Сервитут для строительства газопровода

Научные доклады и сообщения

СЕРВИТУТЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГАЗОПРОВОДОВ

ЛАЛЕТИНА Алла Сергеевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и трудового права Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). E-mail: mos-ssp@mail.ru

Краткая аннотация: в данной статье анализируются вопросы обременения сервитутами земельных участков, занятых газопроводами. Автор рассматривает субъектный состав серви-тутных правоотношений со стороны лица, в чью пользу устанавливается сервитут, и лица, земельный участок которого обременяется сервитутом. Особое внимание уделено проблеме исключения из объектов сервитутных правоотношений движимого имущества.

Ключевые слова: сервитут; газопровод; публичный сервитут; недвижимое имущество; земельные участки; собственники; арендаторы; подземный газопровод.

Servitude; gas pipeline; public servitude; real property; land parcels; landlords; tenants; subsoil pipeline.

В процессе строительства и эксплуатации газопровода возникает необходимость использования земельных участков или иных природных объектов при прокладке газопровода под землей или под водой.

Большая протяженность газопроводов вкупе с такими факторами, как провозглашенное в ч. 2 ст. 8 и ч. 2 ст. 9 Конституции РФ 1993 г., п. 1 ст. 212, п. 1 ст. 216 ГК РФ многообразие форм собственности и иных вещных прав на землю, и на иные природные объекты, обусловило возникновение проблемы урегулирования отношений владельцев (балансодержателей) газопроводов с обладателями прав на земельные участки.

Земельный участок, постоянно занимаемый газопроводом, равен ширине отвода земли охранной зоны трубопровода (п. 4.1.-5.14 «Правил охраны магистральных трубопроводов»1), помноженной на длину газопровода. Очевидно, что при строительстве газопроводов возникают конфликты между интересами обла-

1 Утверждены Минтопэнерго РФ 29 апреля 1992 г. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22 апреля 1992 г. № 9) (с изм. от 23 ноября 1994 г.) // Опубликован в СПС «Консультант-плюс».

дателей прав на земельные участки и обладателей прав на газопровод. Кроме того, строительство и ремонт газопровода требует большего пространства, нежели собственно его эксплуатация, в связи с чем приобретение земельного участка, занятого газопроводом, в собственность нецелесообразно.

Безусловно, общая норма, закрепляющая приоритет государственной собственности на землю (п. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой земля, не находящаяся в частной или муниципальной собственности, автоматически является государственной) и ряд исключений из конституционного принципа многообразия и равноправия всех форм собственности, содержащихся в положениях федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, обусловили то, что более 90% земель на территории РФ принадлежат государству и муниципальным образованиям2, что вроде бы должно упростить согласование размещения газопровода.

Однако под термином государство понимается не только Российская Федерация, но также и ее субъекты. Таким образом, при планировании размещения газопровода необходимо учитывать не только ландшафт местности, но и территорию, через которую пройдет будущий газопровод.

Кроме того, следует иметь в виду, что строящийся газопровод будет проходить через земельные участки, находящиеся не только в различных формах собственности, но и относящиеся к различным категориям в зависимости от целевого назначения.

По состоянию на 1 января 2010 г. земли промышленности и иного специального назначения составляют лишь 1% земельного фонда России.

Одной из форм правового оформления отношений владельца газопровода и обладателя прав на земельный участок является сервитут. Нельзя сказать, что данный институт российского законодательства свободен от проблем. Причем речь идет о проблемах как концептуального, так и сугубо практического характера.

Положения действующего законодательства далеко не идеальны для использования соглашения о сервитутах в качестве инструмента воздействия на отношения лиц, осуществляющих строительство газопровода и собственников земельных участков.

Основными инструментами правового воздействия на общественные отношения, возникающие в связи со строительством и эксплуатацией газопроводов, являются Гражданский кодекс РФ и Земельный кодекс РФ. Отдельные упоминания о сервитуте содержатся в Лесном кодексе РФ.

Неопределенность содержится уже в первичной легальной классификации сервиту-тов — разделения их на частный и публичный. Если частный сервитут получил «прописку» в действующем законодательстве с момента вступления в силу части первой ГК РФ, то публичный сервитут — только с вступления в силу Земельного кодекса РФ. Рассредоточение норм, регулирующих единые отношения, не могло не привести к противоречиям. Законодатель, в целях избежания проблем, возникаю-

щих в сфере иерархии норм гражданского и земельного законодательства, разграничил правовое регулирование публичного и частного сервитута, указав в п. 1 ст. 23 ЗК РФ на то, что частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Своего рода locus comunis1 в российской юридической литературе стало то, что основное отличие публичного сервитута от частного состоит в фигуре лица, в пользу которого установлен сервитут: если частный сервитут устанавливается в пользу определенного лица — обладателя права на недвижимую вещь, то публичный -в пользу неопределенного круга лиц.

По логике вещей, для размещения газопровода возможно обременение земельных участков как публичным, так и частным сервитутом — социальная значимость газопроводов достаточно велика.

Однако п. 3 ст. 23 ЗК РФ вводит закрытый перечень оснований2 возникновения публичного сервитута, включающий, правда, ремонт трубопровода (п/п. 2 данного пункта), что теоретически решает упомянутую выше проблему использования дополнительных площадей земельного участка под ремонт газопровода.

Таким образом, при строительстве газопровода возможно возникновение лишь частного сервитута, юридическим основанием которого являются «нужды собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута» (абз. 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ). В этом году ВАС РФ вынес определение, которое может помешать использованию сервитута в качестве альтернативы аренды земельного участка или приобретения его по договору купли-продажи.

В своем Определении от 13 января 2011 г. № ВАС-13577/10 ВАС РФ отказал истцу в установлении частного сервитута на часть железнодорожного пути ответчика, поскольку, по мнению суда, отношения между владельцами путей необщего пользования, связанные с получением доступа к путям общего пользования, не могут возникать посредством установления вещ-

1 Общим местом (лат.).

2 В данной статье «основание» употребляется не в качестве синонима юридически значимого документа, а в качестве синонима юридического факта.

ного права (сервитута) владельца одного из таких путей на путь, принадлежащий другому владельцу, поскольку действующее законодательство регулирует эти отношения как обязательственные, возникающие из договора между владельцами железнодорожных путей.

Таким образом, истец может реализовать свое право проезда через железнодорожный путь, принадлежащий ответчику, путем заключения договора1. По мнению суда, истец избрал неверный способ защиты права, поскольку должен был обращаться в суд с понуждением о заключении договора.

Физическая возможность прокладки трубопровода в другом месте также рассматривается судами как основание для вывода о возможности обеспечения нужд собственника имущества без установления сервитута. Говоря конкретнее, если для того, чтобы проложить газопровод в обход земельного участка понадобится обогнуть его по периметру (что совершенно точно увеличит затраты на строительство), суды отказывают в установлении сервитута на основании того, что это возможно в принципе2.

Как верно отмечают М.В. Бочаров и Д.В. Королев, «…если держаться той точки зрения, что закон объявляет основанием установления сервитута только физическую невозможность иного размещения линейного объекта, то в таком случае нужно признать, что сервитуты вообще не должны появляться в российской правовой действительности».

Достаточно серьезной проблемой является субъектный состав сервитутных правоотношений. В соответствии с положениями ст. 274-277 ГК РФ лицом, требующим установления сервитута, и лицом, в пользу которого может быть установлен сервитут, является исключительно собственник недвижимого имущества. В случае со строительством газопровода реализация данного положения законодательства в отношении лица, требующего установления сервитута для размещения газопровода,

2 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 июня 2010 г. № А56-30672/2009.

причинит определенные неудобства — зачастую газопроводы передаются их фактическим владельцам «на баланс», что, судя по контексту употребления данного словосочетания в нормативных актах, не является передачей в собственность3. Кроме того, Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»4 предоставляет возможность нахождения газопроводов на ином законном праве, нежели право собственности, что, надо отметить, активно используется на практике.

И, нако

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.