматель имеет право во время подписания акта в письменном виде оформить свое несогласие и дать соответствующие объяснения. В случае его отказа подписать акт проверяющий делает запись в акте о том, что продавец и предприниматель ознакомлены с содержанием акта и от его подписания отказались. В случае выявления недостатков на любом этапе контрольной проверки составляется промежуточный акт, который подписывается лицом, допустившим нарушения, а также предпринимателем.

Самые «популярные» нарушения

Напоследок рассмотрим самые «популярные» нарушения, которые «денно и нощно» обязаны пресекать блюстители прав потребителей.

В соответствии со статьей 21 Закона № 1023 права потребителя считаются нарушенными, если:

— нарушается право потребителя на свободу волеизъявления или выбора товара;

— нарушается принцип равенства сторон договора, участником которого является потребитель;

— ограничивается право потребителя на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о товаре;

— потребителю реализован опасный, фальсифицированный или некачественный товар;

— цена товара определена ненадлежащим образом (например, нечеткая информация на ценнике или стоимость товара указана без НДС и т. д.).

О штрафах

А теперь о том, что за все это будет. Ответственность субъектов хозяйственной деятельности, нарушивших требования законодательства о защите прав потребителей, предусмотрена статьей 23 Закона № 1023.

Вопрос о наложении штрафа рассматривается при участии предпринимателя. Постановление о наложении взысканий составляется в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры остаются в органах Госпотребстандарта, третий экземпляр в 3-дневный срок направляется предпринимателю.

Заключение, или Уголок в тему

Не забудьте позаботиться о таком необходимом для каждого розничного магазина атрибуте, как уголок покупателя. Чтобы не было претензий со стороны контролеров, его нужно оборудовать на видном и доступном для покупателей месте.

В уголке покупателя, как минимум, должны быть представлены:

— сведения о наименовании собственника или уполномоченного им органа;

— Книга отзывов и предложений;

— адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей.

Документы консультации

Закон № 877 — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Закон № 1023—Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Порядок № 311 — Порядок проведения проверок, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 25.10.2006 г. № 311.

Порядок № 215 —Порядок проведения контрольной проверки правильности расчета с потребителями за предоставленные услуги и реализованные товары, утвержденный постановлением КМУ от 02.04.94 г. № 215.

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 31.07.2020)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020)63) должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.27, 6.33, частью 8 статьи 13.15, статьями 14.4, 14.10, 14.15.2, 14.15.3, частью 2.2 статьи 14.16, частями 1 и 5 статьи 14.34, частью 3 статьи 14.43 (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), частью 5 статьи 14.46.2 (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), статьей 15.12 (за исключением нарушений при производстве и обращении лекарственных препаратов для медицинского применения), частью 1 статьи 18.17 (в части нарушения допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации), частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 19.33 (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) настоящего Кодекса;

Роспотребнадзор предлагает изменить Закон о защите прав потребителей, дополнив его положениями, защищающими покупателей от произвола продавцов в части навязывания ряда условий договора. Проект соответствующего закона размещен на портале проектов нормативных актов для общественного обсуждения.

Проект изменений в Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (опубликован под ID 02/04/09-20/00108592, далее — Закон) устанавливает запрет для продавца (равно как и для исполнителя договора, а также владельца агрегатора) отказывать потребителю в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом последнего предоставить персональные данные. Запрет будет актуален в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством РФ и не связано с совершением сделки по реализации товаров (работ, услуг).

В обоснование своей инициативы Роспотребнадзор сослался на то, что в последнее время все чаще отмечаются случаи недобросовестного поведения, в том числе выражающегося в принудительном или необоснованном сборе персональных данных потребителей.

Авторы проекта отмечают, что поправки, вносимые законопроектом, соответствуют Руководящим принципам ООН для защиты интересов потребителей (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 22.12.2015), которые в числе принципов добросовестной деловой практики называют защиту личной информации, а также п. 48 Рекомендаций Совета ОЭСР по защите прав потребителей в электронной торговле от 24.03.2016 № C(2016)13. В соответствии с тезисами вышеприведенных документов компании должны защищать конфиденциальность данных потребителя, гарантируя, что их практика в отношении сбора и использования потребительских данных является законной, прозрачной и справедливой.

Также, исходя из того, что потребитель является слабой стороной, Роспотребнадзор предлагает ввести в Закон перечень условий, ущемляющих его права, и, следовательно, недопустимых в договоре.

Необходимость такой «детализации» подтверждается статистикой: за последние семь лет так и не снизилось количество выявленных нарушений, связанных с включением в договоры с потребителями условий, ущемляющих их права. Если в 2010 г. было выявлено более 6600 таких нарушений, то в 2016 г. — уже более 8000.

При этом в договоры с потребителями, как показывает правоприменительная практика, продолжают включаться условия, которые неоднократно признавались в судах недопустимыми.

В первую очередь это касается одностороннего отказа от исполнения обязательства или одностороннего изменения условий обязательства хозяйствующим субъектом, например:

  • положения договоров, включающие право банка на одностороннее изменение, а также на односторонний отказ кредитором от исполнения договора, противоречат ст. 310 и 450 ГК РФ;

  • формулировка заявления, предусматривающая право банка отказать в акцепте оферты на заключение договора комплексного банковского обслуживания, на открытие вклада без объяснения причин, также не соответствует требованиям ГК РФ;

  • условие абонентского договора об оказании услуг связи, предусматривающее право хозяйствующего субъекта на одностороннее изменение условий договора, ущемляет права потребителя;

  • право отказать в посещении клуба любому лицу без объяснения причин является нарушением прав потребителей и норм действующего законодательства.

Нарушаются права потребителя и при ограничении свободы выбора территориальной подсудности споров. Кроме того, незаконны штрафные санкции за отказ потребителя от исполнения договора. Например, условие договора, определяющее, что в случае расторжения договора по инициативе потребителя предоплата не возвращается, не соответствует положению ст. 32 Закона о защите прав потребителей и нарушает его право (см., например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 по делу № А33-14838/2015).

Всего в законопроекте перечислены 14 типов условий, нарушающих права потребителей.

Кроме того, односторонний отказ от исполнения обязательств по заключенному договору по причине неисполнения потребителем недопустимых условий договора, ущемляющих его права, не допускается.

Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их права и обязанности органов, а также меры по защите прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Положения данного закона не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через границу Российской Федерации.

Организация и проведение плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании сводных ежегодных планов, сформированных Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3 лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения, направляя копию распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о начале проведения плановой проверки или иным способом.

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, выполнение предписаний органов контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности предпринимателя причинен вред (или есть такая угроза) жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также, если нарушаются права потребителя, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Внеплановую проверку также требуется согласовать с прокуратурой, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, в этом случае прокуратура уведомляется о проведенном мероприятии в течение суток.

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Документарная проверка

Предметом являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, исполнением предписаний и постановлений органов контроля.

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем установленных требований, органы контроля запрашивают у юридического лица, индивидуального предпринимателя иные необходимые документы.

При проведении документарной проверки орган контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки.

Выездная проверка

Предметом являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению установленных требований.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

б) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя установленным требованиям.

Срок проведения проверки

Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий — не более чем на 15 часов.

Нормативными правовыми актами, регулирующими проведение надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей являются:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».

Информация о порядке исполнения государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей

Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров», утв. Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 №764