Северный районный коэффициент

В ближайшее время мы планируем зарегистрировать обособленное подразделение для осуществления строительных и строительно-ремонтных работ в Тюменской области (г. Тобольск). В связи с этим хотелось бы прояснить несколько вопросов, связанных с оформлением сотрудников на работу: 1) Является ли городской округ Тобольск Тюменской области, территорией отнесённой к районам Крайнего Севера или приравненной к ним местностью? 2) Какие надбавки и доплаты положены тем, кто работает в Тобольске Тюменской области? Как они исчисляются? Каков районный коэффициент, установленный для Тобольска? 3) Положен ли дополнительный отпуск работникам в Тобольска? 4) Есть ли какие-то дополнительные особенности, связанные непосредственно с оформлением на работу сотрудников в Тобольске Тюменской области? Если есть, то какие?

1. Нет, не относится к районам Крайнего Севера или приравненной к ним местностям.

2. Применяется районный коэффициент 1,15. Работодатель должен начислять уральский коэффициент на заработную плату, а не только на оклад, который составляет часть заработной платы.

3. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Если Ваша организация отнесена к категории, которым предоставляется дополнительный отпуск, то положен. Кроме того, дополнительный отпуск может быть предусмотрен локальным нормативным актом работодателя.

4. Прием на работу производится согласно требованиям ТК РФ. Иных дополнительный особенностей или требований при трудоустройстве в г. Тобольске нет.

Правовое обоснование:

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) включает в себя вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Частью 1 статьи 423 ТК РФ определено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.

Начисление и выплата районного коэффициента предусмотрено Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения».

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК РФ).

В соответствии со ст. 65 ТК РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию;

справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, которая выдана в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», ноябрь 2017 г.

РАЙОННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ К ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ
в Хабаровском крае

Районный коэффициент к заработной плате — показатель увеличения размера заработной платы в зависимости от месторасположения предприятия. Доплата начисляется на зарплату без учета вознаграждения за выслугу лет, надбавок за работу в районах Крайнего Севера и в приравненных к нему местностях, а также персональных надбавок и единовременных выплат.

В соответствии со статьей 10 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.

Письмо ПФР от 09.06.2003 N 25-23/5995 «О районных коэффициентах, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке»

Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент

Размер коэффициента

Хабаровский край

Охотский район;

1,60

Аяно-Майский, Ванинский, Верхнебуреинский (севернее 51 град. северной широты), им. П.Осипенко, Николаевский, Советско-Гаванский, Солнечный (Амгуньская и Дукинская сельские администрации), Тугуро-Чумиканский, Ульчский районы, города Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань и подчиненные его администрации населенные пункты;

1,40

Амурский (пгт Эльбан и подчиненные его администрации населенные пункты, Ачанская, Вознесенская, Джуенская, Омминская, Падалинская сельские администрации), Верхнебурейнский (южнее 51 град. северной широты), Комсомольский, Солнечный (за исключением Амгуньской и Дукинской сельских администраций) районы, города Амурск, Комсомольск-на-Амуре;

1,20

Заработная плата лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края и являющимся работниками организаций, финансируемых за счет средств краевого бюджета, а также пособия, стипендии и компенсации за счет средств краевого бюджета лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края, выплачиваются с учетом районного коэффициента, установленного Правительством Российской Федерации.
Правительство края вправе установить более высокие размеры районных коэффициентов для организаций, финансируемых за счет средств краевого бюджета, а также предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого органами местного самоуправления для организаций, финансируемых за счет средств местных бюджетов.
Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края и являющимся работниками организаций, финансируемых за счет средств краевого бюджета, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях в соответствии с федеральным законодательством. (Закон Хабаровского края от 26.01.2005 N 255 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изменениями на 26 июля 2005 года)

О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия см. Постановление Минтруда России от 16.05.1994 N 37.

В соответствии с Законом Хабаровского края от 29.06.2005 N 280 «О государственной гражданской службе Хабаровского края» (с изменениями на 30 июня 2010 года)

К денежному содержанию гражданского служащего выплачивается районный коэффициент в следующих размерах:

Районы, где к денежному содержанию гражданского служащего выплачивается районный коэффициент

Размер коэффициента

в районах Крайнего Севера:

Охотский район

1,7

Аяно-Майский район

1,5

в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (Тугуро-Чумиканский район, Николаевский район, район имени Полины Осипенко, город Комсомольск-на-Амуре, Комсомольский район, Советско-Гаванский район, Ванинский район, Солнечный район, Амурский район, Верхнебуреинский район, Ульчский район)

1,5

в южных районах Дальнего Востока (город Хабаровск, Хабаровский район, Бикинский район, Вяземский район, район имени Лазо, Нанайский район)

1,3

Решением Хабаровского краевого совета народных депутатов от 18.07.1991 N 154 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» установлены предельные районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих по городам и районам края

Наименование районов, городов

Установленный районный коэффициент

Охотский район

1,7

Аяно-Майский район

1,5

Тугуро-Чумиканский район

1,5

Николаевский район

1,5

Район имени Полины Осипенко

1,5

Город Комсомольск-на-Амуре

1,5

Комсомольский район

1,5

Советско-Гаванский район

1,5

Ванинский район

1,5

Солнечный район

1,5

Амурский район

1,5

Верхнебуреинский район

1,5

Ульчский район

1,5

Город Хабаровск

1,3

Хабаровский район

1,3

Бикинский район

1,3

Вяземский район

1,3

Район имени Лазо

1,3

Нанайский район

1,3

Постановлением Госкомтруда СССР от 04.09.1964 N 380/П-18 установлены районные коэффициенты к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера:

Районы

Размер коэффициента

Охотский сельский район Хабаровского края

1,60

Хабаровский край — сельские районы: Аяно-Майский, Верхнебуреинский (севернее 51° северной широты), Тугуро-Чумиканский; промышленные районы: имени Полины Осипенко и Ульчский; города: Николаевск-на-Амуре и Советская Гавань с территориями, находящимися в административном подчинении их горсоветов;

1,40

Верхнебуреинский сельский район (южнее 51° с.ш.)

1,20

В районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней. (Статья 14 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).
Статья 33 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусматривает компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, статья 34 компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно, статья 35 гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом.

Законом Хабаровского края от 26.01.2005 N 255 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливаются гарантии и компенсации для граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Хабаровского края, (компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (статья 3), гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом (статья 4)).

Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 01.07.2005 N 107 «Об установлении гарантий и компенсаций для лиц, работающих в учреждениях, финансируемых из местного бюджета, и проживающих в пределах территории города Комсомольска-на-Амуре».
Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 24.11.2005 N 90-па «Об установлении районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в учреждениях, финансируемых из местного бюджета на оплату труда».

VadimVasenin / .com

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов. Это правило закреплено в п. 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375 (письмо ФСС России от 17 декабря 2018 г. № 02-11-03/17-02-468ОП).

Специалисты ФСС России последовательно трактуют эту норму таким образом, что районный коэффициент применяется не к МРОТ, а к уже исчисленному из МРОТ размеру пособия. То есть фактический средний дневной заработок сравнивается со средним дневным заработком, исчисленным из МРОТ, без его увеличения на районный коэффициент. Если первое значение оказывается меньше второго, пособие исчисляется из МРОТ. И тогда конечный результат умножается на районный коэффициент. Иначе пособие исчисляется из фактического заработка, в котором районный коэффициент уже учтен.

Не изменил Фонд указанному подходу и в своих разъяснениях, приведенных в письме от 17 декабря 2018 года. Как указали специалисты ФСС России, только в случае, если пособие было рассчитано из МРОТ, на исчисленный размер пособия должен быть начислен районный коэффициент, так как в остальных случаях районный коэффициент уже учтен в фактическом заработке расчетного периода. Таким образом, сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок. Для исчисления пособия из этих двух величин необходимо выбрать большую. Увеличение рассчитанного из МРОТ среднего дневного заработка на районный коэффициент на этапе его сравнения с фактическим средним заработком застрахованного лица, исчисленным за расчетный период, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Исчерпывается ли перечень местностей с особыми климатическими условиями районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями? Узнайте ответ в «Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

С данным выводом, в свою очередь, из раза в раз не соглашаются судьи. Так, еще в 2014 году Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что районный коэффициент подлежит применению на первом этапе исчисления пособия – исчислении среднего дневного заработка (определение ВАС РФ от 26 мая 2014 г. № ВАС-5881/14). То есть фактический средний дневной заработок работника надлежит сравнивать с заработком, исчисленным из МРОТ, уже после применения к нему районного коэффициента. С данным определением в Фонде, безусловно, знакомы и даже упоминают в рассматриваемом письме, отмечая однако, что оно «принято в отношении конкретных лиц, и его действие не распространяется на других граждан и организации».

Действительно, в России нет прецедентного права и отдельное решение суда, пускай даже высшего, формально ни к чему не обязывает правоприменителей, не являвшихся участниками спора. Вместе с тем сформулированный в определении № ВАС-5881/14 подход слишком широко представлен в судебной практике, чтобы от него можно было так просто отмахнуться. Вслед за ВАС РФ к аналогичным выводам приходил и Верховный Суд Российской Федерации (определение ВС РФ от 3 февраля 2017 г. № 304-КГ17-15715 ,определение ВС РФ от 27 марта 2015 г. № 302-КГ15-1324). А уж привести таких примеров из практики судов нижестоящих инстанций можно десятки – Фонд неизменно проигрывает подобного рода споры. Тем не менее, как видно, менять свою точку зрения ФСС России не намерен.

Мы же со своей стороны отметим, что позиция судов представляется нам гораздо более справедливой. Лучше всего проиллюстрировать это на примере.

Возьмем двух работников, каждый из которых проболел по 15 дней в январе 2019 года. Они работали в местности, где установлен районный коэффициент 1,5. МРОТ в указанный период равнялся 11 280 руб. Пособие им обоим положено за весь период в размере 100% среднего заработка.

Фактический заработок первого работника за расчетный период (2017-2018 годы) с учетом районного коэффициента составил 280 тыс. руб. Значит, фактический средний дневной заработок составит 280 000 руб. : 730 = 383,56 руб. Минимальный средний дневной заработок равен 11 280 руб. х 24 : 730 = 370,85 руб. Если следовать логике ФСС России, то мы должны сравнить именно эти две цифры. Поскольку фактический средний дневной заработок оказывается больше, то и участвовать в дальнейших расчетах должен он. Следовательно, размер пособия составит: 383,56 руб. х 100% х 15 к. д. = 5753,4 руб.

У второго же работника фактический заработок за расчетный период составил 250 тыс. руб. То есть фактический средний дневной заработок равен 250 тыс. руб. : 730 = 342,47 руб. Это меньше минимального среднего дневного заработка, а значит в дальнейших расчетах участвует именно минимальный средний дневной заработок (370,85 руб). И уже к исчисленному исходя из этой суммы пособию применяется районный коэффициент: 370,85 руб. х 100% х 15 к. д. х 1,5 = 8344,13 руб.

Как видно, сумма пособия для второго работника оказалась значительно больше, хотя его заработок в расчетном периоде был меньше, а все прочие условия были равны.

Если же придерживаться позиции арбитражных судов, то фактический средний дневной заработок обоих работников необходимо было бы сравнить с исчисленным из МРОТ минимальным средним дневным заработком, увеличенным на размер районного коэффициента. То есть со следующей величиной: 11 280 руб. х 1,5 х 24 : 730 = 556,27 руб. Поскольку фактический средний дневной заработок обоих работников оказывается меньше данной суммы, то в дальнейших расчетах для обоих работников используется именно сумма минимального среднего дневного заработка и оба работника получат одинаковое пособие в размере: 556,27 руб. х 100% х 15 к. д. = 8344,05 руб.

При оформлении сотрудника на новом месте работы между работодателем и работником устанавливается определенная схема оплаты труда, обязательной частью которой в львиной доле случаев является должностной оклад.

Как включить информацию о должностном окладе в штатное расписание?

О том, для чего нужен должностной оклад, по какому принципу он рассчитывается и можно ли его изменить, мы сегодня и поговорим.

Коэффициенты для исчисления должностных окладов

Согласно трудовому законодательству должностным окладом является фиксированная сумма оплаты трудовой деятельности за исполнение собственных должностных обязанностей. Должностной оклад не может включать в себя социальные, стимулирующие или компенсационные выплаты.

Трудовой Кодекс РФ определяет базовый должностной оклад как ставку заработной платы работника государственной или муниципальной организации, осуществляющего профессиональную деятельность рабочего или служащего без учета дополнительных выплат.

Таким образом, минимальный размер заработной платы, установленный на уровне государства, положен в основу установления размеров должностных окладов сотрудников.

Оклад любого работника напрямую зависит от множества факторов, среди которых:

  • рабочая нагрузка;
  • профильное образование;
  • квалификация;
  • стаж работы.

Внимание! Должностной оклад – это фиксированная сумма оплаты труда, устанавливаемая в зависимости от занимаемой сотрудником должности, квалификации, профильного образования и стажа работы на данном предприятии.

Размер оплаты трудовой деятельности служащих устанавливается с опорой на схемы должностных окладов, которые разрабатываются на уровне организации или целой отрасли:

  1. Отраслевые схемы используются для определения окладов сотрудников организаций, финансируемых из бюджетных источников.
  2. Схемы окладов, утвержденные на уровне фирм, финансируемых за счет собственных средств, принимают форму штатного расписания с указанием номенклатуры должностей специалистов и соответствующими размерами окладов.

В схемах должностных окладов обеих групп может указываться диапазон размера заработной платы, именуемый «вилкой» окладов.

Установление минимальной и максимальной планки оплаты труда позволяет определять размеры окладов сотрудников в индивидуальном порядке, опираясь на их квалификацию, опыт работы, объем выполняемых работ и деловые качества.

Уровень профессионализма и специалистов, и рабочих определяется с помощью градации на категории, благодаря чему осуществляется дифференциация окладов сотрудников. Большинству организаций характерна трехступенчатая градация.

Согласно трудовому законодательству, положение об оплате труда может предусматривать установление персонального повышающего коэффициента:

  • по занимаемой должности;
  • за выслугу лет ().

В случае установления повышающего коэффициента, размер предстоящих выплат определяется путем математического умножения размера оклада на коэффициент.

Персональный повышающий коэффициент может быть назначен с учетом:

  • профессиональной подготовки;
  • сложности выполняемых работ;
  • степени ответственности сотрудника.

Решение о надбавке принимается руководителем предприятия в отношении каждого работника индивидуально.
Коэффициент за выслугу лет может быть установлен сотрудникам в зависимости от общего профессионального стажа на данном предприятии.

Вопрос: Является ли невыплата премии нарушением трудового законодательства, если в трудовом договоре указано, что заработная плата состоит из должностного оклада и премии?
Посмотреть ответ

Как происходит надбавка к должностному окладу

Надбавка к окладу представляет собой дополнительную оплату профессиональной деятельности, рассчитанную на основании:

  • установленных тарифных ставок;
  • должностных окладов;
  • сдельных расценок.

Внимание! Сведения о надбавке сотрудника должны быть отражены в трудовом контракте в качестве условий оплаты трудовой деятельности.

Надбавки к окладу бывают двух видов:

  • обязательные;
  • необязательные.

Обязательными надбавками являются доплаты, установленные за выполнение определенных должностных обязанностей. Например, доплата за вахтовый график работы или работу в местности с особым климатом.

Если работодатель желает установить надбавку сотруднику при отсутствии условий для установления обязательной доплаты, то такая надбавка будет считаться персональной и устанавливается она в индивидуальном порядке.

Персональная надбавка может быть установлена работодателям за:

  • стаж работы сотрудника;
  • профессиональное мастерство;
  • работу с коммерческой тайной;
  • владение иностранным языком;
  • ученую степень;
  • результаты работы.

Надбавка может быть установлена в виде фиксированной суммы (например, 1000 рублей к окладу) или процентов (например, 15% от оклада).

В любом случае размер любой доплаты должен быть отражен в трудовом договоре. В некоторых случаях допустима отсылка к документу, определяющему порядок начисления персональной надбавки к окладу сотрудника.

Уникальный приказ об изменении (повышении) должностного оклада

ВАЖНО! Образец приказа о повышении должностного оклада работника от КонсультантПлюс доступен

Изменение оклада сотрудника может быть инициировано служебной запиской с указанием причин изменения оклада. Если окладная часть впоследствии будет уменьшена, то пожелания линейного руководителя учитываться не будут.

Причинами увеличения окладной части может стать:

  • систематическое перевыполнение плана;
  • повышение квалификации;
  • успешно пройденная аттестация;
  • большой опыт работы.

Кроме того, повышение должностного оклада может быть инициировано в результате изменения служебных обязанностей.

Для того чтобы поднять вопрос о повышении оклада:

  1. Руководитель работника должен предоставить вышестоящему начальству служебную записку с информацией о причинах увеличения оклада своему подчиненному.
  2. Впоследствии документ должен быть согласован с уполномоченным лицом или директором организации.
  3. После того, как увеличение оклада будет одобрено, сотрудник отдела кадров должен подготовить уникальный приказ о корректировке окладной части заработной платы сотрудника, а также о внесении корректировок в штатное расписание.
  4. Кроме того, все изменения должны быть отображены и в трудовом договоре. Для этого необходимо подготовить дополнительное соглашение, которое в дальнейшем будет подписано обеими сторонами.
  5. В случае достижения договоренности любого рода, составляется уникальный приказ об изменении должностного оклада и допсоглашение к трудовому контракту.

Вопрос: В трудовом договоре работнику установлен неполный рабочий день (4 часа). Вправе ли он требовать выплаты полной суммы должностного оклада, предусмотренного штатным расписанием, если именно эта сумма указана в его трудовом договоре?
Посмотреть ответ

Так как данный приказ не имеет утвержденной на законодательном уровне формы, любое учреждение вправе составить его в произвольном формате на фирменном бланке предприятия. При этом крайне важно, чтобы приказ отражал следующие данные:

  • сведения о предприятии;
  • реквизиты приказа;
  • город или населенный пункт, где был составлен приказ;
  • дату составления документа;
  • изменения в условиях трудовой деятельности;
  • аргументацию необходимости изменения должностного оклада;
  • подписи сторон.

Таким образом, окончательный вариант приказа об изменении оклада должностному лицу будет выглядеть примерно следующим образом:

Организационно-правовая форма компании
«наименование»

ПРИКАЗ № (номер приказа)

Город

дата

о повышении оклада (имя сотрудника в дательном падеже)

В связи с (причина повышения оклада, например: улучшение качественных показателей/ изменение штатного расписания/ расширение функционала) ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Установить (должность и ФИО сотрудника) должностной оклад в размере (новая сумма оклада цифрами и прописью) рублей с (дата изменения оклада).
  2. Главному бухгалтеру (ФИО бухгалтера) обеспечить своевременные выплаты указанного в пункте 1 настоящего приказа оклада и других сумм, рассчитываемых исходя из него, а также проконтролировать корректность оформления всех кадровых документов.
  3. Инспектору отдела кадров (ФИО сотрудника отдела кадров) внести изменения в штатное расписание (дата и номер штатного расписания), установив оклад по должности (наименование должности) в размере (сумма нового оклада).
  4. Инспектору отдела кадров (ФИО сотрудника отдела кадров) подготовить дополнительное соглашение к трудовому договору (дата и номер трудового договора сотрудника) с (ФИО сотрудника) об установлении оклада в размере (сумма нового оклада) с (дата изменения оклада).
  5. Инспектору отдела кадров (ФИО сотрудника отдела кадров) ознакомить с настоящим приказом (ФИО сотрудника)под роспись.

Основание: (наименование, дата и номер документа, инициировавшего повышение оклада, например: докладная записка руководителя отдела/ приказ о внесении изменений в штатное расписание)

Генеральный директор (наименование компании) (ФИО)_______________(подпись) __

Изменения в условиях оплаты профессиональной деятельности вступят в силу сразу же после подписания документов обеими сторонами.

Главное помнить, что как бы ни менялись условия оплаты трудовой деятельности, в случае достижения какой-либо договоренности, между сторонами должен быть составлен приказ и допсоглашение к трудовому договору об изменении условий труда. Без этой документации изменение окладной части будет считаться недействительным.