Штраф за нарушение бухгалтерского учета

Государственные (муниципальные) учреждения при нарушении требований к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской отчетности несут административную ответственность, установленную ст. 15.15.6 КоАП РФ.

В настоящее время подготовлена новая редакция КоАП РФ (ID проекта 02/04/01‑20/00099059 (далее – проект)). Планируется, что изменения вступят в силу в 2021 году. В данном материале сравним действующие нормы ст. 15.15.6 КоАП РФ с аналогичными положениями проекта.

Нарушения в бухгалтерском учете и отчетности, в отношении которых предусмотрена административная ответственность по ст. 15.15.6 КоАП РФ, делятся следующим образом:

  1. Непредставление или представление бухгалтерской отчетности с нарушением установленных сроков.
  2. Незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.
  3. Значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.
  4. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности.

Проектом предусмотрены аналогичные нарушения и их квалификация.

Содержание

Непредставление, нарушение сроков представления бухгалтерской отчетности.

Нарушение

Административная мера ответственности, предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ

Административная мера ответственности, предусмотренная проектом

Непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, бюджетным законодательством РФ и иными нормативными

Наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб.

правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бухгалтерской отчетности

Незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.

Нарушение

Административная мера ответственности, предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ

Административная мера ответственности, предусмотренная проектом

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности, содержащей незначительное искажение показателей этой отчетности, или не повлекшее искажения показателей этой отчетности

Предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.

При повторном нарушении штраф для должностных лиц составляет от 5 000 до 15 000 руб.

Предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.

Под незначительным искажением показателей бухгалтерской отчетности понимаются:

1) искажение показателя отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

  • не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, не превышающую 100 000 руб.;
  • не более чем на 1 % и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.;

2) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, не превышающую 100 000 руб., вследствие нарушения требований к бухгалтерскому учету и (или) искажения показателей бухгалтерской отчетности.

Значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.

Нарушение

Административная мера ответственности, предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ

Административная мера ответственности, предусмотренная проектом

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее

Наложение на должностных лиц административного

Наложение на должностных лиц административного

представление бухгалтерской отчетности, содержащей значительное искажение показателей этой отчетности

штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб.

При повторном нарушении штраф для должностных лиц составляет от 15 000 до 30 000 руб.

штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб.

Под значительным искажением показателей бухгалтерской отчетности понимаются:

1) искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

  • не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.;
  • не более чем на 1 % и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.;

2) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требованийк бухгалтерскому учету и (или) искажения показателей бухгалтерской отчетности.

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету.

Нарушение

Административная мера ответственности, предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ

Административная мера ответственности, предусмотренная проектом

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

Наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 15 000 до 30 000 руб.

При повторном нарушении штраф для должностных лиц составляет от 30 000 до 50 000 руб.

Наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Под грубым нарушение ведения бухгалтерского учета, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности, понимаются:

1) искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

  • более чем на 10 %;
  • не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.;

2) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к бухгалтерскому учету и (или) искажения показателей бухгалтерской отчетности;

3) включение в бухгалтерскую отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;

4) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

5) ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

6) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Освобождение от административной ответственности.

Предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность нарушения в бухгалтерском за нарушение ведения бухгалтерского учета требований к бухгалтерскому учету и отчетности возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений.

При этом должностные лица освобождаются от ответственности за указанные правонарушения в случаях:

1) представления уточненной налоговой декларации (расчета) и уплаты на основании такой налоговой декларации (расчета) суммы налога (сбора, страхового взноса), не уплаченной вследствие нарушения требований к бухгалтерскому учету и (или) искажения показателей бухгалтерской отчетности, а также уплаты соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ;

2) представления бухгалтерской отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бухгалтерской отчетности):

  • до принятия бухгалтерской отчетности финансовым органом, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской отчетности (далее – субъект консолидированной отчетности);
  • после принятия бухгалтерской отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ, ошибок в бухгалтерской отчетности;
  • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки бухгалтерской отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в бухгалтерской отчетности.

Административная ответственность нарушения в бухгалтерском , предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ за искажение показателей бухгалтерской отчетности, не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Аналогичные положения предусмотрены в проекте.

рок давности привлечения к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в бухгалтерском учете и отчетности составляет два года со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ). Такой же срок предполагается установить в новой редакции кодекса (п. 3.31 проекта).

* * *

Сравнив действующие нормы КоАП РФ с проектом в части ответственности государственных (муниципальных) учреждений за нарушения требований к бухгалтерскому учету и отчетности, сделаем вывод, что некоторые меры ответственности предполагается смягчить.

Так, при принятии проекта, если бухгалтерская отчетность не будет представлена или будут нарушены сроки ее представления, должностным лицам может быть вынесено предупреждение или им может грозить штраф от 5 000 до 15 000 руб. В настоящее время за такое нарушение предусмотрен штраф от 10 000 до 30 000 руб.

В новой редакции КоАП РФ также не планируют вводить нормы об ответственности за повторное нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению и представлению отчетности.

Размещен на сайте www.regulation.gov.ru.

Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение, №7, 2020 год

А. Гусев

Журнал «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера» № 11/2017

Комментарий к Письму Минфина РФ от 07.09.2017 № 02-06-10/57741.

В комментируемом Письме от 07.09.2017 № 02-06-10/57741 рассмотрен вопрос о привлечении к административной ответственности за подачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

В силу ст. 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей в настоящее время редакции данной статьи непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Объект данного правонарушения – общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных правоотношений.

Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется непредставлением или представлением с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, такой отчетности либо представлением заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для этих целей.

Примерами данного нарушения являются, в частности:

  • неотражение в отчетности имеющихся у учреждения задолженностей;

  • наличие неоприходованных излишков материальных ценностей;

  • неотражение на балансе используемого для нужд учреждения имущества;

  • составление и представление отчетности не в полном объеме, а также с нарушением установленных сроков.

Вместе с тем действующим в настоящее время законодательством, регулирующим ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, составление и представление бухгалтерской (бюджетной) отчетности, однозначно не определен термин «недостоверная отчетность», а также перечень условий (искажений), при которых отчетность квалифицируется как недостоверная.

Пунктом 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), определено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Указанным пунктом также предусмотрено, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую. В целях бухучета существенной признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

Принимая во внимание изложенное, а также основные цели формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (бюджетной отчетности) как документа, призванного обеспечить для внешних пользователей раскрытие информации, необходимой им для принятия экономических решений, на достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки (искажения), а только существенные, которые повлекли изъятие и (или) искажение показателей отчетности, необходимых внешним пользователям для принятия решений, в частности решения об объеме ожидаемых доходных (финансовых) поступлений, ожидаемых выплат средств ввиду наличия требований кредиторов, объема расходов, необходимых для осуществления деятельности субъекта учета (объема его финансового обеспечения).

Например, ошибки в аналитическом учете объектов имущества (машин, оборудования, прочих основных средств), которые не повлекли неправильное исчисление амортизации (налога на имущество организаций), не формируют отклонения по величине активов субъекта учета и не влияют на принятие финансовых решений пользователем отчетности. Соответственно, такое искажение аналитических показателей не влияет на достоверность отчетности.

Вместе с тем отражение на балансовых счетах учета основных средств информации об объекте недвижимого имущества, созданном субъектом учета и фактически находящемся в его пользовании (содержании), но не закрепленном за ним на праве оперативного управления (государственная регистрация права оперативного управления, предусмотренная законодательством РФ, отсутствует), не соответствует действующим правилам бюджетного учета и создает некорректное увеличение объема основных средств, а также расходов субъекта учета по уплате налога на имущество организаций, влияя на объем финансового обеспечения субъекта учета и финансовый результат его деятельности.

Следует отметить, что употребляемые термины «недостоверная отчетность», «существенная ошибка (искажение), влияющая на достоверность отчетности», как любое оценочное понятие, наполняются содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела и с учетом толкования указанных терминов в правоприменительной практике.

Напомним, что в силу ст. 162 БК РФ получатели бюджетных средств формируют (обеспечивают формирование) и представляют бюджетную отчетность соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Согласно п. 3 ст. 264.1 БК РФ под бюджетной отчетностью понимается комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка.

Порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен Инструкцией № 191н.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются должностные лица.

Субъективная сторона данного правонарушения состоит как в наличии умысла, так и в возможном совершении правонарушения по неосторожности.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

В свою очередь, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Напомним, что под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

На основании п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» за ведение бухучета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер учреждения.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета (ч. 8 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете):

  • данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

  • объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Отметим, что в силу ст. 7 Закона о бухгалтерском учете организация бухучета и хранения соответствующих документов находится в компетенции руководителя учреждения. Руководитель же вправе ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности передать по правилам законодательства РФ по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии). При этом руководитель учреждения принимает решения в пределах его компетенции, которая определяется учредительными документами и контрактом.

В соглашении о передаче ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии (приложении к соглашению) должны быть установлены: регламент взаимодействия руководителя учреждения с бухгалтерией, содержащий обязательные гарантии по предоставлению своевременной, качественной, достоверной и оперативной информации в соответствии с законодательством РФ, в том числе по требованию руководителя учреждения, порядок информационного взаимодействия между руководителем (ответственными лицами) учреждения и централизованной бухгалтерией, порядок обмена электронными документами и сведениями, порядок оформления и принятия к учету первичных учетных документов, регламентация организации взаимодействия централизованной бухгалтерии и руководителя (ответственных лиц) учреждения по иным вопросам, необходимым для принятия экономических и хозяйственных решений субъектом учета.

Кроме того, в соглашении должна быть прописана ответственность централизованной бухгалтерии по исполнению обязательств по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, хранению документов, осуществлению внутреннего контроля за правильностью совершения хозяйственных операций и (или) по оформлению первичных учетных документов, по своевременности сроков формирования бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, по подготовке платежных документов и иных функций, предусмотренных переданными полномочиями.

Итак, при определении ответственности за административное правонарушение, предусмотренной ст. 15.15.6 КоАП РФ, следует учитывать распределение полномочий между руководителем субъекта учета и должностными лицами централизованной бухгалтерии.

Согласно п. 1 Инструкции № 191н бюджетную отчетность обязаны представлять главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств; государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения, осуществляющие полномочия федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме; иные получатели бюджетных средств, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета; главные администраторы, администраторы доходов бюджетов; главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджетов; финансовые органы РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов; органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; органы, осуществляющие кассовое обслуживание государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, государственных (муниципальных) автономных учреждений и иных организаций.

С учетом вышеизложенного к административной ответственности, установленной ст. 15.15.6 КоАП РФ, могут быть привлечены главные бухгалтеры учреждений и организаций, перечисленных в п. 1 Инструкции № 191н. Заметим, что главные бухгалтеры бюджетных и автономных учреждений могут быть привлечены к ответственности по названной статье, только если на данные учреждения возложены полномочия получателей бюджетных средств – например, по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.

В случае искажения бухгалтерской отчетности, предусмотренной Инструкцией № 33н, применяются нормы ст. 15.11 КоАП РФ. Законопроектом предусматривается внесение дополнения в обозначенную статью, исключающего действие ее положений на организации государственного сектора. Одновременно в новой редакции будет представлена ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Вместе с тем следует учитывать, что в целях корректировок административного законодательства РФ в части совершенствования порядка применения бюджетных мер принуждения за совершение должностными лицами организаций государственного сектора нарушений, выраженных в несоблюдении ими порядка формирования и предоставления бюджетной (бухгалтерской) отчетности, а также составления, утверждения и ведения казенными учреждениями бюджетных смет, формирования и представления сведений (документов), необходимых для осуществления бюджетного процесса, Правительством РФ в Госдуму внесен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 15.11, 15.15.6 и 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В частности, в законопроекте говорится, что административная ответственность, установленная ст. 15.15.6 КоАП РФ, применяется в случае нарушения порядка формирования и представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности организациями государственного сектора, в том числе бюджетными и автономными учреждениями.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Налоговый кодекс

В связи с принятием Налогового кодекса (НК) у главбухов может появиться новая головная боль, связанная с бухгалтерской отчетностью.

Как известно, п. 46.2 НК заставил предприятия подавать в ГНИ вместе с налоговыми декларациями и финансовые отчеты. Этот пункт входит в главу 2 второго раздела НК, которая называется «Налоговая отчетность».

Если налоговики на этом основании сочтут финансовую отчетность разновидностью «налоговой отчетности», то за непредставление или несвоевременное представление финансовых отчетов в ГНИ предприятия могут подвергнуться санкциям по статье 120 НК: 170 грн. за каждый факт непредставления или несвоевременного представления отчетности.

Впрочем, по нашему мнению, такой подход в случае его реализации был бы неправомерным, ибо НК прямо не называет финансовый отчет собственно «налоговой отчетностью». Мало того, в тексте статьи 46 финансовая отчетность совершенно четко дистанцирована от «налоговых деклараций».

Научно-практический комментарий к НК говорит, что

«информация, указанная в представленной налоговой отчетности, является основанием для начисления и уплаты налогового обязательства»(1).

Поскольку финансовая отчетность не является основанием для начисления налогов, то и назвать ее налоговой отчетностью нельзя(2).

В связи с новыми требованиями НК особенно актуальной становится нормастатьи 38 Закона » О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», в соответствии с которой основанием для постановления судебного решения о прекращении юрлица является, в частности,

«неподача в течение года органам государственной налоговой службы налоговых деклараций, документов финансовой отчетности в соответствии с законом».

Админответственность: КРС, ГНИ, НБУ, МВД

Статья 1642 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает наложение штрафа от 8 до 15 НМДГ за

«отсутствие бухгалтерского учета или ведения его с нарушением установленного порядка, внесение ложных данных в финансовую отчетность, неподача финансовой отчетности, несвоевременное или некачественное проведение инвентаризаций денежных средств и материальных ценностей, нарушение правил ведения кассовых операций». Есть в КоАП и статья, предназначенная специально для бухгалтерских нарушений при ликвидации предприятия— статья 1666 («Неподача или несвоевременная подача, подача по неустановленной форме или подача недостоверной финансовой отчетности, ликвидационного баланса, связанных с ликвидацией юридического лица, председателя ликвидационной комиссии, ликвидатором, другими ответственными лицами, привлеченными к ликвидации юридического лица»; «Ведение с нарушением установленного порядка бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с ликвидацией юридического лица, включая оценку имущества и обязательств юридического лица и составление ликвидационного баланса»).

За эти проступки главбуха, если, конечно, он попал в круг названных «ответственных лиц», могут оштрафовать на сумму от 30 до 60 НМДГ.

Штрафовать в данных случаях, согласно статье 2341 КоАП, будет контрольно-ревизионная служба. Поэтому попасть «под колпак» админответственности по статьям 1642 и 1666 имеют шанс те главбухи, чьи предприятия угодили в сферу компетенции этого грозного ведомства (т.е. распорядители бюджетных средств, получатели средств из бюджетов и от госпредприятий).

Как разъяснило ГлавКРУ в письме от 27.02.2004 г. № 13-14/130, в случае выявления нарушения порядка предоставления финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица работники ГКРС составляют протокол об административном правонарушении независимо от организационно-правовой формы проверяемого предприятия, учреждения или организации, поскольку действующее законодательство не устанавливает ограничений в отношении привлечения к административной ответственности должностных лиц предприятий, учреждений и организаций негосударственной формы собственности.

Протокол об административном правонарушении может быть составлен в отношении председателя ликвидационной комиссии, ликвидатора, других ответственных лиц, привлеченных к ликвидации юридического лица.

Кроме КРУшников, по статье 1666 за бухгалтерские нарушения при ликвидации предприятия бухгалтера могут оштрафовать и налоговики (статья 2342 КоАП), и представители НБУ (статья 2343 КоАП). Кстати, протоколы по статье 1642 могут составлять даже милиционеры (статья 255 КоАП).

Админответственность: госстатистика

Гораздо шире круг субъектов ответственности у статьи 1863 КоАП

(«Неподача органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или подача их недостоверными, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, или с опозданием; необеспечение надлежащего состояния первичного учета»).

По этой статье органы госстатистики могут оштрафовать провинившегося главбуха как должностное лицо на сумму от 10 до 15 НМДГ(3).

Здесь нужно иметь в виду, что под «первичным учетом» статистики понимают не привычную бухгалтерам обработку первичной документации, а формы финансовой отчетности. Ведь именно такие формы, представляемые в орган госстатистики, являются для самих статистиков «первичными». Вот как этот вопрос описан в письме Госкомстата от 01.10.2002 г. № 12-01-6/50:

«Согласно статье 6 Закона Украины от 13.07.2000 г. № 1922-III «О государственной статистике», статистическая информация, полученная на основании проведенных органами государственной статистики статистических наблюдений, существует в виде первичных данных о респондентах, статистических данных, которые прошли одну или несколько стадий проработки и накоплены на бумажных, магнитных и других носителях или в электронном виде, а также аналитических материалов, подготовленных на основании этих данных. В этой статье также определено, что первичные данные — это информация о количественной и качественной характеристике явлений и процессов, поданная респондентами во время статистических наблюдений. Исходя из изложенного, финансовая отчетность предприятий и организаций всех форм собственности, сбор которой осуществляют органы государственной статистики, является первичными данными для проведения статистических наблюдений по статистике финансов. В соответствии со статьей 7 указанного выше Закона, решения по выбору источника статистической информации принимается органами государственной статистики самостоятельно. Это дает право на получение органами государственной статистики финансовой отчетности от предприятий и организаций, что, в свою очередь, соответствует Порядку подачи финансовой отчетности, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 г. № 419, и разработанному во исполнение Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». При этом обращаем внимание, что статус финансовой отчетности определен Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». В частности, в статье 11 данного Закона указано, что «формы финансовой отчетности предприятий и порядок их заполнения устанавливаются Министерством финансов Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины».

Ценнобумажное регулирование

В соответствии со статьей 8 Закона «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине», ГКЦБФР имеет право осуществлять контроль за достоверностью информации, предоставляемой эмитентами, и ее соответствием установленным стандартам.

Поскольку финансовая отчетность должна регулярно представляться в ГКЦБФР многими участниками рынка ценных бумаг, то нарушения, связанные с составлением и представлением таких отчетов, могут строго наказываться представителями ГКЦБФР.

Прежде всего мы бы обратили внимание главбухов, в частности, на следующие санкции, приведенные в статье 11 Закона «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине:

«Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку применяет к юридическим лицам финансовые санкции за: <…> 5) неопубликование, опубликование не в полном объеме информации и/или опубликование недостоверной информации — в размере до тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. За те же действия, совершенные повторно в течение года, — в размере от тысячи до пяти тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан; 6) неразмещение, размещение не в полном объеме информации и/или размещение недостоверной информации в общедоступной информационной базе данных Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку о рынке ценных бумаг — в размере до тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. За те же действия, совершенные повторно в течение года, — в размере от тысячи до пяти тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан; 7) неподачу, подачу не в полном объеме информации и/или подачу недостоверной информации в Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку — в размере до тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. За те же действия, совершенные повторно в течение года, — в размере от тысячи до пяти тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан».

Уголовная ответственность

По Уголовному кодексу (УК) ответственность бухгалтера как должностного лица при исполнении профессиональных обязанностей может возникнуть в связи с самыми разнообразными правонарушениями. Но если анализировать аспект представления финансовой отчетности, то наиболее рискованными, с нашей точки зрения, для главбуха являются следующие статьи УК:

· статья 222 «Мошенничество с финансовыми ресурсами» — «карается штрафом от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

· статья 220 «Сокрытие устойчивой финансовой неспособности» — «карается штрафом от двух до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до двух лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

· статья 218 «Фиктивное банкротство» — «карается штрафом от семисот пятидесяти до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет»

Вышеуказанные статьи могут стать реальной угрозой для главбуха, как правило, только тогда, когда недостоверная финансовая отчетность привела к тяжелым финансовым потерям для кредиторов предприятия и/или для бюджета, доноров госдотаций и субсидий.

2) Сейчас пока не ясен статус обещанного отчета по налоговым разницам, который нужно будет составлять в 2012 г. Вообще-то в п.46. НК говорится, что такой отчет должен быть частью финансовой отчетности. Однако, если его сделают чем-то вроде приложения к налоговой декларации, то такой отчет обретет статус налоговой отчетности.

3) Это право предоставлено органам статистики статьей 2443 КоАП

За ошибки в бухучете и отчетности бухгалтера могут не только оштрафовать и дисквалифицировать, но и посадить в тюрьму. За каждое нарушение свое наказание. Наши таблицы штрафов помогут узнать штрафы для бухгалтеров в 2020 году.

С 2020 года изменились штрафы для бухгалтеров по УК РФ. Таблицу новых штрафов смотрите в журнале «Упрощенка».

Новые штрафы 2020

Штрафы для бухгалтеров за ошибки в бухучете

Ниже приводим штрафы для бухгалтеров и других должностных лиц за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (статья 15.11 КоАП РФ).

Сумма нового штрафа для бухгалтеров за ошибки в бухучете

Что считать грубым нарушением в бухучете

За первое нарушение

Штрафы 5-10 тыс. руб.

  1. занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов из-за искажения данных бухгалтерского учета;
  2. искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
  3. регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  4. ведение счетов бухгалтерского учета вне регистров бухгалтерского учета;
  5. составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных из регистров бухгалтерского учета;
  6. отсутствие у экономического субъекта первички, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности

За повторное нарушение в течение года со дня первого нарушения

Штраф 10-20 тыс. руб.,

Или дисквалификация на 1-2 года

Какие штрафы заменили на предупреждение

Штраф за первое административное правонарушение заменяется на письменное предупреждение. Правило применяется в отношении бухгалтеров, руководителей, юридических лиц, предпринимателей — субъектов малого и среднего бизнеса.

Замена штрафа на предупреждение будет в том случае, если нарушение не наносит имущественный ущерб, не причиняет вред жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам культурного наследия.

По остальным нарушениям сначала предупредят, а потом оштрафуют. Подробности в статье Когда бухгалтера не штрафуют за ошибки.

Нарушение, за которое сначала предупреждают, а потом штрафуют

Размер штрафа

Неприменение ККТ (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ)

Для организаций — от ¾ до полной суммы оплаты, но не меньше 30 000 руб.,

Для должностных лиц и ИП — от ¼ до ½ от суммы чека, но не менее 10 000 руб.

Нарушение порядка ведения кассовых операций (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ)

Для юрлиц — от 40 000 до 50 000 руб., для должностных лиц и бизнесменов — от 4000 до 5000 руб.

Нарушение ИП и фирмами трудового законодательства (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ)

Для фирм — от 30 000 до 50 000 руб., для бизнесменов — от 1000 до 5000 руб., для должностных лиц — предупреждение или штраф от 1000 до 5000 руб.

Уклонение от заключения трудового договора, оформление ГПД вместо трудового контракта (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ)

Для юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб., для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб., для коммерсантов — от 5000 до 10 000 руб.

Непроведение спецоценки или нарушение порядка ее проведения (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Для компаний — от 60 000 до 80 000 руб., для бизнесменов — от 5000 до 10 000 руб., для должностных лиц — предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб.

Грубое нарушение требований бухучета и бухуотчетности (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ)

Для должностных лиц — от 5000 до 10 000 руб.

Штрафы по УК РФ

Уголовное наказание заменяется на штраф, если виновный возместил ущерб и заплатил штраф (новая ст. 76.2 УК РФ).

Размер штрафа назначает суд. И если его не заплатить в установленный судом срок, то виновный привлекается к уголовной ответственности в общем порядке.

Размер судебного штрафа не может превышать половину максимального размера штрафа, предусмотренного статьей УК РФ, за которую предусмотрена уголовная ответственность (новые ст. 104.4 и 105.5 УК РФ).

Если же штраф статьей УК РФ не предусмотрен (например, за нарушение сразу сажают в тюрьму), то штраф для отмены уголовного наказания не может быть больше 250 000 рублей. Размер штрафа определяется с учетом тяжести преступления и зарплаты нарушителя.

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния преступления на подразделяются (ст. 15 УК РФ) на:

  1. небольшой тяжести
  2. средней тяжести
  3. тяжкие преступления
  4. особо тяжкие преступления

Первые два вида преступления заменены на штрафы, если бухгалтер, руководитель, ИП совершили их впервые. Эти изменения в УК РФ с 15 июля предусмотрены новым федеральным законом от 03.07.2016 № 323-ФЗ.

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы.

В таблице — примеры таких предступлений.

Нарушение

Максимальное наказание

Норма УК РФ

Уклонение от уплаты налогов

Лишение свободы до 3 лет

ч. 1 ст. 198

ч. 2 ст. 198

ч. 1 ст. 199

Неуплата налогов налоговым агентом

Лишение свободы до 2 лет

ч. 1 ст. 199.1

Всего мы насчитали боле 420 преступлений небольшой и средней и тяжести. Журнале «Упрощенка» новый сервис про штрафы для бухгалтеров и руководителей. Не забудьте оформить или продлить подписку.

Штрафы за ККТ

Статья 14.5 КоАП, в которой прописаны новые штрафы за ККТ, изложена в новой редакции.

Неприменение ККТ наказывается штрафом:

Для должностных лиц (кассир, другие ответственные лица): 25% — 50% от суммы покупки, но не менее 10 000 рублей.

Для юридических лиц: 75% — 100% от суммы покупки, но не менее 30 000 рублей.

Вводятся штрафы за повторное неприменение ККТ:

Для должностных лиц — дисквалификация от 1 до 2 лет.

Для ИП и организаций — административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

За неиспользование онлайн-касс и работу на старых ККТ штраф составит:

Для должностных лиц от 1500 до 3000 рублей.

Для юридических лиц — предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей.

За что штрафуют

Сумма нового штрафа

Неприменение ККТ

Первый раз:

  1. Для должностных лиц (кассир, другие ответственные лица): 25% — 50% от суммы покупки, но не менее 10 000 рублей.
  2. Для юридических лиц: 75% — 100% от суммы покупки, но не менее 30 000 рублей.

Повторное нарушение:

  1. Для должностных лиц — дисквалификация от 1 до 2 лет.
  2. Для ИП и организаций — административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Неприменение онлайн-касс

  1. Для должностных лиц от 1500 до 3000 рублей.
  2. Для юридических лиц — предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей.

Штрафы за нарушение трудового законодательства и задержку зарплаты

Законом предусмотрены новые штрафы за нарушение трудового законодательства по статье 5.27 КоАП РФ и 236 ТК РФ.

Нарушение, норма закона

Наказание для…

Бухгалтеров

Предпринимателей

Компаний

— В документах срок выплаты зарплаты стоит позже 15-го числа следующего месяца

— Невыдача расчетных листков;

— Отпускные выплачены позже, чем за три дня до начала отпуска;

(ч. 1-2 ст. 5.27 КоАП РФ)

Первое нарушение

штраф от 1000 до 5000 руб.

штраф от 1000 до 5000 руб.

штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Повторное нарушение*

штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на 1-3 года

штраф от 10 000 до 20 000 руб.

штраф от 50 000 до 70 000 руб.

— Работодатель не заключил трудовой договор;

— Договор не соответствует ТК РФ;

— Вместо трудового заключен гражданско-правовой договор.

(ч. 4 и 5 ст. 5.27 КоАП РФ)

Первое нарушение

штраф от 10 000 до 20 000 руб.

штраф от 5000 до 10 000 руб.

штраф от 50 000 до 100 000 руб.

Повторное нарушение*

дисквалификация на срок 1-3 года

штраф от 30 000 до 40 000 руб.

штраф от 100 000 до 200 000 руб.

— Невыплата заработной платы

— Зарплата ниже МРОТ

(ч. 6 и 7 ст. 5.27 КоАП РФ)

Первое нарушение

штраф от 10 000 до 20 000 руб.

штраф от 1000 до 5000 руб.

штраф от 30 000 руб. до 50 000 руб.

Повторное нарушение*

штраф от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация 1-3 года

штраф от 10 000 до 30 000 руб.

штраф от 50 000 руб. до 100 000 руб.

Компенсация работнику за задержку зарплаты

(ст. 236 ТК РФ)

Не ниже 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от невыплаченной зарплаты за каждый день просрочки

*Повторное нарушение — невыплата зарплаты в течение года со дня вступления в силу постановления о первом штрафе.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 11 ноября 2016 г.

Об основных требованиях к ведению бухгалтерского учета мы рассказывали в нашей отдельной консультации. А кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, и что понимается под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета? Расскажем об этом в нашем материале.

Организация ведения бухгалтерского учета

Бухгалтерским законодательством установлено, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем предприятия (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Отсюда следует, что ответственность за организацию бухгалтерского учета несет директор организации (п. 6 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н).

В то же время ведение бухгалтерского учета, как правило, поручается главному бухгалтеру. Поэтому на вопрос о том, кто несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, ответ – главный бухгалтер.

Это значит, обязанность руководителя компании – организовать бухгалтерский учет (создать бухгалтерскую службу, назначить главного бухгалтера и определить его обязанности по ведению учета и составлению отчетности), а обязанность главбуха – сформировать учетную политику, вести бухгалтерский учет, своевременно представлять полную и достоверную бухгалтерскую отчетность.

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета

Никто не застрахован от ошибок. Однако за серьезные бухгалтерские ошибки предусмотрена ответственность.

При этом кто конкретно из должностных лиц будет отвечать за ошибки в учете, руководитель или главный бухгалтер, будет зависеть от того, на кого фактически возложены обязанности по организации и ведению бухгалтерского учета.

Ответственность руководителя за ведение бухгалтерского учета (или главного бухгалтера) предусмотрена КоАП РФ (ст. 15.11 КоАП РФ), а ответственность самой организации – НК РФ (ст. 120 НК РФ).

Ответственность по КоАП РФ наступает при грубом нарушении требований к бухгалтерскому учету.

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской отчетности, понимается любое из следующих нарушений:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение не менее чем на 10% любого показателя бухгалтерской отчетности;
  • регистрация не имевшего места факта либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в бухгалтерских регистрах;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых бухгалтерских регистров;
  • составление бухотчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах;
  • отсутствие у организации первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения таких документов.

Ответственность руководителя за грубое нарушение бухучета

Ответственность за грубое нарушение – это штраф на руководителя в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

За повторное в течение года грубое нарушение штраф за неправильное ведение бухгалтерского учета возрастает: он может составить от 10 000 до 20 000 рублей. Более того, руководитель вместо штрафа может быть дисквалифицирован на срок от 1 года до 2 лет.