Схема территориального планирования ЯНАО

Схема территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа

СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

I. Цели и задачи Схемы территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа

Главной целью территориального планирования субъекта Российской Федерации (в данной работе – Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ)) является обеспечение устойчивого развития территории через формирование правовых документов, направленных на реализацию полномочий органов государственной власти.
Схема территориального планирования является важной частью стратегического управления развитием автономного округа совместно со Стратегией социально-экономического развития автономного округа на период до 2020 г., Комплексной программой развития и размещения производительных сил автономного округа до 2025г.
Одновременно Схема территориального планирования является важным условием реализации Программного блока системы управления. С ее учетом должны разрабатываться комплексные и целевые (отраслевые) программы окружного и аналогичные программы муниципального уровней.
Предложения по территориальному планированию направлены на достижение устойчивого социально-экономического развития путем последующей реализации мероприятий органами управления автономного округа через градостроительную, земельную, инвестиционную и экономическую политики.
Предложения территориального планирования имеют правовой характер и должны учитываться в конкретной правоприменительной практике при решении вопросов установления вида целевого использования земель, представления земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Задачами территориального планирования являются:
— оценка современного уровня социально-экономической и территориальной развитости автономного округа, выявление ресурсных потенциалов для определения стратегических направлений развития;
— формирование единого регионального планировочного каркаса на базе перспективной транспортной схемы, оптимизации систем расселения и развития городских и сельских населенных пунктов;
— взаимоувязка градостроительных решений и землепользования, в том числе целесообразность изменения:
— границ муниципальных образований и статуса населенных пунктов;
— границ земель лесного фонда;
— границ земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в их составе;
— границ зон с особыми условиями использования территории;
— границ земель особо охраняемых природных территорий регионального значения;
— границ земельных участков, предоставляемых для размещения объектов капитального строительства федерального и регионального значения;
— создание устойчивой и надежной инженерной инфраструктуры регионального и межселенного значения во взаимосвязи с федеральной инфраструктурой;
— улучшение экологической обстановки с выделением зон, выполняющих средозащитные и санитарно-гигиенические функции;
— сохранение и расширение особо охраняемых природных территорий, зон и объектов историко-культурного наследия;
— разработка мероприятий по активизации градостроительной и хозяйственной деятельности регионального уровня посредством целенаправленного развития зон и точек роста и определения для них приоритетных инвестиционных направлений.
Для выполнения задач Схемы территориального планирования необходимы:
— увязка мероприятий по территориальному планированию и землепользованию. Определение зон размещения объектов капитального строительства должно учитывать категории земель, на которых предлагается их размещение, а изменение границ земель различных категорий связано с размещением объектов капстроительства;
— выявление ограничений комплексного развития, которые утверждаются в составе положений о территориальном планировании, включая зоны с особыми условиями использования территории;
— необходимо обосновать предложение по размещению особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменению границ земель сельскохозяйственного назначения, границ муниципальных образований;
Важными из них являются обоснования границ зон размещения объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, путей сообщения, информатики и связи; линейных объектов, обеспечивающих деятельность естественных монополий (газоснабжение, объектов социальной инфраструктуры, промышленности, материально-технического снабжения, коммунальных хозяйств, туристско-рекреационной деятельности).